РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Амелькин А.О. Успенские церкви города Воронежа. В кн.: Исторический вестник. Научный журнал. № 2, 1999. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.vob.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

 

 

А.О. Амелькин
Успенские церкви города Воронежа

 

ВВЕДЕНИЕ

Церкви во имя Успения Пресвятой Борогодицы издревле занимали на Руси особое место. В честь этого праздника была освящена сооруженная еще св. Владимиром Десятинная церковь в Киеве - этот храм - древнейший каменный храм на Руси. Успению был посвящен главный храм Русского государства: с XII по XV в. им являлся Успенский собор во Владимире, а с 1472 г. - Успенский собор Московского Кремля.
В г.Воронеже за всю его историю существовало три Успенские церкви. В настоящее время две из них сохранили свое имя. На правом берегу Воронежского водохранилища расположена Успенская Адмиралтейская церковь, на левом ­ Успенская церковь "на Монастырщенке". Во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен и храм, находившийся у р.Воронеж, внизу Богословской улицы (ныне ул. Чернышевского), ставший впоследствии храмом Иоанна Богослова. Древнейшим из них является Успенская Адмиралтейская церковь, она же ­ самая древняя сохранившаяся церковная постройка г.Воронежа.

 

УСПЕНСКАЯ АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Первоначально эта церковь принадлежала Воронежскому Успенскому монастырю, который был основан в 1594 г. при царе Борисе ГодуновеЃ. В Российском государственном архиве древних актов среди документов Посольского приказа, хранящихся в фонде приказных дел старых лет, есть грамота воронежскому голове И.Ф.Кобякову о приеме в Воронеже посланных со строителем Александром деисуса (деисусный чин в иконостасе. ­ А.А.), колоколов и книг для строящегося Воронежского Успенского монастыря и роспись (перечень. ­ А.А.) их принятых в Успенском монастыре деисуса, книг, колоколов, церковного вина, ладана и фимиама. Грамота датирована 15 августа, роспись ­ 5 августа 1594 г.2 
Древнейшее описание Успенская обители было сделано сразу после Смуты и разорения Русской земли в начале XVII в. В писцовой книге г. Воронежа 1615 г. сказано: "Да за острогом же, на берегу реки Воронежа, монастырь обще (т.е. общежительный. ­ А.А.) и церковь во имя Успения Пресвятые Богородицы да предел Федора Стратилата, древяна клецки с папертью, ветха..." Писцовая книга 1629 г. уточняет, что церковь стояла на подклете. Рядом располагалась колокольница на четырех столбах с шатром.
Церковь была украшена иконами. Писцовая книга указывает на деисусы: один ­ в основном храме (в рост на зеленом фоне), другой ­ в предельном (поясной на зеленом фоне), местные и запрестольные образы Успения Пресвятой Богородицы, Воскресения, две Богородичные иконы, икону Фоедора Стратилата и Пятницы на золотом и зеленом фоне. Возможно, что хранящаяся в Воронежском музее изобразительных искусств им. И.Н.Крамского икона Архангела Михаила ранее находилась в церкви Воронежского Успенского монастыря. Перед иконами стояли две свечи поставные. Храм освещался медными паникадилами. Церковные сосуды были оловянные, кадила - медные. Игуменские и священнические ризы - атласные и полотняные. На колокольне висели 4 колокола, а пятый был взят в качестве сигнального на Большую въездную башню Воронежской крепости.
В обители хранились "два Евангели, одно печатное, а другое письменное, евангелие толковое, печать литовская, две треоди печатныя, апостол печатной, трефолой письменой, псалтырь да чесовник печатные, книга Исака Сирина писменая в десть"3.
Церковь Воронежского Успенского монастыря долгое время была и приходской, для жителей Воронежа и окрестных деревень. Согласно окладной книге 1676 г., в приходе Успенской церкви числилось 148 дворов посадских людей, 10 дворов вдовьих, 32 двора нищих, 3 дворника, проживавших в боярских дворах, 9 крестьянских и 8 бобыльих дворов в деревне Клементьевке и еще восемь посадских людей, обитавших вне слободы4. В том же, 1676 году прихожане испросили у Рязанского митрополита Иосифа, в ведении которого находился наш край до основания Воронежской и Липецкой епархии, благословенную грамоту на построение вне стен монастыря приходского храма во имя Успения Божией Матери с приделом во имя св. Иоанна Богослова. Грамота эта хранилась в главном алтаре церкви. Местом для сооружения этого второго в Воронеже Успенского храма стала другая, противоположная монастырю, окраина монастырской оброчной слободы. Церковь была воздвигнута на берегу р. Воронеж у подножия высоких мысов, напротив устья оврага, по дну которого сейчас проходит ул. Чернышевского. По мнению прот. Ф.Никонова, эта приходская церковь была построена на месте воронежского храма во имя Иоанна Богослова5. Архимандрит Димитрий (Д.И.Самбикин) предполагал, что в 1676 г. началось строительство не всей церкви, а только придела, который десять лет спустя превратили в главную церковь; был также достроен новый алтарь в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радости"6.
После создания новой церкви она стала главной для прихода, который ранее окормлял храм Успенского монастыря. 
В конце XVII в., при игумене Тите, началось возведение в Успенском монастыре каменной церкви. Это единственный каменный храм, сохранившийся в Воронеже с XVII в.
Время сооружения каменного здания Успенской церкви вызвало разногласия среди исследователей истории Воронежского края. Е.А.Болховитинов и вслед за ним М.И.Славинский и Д.И.Самбикин называют временем освящения церкви 27 декабря 1699 г. Священник Успенской церкви Федор Лукин указывает на другую дату этого события ­ 27 декабря 1694 г. В.П.Загоровский и А.Н.Акиньшин считают, что это произошло после 1703 г. В официальные издания вошла датировка, предложенная Ф.Лукиным. Поддержал ее и знаток воронежской архитектуры А.П.Соловьев7.
Основное свидетельство о времени освящения храма - храмозданный крест, найденный под престолом при перестройке алтаря в 1880-1881 гг. Надпись на нем гласит: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего I. Христа во храме Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Успения при державе благочестивейших великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев". Далее время освящения обозначается так: "в лето 7207, индикта 3 от Рождества Христова 1699, месяца декембрия в 27 день на память святого первомученика архидиакона Стефана". Эта запись сделана с достаточно грубыми исправлениями и не лишена противоречий. Так, год от сотворения мира обозначен в надписи славянскими буквами, а от Рождества Христова - арабскими цифрами; последняя цифра в 1699 г. выскоблена в нижней своей половине. Странным кажется несоответствие указанного года индикту и времени правления государей8.
Но все же известные нам сведения скорее указывают на то, что церковное здание было сооружено в 1694 г. Связываемое с именем святителя Митрофана († 1703 г.), оно не могло быть сооружено позднее 1703 г. Строительство не могло начаться и позднее 1700 г., поскольку в том году была закрыта Успенская обитель, а вновь образовавшемуся приходу возведение каменного храма было не по силам. Едва ли сам факт сооружения большой церкви остался бы незамеченным после 1696 г., когда у стен монастыря началось строительство кораблей. С этого момента Воронеж стал своеобразной столицей, и возведение в его центре храма не могло быть не упомянутым кем­либо из современников. К тому же материальное положение монастыря тогда осложнилось и не могло служить основой для такого большого начинания. На чертеже владений Успенского монастыря 1694 г. и панораме Воронежа 1703 г. изображена одна и та же постройка. Причем и ее тип, и способ изображения не позволяют видеть в ней деревянное сооружение. Ссылка на то, что на церкви изображено 3 главы, а у ныне существующего храма их 5, не представляется убедительным доказательством того, что перед нами иная постройка. Две боковые главы при фронтальной проекции (а именно так изображались постройки в XVII-начале XVIII в.) закрывают собой две другие главы, что и отражено на рисунке и чертеже. Сам тип постройки, тесно связанный с традицией русского зодчества XVII в., не позволяет относить время сооружения храма к XVIII в. В нем не отразились основные черты зодчества петровского времени: Успенская церковь лишена пышных наличников нарышкинского барокко, в ней нет следов ни польского, ни более позднего западноевропейского влияния. Сохранение архитектурных традиций едва ли было возможным при строительстве приходского храма приближенными Петра I. Никольская церковь, построенная в городе в петровское время (1712-1720 гг.) значительно отличается от Успенской. Это бесстолпное здание, сходное с другими церковными постройками XVIII в. Поэтому 1694 г. - нам более достоверная дата сооружения каменного храма. В это время существовал монастырь, были живы святитель Митрофан и царь Иван Алексеевич. В том же году в Воронеже велось строительство еще одного каменного храма - Благовещенского собора. 
Однако с началом строительства флота, когда "всяких чинов люди … у того корабельного дела во всяких работах", стали пользоваться монастырским паромом бесплатно, а хлеб для донских отпусков начали молоть на государевых мельницах, монастырский доход сократился вдвое. Опустели и рыбные ловли в озерках и затонах под Воронежем, "потому что учинилась корабельная пристань и в тех озерках ловят рыбу ратные всяких чинов люди и чинится толока великая". Материальные трудности и сложность монашеской жизни среди шумной корабельной верфи, расположившейся у стен обители, привели к ее упразднению. В 1700 г. по именному указу Петра I Успенский монастырь был переведен в Алексеевский Акатов монастырь и присоединен к нему9.
После закрытия обители Успенский храм стал приходской церковью. Здесь молились знатнейшие люди Русского государства. В петровскую эпоху близ церкви находился царский двор, а также располагались дома царских сановников - Головина, Апраксина, Меньшикова, Зотова, Лефорта и другихЃЂ. И простые работники и солдаты приходили в Успенский храм. С 1700 по 1710 гг. он был придворно-адмиралтейской церковью.
Еще в бытность Успенского монастыря с 1696 по 1700 г. у стен его происходило освящение российских военно­морских кораблей, сооруженных на воронежской верфи. "Крестил флот" епископ Воронежский святитель Митрофан. И после закрытия обители до самого последнего дня существования верфи именно у стен Успенского храма освящали корабли русского флота. Не случайно церковь эта носит имя Адмиралтейской.
От тех времен в храме хранились рукописные ноты, подаренные храму в 1707 г., и стул, сделанный самим Петром I.
С началом Северной войны строительство кораблей постепенно стало замирать, и жизнь в Воронеже вошла в привычное русло. Место бывшей верфи превратилось в аристократический район губернского города. Успенская церковь с 1710 г. была его приходским храмом. Однако пожар в ночь с 9 на 10 мая 1748 г. резко изменил ее судьбу. Пожар истребил весь этот район, и жители переселились от реки на мысы и в степь. После этого Успенская церковь сделалась беднейшей из воронежских церквей. Около нее остались беднейшие жители города. В последней четверти XVIII в. в храме стал служить только один священник вместо двух, служивших до этого.
К началу XIX в. материальное благополучие церкви улучшилось. В 1808 г. была сооружена двухэтажная колокольня. В трапезной был возобновлен правый придел, освященный в честь Богоявления Господня (вместо прежнего в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость), и устроен левый придел, освященный в 1823 г. во имя митрополита Московского Алексия. В 1857-1859 гг. эти приделы еще раз перестраивались, причем левый из них был освящен вновь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В 1873 г. для причта при церкви был выстроен каменный дом11. Причта по штату 1885 г. полагалось: священник, диакон и псаломщик. В 1880-1881 гг. прошел новый ремонт храма. Были расширены нижние окна, уничтожена паперть у северных дверей, заново расписан весь храм и переделан иконостас. С южной стороны к колокольне пристроили караулку. Со стороны реки вместо прежнего земляного вала поставили ограду.
С 1893 г. при Успенском храме было создано церковно-приходское попечительство. Оно располагало неприкосновенным капиталом в 1513 руб., завещанных вдовою Т.П.Дейш. Положенные в банк, эти деньги приносили проценты, которые выдавались бедным прихожанам к Рождеству Христову и на Пасху. В 1894 г. купчихой Е.В.Гардениной при церкви была выстроена богадельня, рассчитанная на 12 старых женщин. Но с 1895 г. половина здания была занята школой, в которой обучались 20 девочек. При церкви находилась каменная часовня, в которой хранилась устроенная на городские средства "иордань". "Иордань" выкатывали на чугунных колесах по рельсам на реку для освящения воды. Это происходило 6 января, на Преполовение и 1 августа. В 1901 г. приход Успенской церкви состоял из 127 домов, разбросанных по всему городу. В них проживало 811 человек.
После революции из церкви были изъяты ценности. В 1932 г. в связи с закрытием Воронежского Троицкого Смоленского собора архиепископ Захария (Лобов) вынужден был перенести кафедру в Успенский храм. Внеся раскол в ряды священнослужителей органы ГПУ подтолкнули клир к борьбе против иерархов. По их доносам были осуждены архиепископы Воронежские и Липецкие Захария (Лобов) и Петр (Соколов). Клирики Успенской церкви даже пренебрегли указом местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия, который объявил священника Ивана Котова, псаломщиков Илью Назарченко и Павла Долгополова, служивших в Успенском храме, и церковного старосту Илью Скрипицына состоящими в расколе и пригрозил священнослужителям лишением сана за неповиновение своему епископу. При этом Павел Долгополов называл себя и своих союзников защитниками веры, обвиняя иерархов в признании советской власти. Эта попытка привнести политику в дела веры привела к нарушению канонических правил и духовной слепоте: обвиняя иерархов эти священнослужители сами сотрудничали с органами ГПУ. Вскоре они погибли: на них поступил донос от обновленческого священника В.Т.Попова.
В феврале 1940 г. Успенский храм был закрыт, а здание передано городскому совету Осоавиахима. Во время Великой Отечественной войны в церкви сгорели кровля и несколько куполов, стены потрескались, часть одной стены отклонилась от своей оси. Летом 1946 г. пустующую церковь передали областному архиву. Начались ремонтные работы, в ходе которых были уничтожены росписи, растесаны окна трапезной. Одновременно жители соседних домов разобрали нарушенную отмостку и подпорную стенку вокруг храма, предохранявшую его от разливов реки. Церковный двор был занят огородами. В результате уже в 1956 г. в стенах трапезной появились новые трещины12.
В 1967 г. областной архив покинул здание Успенской церкви, которая два года после этого находилась в запустении. В 1969 г. горисполком передал ее краеведческому музею. В Успенском храме предполагалось разместить экспозицию по истории военно-морского флота. Реставрационные работы по проекту известного московского архитектора-реставратора Б.Л.Альтшуллера начались в 1970 г. Но в апреле 1972 г. прошло заполнение чаши Воронежского водохранилища, и воды стали подмывать фундамент Успенского храма. Никаких защитных мер для предотвращения подтопления здания церкви не было принято. Храм оказался окруженным водой он стоял в болоте. Иногда на скудные средства возобновлялись работы, но они касались только внешнего облика здания. Лишь в канун празднования 1000-летия Крещения Руси и особенно 300-летия Русского военно-морского флота на Успенскую церковь обратили более пристальное внимание.
В сентябре 1996 г. храм был передан Воронежско­Липецкой епархии. В день города в Успенской церкви вновь начались службы. Настоятелем храма стал протоиерей Владимир Урываев (бывший до этого настоятелем Успенской церкви "на Монастырщенке"). В настоящее время Успенский Адмиралтейский храм приписан к Никольской церкви, и ее священники служат в ней.
Во время своего первого визита в Воронежскую епархию в ноябре 1998 г. Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II наряду с другими воронежскими церквами посетил и Успенский Адмиралтейский храм. Он проявил интерес к этой церкви, которая и поныне связана с жизнью российского флота. Ведь уже в наши дни в Успенском храме был освящен Андреевский стяг атомной подводной лодки "Воронеж".

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЛОБОДЫ "МОНАСТЫРЩЕНКИ"

Район левобережья р. Воронеж напротив Успенской Адмиралтейской церкви воронежцы называют "Монастырщенкой". В прошлом здесь была слобода Монастырщенка.
Поселение на левом берегу р. Воронеж, напротив города, сложилось в начале XVII в. Согласно "Дозорной книге 1615 г., составленной Григорием Киреевским, на этом месте была деревенька Клементьевка. В то время она являлась вотчиной Воронежского Успенского мужского монастыря. 
В писцовых книгах 1629 г. деревня Клементьевка по­прежнему значится принадлежащей Успенскому монастырю. С упразднением в 1700 г., в разгар кораблестроения, Успенской обители, деревня Клементьевка отошла к Алексеевскому Акатову монастырю13. В 1764 г., когда по указу императрицы Екатерины II Церковь была лишиена своих земель и крепостных, монастырские крестьяне стали государственными. Одновременно возросло население слободы: сюда переселились потомки удельных крестьян из Боровского уезда Калужской губернии, отчего ее южная часть получила название Боровской.
До середины XIX в. церкви в Монастырщенке не было, и крестьяне посещали ближайшие храмы в губернском городе (церкви Успения и Иоанна Предтечи) и в волостном ­ слободе Придаче (церковь Рождества Христова). Но число дворов росло, в канун отмены крепостного права их насчитывалось 177, где проживало 524 мужчины и 608 женщин14.
В 1840-е гг. жители слободы решили ставить церковь. Архиепископ Воронежский и Задонский Игнатий (Семенов) благословил их на это богоугодное дело. С помощью "сборной книги" накапливались средства за счет добровольных пожертвований. Особое старание проявил крестьянин Иосиф Васильевич Синицын, он по праву именовался строителем храма и полтора десятка лет был церковным старостой. В 1848 г. собрали достаточную сумму и возвели церковь. Два года спустя по благословению Высокопреосвещеннейшего Парфения, архиепископа Воронежского и Задонского, в трапезной были устроены приделы в честь апостола Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского. Один из новых престолов в церкви был создан на средства купца Сергея Петровича Ефимова. "В смежности с церковью и оградою" было открыть приходское кладбище, которое позже обнесли стеной.
При открытии церкви ее штат состоял из священника и двух причетников, которые жили "доброхотными подаяниями от крестьян". Причту отмежевали 34 десятины земли, а через три года построили на общественный счет дома. В 1853-1868 гг. священником Успенской церкви был Александр Матвеевич Зайцев, которого на несколько месяцев сменяли выпускники духовной семинарии: в 1864 г. ­ Димитрий Сианский, в 1868 г. ­ Михаил Лианицкий, в 1868-1869 гг. ­ Александр Петрович Зайцев.
В 1869 г. священником Успенской церкви стал Павел Дионисьевич Троицкий, который начал и долгое время вел церковную летопись. В период с ноября 1872 по август 1873 г. он был переведен священником в с. Касторное, а в Успенскую церковь оттуда направили священника Николая Скрябина. Но затем о. Павел вернулся на свое прежнее место.
В 1873 г. в штат вместо двух причетников ввели псаломщика. Тогда же были обновлены иконостасы, расписан храм и создана система отопления. На эти работы прихожане собрали и передали через старосту В.П.Крамаровского 1600 рублей. В церковной ограде была устроена и каменная лавка, приносившая 60 рублей дохода в год. Это были немалые деньги, что свидетельствует о благочестии прихожан Успенской церкви. Один из них - крестьянин Яков Воронков - пожертвовал священнические одеяния. Другой - купец Харин - завещал храму в 1875 г. 250 рублей, вложенных в Воронежский городской общественный банк. Кроме того, он передал 350 рублей на поминовение своих родителей и крестьянки Гришаевой. Проценты с этой суммы должны были идти на содержание причта. В 1883 г. братья Семен и Тихон Хреновы пожертвовали храму выписанную ими из Афонского Пантелеимоновского монастыря икону святого Пантелеимона на кипарисовой доске. Первый из них, Семен, 20 апреля 1884 г. стал церковным старостой.
20 декабря 1883 г. открылось сельское приходское училище. Здесь Варвара Михайловна Иосифова стала обучать 67 мальчиков и 2 девочек. В 1884 г. произошло чрезвычайное событие: в алтаре была взломана оконная решетка и из церкви похищено несколько серебряных предметов. Грабителей так и не нашли. В 1886 г. об Успенском храме было упомянуто в книге архимандрита Димитрия (Самбикина), посвященной храмам Воронежской и Задонской епархии.
19 февраля 1888 г. был издан указ Воронежской духовной консистории, предписавший вести летопись во всех храмах Воронежской епархии. Начиная с этого года священники Успенской слободы Монастырщенки стали составлять свою летопись, благодаря чему мы получили ценный источник сведений о жизни прихода в пригородном селе. Бесхитростное летописное повествование очень интересно и привлекает своей мудростью: именно эта тихая созидательная деятельность составляет основу бытия.
В 1888 г. приход Успенской церкви насчитывал 1357 душ, "усердных к храму", и "четыре души женска пола раскольников поповщинской секты", но последние не чуждались православного духовенства и вредных толков между верующими не распространяли. Жители слободы занимались хлебопашеством, рыболовством, многие имели парники и торговали овощами на рынке Воронежа. За год в слободе родилось 82 человека, умерло 56.
События, упоминающиеся в "летописи", отражают круг интересов прихожан, занятых своими повседневными заботами: необычайный разлив реки в 1888 г., посещение церкви 9 июня 1889 г. епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым). Он нашел все в исправности и обратил особое внимание на икону св. Пантелеимона. В 1898 г. в слободе началось строительство новой каменной школы; 6 сентября 1899 г. она была освящена. В 1902 г. церковь была отремонтирована снаружи, и начались какие-то работы внутри.
В марте 1903 г. была предпринята новая попытка ограбления храма. То, что это святотатство осуществили не жители Монастырщенки, а приезжие, на сей раз имело свое доказательство: воры не знали, что по случаю ремонта все ценности из храма вынесены. Церковная летопись за 1904-1907 гг. не сохранилась. В 1908 г. уволился за штат о. Павел Троицкий, прослуживший священником в Успенской церкви 39 лет. На его место перевели священника из с. Верхняя Катуховка Тимофея Тростянского. А отец Павел скончался на 78-м году жизни в июле 1910 г. в доме своей дочери в Воронеже. При большом стечении народа он был погребен в ограде той церкви, в которой столько лет неизменно служил. Для многих слобожан его смерть была большой утратой.
В 1909 г. слободу охватила эпидемия скарлатины. Заявление священника Тимофея в земскую управу об эпидемии скарлатины и беспомощности населения в борьбе с ней не дало никаких результатов. Много детей скончалось, "и количество умерших мужеска пола едва не превысило количество родившихся". В 1914 г., с началом первой мировой войны при церкви было организовано попечительство для помощи семьям запасных, взятых на войну. В том же году к празднику Пятидесятницы храм пополнился иконой Св. Троицы, которая была помещена в главном алтаре против Горнего места. Летопись Успенской церкви заканчивается событиями 1914 г. Последующие 11 листов вырваны. События революции и послереволюционных преобразований не оставили следов в документах по истории Успенской церкви. 
В 1930 г. Монастырщенка вошла в черту г. Воронежа. Это побудило местные власти закрыть Успенскую церковь. Летом 1937 г. сотрудники НКВД дали задание одному из своих агентов из обновленческого духовенства "ликвидировать церковь и духовенство в с. Монастырщина под городом". Эта попытка провалилась. Но в 1939 г., Успенский храм все­таки закрыли: "из-за отсутствия верующих и средств содержать и производить ремонт".
Рабочие завода № 18 ходатайствовали о создании в здании храма Дома обороны. И хотя соответствующее решение было принято, через год в церковном помещении открыли общежитие завода "Нефтегаз". В военное время, в 1942 г., в Успенском храме разместили сухарный завод. После войны здание еще несколько раз меняло своих владельцев. Всякий раз они проводили работы по приспособлению храма к своим нуждам, при этом были снесены верхние ярусы колокольни. Долгое время в стенах церкви хранили соль, оставившую свой разъедающий след на кирпичах храма.
Хлопоты о возвращении храма начались с 1987 г. "Двадцадка", церковный совет прихожан, собрала 2500 подписей за восстановление церкви. Потом началось хождение по инстанциям, десять раз прихожанам пришлось ездить в Москву, вытерпеть множество оскорблений. Однажды просителям угрожали порвать собранные ими документы. Вместо склада собирались разместить в церкви музыкальную школу. В Москве прихожане встретились с митрополитом Воронежским и Липецким Высокопреосвященнейшим Мефодием, который благословил их и поддержал. В июле 1989 г. двери храма распахнулись. Внутри церкви все было захламлено. Две недели искали хозяина 615 тонн соли. Лишь с большим трудом удалось выяснить, что им была Росбакалея. Выгрузку соли провели быстро, и началось восстановление храма. В конце августа завершилось оформление его передачи епархии, но перед этим по распоряжению местных властей разрушили кладбище. В праздник Воздвижения Креста Господня, 26 сентября 1989 г., состоялась первая служба.
Настоятелем храма был назначен протоиерей Василий Зализняк, который с марта 1994 г. стал настоятелем Покровского кафедрального собора. Его сменил протоиерей Владимир Урываев. С сентября 1996 г. настоятелем Успенского храма является протоиерей Василий Попов.
Работы по восстановлению храма были закончены в 1994 г. Роспись стен осуществлял иконописец из Москвы Николай Иванович Осташев. 
В 1993 г. при Успенском храме, в специально построенном на его подворье комплексе зданий, по благословению Митрополита Воронежского и Липецкого МЕФОДИЯ открылось духовное училище, которое затем было преобразовано в духовную семинарию. Успенский храм стал, таким образом, составной частью центра духовного образования г. Воронежа. В сентябре 1993 г. 26 юношей и 3 девушки приступили к занятиям у училище, в мае 1995 г. состоялся первый выпуск. Обязанности ректора до марта 1994 г. исполнял иерей Александр Домусчи, затем ректором духовного училища был назначен кандидат богословия протоиерей Василий Попов. Решением Священного Синода от 17 июля 1997 г., духовное училище было преобразовано в семинарию. Это большое и знаменательное событие в жизни епархии: возрождена духовная школа, имеющая более чем 250­летнюю историю. Ректор Воронежской семинарии ­ протоиерей Василий Попов.
С образованием семинарии еще более возросла роль Успенского храма в деле воспитания будущих пастырей, служителей Церкви. В храме студенты семинарии несут послушания, такие как клиросное пение и чтение, пономарство; произносят проповеди и учатся вдохновенному проповедничеству на примере замечательных проповедей отца Василия, слушать которого съезжаются люди со всех концов города. В свою очередь, семинария приобщает мирян к духовной культуре: она предоставляет им право пользоваться библиотекой; при семинарии работают воскресные школы ­ для детей и для взрослых, занятия в которых проводят преподаватели семинарии. Развитию эстетического чувства способствуют художественные выставки, центральное место на которых занимают произведения талантливого живописца и иконописца отца Василия Попова.
Успенский храм с духовной семинарией находится в поле постоянного внимания Правящего Архиерея Высокопреосвященнейшего МЕФОДИЯ. В 1997 г. сюда приезжал епископ Верейский, викарий Московской епархии, и.о. председателя Учебного комитета, ректор Московских Духовных академии и семинарии Преосвященнейший Евгений. 1998 год был ознаменован выдающимся событием: 16 ноября Успенский храм и духовную семинарию во время своего первого визита в Воронежско­Липецкую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II.
Его Святейшество благословил преподавателей и воспитанников семинарии, сказал им напутственное слово и подарил семинарии много новоизданных книг. В ответ Святейшему Патриарху в знак признательности были вручены написанная учащимися семинарии икона, только что изданная летопись Успенской церкви на Монастырщенке и написанная ректором картина, изображающая скалы в окрестностях Дивногорского монастыря еще одной святыни земли Воронежской.
На встрече в Успенском храме с преподавателями и воспитанниками семинарии Его Святейшество говорил о важности подготовки кадров для Церкви, подчеркнул роль Владыки Митрополита, трудами и заботами которого возрождается духовная семинария и возрожден храм, где семинаристы проходят богослужебную практику, готовятся к великому пастырскому служению. Он благословил всех и пожелал студентам использовать это "благоприятное время, когда можно впитать в себя знания, которые так пригодятся в будущей самостоятельной деятельности".
Как сказал в приветственном слове ректор семинарии отец Василий, визит Патриарха состоялся в юбилейный для храма год ­ его 150­летия и вдохновил на новые труды на благо нашей Матери Церкви.

 

1 Все историки Воронежской церковной старины отмечали вслед за первым ее исследователем митрополитом Киевским Евгением Болховитиновым, что Успенский монастырь основан при царе Борисе Годунове около 1600 г. См.: Болховитинов Е. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 66-67; Димитрий (Самбикин), архим. Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886). Воронеж, 1886; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890-1897; Никольский П.В. Монашество на Дону // Воронежская старина. Воронеж, 1907-1910. Вып. 6-9.; Л у к и н Ф. Успенская церковь (бывший Успенский монастырь) // Воронежская старина. Воронеж, 1905. Вып. 5. пагин. 2. С. 64-69.; Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 23.; Самойлов А., Флоря Б.Н. Монастыри, основанные на территории Московского патриархата в 1589-1652 гг. // Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6. С. 747.
2 См.: Российский государственный архив древних актов, ф. 141 (приказные дела старых лет), 1594 г., д. 1 ч., II. л. 45-48.
3 Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1891. Вып. 2. С. 18-19.
4 Окладныя книги Рязанской митрополии 1676 г. Воронежский и Елецкий уезды. / Предисл. Н.И.Поликарпова. // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 105.
5 Лукин Ф. Успенская церковь (бывший Успенский монастырь) // Воронежская старина. Воронеж, 1905. Вып. 5. пагин. 2. С. 65
6 Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. 1994. С. 48.
7 Болховитинов Е. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 66-67; Славинский М.И. Историческое, топографическое и статистическое описание уездов Воронежской губернии // Записки воронежских краеведов. Воронеж, 1987. Вып. 3. С. 170; Димитрий (Самбикин), архим. Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886). Воронеж, 1886; Загоровский В.П. Воронеж: Историческая хроника. Воронеж, 1989. С. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 23-24.
8 Лукин Ф. Успенская церковь (бывший Успенский монастырь) // Воронежская старина. Воронеж, 1905. Вып. 5, пагин. 2. С. 65.
9 Материалы по истории монашества на Дону // Воронежская странина. Воронеж, 1903. Вып. 2. С. 212-213.
10 Лукин Ф. Успенская церковь. С. 65.
11 Там же. С. 66-69.
12 Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 26-27.
13 Материалы по истории монашества на Дону // Воронежская странина. Воронеж, 1903. Вып. 2. С. 212; Воронеж, 1905. Вып. 5.
С. 17-18. 
14 Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 175-180; ксерокопии материалов по истории Успенского храма любезно предоставлены Н.В.Макеевым.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский