РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Александров Д. Успенский собор Симонова монастыря. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.hamovniki.net. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2007 г.

 

 

Дмитрий Александров

УСПЕНСКИЙ СОБОР СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ

 

Федор «основал церковь великую каменую» Успения Богородицы. Сергий благословил Федора на строительство новой обители. Успенская церковь была заложена и названа так в честь победы на р. Вожже, как справедливо полагает Л.И. Ивина.

 

Так в 1379 году посредине монастырского двора началось значительное каменное строительство. Владимир Григорьевич Ховрин начал строить в Симоновом монастыре массивный каменный собор Успения Богородицы: «церковь большую каменную и кельи многие», строительство, завершилось через четверть века в 1405 г.

В 1379- 1405 гг. в монастыре был выстроен каменный храм Успения. Мы не располагаем сведениями о наличия других церквей в монастыре в это время. Он был первым храмом в Симоновым монастыре.

Этот большой каменный собор, датируемый 1397—1405 гг., был редким зданием в Москве и стал главным храмом монастыря. Сооружение большого собора почти сразу же после основания монастыря
связано с той особой ролью, который он играл среди других московских обителей.

Главный собор монастыря, построенный в 1379-1405 гг., по мнению ряда исследователей, принадлежал к числу немногих наиболее ранних памятников московского зодчества. Он был большим, высоким, одноглавым.
Был одним из самых больших тогда в Москве, высился на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски.

 

Из летописи узнаем о частичном разрушении и ремонте каменной церкви в 1476 г. Летопись указывает на архитектурное изменение, которое претерпел собор: “ Гром … сразил верх с каменной церкви по шейные окна, и по (в) церкви ходи много мосту рвало, и стену у передних дверей поразило насквозь, и иконы побило». На основании этого отрывка можно уверенно говорить, что собор в сер. 15 в. имел высокий иконостас. Купол собора был разрушен: произошло падение церковной главы. Через год, в 1477 г. купол был заменен новым. Собор монастыря ремонтировал итальянский зодчий, но не Аристотель Фьораванти, по образцу Успенского собора в Кремле.

Иконостас Успенского собора, написанный в 1404-1405 гг, сейчас находится в домовом Благовещенском храме Московского Кремля. В его создании принял несомненное участие симоновский иконописец Максим Грек, а также вполне мог быть причастен Андрей Рублев. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери;
в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери. В местным ряду была икона Вседержитель, которой Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Ее отличало древнее письмо образа, богатое украшение и створчатый походный киот, в который он был вложен.

Строительство производилось на средства В.Г. Ховрина, видного московского боярина. Согласно записи в книге, он «в дому Пречистые Богородицы и на Симонове поставил церковь кирпичную Преображение Спасово, да в пределах Собор Архистратига Михаила, да Николы Чудотворца, с колокольницей».

В период с 1405-1433 г. был основан Преображенский предел. Из грамоты 1447 г. узнаем, местоположение Преображенской церкви - “на полатех”, говорит о том, что она находилась в каком-то архитектурном пространстве - в соборной Успенской церкви, что могло быть только внутри конкретного здания, а не в монастыре вообще. Исследователи Симонова монастыря понимают под термином “полати” либо хоры, либо
подклет.

В 1415- 62 гг. устроен Васильевский придел“на полатех” (хорах) в Успенской соборной церкви (или церкви Спаса Преображения?) и существовал до середины XVI века. О наличии каких-либо иных престолов в Симоновом монастыре в первой половине 15 в. мы сведениями не располагаем.Следовательно, в Успенской церкви было 3 престола.

В 50-е годы ХV в. (середине — второй половине ХV в.) или более раннее время - 1477 г. после постройки церкви колокольни И.Г. Ховрин перенес Спасо-Преображенский престол, находившийся - “на полатех” Успенской церкви, в созданный храм Спаса Преображения.

Ничего определенного мы не можем сказать об архитектурном облике этой каменной церкви: от нее ничего в натуре не сохранилось; также неизвестно его изображения.

Успенский собор был капитально перестроен в 1543—1549 гг. Видимо, старый собор 1405 года к этому времени обветшал и был заменен новым, возможно, возведенным на старых фундаментах. Под кровлей собора П. Н. Максимов обнаружил сохранившиеся старые части, которые позволяют
реконструировать древние формы его верха. Для подсобных работ к этой по строй созывались вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с1543 г. по 1549 г.

Исследуя строительные материалы, примененные в соборе, П. Н. Максимов установил, что собор был памятником одного строительного периода; и указал, что размер кирпича и характер кирпичной кладки
подтвердили, что время его сооружения должно быть отнесено к 1543-1549 гг. Однако В.П. Выголов установил, что в 1543-1545 гг., когда строилась новая «церковь под колоколы», старый собор 1379-1405 гг. еще существовал. В итоге он пришел к выводу о возведении собора в 1546 - 1549 гг.Длина храма с алтарем и папертью стала 15 саж., ширина 16 саж., в шина с крестом 25 сажен.

Обмеры, фотофиксация, произведенные П. Н. Максимовым и И. В. Воблым в январе 1930 г. перед тем, как собор был разобран, хранящиеся в Музее архитектуры Академии архитектуры СССР, а также план, разрезы, детали, проект реконструкции, фотография храма во время разборки и кроки, позволяют представить облик этого храма.

 

 

Судя по иконографическим материалам, кирпичный Успенский собор Симонова монастыря был построен по давно установившемуся типу четырехстопного, трехапсидного одноглавого храма на высоком подклете. Его стены были расчленены трехуступчатыми пилястрами, отделяющие боковые прясла стен, с развитыми капителями на лопатках.

Под кровлей собора П. Н. Максимов обнаружил сохранившиеся старые части, которые позволяют реконструировать древние формы его верха. В верхних частях Успенского собора получили дальнейшее развитие композиционные приемы раннемосковского зодчества.

 

В верхних частях Успенского собора получили дальнейшее развитие композиционные приемы раннемосковского зодчества. Широкие пилястры, соответствовавшие его внутренним столбам передавали на фасадах его внутреннюю структуру; вверху они связывались профилями килевидных закомар. Барабан был обработан пилястрами. Его увенчанный небольшими декоративными кокошниками верх обрамлял покрывавший его купол. Килевидные кокошники, обрамляющие купол, аналогичные кокошникам,
венчающим барабаны владимирских храмов, дополняют живописную композицию верха.

Четверик венчали два ряда закомар с главой, стоящей на постаменте с ложными кокошниками. Переход к барабану был осуществлен путем применения четырех угловых закомар и второго восьмигранного ряда закомар над средними делениями здания; закомары упирались в пьедестал барабана, окруженный рядом выступающих кокошников, также килевидной формы. Применение, помимо угловых закомар, второго ряда закомар над средними делениями здания еще больше обогащает его верх, превращая последний в корону, венчающую храм. В храме Симонова монастыря отсутствуют антаблементы или карнизы, отрезающие закомары от плоскости стен. Высокие апсиды, доходившие до пят закомар, примыкали к собору с восточной стороны. С востока к собору примыкает троечастное помещение алтаря.

 

Не менее важным элементом архитектуры собора явились его широкие крепованные пилястры с их кирпичными многообломными завершениями, а также карнизы верхних частей барабана. Многообломные завершения пилястр, появившиеся в московском зодчестве со времени сооружения Успенского собора в Кремле, впервые в таком сочетании с древними формами белокаменных владимирских соборов встречаются в выстроенном из кирпича соборе Симонова монастыря.

Особенностью архитектуры Успенского собора Симонова монастыря является четко выявленный ордер — сильно выступающие из плоскости стены двухуступчатые пилястры, перехваченные сверху, в пятах закомар, развитыми трехчастными многообломными капителями Судя по плану здания, опубликованному Р.А. Кацнельсон, оно не имеет внутренних лопаток, фасадные лопатки не соответствуют внутренним столбам. То есть внутри отсутствуют стенные лопатки и столбы с закрестиями. Фасадные лопатки уже столбов; кроме того, восточная пара столбов сдвинута ближе к алтарю относительно соответствующих фасадных лопаток - несоответствие наружных лопаток внутренним столбам. Тем не менее, даже на боковых фасадах, западное прясло было шире восточного, но, в свою очередь, уже центрального. С другой стороны, крестчатые в сечении столбы перекликаются о двухуступчатыми фасадными лопатками.

В пряслах фасада отсутствуют горизонтальные членения вдоль всей плоскости фасада. Постановка храма на подклет формирует впечатление монументальности сооружения. (2)Примененная на храме трактовка ордера и фасадной композиции в целом
применима в архитектуре четырехотолпных соборных храмов ХVI в. Датирующим признаком для собора Симонова монастыря могут служить развитые многообломные капители, на которые обратил внимание Л.А. Давид, сопоставив их с аналогичными элементами церкви Антипия на Колымажном дворе, церкви Георгия в Коломенском и церкви Вознесения в Коломенском . Важной особенностью архитектуры собора Симонова монастыря является его фасадное завершение, образованное рядами закомар и кокошников, расположенных над ними. По наблюдению А.Л. Баталова, этот прием активно используется в зодчестве Северо—Восточной Руси, Белозерья и некоторых иных русских земель в конце ХV — первой половины ХVI вв. Со второй половины ХVI в. он становится мало употребимым в Северо-Восточной Руси. В нашем случае, этот прием находится в противоречии с внутренней структурой здания, имевшего пониженные подпружные арки. Таким образом, многорядное покрытие закомар и кокошников, примененное на фасаде, не выявляет внутреннюю систему сводов здания, а только давит на нее лишним весом. Это завершение своей традиционностью конфликтует с ордерной декорацией фасадов, выявленной в сильно выступающих двухуступчатых пилястрах и развитых импостах, их венчающих. К приемам, свойственным московской архитектуре ХV в., и также примененным в соборе Симонова монастыря, следует отнести высокие абсиды, по высоте почти равновеликие стене фасада, придающих дополнительную монументальность и монолитность
зданию, а также многоуступчатые оконные ниши.

Во Вкладной книге Симонова монастыря имеется интересная информация: да на крест, на позолоту и на гвозди на большую церковь дал 10 рублей”. Под «большой церковью» следует понимать соборный храм
монастыря. Не будет большой натяжкой предположить, что вклад на большую церковь” (учитывая характер предметов вложения) был связан с окончанием строительных работ в ней. Вклад относится к первой половине 50—х гг. ХVI в. Таким образом, суммируя сведения об архитектурном облике храма и информацию статьи Вкладной и кормовой книги монастыря о вкладе архим. Алексия Ступишина, можно датировать постройку здания Успенского соборного храма, сохранявшегося до 1930 г., примерно второй четвертью х в. (до середины 1550-х гг).

Очень существенной для общей архитектурной композиции собора явилась постановка его объема на постамент открытой галереи-гульбища такие открытые галереи на сквозных аркадах, служащие пьедесталом для здания, в ХVI— ХVII веках стали одним из излюбленных архитектурных приемов. Галерея окружила стены собора с трех сторон, кроме восточной. Широкая, открытая лестница вела на высокую галерею собора, к его
великолепному перспективному порталу.

Сочетание таких типичных архитектурных форм середины ХV века, как галереи гульбища, двойные пилястры с сильно профилированными завершениями, многообломные карнизы и т. п., с типичным для ранней с архитектуры ХIV века завершением собора позволило Максимову выдвинуть гипотезу о том, что выстроенный в середине ХVI века храм воспроизводил архитектурные формы своего предшественника, сочетая их
с формами характерными для новых художественных вкусов.

Успенский собор — пример оригинальной русской переработки византийского крестовокупольного храма, который получил на Руси совершенно иную трактовку, определившую новый архитектурно-художественный облик русского здания. Уже начиная с киевского Софийского собора, строители древнерусских храмов пытались преодолеть статичность композиции Византийского крестовокупольного храма, применяя повышающиеся к центру своды и закомары располагая главные композиционные элементы в его верхних частях. В ХII—ХIV веках в архитектуре удельных княжеств применялось ступенчатое расположение сводов и закомар, наделявшие храмы большой стройностью и динамичностью. В архитектуре Москвы ХIV —первой ХV веков новые архитектурные формы выразились в еще более сложной композиции верха, чем в зданиях предыдущего периода. Кроме подпружных арок, здесь появились пьедесталы под барабанами, дополнительные сводики, кокошники.

В 1950-е гг. он считался слишком архаичным для зодчества 1540-х гг. П.Н. Максимов искал этому объяснение в ориентации его создателей на архитектуру предшествующего собора 1379-1405 гг. Облик собора Симонова монастыря не оказывается единичным, намеренно ретроспективным явлением в архитектуре конца 1540-х гг., представляет одно из направлений в архитектуре эпохи, связанное с традиционным московским зодчеством и менее подверженное проникновению итальянизирующих мотивов в наружный декор. Ведь сооружения первой трети XVI в. обнаруживают большую близость к собору Симонова монастыря, нежели памятники раннемосковского зодчества.

Характерная черта этого времени состоит в следующем. В московском зодчестве 1540 - первой половины 1550-х гг. сокращается состав итальянизирующих мотивов в декоре. Но при традиционности декорации фасадов сохраняется классичность в проработке профилей. Так, Л.А. Давид отмечал сходство капителей собора Симонова монастыря и церкви Антипия с ордером церкви Вознесения в Коломенском, а С.С. Подъяпольский предполагал влияние на них форм церкви Воскресения в Московском Кремле, оконченной до 1543 г. Петроком Малым.

Его квадратный план имеет внутри четыре крещатых столба, несущих верхние своды и главы. Внутри крестчатые столбы, поддерживающие подпружные арки, завершались трехчастными капителями. В пятах (верхний камень (или ряд камней) опоры, на котором покоится арка или свод) подпружных арок на стенах четверика им соответствовали идентичные по профилировке импосты (архитектурная деталь над столбом, лопаткой, капителью колонны, служащая опорой для пяты арки.). Не исключено, что это мог быть и пояс, проходивший по периметру стен. Мы не имеем сведений о конструкции сводов, но композиция завершения
этого собора с введением килевидных форм, детали интерьера, дробные по профилировке широкие архивольты - все это в совокупности сопоставимо с архитектурой собора Рождественского монастыря в Москве (1501). Оба памятника представляют разные стадии развития одного направления в зодчестве XVI в. Хронологически и стилистически место между ними занимает собор Старицкого Успенского монастыря, церковь Антипия на Колымажном дворе.

Как в соборе Рождественского монастыря, здесь в интерьере присутствует особенность, характерная для круга построек 1500-1530-х гг.: выделение конструктивной структуры соответствующими ордерными членениями. Пяты подпружных арок отмечаются во всех уровнях профилированными импостами. Столбы, несущие конструкцию повышенных подпружных арок, не превращаются в угловые части стен благодаря капителям, поставленным в уровне пят арок, соединяющих их со стенами четверика, а сохраняют значение свободно стоящих опор. Сочетание этих деталей интерьера с такими традиционными московскими чертами как ярусное построение закомар, килевидные очертания архивольтов (обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены), отсутствие горизонтальных, единых для всех плоскостей фасада членений по высоте составляет характерную особенность этой группы, включающей, соборы Рождественского, Успенского Старицкого монастырей, Успенский собор в Дмитрове.

 

Архитектура соборов Симонова и Богоявленского Авраамиева монастырей позволяет судить о московском зодчестве середины XVI века. В 1540-е гг. - первой половине 1550-х гг. происходит отказ от итальянизирующих мотивов 1510-1530-х гг.

Таким образом, собор Симонова монастыря создает впечатление, что его заказчик старается в композиции фасада вернуться к доитальянским образцам. Однако при этом "старомосковские" формы (пирамидальность композиции многорядных кокошников, их килевидная форма, отсутствие карнизов, отсекающих закомары от плоскости стен четверика) соседствовали иногда с итальянизирующей профилировкой, заимствованной из построек Петрока Малого, а в некоторых случаях - с ордерной обработкой интерьера.

На примере собора Симонова монастыря мы могли увидеть, что московские постройки середины XVI в. и в этом сохранили преемственность с храмами первой трети XVI в. Кроки и чертежи П.Н. Максимова позволяют нам судить о дробности многочастных профилей собора Симонова монастыря. Обилие мелких двойных лестелей, чередующихся с крупными полочками и обломами разных размеров, создают мягкую рельефность ордерных деталей. В соборе Симонова монастыря компоновка тонких валиков, полочек и подобных мелких членений с крупными формами создавала ритм вертикального развития элементов декора. Небольшой вынос профилей образовывал плавные полутени, что придавало структуре декора мягкую пластичность.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский