РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Бабушкина И.М. Кирилло-Белозерский монастырь в изображениях XVIII-XIX веков. В сб.: Альманах «Кириллов». Вологда. Вып. 4, 2001, с. 126—141. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: www.kirmuseum.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
Бабушкина И.М.
КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ XVIII-XIX ВЕКОВ
Большинство сохранившихся изображений архитектурного ансамбля
Кирилло-Белозерского монастыря, созданных в XVIII-XIX веках, уже опубликовано в
разных изданиях. Попытка свести к их вместе и взглянуть на них с исторической
точки зрения дает немало любопытного. Внимательное изучение разнообразных
изобразительных источников (икон, гравюр, акварелей, вышивок, хромолитографий и
фотографий), их сравнение и сопоставление с письменными обогащают историю
монастыря зримыми образами, а в некоторых случаях и уточняют датировку самих
изобразительных источников.
Самым ранним из известных изображений
Кирилло-Белозерского монастыря является гравюра 1720 года. Ее опубликовал в
своей книге "Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй
четверти XVII века" известный историк прошлого столетия Н. К. Никольский.
В левом нижнем углу гравюры имеется надпись, указывающая, что изображение
северной лавры было выполнено при архимандрите Иринархе в 1720 году. В правом
нижнем углу указан автор: "В Санктъ-Питерсбурхе рисовал и грыдоровал
Алексей Ростовцев". Как считал Н. К. Никольский, гравюра 1720 года не была
первой по времени создания, настолько подробно изображен архитектурный ансамбль
монастыря. Он предполагал, что гравюра 1720 года, созданная в Петербурге, была
лишь копией с более ранней, неизвестной гравюры. К моменту посещения Н. К.
Никольским Кирилло-Белозерского монастыря летом 1896 года доска 1720 года со
значительными повреждениями находилась в Кириллове. Чтобы получить с нее
оттиск, было приложено немало усилий, и "холодным способом" был
изготовлен единственный отпечаток. Затем этот отпечаток был переведен на
литографический камень, оттиски с которого были изготовлены в Санкт-Петербурге
благодаря содействию архимандрита Никодима, настоятеля Кирилло-Белозерского
монастыря1. На гравюре указано, что к печатанию "дозволено цензурою отъ
С.П.Б. духовно-цензурнаго комитета 2 августа
Автор гравюры 1720 года, Алексей Иванович
Ростовцев (1690- 1746 гг.), гравированием занимался в Московской типографии под
руководством Василия Куприянова. С 1711 года работал в Санкт-Петербургской
типографии вместе с П. Пикартом и А. Зубовым до ее закрытия. В 1729 году он
переехал в Москву. Работал по заказам Московской синодальной типографии2.
В настоящее время в Кирилло-Белозерском
музее-заповеднике сохранились гравюра и медная доска (размером 56 х
Автор возобновленной гравюры 1742 года, Мартын
Нестерович Нехорошевский, начинал учиться гравированию в мастерской
Санкт-Петербургской типографии. Гравюра Кирилло-Белозерского монастыря создана
им уже в Москве.
Сравнение вариантов 1720 и 1742 годов позволяет
сделать вывод, что изменения в более поздней гравюре коснулись ее оформления,
но не самого рисунка монастыря. В правом и левом верхних углах гравюр помещены
иконы "Преображение Господне" и "Введение Марии во храм".
Сравнение этих икон на гравюрах указывает на некоторые различия в изображении
святых: в их ликах, позах, жестах. В композиции с иконой "Успение
Богородицы", помещенной в центре верхней части гравюр, изменения коснулись
лишь ангелов, несущих икону. Центральную часть гравюры занимает изображение
Кирилло-Белозерского монастыря, справа от него - основатель обители преподобный
Кирилл Белозерский со свитком в руках, слева - Богородица с младенцем Иисусом
на руках.
На гравюре довольно подробно изображен
архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся к концу XVII - началу XVIII века,
и обозначены почти все монастырские постройки. Гравюра выполнена с большой
исторической точностью. Часть памятников, представленных на ней, не сохранилась
до настоящего времени, первоначальный облик других значительно изменился на
протяжении веков.
На гравюре изображено двойное ожерелье
крепостных стен, опоясывающих монастырь: "старые" стены, построенные
к концу XVI века, и "новые", строительство которых было закончено к
концу XVII века. На гравюре изображены и перечислены 10 из 11 башен наружных
стен, кроме Глухой (Котельной). Башни внутренних стен представлены без указания
названий. Некоторые башни XVI века, изображенные на гравюре, уже исчезли из
монастырской ограды: Грановитая (Часовая) с колоколами и часами наверху,
разобранная в 1857 -1866 годах, Круглая (Мельничная), Ловецкая, Черная
(Мереженная).
К концу XVII века территория
Кирилло-Белозерского монастыря стенами делилась на Успенский, Ивановский
монастыри, Острог и Новый город. Все эти части четко фиксируются на гравюре. В
Успенском монастыре церкви изображены с кокошниками на кровлях, еще не
перестроены колокольня и церковь преподобного Кирилла Белозерского. Указаны
кельи архимандрита, казначея, келаря, ризничего, житенного, кельи поповские и
братские, хозяйственные постройки: поварня, казенная палата, погреба, больницы,
а также оружейная и караульные помещения по обе стороны от конюшенных ворот.
В Ивановском монастыре на церквях Иоанна
Предтечи и Сергия Радонежского изображены по две главы (главы над приделами
были разобраны позже). Недалеко от этих церквей - деревянная часовня,
срубленная, по монастырскому преданию, преподобным Кириллом. У подножия
Кузнечной башни располагалась монастырская кузница, были там деревянные
больницы и монашеские кельи.
На гравюре изображен не сохранившийся до
настоящего времени острог. Это укрепление, построенное в 1611-1612 годах в виде
треугольника, предназначалось для защиты напольной стороны монастыря. Острог
состоял из двух башен - Острожской и Солодеженной (Мясницкой) - и крепостных
стен. На его территории располагались житенный двор и солодежня.
В Новом городе на гравюре указано расположение
тюрьмы, плотницкого и житенного дворов. Вдоль реки Свияги, протекающей по
территории монастыря, располагались иконная мастерская и гостиный двор.
На гравюре представлено множество деталей,
отражающих жизнь и хозяйственную деятельность монастыря. В водах Сиверского
озера, на берегу которого стоит Кирилло-Белозерский монастырь, рыбаки ловили
рыбу. Там же, на берегу, находились кузница, избы, в которых кормили даточных
(солдат), конюшенный, санный дворы, изба мереженная и свиточный амбар, баня,
монастырский огород. На протоке, соединявшей Сиверское и Долгое озера, стояла
мельница.
Вне монастырских стен изображены две из трех находившихся
на монастырском содержании деревянные церкви. Их описание имеется в ведомости
1764 года: церковь святого апостола Андрея Первозванного, "на ней пять
глав обиты чешуей деревянной, ветхи, крыты тесом, крышка ветха, от монастыря
стоит в полверсте. При оной церкви часовня деревянная круглая, на ней глава
обита чешуей деревянной, покрыта тесом, крышка ветха"; другая церковь
святого Модеста, патриарха Иерусалимского, "на оной церкви глава обита
чешуей деревянной, выкрашена синей краской, покрыта тесом, крышка ветха. Оная
церковь расстоянием от монастыря в трех верстах. При оной церкви часовня
круглая, на ней глава обита чешуей деревянной, в ней распятие... покрыта тесом,
крышка ветха"3. Церковь святого Модеста была построена вместо часовни по
дороге от монастыря к деревне Звоз.
Слева от въездной монастырской Казанской башни
располагались приходская Казанская церковь (построенная в
В XVIII веке гравюры с изображением монастыря и
его основателя заменяли дорогостоящие иконы и почитались наравне с ними. В
Кирилло-Белозерском монастыре была "листопечатная", где печатались
"чюдотворные листы". В книге расхода и прихода золота и серебра 16
марта 1743 года была сделана запись: "Того же числа выдано в листопечатную
Илье Стоумову в олифу для печатания чюдотворных листов сурику четверть фунта,
белил полфунта"4.
Кроме гравюры 1742 года, в Кирилло-Белозерском
музее находится икона, созданная неизвестным иконописцем в апреле 1741 года при
архимандрите Вавиле, на которой также изображены древняя обитель и ее
основатель. Считается, что такой тип икон создавался в основном в монастырских
иконописных мастерских. Иконописная палата была и в Кирилло-Белозерском
монастыре. В сохранившихся документах упоминаются иконописцы, работавшие в ней
и получавшие заказы на создание образа чудотворца - преподобного Кирилла
Белозерского. Вероятно, одна из этих икон и находится в экспозиции музея. Иконы
с изображением монастыря и его основателя продавались или раздавались приходившим
на богомолье людям.
На иконе 1741 года монастырь предстает со
стороны въездной Казанской башни. Справа от монастыря со свитком в руках
изображен преподобный Кирилл. В левом верхнем углу иконы помещен сюжет
"Успение Богородицы". Облик монастыря еще не искажен перестройками и
ремонтами, случившимися во второй половине XVIII века. Фасады церквей
завершаются закомарами и кокошниками, на Казанской и Косой башнях видны
исчезнувшие позже смотрильни, на других угловых башнях - по два крытых тесом
шатра: "нижний болшой и малый верхний". Вдали видна колокольня с
часоводной палатой в виде четырехгранной башни с часами. В переписных книгах
1733 года содержится ее описание: "Меж колоколной - полатка каменная
часоводная, над ней на четырех столбах каменных шатер, где колокола бьют
перечасье, крыт тесом. По тесу - белым железом. В нем шесть колоколов
перечастных"5.
В иллюстрированном календаре "Русские
святые" на 1993 год и в книге "Вологодская икона" помещены
иллюстрации икон, на которых изображены преподобный Кирилл и
Кирилло-Белозерский монастырь6. Обе они датируются XVIII веком. Но в
изображении монастыря на этих двух иконах заметна значительная разница.
На иконе, опубликованной в календаре, в центре
изображен преподобный Кирилл, за ним раскинулась территория монастыря. Правой
рукой чудотворец благословляет обитель, в его левой руке - свиток. Вверху, в
центре иконы, над Кириллом в ожерелье облаков Богоматерь "Знамение".
Создавая эту икону, неизвестный иконописец, по-видимому, знал о существовании
гравюры. Архитектурный ансамбль монастыря на иконе представлен, как и на
гравюре, с запада, так же подробно и довольно точно. Допущено некоторое
отступление в конфигурации монастырской территории, исчезли хозяйственные
постройки вокруг монастыря. На их месте возникли изображения деревьев,
кустарника, травы.
Икона, репродукция с которой помещена в книге
"Вологодская икона", в настоящее время находится в Череповецком
музейном объединении. Она несколько отличается от описанных ранее. В центре
вверху помещен Господь Вседержитель, правая его рука благословляет
раскинувшуюся внизу обитель. На всех предыдущих иконах и гравюре это
центральное место отводилось Богородице или "Успению". Преподобный
Кирилл располагается справа от монастыря, его лик и правая рука обращены к
Богу, а левой рукой он указывает на монастырь, как бы моля о защите и
покровительстве. Изменения в архитектурном ансамбле нашли зримое отражение на
этой иконе. Уже нет стен и башен Острога. Переделаны кровли церквей - нет
закомар и кокошников. В документах за 1742-1744 годы ; есть объяснение причин
переделки этих конструкций и замены кровли: "...соборная церковь Успения
пресвятыя Богородицы с приделы; каменная, которая делана по древнему
обыкновению каморами и покрыты белым железом, между которыми в летнее время
дождевая вода, а зимою снег остановляется, и от того той кровли повсегдашняя за
ветхостию кровли и починка бывает с немалым убытком, да и каменные на той
церкви своды от течи вредятся и что те каморы поверстать и покрыть япанчею
белым железом"7. Исчезли главы над приделами церквей, одни были разобраны
как ветхие, другие сгорели во время пожаров. Так, 13 июня 1764 года "от
случившагося нечаянного в оном монастыре пожару" были уничтожены кровля и
главы церкви Иоанна Лествичника и придела Федора Стратилата. В
"доношении" архимандрита Товия с братией епископу Вологод- скому и
Белозерскому Иосифу сказано, что "оная же церковь с приделом в том же 1764
году вновь тесом покрыта, а главы и поныне [июнь 1766 года. - И. Б.] не
зделаны, отчего во время случающихся дождей бывает немалая течь и сводам
повреждение"8. Далее там же содержится предложение - главу над церковью
Иоанна Лествичника сделать вновь, над приделом главу не восстанавливать,
"каменную шею для приключающейся течи снять и покрыть вравне с означенною
кровлею тесом". И уже в описи 1773 года про церковь Иоанна Лествичника
сообщалось: "На оной церкве крыша тесовая. Полуглавие и шея обиты тесом,
оная крыша и полуглавие выкрашены черленью новые, а шея роскрашена разными
красками, глава гладкая, осмигранная, опаяна жестью, на ней крест железной
выкрашен местами и вызолочен новые"9. В Ивановском монастыре есть
изображение часовни, устроенной монахами над местом первого поселения
преподобного Кирилла. В переписных книгах 1733 года указано: "В другой новопоставленнои
чесовне, что над земляной келье, ево, чюдотворца Кирилла, крест болшои, на нем
писан образ распятия Господня"10. В Записке о строениях и состоянии
монастыря за 1807 год сообщалось, что там же, в Ивановском монастыре,
находилась "деревянная часовня, собственными руками преподобного
чудотворца Кирилла сооруженная, над которою каменная на четырех столпах
каменных же для соблюдения деревянной, построена в
От въездной Казанской башни до Святых ворот
протянулся "проспект", по обе стороны его - каменная
"прямолинейная стенка" с "двенадцати высотою четырех аршин
столпами", крытая тесом, и новый мост через реку Свиягу. Об этих
строительных работах сообщал в своем рапорте митрополиту Амвросию архимандрит
Вениамин в октябре 1804 года12. В это время финансовое положение монастыря было
крайне тяжелым. Архимандрит Вениамин обращался с прошением о выделении средств
для оплаты ремонтных работ, в том числе и для отделки строящегося проспекта и
стенок по обе его стороны ("настоит в денгах крайняя нужда")13.
Над другой въездной башней - Косой - на иконе
изображен трубящий ангел. В "покорнейшем репорте" кирилловского
архимандрита Вениамина в Новгородскую духовную консисторию от 20 ноября 1805
года сообщалось: "Над шпицом поставлен на железном пруте с пропущением для
крепости болтов из листоваго аршиннаго железа, скрепленнаго железом шинным,
Ангел, с отживною - разрезным цветком с обеих сторон золотом двойником
вызолоченный, с трубою из англицкаго белого железа высотою два аршина с четвертью"14.
Две указанные даты - строительство
"проспекта" в 1804 году и установка ангела над Косой башней в 1805
году - дают возможность предположить, что время создания иконы не XVIII, а XIX
век.
Кроме перечисленных икон, изображение монастыря
представлено на шитых пеленах, находящихся в музее-заповеднике. Одна из них
датируется XVIII, а вторая - XIX веком. Пелена XVIII века хранилась в
Кирилле-Белозерском монастыре, затем при создании музея вошла в состав его
коллекций. Других сведений в архивных документах обнаружить пока не удалось.
Эта пелена двойная. На ее левой части изображен Кирилло-Белозерский монастырь,
на правой - "Явление Богородицы преподобному Кириллу в Симоновом
монастыре" в Москве. Изображение монастыря на этой пелене соответствует известной
гравюре 1742 года. На пелене вышиты деревья с раскидистыми кронами на берегу
Сиверского озера, поклонный крест и церкви, стоящие недалеко от границ
монастыря. Частично этот рисунок (деревья, крест, церкви) повторен на правой
части пелены. Над ее обеими частями вышиты слова Богородицы из жития
преподобного Кирилла Белозерского: "Кирилле, изыди отьсюду и гряди на
Белоозеро, тамо бо тебе уготовахъ место, на нем же спасешися".
Более поздняя пелена (XIX в.), по-видимому,
поступила в Кирилло-Белозерский монастырь из Воскресенского Горицкого девичьего
монастыря. Известно, что в этом монастыре почти с момента его основания
трудились замечательные мастерицы-вышивальщицы. В XIX веке Горицкий монастырь
был крупным центром рукоделия в нашем крае. Его насельницы шили и украшали
облачения духовенства, различные церковные предметы. В 1897 году широко
отмечался 500-летний юбилей Кирилло-Белозерского монастыря, возможно, пелена
шилась в честь этого знаменательного события. На пелене представлен вид
монастыря с севера, от въездной Казанской башни. Основой для ее создания мог
послужить план территории, составленный художником Н. А. Мартыновым в 40-60-е
годы XIX века. Над изображением монастыря вышита надпись: "Миръ обители
твоей даруй". Пелена находилась в Успенском соборе слева от Царских врат
под чудотворной иконой Богородицы Одигитрии, которая была принесена на
Белозерье преподобным Кириллом из Москвы в 1397 году. Общий вид иконостаса
Успенского собора и находившаяся там пелена представлены на фотографии И. Ф. Барщевского,
опубликованной в книге Н. К. Никольского "Кирилло-Белозерский монастырь и
его устройство до второй четверти XVII века".
В XIX веке Кирилло-Белозерский монастырь
привлекал своей древностью и красотой внимание многих ученых и художников; путешественников
и любителей старины. Были написаны книги, научные исследования по истории
монастыря, созданы рисунки и выполнены фотоснимки, на которых представлен
уникальный архитектурный ансамбль. Эти рисунки, фотографии, путевые заметки,
частично опубликованные в старых альбомах, книгах, журналах, находятся в
различных архивах, музеях, библиотеках страны.
В 1809 году монастырь посетил археолог и историк
Константин Матвеевич Бороздин (1781-1848 гг.). По высочайшему повелению он
совершил путешествие по России вместе с художником Ивановым. Они проехали по
северу России, посетив Старую Ладогу, Тихвин, Устюжну, Череповец, Белозерск,
Вологду и Кириллов, а затем отправились на юг. В 1810 году путешествие было
закончено в Санкт-Петербурге. В этой поездке было создано четыре альбома
акварелей. В одном из альбомов содержались рисунки предметов, хранившихся в
Кирилло-Белозерском монастыре: чаши, ковши, кадила, кружки, шлемы, оружие, а
также виды монастыря. Все эти рисунки сопровождались небольшими описаниями15.
Вспоминая о посещении монастыря, К. М. Бороздин рассказывал, что он случайно
поднял в одной из башен из груды приготовленной к сожжению бумаги небольшую
рукописную книгу. Это оказался опальный синодик Ивана Грозного16.
В альбоме К. М. Бороздина есть два рисунка,
изображающих весь монастырский ансамбль. На одном художник создал
величественную панораму монастыря, которая открылась ему с противоположного
берега Сиверского озера. На другом рисунке показана территория внутри
монастырских стен. От Казанской въездной башни по главному проспекту идут к
Святым вратам богомольцы. На территории Нового города нет никаких хозяйственных
построек. Видны остатки стен острога и развалины Солодеженной (Мясницкой)
башни, вдалеке - купола церквей и крыши келий, мощные крепостные стены и башни
монастыря.
Некоторые рисунки из альбома К. М. Бороздина
были помещены в книге А. Н. Кирпичникова и И. Н. Хлопина "Великая
государева крепость"17.
Архитектуру Кирилло-Белозерского монастыря
запечатлел в своих рисунках русский художник Николай Александрович Мартынов.
Рисунки хранились в библиотеке Общества любителей древней письменности в
Санкт-Петербурге и в Историческом музее Московского археологического общества.
В настоящее время акварели Н. А. Мартынова находятся в Русском музее
Санкт-Петербурга. На них художник изобразил небольшую часть монастырского
ансамбля: церкви, башню, часть стены с прилегающей территорией. Эти рисунки
позволяют представить облик древней обители в первой половине XIX века.
На акварели "Церковь Преображения
Господня" справа видна разрушающаяся крепостная стена, слева - требующий
ремонта домик келаря, в центре - церковь Преображения Господня, которая была
построена в 1595 году. По описи 1601 года верх церкви завершался тремя ярусами
кокошников, над ними поднимались три главы, сдвинутые от центра храма к
востоку. Из монастырских документов известно, что в XVII-XVIII веках она
подвергалась значительным изменениям. В переписных книгах 1733 года
упоминается, что кровли церкви, крытые тесом, "все погорели"18.
Позднее были сломаны три каменных барабана и вместо них была устроена
деревянная глава. Эта глава позже сгорела от удара молнии19. Первоначальный вид
церкви восстановлен в 1975-1978 годах.
На акварели "Кузнечная башня. Вид с
запада" изображена шестнадцатигранная угловая башня. Название свое она
получила от монастырской кузницы, некогда располагавшейся у ее основания.
Высота башни до кровли дозорной вышки (смотрильни) почти
В 1847 году в Кирилло-Белозерский монастырь
приезжал Степан Петрович Шевырев, историк, критик, поэт, академик Петербургской
Академии наук, профессор Московского университета. Его путешествие проходило по
древним русским городам: Ярославлю, Вологде, Кириллову, Белозерску, Череповцу и
другим. В результате этой поездки было написано одно из лучших его сочинений -
"Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни С. П. Шевырева в
В 1897 году отмечался 500-летний юбилей
Кирилло-Белозерского монастыря. Этому событию были посвящены публикации в
журналах, изданы книги. Так, в журнале "Исторический вестник" была опубликована
статья И. Ф. Тюменева "Пятисотлетие Кирилло-Белозерского монастыря" с
рисунками Ф. Павлова22. Илья Федорович Тюменев посетил монастырь в 1894 году за
три года знаменательной даты. Рисунки с изображениями монастыря вошли в
коллекцию "По Руси", которая в настоящее время хранится в
Национальной библиотеке Санкт-Петербурга. В своих работах художник отразил
изменения, происшедшие в монастырском ансамбле во второй половине XIX века. К
этому времени была отремонтирована церковь Преображения Господня - восстановлены
кровля и глава храма.
К западному порталу больничной церкви святого
Евфимия Великого (построена в
Одним из наиболее значительных исследований XIX
века, посвященных монастырю, является книга историка, профессора
Санкт-Петербургской духовной академии Николая Константиновича Никольского. В
1897 году в Синодальной типографии был напечатан ее первый выпуск
"Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII
в.". В этой книге было помещено 52 фотографии и рисунка. Еще будучи
студентом Санкт-Петербургской духовной академии, Н. К. Никольский заинтересовался
историей монастыря и уделял немало времени изучению подлинных документов,
находившихся в библиотеке духовной академии. На основании собранных материалов
он защитил магистерскую, а позднее и докторскую диссертации. Начатое изучение
рукописей и истории Кирилло-Белозерского монастыря стало делом всей его жизни.
Ученому пришлось заниматься не только исследованиями, но и розыском рукописей.
Н. К. Никольский неоднократно приезжал для работы в Кириллов. Вместе с
преподавателем Кирилловского духовного училища Н. П. Успенским он изучал
монастырский архив, планы и чертежи построек. На основании этих источников Н.
К. Никольский написал несколько работ по истории монастыря.
Фотографии, помещенные в книге Н. К.
Никольского, отражают состояние ансамбля монастыря в конце XIX века. К
500-летнему юбилею проводились работы по благоустройству территории, обновлялся
внешний облик церквей.
Часть фотографий в книге Н. К. Никольского
выполнена известным русским фотографом Иваном Федоровичем Барщевским (1851-1948
гг.). Он был одним из первых русских фотографов-профессионалов, занимавшихся
архитектурной съемкой. Его снимки использовали в своей работе многие известные
ученые, его фотографии приобретали Публичная библиотека в Петербурге,
Императорская Академия художеств, Археологическая комиссия и другие. С начала
1890-х годов И. Ф. Барщевский был постоянным участником научных экспедиций по
исследованию русской архитектуры. Он издал несколько альбомов фотографий.
Каталог, выпущенный в 1884 году, насчитывал почти 500 снимков мастера. В
каталоге 1912 года было помещено более 2700 его работ. На многочисленных
выставках фотографии И. Ф. Барщевского были удостоены высоких наград. За
участие в Палестинской экспедиции он был награжден орденом Святого Станислава
3-й степени. Благодаря упорному труду И. Ф. Барщевского до нас дошли
изображения многих исчезнувших памятников древнерусского зодчества23 .
В конце XIX века хромолитографией В. Тиля и К° в
Одессе издаются отдельными листами изображения Кирилло-Белозерского монастыря.
На литографии 1886 года представлена часть территории Ивановского монастыря: в
центре - часовня, срубленная, по преданию, преподобным Кириллом, справа и слева
- "каменные сени", возведенные над местом поселения и часовней
Кирилла.
Панорама монастырского ансамбля, сложившегося к
концу XIX века, предстает на хромолитографии 1897 года "Вид первоклассного
Кирилло-Белозерского монастыря в память пятисотлетия основания его".
Величаво раскинулся на берегу Сиверского озера грандиозный монастырский "город".
Над детищем своим вознесся основатель - преподобный Кирилл Белозерский. Лик его
обращен к иконе Богородицы Одигитрии. Эту икону бережно поддерживают два ангела
Божьих. Вдалеке справа видна гора Маура. По преданию, с этой горы увидел Кирилл
место, где по велению Богородицы ему предстояло обрести спасение.
Сохранившиеся изображения Кирилло-Белозерского
монастыря XVIII-XIX веков представляют особую ценность для современных
исследователей, так как они наглядно передают изменения архитектурного
ансамбля, происходившие в обители на протяжении двух столетий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь
и его устройство до второй четверти XVII в. Вып. 1. Т. 1. СПб., 1897.
Приложение VIII. С. XCIV-XCV.
2 ГРМ. Гравюра Петровского времени. Каталог
выставки. Л., 1971. С. 35.
3 РГАДА. Ф-280. Оп. 3. Д.
4 Там же. Ф. 1441. Оп. 2. Д. 4445.
5 ОР РНБ. Кир.-Бел. 100/1336. Л. 584 об.
6 Русские святые. [Календарь] на 1993 год. М.,
1992; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995.
7 РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Д.
8 ЛГИА. Ф. 251. Оп. 3. Д.
9 OP РНБ. Кир-Бел. 102/1338. Л. 33 об.
10 Там же. 100/1336. Л. 185.
11 ЛГИА. Ф. 251. Оп. 3. Д.
12 Там же. Д.
13 Там же. Л. 39 об.
14 РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Д.
15 Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз и
И. А. Ефрон. Т. 4. Кн. 7. СПб., 1891. С. 445.
16 Биографическое известие о сочинителе атласа
К. М. Бороздине (из письма Д. В. Поленова к Погодину). Труды I археологического
съезда в Москве (1869). Москва, 1871.
17 Кирпичников А. Н., Xлопин И. Н. Великая
государева крепость. Л., 1972.
18 ОР РНБ. Кир-Бел. 100/1336. Л. 140.
19 Кирилловский историко-художественный музей.
Путеводитель по архитектурным памятникам. Сев.-Зап. кн. изд-во. Л. 29.
20 РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Д. 2019.
21 Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз и
И. А. Ефрон. Т. 39. Кн. 77. СПб., 1903. С. 361.
22 Тюменев И. Ф. Пятисотлетие
Кирилло-Белозерского монастыря // Исторический вестник. 1897. T. LXIX. Август.
С. 118-147, 447-482.
23 Панфилова Н. Провинциальный фотограф? //
Советский музей. 1992. № 1. С. 28.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский