РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Антипов И.В. Николо-Папоротский монастырь. В журн.: София, № 3, 1999. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://sophia.orthodoxy.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2007 г.

 

 

 

И.В. Антипов

НИКОЛО-ПАПОРОТСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

Пассажиры междугороднего автобуса Новгород-Малая Вишера, проезжая  мимо небольшой деревеньки с названием Папоротно, и не предполагают, что именно здесь до Великой Отечественной Войны находилась древняя Никольская церковь - все, что осталось от Никольского Папоротского монастыря,  одной из небольших уединенных обителей в Обонежской пятине Новгородской земли. Никольский Папоротский монастырь был, вероятно, основан в самом начале XV в. Под 1403 (1404) г. новгородские летописи упоминают о строительстве Порфирием Инамским (в другом варианте - Камским) деревянной церкви св.Николая и об основании им монастыря. Согласно синодику, хранившемуся в Никольской церкви в начале XX в., существовавший до Великой Отечественной Войны каменный храм был выстроен в 1522 г. В документах начала XX в. упоминается и заказчик Папоротской церкви - храм был выстроен "тщанием старца Игнатия, строителя Папоротского монастыря" .

На одном из колоколов Папоротской церкви была надпись, датирующая его 1526 г. Вероятно, уже в первой трети XVI в. при храме существовала колокольня. В Писцовых книгах Папоротский монастырь впервые упоминается под 1583 г.: в Писцовой книге Обонежской пятины он фигурирует под именем Патороцкого. По переписи 1615 г. в нем были каменные церкви: 1) Николая Чудотворца; 2) Преподобного Варлаама Хутынского с трапезой; 3) на посаде во имя св.Троицы и св.Апостола Петра и Павла деревянная. В переписи же 1620 г. сказано, что Никольская церковь разорена, а Варлаамиевская и Троицкая разрушены; келья одна, в которой жил тогда строитель с монахом, а 20 сожжено шведами. В 1686 г. Никольский монастырь был приписан к Новгородскому Архиерейскому Дому, а в 1764 г. упразднен. К 1804 г., очевидно, относится крупный ремонт храма, во время которого, видимо, в храме появился придел св.Троицы. Однако уже в 1819 г. храм был закрыт. В 1823 г. о храме доносили в Синод: "Церковь Святителя Николая, что в селе Папоротне, праздна с 1819 года за выведением прихожан по военному поселению к другим церквам."  Утварь, иконы и книги передали в Николаевскую Городненскую церковь Новгородского уезда. Все церковное имущество, кроме иконы св.Троицы, сгорело вместе с означенной церковью в 1844 г. Упраздненная Никольская церковь пришла в ветхость, потрескались стены и своды здания, потолки, полы и крыша обвалились, на сводах храма выросли три березы, кругом поднялся непроходимый лес. Богослужения в храме возобновились в 1866 г., при этом храм был отремонтирован, увеличены размеры некоторых окон, а в 1867 г. освящен и придельный храм св.Троицы, находившийся в каменном притворе с западной стороны Никольского храма. Был ли этот притвор построен еще в начале XIX в., или его возведение относится к 60-м гг. XIX в. - пока не ясно. В 1875 г. с западной стороны здание завершил деревянный притвор и деревянная же колокольня. В таком виде Папоротский храм сохранялся вплоть до Великой Отечественной Войны. В начале века рядом с храмом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1913 г. 29 апреля случился большой пожар и оба дома сгорели, но уже в следующем году их восстановили. В 1910-е гг. потребовалось провести ремонт храма,  в связи с чем новгородская Консистория обратилась в Императорскую Археологическую Комиссию с просьбой рассмотреть и утвердить проект ремонтных работ в храме, подготовленный новгородским епархиальным архитектором А.Н.Дьяковым. Археологическая комиссия направила в Папоротно известного реставратора и историка архитектуры академика Петра Петровича Покрышкина, который в 1913 г. ознакомился с памятником, сфотографировал его и сделал выписки из синодика. В публикации в "Известиях Археологической Комиссии" Покрышкин изложил свои основные наблюдения, сделанные в ходе недолгого изучения им церкви Николы.  После революции храм был взят под охрану Государственной Академией Истории Материальной Культуры и сохранялся в целости вплоть до Великой Отечественной Войны. В ноябре 1941 г. прямым попаданием авиационной бомбы церковь была полностью уничтожена, а после войны остатки храма были разобраны на кирпич. Сейчас на этом месте - сельское кладбище, видны очертания небольшого храма, посередине всхолмления стоит крест с иконой св.Николая.

Церковь погибла безвозвратно, однако, благодаря сохранившемуся  архивному делу, чертежам А.Н.Дьякова, а также фотографиям нач.XX в., сделанным, в основном, П.П.Покрышкиным, мы можем судить об архитектуре погибшего памятника.

Это был небольшой четырехстолпный одноглавый храм на подклете. В подклете столбы  были квадратные, а в храме - круглые. Подцерковье было изначально перекрыто деревянным потолком, позднее замененным сводами. Центральные прясла западного, северного и восточного фасадов церкви были украшены поясами фигурной кладки. Необычайно развитый декор имел и барабан храма. По центральной оси апсиды в кладке находился закладной крест, относящийся к типу "крест в круге". Точное расположение первоначальных окон неизвестно, так как большая их часть была позднее растесана, но очевидно, что в центральных пряслах боковых фасадов находились парные,  двойные окна, как в церкви Дмитрия на Славкове или Климента на Иворове.

Никольская церковь до недавнего времени практически не привлекала внимание исследователей новгородского зодчества. В 1986 г. московские исследователи Д.А.Петров и Вл.В.Седов вновь обратились к этому полузабытому памятнику и опубликовали свои наблюдения об архитектуре храма, а также архивные чертежи и фотографии. Исследователи категорически отвергли датировку храма 1522 г., и основывающуюся на клировой ведомости, хранившейся в 1910-е гг. в храме. По их мнению, Никольская церковь была возведена в 50-60-е гг. XV в. (недавно Д.А.Петров уточнил эту дату, отнеся Папоротский храм к 1464-65 гг.) Основным  аргументом в пользу такой датировки является наличие на фасадах храма поясов декоративной кладки, не встречающихся на памятниках первой трети XVI в., но широко распространенных в 50-60-е гг. XV в., а также "зальность" пространства интерьера Никольской церкви, созданная с помощью четырех круглых столбов, характерная для новгородского зодчества середины XV в. Исследователи сопоставляют храм с собором в г.Яме (ныне г.Кингисепп Ленинградской обл.), где также были круглые столбы. Церковь в Яме Вл.В.Седов и Д.А.Петров также датируют сер.XV в. Эта датировка Никольского храма сейчас не оспаривается в научной литературе и уже достаточно давно используется некоторыми исследователями.

На наш взгляд, Никольская церковь была действительно построена в 1522 г. Мы очень мало знаем об архитектуре того трагического для Новгорода времени, когда после потери самостоятельности активная культурная и политическая жизнь в городе почти замирает - это конец XV - начало XVI вв. От этой эпохи до нас дошло всего несколько построек, это прежде всего церкви Жен Мироносиц 1510 г. и Климента на Иворове 1520 г., а также соборы Тихвинского Успенского и Спасо-Преображенского Хутынского монастырей, построенные не местными новгородскими, а московскими мастерами.

Анализируя характер архитектуры Никольской церкви следует отметить, что в ней зримо соединяются черты, свойственные как новгородской архитектуре XV, так и XVI вв. К XV в. можно, безусловно, отнести пояса фигурной кладки на фасадах - прием, не встречающийся в новгородской архитектуре после 1467 г.  В сравнении с церковью Климента на Иворовой улице Никольский храм выглядит действительно гораздо более стройным, точнее построенным композиционно. Этот храм, безусловно, произведение незаурядного и оригинального зодчего.

В то же время с XVI в. храм сближает кирпичная кладка стен, без применения камня, а также характерный для первой трети 16 в. формат кирпича. Заметим, что Папоротская церковь имеет один из наиболее развитых и сложных орнаментов на барабане, состоящий из 6 рядов (сверху вниз): поребрик высотой в полкирпича, бегунец, поребрик в четверть кирпича ("зубчики"), поребрик в полкирпича, бегунец, поребрик в четверть кирпича ("зубчики"). При сравнении с кирпичными орнаментами новгородских храмов XV в. мы увидим, что ни в одном храме нет такой сложной композиции на барабане. Из барабанов новгородских церквей 15 в. наиболее богато украшен барабан церкви Дмитрия на Славкове - здесь пять рядов, расположенных, однако, совершенно в иной последовательности, чем в Папоротно. В то же время декору барабана церкви Николая есть очевидная аналогия - барабан церкви Климента на Иворовой улице 1520 г. Последовательность рядов здесь такая (сверху вниз): пояс арочек, бегунец, поребрик в четверть кирпича ("зубчики"), поребрик в полкирпича, бегунец, поребрик в четверть кирпича ("зубчики"). Нетрудно заметить, что последовательность рядов полностью совпадает, за исключением того, что в церкви Климента верхний ряд высокого поребрика заменен поясом арочек. Это сходство вполне естественно, если мы примем датировку храма 1522 г. План храма с четырьмя круглыми столбами необычен и имеет отдаленные аналогии как в XV в. (церковь Симеона Зверина монастыря), так и в XVI в. (церковь Николы Медведского монастыря - ныне в г.Новая Ладога). Отсутствие в храме первоначального сводчатого подцерковья не может служить аргументом в пользу отнесения его к XV в., так как деревянное междуэтажное  перекрытие имела уже упоминавшаяся церковь Климента на Иворовой улице (хотя все новгородские храмы 15 в. имеют деревянное перекрытие подцерковья). Кирпичные пояса в верхних частях стен могли быть и у храмов первых двух десятилетий XVI в., ведь из всех храмов этого времени, сооруженных в русле новгородской традиции, сохранилась только церковь Жен Мироносиц и церковь Климента.

Таким образом, не исключено, что перед нами редкий образец храма, выстроенного с ориентацией на какой-то столичный образец XV в. уже в начале следующего столетия. Возможно, нам не следует отказываться от имеющейся даты основания храма - 1522 г., хотя вопрос о датировке памятника останется открытым вплоть до проведения археологических исследований храма.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский