РусАрх
|
Электронная научная
библиотека
по истории древнерусской
архитектуры
|
О БИБЛИОТЕКЕ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
НА
СТРАНИЦУ АВТОРА
Источник:
Антипов И.В. Николо-Папоротский монастырь. В журн.: София, № 3, 1999. Все права
сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе
произведено: http://sophia.orthodoxy.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2007 г.
И.В. Антипов
НИКОЛО-ПАПОРОТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Пассажиры междугороднего
автобуса Новгород-Малая Вишера, проезжая мимо небольшой деревеньки с
названием Папоротно, и не предполагают, что именно здесь до Великой
Отечественной Войны находилась древняя Никольская церковь - все, что осталось
от Никольского Папоротского монастыря, одной из небольших уединенных
обителей в Обонежской пятине Новгородской земли. Никольский Папоротский
монастырь был, вероятно, основан в самом начале XV в. Под 1403 (1404) г.
новгородские летописи упоминают о строительстве Порфирием Инамским (в другом
варианте - Камским) деревянной церкви св.Николая и об основании им монастыря.
Согласно синодику, хранившемуся в Никольской церкви в начале XX в.,
существовавший до Великой Отечественной Войны каменный храм был выстроен в 1522 г. В документах начала
XX в. упоминается и заказчик Папоротской церкви - храм был выстроен
"тщанием старца Игнатия, строителя Папоротского монастыря" .
На одном из колоколов
Папоротской церкви была надпись, датирующая его 1526 г. Вероятно, уже в
первой трети XVI в. при храме существовала колокольня. В Писцовых книгах
Папоротский монастырь впервые упоминается под 1583 г.: в Писцовой книге
Обонежской пятины он фигурирует под именем Патороцкого. По переписи 1615 г. в нем были каменные
церкви: 1) Николая Чудотворца; 2) Преподобного Варлаама Хутынского с трапезой;
3) на посаде во имя св.Троицы и св.Апостола Петра и Павла деревянная. В
переписи же 1620 г.
сказано, что Никольская церковь разорена, а Варлаамиевская и Троицкая
разрушены; келья одна, в которой жил тогда строитель с монахом, а 20 сожжено
шведами. В 1686 г.
Никольский монастырь был приписан к Новгородскому Архиерейскому Дому, а в 1764 г. упразднен. К 1804 г., очевидно, относится
крупный ремонт храма, во время которого, видимо, в храме появился придел
св.Троицы. Однако уже в 1819
г. храм был закрыт. В 1823 г. о храме доносили в
Синод: "Церковь Святителя Николая, что в селе Папоротне, праздна с 1819
года за выведением прихожан по военному поселению к другим церквам."
Утварь, иконы и книги передали в Николаевскую Городненскую церковь
Новгородского уезда. Все церковное имущество, кроме иконы св.Троицы, сгорело
вместе с означенной церковью в 1844
г. Упраздненная Никольская церковь пришла в ветхость,
потрескались стены и своды здания, потолки, полы и крыша обвалились, на сводах
храма выросли три березы, кругом поднялся непроходимый лес. Богослужения в
храме возобновились в 1866 г.,
при этом храм был отремонтирован, увеличены размеры некоторых окон, а в 1867 г. освящен и придельный
храм св.Троицы, находившийся в каменном притворе с западной стороны Никольского
храма. Был ли этот притвор построен еще в начале XIX в., или его возведение
относится к 60-м гг. XIX в. - пока не ясно. В 1875 г. с западной стороны
здание завершил деревянный притвор и деревянная же колокольня. В таком виде
Папоротский храм сохранялся вплоть до Великой Отечественной Войны. В начале
века рядом с храмом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1913 г. 29 апреля случился
большой пожар и оба дома сгорели, но уже в следующем году их восстановили. В
1910-е гг. потребовалось провести ремонт храма, в связи с чем
новгородская Консистория обратилась в Императорскую Археологическую Комиссию с
просьбой рассмотреть и утвердить проект ремонтных работ в храме, подготовленный
новгородским епархиальным архитектором А.Н.Дьяковым. Археологическая комиссия
направила в Папоротно известного реставратора и историка архитектуры академика
Петра Петровича Покрышкина, который в 1913 г. ознакомился с памятником,
сфотографировал его и сделал выписки из синодика. В публикации в
"Известиях Археологической Комиссии" Покрышкин изложил свои основные
наблюдения, сделанные в ходе недолгого изучения им церкви Николы. После
революции храм был взят под охрану Государственной Академией Истории
Материальной Культуры и сохранялся в целости вплоть до Великой Отечественной
Войны. В ноябре 1941 г.
прямым попаданием авиационной бомбы церковь была полностью уничтожена, а после
войны остатки храма были разобраны на кирпич. Сейчас на этом месте - сельское
кладбище, видны очертания небольшого храма, посередине всхолмления стоит крест
с иконой св.Николая.
Церковь погибла
безвозвратно, однако, благодаря сохранившемуся архивному делу, чертежам
А.Н.Дьякова, а также фотографиям нач.XX в., сделанным, в основном,
П.П.Покрышкиным, мы можем судить об архитектуре погибшего памятника.
Это был небольшой
четырехстолпный одноглавый храм на подклете. В подклете столбы были
квадратные, а в храме - круглые. Подцерковье было изначально перекрыто
деревянным потолком, позднее замененным сводами. Центральные прясла западного,
северного и восточного фасадов церкви были украшены поясами фигурной кладки.
Необычайно развитый декор имел и барабан храма. По центральной оси апсиды в
кладке находился закладной крест, относящийся к типу "крест в круге".
Точное расположение первоначальных окон неизвестно, так как большая их часть
была позднее растесана, но очевидно, что в центральных пряслах боковых фасадов
находились парные, двойные окна, как в церкви Дмитрия на Славкове или
Климента на Иворове.
Никольская церковь до
недавнего времени практически не привлекала внимание исследователей
новгородского зодчества. В 1986
г. московские исследователи Д.А.Петров и Вл.В.Седов
вновь обратились к этому полузабытому памятнику и опубликовали свои наблюдения
об архитектуре храма, а также архивные чертежи и фотографии. Исследователи
категорически отвергли датировку храма 1522 г., и основывающуюся на клировой
ведомости, хранившейся в 1910-е гг. в храме. По их мнению, Никольская церковь
была возведена в 50-60-е гг. XV в. (недавно Д.А.Петров уточнил эту дату, отнеся
Папоротский храм к 1464-65 гг.) Основным аргументом в пользу такой датировки
является наличие на фасадах храма поясов декоративной кладки, не встречающихся
на памятниках первой трети XVI в., но широко распространенных в 50-60-е гг. XV
в., а также "зальность" пространства интерьера Никольской церкви,
созданная с помощью четырех круглых столбов, характерная для новгородского
зодчества середины XV в. Исследователи сопоставляют храм с собором в г.Яме
(ныне г.Кингисепп Ленинградской обл.), где также были круглые столбы. Церковь в
Яме Вл.В.Седов и Д.А.Петров также датируют сер.XV в. Эта датировка Никольского
храма сейчас не оспаривается в научной литературе и уже достаточно давно
используется некоторыми исследователями.
На наш взгляд, Никольская
церковь была действительно построена в 1522 г. Мы очень мало знаем об архитектуре того
трагического для Новгорода времени, когда после потери самостоятельности
активная культурная и политическая жизнь в городе почти замирает - это конец XV
- начало XVI вв. От этой эпохи до нас дошло всего несколько построек, это
прежде всего церкви Жен Мироносиц 1510 г. и Климента на Иворове 1520 г., а также соборы
Тихвинского Успенского и Спасо-Преображенского Хутынского монастырей,
построенные не местными новгородскими, а московскими мастерами.
Анализируя характер архитектуры
Никольской церкви следует отметить, что в ней зримо соединяются черты,
свойственные как новгородской архитектуре XV, так и XVI вв. К XV в. можно,
безусловно, отнести пояса фигурной кладки на фасадах - прием, не встречающийся
в новгородской архитектуре после 1467
г. В сравнении с церковью Климента на Иворовой
улице Никольский храм выглядит действительно гораздо более стройным, точнее
построенным композиционно. Этот храм, безусловно, произведение незаурядного и
оригинального зодчего.
В то же время с XVI в.
храм сближает кирпичная кладка стен, без применения камня, а также характерный
для первой трети 16 в. формат кирпича. Заметим, что Папоротская церковь имеет
один из наиболее развитых и сложных орнаментов на барабане, состоящий из 6
рядов (сверху вниз): поребрик высотой в полкирпича, бегунец, поребрик в
четверть кирпича ("зубчики"), поребрик в полкирпича, бегунец,
поребрик в четверть кирпича ("зубчики"). При сравнении с кирпичными
орнаментами новгородских храмов XV в. мы увидим, что ни в одном храме нет такой
сложной композиции на барабане. Из барабанов новгородских церквей 15 в.
наиболее богато украшен барабан церкви Дмитрия на Славкове - здесь пять рядов,
расположенных, однако, совершенно в иной последовательности, чем в Папоротно. В
то же время декору барабана церкви Николая есть очевидная аналогия - барабан
церкви Климента на Иворовой улице 1520 г. Последовательность рядов здесь такая
(сверху вниз): пояс арочек, бегунец, поребрик в четверть кирпича
("зубчики"), поребрик в полкирпича, бегунец, поребрик в четверть
кирпича ("зубчики"). Нетрудно заметить, что последовательность рядов
полностью совпадает, за исключением того, что в церкви Климента верхний ряд
высокого поребрика заменен поясом арочек. Это сходство вполне естественно, если
мы примем датировку храма 1522
г. План храма с четырьмя круглыми столбами необычен и
имеет отдаленные аналогии как в XV в. (церковь Симеона Зверина монастыря), так
и в XVI в. (церковь Николы Медведского монастыря - ныне в г.Новая Ладога).
Отсутствие в храме первоначального сводчатого подцерковья не может служить
аргументом в пользу отнесения его к XV в., так как деревянное междуэтажное
перекрытие имела уже упоминавшаяся церковь Климента на Иворовой улице
(хотя все новгородские храмы 15 в. имеют деревянное перекрытие подцерковья).
Кирпичные пояса в верхних частях стен могли быть и у храмов первых двух
десятилетий XVI в., ведь из всех храмов этого времени, сооруженных в русле
новгородской традиции, сохранилась только церковь Жен Мироносиц и церковь
Климента.
Таким образом, не
исключено, что перед нами редкий образец храма, выстроенного с ориентацией на
какой-то столичный образец XV в. уже в начале следующего столетия. Возможно,
нам не следует отказываться от имеющейся даты основания храма - 1522 г., хотя вопрос о
датировке памятника останется открытым вплоть до проведения археологических
исследований храма.
НА
СТРАНИЦУ АВТОРА
НА
ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
Все материалы библиотеки охраняются
авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из
общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке
является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной
форме.
Любое использование материалов
библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов
библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки
«РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей
Вольфгангович Заграевский