РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ И.В. АНТИПОВА

НА СТРАНИЦУ В.А. БУЛКИНА

НА СТРАНИЦУ Б.Г. ВАСИЛЬЕВА

НА СТРАНИЦУ А.М. САЛИМОВА

 

 

Источник: Антипов И.В., Булкин В.А., Васильев Б.Г., Салимов А.М. Новые исследования памятников новгородской архитектуры и монументальной живописи XV века. В кн.: Исчезающая красота. Проблемы сохранения ценностей культуры в современной России. Материалы Всероссийской научной конференции 17–19 мая 2002 года. Великий Новгород, 2002. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://window.edu.ru. Все права сохранены.

По техническим причинам сохранено форматирование оригинала.

Иллюстрации оригинала в электронной версии отсутствуют.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

И.В. Антипов, В.А. Булкин, Б.Г. Васильев, А.М. Салимов
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ НОВГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ 
И МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ XV ВЕКА
 
 
     Новгородский отряд Архитектурно-археологической экспедиции
СПбГУ в 2001 г. проводил исследования двух памятников архитектуры
XV века – Никольской церкви Мостищского монастыря 1448 г. в пос.
Панковка Новгородского района Новгородской области и Никольской
церкви Гостинопольского монастыря в Волховском районе Ленинград-
 
 
18
 
ской области. В Гостинополье архитектурно-археологические исследо-
вания были тесно связаны с работами по сбору фрагментов утрачен-
ных фресок Никольского храма.
      Исследования Никольской церкви Мостищского монастыря
начаты нами в 2000 г. – в двух разведочных траншеях и зондаже были
зафиксированы остатки небольшого каменного храма, по своим типо-
логическим и технико-технологическим характеристикам относящегося
к середине XV в., что согласуется с имеющейся летописной датой па-
мятника – 1448 г. 1.
      В 2001 г. памятник был раскрыт целиком. Полное раскрытие па-
мятника средневековой архитектуры – достаточно редкое явление в
современной архитектурной археологии. В данном случае, полное рас-
крытие храма было вызвано характером дальнейшего использования
территории – фундаменты церкви предполагалось музеефицировать
путем надкладки, выполнения своего рода муляжа плана памятника,
что, вполне естественно, привело бы к консервации кладок, невозмож-
ности их изучения в ближайшем будущем.
      Для изучения памятника в сквере перед зданием ПМК-1, в 25 м к
востоку от крыльца был заложен Раскоп 1 общей площадью 141,5 кв.
м. Степень сохранности нижних частей кладок памятника хорошая, ут-
раченной в ходе хозяйственной деятельности оказалась лишь цен-
тральная часть апсиды. Частично разрушены западные столбы церкви,
а также западная стена, через которую прошла траншея кабельной ка-
нализации. На заключительном этапе исследований к западу от раско-
па были заложены шурфы 1–2 с целью проследить габариты запад-
ного притвора храма.
      Полученный в ходе раскопок 2000–2001 гг. материал позволяет
предпринять попытку реконструкции истории строительства и функ-
ционирования храмовых построек на территории Мостищского мона-
стыря.
      В 1412 г. в Мостищах, на малообжитом месте был построен де-
ревянный храм и основан монастырь. Через несколько десятилетий
(вероятно, в 40-е гг. XV в.) церковь гибнет в огне пожара. В 1448 г. в
монастыре начинается строительство каменной церкви. В процессе
строительства в ходе откопки фундаментных рвов вынутая глина ис-
пользуется как для связывания камней фундамента, так и для устрой-
ства подсыпки на территории церкви и вблизи нее (вероятно, перво-
начальный рельеф местности был достаточно неровным). Подсыпка
выполняется в несколько этапов, последний из которых связан с уст-
ройством плитяного пола в храме. В ходе строительства церкви про-
изошли один или два пожара (возможно, каких-то строительных кон-
струкций – лесов, настилов и т. д.), отразившиеся в горелых прослой-
 
1
    Антипов И.В., Бирюков Ю.Б., Булкин Вал. А. Археологическое изучение некото-
    рых памятников новгородской архитектуры XV века // Новгород и Новгородская
    земля. История и археология. Вып. 15. Новгород, 2001. С. 20–24.
 
 
                                                                   19
 
ках, зафиксированных внутри церкви. В XVI – начале XVII вв. церковь
не подвергалась серьезным перестройкам. Далее храм был разрушен,
этапы разрушения фиксируются в виде различных слоев известняко-
вого и кирпичного боя. Деревянная церковь, устроенная в XVII столе-
тии вместо каменного храма, находилась, вероятнее, южнее церкви
1448 г. След от нее в виде мощного слоя кладбища фиксируется с юж-
ной стороны каменного храма (никаких видимых следов конструкций
позднего деревянного храма в ходе археологических работ не зафик-
сировано). Последние планировочные работы в сквере, проведенные в
1999 г., окончательно разрушили слои, относящиеся ко времени функ-
ционирования каменного храма и к периоду после его разрушения в
XVII в.
      Проведенные работы позволили достаточно объективно судить о
характерных особенностях каменного храма 1448 г. Никольская церковь
– это небольшой четырехстолпный одноапсидный храм, по типу сход-
ный со многими монастырскими храмами середины и второй половины
XV в., таким, как церкви 12 апостолов в Новгороде 1455 г. или Симеона
Богоприимца Зверина монастыря 1467 г. Размеры храма невелики – 8 х
8 м по наружным стенам без апсиды, внутреннее пространство, затес-
ненное четырьмя столбами, было совсем небольшим – 5,6 х 5,5 м, раз-
меры сторон подкупольного квадрата – менее 200 см.
      К сожалению, имеющихся данных явно недостаточно для того,
чтобы объективно судить о том, было или нет у Никольского храма
подцерковье. С одной стороны, найденный в ходе раскопок лекальный
кирпич, явно происходящий из кладки круглого или скругленного стол-
ба, говорит о том, что храм мог иметь верхний этаж, где и находились
столбы такой конфигурации (раскопанные столбы имеют прямоуголь-
ную форму, правда, на уровне цокольного ряда.) В то же время, в ходе
раскопок у северной, южной и западной сторон церкви не было выяв-
лено следов оснований древних крылец, это позволяет предполагать,
что храм мог быть одноэтажным, подобно церкви 12 апостолов 1455 г.
      Фасады Никольской церкви были разделены на три прясла ло-
патками, выполненными из кирпича, остатки нескольких из них зафик-
сированы в ходе раскопок. В стены Никольского храма, как и во многих
других новгородских церквях этого времени, были вмурованы камен-
ные закладные кресты. Фрагменты трех средневековых крестов были
найдены в ходе работ 2001 г. На двух крестах зафиксированы следы
известково-песчаного раствора, это указывает на то, что кресты были
заложены в стены храма. С западной стороны церковь имела широкий
притвор, большое количество боя плиты, кирпича и раствора вблизи
траншеи от выборки стен притвора говорит в пользу того, что притвор
был каменный, однако не исключено, что он мог быть и деревянным,
как в некоторых других памятниках XV в.
      Храм был сложен из тесанной известняковой плиты, ракушечника
и кирпича на известково-песчаном растворе. Кирпич, характерного для
середины XV в. типа и формата (проведенные обмеры позволили вы-
 
 
20
 
делить два формата кирпичей: 27,5–29 х 13,5–14,5 х 5–5,5 см – основ-
ной и 23–24 х 11–12,5 х 5–5,5 см - дополнительный), применялся, в ос-
новном, в кладке лопаток, а также, вероятно, в кладке арок, сводов и
завершений окон.
      Мастеров архиепископа Евфимия II, работавших в 1430-е гг., по-
стоянно преследовали неудачи – то одна, то другая церковь падала
вскоре после окончания строительства. Именно это обстоятельство,
вероятно, побудило зодчих, строивших Никольский храм в Мостищах,
придать дополнительный запас прочности этому сооружению. Так, на-
пример, церковь имеет толстые стены – их толщина достигает 120 см
(в уровне цоколя), что при столь небольших размерах храма является
явно излишним. Помимо этого, под юго-восточным столбом храма бы-
ла обнаружена свайно-лежневая конструкция – в материк были забиты
сваи, поверх которых положены сосновые плахи-лежни. Крупные
бревна зафиксированы и под фундаментом апсиды. Следует отметить,
что подобные приемы при устройстве фундаментов представляются
на первый взгляд совершенно излишними, так как фундаменты церкви
заложены в очень плотный материковый грунт – красную глину. Мощ-
ность фундамента (110–130 см), наличие деревянных субструкций в
основании, толщина стен свидетельствуют о том, что при строительст-
ве монастырского храма в Мостищах мастера решили «подстраховать-
ся», создав солидный запас прочности.
      Полученный материал дает возможность осуществить консерва-
цию и музеефикацию остатков Никольской Мостищской церкви – единст-
венного исследованного памятника новгородской архитектуры второй
половины 40-х гг. XV в.
      В ходе раскопок были обнаружены и интересные индивидуальные
находки – анонимная печать новгородского владычного наместника, да-
тируемая XIV в. с изображением на одной стороне Богоматери Великой
Панагии (Знамение), а на другой – многоконечного голгофского креста и
ливонский артиг XVI в.
      В 2001 г. Новгородский отряд ААЭ СПбГУ приступил к изучению
руин Никольской церкви бывшего Гостинопольского монастыря в
Волховском районе Ленинградской области.
      Никольский храм построен в XV в., вероятно, в конце 1460-х–
начале 1470-х гг. Вскоре после освящения церковь была расписана.
Позднее росписи неоднократно поновлялись, последний раз в 1850 г.
Первое научное описание монументальных росписей Гостинопольской
церкви было сделано Н.И.Репниковым в начале XX в. Тогда же храм
был обмерен архитектором Н.Г.Буниатовым, архитектуру и живопись
церкви исследовали Л.А.Мацулевич, К.К.Романов и А.И.Анисимов. В
1942 г. памятник был взорван, после войны остатки церкви не были
законсервированы и продолжали разрушаться. Территорию монастыря
в сер. XX в. обследовал С.Н.Орлов, в 1999 г. шурф к северу от церкви
заложил С.В.Бельский. В настоящий момент руины храма представ-
ляют собой холм высотою около 2 м над поверхностью земли, отчет-
ливо читается направление стен здания. К северу, югу и востоку от
церкви фиксируются небольшие всхолмления, образовавшиеся, види-
мо, из строительного мусора во время разрушения храма.
      В 2001 г. совместно с Волховским отрядом СЗАЭ мы приступили
к изучению территории монастыря. При этом задачей нашей экспеди-
ции являлось исследование остатков Никольской церкви XV в. Основ-
ной целью работ 2001 г. была оценка степени сохранности кладок па-
мятника и фрагментов монументальных росписей храма.
      На первом этапе работ был разбит раскоп, общая предполагае-
мая площадь которого составила 396 кв. м – даже при первичном ос-
мотре местности стало ясно, что развал храма, а, следовательно, и
монументальных росписей, распространяется на значительную терри-
торию вокруг основного холма. Раскоп был ориентирован в соответст-
вии с предполагаемым направлением кладок памятника. Следует от-
метить, что храм, как это стало ясно в процессе исследования, ориен-
тирован не на восток, а на северо-восток. Раскоп разделен на квадра-
ты, имеющие комбинированную буквенно-цифровую нумерацию по го-
ризонтальной и вертикальной осям.
      С целью определить степень сохранности памятника было рас-
крыто около 36 кв. м на территории храма и вблизи него. Земляные
работы, по сути, представляли собой снятие дерна и зачистку обнару-
женных участков кладок.
      В ходе исследования была обнаружена восточная часть Николь-
ского храма XV в. – раскрыты внешние поверхности кладки юго-
восточной и северо-восточной стен, начало северной и южных стен,
большая часть южной стороны апсиды, начало северной стороны ап-
сиды. Определена форма апсиды изнутри. Установлено, что церковь
сложена из тесаной известняковой плиты и кирпича на сером извест-
ково-песчаном растворе, на кладках сохранились фрагменты извест-
ковой обмазки и поздней штукатурки. В интерьере также фиксируется
неокрашенная штукатурка на стенах, что свидетельствует о том, что
сохранившиеся кладки относятся к стенам подцерковья, которое не
было расписано. Максимальная высота открытых кладок составила 90
см (юго-восточный угол). В других местах глубина раскрытия не пре-
высила 10–40 см. Сохранность обнаруженных участков кладки доста-
точно хорошая, достаточно отметить, что в нижней части стен снаружи
повсеместно фиксируется достаточно прочно сидящая на стенах шту-
катурка. Сравнение нивелировочных отметок на верхнем камне южной
стены церкви и на расстоянии 14 м к югу от храма дает разницу в 190
см, а на расстоянии 18 м225 см. На дореволюционных фотографиях
видно, что храм стоял на ровном месте. Следовательно, мы можем
предполагать, что кладки храма сохранились на высоту более 180 см.,
то есть примерно на уровень перекрытия подцерковья. Апсида сохра-
нилась гораздо хуже, на уровень не более 1 м.
      Кроме работ на территории церкви, было проведено пробное
раскрытие на невысоких холмиках, находящихся к юго- и северо-
 
 
22
 
востоку от храма. Юго-восточный холмик состоит из мощного слоя
кирпича и известняковой плиты без большого количества фрагментов
фресок, в то время как северо-восточный холм представляет собой
часть завала одной из стен храма, сложенной из тесаной известняко-
вой плиты. В пределах квадрата В-2 были раскрыты два блока упав-
шей кладки и много плиты в переотложенном состоянии. В этом же
квадрате зафиксированы многочисленные фрагменты фресок, из ко-
торых самая крупная имеет длину около 20 см.
     Разрозненные фрагменты фресок повсеместно обнаружены на
дневной поверхности в виде мельчайших кусочков. Под слоем дерна,
содержащим землю, песок, мелкие обломки известняковой плиты, кир-
пича и строительного раствора, стала встречаться штукатурка с живо-
писью, в основном небольшими блоками, разбитыми на мелкие фраг-
менты. Залегания больших обломков штукатурки с росписью на дан-
ном этапе раскопок не обнаружено.
     При расчистке обломки подклеивались на месте обнаружения
15%-ным раствором ПБМА. Вертикально расположенные разбитые
куски подклеивались на марлю по мере расчистки фрагментов.
     Слой разбитой (упавшей) кладки в районе раскопок оказался не-
значительным и не превышал трех-четырех рядов, что говорит либо о
растаскивании разрушенного здания по сторонам, либо о сильной
взрывной волне, раскидавшей стены храма вовне основного объема.
После снятия верхних плит и кирпичей в зоне сохранившейся кладки за-
вал фресок резко сократился, и места находок стенописи сконцентриро-
вались в квадратах, примыкающих с внешней стороны к апсиде (квадра-
ты Ж–3, Ж–4, В–2).
     Подтвердились все ранее высказанные замечания по вопросам
производственного характера стенописи Гостинопольского храма 1.
Первичный анализ поднятых фресок в квадрате В–2 к северо-востоку
от апсиды показал, что у нас оказались части изображения фигур в
крестчатых фелонях, вероятнее всего, святительского чина алтаря.
Отдельные фрагменты яркой цветной одежды можно отнести к другим
регистрам этой зоны храмовой декорации. Выявлено несколько не-
больших кусочков с личным письмом: кисть руки и отдельные пальцы.
Кисть руки плотно сжата, что, возможно, соотносится с жестами святи-
телей, держащих свитки в сцене «Поклонение агнцу».
     Прием личного письма включает рисунок тонкой черной линией
по контуру основных деталей с темно-зеленой карнацией фона и со
слоями вохрений и пробелов, моделирующих форму. Отмечены лег-
кость исполнения и особая изысканность рисунка.
     При бинокулярном наблюдении краски в личном письме установ-
лена последовательность прокладки желтой охры, затем исполнялся
 
1
    Васильев Б.Г. Стенная живопись Никольской церкви в Гостинополье (Перспекти-
    вы исследования и реставрации) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли.
    Новгород, 1997. С. 70–76.
 
 
                                                                   23
 
контурный рисунок черной краской и ограниченная черной линией
плоскость закрывалась оливковым по тону сплошным слоем теневого
каркаса личного. Местами здесь просматриваются крупицы красной
охры, которой, вероятнее всего, проводилась подрумянка.
      Синяя краска прописывалась по черной рефти. Зеленая краска
повсеместно со значительными утратами, что, возможно, связано с её
прокладкой по грунту без рефти. Кресты на омофорах и полиставриях,
контурные линии в личном исполнены черной краской без малейших
примесей.
      В целом о палитре мастеров пока говорить рано, но очевидно
обширное применение черной краски, красной и желтой охры. Так на-
зываемый оливковый тон для личного составлен из смеси с большим
добавлением черной краски. Замечена богатая гамма красного и жел-
того цвета.
      Сохранность различных оттенков живописи на фрагментах хоро-
шая: как по характеру прилегания (без шелушений), так и по интенсив-
ности цвета. Верхние моделировочные слои краски на поднятых фраг-
ментах в значительной мере отмелились, что, скорее всего, связано с
условиями залегания фрагментов практически на поверхности земли
под воздействием сложных климатических условий. Очевидно, что на
состояние живописи фрагментов основное влияние оказала повышен-
ная влажность, а в некоторых случаях по этой причине произошло са-
мораскрытие оригинала из-под записей. Замечены смывы верхних
слоев краски на рядом находящиеся фрагменты кладочного раствора,
на обломки плиты и на торцы сколов и тыльную сторону самих фраг-
ментов фресок. Различное поведение одних и тех же красок на разных
фрагментах (при сравнительно одинаковых условиях их залегания),
вероятнее всего, связано с непрочной связью живописных поновлений,
исполненных, видимо, без дополнительного левкаса или без насечек
по старому грунту.
      Важным оказалось наличие в Фотоархиве ИИМК РАН снимков с
фигуры святого Лавра, исполненных М.И.Машечкиным до реставрации
и после расчистки его от записей Г.И.Чириковым. Визуальное сравне-
ние показывает, что поновления XIX в. были достаточно корректными и
касались мест с отмелившимися участками живописи 1. Данное обстоя-
тельство подтверждается вновь раскрытым при разведке руин храма
материалом.
      В ходе работ было осмотрено и обмерено более 80 штук кирпи-
чей, как в кладке, так и в развале. Удалось выделить три основных ти-
па кирпича, применявшихся в кладке памятника, из которых два (25–27
х 12–13 х 5–5,5 см, 23,5–24,5 х 10,5–11,5 х 5,5 см) несомненно должны
быть соотнесены с первоначальным этапом существования храма –
временем его строительства в 60–70-е гг. XV в., а третий связан с ка-
ким-то более поздним ремонтом памятника.
 
1
    Фотоархив ИИМК РАН Q-381. 35, 36.
 
 
24
 
      После окончания работ все раскрытые в сезон 2001 г. квадраты
были засыпаны песком. Коллекции (фрески и строительные материа-
лы) переданы на постоянное хранение в Староладожский музей.
      Полученные в ходе первого этапа исследований данные позво-
лили окончательно подтвердить датировку памятника серединой –
второй половиной XV в. (основание – формат и тип кирпича). Не ис-
ключено, что Никольская церковь могла быть возведена в конце 60-х
или начале 70-х гг. XV в. Уточнены конструктивные особенности па-
мятника, техника и технология строительства, сделан новый, более
точный по сравнению с обмером 1913–1914 гг., обмер восточной части
храма.
      В процессе исследований было собрано более 3,8 кв. м фресок.
Степень сохранности как самой штукатурки, так и красочного слоя на
ней достаточно хорошая, что позволяет надеяться на возможность
подбора утраченных композиций (достаточно отметить, что некоторые
фрагменты были состыкованы и склеены еще в поле).
      Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо
проведение полномасштабных архитектурно-археологических раско-
пок на территории Никольского Гостинопольского храма – в ходе рас-
крытия всей площади предполагаемого раскопа могут быть собраны
все фрагменты фресок, а также раскрыты сохранившиеся участки кла-
док храма и западной паперти. Далее кладки должны быть укреплены
и осуществлена их консервация посредством засыпки песком. Можно
уверенно утверждать, что на сегодняшний день имеются все основа-
ния для того, чтобы готовить реставрацию храма – сохранность кладок
превышает 1,5 м от поверхности земли, существуют обмерные черте-
жи и фотографии – восстановление облика храма на начало XX в.
должно стать завершающим этапом в исследовании памятника.
      В сентябре 2001 г. была предпринята и небольшая разведка в
Новгородской области, в результате которой обнаружено вероятное
местонахождение еще одного памятника новгородской архитектуры
XV в. – Спасо-Преображенской церкви Верендовского монастыря 1407
г. На поле, расположенном на излучине р. Верёнды (правый берег), в
месте впадения в нее р. Видогощи (вблизи автомобильной трассы
Новгород–Псков в дер. Борок), зафиксировано локальное скопление
ракушечника, известняковой плиты и кирпича формата ? х 12,5–14 х
5,5–7,5 см, с характерной песчаной пленкой на поверхности и со сле-
дами известково-песчаного раствора. В небольшом по площади проб-
ном зондаже остатков церкви обнаружить не удалось, но находка се-
ребряного нательного креста подтверждает вероятность нахождения
данного храма именно на этой территории. Интерес вызывает и обна-
руженный в этом же зондаже фрагмент лепной керамики.
 

  

НА СТРАНИЦУ И.В. АНТИПОВА

НА СТРАНИЦУ В.А. БУЛКИНА

НА СТРАНИЦУ Б.Г. ВАСИЛЬЕВА

НА СТРАНИЦУ А.М. САЛИМОВА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их хранением, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский