РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
К.А. Аверьянов
История Мурома на
протяжении примерно ста лет, начиная с первой половины XIII в. по середину XIV в., крайне скупа на известия
летописей. Под
Последующие
летописные сведения о городе также крайне немногословны. Под
В этой связи возникает
вопрос – кто правил Муромом с 1248 по
Для этого необходимо обратиться к политическим реалиям того времени. Монголо-татарское нашествие внесло серьезные коррективы в политическую карту Восточной Европы. Здесь возникает новое государство Золотая Орда. Историками сравнительно давно была подмечена та особенность исторической географии Орды, что окружавшие ее народы довольно длительное время старались селиться как можно дальше от районов расселения монголов. Опасное соседство, чреватое постоянной угрозой полного хозяйственного разорения, вызвало появление широкой буферной зоны пограничья вдоль всей границы Орды. [2]
Русские княжества, хотя и не вошли непосредственно в состав Орды, вскоре после походов Батыя должны были платить дань. В современной историографии со времен А.Н. Насонова общепризнанным считается, что завоеватели для организации правильного и регулярного сбора дани разделили Северо-Восточную Русь на полтора десятка областей, называвшихся "тьмами", границы которых, возможно, совпадали с территориями отдельных княжеств, во главе которых находились специальные агенты Орды - баскаки, ответственные за сбор и поступление дани в ханскую казну. Но насколько подобное утверждение соответствует действительности?
Основой для него послужило
свидетельство Рогожского летописца, согласно которому в
В поисках ответа на этот вопрос А.Н.
Насонов обратил внимание на одно известие из "Хронографа редакции
Эти сомнения усиливаются, если привлечь к анализу такой источник, как "Любецкий синодик" черниговских князей, в котором упоминается живший на рубеже XIII - XIV вв. князь Олег Романович Брянский, "оставивший дванадесять темъ людей". [9] Если можно еще согласиться с тем, что во всем великом княжении Владимирском в XIV в. было сто пятьдесят тысяч плательщиков дани (предположив, что татарские переписи охватывали именно семьи, а не отдельных лиц), то вряд ли в далеко не самом крупном Брянском княжестве, к тому же сильно страдавшем от постоянных татарских набегов, их насчитывалось сто двадцать тысяч.
Между тем, хотя лишь один
раз, но термин "тьма" все же встречается в духовных и договорных
грамотах XIV - XV вв. - в докончании
Что следует подразумевать под выражением "всю пятетем Новъгородскую"? В переводе на современный язык его нужно читать как "все пять тем новгородских". Поскольку грамотой выражение перечисляется в одном ряду с Суздалем, Нижним Новгородом, Городцом и Вяткой, можно предположить, что оно обозначало определенную географическую область, такую же, как вышеперечисленные, и сравнимую с ними по своим размерам. Указание же грамоты, что эта область являлась новгородской (в данном случае речь идет, конечно же, не о Великом Новгороде, а о Нижнем) заставляет искать ее в пределах Нижегородского княжества.
Определенные указания на
это дает известие Рогожского летописца под
Ясность в этом вопросе наступает, когда вспомним, что именно термином "темь" или "тьма" можно было обозначить небольшую территориальную округу. Очевидно, упоминаемые в этом известии Сара и Кишь являлись ничем иным, как "тьмами". Однако слово "тьма" в тогдашнем языке имело и другое, числовое значение (десять тысяч), и поэтому летописец в своем известии предпочел дать не сам термин, а его русский перевод.
Итак, в пределах Нижегородского княжества находились две мелкие административные единицы - Сара и Кишь, - возможно, носившие название "тьма". Окончательно в этом можно убедиться лишь тогда, когда найдем остальные три. Они, вероятно, лежали поблизости от первых двух, и поэтому необходимо обратиться к известиям летописца, где упоминаются и другие административные единицы этого района. Под 1375 и 1408 гг. здесь упоминаются Запьяние, Уяды и Курмыш [12].
Названные в этих
сообщениях пять пунктов – Сара, Кишь, Запьяние, Уяды и Курмыш компактно
располагались вдоль нижнего течения р. Суры, ее притоков Пьяны и Кишь. Во
второй половине XIV - первой половине XV вв. они входили в Нижегородское
княжество и образовывали на его восточной окраине единую область с центром в
Курмыше13]. Судя по грамоте
В литературе приобретение этих земель суздальско-нижегородскими князьями обычно относят к 60 - 70-м годом XIV в. [14]. Суздальско-нижегородские князья, присоединив эту территорию, не спешили вводить здесь прямое русское управление с привычным делением на волости, а оставили для местного мордовского и татарского населения известную автономию и прежнюю систему управления, состоящую из "тем". Таким образом, под термином "тьма" следует понимать мелкую административную единицу, аналогичную волости, на землях, населенных по преимуществу нерусским населением, и сохранявшую определенную самостоятельность во внутреннем управлении.
Появление этих новых административных единиц на границах Русской земли объяснялось тем, что уже с раннего времени в Орде начинаются смуты. Ожесточенная грызня за ханский престол выбрасывала за ее пределы царевичей и вельмож, потерпевших поражение в этой борьбе. Вместе с ними, спасаясь от мести победителей, бежали их сторонники. Вся эта масса оседала на малозаселенных местах между русскими княжествами, Литвой и Великой степью, создавая ту широкую буферную зону между Русью и Ордой, которую уже в XV в. назовут "украиной". Русские и литовские князья охотно принимали выходцев из Орды, предоставляя им свободные земли, справедливо полагая, что могут использовать их в качестве заслона против татарских набегов.
Итак, видим, что в распоряжении суздальских князей имелось пять "тем". Однако известие Рогожского летописца говорит о пятнадцати "тьмах", полученных суздальским князем вместе с великим княжением. Очевидно, они располагались по соседству – на границе Великого княжества Владимирского, в широкой полосе пограничья русских земель с Ордой.
Кто же возглавлял "тьмы"? А.Н. Насонов, рисуя картину ордынской власти на Руси, создал стройную схему ее организации из баскаческих отрядов во главе с владимирским баскаком, называвшимся "великим", которому были подчинены другие баскаки, державшие баскачества разных княжений. Все это, по мнению ученого, было направлено для решения лишь одной задачи - держать в повиновении покоренное население15]. Однако, просматривая немногочисленные упоминания источников о баскаках, следует обратить внимание на то, в каких географических регионах они действуют. Выясняется неожиданное обстоятельство – ареал деятельности баскаков оказывается связанным с той же самой широкой "буферной" полосой русско-ордынского пограничья, где источниками фиксируются мелкие административные единицы "тьмы".
Под
Некоторым диссонансом в этом
смысле может показаться известие Лаврентьевской летописи, под
Это обстоятельство
заставляет вспомнить, что в XIV в. термин "баскак" заменяется в
русских источниках словом "даруга" (или "дорога" в
русифицированной форме). Не останавливаясь на выяснении причин этого, отметим
высказанное в литературе мнение, что тюркский термин "баскак"
однозначно соответствует монгольскому "даруга" [23]. Каковы были функции "даруги"?
А.Н. Насонов, продолжая строить свою схему ордынского владычества на Руси,
утверждал, что они занимались тем же, что и баскаки - сбором дани, только с
той разницей, что «теперь князья отдельных княжеств имели дело каждый со своим
"дорогой", т.е. московский князь с "дорогой московским",
тверской с "дорогой тверским" и т.п. Так, под
Под
К этой же территории
относится и упоминание Симеоновской летописью "рязанского дороги"
Темиря под
Отсюда вытекает и наш основной вывод: эти земли русско-ордынского пограничья, широкой полосой протянувшиеся вдоль всей кромки русских княжеств, представляли собой территории с редким русско-татарским населением, преобладающим элементом которого были выходцы из Орды. Административно они состояли примерно из полутора десятков мелких образований, носивших названия "тьмы". Чуть меньшее количество "тем" приходилось на литовско-татарское пограничье. Главы этих образований приблизительно до середины XIV в. носили название баскаков, а позднее – даруг.
В силу своего географического положения Муром в XIII – XIV вв. лежал как раз на границе русских владений, и практически сразу за ним начиналась буферная зона русско-ордынского пограничья. Неспокойное соседство приводит к тому, что здесь начинается процесс постепенного запустения. Судя по всему, этому способствовало и прекращение местной княжеской династии после смерти князя Ярослава Юрьевича. С другой стороны, на смену русскому населению сюда начинают проникать выходцы из Орды. Владимирские великие князья были заинтересованы в том, чтобы создать из них буфер против возможных нападений со стороны Орды. Подобная практика к тому времени не являлась чем-то новым для Руси. Еще в киевский период ее истории русские князья использовали отдельные кочевые племена в качестве щита против постоянных набегов половцев. Нет ничего невозможно в том, что Муром мог стать центром одного из их образований. Схожую ситуацию можно наблюдать на примере другого города этого времени – Боровска.
Наибольший интерес для нас
представляет летописное известие
Летописец уточняет, что войска князь Святослав собирал по приказу своего отца, великого князя владимирского Ярослава Ярославича, в "Низовской земле". Судя по всему, центром владений "баскака великого владимирского" мог быть лежавший на границе русских владений Муром. С этим хорошо согласуется отсутствие с середины XIII в. на протяжении почти столетия упоминаний о ком-либо из муромских князей. Поскольку Армаган зависел от великого князя владимирского, вполне объяснимо его упоминание летописцем как "баскака великого владимирского".
В этой связи становится понятным, почему князь Андрей Александрович, получивший ярлык на великокняжеский стол, пришел из Орды в Муром – поскольку именно здесь находилась резиденция подвластного владимирскому великому князю "великого баскака владимирского", он сделал все возможное, чтобы силы последнего не смог использовать его старший брат Дмитрий, все еще остававшийся великим князем.
Но при этом Муром никогда нельзя считать исключительно татарским городом. Здесь по-прежнему имелось и русское население. Неудивительно, что уже в XIV в., когда силы русских княжеств значительно возросли, а позиции Орды заметно ослабли, на этот пограничный город стали предъявлять претензии мелкие русские князья, по тем или иным причинам потерявшие свои уделы и вынужденные искать новые княжеские столы. Одним из них был князь Федор Глебович, происходивший из брянских князей и потерявший свои родовые владения в результате захвата Брянска Великим княжеством Литовским.
Отсюда со всей очевидностью вытекает главное направление дальнейших исследований в изучении истории Мурома – определение тех ветвей потомства Рюрика, к которым принадлежали муромские князья XIV в. Василий и Юрий Ярославичи, последний из которых "обновил" Муром, но не смог удержаться на здешнем столе.
[1]
См.: Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский
период с 1238 по
[2] Подробнее см.: Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII – XIV вв. М., 1985. Сс. 31 – 53.
[3] ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. Пг., 1922. Стб. 68.
[4] Там же. Т. XXV. М.; Л., 1949. Сс. 187.
[5] Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 2 (1506-1544). СПб., 1848. №с 6;с Ср.: Там же. № 200.
[6] Насонов А.Н. Монголы и Русь. /История татарской политики на Руси/. М.; Л., 1940. Сс. 98 - 99.
[7] ПСРЛ. Т. XXII. Ч. 1. СПб., 1911. С. 423.
[8] Насонов А.Н. Указ. соч. С. 99.
[9] Зотов Р.В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. Сс. 26, 82 – 86.
[10] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. М.; Л., 1950. № 40. С. 119. (Далее: ДДГ).
[11] ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. Стб. 76.
[12] Там же. Стб. 109, 484.
[13]
Курмыш стал центром этой области с
[14] Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 217.
[15]
Насонов А.Н. Указ. соч.. Сс. 145 -
[16] ПСРЛ. Т. III. М., 2000. С. 344.
[17] Там же. Т. X. М., 1965. С. 162; Т. VII. СПб., 1856. Сс. 176 - 178.
[18] Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. Т. III. М., 1964. № 312. Сс. 341 - 343; № 313. Сс. 343 - 345.
[19] ДДГ. № 10. С. 29.
[20] О "Житии" см.: Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII - XIV вв. СПб., 1999. Сс. 201 и след.
[21] ПСРЛ. Т. I. М., 1997. Стб. 528.
[22] Холмогоровы В.И., Г.И. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 1. Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей. 1628 - 1710 и 1722 - 1746 гг. Кострома, 1895. Сс. 219, 221, 225, 257, 265, 271; Вып. 2. Солигаличская и Унженская десятины жилых данных церквей. 1680 - 1710 и 1722 - 1746 гг. Кострома, 1900. Сс. 71, 72, 81, 103, 104, 112.
[23] См.: Кривошеев Ю.В. Указ. соч. С. 216. Прим. 225; Федоров-Давыдов Г.А. Указ. соч. Сс. 30 - 31.
[24] Насонов А.Н. Указ. соч. Сс. 104 - 105.
[25] ПСРЛ. Т. XXV. С. 192.
[26] Там же. С. 260.
[27] Там же. Т. XVIII. СПб., 1913. С. 224.
[28] Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. II. № 6. С. 5.
[29] ПСРЛ. Т. XXII. Ч. 1. С. 423.
[30] ДДГ. № 76. Сс. 284, 288.
[31] ПСРЛ. Т. XXV. С. 148.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский