РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Арне Т. Русские колокола в шведских церквях // Новгородский исторический сборник. Вып. 7(17), СПб, 1999. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: slanist.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
Т. Арне
РУССКИЕ КОЛОКОЛА В ШВЕДСКИХ ЦЕРКВЯХ
(перевод Г. М.
Коваленко)
После подписания
Столбовского мира
«И государевы
послы канцлеру с товарищи говорили об наряде и о колоколах по государеву указу
и по росписи, какову взяли в Великом Новгороде у окольничего у князя Данила
Ивановича Мезецкого с товарищи. А в росписи написано: за 12 дней до отданья
Новгорода посланы из Новгорода ночью в Свею две пушки русские, увернув в сено,
а обе те пушки положены на одних дровнях; да в те же поры послано с теми же
пушками семь колоколов, три больших, и четыре малых; а ныне те две пушки, что
вывезены из Новгорода, в Ям-городе; да за 4 дня до отдания Новгорода послано из
Новгорода три колокола, которые выкопаны в Старой Руссе; и Е. К. В-во велел бы
е колокола и пушки сыскав, отдать.
И государевы
послы канцлеру с товарищи говорили по той же государевых послов, околничьего
князя Данила Ивана Мезецкого с товарищи, росписи о колоколах Розважского
монастыря, о трех целых да о двух разбитых, что вывез Индрик Юнсон после
договора в январе месяце, и об иных статьях по той же росписи, про три колокола
да про пивной котел, что вывез после договора ладожский воевода, да про 4
колокола да про 2 пушки, что вывез порховский воевода.
И Яков
Понтуссон (Делагарди) говорил: клянусь вам его царского в-ва великим послам, в
том во всем своею душой, чтоб душа моя в ад попала, что кроме 14 колоколов
никакого наряду и колоколов из Новгорода, из Ладоги и из Порхова после договора
не вывозили, и в том он дает клятву своей душой, и сыскивать за ним про то
король не пошлет.
И канцлер и
Яган (Юхан Шютте) говорили послам: как же вы этому не верите, если граф Якоб в
том клянется своей душой, что королю на нем сыскивать нечего«.[1]
Если русские,
несмотря на торжественную клятву Делагарди, все-таки сохранили некоторые
сомнения относительно его невиновности в колокольных делах, простим их. Ибо из
письма Акселя Оксеншерны графу Якобу, датированного 24 мая
Были ли эти
колокола возвращены после заключения мира, из переписки неясно. Фактом является
то, что русские колокола появляются во многих шведских церквах, расположенных
поблизости от владения Делагарди. Хотя этот вопрос в известной степени касается
репутации графа Якоба, мне не удалось достаточно прояснить его. Возможно,
появятся новые документы, которые прольют свет на его участие в экспорте
колоколов.
Русские
представители предъявляли свои претензии на основании третьей статьи
Столбовского договора, которая гарантировала возвращение церковной утвари,
принадлежавшей Софийскому собору и другим церквам и монастырям Новгорода, а
также других городов и крепостей, равно как и пушек с оснащением и колоколов,
которые на 20 ноября находились в указанных городах и крепостях. Исключение
составляли колокола, которые новгородцы сами после указанной даты продали для
того, чтобы выплатить жалование войскам, и которые были вывезены из Новгорода.
Но те колокола, которые войска забрали сами и вывезли, не заплатив, после
тщательного расследования должны быть возвращены в Новгород, равно как и
колокола, купленные королевскими солдатами, но еще не вывезенные из Новгорода,
должны быть свободно выкуплены новгородцами по той цене, по которой были
проданы, а вновь покупать и вывозить колокола запрещалось.
10-я статья
определяла, что пушки и колокола, которые 20 ноября находились в крепостях,
занятых шведами (Ивангород, Ям, Копорье, Орешек), должны оставаться во владении
шведской короны.
Мирный
договор, таким образом, определял (из договора следовало), что некоторые из
купленных колоколов не подлежали возврату, а также и русские колокола,
принадлежавшие захваченным городам, оставались в шведском владении. Таким
образом, когда мы встречаем в Швеции русские колокола старше Столбовского
договора, то это могут быть купленные или происходящие из территорий, отошедших
в шведское владение, или же являющиеся военной добычей других войн, прежде
всего времени Юхана III.
Еще до
заключения мирного договора в Столбове новгородцы проявляли большой интерес к
своим колоколам. В договоре, заключенном после взятия Новгорода Якобом
Делагарди в
Между тем
странно, что так богатый церквами и монастырями, а следовательно и колоколами
Новгород располагает [сегодня] лишь незначительным числом колоколов,
датированных ранее Столбовского договора. Петр Петрей рассказывает в своей
книге о Великом княжестве Московском, что в Новгороде имеется несколько сотен
монастырей, церквей и часовен, деревянных и каменных, построенных на свой
изящный манер. Колокольни большей частью крыты листовой желтой и красной медью
и позолочены чистым золотом. На них висит много тысяч колоколов, больших и
маленьких. В настоящее время (1912) в городе 54 церкви, 4 монастыря и множество
часовен. В Колмовской церкви висит 8 колоколов, 2 из которых отлиты при Иване
IV (1533-1584) и 2 при Василии Шуйском (1606-1610). Ко времени Федора Ивановича
(1584-1598) относится один колокол, который висит на звоннице над коридором,
соединяющим церковь Архангела Михаила с церковью Богородицы. Также и в
Антоньевом монастыре имеется колокол, отлитый в
Часть
новгородских колоколов была вывезена Иваном IV в Москву. В Швецию между тем
попали некоторые новгородские колокола XVI в., которые по большей части,
очевидно, являются памятью шведского владычества в Новгороде в начале XVII в.
По меньшей мере 4 из них на протяжении этого столетия были переплавлены, именно
те, которые принадлежали церкви Клара (Klara) в Стокгольме, Мариинской церкви в
Сигтуне, Готтрерской (Gottröra) церкви в Уппланде и Хюддингской (Huddinge)
церкви в Седертерне (Södertörn), но 8 еще осталось. Два из них
находятся в Уппланде, один принадлежит церкви в Сульне (Solna), другой
Фресундской (Frösunda) церкви. Один, который висел в Брэннской церкви
(Brännkyrka) в Седертерне (Södertörn), теперь хранится в
Государственном историческом музее, один восточноетский колокол передан в
Северный музей (Nordiska museet), а другой, подобный, из прихода Рено
(Rönö) — в Бъеркекиндском (Björkekinds) уезде, по всей
вероятности, до сих пор находится в местной церкви. Дерарпская церковь
(Dörarpskyrkan) в Смоланде также владеет русским колоколом. Один колокол
висит в Западном Вингокере (V. Vingåker) и один — на колокольне
Таксинге-Несбю (Taxinge-Näsby) в Седерманланде. Вполне вероятно, что
имеется и много других [колоколов]. [295]
Старейшим из
них следует, вероятно, считать дерарпский колокол (Dörarpsklochan), если
верить переводу надписи, приведенной в «Историческом описании Смоланда»
Рогерберга (1770): «Милостью Божией и при покровительстве Св. Троицы лета 7035
(1527) сентября в шестой день лил сей колокол при державе правоверного и
христолюбивого царя и господина великого князя Ивана Васильевича всея Руси
колокольный мастер Прокофий Григорьев сын. Слава вседержителю Богу единому».
В указанный
год (7035=1527) между тем правил еще великий князь Василий III Иванович,
которого только через 5 лет сменил 3-летний сын Иван Васильевич. В
Трудно
сказать, где колокол висел первоначально. Зато можно предположить, что он был
отлит в Пскове. Здесь еще до сих пор в сохранности колокол
Еще пара
колоколов, отлитых тем же мастером, сохранилась на колокольне Дмитриевского
собора в городе Гдове на восточном берегу озера Пейпус. Оба колокола небольшие,
и надписи на них сходны: «Божьей милостью при покровительстве живоначальной
Троицы 7059=1551 года сентября в 8 день к Рождеству Богородицы лит сей колокол
при благоверном и христолюбивом царе Иване Васильевиче. А лил его Прокофий
Григорьев сын. Слава вседержителю Богу единому».
Традиционно
считается, что колокол во Фресунде (Frösund) подарен Карлом Белья (Carl
Bölja) в
Известный
пастор прихода Клара (Klara) и автор жизнеописания Карла XII Еран Нордберг
(Jöran A. Nordberg) издал в
Вполне
вероятно, что Улоф Ларссон получил в качестве платы за товар новгородской
колокол, который он подарил впоследствии приходской церкви.
Считается,
что бронзовые врата Новгородского Софийского собора были взяты в Сигтуну в
качестве военной добычи в средние века. Это очевидная ошибка. Зато в Мариинской
церкви Сигтуны в давние времена хранился церковный колокол, происходивший из
расположенного севернее Новгорода, напротив Нарвы, Ивангорода. Этот город был
основан Иваном III в конце XV в. и перешел к шведам по Столбовскому договору.
На этом давно расплавленном колоколе читалась надпись: «Святой мученице
Прасковье по прозвищу Пятница. Для пригорода Ивангорода при державе
христолюбивого царя и господина великого князя Ивана Васильевича и в лета
епископа новгородского и псковского Александра повелением слуг Божьих
правоверных псковитян Логина Семенова сына и Игнатия Абдеева сына».
Возможно, что
в Ивангороде, как и в Новгороде, была церковь Прасковьи Пятницы. Епископ
Александр занимал свою должность около
Имя Логин
Семенов сын, которое носит один из дарителей, встречается также на одном из
русских колоколов Бренской церкви (Brännkyrka). Его надпись гласит: «Года
7-5 (?) июля в день лит сей колокол живоначальной Троице и вознесению Пречистой
Девы и святой мученицы Прасковьи по прозванию Пятница в Доможирке в правление
царя и господина Великого князя Ивана Васильевича всея Руси повелением слуги Божия
Ждана Андреевича Вешнякова. А делал мастер Логин Семенов сын». [297]
Вышеупомянутый
приход Доможирка находится в
О высокочтимой
мученице Параскеве (Прасковье) Пятнице легенда рассказывает, что она была дочерью
богатых родителей, преследовалась Диоклетианом и была предана суду за свою приверженность
христианскому учению. Перед судом она мужественно отказалась отречься от веры, хотя
он обещал в противном случае жениться на ней. В наказание за свое упорство она была
обезглавлена.
Маленький русский
колокол в церкви Сульны имеет следующую надпись: «Лета 7075 (7077?) (= 1567 или
1569) августа месяца в 1 день отлит этот колокол для церкви святого Симеона Столпника
на Чудинцевой улице при державе славного царя и господина великого князя Ивана Васильевича
самодержца всея Руси в лета святого архиепископа Великого Новгорода и Пскова Пимена.
Лил сей колокол мастер псковитянин Георгий Ульянов сын. Слава Богу вечному, аминь».
Церковь Симеона
Столпника исчезла более ста лет назад, но когда шведы в
Архиепископ Пимен
по прозвищу Черный довольно известен. Когда Иван IV в
Так называемый
малый колокол в церкви Рене (Rönö) в Остеретланде имеет следующую надпись:
«Божьей милостью и святостью Воскресению и Николаю и Св. Екатерине года 7080 июня
в первый день в царствование государя и царя великого князя Ивана Васильевича и
правоверных царевичей — правоверного царевича Ивана и правоверного царевича Федора».
7080 год от сотворения
мира соответствует
Церковь в Хюддинге
(Huddinge) в Седерманланде еще 40 лет назад владела русским церковным колоколом,
который, очевидно, был расплавлен и перелит. Трудноразличимая надпись была притом
скопирована, но, кажется, не совсем правильно. При этом ее содержание можно понять
следующим образом: «Лета 7070 апреля месяца в (28 день?) при державе правоверного
царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси и в лета архиепископе Великого Новгорода
и Пскова владыки Пимена с благословения игумена Мисаила перелит колокол вновь, а
старый колокол весил семь пудов ... и в новый добавлено четыре пуда меди... Николая
Чудотворца Селифонтова монастыря ... Тимофиев (?) ... Славко... со своими детьми,
с Петром и Ерофилом...». [298]
Таким образом,
колокол должен был быть отлит в
Слова и строчки
при литье перепутались, поэтому о содержании в известной мере приходится догадываться.
Между тем этот колокол является, очевидно, парным Сигтунскому колоколу и отлит тем
же мастером Логином Семеновым сыном, который также изготовил колокол Бреннской церкви
(Brännkyrka). Все три [колокола] посвящены святой Прасковье Пятнице.
Более поздним
по сравнению с упомянутыми колоколами является колокол, принадлежащий Северному
музею (Nordiska Museet), который, согласно традиции, был привезен генерал-майором
B. М. Постом, участником войн Карла XII. Он висит в заводской часовне в Реймюре
(Rejmmyre) в приходе Скедеви (Skedevi) в Остеретланде. Раньше он хранился в имении
Мальма в Стокгольмской губернии. Колокол взят в Литве, и диалект, на котором сделана
короткая надпись, кажется, не противоречит этому. Я только частично смог перевести
надпись. Наверху написано (стоит): «В год Божий 1703 отлит этот колокол со старанием».
Ниже можно различить имена Юрий и Стефан Зубек в родительном падеже, слово Христос
в сокращении, а также три других не понятых мною слова, возможно, обозначающих,
что Юрий отлил колокол в честь Христа на деньги Стефана Зубека. Доктор Альфред Йенсен
предположил, что эта надпись сделана на чешском языке.
Еще один русский
колокол, очевидно, находится в церкви Зап. Вингокера (V. Vingåker) в Седерманланде,
но его надпись мне неизвестна.
Готтрерский колокол
(Gottrörsklochan), пострадавший при церковном пожаре
Адам Людвиг Лейонхувуд
— это не кто иной, как искусный полководец Карла XII Адам Людвиг Левенгаупт, который
был бароном Рейпхольцкирха (Reipholzkirch).
Не только колокола
увозили из новгородских церквей. В церкви Ува (Ova) в Вестеретланде висит паникадило
с русской надписью: «Поставлено было паникадило сделано повеленьем раба Божия Ивана
Моклокова, новгородца из Москвы». Последнее выражение означает, возможно, переселенца
из Новгорода. Это паникадило было подарено церкви между 1708 и 1747 гг. графиней
Делагарди. Очевидно, оно было военной добычей или приобретением Понтуса или Якоба
Делагарди. Вполне вероятно, что так же обстояли дела с вышеупомянутыми церковными
колоколами.
Церкви в Сульне
покровительствовал Магнус Делагарди, а поместье Фюллерста (Fullersta), лежащее в
непосредственной близости от церкви Худдинге (Huddinge), было собственностью Якоба
Делагарди. Поэтому вполне возможно предположить, что русские колокола этих церквей
были дарами от этого семейства. Вероятно, таким же образом получила церковь в Бренне
(Brännkyrka) свой экземпляр. Колокол Мариинской церкви в Сигтуне был, вероятно,
даром похороненного в церкви асессора Монса Мортенссона Пальма, который в качестве
шведского секретаря участвовал в переговорах, предшествовавших заключению Столбовского
мира.
После того как
стало очевидным, что шведы ухватили себе часть русских колоколов, не должно казаться
странным, что при случае русские не удерживались от того, чтобы отплатить им той
же монетой. Напротив! Во время опустошительных набегов на побережье перед и после
смерти Карла XII русские захватили во многих местах церковные колокола, например
в церквах Верхнего и Нижнего Торнео, на острове Хвен (Hven) и Готланде. Уже во время
Юхана III русские захватили огромный колокол в Борго. В одной из церквей, принадлежащих
Псковскому Спасо-Мирошкинскому монастырю, имеется колокол с двумя шведскими надписями
и латинской: «Gloria in exelsis Deo et in terra pax. Laudate in cymbalis.
Me fundebat Johan Meyer anno 1666» («Слава Богу в небесах и на земле. Славим его цимбалами. Меня сделал Юхан Мейер в
Этот церковный
колокол является полноценным возмещением вывезенного в Сигтуну колокола, о котором
говорилось ранее. Дарительницей была дочь завоевателя Якоба Делагарди Мария София,
гофмейстерина королевы Кристины и вдова Оксеншерны. Лил колокол тот же Юхан Мейер.
Другой ивангородский
колокол был подарен церкви королем Карлом XI в бытность генерал-губернатором Якоба
Юхана Таубе и отлит в Ивангороде нюренбержцем Христофом Юханом Метером (Мелером?)
27 мая
Церковные колокола
в России существовали по крайней мере с XI в. Летопись рассказывает, что полоцкий
князь Вячеслав Брячиславович в
От риксархивариуса
Петрелли я получил недавно сведения о том, что один русский колокол находился ранее
в крепости Бухюс (Bohus). Он был отлит в
Еще один русский
колокол находился в крепости Бухюс, который, если судить по латинской надписи на
нем, теперь находится в крепости Карлсбург (Karlsborg). Она гласит: «Tropheum hoc
e
Надпись сообщил
мне комендант Карлсбургской крепости генерал-майор К. Лемхен (С. Lemchen). Возможно,
это также русский трофей того же типа, что и предыдущий, и, возможно, попавший одновременно
с ним в Бухюс. В Карлсборг он попал после
Примечания
[1] Якубов К. Россия и Швеция в первой половине XVII в. М, 1897.
[2] Sjöberg A. Ryska klokan i Frösunda — tolkad och förklarad // Frösunda hembugdförenings medlemblad. 1981: «Лета 706 седмаго (1559) месяца в ... день литы быс(ть) колоколы сии во Вздовской уезд в Каменскую губу на Козлов берег Воскр(есе)нскую выставку к Николы Чюдотворцу при державе ц(а)рствия ц(а)ря и г(осу)д(а)ря великого кн(я)зя Ивана Васильевича всей Руси повелением из Домантовы стены». При этом он отметил, что продолжение надписи имеется на другом колоколе, отлитом в паре с первым для той же церкви).
[3] Селифонтова пустынь (НПК. СПб., 1905. Т. V.
С. 173). Ксенофонтов Никольский монастырь находился неподалеку от Хутынского монастыря,
к которому он был приписан, упразднен в
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский