РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.albrat.ru. Все права сохранены.
Светлой памяти А.М. Стульникова
Точный год основания Галича, как и многих других городов Древней Руси, неизвестен. В разное время предлагались следующие даты, претендующие на большую или меньшую достоверность.
Точку зрения В.Н. Татищева без дополнительных доказательств приняли С.М. Соловьев и В.О. Ключевский .[9] А.Е. Пресняков, напротив, считал это известие «плодом обработки» историком известного летописного текста. Вопрос о летописных источниках «Истории Российской» действительно не имеет однозначного решения, но часто сведения по истории Руси XI-XII вв., извлеченные В.Н. Татищевым, «являются важнейшим первоисточником».[10] Возможно, это относится и к сообщению о времени основания Галича. Не исключено, что оно было почерпнуто из «Времянника иже наречется летописание Русских князей и земля Русская», охарактеризованного В.Н. Татищевым как рукопись XVII в. новгородского происхождения. События истории Малой и Белой Руси в нем были сокращены или опущены, а события истории новгородской и великорусской – напротив, излагалась подробно.[11] Что же касается местных галичских летописей, то об основании города говорилось в Тычинкинском летописце и так называемом «Ветлужском и Хлыновском летописце».
Летописец
Тычинкина утрачен. Отдельные фрагменты его были опубликованы в
Вопрос о степени достоверности Тычинкинского летописца сложен – сохранившийся его объем слишком фрагментарен. Вполне вероятно, что реальные события здесь смешивались с легендарными.
«Ветлужский и Хлыновский летописец» вряд ли может быть признан серьезным источником. Эта компиляция принадлежит местному краеведу-самоучке Д.П. Дементьеву-Бармину, который объединил выписки из Тычинкинского летописца, официальных летописей, полулегендарного летописца Воскресенского Солигаличского монастыря, подлинных и подложных актов и обильно сдобрил их собственными историческими фантазиями, в значительной степени возникшими под впечатлением от чтения «Марфы-посадницы» Н.М. Карамзина.[21] Неизвестно, излагал ли ветлужский краевед действительные события, или же его рассказ является плодом безграничной исторической фантазии.
Древнейший
пласт Тычинкинского летописца, видимо, открывался рассказом об основании Галича
Юрием Долгоруким и строительстве крепости на горе Балчуг, которая по храму св.
Симеона Столпника стала именоваться Столбищем.[22] Д.П. Дементьев относит это событие к
Таким
образом, несмотря на отсутствие (или, лучше сказать, утрату) надежных
источников с указанием точного времени основания Галича, наиболее вероятной
датой основания города является
О месте
основания Галича уже в последние десятилетия XVII в. бытовали две
взаимоисключающие точки зрения. Первая – назовем ее «традиционной» – изложена в
«Чуде о книгчии Гаврииле, како преподобный Паисий избави его от беснования» –
памятнике книжности, созданном во второй половине 1690-х гг. и дополнявшим
Житие преподобного Паисия Галичского. Именно здесь, как кажется, впервые,
упоминаются «древния осыпи, идеже первее град бе на горе».[27] Несколько ниже уточняется, что «гора тоя, идеже
первее град бе», находилась от Московской дороги «яко пол поприща»[28] (примерно
Вторая точка
зрения – назовем ее теорией «двух Галичей» – изложена в ряде памятников
галичской книжности. Житие преподобного Паисия Галичского, созданное около
Предание о
«Галиче первом», стоявшем на мысу у места впадения Челсмы в Галичское озеро,
содержится также в Тычинкинском летописце, где излагаются три версии о времени
строительства крепости на Балчуге. Первая связывает его с основанием города
Юрием Долгоруким. Вторая версия сообщает, что в
В выписках Д.П. Дементьева строительство крепости на Балчуге связано с разрушением первого города на устье Челсмы Василием Темным, после чего Юрий Дмитриевич «построил новый город Галичь у озера над посадом и сотвори порубежное место и крепость и созда церкви и монастыри, якоже бе на Челсме в первом».
П.П. Свиньин[34] пытался примирить эти версии. Связывая
на основе находившегося в его распоряжении Березниковского летописца сооружение
новой крепости с
В XIX в.
галичане связывали с первым Галичем два места. Первое - на мысу Толстиха на
правом берегу Челсмы близ ее устья в 5 верстах к западу от города, где
находился Фроловский монастырь, «что у озера». Предания связывают его основание
с преп. Авраамием Галичским, который ходил сюда по водам Галичского озера из
основанной им на противоположном берегу Новоезерской обители.[36] Первые сведения о Фроловском монастыре дошли от
Еще в 40-е гг. XIX в. на мысе Толстиха были заметны остатки крепостных сооружений: здесь можно было различить «развалины зданий, башни и вал; последний... с тремя ямами, в которых находится горелый кирпич и слой горелой ржи простирающийся на аршин в глубину»,[39] что, очевидно, и стало материальной основой предания.
Вторым местом
«Галича перьвого» предания называют «Печище» на левом берегу Челсмы к западу от
деревни Починок. В
Данные
местности, несомненно, представляют интерес для археологических изысканий. Тем
не менее, существование здесь «Галича перьвого» сомнительно. Исследования П.А.
Раппопорта показали, что древнейшее поселение славян находилось в низменной
части Балчуга (так называемое Нижнее городище), на летописном Подоле, где под
оборонительными валами были обнаружены фрагменты славянской керамики XI-XII вв.[42] Во время моих разведок
Раскопки,
проведенные мною в
Полностью
исследована могила 1, которая находится на глубине 4,45-
Отсутствие инвентаря в погребениях, обнаруженных на Верхнем городище, не дает ответа на вопрос, был ли галичский некрополь языческим или христианским. Иногда доказательством христианской принадлежности погребений X-XI вв. в Северной Руси приводится факт западной ориентации костяка.[48] Тем не менее, А.Е. Мусин полагает, что отсутствие христианских символов в курганных погребениях с трупоположением не является признаком языческой принадлежности некрополя, но «характеризует низкий уровень христианизации исследуемой территории и самого погребального обряда».[49] Об этом же, по-видимому, свидетельствует и Житие преп. Авраамия Ростовского, который по расчетам В.О. Ключевского подвизался в Ростове между 1073-1077 гг.[50] : уйдя из Чухломы в поисках единоверцев, подвижник «пойде на запад; и многия дни шед, обрете наконец верующих в Господа нашего Иисуса Христа».[51]
Новгородская интерпретация некрополя совпадает с наблюдениями над спецификой архаических пластов в лексике современных говоров в районе р. Костромы, Галичского и Чухломского озер, отражающих сильное новгородское и – в меньшей степени – ростово-суздальское (кривичское) влияние; к югу от Галича – в Костромском Поволжье – новгородское влияние значительно слабее – здесь господствует лексика, сложившаяся на основе ростово-суздальских говоров.[52] Антропологически современное население Галичского края относится к верхневолжскому типу, распространение которого в общих чертах совпадает с территорией расселения летописных кривичей.[53] Этнографические данные по Галичскому уезду показывают характерное смешение среднерусских и новгородских традиций. Планировка поселений в этих местах – круговая, что соответствует традициям средней полосы России; гнездовая планировка, характерная для новгородских поселений, отсутствует.[54] Сам тип жилища, напротив, являет смесь новгородских и ростово-суздальских традиций.[55] Отражает сильное северное влияние и сельскохозяйственная обрядность жителей Галичского уезда.[56] О глубоком смешении новгородских и владимирских традиций в Костромском крае свидетельствуют и археологические находки. Так, для XII-XIII вв. здесь характерны особые варианты серпов и кос-горбуш, соединяющие новгородские и владимирские черты.[57] В топонимике же Галичского края южнорусским является только название города, тогда как основная масса топонимов этого региона – общая с Волго-Окским междуречьем.[58] Аргументом в пользу ранней новгородской колонизации Галичских земель является наличие в уезде храмов, посвященных главной святыне новгородцев – иконе Софии Премудрости Божией. Первый находился на погосте Валуевском Чухломской осады Галичского уезда.[59] Второй – на погосте Никольском Бушневской волости.[60]
Это говорит о том, что первая волна славянской колонизации шла в эти края не из Южной Руси, а из Новгорода. При этом, как кажется, новгородцы освоили Галичский край раньше, чем лежащую южнее Кострому. Раннее проникновение новгородцев в Галичский край по материалам раскопок городища у с. Унорож фиксируется с начала Х в.[61] В Галичский край они проникали с окраинных новгородских земель – по освоенному еще мерянами пути из Бежецкого ряда и Обонежья по рекам Сухоне и Вычегде через реку Юг к Галичскому озеру и далее – к реке Костроме.[62] ,p>Вторая, более мощная славянской колонизации (видимо, связанная с градостроительной политикой Юрия Долгорукого и его потомков), направлялась в Костромской край из Ростово-Суздальской Руси.[63]
В этой связи
необходимо вспомнить, что в середине 40-х – начале 50-х гг. XII в. во внешней
политике Юрия Долгорукого взаимоотношения с Новгородом занимали место не
меньшее, чем борьба за киевский стол. В
[1]Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку //
ПСРЛ. Т. I. Вып.
[2]., 1997. Стб. 518; Новгородская IV летопись // ПСРЛ.
Т. IV. Вып.
[3]Татищев В.Н. История Российская. Т.
[4]Белов Л.Н., Касторский В.В. Галич. К 800-летию города. Ярославль, 1959.
[5]Раппопоpт П.А. Оборонительные сооружения Галича Мерьского // КСИИМК. 1959. Вып. 77. С. 3-9.
[6]Татищев В.Н. История... С. 241, 242, 442.
[7]Татищев В.Н. История... С. 241.
[8]Новгородская IV летопись // ПСРЛ. Т. IV. Ч. 1. Вып. 1. Пгр., 1915. С. 153; Т. IV. Ч. 2. Вып. 1. Пгр., 1917. С. 154.
[9]Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3 // Соч. Кн. II. М., 1988. С. 516-517; Ключевский В.О. Боярская дума Древней Руси. М., 1902. С. 91; Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. I. М., 1908. С. 356-357.
[10]Тихомиров М.Н. О русских источниках
«Истории Российской» // Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979. С.
[11]Татищев В.Н. История Российская. Т.
[12]Памятная книжка Костромской губернии за
[13]Диев М.Я., прот. Древняя Костромская
Вивлиофика // ГХИАМЗ «Ипатьевский монастырь». КОК
[14]Крживоблоцкий Я. Костромская губерния // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. [Т. 12]. СПб., 1861. С. 7. Прим. **.
[15]Памятная книжка... С. 326.
[16]Львовская летопись // ПСРЛ. Т. ХХ. Ч. 1. СПб., 1910. С. 279.
[17]Кирпичников А.Н. Военное дело на Руси в XIII-XV вв. Л., 1976. С. 22-23.
[18]Ганцовская И.С. Особенности говоров Шарьинского района // Ветлужская сторона. Историко-краеведческий сборник. Кострома, 1995. С. 123-124.
[19]Карский Е.Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 266.
[20]Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996. С. 456.2
[21]ГХИАМЗ «Ипатьевский монастырь». КОК. № 24729. Частичная публикация: Дементьев Д.П. Краткий исторический очерк Шангского городища // Костромские губернские ведомости. № 6, 8, 9, 11.
[22]Памятная книжка... С. 326.
[23]ГХИАМЗ «Ипатьевский монастырь». КОК
[24]Авдеев А.Г. «Град Галичь первой» (О времени, месте и исторических обстоятельствах основания Галича Мерьского) // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2002. № 4. С. 62-82.
[25]Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1987. С. 23.
[26]Кучкин В.А. Юрий Долгорукий // ВИ. 1996. № 10. С. 49-51.
[27]РНБ ОР. Собрание А.А. Титова. №
[28]РНБ ОР. Собрание А.А. Титова. №
[29]РГБ ОР. Ф. 299 (собр. Н.С.
Тихонравова). №
[30]РГБ ОР. Ф. 299 (собр. Н.С.
Тихонравова). №
[31]Памятная книжка... С. 325; Дементьев Д.П. Краткий... С. 51.
[32] Смирнов Ю. Летописцы… С. 16
[33] Семенченко Г.А. Неизвестный сын Юрия Галицкого и политическая борьба на Руси в начале 30-х гг. XV в. // ВИД. Т. XXII. М., 1991. С. 188-193
[34] Картины России и быт разноплеменных ея народов, из путешествий П.П. Свиньина. Ч. 1. СПб., 1839. С. 175-176.
[35] Смирнов П.П. Древний Галич и его
важнейшие памятники // УЗ МГПИ им. В.П. Потемкина. Т. IX. Вып.
[36]Мухин В. Воспоминания об обители преподобного Паисия близь города Галича (Костромской губернии), о самом Галиче, и о находящихся в нем и близь него храмах и обителях. М., 1884. С. 13.
[37] Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877. Стб. 864. № 10; Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909. С. 28-29.
[38] АСЭИ. Т. III. М., 1964. С. 261. № 240; уточнение даты: Антонов А.В. Родословные росписи конца XVII в. М., 1996. С. 234
[39]Исторические сведения о некоторых городах Костромской губернии // ЖМВД. 1848. Ч. 22. Кн. 4. С. 6.
[40] ЦИАМ. Ф. 421 (Донской монастырь). Оп.
1. Д.
[41] ГКМ. №
[42] Раппопорт П.А. Оборонительные сооружения Галича Мерьского… С. 4-5; Раппопорт П.А. Очерки по истории военного зодчества Северо-Восточной и Северо-Западной Руси X-XV вв. // МИА. 1961. № 105. С. 105.
[43] Аналогии: Фехнер М.В. Раскопки в Костроме (к вопросу о времени возникновения Костромы и ее первоначальном местоположении) // КСИИМК. 1952. Вып. XLVII. С. 107 (XI-XII вв.); ср.: Петрашенко В. А. Керамика IX-XIII вв. Среднего Поднепровья // Древнерусская керамика. М., 1992. С. 20. Рис. 7,24 (XII-XIII вв.); Чернов С.З. Новые материалы по хронологии Московской керамики второй половины XIII - XV вв. из раскопок в окрестностях древнего Радонежа // Древнерусская керамика. М., 1992. С. 158. Рис. IА (XII-XIII вв.); Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы (конец XIII – начало XV вв. по данным археологии. М., 1995. Табл. 80. 7,9 (XIII-XIV вв.).
[44] Фехнер М.В. Раскопки... С. 107.
[45]Алексеев С.И., Комаров К.И., Леонтьев А.Б., Ошибкина С.В., Рябинин Е.А. Археология Костромского края. Кострома, 1997. С. 232.
[46] Там же. С. 191-192
[47] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. Археология СССР. М., 1982. С. 172, 190.
[48] Лабутина И.К. Открытие псковского некрополя // Археологи рассказывают о древнем Пскове. Псков, 1991. С. 65.
[49] Мусин А.Е. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV веках. Погребальный обряд и христианские древности // Труды ИИМК РАН. Т. V. СПб., 2002. С. 51.
[50] Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 37.
[51] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. II. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988-1240). М., 1995. С. 535.
[52] Мельниченко Г.Г. Некоторые лексические группы в современных говорах на территории Владимиро-Суздальского княжества XII – начала XIII вв. Ярославль, 1974. С. 90; Рябинин Е.А. Костромское Поволжье в эпоху средневековья. Л., 1986. С. 101-102.
[53] Власова И.В. «Зона недоступности» для ареала топонимов на -иха в Костромском Заволжье // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (язык и этнос). Л., 1983. С. 214; Витов М.В. Антропологические данные как источник по истории колонизации Русского Севера // История СССР. 1964. № 6. С. 104
[54]Власова И.В. «Зона недоступности»… С. 215.
[55]Власова И.В. Сельские поселения в Верхневолжском
и Верхнедвинском бассейнах // Новое в этнографических и антропологических
исследованиях. Итоги полевых работ Института этнографии в
[56] Журавлев А.Ф. Этнодиалектное членение Костромского региона по данным скотоводческой магии и обрядовой фразеологии (по материалам анкеты «Культ и народное сельское хозяйство») // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (язык и этнос). Л., 1983. С. 209-212.
[57] Алексеев С.И., Комаров К.И., Леонтьев А.Е., Ошибкина С.В., Рябинин Е.А. Археология… С. 181.
[58] Власова И.В. «Зона недоступности»… C. 220.
[59] Холмогоровы В.И. и Г.И. Материалы для истории Костромской епархии. Отд. 1. Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1895. С. 134.
[60] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д.
[61] Алексеев С.И., Комаров К.И., Леонтьев А.Е., Ошибкина С.В., Рябинин Е.А. Археология... С. 147, 173.
[62] Горюнова Е.И. Этническая… С. 151; Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. К истории славяно-финских культурных связей. Историко-археологические очерки. СПб., 1997. С. 162.
[63]Рябинин Е.В. Костромское... С. 54.
[64]Новгородская IV летопись // ПСРЛ. Т.
IV. Ч.
[65] Псковские и Софийские летописи // ПСРЛ. Т. V. СПб., 1851. С. 160.
АСЭИ – Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв.
ВИ – Вопросы истории
ВИД – Вспомогательные исторические дисциплины
ГКМ – Галичский краеведческий музей
ГХИАМЗ – Государственный художественный и историко-архитектурный музей-заповедник
ЖМВД – Журнал Министерства Внутренних Дел
ИИМК РАН – Институт Истории материальной культуры Российской Академии Наук
КОК – Костромская объединенная коллекция
КСИИМК – Краткие сообщения Института Истории материальной культуры АН СССР
МГУ – Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
МИА – Материалы и исследования по археологии СССР
ОР – Отдел рукописей
ПСРЛ – Полное собрание русских летописей
РГАДА – Российский государственный архив древних актов
РГБ – Российская государственная библиотека
РНБ – Российская национальная библиотека
УЗ МГПИ – Ученые записки Московского государственного педагогического института
ЦИАМ – Центральный исторический архив г. Москвы [1]
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский