РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Андреева Т.В. Купола над Демянском. В журн.: София. № 1, 2002. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: http://sophia.orthodoxy.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
Т.В. Андреева
КУПОЛА НАД ДЕМЯНСКОМ
Духовная жизнь Демянска
уходит своими корнями в далекое прошлое. Наш поселок был основан приблизительно
в 1406 году. Именно в это время он упоминается в "Списке городов дальних и
ближних". Тогда Демянск назывался городок Демон и имел деревянную
крепость, относился он к Деревской пятине.
В Новгородской писцовой
книге, около 1495 года, городок Демон описывается так: "На городище
церковь Егорий Великий/ рядом стояли дворы попа Сазона и сторожа Михатки/. На городище же двор наместничий/ представителя
царя/. А на посаде/ второй части городка/ - монастырь, а в нем церковь Успения
Пресвятой Богородицы. В монастыре игумен Варлаам. На
монастырской земле жили также дьяк Офоноско и
церковный сторож Огафеник. Пашни у них не было".
Вероятно, об этом же
монастыре упоминается и в Книге Большому Чертежу: "На Явонь
на реке/ монастырь Демон. Он существовал и в 1582 году". Позднее город
Демон был разорен литовцами, шедшими из Пскова в Новгород. Никаких следов
существования Успенского мужского монастыря не осталось.
В XVIII веке на этом
месте уже значился Демянский погост и село Демянск. В
1824 году село было переименовано в уездный город. По данным за 1863 год, в нем
проживало 1696 человек, было 7 ломов каменных и 216 деревянных, 22 лавки,
кожевенный завод, училище, больница. И стояли в центре города две церкви: одна
деревянная и одна каменная.
Деревянная церковь во имя
Святого Николая Чудотворца находилась на месте каменной часовни (в парке).
История ее такова. Церковь впервые была освящена 6 ноября 1655 года, при царе
Алексее Михайловиче и митрополите Великого Новгорода и Великих Лук Марке. Об
этом свидетельствовала надпись на напрестольном кресте. Там же была указана и
дата основания прихода г.Демянска - 1654 год. Церковь
эта сгорела. И вместо нее была построена новая деревянная церковь с тремя
престолами: главный престол - во имя Николая Чудотворца, другой - во имя
архангела Михаила и третий - во имя Иоанна Богослова. Они вновь освящались 8
мая 1785 года. А в 1859 году церковь была перенесена церковным старостой, демянским купцом Николаем Трошеновым,
на городское кладбище, где и устроена во имя Мученицы Параскевы
Пятницы. (В 1911 году она была перестроена по причине ветхости).
Недалеко от деревянной
церкви, на левом берегу р.Явонь,
в 1780 году прихожанами была построена большая каменная церковь с тремя
престолами: главный - во имя Богоявления Господня, южный - Св. Николая
Чудотворца и северный - Казанской Иконы Божией Матери. В 1830 году церковь была
переименована в Собор и причислена ко 2-му классу. Богоявленский Собор стал
настоящим украшением центральной площади Демянска и главным храмом прихода.
Почти через 100 лет, в
1878 году, на правобережной стороне р.Явонь,
напротив Богоявленского собора, была построена еще одна церковь - храм во имя
Воздвижения Креста Господня или, как ее все называют, Крестовоздвиженская
церковь (приписана к Богоявленскому собору).
Некоторые из старожилов
Демянска еще помнят, какими были эти церкви, а мы с вами можем получить
представление о них, только рассматривая старые фотографии. Оба храма очень
красивые, величественные, возвышались над другими зданиями города. Высота у них
одинаковая - 8 сажен, а по площади Собор почти в 2 раза больше Крестовоздвиженской церкви. И собор, и церковь каменные с колокольнями, построены на фундаменте из
"дикого камня", крыты железом, оштукатурены и покрашены. Стены внутри
расписаны живописью. Вокруг Собора - ограда каменная, рядом кладбище, где
хоронили священников и влиятельных людей. Собор с одним куполом, его венчает
главка с крестом. А Крестовоздвиженская церковь
увенчана 5-ю куполами и колокольня в ней 3-х ярусная. Храмы эти строились на
века, но всевластное время, как мы увидим далее, распорядится иначе.
В 1884 году на Соборной
площади появилось еще одно необычное строение - каменная часовня (на месте
деревянной церкви, перенесенной на кладбище). Ее воздвигли в память
царя-освободителя Александра II. И собор, и часовня стали красивейшими
архитектурными зданиями площади. К 100-летию А.С.Пушкина, в 1899 году, учащиеся
3-х классного училища (находилось на месте Дома Культуры) заложили Пушкинский
сад. Аллея вела от часовни к училищу.
Так, Демянск к концу XIX
века становился все более похожим на город. Строились не только церкви,
но и дома купцов, именитых людей. Увеличивалось число учебных заведений. С 1882
года работала земская библиотека. В 1910 году был построен новый железный мост
через реку Явонь.
Приход г.Демянка относится к 1-му
благочинному округу Демянского уезда. К
Богоявленскому собору были приписаны: Крестовоздвиженская
церковь, кладбищенская церковь Параскевы Пятницы,
каменная часовня. И была в городе еще одна каменная церковь - во имя Покрова
Святой Богородицы. Находилась она при тюремном замке и была построена в 1875
году купцом Иваном Поповым. Службы в ней проводил настоятель Богоявленского
собора.
Кроме города в приход
входили и 23 ближайшие деревни. В восьми из них, а именно, в деревнях Добросли, Ользи, Жирково, Глебовщина, Заозерье,
Новые Обрыни, Игожево и Кожевниково имелось три часовни. Также приписанные
к Богоявленскому собору.
Во владении собора
находилось 134 десятины 666 кв. сажен церковной земли. Штат собора состоял из 7
священнослужителей: протоиерея, 2-х священников, диакона и 3-х псаломщиков. Они
получали жалование из казны (в
По данным за 1914 год,
настоятелем Богоявленского собора значился протоиерей Валериан Васильевич
Рождественский. Священниками были: Владимир Евгеневич
Беляев и Сергей Иванович Шарков, дьяконом - Александр
Всеволодович Милонравов, псаломщиками - Михаил
Рождественский (сын настоятеля) и Иван Николаевич Соловьев (сын бывшего
священника собора). Именно они, с тщанием и усердием, поддерживали духовную
жизнь наших земляков, укрепляли их веру, учили соблюдению православных
традиций.
Большинство
людей в то время было глубоко верующими. Прихожане праздновали все праздники: и Господские,
и Богородичные, и каких-либо святых. В эти дни проводились торжественные
соборные богослужения и крестные ходы. А на площади организовывались ярмарки.
Местными праздниками считались: Богоявление Господне или Крещение (6/1 по
ст.ст., 19/1 по нов.ст.) и
Казанская Икона Божией Матери (8.07 и 22.10 по ст.ст., 21.07 и 4.11 по нов.ст.). В честь их были названы престолы собора. В соборе
имелась "особо чтимая икона Казанской Божией Матери". Стояла она за
правым клиросом собора и была "старинного письма, на кипарисовой доске,
серебристо позолоченной ризе. Неизвестно кем пожертвована
или когда приобретена (из рапорта протоиерея М.Смелкова
в
Кроме праздничных
крестных ходов, с разрешения Синода, организовались и особые крестные ходы. С
середины XIX века, в последний день года, ежегодно, проводился крестный ход
вокруг города, по случаю холеры. Таким образом
старались защитить город от страшной болезни.
Священники принимали
участие и в светской жизни города. Ведущий священник, отец Владимир Беляев,
представлял духовенство на Уездном земском собрании и был также членом уездного
училищного совета.
Большое внимание
уделялось благотворительной деятельности. С 1880 года при Богоявленском соборе
существовало церковно-приходское попечительство. Председателем его был
настоятель собора - протоиерей Валериан Рождественский, казначеем - купец Иван
Иванович Тюрин, членами - отец Владимир Беляев и псаломщик Николай Соловьев (из
"Памятной книжки Новгородской губернии на 1914 год").
Церковной школы в
Демянске не было. Но в городе уже действовали 4 учебных
заведения: женская гимназия, высшее начальное училище, приходское училище,
земская школа. И работали 7 земских школ в деревнях прихода. Закон Божий в них
преподавали священники. Они обучали детей основам православия и занимались их
духовным воспитанием.
С 1915 года настоятелем
собор назначен протоиерей Михаил Петрович Смелков,
который в 1918 году будет избран Благочинным 1-го округа. Церковным старостой,
с 1915 года стал Владимир Зуев. О некоторых особенностях церковной жизни этого
прихода мы узнали из доклада "Об обновлении приходской жизни в приходе Демянского собора". Он был сделан на благочинническом съезде в 1916 году.
"Во исполнение
распоряжения епархиального начальства, - говорится в нем:
1. обращено строгое
внимание на упорядочивание богослужения с соблюдением церковного устава;
2. Дополнительное
внимание обращено на церковное жилье. Певчие при соборе вольнонаемные.
Вознаграждение получают незначительное и только от собора, поют больше из
любви, чем за вознаграждение. Руководит диакон Милонравов;
С 1915 года по инициативе
настоятеля собора протоиерея Смелкова, в Крестовоздвиженской церкви справляется особая служба: всеночное бдение в 4 часа дня и обедня в 8 часов утра, в
праздники и воскресные дни для учащихся в учебных заведениях Демянска.
3. Обращено также
внимание на внешнюю обстановку богослужения. Настоятель собора следит за
чистотой. Принимаются меры, чтобы молящиеся громко не разговаривали в храме.
4. В июне 1915 года
открыт Попечительский Совет, с целью помощи семействам воинов. В состав совета
вошло не только духовенство, но и все интеллигентные и образованные люди г.Демянска, не только мужчины, но и женщины, все видные
чиновники и купцы. Они посещают собрания, платят членские взносы, устраивают в
пользу Совета спектакли и концерты. При соборе существует богодельня.
Содержится она на средства приходского попечительства.
5. Должное внимание уделяется
также духовно-нравственному просвещению народа. Настоятель и священники
проповедуют Слово Божие, как в церкви, так и в деревенских часовнях".
Таковы основные пункты
доклада, из которого видно, что церковнослужители постоянно заботились о
богослужении, благотворительности и просветительской деятельности.
А впереди был
революционный переворот 1917 года, после которого для всех православных
церквей, в том числе и демянских, наступили
"черные дни". Церкви лишались всего своего имущества, священники перестали
получать жалование, службы проводились все реже и реже.
Начались преследования
священнослужителей, которые не могли мириться с таким положением дел. Так,
протоиерей Богоявленского собора, Михаил Петрович Смелков,
7 ноября 1921 года был выслан из Демянска по приговору ВЧК.
В апреле 1922 года
проводилось изъятие церковных ценностей в городе. "Было собрано только
серебро, золота нет вообще".
И без того тяжелое
положение усугубил церковный раскол 1922 года. От группы верующих г.Демянска была отправлена жалоба " о передаче всех
храмов города в руки обновленцев, хотя к старой православной церкви принадлежит
подавляющая часть города". Постановлением ГИКа
от 23.07.1924 г. решено: 1) В городе Демянске всего два храма - Богоявленский
собор и Крестовоздвиженская церковь; 2) существуют 2
течения обновленцы и староцерковники; 3) староцерковников - 202 человека,
обновленцев - 1001 чел. Постановили… Крестовоздвиженскую
цецрковь передать группе верующих -
староцерковников".
А затем последовало
закрытие храмов и их последующее разрушение. Мученический крест несли и их
служители. В 1937-1938 гг. были приговорены к расстрелу:
Священники Богоявленского
собора:
Вознесенский Николай Николаевич (14.03.1938, до этого 5 лет ИТЛ),
Гагаринов Николай Павлович (8.11.1937),
Иванов Сергей Сергеевич (20.03.1938),
Дьякон Изотов Иван Павлович (4.03.1938).
Крестовоздвиженская церковь, как вспоминают жители, тоже
еще до войны была переделана в клуб. В нем показывали кино. При отступлении
немцы его заминировали и оно было разминировано, но
почему-то все равно взорвалось, уже в мирное время. По счастливой случайности
не пострадали люди, которые пришли посмотреть кино. То, что осталось от здания
после взрыва, разобрали на кирпичи. Демянск нужно было отстраивать заново. И
только внимательный взгляд прохожего может сейчас заметить остатки фундамента Крестовоздвиженской церкви, которая стояла на около дороги,
на углу межу школой искусств и музеем. Так безжалостное время не оставило в
Демянске ни одного храма.
Выстояла и сохранилась до
наших дней только каменная часовня на площади. Но и она находилась
в очень неприглядном состоянии, постепенно разрушаясь. В середине 90-х
гг. часовня была внесена в "Список учета памятников истории и культуры
Новгородской области", как образец культового здания XIX века, и летом
1995 года восстановлена на средства, выделенной федеральной программой
"Наследие". Внутри часовни частично сохранилась фреска с изображением
2-х ангелов, держащих поминальную чашу. В ней установлена поминальная доска в
память о наших земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
5 августа 1996 года
часовня, по желанию верующих, была передана церкви. А 27 сентября 1998 года
состоялось еще одно радостное для демянцев событие -
освящение церкви во имя Воздвижения Креста Господня. И произошло это событие
ровно через 120 лет после первого освящения храма.
Вновь появились купола
над Демянском. А вместе с ними стали возрождаться наша вера, наша культура,
многовековые православные традиции предков.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский