РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: klikovo.ru, 19 мая 2009 г. Все права сохранены.
Благовещенский
Собор Московского Кремля, домовый храм рус. вел. князей и царей в честь Благовещения Пресв. Богородицы
(25 марта) (в XVI в.- «что у великого государя в
верху» или «на сенях», в XVII в.- «что у государя во дворце»).
История
собора. Строительство
в XIV - нач. XV в. время возникновения первого престола в честь Благовещения
Пресв. Богородицы в Московском Кремле неизвестно. Принятая в
старой лит-ре дата его появления, 1291 г., основана на легендарных сведениях
соч. «Книга о древностях Российского государства» Т. Каменевича-Рвовского
(диак. Афанасьевского мон-ря на Мологе) кон.
XVII в., подвергнутого еще Н. М. Карамзиным резкой
критике. В. И. Федоровым и Н. С. Шеляпиной была сделана
попытка отождествить с этой легендарной церковью фрагменты открытой ими в 60-х
гг. XX в. бутовой фундаментной кладки. По их мнению, храм был деревянным
на каменном основании. Однако Б. Л. Альтшуллером были высказаны справедливые
сомнения в такой идентификации найденных кладок. Остается недоказанной и др.
датировка основания первого деревянного храма - 1383 г. С большей
определенностью датируют возведение первой каменной ц. Благовещения Богородицы
на дворе вел. князя.
Полагают, что она возведена до 1394 г. Однако эта временная граница условна. Ее
основанием явилось предположение, что домовый каменный храм вел. князя не мог быть построен после
возведения каменной церкви на дворе вел. княгини, т. е. ц. Рождества Пресв.
Богородицы, освященной 1 февр. 1394 г. Др. распространенная датировка, 1397 г.,
связана с известием нек-рых летописей о принесении вел.
кн. Василию Димитриевичу из Царьграда иконы «Спас в
белорисцех». Но поскольку в тексте летописи не говорится о поставлении иконы в
храме, то это сообщение не может рассматриваться как безусловное свидетельство
существования самого собора в 1397 г. В наст. время строительство первого белокаменного храма датируют (М.
Х. Алешковский, Альтшуллер) периодом между сер. 60-х гг. XIV в. (возведение
стен московского Кремля при вел. кн. Димитрии Донском) и 1393 г. (начало
строительства ц. Рождества Богородицы на Сенях).
Ученые XIX -
нач. XX в. (И. М. Снегирёв, М. В. Красовский и др.) предполагали, что внутри
существующего здания сохранился подклет храма XIV в. он был выявлен только во время реставрационных работ 1947
г., проведенных архит. Л. А. Петровым. Было установлено, что внутри
существующего белокаменного подклета можно выделить сооружение с апсидой
(толщина стен 165 см), к-рое обложено др.,
соответственно более поздней белокаменной кладкой (Н. Н. Воронин). Согласно
исследованиям Альтшуллера, это был одностолпный подклет белокаменного храма с
пристенными угловыми опорами. Он принадлежал к тому же типу бесстолпного храма,
что и полностью сохранившаяся ц. свт. Николая в с. Каменском (Наро-Фоминский р-н Московской обл.), а
также разобранный в XVI в. до уровня сводов храм Усекновения главы Иоанна
Предтечи на Городище (г. Коломна) и известные лишь по археологическим раскопкам
церкви Старо-Голутвина и Бобренёва мон-рей (Коломенский р-н Московской обл.).
Сложение этого типа храма, не имеющего аналогов в домонг. архитектуре и в
раннемосковском зодчестве нач. XIV в., позволило Альтшуллеру связать его
происхождение с южнослав. архитектурной традицией, с влиянием построек Зап.
Болгарии и прилегающих серб. областей.
Носители этой традиции, по мнению исследователя, могли прибыть на Русь в свите
митр. Киприана.
От др. бесстолпных
храмов кон. XIV в. Б. с. отличается наличием подклета и одной апсиды.
Присутствие подклета объясняется тем, что собор входил в комплекс дворцовых
построек: вероятно, в нем хранилась казна вел. князя. Как и Никольская ц. в с. Каменском, стены Б. с., вероятно, завершались ложными
закомарами. В 50-70-х гг. XX в. в обкладке первоначальных
угловых пилонов были обнаружены 2 фрагмента фасадных капителей белокаменного
декора. Позже были найдены детали архивольтов, портала, гладкого и
резного, а также фрагмент фасадного поребрика и часть орнаментальной ленты с
пальметтой. Все они, как и найденный еще в 1913-1915 гг. блок с орнаментом в
виде кринов, составляли декор Б. с. XIV в. Альтшуллер считал их связь с первым
каменным Б. с. гипотетической, поскольку они могли
принадлежать др. постройкам. Ряд исследователей (А. В. Гращенков) уверенно
определяли их место в архитектуре этого храма; согласно их реконструкции,
первоначальный облик Б. с. был
близок Никольскому собору г. Можайска, известному по чертежу и формам копирующего
его собора сер. XIX в. Г. К. Вагнер считал, что ряд найденных
деталей принадлежал зданию Б. с., возведенному к 1416 г.
Этот белокаменный бесстолпный одноглавый храм с пристенными опорами мог
быть по ширине 8 м. В 1404 г. рядом с ним сербом Лазарем были поставлены «часы
чюдны велми и с луною» (Московский летописный свод кон. XV в. // ПСРЛ. Т. 25. Л. 325 об.). Именно этот собор был расписан в 1405 г. Феофаном
Греком, Прохором с Городца и прп. Андреем Рублевым. Слова Троицкой летописи (нач. XV в.) «не
ту, иже ныне стоит» считают дополнительным указанием на существование в 1405 г.
каменного здания на месте собора, к-рый будет построен в 1416 г. каменная ц.
Благовещения была создана (вероятно, освящена) «на Москве, на великого князя
дворе», согласно Львовской летописи, 18 июля 1416 г. Если Н. Н. Воронин
сомневался, то др. исследователи признали достоверность этого сообщения и
полагали, что в 1416 г. по велению вел. кн. Василия Димитриевича бесстолпный храм был разобран по
подклет, а его стены и внутренние опоры обложены снаружи новой кладкой. мастера
также разобрали апсиду, возвели подклетную часть алтаря, выкладывая основания
под боковые апсиды глухой кладкой. На таком подклете возвели четырехстолпный
трехапсидный храм 1416 г. (Алешковский, Альтшуллер). Его белокаменная кладка
была обнаружена в основании опор существующего собора.
Строительство
кон. XV в. Следующий этап строительной истории
собора связан с внуком вел. кн.
Василия I Димитриевича, вел. кн. Иоанном III. В 1482-1483 гг. собор начали
разбирать и, как при строительстве здания 1416 г., разобрали «по казну и по
подклет». Судя по сообщению летописи, уже до 1482-1483 гг. к собору примыкало
сооружение, в к-ром хранилась великокняжеская казна. Н. Н. Воронин предполагал,
что казна находилась под галереей собора вел. кн. Василия Димитриевича. Согласно Львовской летописи, собор
в 80-х гг. XV в. строили псковичи, вызванные в Москву вел.
кн. Иоанном III после падения второго Успенского
собора (1472-1474). Летописная статья, следующая за рассказом о приезде
псковичей в Москву, перечисляет все их московские постройки, среди к-рых ц. Св.
Троицы (Св. Духа) в Троице-Сергиевом мон-ре, ц. свт.
Иоанна Златоуста (Златоустовского мон-ря), Сретение «на поле», ц. Ризположения
на митрополичьем дворе и Б. с. Статья помещена под
1474 г., но указанные в ней храмы строились с 1476 по 1489 г., и в погодных
записях об их возведении уже не содержатся упоминания об участии псковских
зодчих. Это обстоятельство, как и особенности архитектуры построек, вызвали
сомнения у П. Н. Максимова, указавшего на возможную неточность летописного
рассказа о псковском строительстве в Москве.
Собор был
освящен 9 авг. 1489 г. в день памяти ап. Матфея. Первоначально он был
трехглавым. До публикации результатов натурных исследований 60-70-х гг. XX в. полагали, что храм стоял на
открытом гульбище. С проведением научных работ было доказано, что галереи были
перекрыты сводами одновременно с возведением храма (Федоров). Крытые паперти
окружали храм по периметру. До кон. XVIII в. паперть
существовала и на востоке. К ней примыкала Казенная палата, входившая в
комплекс Казенного двора, здания к-рого были заложены в начале строительства
собора. Будучи домовым великокняжеским храмом, Б. с.
входил в комплекс дворцовых построек и был связан с
ними переходом через паперти.
Все исследователи сходятся во мнении, что Б. с. 1484-1489 гг. полностью
повторяет план собора 1416 г. Существующий ныне собор не имеет специфических
архитектурных псковских черт. К числу элементов декора, позволявших говорить о
влиянии псковской традиции, обычно относили карнизы барабанов с характерными
нишами, поребриком и бегунцом. Конструкция перекрытия (ступенчато-повышенные
подпружные арки) являлась общераспространенной, была известна и в московской
архитектуре с кон. XIV в. (Успенский собор на Городке в Звенигороде). Также характерны для всей среднерус. архитектуры и керамические
декоративные элементы: балясины в карнизе апсиды (восстановлены как
белокаменные по найденным образцам при реставрации 60-х гг. XIX в.) и
характерная готицизирующая профилировка импостов под архивольтами закомар и в
основании подпружных арок в интерьере. В то же время на сложение облика
Б. с. повлиял Успенский собор Московского Кремля, из декорации к-рого
заимствован мотив аркатурно-колончатого пояса на фасаде. Связь
Б. с. именно с московской архитектурной традицией доказывает и его близость с
формами кремлевского Богоявленского собора на Троицком подворье, возведенного в
1480 г. Воздвигнутый на высоком подклете, он был также трехглавым и обладал
характерным для среднерус. зодчества того времени керамическим декором, о чем
можно судить по его единственному, но подробному изображению на миниатюре
«Книги избрания на царство царя Михаила Феодоровича» (1672-1673).
Облик галерей
Б. с. связан с новым этапом деятельности на Руси итал.
мастеров - с приездом Алевиза Фрязина (или Старого), а затем Алевиза
Нового в Москву. К 1508 г., когда было завершено строительство
великокняжеского дворца и созданы росписи папертей Б. с., вместо характерных
среднерус. перспективных порталов с килевидным очертанием архивольтов на сев. и зап. фасадах были установлены
новые порталы, характерные по композиции и орнаментации для эпохи кватроченто.
Видимо, тогда же изменили форму пилонов, поддерживающих арки галереи, к-рые
получили итальянизирующую трактовку (филенка, декорирующая плоскость
прямоугольного столпа, фланкирована полуколонками), и импостов в пятах сводов
(повторяющийся мотив капители). Первоначальный портал 1484-1489 гг. сохранился
на юж. фасаде и был восстановлен по найденным фрагментам в 1949 г. Здесь же
сохранились и первоначальные карнизы в пятах свода.
Особую
сложность представляет реконструкция юж. крыльца и юж. галереи, а также
датировка их декорации. Итальянизирующая резьба портала юж. крыльца, фриза и
окна с двойной аркой на стене паперти значительно отличается не только по
рисунку, но и по раскраске (зеленый фон) от многочисленной резной декорации
кремлевских построек, к-рая достоверно датируется
рубежом XV-XVI вв. На этом основании делался вывод о возможности ее датировки
сер. XVI в. (С. С. Подъяпольский). Существует и противоположная
т. зр., согласно к-рой эти декоративные детали относятся к кон. XV в. и
установлены здесь в XVIII в., возможно, после разборки вост. паперти и строений
Казенного двора (И. Я. Качалова).
Приделы
собора 1484-1489 гг. Согласно общему мнению, древнейший придел Б. с.
был посвящен свт. Василию Кесарийскому, небесному покровителю вел. кн. Василия Димитриевича. О
размещении его в соборе XIV в. и 1416 г. точных сведений нет. В новом соборе он
был освящен 20 авг. 1489 г. По росписи дьяконника, к-рую датируют временем
обновления собора после пожара 1547 г., полагают, что придел свт. Василия
Кесарийского размещался в нем (А. И. Успенский, Качалова). Летопись сообщает,
что в этом приделе в 1533 г. повелел «тайно служити» смертельно больной вел. кн. Василий III. Качалова
предполагает, что приделы могли существовать и на хорах собора.
Перестройки
и реставрации собора. Первая перестройка собора началась в 1564 г. Нек-рые исследователи (Н. Д.
Маркина) связывают ее с царским обетом, принятым после взятия Полоцка в 1563 г.
На сводах паперти были возведены 4 бесстолпных придела. Вост. приделы были
вплотную пристроены к стенам собора, а зап. поставлены на углах паперти так,
чтобы между ними и собором оставались узкие проходы. Вероятно, именно в этот
период на зап. сводах соборного четверика возвели 2 глухих барабана
и он стал пятиглавым (Н. Д. Виноградов). Строительство приделов (1564-1566)
потребовало укрепления папертей, и тогда арочные проемы сев.
паперти (под сев.-вост. приделом) превратили в двойные
окна. Возведенные приделы представляют собой прямоугольные объемы, перекрыты
коробовым сводом, прорезанным поперечной распалубкой. Подъяпольский
предположил, что первоначально их барабаны не были световыми и отделялись от
пространства приделов глухим сводом. В новом облике собора заметно влияние
архитектуры многопридельных храмов, строительство к-рых началось после взятия
Казани в 1552 г. Подобную композицию получил, вероятно, и Смоленский собор Новодевичьего
мон-ря, построенный в то же время: на сводах его паперти также были возведены 4
придела.
Следующие по
времени значительные изменения облика Б. с. относятся уже ко 2-й пол. XVIII в., когда была разобрана вост.
паперть и Казенная палата, а на их месте было воздвигнуто здание Оружейной
палаты. При работах в соборе в 1770 г. были растесаны первоначальные окна. В
1836 г. к юж. крыльцу с запада по проекту архит. И. Л. Мироновского было
пристроено здание новой ризницы, а помещение юж. паперти подверглось переделкам
в связи с устройством придела свт. Николая Чудотворца. Именно тогда были
замурованы юж. портал 1484-1489 гг., а также украшенные резьбой колонны и
столбы аркады, открывавшейся с юж. крыльца в паперть. По
окончании строительства Большого Кремлевского дворца (1844) был устроен переход
из Георгиевского зала на хоры Б. с., с навесом, к-рый неоднократно
видоизменялся. В его зап. стене был прорублен новый проем, получивший
декоративное обрамление, стилизованное под ренессансные порталы в юж. и сев. папертях.
Совр. облик Б. с. во многом сформировался после
первой его профессиональной реставрации, осуществленной архит. Ф. Ф. Рихтером.
Подготовка к реставрации началась в 1859 г., работы шли в 1863-1867 гг.
растесанные окна, в т. ч. на центральной апсиде, по аналогии с боковыми
алтарными полукружиями получили обрамление в виде аркатурно-колончатого пояса.
Были обнаружены керамические балясины, по образцу к-рых был восстановлен
декоративный пояс в карнизе апсид. В соответствии с методами архитектурной реставрации,
предполагавшими замену разрушающихся деталей их копиями, были высечены из
белого камня колонки аркатурно-колончатого пояса на фасадах четверика Б. с. Был
также разобран навес над переходом из дворца на хоры Б. с., искажающий зап.
фасад храма. особое внимание
при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным
в честь Собора арх. Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим.
Только интерьер придела св. блгв. вел. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого
свт. Василия Кесарийского) сохранил облик 1822 г. В
реставрируемых приделах (Собор Богородицы, Входа Господня в Иерусалим) были
разобраны своды, деревянные закладки в основании барабанов (Собор арх.
Гавриила) и разобраны закладки окон (Собор Богородицы, Вход Господень в
Иерусалим), признанные Рихтером поздними. Пол в этих приделах был
выстлан белокаменными плитами с декоративным рисунком, выполненным по образцу
сохранявшихся до реставрации подлинных керамических плиток с орнаментом. В 1866
г. в юж. паперти Рихтер обнаружил заложенные в 1836 г. пилон и колонну,
украшенные итальянизирующей резьбой. Они были заменены белокаменными копиями, а
подлинные отданы в музей Мао. Реставрация и ремонт Б. с.
были продолжены в 80-90-х гг. XIX в. и в советский период. В 1946 г. была
раскрыта полуколонка в юж. паперти, не найденная Рихтером, а в 1950 г.
восстановлен юж. портал собора, раскрытый из-под заделок 1836 г.
Приделы
собора в XVI-ХХ вв. Первоначальные
посвящения приделов Б. с., сооруженных в 60-х гг. XVI
в., известны из летописей. В янв. 1564 г. в сев. паперти были освящены приделы Собор Богородицы и Собор арх.
Михаила, первый в зап. части паперти, второй в вост. Престол придела Входа
Господня в Иерусалим в зап. части юж. паперти был освящен в дек. 1566 г.
Дискуссионным
остается посвящение четвертого придела и соответственно местоположение престола
свт. Василия Кесарийского. Из летописи известно, что между 1547 и 1564 гг. он
был перенесен в вост. паперть на стороне Казенного двора. Не исключено, что в
связи с переносом престола в юж. паперть последняя подверглась частичной
перестройке, при к-рой появилось юж. крыльцо.
Полагают, что в 1564 г. престол свт. Василия Кесарийского был внесен обратно в
дьяконник, а в юго-вост. приделе был помещен престол вмч. Георгия, к-рый там
находился в XVII в. Но это маловероятно, поскольку в ладанных книгах с кон. XVI
в. придел свт. Василия Кесарийского снова указывается «в паперти» или «на
паперти». Скорее всего он, согласно предположению Маркиной, был внесен в
верхний юго-вост. придел. престол
свт. Василия Кесарийского находился в юго-вост. приделе еще в 30-х гг. XVII в.
Качалова полагает, что придел свт. Василия Кесарийского находился в дьяконнике
вплоть до его упразднения, но, возможно, был неск. расширен и занимал часть юж.
паперти.
Придел вмч.
Георгия, упоминающийся в ладанных книгах как находившийся также «на паперти»,
вероятно, изначально был размещен в самой галерее. То обстоятельство, что он не упомянут в Никоновской летописи, говорит о его
появлении в соборе после 60-х гг. XVI в. первое известие о нем относится к 1584
г., к кон. XVII в. престол вмч. Георгия переносят в юго-вост. придел, где он
остается до упразднения в сер. XVIII в. В 1822 г.
юго-вост. придел освятили во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского, соименного святого имп. Александра
I.
До кон. XVI в. был, видимо, упразднен престол Собор арх. Михаила, т. к. в
1584 г. фигурирует уже Собор арх. Гавриила.
После
воцарения Михаила Феодоровича в соборе освящают придел во имя его ангела - св.
Михаила Малеина. Ладанные книги впервые отмечают выдачу ладана для него 21
сент. 1613 г. Скорее всего, он помещался в юж. или
вост. паперти.
В 1836 г. в
помещении юж. паперти по указу имп. Николая I был устроен придел во имя его
святого - свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Собор
в ХХ - нач. ХХI в. Богослужения в Б. с. были
прекращены в марте 1918 г. в связи с переездом из Петрограда правительства.
Свободный доступ в Кремль был возобновлен после организации музея, открытого
для посещения с 20 июля 1955 г. В 1993 г. в соборе возобновились богослужения,
7 апр., в день престольного праздника, Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II служил в соборе литургию. В наст. время богослужение в соборе совершается один раз в году - на
праздник Благовещения. С 1995 г. в этот день, следуя старинному рус. обычаю, после литургии в Б. с.
Святейший Патриарх на Соборной пл. Кремля выпускает на волю стаю птиц. 7 мая
2002 г. в Б. с. Патриарх Алексий II отслужил молебен по случаю инаугурации
Президента РФ В. В. Путина.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский