РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Авдеев А.Г. Храмозданные надписи xvi-xvii вв. Костромы и края. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.costroma.ru. Все права сохранены.
А.Г. Авдеев Храмозданные надписи xvi–xvii вв. Костромы и края
|
|
По сравнению с типологическим многообразием античных надписей, эпиграфика Руси конца XV– начала XVII вв. очень бедна типами. Наиболее распространенную группу надписей, обычно называемую памятниками лапидарной эпиграфики, — на надгробиях, подписных крестах, строительные и памятные надписи — будет точнее назвать монументальными надписями по следующим причинам. Слово «монументальный» восходит к латинскому термину «monumentum», однокоренному с глаголами moneo — «внушать память», memini — «помнить» и существительным mens — «ум», «разум». Это указывает на основную функцию монументальных надписей: сохранение памяти о каком-либо лице, объекте или событии. Такие надписи очень слабо зависят от материала, из которого они делались. Как правило, для исполнения таких надписей использовались известняковые плиты. Однако надпись, не меняя основной функции, может быть выполнена краской на стене или листах жести, составлена из изразцовых плит или накладных букв, выполнена в дереве и т.п. Во-вторых, любой тип русских надписей XV–XVII вв. очень тесно связан с архитектурой. Это касается в том числе и таких, казалось бы, далеких от архитектуры надписей, как надгробные. Будучи вмонтированы в стену храма, они тем самым становились неотъемлемым элементом его архитектурного декора. Говоря иначе, главные качества таких надписей — монументальность и долговечность — если не совпадают полностью, то значительно дополняют друг друга. |
|
Один из видов монументальных надписей — строительные (tituli operum publicorum et privatorum) — фиксируют информацию о времени и обстоятельствах сооружения или реставрации того или иного сооружения. Вошедшие в традицию на Древнем Востоке, они были широко распространены в античном мире, но в древнерусской эпиграфике этот тип надписей как самостоятельный не выделялся. Так, в наиболее полном на настоящий день своде надписей Москвы и Подмосковья конца XV – первой половины XVII вв., составленном В.Б. Гиршбергом (1) , они не отделены от эпитафий. Из строительных надписей Москвы конца XV-XVII вв. за последние 45 лет специальные исследования были посвящены лишь надписям на Спасской башне Московского Кремля (2) , Китайгородском монетном дворе (3) и нескольким строительным надписям из московских (4) и подмосковных храмов (5). Особо отметим публикацию «каменного путеводителя» по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря, осуществленную Г.М. Зеленской (6). Провинциальные же строительные надписи, до сих пор не собранные в виде единого корпуса и практически не изученные, остаются «белым пятном» древнерусской эпиграфики. Приятным исключением являются две работы. Первая — А.Л. Юрганова, где сделана попытка связать строительную надпись в Борисоглебском соборе г. Старицы с политической борьбой середины XVI в. (7) Вторая — Е.Б. Черняева и В.С. Шилова, посвященная настенной летописи церкви св. Димитрия Солунского в Ярославле (8). Между тем, строительные надписи из провинции раскрывают многие интересные черты древнерусского зодчества. Данная статья посвящена публикации и републикации некоторых строительных надписей Костромской области, которые расположены по географическому принципу. За дату создания надписи принята самая младшая из имеющихся в ней дат. В леммах к надписям даны разночтения по существующим публикациям. |
ПРИМЕЧАНИЯ (1).Гиршберг В.Б. Материалы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV–XVII вв. Ч. 1. Надписи XIV–XV вв. // НЭ. 1960. Т. 1.; Гиршберг В.Б. Материалы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмоско-вья. Ч. II. Надписи первой половины XVII в. // НЭ. 1962. Т. III. (2).Белоброва О.В. Латинская надпись на Фроловских воротах Московского Кремля и ее судьба в древнерусской пись-менности // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. V. Новые атрибуции. М., 1987; Дрбоглав Д.А. Камни рассказывают… Эпиграфические латинские памятники. XV – первая половина XVII в. (Моск-ва, Серпухов, Астрахань). М., 1988. (3).Авдеев А.Г. Незамеченный юбилей // Нумизматический альманах. 1998. № 4. (4).Яковлев И. О дате окончания строительства Покровского собора //
Ежегодник ГИМ. (5).Гиршберг В.Б. Надпись мастера Повилики // СА. 1959. № 2; Гиршберг В.Б. Эпиграфические заметки. 2. Надпись Арта-мона Матвеева о построении церкви в с. Поярково // СА. 1961. №2; Яганов А.В. Храмозданная надпись в соборе Рожде-ства Богородицы Медведевой пустыни // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991. (6). Зеленская Г.М. «Каменный путеводитель» XVII в. по Воскресенскому
собору Ново-Иерусалимского монастыря // Ис-кусство христианского мира. Вып. (7).Юрганов А.Л. Отражение политической борьбы в памятнике архитектуры // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 10. Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы идеологии и культуры. Л., 1987. (8).Черняев Е.Б„ Шилов В.С. Настенные летописи ярославской церкви Дмитрия Солунского // К исследованию русского изобразительного искусства. Новые материалы. СПб., 1998. |
1. Кострома. Богоявленский монастырь. Собор Богоявления. |
|
Белокаменная плита «квадратной формы» на западной наружной стене слева от входных дверей. (9) |
(9).Изд.: Исторические известия о Костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 6-7; Баженов И. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь. Исторический очерк. Кострома, 1895. С. 6; Церкви Костромской епархии по данным архива Императорской Археологической комиссии. СПб., 1909. С. 26. |
1564/1565 г. |
|
По датирующей формуле (“В
дни благочестиваго и Боговенчаннаго Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича
всея Руси по благословению Макария митрополита всея Руси и во дни царе-вичей
Ивана и Феодора лета |
(10).Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1. Государев двор или дворец. М., 1990. С. 173-174. |
В этом отношении данная надпись весьма близка строительной надписи из Борисоглебского собора в Старице, сооруженного в 7068/1560 г., в которой также говорилось, что собор строился «при державе» Ивана Грозного, но не говорилось, по чьему повелению было предпринято строительство (11). Любопытный штрих к отношениям эпохи. Среди вкладчиков, пожертвовавших средства на строительство Богоявленской церкви и литье колоколов, источники называют инока Германа Жердина (сумма вклада 50 руб.), Лаврентия Пчелку (80 руб.) и князя Владимира Анд-реевича Старицкого (50 руб.) (12). |
(11).Юрганов А.Л. Отражение… С. 179-181. (12).Баженов И. Костромской… С. 30. |
2. Кострома. Церковь Воскресения Христова на Дебре. |
|
Надпись красками на восточной стороне юго-западного столпа над правым клиросом (13). |
(13).Изд.: Баженов И. Воскресенская, что на Дебре, церковь в городе Костроме. Кострома, 1902. С. 3; Церкви… С. 11-12. |
|
|
Храмоздатель Кирилл Исаков,
представитель старой московской купеческой фамилии Морозовых, как член
гостиной сотни упоминается с |
(14).Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI –
первой четверти XVIII в. Т. |
И.В. Баженов передает
предание о причине постройки церкви: московский купец Кирилл Исаков, находясь
в Костроме, обнаружил среди товаров, привезенных из Англии, бочонок с
золотом. Английский купец, к которому Исаков обратился с вопросом о находке,
посоветовал употребить золото на богоугодное дело, и оно было пожертвовано на
строительство Воскресенской церкви (15). В августе |
(15).Баженов И. Воскресенская… С. 2-3 |
3. Кострома. Богоявленско-Анастасиинский монастырь. Братский корпус. |
|
Белокаменная плита на фасаде (16). |
(16).Изд.: Исторические… С. 22. |
1651/1652 г. |
|
каменныя кельи] восстановлено мною в соответствии с монастырскими писцовыми книгами (17). |
(17).Исторические… С. 48. |
Надпись, скорее всего,
погибла во время пожара |
(18).Баженов И. Костромской… С. 28. |
Салтыковы, чей родовой некрополь находился на территории монастыря, были одними из богатейших вкладчиков обители. В частности, М.М. Салтыковым в 1644 и 1647 гг. были пожертвованы 1100 руб. на строительство монастырской ограды. |
|
4.Кострома. Церковь св. апостола Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. |
|
Надпись на иконостасе (19). |
(19).Изд.: Церкви... С. 29-30. |
|
|
5. Кострома. Церковь Преображения Господня за Волгой. |
|
Каменная плита на наружной стене алтаря (20). |
(20).Изд.: Церкви... С. 31. |
|
|
6. Село Холм Галичского района. Церковь Собора Пресвятыя Богородицы. |
|
Деревянный крест со сделанной чернилами надписью (21). |
(21).Изд.: Херсонский И.К. Сведения о некоторых памятниках старины, доставленные в Костромскую ученую комиссию от церквей Костромской епархии // Костромская старина. Вып. 1. Кострома, 1890. С. 28 (отд. пагинации). |
1500 или |
|
7. Село Ликурга Буйского района. Троицкая церковь. |
|
Клеймо в цоколе в правой части иконостаса (22). |
(22).Изд.: Херсонский И.К. Сведения… С. 42-43 (отд. пагинации); Лукомский Г.К. Старинные церкви Костромской губернии. Уезды: Буйский, Галичский, Солигаличский и Костромской. Пгр., 1916. С. 21. |
|
|
Важным дополнением к
строительной надписи является напрестольный деревянный крест, обложенный
серебром, который был вложен в церковь храмоздателем. Он имел следующую
надпись: “Лета |
(23).Церкви… С. 62. |
Получается, что напрестольный
крест изготовлялся в процессе строительства храма и возлагался на престол
раньше его освящения. |
|
8. Нерехтский район. Троице-Сыпанов монастырь. Свято-Троицкая церковь. |
|
Надпись на паперти собора (24). |
(24) Изд.: Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909. С. 53; Церкви… С. 167-168. |
Список сокращений |
|
|
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский