РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Акинин К.В. Первые шаги архимандрита Амвросия по восстановлению Воскресенского собора. Все права сохранены.
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
К.В. Акинин
ПЕРВЫЕ ШАГИ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА
В конце 40-х годов XVIII столетия начался новый период
восстановительных работ в Воскресенском соборе. 6 марта
Ситуация с заглохшим восстановлением Воскресенского собора стала стремительно меняться. Благодаря близости ко двору и высокому статусу члена Синода, архимандрит Амвросий имеет возможность непосредственного обращения в центральные учреждения империи и к императрице Елизавете Петровне. Открылась возможность быстрого получения необходимых средств, для восстановления всего собора, к тому времени состоящего из наполовину восстановленной ротонды и уже значительно обветшавшей соборной церкви. Среди настоятелей первой половины XVIII столетия архимандрит Амвросий имел наиболее высокое общественное положение и это было, по-видимому, основным фактором, сделавшим возможным быстрое восстановление всего здания. Монастырь как бы возвращал себе утраченный в петровскую эпоху высокий статус [2].
Уже документы весны
____________________
[1] Об архимандрите Амвросии: Бантыш-Каменский 1836,
стр. 31-32; НЭС т. II, ст. 332-333. В литературе, посвященной архимандриту
Амвросию, подчеркивается, что он был назначен в Воскресенский монастырь «в
видах восстановления его запущенных зданий» (там же, стр. 332).
Интересно, что в начале
[2] Представление о проводимых в то время в Воскресенском
соборе работах можно получить благодаря бесценному труду профессора Владимира
Троицкого (завершен в
[3] Расходная книга Воскресенского монастыря за
[4] Из листового железа по железным же стропилам - там же, стр. 179.
[5] Чернышев и др. 1988, стр. 32-33. Керамическое
оформление нижней части главы (наличники, херувимы и аркатура) было разрушено
позднее, при переделке окон в
-1-
участвовавших в этих работах – это была артель каменщиков Семена Занеги [6], а работами по производству изразцов руководил керамист Степан Пентюхов, сделавший партию изразцов «по прежнему рисунку» [7].
Рис. 1. Глава Подземной церкви с керамическими украшениями и
куполом
Источник изображения: фото автора.
Заметим, что и вновь сделанным металлическим главам была придана откровенно устаревшая к тому времени луковичная форма. Таким образом, на первых порах архимандрит Амвросий пытался следовать первоначальной стилистике Воскресенского собора с луковичными главами и изразцовым оформлением [8], используя для этих работ профессиональные кадры еще мичуринского времени.
____________________
[6] Каменщик Семен Занега (Занегин) работал при возведении
ротонды по проекту И.Мичурина еще в первый строительный сезон
[7] Расходная книга за
[8] В работах Чернышев и др. 1988, стр. 32 и Тепфер 2002, стр. 129 переделка главы Подземной церкви приписываются И.Мичурину, который уже был на строительстве Андреевского собора в Киеве (1747 – 1754 гг. – Клименко 2008, стр. 416).
Формально, к работам мог иметь отношение Семен Яковлев, назначенный по указу Сената на место уехавшего И.Мичурина (Аронова 2008, стр. 660). Но, по своему объему, переделка не столь значительна – она могла быть сделана и без привлечения архитектора и составления проекта, на основании одних лишь указаний архимандрита Амвросия.
-2-
Приведя в 1748 – начале
«…В нынешнюю нашу бытность в Воскресенском монастыре, именуемом Новом Иерусалиме, усмотрели мы многие в большой церкви в строениях ветхости, а особливо над гробом Христа Спасителя нашего обвалившийся шатер, чрез многие годы поныне не исправлен, отчего и оставшемуся строению чинится великое повреждение, что немалому сожалению подлежит; а понеже доходы, оставшие за определением монастырским, все отбираются в Экономию Синодального Правления [11], в том числе, и с пожалованной от нас тому монастырю Симбирской вотчины села Воскресенского, Сергиевское тож; того ради повелеваем Святейшему Синоду на все то исправление отпустить ныне во оной монастырь из доходов Экономии Синодального Правления тридцать тысяч рублев немедленно [12], и при том иметь прилежное старание, дабы вся та церковь и шатер в надлежащее во всем состояние приведена была в будущем году немедленно, а с вышепомянутой пожалованной от нас вотчины доходов никаких в Экономию не отбирать, а оставлять их на монастырское содержание и исправление сверх определенных на оной монастырь окладных доходов.
Елисаветъ.
в “
____________________
[9] Перечень работ «косметического» характера и закупок к
приему содержит отчет о монастырских расходах за
[10] Троицкий 1978, стр. 174; Хроника пребывания Елизаветы Петровны в Москве по материалам Камер-фурьерских журналов и другим источникам // Елизавета Петровна и Москва, стр. 206.
[11] Здесь и далее имеется в виду т.н. Синодальная канцелярия
экономического правления – правопреемница Монастырского приказа и Коллегии
Экономии, по указу императрицы
[12] В 1720-х гг. 30 000 руб. – это крупная сумма,
составляющая порядка 0,5% годового бюджета империи
[13] Троицкий 1978, стр. 94 = ОДДСС т. XXIX (
-3-
Этот акт придал делу восстановления Воскресенского собора общегосударственный статус, сходный по своему значению с работами по достройке здания в конце XVII столетия. Кроме 30.000 рублей на восстановление шатра, императрица пожертвовала 5.000 рублей на обновление ризницы, «его высокорейхсграфское сиятельство» [14] Алексей Разумовский пожаловал 3000 рублей на обновление иконостаса Подземной церкви, а «их императорские высочества» [15] пожертвовали 1000 рублей на обновление Голгофской церкви [16]. Так же по желанию Елизаветы Петровны в соборе было основано и полностью укомплектовано три новых придела [17].
После посещения Елизаветы Петровны Воскресенский монастырь
пережил как бы «второе рождение» - наряду с Троице-Сергиевым монастырем, Новый
Иерусалим стал самым посещаемым императрицей из подмосковных обителей [18].
Кроме материальной помощи, Воскресенский монастырь удостоился и разного рода
статусных почестей. Название обители в указе императрицы - «Новый Иерусалим»,
послужило поводом для официального восстановления Синодом первоначального имени
монастыря, отнятого еще при осуждении патриарха Никона в
После выхода императорского указа о восстановлении шатра над ротондой Воскресенского собора в дело вступают общеимперские «правительствующие» учреждения. На заседании Св. Синода 24 июля выносится решение,
____________________
[14] В
[15] Официальный титул четы наследников престола – будущего императора Петра III (1761-1762) и императрицы Екатерины II (1762-1796).
[16] Эти подробности архимандрит Амвросий упоминает в письме
в канцелярию Елизаветы Петровны начала марта
[17] Приделы св. Захария и Елизаветы и смежно с ним св.
Иоанна Златоустого на северных хорах собора, а также преп. Марии
Египетской в первом ярусе Голгофского комплекса. В начале
[18] По нашим подсчетам (по данным - Елизавета Петровна и
Москва, стр. 204-209), официальные акты отмечают 13 посещений
Троице-Сергиевой лавры (1744-54 гг.), 5 посещений - Ново-Иерусалимского
монастыря (1749-54 гг.), по одному – женского Александровского и
Николо-Угрешского (оба в
[19] Решение Синода от 11 октября
Ставропигиального статуса монастырь никогда не терял, что
было подтверждено как решением Собора 1666-67 гг., одновременно осудившего
Никона (Леонид 1876, стр. 125), так и указом Синода в
[20] Именной указ от 8 октября
-4-
обязывающее, в том числе, архимандрита Амвросия представить свое видение будущих восстановительных работ [21].
Через несколько дней, 28 июля, архимандрит Амвросий подает в
Синод «Мнение», в котором раскрывает свое видение организации восстановительных
работ и их концептуальную направленность [22]. В принципе, документ по своей
структуре почти ничем не отличается от сенатского решения о восстановлении
ротонды и шатра
«Мнение» начинается с рассуждения о покупке материалов, о назначению к смотрению за строительством секунд-майора Стефана Яковлева, о назначении монастырским экономом монаха Каллистрата – сотрудника Амвросия по Александро-Невскому монастырю. Архимандрит также считает необходимым назначения архитектора с гезелями, которым «… и жить до окончания того строения при Воскресенском монастыре неотлучно…»; так же касается вопроса о найме мастеровых людей «… дабы оная церковь с шатром к окончанию [приведена] и покрыта была [кровлей] будущим вешним и летним временем…» [23].
Крайне интересно дальнейшее повествование, из которого можно понять предполагаемую концепцию ведения работ: «… а кирпичные и изразцовые сараи … и печи возобновить… и как кирпич, так изразцы по всей возможности сделать немедленно… а понеже изразцового дела мастер из швецких пленников, в том монастыре воспринявший веру православного греческого исповедания Михайло Иванов… и закабален недавно в Москве неведомо каким случаем на фабрике купца Афанасия Гребенщикова… надлежит немедленно и непременно взять от Гребенщикова и возвратить в Воскресенский монастырь, кроме его таковой для церкви изразцовой работы и прочности сделать не может…».
Таким образом, архимандрит Амвросий декларирует дальнейшее
проведение работ в русле своих начинаний
____________________
[21] ОДДСС т. XXIX (
[22] там же, ст. 398-399 = РГИА ф.796, оп.30, д.321, л. 11-13.
[23] Эти невероятно сжатые сроки были заложены в указе Елизаветы Петровны. Архимандрит Амвросий, по-видимому, ранее не сталкивавшийся с организацией крупномасштабных строительных работ, вероятно, считал такие сроки вполне приемлемыми.
-5-
по нему частей ротонды - ввиду отсутствия автора [24] и неупоминания в его смете сведений о необходимом для строительства количестве рабочих [25]. Указанные причины – не более как формальность. Можно предположить, что проект И.Мичурина, по которому ранее велись работы, в художественном плане уже не устраивал архимандрита Амвросия - вероятно, восстановление собора должно было вестись по более «современному» проекту, учитывавшему и последние придворные вкусы [26]. По-видимому, ввиду столь сложных расчетов, архитектор упомянут во «Мнении» Амвросия лишь бегло, без конкретного имени.
Двойственность в подходе Амвросия к оформлению собора
демонстрируют последующие шаги архимандрита. Так, в начале
____________________
[24] см. прим. 8.
[25] ОДДСС т. XXIX (
[26] Хотя будь здание достроено по проекту И.Мичурина, его массивные формы, наверное, хорошо бы сочетались с росписью под мрамор и легкой гипсовой декорацией, как это было реализовано в собственно соборе уже в 1750-53 гг. – об этом ниже.
[27] Пометка архимандрита на полях письма наместника
Каллистрата от 26 мая
Во всяком случае, такое оформление до сих пор сохраняет интерьер Петропавловского собора, и, по-видимому, этот самый монументальный из храмов новой столицы в тот период, и был основным источником вдохновения для архимандрита Амвросия. Общие данные о Петропавловском соборе – ПАЛ, стр. 30-33.
По описи
Элементы лепного оформления интерьера первой половины 1750-х гг. имеют уплощенный характер, слегка выступая из поля стен, и, подобно легкой гравировке, подчеркивает своим изяществом монументальный характер конструкций здания. Существенным дополнением к лепнине были живописные композиции в картушах. Единственный архитектурный сюжет этого оформления – гипсовые наличники окон внутри большой главы собора, своей формой близки аналогичным элементам фасадной декорации московских церквей того времени – свят. Алексия в Рогожской слободе (1748-51 гг.) и храма Никиты Мученика на Старой Басманной (1745-51 гг.).
После завершения ротонды и шатра, в 1760-61 гг., интерьер
собственно собора был дополнен сделанными из гипса каннелированными стволами
колонн и композициями из тяг (квадратурой), покрывшей сплошным ковром все
свободные участки стен, поверхности арок и оконных ниш, а мраморная роспись
была закрашена густым темно-синим цветом. Опись
[28] Письмо архимандрита Амвросия в канцелярию императрицы
начала марта
Придел апостола Иакова, брата Господня, был перенесен из
Подземной церкви и размещен во втором ярусе колокольни (Зеленская 2002,
стр. 164, 383). Если изразцовые наличники и были сделаны, то, наверное, уже в
-6-
Рис. 2. Главный алтарь Воскресенского собора. Дореволюционная фотография.
Хорошо заметны детали оформления интерьера начала 1750-х гг.: капители колонн, мраморная роспись стен, лепные гирлянды и клейма с живописью в поле аркады и гипсовый карниз, дополняющие первоначальный керамический пояс над арками. Каннелированные стволы колонн относятся к работам кон. 1750-х гг.
Источник изображения: Зеленская 2008, стр. 253.
В связи с этим, вернемся ко «Мнению» и рассмотрим другой вопрос – ходатайство о Яне Флегнере, при крещении получившим русское имя Михаил
Иванович [29]. Этот мастер удостоился от архимандрита Амвросия таких лестных отзывов: «… Михайло Иванов при том Воскресенском монастыре жил с давних
____________________
[29] Г.М.Зеленская высказала мнение, что Михаил Иванович Флегнер – это сын Яна Флегнера, опираясь на соответствие западно-европейского имени Ян (Jan – сокращенное от Johann) русскому Иван и на данные о том, что отец Михаила Ивановича был «цесарской нации рейтар» (Зеленская 2002б, стр. 191). Последнее положение свидетельствует, что отец Михаила Ивановича имел немецкое происхождение и вполне мог быть конным наемником на шведской службе. В части нашей темы это интересное предположение ничего существенно не меняет.
-7-
лет, и вступив, был построенному издревле, еще блаженной памяти святейшим Никоном патриархом, изразцовому заводу обновителем, приемником; на котором заводе работая, то изразцовое художество чрез многие годы по искусству своему сделался достойным мастером, а после того, неведомо каким случаем, стался у вышеписанного купца Гребенщикова на партикулярной фабрике закабален и удержан напрасно; который и с сыном его к возобновлении в церковном здании оного изразцового художества, коего, за
обветшанием, должно исправить самым искусным и прочным мастерством противу прежнего немалое число непременно и необходимо; во оное в Воскресенском монастыре быть потребен, ибо кроме его в таковой для святыя церкви изразцовой работе и прочности на другова никакого положиться не надежно…» [30].
Как мы видели ранее, при начале восстановительных работ в
Теперь сравним эти данные с биографическими сведениями о Яне
Флегнере [34]. Попав в
Таким образом, сопоставив эти две линии, можно заметить, что
Ян Флегнер никакого отношения к производству керамики в период восстановления
собора не имел. Более того, до начала
Мастера-керамисты Пентюховы.
Ну и, в конце концов, как мы уже заметили, при Амвросии в монастыре был свой мастер-керамист - Степан Пентюхов, мастерская которого произвела в
____________________
[30] РГИА ф.796, оп.30, д.321, л. 54. Этот пассаж периодически цитируется в литературе с ссылкой на работу архимандрита Леонида (Зеленская 2002б, стр. 191; Баранова 2006, стр. 284).
[31] Они сохранились до сих пор – это малые окна первого яруса ротонды, очень тщательно воспроизводящие композицию и профилировку керамических аналогов, сохранившихся в первом ярусе Голгофы; о них – Чернышев и др. 1988, стр. 31.
[32] РГАДА ф. 248, оп. 14, кн. 20/728, д.23, л. 280.
[33] РГАДА ф. 390 оп. 1 ед. хр.
[34] О мастере в общем - Баранова 2006, стр. 276, Савко 2002, стр. 158.
[35] О фабрике А. Гребенщикова – Баранова 2006, стр. 294-295; Ерофеева 2001, гл. 3 и 5.
[36] РГИА ф. 796, оп. 30, д.
-8-
Кроме периода, упомянутого в документах (1748-1758 гг.)
ничего более о С.Пентюхове не известно – когда он родился, у кого учился и
когда умер. Вероятно, он отошел от дел где-то в конце 1758 или
Сын Степана Пентюхова – Иван, упоминается в монастырских
отчетах за 1760 [40], 1776 и 1783/84 гг. [41] Иван Степанович Пентюхов
занимался в основном «разными каменными и печными работами» [42]. В
____________________
[37] По данным расходных книг, в
[38] Расходная книга за
Все сделанные 3849 вьюшек были использованы на «делание на
шатерной нижней стене сверх своду розбутки» (устройство облегченной
забутовки) при работах с 11 июля по 6 августа
[39] Тепфер 1984, стр. 149. Из монастырских актов
упоминание о клеймах на парапете хор собора содержит только фрагмент отчета
[40] Расходная книга за
[41] Материалы О.Б.Киселёвой - Крючкова 2002, стр. 332. Правда, в этих материалах И.Пентюхов назван то каменщиком слободы Макруша, то купцом г. Воскресенска – но, судя по характеру выполняемых работ, речь идет об одном и том же человеке.
[42] там же.
[43] Вероятно, это модные в то время белые изразцы с синим рисунком. О особенностях печной керамики I-й пол. XVIII ст.: Баранова 2006, стр. 276-289.
[44] Партия изразцов была просто огромна - 2678 шт. –
Расходная книга за
[45] 650 шт. - Крючкова 2002, стр. 332.
[46] там же.
-9-
изразцами, дополняя круг своей деятельности разного рода каменными работами, необходимыми при текущей эксплуатации зданий [47].
Рис.3. Принципиальный характер отказа от производства архитектурной керамики в 1756-61 гг. на примере ремонтной вставки в изразцовое оформление большой главы Подземной церкви: куски композиции «павлинье око» во фризе с гирляндами (нижний сплошной ряд, чуть правее центра снимка).
Красные контуры внизу – румпы первоначального керамического
оформления, разрушенного при повышении окон в
Источник изображения: фото автора.
В истории Степана Пентюхова, можно отметить большую мобильность мастера-керамиста, оказавшегося на стыке двух разных эпох. Благодаря универсальному характеру своих навыков, на первом этапе своей деятельности, мастер производил многоцветные рельефные изразцы по образцу первоначальных украшений собора, а после отказа от использования архитектурной керамики, в период 1756-61 гг. [48], отлично адаптировался к новым условиям, производя технические изделия на нужды строительства, и, может быть, параллельно выполняя заказы на популярную в то время
____________________
[47] Правда, остается вопрос с атрибуцией керамического иконостаса из Яропольца, относящегося ко II-й пол. XVIII ст. (Горячева 2002).
[48] Принципиальный характер этого решения заметен в характере ремонтных вставок 1756-61 гг. в изразцовые композиции (Тепфер 1984, стр. 151-152; Гришин 2002, стр. 166): ремонтные дополнения сделаны из случайных кусков других композиций, лишь соответствующих по размеру утраченным частям; или же на месте повреждений лицевых пластин изразцов сделаны долепы из гипса с последующей раскраской.
-10-
декоративную керамику – печные изразцы с плоской поверхностью и синей росписью по белому фону [49].
Имея в виду вышесказанное и возвращаясь к теме участия Я.Флегнера в восстановлении Воскресенского собора, зададимся вопросом: для чего архимандриту Амвросию потребовался мастер, покинувший монастырь еще до начала восстановительных работ, но, тем не менее, удостоившийся от архимандрита столь положительных характеристик? Вероятно, причина, по которой архимандрит Амвросий пытался привлечь Я.Флегнера к участию в восстановительных работах, лежала вне профессиональной сферы его деятельности.
Как известно, Я.Флегнер, происходивший из полтавских пленников, был направлен в Воскресенский монастырь отцом правящей императрицы – Петром I, и делал по его распоряжению печные кафли, пробные партии которых направлялись непосредственно в Петербург, где проходили личную «апробацию» самого государя [50]. К тому же, Елизавета Петровна родилась в год Полтавской битвы, и в тот самый день, когда в Москве проходил торжественный парад в честь победы при Полтаве [51].
Поэтому, можно предположить, что попытка привлечения Я.Флегнера к возобновляемым восстановительным работам, по-видимому, была продиктована знаковым характером этой фигуры; попыткой создать символическую связь петровских начинаний и восстановительных работ, ведущихся по распоряжению его царственной дочери.
Впрочем, в силу все еще действовавшего тогда указа
____________________
[49] Печи из т.н. «Амвросиевых покоев» вполне вписываются в
период деятельности С.Пентюхова - они датируются
[50] Баранова 2006, стр. 276.
[51] Маркина 2010, стр. 15. В связи с этим парад был перенесен на три дня.
[52] Архимандрит Леонид в своем очерке об истринской керамике придерживался иного мнения - Савко 2002, стр. 158; то же – Баранова 2006, стр. 284)
[53] РГИА ф. 796, оп. 30, д.321, л. 72-73.
-11-
Библиографические сокращения и литература.
Елизавета Петровна и Москва – Елизавета Петровна и Москва. Каталог
выставки, проходившей в Государственной Третьяковской Галерее (9 декабря 2010 –
27 марта
ОДДСС – Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1868 – 1916.
ОИ – Очерки истории СССР. М., 1953 – 1958.
ПАЛ – Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976.
ПСЗРИ – Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830.
САМ – Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII века. М., 2008
Троицкий 1978 – Виноградова И.К., Губаревич
О.К. Материалы проф. В.И.Троицкого «К истории зодчества на Истре». М.,
1957-1958 (Бугаева Т.В. Ново-Иерусалимский монастырь. Историко-архивные
исследования. т.
НЧ – Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сборник статей. М., 2002.
НЭС – Новый энциклопедический словарь. Издание Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. СПб., 1911-1916.
Аронова 2008 – Аронова А.А. Яковлев, Семен Яковлевич // САМ, стр. 659-661.
Баранова 2006 – Баранова С.И. Москва изразцовая. М., 2006.
Бантыш-Каменский 1836 – Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь
достопамятных людей Русской земли. Часть
Горячева 2002 – Горячева М.Ю. Изразцовый иконостас XVIII века из церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Суворово Волоколамского района Московской области и керамические иконостасы XVII века в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря// НЧ, стр. 235-239.
Гришин 2002 – Гришин В.П. История изучения и реставрации изразцового убранства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // НЧ, стр. 163-170.
Денисов, Петров 1963 – Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963.
Денисов 1989 – Денисов Ю.М. Новый каменный Зимний дворец Елизаветы Петровны // Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л., 1989., стр. 55 – 92.
Ерофеева 2001 – Ерофеева А.Ф. Город Лосино-Петровский и его окрестности. М., 2001.
Заозерская 1957 – Заозерская Е.И. Государственные финансы // ОИ. т.VIII. Россия во второй четверти XVIII века, стр. 310-320.
Зеленская 2002а – Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.
-12-
Зеленская 2002б – Зеленская Г.М. Реставрационные и научно-исследовательские работы по Воскресенскому собору во 2-й половине 1990-х годов // НЧ, стр. 185-204.
Зеленская 2008 – Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. Альбом-антология. М., 2008.
Кафенгауз 1954 – Кафенгауз Б.Б. Финансовая реформа и государственный бюджет // ОИ. т. VII. Россия в первой четверти XVIII века, стр. 381-395.
Клименко 2008 – Клименко С.В. Мичурин, Иван Федорович // САМ, стр. 413-417.
Крючкова 2002 – Крючкова М.А. [Киселёва О.В.] Словарь мастеров Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря XVIII – начала XX веков// НЧ, стр. 284-336.
Леонид 2002 – Леонид (Кавелин). Опись музея Святейшего Патриарха Никона (Публикация подготовлена Г.М. Зеленской) // НЧ, стр. 275-283.
Майборода и др. 1989 – (Майборода З.П. - сост.). Московский областной Краеведческий музей в городе Истре. Путеводитель. М., 1989.
Майков 1910 – Майков П. Разумовский, Алексей Григорьевич // Русский биографический словарь. Притвиц – Рейс (т. 15). СПб., 1910, стр. 427 – 436.
Маркина 2010 – Маркина Л.А. «Младые лета» в древней столице // Елизавета Петровна и Москва, стр. 15 – 17.
Савко 2002 – Савко Н.М. Архимандрит Леонид (Кавелин) – первый исследователь керамики Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // НЧ, стр. 155-162.
Скворцов 1911 – Скворцов Н.А. Материалы по
Москве и Московской епархии за XVIII век. Часть
Тепфер 1984 – Тепфер Л.Э. История истринской керамики в свете новых исследований // Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1984, стр. 148-152.
Тепфер 2002 – Тепфер Л.Э. Реконструкция Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря на конец XVII века // НЧ, стр. 119-132.
Чернышев и др. 1988 – Бугаева Т.А., Гришин
В.П., Тепфер Л.Э., Чернышев М.Б. Работы И.Ф.Мичурина по восстановлению
Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря// Архитектурное наследство.
Вып.
-13-
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский