РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Андреева Т.В. Купола над Демянском. В журн.: София. № 1, 2002. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: http://sophia.orthodoxy.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2012 г

 

   

Т.В. Андреева

КУПОЛА НАД ДЕМЯНСКОМ

 

Духовная жизнь Демянска уходит своими корнями в далекое прошлое. Наш поселок был основан приблизительно в 1406 году. Именно в это время он упоминается в "Списке городов дальних и ближних". Тогда Демянск назывался городок Демон и имел деревянную крепость, относился он к Деревской пятине.

В Новгородской писцовой книге, около 1495 года, городок Демон описывается так: "На городище церковь Егорий Великий/ рядом стояли дворы попа Сазона и сторожа Михатки/. На городище же двор наместничий/ представителя царя/. А на посаде/ второй части городка/ - монастырь, а в нем церковь Успения Пресвятой Богородицы. В монастыре игумен Варлаам. На монастырской земле жили также дьяк Офоноско и церковный сторож Огафеник. Пашни у них не было".

Вероятно, об этом же монастыре упоминается и в Книге Большому Чертежу: "На Явонь на реке/ монастырь Демон. Он существовал и в 1582 году". Позднее город Демон был разорен литовцами, шедшими из Пскова в Новгород. Никаких следов существования Успенского мужского монастыря не осталось.

В XVIII веке на этом месте уже значился Демянский погост и село Демянск. В 1824 году село было переименовано в уездный город. По данным за 1863 год, в нем проживало 1696 человек, было 7 ломов каменных и 216 деревянных, 22 лавки, кожевенный завод, училище, больница. И стояли в центре города две церкви: одна деревянная и одна каменная.

Деревянная церковь во имя Святого Николая Чудотворца находилась на месте каменной часовни (в парке). История ее такова. Церковь впервые была освящена 6 ноября 1655 года, при царе Алексее Михайловиче и митрополите Великого Новгорода и Великих Лук Марке. Об этом свидетельствовала надпись на напрестольном кресте. Там же была указана и дата основания прихода гемянска - 1654 год. Церковь эта сгорела. И вместо нее была построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный престол - во имя Николая Чудотворца, другой - во имя архангела Михаила и третий - во имя Иоанна Богослова. Они вновь освящались 8 мая 1785 года. А в 1859 году церковь была перенесена церковным старостой, демянским купцом Николаем Трошеновым, на городское кладбище, где и устроена во имя Мученицы Параскевы Пятницы. (В 1911 году она была перестроена по причине ветхости).

Недалеко от деревянной церкви, на левом берегу рвонь, в 1780 году прихожанами была построена большая каменная церковь с тремя престолами: главный - во имя Богоявления Господня, южный - Св. Николая Чудотворца и северный - Казанской Иконы Божией Матери. В 1830 году церковь была переименована в Собор и причислена ко 2-му классу. Богоявленский Собор стал настоящим украшением центральной площади Демянска и главным храмом прихода.

Почти через 100 лет, в 1878 году, на правобережной стороне рвонь, напротив Богоявленского собора, была построена еще одна церковь - храм во имя Воздвижения Креста Господня или, как ее все называют, Крестовоздвиженская церковь (приписана к Богоявленскому собору).

Некоторые из старожилов Демянска еще помнят, какими были эти церкви, а мы с вами можем получить представление о них, только рассматривая старые фотографии. Оба храма очень красивые, величественные, возвышались над другими зданиями города. Высота у них одинаковая - 8 сажен, а по площади Собор почти в 2 раза больше Крестовоздвиженской церкви. И собор, и церковь каменные с колокольнями, построены на фундаменте из "дикого камня", крыты железом, оштукатурены и покрашены. Стены внутри расписаны живописью. Вокруг Собора - ограда каменная, рядом кладбище, где хоронили священников и влиятельных людей. Собор с одним куполом, его венчает главка с крестом. А Крестовоздвиженская церковь увенчана 5-ю куполами и колокольня в ней 3-х ярусная. Храмы эти строились на века, но всевластное время, как мы увидим далее, распорядится иначе.

В 1884 году на Соборной площади появилось еще одно необычное строение - каменная часовня (на месте деревянной церкви, перенесенной на кладбище). Ее воздвигли в память царя-освободителя Александра II. И собор, и часовня стали красивейшими архитектурными зданиями площади. К 100-летию А.С.Пушкина, в 1899 году, учащиеся 3-х классного училища (находилось на месте Дома Культуры) заложили Пушкинский сад. Аллея вела от часовни к училищу.

Так, Демянск к концу XIX века становился все  более похожим на город. Строились не только церкви, но и дома купцов, именитых людей. Увеличивалось число учебных заведений. С 1882 года работала земская библиотека. В 1910 году был построен новый железный мост через реку Явонь.

Приход гемянка относится к 1-му благочинному округу Демянского уезда. К Богоявленскому собору были приписаны: Крестовоздвиженская церковь, кладбищенская церковь Параскевы Пятницы, каменная часовня. И была в городе еще одна каменная церковь - во имя Покрова Святой Богородицы. Находилась она при тюремном замке и была построена в 1875 году купцом Иваном Поповым. Службы в ней проводил настоятель Богоявленского собора.

Кроме города в приход входили и 23 ближайшие деревни. В восьми из них, а именно, в деревнях Добросли, Ользи, Жирково, Глебовщина, Заозерье, Новые Обрыни, Игожево и Кожевниково имелось три часовни. Также приписанные к Богоявленскому собору.

Во владении собора находилось 134 десятины 666 кв. сажен церковной земли. Штат собора состоял из 7 священнослужителей: протоиерея, 2-х священников, диакона и 3-х псаломщиков. Они получали жалование из казны (в 1914 г. - 1450 руб.). Настоятель собора имел собственный дом, остальные, если не было родственников, снимали квартиры.

По данным за 1914 год, настоятелем Богоявленского собора значился протоиерей Валериан Васильевич Рождественский. Священниками были: Владимир Евгеневич Беляев и Сергей Иванович Шарков, дьяконом - Александр Всеволодович Милонравов, псаломщиками - Михаил Рождественский (сын настоятеля) и Иван Николаевич Соловьев (сын бывшего священника собора). Именно они, с тщанием и усердием, поддерживали духовную жизнь наших земляков, укрепляли их веру, учили соблюдению православных традиций.

Большинство людей в то время было глубоко верующими. Прихожане праздновали все праздники: и Господские, и Богородичные, и каких-либо святых. В эти дни проводились торжественные соборные богослужения и крестные ходы. А на площади организовывались ярмарки. Местными праздниками считались: Богоявление Господне или Крещение (6/1 по ст.ст., 19/1 по новт.) и Казанская Икона Божией Матери (8.07 и 22.10 по ст.ст., 21.07 и 4.11 по нов.ст.). В честь их были названы престолы собора. В соборе имелась "особо чтимая икона Казанской Божией Матери". Стояла она за правым клиросом собора и была "старинного письма, на кипарисовой доске,  серебристо позолоченной ризе. Неизвестно кем пожертвована или когда приобретена (из рапорта протоиерея М.Смелкова в 1918 г.). Так как в городе была Крестовоздвиженская церковь, прихожане праздновали и Воздвижение Креста Господня.

Кроме праздничных крестных ходов, с разрешения Синода, организовались и особые крестные ходы. С середины XIX века, в последний день года, ежегодно, проводился крестный ход вокруг города, по случаю холеры. Таким образом старались защитить город от страшной болезни.

Священники принимали участие и в светской жизни города. Ведущий священник, отец Владимир Беляев, представлял духовенство на Уездном земском собрании и был также членом уездного училищного совета.

Большое внимание уделялось благотворительной деятельности. С 1880 года при Богоявленском соборе существовало церковно-приходское попечительство. Председателем его был настоятель собора - протоиерей Валериан Рождественский, казначеем - купец Иван Иванович Тюрин, членами - отец Владимир Беляев и псаломщик Николай Соловьев (из "Памятной книжки Новгородской губернии на 1914 год").

Церковной школы в Демянске не было. Но в городе уже действовали 4 учебных заведения: женская гимназия, высшее начальное училище, приходское училище, земская школа. И работали 7 земских школ в деревнях прихода. Закон Божий в них преподавали священники. Они обучали детей основам православия и занимались их духовным воспитанием.

С 1915 года настоятелем собор назначен протоиерей Михаил Петрович Смелков, который в 1918 году будет избран Благочинным 1-го округа. Церковным старостой, с 1915 года стал Владимир Зуев. О некоторых особенностях церковной жизни этого прихода мы узнали из доклада "Об обновлении приходской жизни в приходе Демянского собора". Он был сделан на благочинническом съезде в 1916 году.

"Во исполнение распоряжения епархиального начальства, -  говорится в нем:

1. обращено строгое внимание на упорядочивание богослужения с соблюдением церковного устава;

2. Дополнительное внимание обращено на церковное жилье. Певчие при соборе вольнонаемные. Вознаграждение получают незначительное и только от собора, поют больше из любви, чем за вознаграждение. Руководит диакон Милонравов;

С 1915 года по инициативе настоятеля собора протоиерея Смелкова, в Крестовоздвиженской церкви справляется особая служба: всеночное бдение в 4 часа дня и обедня в 8 часов утра, в праздники и воскресные дни для учащихся в учебных заведениях Демянска.

3. Обращено также внимание на внешнюю обстановку богослужения. Настоятель собора следит за чистотой. Принимаются меры, чтобы молящиеся громко не разговаривали в храме.

4. В июне 1915 года открыт Попечительский Совет, с целью помощи семействам воинов. В состав совета вошло не только духовенство, но и все интеллигентные и образованные люди гемянска, не только мужчины, но и женщины, все видные чиновники и купцы. Они посещают собрания, платят членские взносы, устраивают в пользу Совета спектакли и концерты. При соборе существует богодельня. Содержится она на средства приходского попечительства.

5. Должное внимание уделяется также духовно-нравственному просвещению народа. Настоятель и священники проповедуют Слово Божие, как в церкви, так и в деревенских часовнях".

Таковы основные пункты доклада, из которого видно, что церковнослужители постоянно заботились о богослужении, благотворительности и просветительской деятельности.

А впереди был революционный переворот 1917 года, после которого для всех православных церквей, в том числе и демянских, наступили "черные дни". Церкви лишались всего своего имущества, священники перестали получать жалование, службы проводились все реже и реже.

Начались преследования священнослужителей, которые не могли мириться с таким положением дел. Так, протоиерей Богоявленского собора, Михаил Петрович Смелков, 7 ноября 1921 года был выслан из Демянска по приговору ВЧК.

В апреле 1922 года проводилось изъятие церковных ценностей в городе. "Было собрано только серебро, золота нет вообще".

И без того тяжелое положение усугубил церковный раскол 1922 года. От группы верующих гемянска была отправлена жалоба " о передаче всех храмов города в руки обновленцев, хотя к старой православной церкви принадлежит подавляющая часть города". Постановлением ГИКа от 23.07.1924 г. решено: 1) В городе Демянске всего два храма - Богоявленский собор и Крестовоздвиженская церковь; 2) существуют 2 течения обновленцы и староцерковники; 3) староцерковников - 202 человека, обновленцев - 1001 чел. Постановили… Крестовоздвиженскую цецрковь передать группе верующих - староцерковников".

А затем последовало закрытие храмов и их последующее разрушение. Мученический крест несли и их служители. В 1937-1938 гг. были приговорены к расстрелу:

Священники Богоявленского собора:
Вознесенский Николай Николаевич (14.03.1938, до этого 5 лет ИТЛ),
Гагаринов Николай Павлович (8.11.1937),
Иванов Сергей Сергеевич (20.03.1938),
Дьякон Изотов Иван Павлович (4.03.1938).

Крестовоздвиженская церковь, как вспоминают жители, тоже еще до войны была переделана в клуб. В нем показывали кино. При отступлении немцы его заминировали и оно было разминировано, но почему-то все равно взорвалось, уже в мирное время. По счастливой случайности не пострадали люди, которые пришли посмотреть кино. То, что осталось от здания после взрыва, разобрали на кирпичи. Демянск нужно было отстраивать заново. И только внимательный взгляд прохожего может сейчас заметить остатки фундамента Крестовоздвиженской церкви, которая стояла на около дороги, на углу межу школой искусств и музеем. Так безжалостное время не оставило в Демянске ни одного храма.

Выстояла и сохранилась до наших дней только каменная часовня на площади. Но и она находилась в очень неприглядном состоянии, постепенно разрушаясь. В середине 90-х гг. часовня была внесена в "Список учета памятников истории и культуры Новгородской области", как образец культового здания XIX века, и летом 1995 года восстановлена на средства, выделенной федеральной программой "Наследие". Внутри часовни частично сохранилась фреска с изображением 2-х ангелов, держащих поминальную чашу. В ней установлена поминальная доска в память о наших земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

5 августа 1996 года часовня, по желанию верующих, была передана церкви. А 27 сентября 1998 года состоялось еще одно радостное для демянцев событие - освящение церкви во имя Воздвижения Креста Господня. И произошло это событие ровно через 120 лет после первого освящения храма.

Вновь появились купола над Демянском. А вместе с ними стали возрождаться наша вера, наша культура, многовековые православные традиции предков.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский