РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: http://arc.novgorod.ru. Все права сохранены.
1 |
Кремль стоит в центре Новгорода, на левом берегу Волхова. |
||
2 |
Более девяти веков прошло со времени его возникновения. Стены и башни Кремля, его здания были молчаливыми свидетелями важнейших исторических событий. |
||
3 |
Кремль был политическим и культурным центром столицы феодальной Новгородской республики. На кремлевской площади перед Софийским собором не раз собиралось шумное новгородское вече. Отсюда новгородцы уходили сражаться за свой город и всю Русь. По этой земле ходил Александр Невский... Сюда докатывались волны народных восстаний, потрясавших общественную жизнь средневекового города. Здесь писались летописи, здесь хранились старинные книги и произведения искусства, сберегалась новгородская казна. Здесь в 1478 году было провозглашено объединение Новгорода с Москвой. |
||
4 |
В начале XVII века кремлевские стены были очевидцами жестокого опустошительного нашествия шведских захватчиков. |
||
5 |
В конце XIX века, на заре пролетарского движения, в стенах Новгородского кремля печатались революционные прокламации и листовки. |
||
6 |
Древний кремль видел варварское разрушение города немецкими фашистами во время минувшей войны. А в послевоенные годы кремль стал свидетелем возрождения и нового расцвета города на Волхове. На территории кремля горит вечный огонь у братской могилы борцов революции и советских воинов, павших в боях за освобождение Новгорода. |
||
7 |
Кремлевские стены и башни, здания на его территории - запечатленные в камне страницы истории нашей страны. Благодаря им знакомится с этой историей современное поколение советских людей. Рассказывает древняя каменная летопись... Рассказывает на своем особом, присущем только ей языке. Познакомимся же с героями этой летописи - кремлевскими стенами, башнями и историческими зданиями. |
||
8 |
Новгородский кремль - выдающийся памятник военно- оборонительного зодчества конца XV века. Он представляет большой интерес и с инженерной и с архитектурно-художественной точек зрения. |
||
9 |
Сохранившиеся кирпичные стены и башни кремля возведены в самом конце XV века, в 1484-1490 годах. Через несколько десятилетий им исполнится пятьсот лет. |
||
10 |
На месте кремля построенного в конце XV века, в XI веке стояла деревянная крепость. К началу XV века она была перестроена в камне История перестройки стен и башен кремля с XI до XV века во многом объясняет своеобразие кремля, сохранившегося до наших дней. |
||
11 |
В древности кремль назывался "кромом", "детинцем" или просто "городом". Слово "кремль" почти не употреблялось новгородцами. Оно является более поздним видоизменением слова "кром". Слова "кром, кремник, кромленое место" означали в древней Руси отгороженное пространство. |
||
12 |
Другое древнее название кремля - "детинец". С ним связана одна из древних легенд. Согласно этой легенде строитель детинца якобы принесли перед началом работ в жертву ребенка, так называемую строительную жертву. |
||
13 |
Вероятнее всего, детинцем крепость называлась потому, что в ней жили слуги князя, его дружинники, в древности называвшиеся "детскими" и "отроками". |
||
14 |
В XI веке Новгород был самостоятельным княжеством. Власть над городом принадлежала князю. Он же, естественно, владел и детинцем. |
||
15 |
Княжеский детинец имел крепкие оборонительные стены. Сделаны они были из больших деревянных срубов - "городен", как называли такие срубы в древности. Отсюда происходит еще одно название кремля - "город". Когда стены кремля стали каменными, он стал называться "каменным городом". |
||
16 |
К центральной крепости - "городу" примыкали дома ремесленников, купцов. Это торгово-ремесленное поселение называлось "посадом", а окружавшие посад оборонительные стены, возникшие позже, чем кремлевская крепость, назывались "окольным городом", то есть крепость "около", вокруг посада. Все вместе и составляло Новгород. В летописной записи о строительстве кремля он назван не кромом, не детинцем и не городом, а Новгородом. В древности название городского поселения было неотделимо от названия его крепости, так же как его судьба была неотделима от судьбы крепости. |
||
17 |
На месте Новгородского кремля на берегу Волхова было два холма - северный и южный. В XI веке крепость охватывала только территорию более высокого северного холма (где сейчас стоит Софийский собор). В то время городом правил князь, он же был и строителем крепости. Построена она была, как сообщает летопись, в 1044 году князем Владимиром, старшим сыном Ярослава Мудрого. Ее бревенчатые стены стояли на высоком глиняном валу. Глина для вала была добыта при сооружении глубокого рва. В основании глиняной насыпи вала были поставлены гигантские дубовые срубы - городни, засыпанные землей. Поверх городен и была уложена многометровая тоща глины из рва. Городни не давали валу сползать в ров. Эта конструкция стала известна совсем недавно благодаря археологическим раскопкам. Поражает мастерство новгородских плотников, срубивших городни. Недаром киевляне называли новгородцев в древности плотниками. Плотников в городе было много. Один из районов города назывался Плотницким "концом". |
||
18 |
В 1116 году, по сообщению той же летописи, меньше чем через сто лет после строительства первого детинца, его территория была расширена на юг. Стенами был опоясан и южный береговой холм. Крепость приняла очертания неправильного овала, сохранившиеся до наших дней. |
||
19 |
Стены 1116 года в южной части кремля также стояли на насыпи оборонительного вала, в основании которого был уложен деревянный настил. Вся насыпь была прослоена тонкими бревнами-лежнями. Их укладывали ряд за рядом по мере подсыпки земли и глины. Землю сгребали с территории холма, а глину брали из рва. |
||
20 |
Грозные бревенчатые стены княжеского детинца XI-XII веков были неприступными. За все время существования только один раз детинец был взят - в 1066 году князем Всеславом Полоцким. Но был у них более грозный враг, чем войска противника - огонь, не раз пожиравший чуть ли не весь Новгород. С появлением огнестрельного оружия в XIV-XV веках деревянные стены детинца стали ненадежными, их заменили каменными. Произошло это не сразу. |
||
21 |
В 1302 в детинце были возведены первые каменные строения - башни. По числу административных районов ("концов") Новгорода было построено пять башен. Это строительство уже осуществлялось уже не князем, а архиепископом. |
||
22 |
В начале XII века Новгород превратился в вечевую республику. Богатое новгородское боярство сосредоточило в своих руках всю власть. С установления боярского правления князь перебрался из детинца (с XII века он все чаще назывался "городом") на другой берег Волхова, на Ярославово дворище, а потом на Городище. Главою Новгорода стал выборный епископ - владыка. С тех пор строительство городской крепости, "города" вел не князь, а владыка на общегородские деньги. |
||
23 |
Место расположения пяти каменных башен определялось направлением кремлевских улиц. Башни, поставленные на пересечении этих улиц с кремлевской стеной, были проездными. Главная улица кремля называлась Пискупля (Епископская). Ее мостил епископ на свои деньги. Она шла поперек кремля и выводила на волховский мост. В конце этой улицы, на самом берегу Волхова, стоял деревянный тринадцатиглавый Софийский собор, сгоревший в 1043 году. |
||
24 |
Остальные кремлевские улицы не имели названий. Они были продолжением главных городских магистралей. Мостили кремлевские улицы городские общины, состоявшие из "уличан" - горожан, живших на этих городских магистралях. |
||
25 |
После строительства башен в 1302 году в кремле появились и другие каменные постройки. У новых башен одна за другой возникли каменные надвратные церкви с проездами, устроенными в первых этажах. В 1331 году,. Как свидетельствует летопись, между двумя проездными башнями, выходящими на реку, Пречистенской и Владимирской, было начато строительство первой каменной стены. Эта стена была поставлена на северо- восточном участке кремля, открывавшемся взору прибывавших по Волхову заморских купцов. |
||
26 |
В 1400 году строительство каменных стен было продолжено, причем с того самого места, до которого была доведена стена 1331 года, - с Пречистенской башни. Двигаясь от этой башни по берегу реки на юг, строители обошли весь кремль. В 1420-х годах строительство каменного кремля было закончено. |
||
27 |
Облик каменного кремля изменился после перехода власти в Новгороде к московскому великому князю в конце XV века, когда перестала существовать Новгородская вечевая республика. |
||
28 |
Каменные стены и башни в древнем "городе", который теперь чаще стал называться московским словом "кремль", были перестроены. Они стали напоминать по архитектуре Московский Кремль. Вместо исконных новгородских боевых зубцов, прямоугольных по форме, на стенах появились зубцы с двурогим завершением, похожим на хвост ласточки. "Ласточкины хвосты" появились в конце XV - начале XVI века на стенах многих русских крепостей, это - характерная особенность крепостного строительства того времени, развернувшегося в пограничных районах Русского государства. |
||
29 |
Напоминает о Московском Кремле и новый строительный материал - кирпич, до того мало употреблявшийся в Новгороде. Однако основные особенности архитектуры сохранившегося до нашего времени кремля чисто новгородские. В летописи было отмечено, что кремль был выстроен на "старой основе". И действительно, в нем были повторены все тринадцать башен кремля XIV - начала XV веков, с их пропорциями, планами и декоративным убранством. |
||
30 |
В XVI-XX веках кремль претерпел ряд изменений. Из его тринадцати башен уцелело только девять. Деревянные шатры, венчавшие башни, междуэтажные перекрытия башен разрушились. Исчезли надвратные церкви - одни разрушились, другие были разобраны в XIX веке. Кирпичные стены кремля были побелены (теперь побелка осыпалась), двурогие зубцы на них были переделаны опять в прямоугольные. В XVII веке переделали бойницы на башнях, - их широкие сводчатые амбразуры заменили узкими ступенчатыми. |
||
31 |
|
||
32 |
Сразу после освобождения Новгорода советскими войсками, в 1944 году, развернулись большие научно-реставрационные работы. В настоящее время они уже близки к завершению. Древний кремль возвращен к жизни. Частица драгоценного культурного наследия, оставленного нам предшествующими поколениями, кремль привлекает тысячи туристов и экскурсантов. |
||
|
1 |
Владимирская
башня |
2 |
Проездная
арка на Волхов (на месте Пречистенской башни) |
3 |
Церковь
Андрея Стратилата |
4 |
Дворцовая
башня |
|
5 |
Спасская
башня |
6 |
Княжая
башня |
7 |
Башня
Кокуй |
8 |
Покровская
башня |
|
9 |
Златоустовская
башня |
10 |
Братская
могила борцов революции и советских воинов |
11 |
Проездная
арка (на месте Воскресенской башни) |
12 |
Митрополичья
башня |
|
13 |
Остатки
архиепископского дворца |
14 |
Федоровская
башня |
15 |
Софийский
собор |
16 |
Церковь
Гурия, Самона и Авивы |
|
17 |
Никитский
корпус |
18 |
Грановитая
палата |
19 |
Церковь
Сергия Радонежского |
20 |
Часозвоня XVIII
века |
|
21 |
Здание
Судного и Духовного приказов |
22 |
Лихудов
корпус |
23 |
Здание
1770 года |
24 |
Областной
театр (здание XIX века) |
|
25 |
Музыкальное
училище |
26 |
Софийская
звонница |
27 |
Домик XVII
века |
28 |
Исторический
музей и областная библиотека (бышее здание Присутственных мест) |
|
29 |
Церковь
Покрова |
30 |
Памятник
"Тысячелетие России" |
31 |
Церковь
Входа в Иерусалим (здание XVIII века) |
|||
|
|
|
84 |
Знакомство с кремлевской крепостью мы закончили около круглых башен. Круглые башни стоят уже в пределах так называемого Владычного двора. Познакомимся теперь с этим уникальным архитектурным ансамблем, складывавшимся на протяжении XII-XVII веков. |
||
85 |
В древности территория кремля делилась на две неравные части. В меньшей, северо-западной, части находился Владычный двор. Все, что было за его пределами и находилось "около" него, называлось "околотком". |
||
86 |
Владычный двор состоял из многих жилых и хозяйственных построек. Они были размещены так, что замыкали северо-западный участок кремля, превращая его в своеобразную крепость в крепости. |
||
87 |
Во Владычном дворе жил самый богатый новгородский феодал, владелец несметных сокровищ владычной казны - епископ. Здесь собирался "совет господ", состоявший из нескольких десятков представителей местной знати. Здесь решались вопросы взаимоотношений с Москвой и Литвой. Владычный двор был свидетелем и небывалого подъема власти своих хозяев и резкого крушения этой власти после объединения с Москвой. |
||
88 |
Во Владычном дворе во время народных восстаний укрывались епископ и богатые новгородские бояре. Восставшие горожане порой все же проникали сюда. Так, во время восстания 1650 года горожане ворвались в южную часть двора и освободили из темницы двух узников, Ивана Жеглова и Игнатия Молодежника, которые возглавили восставших. Однако в центр Владычного двора восставшие не проникли. Это было им не под силу. Восстание было подавлено отрядом московских стрельцов во главе с князем Хованским. |
||
89 |
Древнейшее здание Владычного двора - Никитский корпус. В нем сейчас расположены канцелярия и библиотека Новгородского музея. Стены здания относятся к XVII веку, но стоят они на остатках древнего здания XII века. Корпус назван по имени епископа киевлянина Никиты. |
||
90 |
К Никитскому корпусу в древности примыкало огромное здание Архиепископского дворца. Оно тянулось вдоль всей кремлевской стены от Никитского корпуса за Митрополичью башню. Здание это было трехэтажным. Этажи сообщались между собой, с башнями и со стеной кремля. |
||
91 |
Дворец был построен епископом Евфимием в 1430-х годах, сразу после завершения строительства каменного детинца. Западной стеной дворца являлась стена крепости, в толще которой находились и отдельные его помещения. Дворец не сохранился до наших дней, и представление о нем складывается только на основании археологических раскопок. Сейчас остатки дворца открыты для обозрения. В его нижнем этаже находились небольшие камеры-казематы. Одна из них, перекрытая кирпичным сводом и имевшая несколько внутристенных ниш-тайников, сообщалась через сводчатую галерею с Федоровской башней. Эта камера, как и нижний этаж Федоровской башни, служила для хранения боеприпасов. В XVI веке в этой сводчатой камере сделали бойницу подошвенного боя. Бойница хорошо сохранилась. От сводчатой галереи уцелели стены с пилястрами и нижние части столбов, на которых держались своды. На стенах галереи найдены центры, из которых с помощью простой веревки и гвоздя очерчивались полуокружности сводов. |
||
92 |
Рядом с камерой боеприпасов находится небольшая по площади камера с необычайно толстыми стенами. Такой толщины стены, больше не встречающиеся во дворце, свидетельствуют о каком-то высоком сооружении, которое опиралось на них. Это была знаменитая высотная "сторожня" - башня, упоминаемая в летописи. Ее вид известен по сохранившемуся рисунку одного иностранного путешественника, посетившего кремль в XVII веке. |
||
93 |
Уцелели и открытые для обозрения и остатки нескольких камер второго этажа Архиепископского дворца. Одна из этих камер была кухней или, как это тогда говорили, поварней. Сохранился своеобразный мусоропровод этой поварни. Он представляет собой кирпичный постамент, с раковиной, от которой через толщу кремлевской стены идет наклонный канал - по нему кухонные отбросы стекали в кремлевский ров. |
||
94 |
В стене найдены остатки и другого интереснейшего сооружения. Это - толстые глиняные трубы длиной около двадцати пяти сантиметров, соединенные друг с другом и образующие водопровод. Легкий наклон этого водопровода показывает, что вода шла в направлении к Федоровской башне. Найден и широкий открытый глиняный сосуд, соединенный с водопроводом и служивший для водозабора. Водопровод был сделан во время сооружения кремлевской стены и примыкающего к ней дворца. |
||
95 |
На втором этаже находилась и уборная, в ее помещении найдены остатки канализационных устройств. Подобный канализационный узел представлял в XV веке большую редкость. Он является самым древним на территории нашей страны. |
||
96 |
Третий этаж дворца находился на уровне боевого хода стены и, возможно, использовался для военных целей. В стене Федоровской башни видны входы на этот этаж. |
||
97 |
Здание дворца кончалось за Митрополичьей башней. Его нижний этаж сейчас находится в составе сохранившегося здания XVII века, в котором помещались раньше Судный и Духовный приказы новгородских митрополитов. С юга это здание примыкает к так называемому Лихудову корпусу. Он построен в XV веке и перестроен в начале XVII века для славяно- греческой школы, открывшейся в 1706 году. В школе преподавали братья Иоанникий и Софроний Лихуды, основатели Московской славяно-греко- латинской академии. Во многих городах в это время открылись школы духовного ведомства, и новгородская школа готовила для них преподавателей. |
||
98 |
Одно из самых значительных сооружений Владычного двора - трехэтажная Грановитая палата. Построена она епископом Евфимием в 1433 году. Время исказило первоначальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельно сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены, обращенной к Никитскому корпусу, сохранились следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. Теперь палата кажется двухэтажной, ее нижний этаж, закрытый культурным слоем, стал подвалом. |
||
99 |
В парадный зал палаты ведет лестница, построенная в XIX веке. На ее месте раньше находились парадные сени. В нишах на стене сохранились фрески 1441 года. В правой нише изображен Христос. На странице раскрытой книги, которую он держит в руках, написано: "Не на лице зряще судите, сынове человечестии, но праведен суд судите, им же бо судом судите, судится и вам". |
||
100 |
В палате заседал суд, и эти слова служили грозным напоминанием его членам. Интересно, что как раз вскоре после создания этой многозначительной фрески новгородский летописец записал под 1445 годом гневные слова: "не бе в Новегороде правде и правого суда". |
||
101 |
С этим изображением Христа связана одна из новгородских легенд. Согласно этой легенде, новгородский архиепископ Иоанн спас Новгород от взятия суздальцами. Этот епископ - герой нескольких легенд. Как рассказывает легенда, когда Новгород осадили суздальцы (это было, по свидетельству летописи, в 1169 году), в ночь перед сражением Иоанн молился перед изображением Христа в Грановитой палате. Интересно отметить, что автора легенды не смутило, что это изображение появилось только в 1441 году. Во время молитвы Иоанн якобы услышал "глас божий", повелевший ему идти в Спасскую церковь на Ильине улице (сохранившуюся до наших дней), взять там икону богородицы и вынести ее на стену окольного города. Так и было сделано. Суздальцы выпустили по иконе тысячи стрел, одна из них попала в глаз богородицы. В отместку за это суздальцы были ослеплены и не смогли взять Новгород. |
||
102 |
Парадный зал Грановитой палаты перекрыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями - нервюрами. От этих граней и происходит, очевидно, название палаты. Нервюры - характерная особенность готической архитектуры, свидетельствующая о том, что палата сооружалась при участии зарубежных мастеров. Это подтверждается и летописью, где сказано, что строили палату "немецкие мастера из Заморья" вместе "с новгородскими мастеры". |
||
103 |
В древности Грановитая палата была огромным сооружением. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в ней было 30 входов. |
||
104 |
Грановитая палата подверглась, как уже отмечалось, многим переделкам. Они коснулись не только внешнего облика здания, но и его интерьеров. Во время перестройки Грановитой палаты в 20-х годах XIX века стены парадного зала были покрыты росписью масляными красками, которую видит теперь посетитель. |
||
105 |
Это здание - свидетель многих исторических событий. Здесь заседал не только суд, но и боярский "совет господ". Решения совета закреплялись грамотами с печатями его членов. "Совет господ" состоял из посадника, епископа, кончанских старост, сотских и бывших посадников. Порой число членов совета доходило до пятидесяти, некоторые грамоты скреплены даже 58 печатями. |
||
106 |
В 1478 году здесь прозвучал грозный указ Ивана III о присоединении Новгорода к Москве: "А вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати". В 1510 году здесь же было объявлено о присоединении Пскова к Москве. |
||
107 |
В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московский царь отпраздновал "свадьбу" своего противника - новгородского епископа Пимена. В "жены" Пимену была дана... лошадь. Пимена обрядили шутом, посадили на лошадь, дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. После этого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти события отразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровые зимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячей крови. |
||
108 |
В настоящее время Грановитая палата является музеем. В музейной экспозиции представлены сокровища русского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XI-XII веков и вещи XVII- XVIII столетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородских мастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальные сосуда для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев - Петра и его жены Марьи, Петрилы и его жены Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена их создателей - мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятся Малый и Большой сионы - символические изображения "матери всех церквей" - храма Воскресения Христа в Иерусалиме. Подобные сионы были во многих соборах Москвы, Пскова, Владимира и Киева, но новгородские экземпляры наиболее древние. |
||
109 |
В Грановитой палате хранится много культовых ценностей. Среди них не только церковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но и драгоценнейшие памятники древней русской письменности, как, например, Мстиславова жалованная грамота на пергаменте начала XII века, перписка местных монастырей XVI-XVII веков. Все эти изделия свидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси. |
||
110 |
В саду перед Грановитой палатой находится могила Г.Р.Державина. Поэт похоронен вместе с женой. Г.Р.Державин жил под Новгородом в имении Званка, где и умер. Он был погребен в Хутынском монастыре. Во время войны монастырь был разрушен немецкими фашистами. После войны гробы Г.Р.Державина и его жены были извлечены из-под развалин и перенесены в кремль. |
||
111 |
Надвратная церковь Сергия Радонежского - одна из построек, ограничивающих территорию Владычного двора с юга. Построена она в 1463 году архиепископом Ионой по образцу многочисленных кремлевских надвратных церквей и посвящена не местному, а московскому святому. Сделано это Ионой вопреки всем местным традициям, явно для пропаганды московских интересов. Иона был сторонником объединения Новгорода с Москвой, которое вскоре и произошло. |
||
112 |
Внутренние помещения церкви Сергия Радонежского были расписаны фресками. На одной из сохранившихся фресок изображена сама церковь, благодаря чему известен ее первоначальный вид. |
||
113 |
Рядом с церковным проездом на Владычный двор была построена в XVII веке высокая часозвоня, сохранившаяся до наших дней. Она заменила разрушившуюся "сторожню" XV века, возвышавшуюся над архиепископским дворцом. |
||
114 |
Через проезд выйдем с территории Владычного двора. Справа от нас расположено двухэтажное здание, в котором жили митрополиты, - Митрополичьи покои. Здание построено в 1770-х годах архитектором П.Р.Никитиным. В древности над проездом была надвратная церковь. Проезд примыкал к Софийскому собору. И рядом с ним в XV веке стояла маленькая церковь Гурия, Самона и Авивы. Она сохранилась до наших дней. В этой церкви совершалась процедура так называемого "божия суда", широко применявшегося в средневековье. Для этой процедуры испекались специальные просфоры (хлебцы). Священник служил литургию. Представители обеих сторон, искавших решения в свою пользу, должны были съесть по просфоре. Виновному якобы грозила смерть от нее. Виновным считался тот, кто отказывался от своей просфоры. |
||
115 |
|
||
116 |
Софийский собор - жемчужина новгородского зодчества, самый древний его памятник. |
||
117 |
Осмотр собора лучше всего начать с его южного, главного фасада. Определить, какая сторона древнерусского храма северная, а какая южная, западная или восточная всегда очень легко. В восточной части всегда расположен алтарь. Следовательно, где алтарь, там и восток. Так же легко по внешнему виду церкви представить себе ее внутреннее устройство, которое всегда четко выявлено во внешних формах здания. |
||
118 |
Взглянув на Софийский собор, мы в первую очередь обратив внимание на пять исполинских глав, состоящих из цилиндрических барабанов, увенчанных куполами. Барабаны опираются на могучие столбы, делящие все внутренние помещение храма на пять нефов, или кораблей. |
||
119 |
Три центральных нефа заканчиваются апсидами, в которых расположены алтарь, диаконник и жертвенник. Два крайний нефа не имеют апсид. Так устроен четверик здания - его четырехугольное центральное помещение. С севера, запада и юга четверик окружен папертями. В восточных концах северной и южной папертей расположены маленькие алтари, поэтому здесь также имеются апсиды. Это - как бы малые церковки, пристроенные, приделанные к главной церкви и ее алтарю. Они называются приделами. С южной стороны расположен придел Рождества Богородицы, с северной - Иоанна Богослова. В западной паперти находится лестничная башня, по которой поднимались на второй этаж собора. О лестничной башне тоже можно узнать, не заходя в собор, - ее венчает шестая глава. |
||
120 |
Линии внутренних столбов, на которых держатся пять центральных глав, также выявлены снаружи здания, на его стенах вертикальными выступами, так называемыми "лопатками", или пилястрами, расчленяющими фасады на ряд простенков. Если рассмотреть верх лопаток на южном фасаде, можно увидеть как перекрывается грандиозное внутреннее помещение храма. Сначала мы увидим односкатную кровлю южной паперти, а над ней - ряд полукруглых и трехугольных завершений. Это - своды над внутренними столбами. Одни своды округлые ("закомары"), другие двускатные ("щипцы"). Все здание четверика перекрыто такими сводами. Кровля идет прямо по сводам. |
||
121 |
Чередование вертикалей лопаток и кривых линий сводов создает выразительную архитектурную композицию. В этой композиции отсутствуют чисто декоративные элементы, не связанные с архитектурной конструкцией. Облик здания прост и в то же время величествен. |
||
122 |
Высота Софийского
собора |
||
123 |
Стены его не были оштукатурены. Ряды крупных зеленых, серых, оранжевых, красных камней, отделенные друг от друга полосами розовой цемянки (раствор извести на толченом кирпиче), превращали стены собора в выразительнейшее живописное полотно. Линии этих стен были не столь сухи и прямы, как сейчас. Кое-где стены были прорезаны световыми оконцами. Оконца были сделаны из тонкого кирпича (плинфы). Из плинфы же сделаны и своды. |
||
124 |
Архитектурные красоты Софийского собора не сразу становятся доступны зрителю. Следует обойти здание со всех сторон, посмотреть не него с разных точек, найти его купола, находясь на другом берегу реки или на волховском мосту. Если при первом осмотре здание поражает грандиозным масштабом, то впоследствии становятся близкими и понятные интимные, лирические черты его облика. |
||
125 |
Ученые долго спорили, сложился ли этот облик сразу в XI веке или же он складывался постепенно - сначала был построен четверик, а впоследствии к нему пристроены паперти. Сейчас эти спора закончились. Выяснилось, что собор был построен в том самом виде, в котором он дошел до нас. Различие современного вида здания и первоначального невелико. Теперь собор оштукатурен и побелен. Стены его прорезаны большими окнами, которыми в XI веке не было. Порталы собора построены в XVI веке. Свинцовая пластинчатая кровли XI века заменена кровлей из листового железа. Первоначальные шлемовидные главы переделаны в XVI веке в более вытянутые луковичные. |
||
126 |
Обойдя собор со всех сторон, войдем внутрь здания. Гордостью собора являлись фрески, которыми раньше были расписаны его стены. Сейчас стены покрывает масляная живопись XIX века. От фресок XI- XII веков уцелели только отдельные фрагменты. Так, в южной, Мартирьевской, паперти собора сохранилось изображение византийских святых Константина и Елены. Они изображены в полный рост, на них богатые одежды. Графика фрески отличается необычайным изяществом. |
||
127 |
Особенно интересны фресковые изображения в главном барабане собора. На его куполе был изображен Христос "Вседержитель". С этим изображением связана одна из легенд. По представлениям новгородцев, "Вседержитель" был хранителем города. Его правая рука изображалась всегда в благословляющем жесте, полураскрытой. Так будто и написали ее древние мастера, расписывавшие собор. Каково же было их удивление, когда на следующее утро после окончания своей работы они увидели руку "Вседержителя" сжатой в кулак. Руку переписывали три раза. На четвертый день мастера якобы услышали громкий повелительный голос: "Писари, писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а напишите меня со сжатою рукой, ибо я в сей руке моей Великий Новгород держу, а когда моя рука распространиться, тогда будет городу сему скончание". |
||
128 |
Во время войны фашистский снаряд попал в центральную софийскую главу и изображение "Вседержителя" было почти целиком разрушено. |
||
129 |
На стенах центрального барабана сохранились изображения ветхозаветных пророков и архангелов. Их лики, бесстрастные и спокойные, хорошо видны с хоров. |
||
130 |
Кроме фресок собор был украшен и мозаикой. Частично мозаика сохранилась в центральной апсиде собора. Секретарь антиохийского патриарха Павел Алеппский, посетивший собор в XVII веке, оставил описание этой мозаики, "сделанной из эмалевого камня, из коего золотых дел мастера изготовляют разного рода и цвета превосходную эмаль". |
||
131 |
Большую художественную ценность представляют большие медные двери собора, "врата". Васильевские врата с необычайно тонкой гравировкой сцен из Священного писания были вывезены по приказу Ивана Грозного из Новгорода и помещены в соборе Александровской слободы под Москвой. Там они находятся и сейчас. Врата Корсунские и Сигтунские уцелели в соборе. Корсунские врата закрывают вход в придел Рождества Богородицы. По краям и между внутренними филенками они обложены бронзовыми полосами с растительным орнаментом. Поверх полос идет восьмилепестковые розетки, а в филенках помещены изображения "процветшего креста". Сделаны врата в XI веке, по-видимому, византийским мастером. |
||
132 |
Сигтунские врата, висящие в западном портале, являются, по преданию, воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну. Сделаны ворота западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сцены из Ветхого и Нового заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством и вкусом. Среди фигур, изображенных а вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152-1192) и плоцкий епископ Александр (1129-1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах. |
||
133 |
Есть на вратах и изображения сделавших их мастеров - литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецких мастеров помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трех фигур сделаны надписи - на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута, и на русском - у фигуры Авраама. Авраам, видимо, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции. |
||
134 |
В XVII веке шведский король во время шведско-польской интервенции пытался возвратить врата в Швецию, но его военачальник, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте. |
||
135 |
В древности в Софийском соборе хранилась городская казна. Уцелели тайники, в которых эта казна была спрятана. Так, в стенах лестничной башни найдены четыре пустые камеры, размером до полутора кубометров, прикрытые железными дверцами. Хранились в соборе и древние книги, летописи, письменные архивы владыки. Библиотека собора, состоявшая из многих тысяч книг, была одной из самых больших на Руси. |
||
136 |
Софийский собор был не только хранилищем культурных ценностей и казны, но и кладбищем-пантеоном самых знатных новгородцев. Здесь погребены строитель детинца Владимир Ярославич, его мать, жена Ярослава Мудрого, сын Мономаха Изяслав, князь Мстислав Храбрый, многие из новгородских владык и посадников. О некоторых из этих погребений сложены легенды. Одна из них связана с борьбой города за сохранение независимости от Москвы и возникла во времена владыки Евфимия. |
||
137 |
В 1439 году новгородские бояре готовились дать отпор московскому князю Василию Темному, шедшему на Новгород. В это время будто бы и произошло чудо, поддерживавшее упавший было воинственный дух бояр - противников объединения с Москвой. Как рассказывает легенда, пономарь Аарон, ночевавший в соборе, увидел якобы, как из своих могил встали все бывшие новгородские владыки и, собравшись в южной паперти, где висела икона Корсунской божьей матери, совершили молебен перед иконой. Евфимий, которому Аарон рассказал о своем видении, истолковал его как чудо, как свидетельство заступничества прежних владык за Новгород накануне похода московского князя. |
||
138 |
Многие легенды отражают исторические события, связанные с Софийским собором. По одной из них, Иван Грозный в поисках софийской казны, пытал ключаря и пономаря о тайниках, в которых она хранилась. Ничего не добившись, он приказал ломать стену у входа на полати. Из разрушенной стены посыпались "древние слитки в гривну, и в полтину, и в рубль". В Москву было отправлено много возов с золотом и серебром. |
||
139 |
|
||
140 |
В середине XVII века из Москвы в Новгород привезли новые колокола, потребовавшие более узких пролетов. Старые пролеты пришлось заложить и поставить над ними шесть столпов с пятью пролетами. Верх звонницы был увенчан пятью высокими шатрами. В XVII веке шатры были сняты, а некоторые из пролетов расширены. В том же веке к звоннице был пристроен сохранившийся маленький домик. |
||
141 |
Современное покрытие звонницы - крыша бочкой, карниз и глава - сделаны в XIX веке. Колокола звонницы уже не висят в ее пролетах, а помещаются перед ней на постаменте. Самые древние - два меньших колокола в 80 и 200 пудов весу. Первый отлит в 1589 году по заказу Бориса Годунова для Новгорода, а второй - в 1599 году для Хутынского монастыря псковскими мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратовым и Иоакимом Ивановым. Грандиозный колокол отлит в 1659 году в кремле мастером Ермолаем Васильевым. Его вес - 1614 пудов. Колокол весом 590 пудов отлит в 1839 году. Последний колокол весом 300 пудов отлит в 1677 году. |
||
142 |
С одним из древних, несохранившихся колоколов связана легенда об Иване Грозном. Согласно легенде, Иван Грозный как-то отправился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Едва царский конь вступил на мост, как усердный звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Казенный колокол поэтому получил прозвище "безухого" и долго ее висел на звоннице. |
||
143 |
В разные дни звонили в разные колокола: в "праздничный", самый большой - по праздникам, в "воскресный" - по воскресеньям, во "вседневный" - в будни. |
||
144 |
Во время Великой Отечественной войны часть колоколов затонула вместе с баржей, на которой их увозили из города от фашистов, а два колокола были закопаны в землю. После войны колокола были возвращены на свои места перед звонницей. |
||
145 |
|
||
146 |
Для сооружения памятника был объявлен конкурс и сбор добровольных пожертвований. Первая премия конкурса досталась двадцатипятилетнему скульптору М.О.Микешину, в будущем известному монументалисту, автору нескольких памятников в русских городах. |
||
147 |
Сбор пожертвований проходил медленно. Вместо требовавшихся 600 тысяч рублей собрали всего 150 тысяч. Народ не хотел участвовать в прославлении самодержавия. Недостающие для сооружения памятника деньги пришлось взять из царской казны. |
||
148 |
Вокруг проекта памятника завязалась острая борьба. В нее включились многие историки и писатели. Царь не разрешал установку на памятнике фигур некоторых выдающихся деятелей, таких, как писатели Гоголь, Шевченко, актер Дмитриевский, флотоводец Ушаков, русские зодчие Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. По настоянию царя и церковников среди фигур памятника должны были преобладать цари, митрополиты и монахи. |
||
149 |
Памятник "Тысячелетие России" напоминает по форме знаменитую шапку Мономаха. На грандиозном постаменте покоится большой шар - царская держава, символ власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия. На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная женщина - олицетворение России. Скульптурные группы, установленные вокруг шара-державы, олицетворяют шесть главных исторических эпох России (по периодизации дворянско-буржуазной исторической науки). Здесь представлены Рюрик с языческим богом Перуном ("Основание Русского государства"), киевский князь Владимир, рядом с которым стоят женщина с ребенком и славянин, низвергающий языческого идола ("Ведение христианства"). Третья группа олицетворяет начало освобождения Руси от татарского ига - князь Дмитрий Донской попирает побежденного татарина. Четвертая группа изображает основание самодержавия. Одетый в парадную одежду великий князь Иван III принимает от побежденного татарина знамя. Рядом лежат поверженные литовец в латах и немецкий рыцарь со сломанным мечом. На заднем плане - фигура сибиряка, символизирующая присоединение Сибири. Начало династии Романовых - тема пятой скульптурной группы. Князь Пожарский обороняет родоначальника династии Михаила Романова мечом, а Козьма Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр. |
||
150 |
Фигуры Петра и крылатого ангела, указывающего ему путь, а также фигура побежденного шведа образуют шестую группу, олицетворяющую "Основание Русской империи". |
||
151 |
Многовековая история самого народа не получила отражения в этих скульптурных группах. |
||
152 |
На горельефе, опоясывающем памятник, изображены 109 лиц. Они объединены в четыре группы. В первой изображены "Просветители народа", среди которых находим главным образом духовных лиц. Вторя группа "Государственные люди" состоит из князей и царей. В третьей группе, изображающей "Военных людей и героев", мы видим князя Святослава, Довмонта Псковского, Александра Невского, Ермака, Козьму Минина и князя Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Платова, Нахимова и многих других. |
||
153 |
В группе "Писатели и художники" представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Федор Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь (изображение которого было помещено только под давлением общественности), Глинка, Брюллов. |
||
154 |
Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать мелкие фигуры, но не смогли вывезти их из города. После войны памятник восстановили. Не восстановлены только бронзовая решетка и шесть фонарей вокруг памятника. Они похищены фашистами. |
||
155 |
Памятник был открыт вновь 2 ноября 1944 года. |
||
156 |
За памятником "Тысячелетие России" расположен Новгородский исторический музей. Он занимает бывшее здание так называемых Присутственных мест, построенное в 1783 году. |
||
157 |
В XVI веке на этом месте стояла двухэтажная Приказная палата, построенная в 1572 году. Ее сводчатый нижний этаж сохранился в здании 1783 года. До постройки Приказной палаты в XVI веке здесь находилась деревянная Дьячая изба. |
||
158 |
В здании Присутственных мест в 1841-1842 годах работал в губернской канцелярии А.И.Герцен, сосланный царским правительством в Новгород. |
||
159 |
Мы познакомились с Новгородским кремлем и его историческими зданиями. |
||
160 |
Выдающийся историко-архитектурный памятник, кремль привлекает многочисленных туристов из всех городов Советского Союза и из-за границы. В настоящее время кремль - центр культурной жизни Новгорода. Здесь расположены городской театр драмы, музыкальное училище, лекторий, исторический музей. Кремль входит в экспозицию исторического музея. |
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский