РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Алферова Г.В. "А до государева указу городьбы ставити не велеть". В журн. Наука и жизнь. № 8, 1968. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: mos-nj.narod.ru. Все права сохранены.
Г.В.
Алферова
"А до государева указу городьбы ставити не
велеть"
1626 год. Пожар в Москве
уничтожил большую часть города. Пожелтевшие от времени столбцы Разрядного
приказа живым языком рисуют яркую картину государева дела по перепланировке
Москвы, к которому частные лица не допускались. Строительством Москвы и других
городов ведало начиная с XVI века три приказа: Разрядный занимался планировкой
города и его перепланировкой после пожара; Стрелецкий— строительством
укреплений; Каменный — возведением отдельных зданий.
“А однолично Петру
Внукову, да подъячему Калине в Кремле городе (указы отдавались по каждому
“городу” Москвы отдельно.— Г. А.) с митрополичих и монастырских подворий и з
бояр и с окольничих и со стольников и з дворов и со всяких чинов людей, лошадей
с телегами и с людьми и деньгами собирати по росписи сполна...” — гласил указ.
Владельцы дворов должны
были считаться с этим указом. По нему они обязаны были давать на проведение
градостроительных работ людей, лошадей с телегами и деньги. Реконструкция
города выступала в форме своеобразного налогового обложения, в котором
участвовало все население города. Организация его совпадала с организацией
военного дела.
Государственным указом
наводился порядок и восстанавливалась планировка Москвы конца XVI столетия:
“Блаженной памяти при государе царе и великом князе Федоре Ивановиче всея Руси
учинены были улицы и переулки большие и от городовой стены дворы ставлены были
далеко. А после московского разорения тех улиц и переулков приняли многих
всяких людей и к городовой стене и около церквей поставлены дворы блиско, а
описав и измерив велели в том о всем доложить себе государем, а до своего
государева указу всяким людем от улиц, хором городьбы ставити не велеть”.
Государевым указом дается
четкое и подробное указание, какой ширины следует делать каждую поименно улицу,
переулок, тупик. При этом кривые улочки и переулки, которые мы видим на
“Петровом чертеже” XVI века, никто не выпрямляет. После ужасного бедствия —
частых пожаров, естественно, искали такую градостроительную систему, которая
могла бы предотвратита новое уничтожение города. Заметили, что ветер и
воздушная тяга на прямых улицах значительно сильнее, чем на кривых, вот почему
русские градостроители вплоть до конца XVIII столетия (указов Екатерины II)
сознательно строили кривые улицы, переулки и тупики.
Тупики, которые обычно
всегда рассматриваются как остатки стихийно сложившегося города, согласно этому
документу, строились нарочито и упорно сохранялись: “А велети тем тупикам быть
по прежнему, как они были до пожару”.
Профессор Л. М. Тверской
доказал, что тупики — уличные ответвления — строились и упорно сохранялись не
только в России, но и на Западе, в частности в Англии. Эта планировочная
система дает большую экономию площади, так как на одинаковой по размеру площади
в тупике можно разместить гораздо большее количество участков и дать наилучшую
конфигурацию, чем на прямой улочке.
Средневековый город
планировался как система ориентиров, в которой любой человек легко разбирался.
Отсюда выразительность отдельных сооружений, улиц, красота индивидуально ярких,
легко запоминающихся различных уголков Москвы и других городов. Свои замыслы
средневековый человек черпал из природы, в которую тонко, умно, красиво и
тактично “вписывал” города, ансамбли, здания. Кривые улицы и переулки —
наследницы древних дорог, тесно связанных с рельефом местности. Эти дороги
постепенно органически включались в состав города, сохраняя древнюю
конфигурацию, влияя на систему планировки.
Создание градостроительно
единой Москвы стало возможным после 1493 года, когда вся Московская территория
перешла в руки великого князя и прекратились права других совладельцев, как это
было до Ивана III.
Реконструкцию, начатую в Кремле
Иваном III, затем продолжал его сын Василий III, построивший в 1534 году вокруг
старого Посада деревянные стены и затем, в 1535 году, заменивший их каменными.
Поистине должна была существовать мощная строительная система, которая давала
бы возможность с такой скоростью вести работы, немыслимые при отсутствии
градостроительных навыков. Поразителен и факт восстановления в течение одного
года всей сгоревшей в 1595 году застройки Китай-города! Планировочный замысел
Москвы был осуществлен в короткий срок Борисом Годуновым, фактически правившим
страной с 1582 года. В 1587 и 1591 годах Борис Годунов окружает Москву двумя
рядами крепостных стен — Белый город и “Скородом”. “Годунов чертеж” (чертеж
приписывается царевичу Федору, сыну Бориса Годунова) и “Петров чертеж” отразили
состояние города в конце XVI века, когда уже были проведены планировочные
работы в трех его городах — Кремле, Китай-городе -и Белом городе. Земляной же
город сохранил свою старую планировку, он не был реконструирован: Особенно
разительно по своей бесформенности Замоскворечье с Кадашевской слободой в
центре. Согласно чертежам, это огромный жилой массив, не расчлененный на улицы
и переулки.
В 1626 и 1629 годах два
пожара уничтожили застройку всей Москвы. После них, очевидно, заново была спланирована
и Кадашевская слобода. Можно полагать, что перепланировка Кадашевской слободы
велась так же, как и перепланировка иноземной слободы за Земляным городом: “По
указу Великого государя Афанасий Иванов сын Нестеров, да дьяки Федор Иванов, да
Богдан Афанасьев, строили новую иноземную слободу за Покровскими воротами, за
Земляным городом, подле Яузы реки, где были наперед сего немецкие дворы, при
прежних великих государях, до Московского разорения, и раздали в той московской
слободе под дворы земли, размеряя против наказу, каков им дан из Земского
приказу, по приказу окольничего Богдана Матвеевича Хитрово, за приписью дьяка
Максима Лихачева”. Далее следует роспись, кому сколько давать земли по рангам.
Любопытно, что и силуэт
города (иначе вертикальная его планировка) строго контролировался
правительством. Так, после пожаров 1626 и 1629 годов был дан в 1633 году указ
понизить высоту деревянных зданий города, “...стольникам и стряпчим и дворянам
московским и приказным людям и жильцам и дворянам и детям боярским из городов и
дворовым людем и гостем и торговым всяким людем на своих местах ставить хоромы,
горницы невысокие с сеньми и повалуши на одних подклетех. А люди всяких чинов и
торговые всякие люди ставили б избы плоские без подклетов и против клети ниские.
А высокие б хоромы, горницы и против них повалуши з большими развалы... никто
не ставил”.
Вплоть до конца XVII века
этот указ подтверждался: при правительнице Софье деревянные дома выше трех
этажей было приказано даже ломать без согласия владельца.
Что же представляла собой
Москва, и какая градостроительная система была положена в ее основу?
Присмотритесь к “Петрову чертежу”. План Москвы не радиальный и не кольцевой, а
значительно более сложный. Москва имеет не один, а два центра, которые
сложились в XVI веке: Старый Кремль и Новый Кремль — “Китай”, как его именуют
древние документы. Улицы Белого города идут не к одному центру, а к двум, а
главная и самая широкая из них — Тверская ведет на Красную площадь.
Старая система планировки
Москвы до Ивана III сохранялась в известной мере и при перепланировках,
производившихся Борисом Годуновым. На эти перепланировки, несомненно, оказывали
влияние старые кварталы, которые исторически складывались вокруг приходских
церквей. При перепланировочных работах удерживалось все, что было целесообразно
сохранить от старой застройки. Церкви стояли внутри кварталов и никогда
зрительно не замыкали собой улиц — таков был один из главных градостроительных
принципов Старой Москвы. Много неожиданного для нас таят архивы и сам город, от
которого сохранилось много больше, чем кажется на первый взгляд. Именно они
ниспровергают эти сложившиеся, уже ставшие аксиомами, истины, что для Москвы
будто бы характерна “стихийная планировка и застройка” (В. В. Сытин,
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский