РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Барановский П.Д. Свидетель восьми веков (реставрация древнейшего памятника смоленской архитектуры). В газете "Рабочий путь". № 235. Смоленск, 1963. Все права сохранены.
Воспроизведено в кн.: Петр
Барановский. Труды, воспоминания современников. Сост. Ю. А. Бычков. М., 1996.
Стр. 85-88. Все права сохранены.
Сканирование материала и размещение его электронной версии в открытом доступе
произведено: www.russiancity.ru («Русский
город. Архитектурно-краеведческая библиотека»). Все права сохранены.
П.Д. Барановский
Свидетель восьми веков
(реставрация
древнейшего памятника смоленской архитектуры)
-85-
Древний
Смоленск знаменит не только воинской доблестью, но и высоким уровнем культуры.
Однако история донесла до нас ничтожно мало из всего, созданного народом в
давние времена. И ныне только путем глубоких научных исследований,
археологических раскопок и научной реставрации архитектурных памятников можно
приподнять завесу, скрывающую творения древних мастеров. В Смоленске, по
предварительным исследованиям специалистов, еще в домонгольскую эпоху, начиная
от княжения Владимира Мономаха, было построено несколько десятков каменных
храмов. Строительство первых каменных зданий в нашей лесной стране было
прогрессивным явлением, ярким показателем богатства, культуры и искусства
города. До наших дней сохранились лишь небольшие остатки и фундаменты древних
строений. И только три здания сохранились в значительной полноте - церковь
Петра и Павла на Городянке (
Хотя городская жизнь Смоленска
весьма слабо отражена в сохранившихся летописях, но все же в них отмечено, что
смоленские князья, потомки Мономаха, "мудрые, рядные и храбрые",
украшали город каменными зданиями. Из них особенно высокая оценка дана церкви
Михаила Архангела. Строитель ее князь Давид Храбрый ("Буй Давид" из
"Слова о полку Игореве") "украсил ее лучше всех церквей, так что
нет подобной по всех полуночных (северных) странах, и многие иностранцы приходили
для смотрения оной".
Между тем даже о внешнем виде
этих сохранившихся сооружений мы до последнего времени почти ничего не знали,
так как из-за перестроек, различных наслоений более позднего времени они совсем
утратили свой первоначальный вид.
Впервые вопрос о научном
исследовании и реставрации трех древнейших памятников смоленской архитектуры
был поставлен в первые годы советской власти. И первым итогом этого интереса к
древнерусскому зодчеству является Петропавловский храм, почти полностью
реставрированный к 1100-летию города, памятник, проживший 817 лет со времени
создания.
_______________
-86-
Основные
этапы сооружения и долгой жизни этого памятника таковы. Князь Ростислав
Мстиславович, внук Мономаха, в
В
Научными исследованиями,
начатыми в
Новые научные данные,
полученные из детального исследования всех трех сохранившихся древнейших
памятников города, позволили уже говорить не только о реальных сохранившихся в
Смоленске ценностях XII в., древней архитектуры и живописи, но и утверждать с
полным основанием о наличии и особой смоленской школы искусства. Начальным
моментом в развитии этой школы, когда уже можно усматривать в ней прогрессивные
местные черты, является Петропавловский храм, а венчающим - Свирский. Всего
лишь за 50 лет смоленское зодчество сделало большой шаг вперед, решительно
перейдя от византийских традиций к самостоятельным приемам и формам,
базирующимся на народных основах. В связи с этими открытиями памятники
Смоленска уже с 1930 годов были введены в научный обиход, в труды и учебники по
истории русского искусства.
Научная реставрация древнейших
памятников Смоленска долго откладывалась до лучших экономических возможностей.
В апреле
-87-
го храмов, и вскоре в них была
проведена часть самых неотложных предохранительных работ. Однако отсутствие в Смоленске
своей научной реставрационной мастерской еще долго не давало возможности
развернуть это дело в надлежащем масштабе. И лишь с
Основным научно-техническим
мероприятием было укрепление конструктивных основ памятника путем заведения в
горизонтальные каналы, оставшиеся от первоначальных сгнивших деревянных связей,
новых железобетонных связей. Этот успешно осуществленный метод укрепления
отныне должен на многие века сохранить памятник от распорных деформаций. Сильно
обопревшие и совершенно рухнувшие места по фасадам памятника и срубленные
полуколонны облицовывались новой плинфой. По следам и сохранившимся древним
остаткам документально восстанавливались оконные проемы, дверные порталы и
элементы оформления фасадов. Надстройка XVIII в. на древней главе разобрана, а
утраченная часть купола наращена по аналогии с близкими памятниками и в
соответствии с принципами закономерности и пропорциональных отношений в древней
архитекгуре. В последнем случае реставрация ввела интересную особенность,
свойственную только данному памятнику, - пояс по барабану главы из керамических
плит в виде миниатюрных перспективных нишек (остатки их были найдены в древних
окнах главы).
Одним из важнейших
принципиальных вопросов реставрации было раскрытие западного фасада древнейшего
памятника, полностью закрытого позднейшими пристройками, чтобы показать этот
памятник в полном объеме. Ученый совет решил сделать разрыв между древнейшей и
более поздней частями и, кроме того, уменьшить объем последней за счет разборки
этажа, надстроенного в XVIII в., как менее ценного в историко-художественном
отношении и пришедшего после пожара и обстрела в аварийное состояние.
Осуществление этой работы не только хорошо выявило в массах и объеме здание XII
в., но столь же благоприятным оказалось и для частей XVII в. с шатром, покрытым
зеленой поливной черепицей, и с огромными живописными крыльцами смоленского
типа на ползучих арках.
Нужно сказать, что эти работы,
весьма большие по своему объему и особенно сложные и специфичные, были
выполнены в исключительно короткий срок - за два с половиной строительных
сезона. Остается только завершить работы внутри здания, сделать оконные
переплеты и двери, настлать керамический пол и расчистить фресковые росписи.
Предельно простые, лаконичные,
полные величия и монументальности формы Петропавловского храма невольно
напоминают о том, что Древняя Русь через Византию была наследницей античных
традиций, что простота и гармония форм, заложенные в основу этой архитектуры,
были удачно продолжены и талантливо переработаны нашими древними народными
мастерами.
-88-
Реставрация этого памятника древней архитектуры Смоленска - один из примеров воплощения в жизнь принципов заботливого и бережного отношения к неповторимому наследию родной культуры. Подлинные памятники истории, свидетели труда и показатели творческого таланта народных мастеров, украшающие наши города, воспитывающие любовь к Родине, должны быть дороги нам и оберегаемы не только для настоящего, но и главным образом для будущего.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский