РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Баталов А.Л.. К истории Спас-Тушинского монастыря на реке Сходне. Церковь Андрея Стратилата конца XVI в. В кн.: Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. Вып. II. М., 1995. С. 141-145. Все права сохранены.
Сканирование печатного материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.
Иллюстрации оригинала в источнике электронной версии отсутствуют.
А.Л. Баталов
К истории Спас-Тушинского монастыря на реке Сходне.
Церковь Андрея Стратилата конца XVI в.
Шатровая церковь Андрея Стратилата Спас-Тушинского монастыря датировалась в литературе концом XVI в. по двум описаниям этой обители, в писцовых книгах времени царя Феодора Иоанновича. Обе книги опубликованы Н. В. Калачовым. Одна из них, писцовая книга земель Троице-Сергиева монастыря не датирована и писец, составивший ее, не указан.1 Другая, поместных и вотчинных земель в Московском уезде "письма и меры Тимофея Андреевича Хлопова со товарищи", относится к 1584-1586 гг.2 В первой, недатированной, помещено: "Троице-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово на рчк. на Всходне; а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена ж святого мученика Ондрея Стратилата, ставят ново, не доделана; а в церкве Преображенье Спасово, образы, и свечи, и книги, и колокола и всякое церковная строенье старого вотчинника Андакана Тушина с братьею..."3 Во второй, относящейся к 1584- 1586 гг. указано: "Троицы ж Сергиева монастыря монастырь особной на рчк. на Всходне, а на монастыре церковь камена Преображенье Спасово, да церковь каменая ж Ондрея Стратилата..."4
В публикации отрывков из писцовых книг В. и Г. Холмогоровыми ошибочно датировка второй книги была приписана недатированной описи из первой.5 П. А. Раппопорт повторил ошибку Холмогоровых и датировал церковь Андрея Стратилата 1584- 1586 гг 6 по книге земель Троице-Сергиева монастыря, дата составления которой на самом деле отсутствует.
Однако, несмотря на ошибочность в атрибуции текстов, сравнение книг может привести к выводу, что церковь Андрея Стратилата действительно была построена к 1584-1586 гг. В недатированной книге она упомянута как строящаяся, а в описи 1584- 1586 гг. как уже существующая без дополнительных указаний. Может показаться, что поэтому недатированная перепись земель Троице-Сергиева монастыря составлена раньше книг "письма и меры" Т. А. Хлопова. Между тем, такой кажущийся логичным вывод был бы ошибочным.
Сравним описания деревень в обеих книгах. В недатированной книге в описании, например, деревни Горлово Сурожского стана мы читаем: "... а в ней пашни паханые сер. земли 8 четьи, да
141
лесом поросло 24 четьи в поле, в дву потомуж, сена 10 копен" 7. В книге 1584-1586 гг. указано: "Дер. Горлово, Голково тож: пашни паханые сер. земли 4 четьи, да пер. 28 четьи в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен".8 Нельзя не обратить внимание что по последней записи количество пахатной земли уменьшилось на четыре четьи и ровно на столько же увеличилась площадь перелесков. Такую же картину мы наблюдаем и в соседней деревне Протасово9 и во многих других случаях. Можно ли сказать, что за время, прошедшее после составления недатированной книги перелески покрыли часть паханой земли? Логичнее предположить обратное: за этот период земля, занятая перелесками, была распахана. Но это означает, что недатированная книга составлена не раньше, а позже датированной, и это соответствует представлениям об истории русской деревни в конце XVI в. В 1584-1586.гг. еще сохранялись последствия запустения и разорения земли, произошедшего в эпоху грозненского террора.
Такое предположение подтверждается описанием села Давыдовского в том же Сурожском стане. В недатированной книге помещено: "... вотчиною владеет княгиня старица Олександра четвертой год, а дана ей та вотчина монастыря по ее живот... и то слц. Давыдовское... по государеву... Федора Ивановича... указу, отписано на государя...".10 Однако в датированной книге 1584-1586 гг. село по-прежнему указано во владении Троице-Сергиева монастыря11, что можно объяснить только тем, что по времени составления эта запись предшествует первой.
Есть и еще одно обстоятельство, по
которому книга земель Троице-Сергиева монастыря не могла быть составлена даже
до
Однако мы сталкиваемся с одним
противоречием: в книге 1584-1586 гг. церковь Андрея Стратилата уже упомянута
как каменная, а в тексте, составленном, как мы сейчас показали, после
Как известно, Спасский монастырь был
вотчинной обителью семейства Тушиных. В
142
инока Софья Телятевского вотчину отца своего в Московском уезде из Всходне Спасской монастырь, а на монастыре храм каменной вверх, Преображения Господня да предел Благовещения... другой храм каменной же Андрея Стратилата да ограды каменны 53 сажени, да ворота каменные".14
Судя по этой записи, уже в
Сомневаться в точности вкладной
записи, сохранившейся в списке 1638/39 гг.15 у нас нет оснований. Описание
монастыря не может быть интерполяцией XVII в., поскольку каменные ограда и
ворота, не упоминаемые в писцовых книгах времен Феодора Иоанновича, не могли
возникнуть в XVII в., так как после разорения в междуцарствие монастырь
перестал существовать.16 Кроме того, их нет и в описях XVII в. Также не
встречается в последующих переписях и придел Благовещения. В оригинальной
записи
Отсутствие в тексте вкладной книги
143
братом среди потомков Федора Михайловича Тушина.19 Весьма вероятно, что его патрональным святым был Андрей Стратилата и им построена церковь во имя своего небесного покровителя 20. Во всяком случае посвящение престола Андрею Стратилату достаточно редко для монастырских храмов. На участие Андрея Тушина в украшении монастыря есть косвенное указание в книге земель Троице-Сергиева монастыря: "всякое церковное строенье старого вотчинника Андакана Тушина с братьею".
Существующие документы позволяют
констатировать, что
В связи с чем вместо храма,
построенного до
Строительство новой церкви Андрея Стратилата в приписном монастыре должна была происходить уже не на средства Тушиных, а на иждивение Троице-Сергиева монастыря, скорее всего, из сумм, поступавших от вложенной в монастырь Тушиными вотчины. И действительно, в писцовых книгах 1623-1624 гг. указывается: "а в церкви образы, и книги и свечи и колокола все монастырское строенье Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря..."22 Это еще раз свидетельствует о том, что перед нами уже другая церковь, построенная монастырем, а не братьями Тушиными.
Итак в течение XVI в. в
Спас-Тушинском монастыре было построено две каменные церкви во имя Андрея
Стратилата. Вторая, шатровая церковь была построена после
ПРИМЕЧАНИЯ
1. "Список с писцовой и межевой книги (царств. Феодора Иоанновича) землям Троицы-Сергеева монастыря в станах:...; писца не означено..." // Ка-
144
лачов Н. В. Писцовые книги Московского государства. СПб., 1872. Ч. 1, отд. 1. С. 53
2. "Список с писцовой книги 7093 и 7094 (1584-1586) гг. поместных и вотчинных земель в станах... письма и меры Тимофея Андреевича Хлопова с товарищи..." // Там же. С. 96.
3. Там же. С. 54.
4. Там же. С. 149.
5. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI- XVIII вв. Загородская десятина (Московского уезда) М., 1886. Вып. III. С. 211.
6. Раппопорт П. А. Русское шатровое зодчество конца XVI в. // МИА, 1949, № 12. С. 251.
7. Калачов Н. В. Указ. соч. С. 61.
8. Там же. С. 108.
9. Там же. С. 61, 108.
10. Там же. С. 61.
11. Там же. С. 108.
12. Там же. С. 81.
13. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., 1986. С. 140.
14. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 122.
15. Вкладная книга издана по спискам 1638/39 и 1672/73 гг. За основу принят список 1672/73 гг.- Там же. С. 5-6.
16. Уже в книгах 1623-24 гг. сказано: "Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря вотчина село, что был монастырь Всходня..." - Холмогоровы В. и Г. Указ. соч. 211.
17. Там же.
18. В 1557/58 г. в Ивангороде
были воеводами кн. Г. А. Куракин и Агдакан Тушин (Разрядная книга 1550-1636 гг.
М., 1975. Т. 1. С. 75) В
19. В отличии от Андакана и Степаниды, в 1562-1563 гг. он уже имел внуков от первой, покойной к тому времени, дочери и от третьей. (Рождественский С. В. Служилое землевладение. С. 69).
20. Отметим, что среди Тушиных было распространено имя Андрей. В 1587/88 г. в Ивангороде осадный голова Андрей Васильевич Тушин; в 1588/89 - Андрей Иванович Тушин (Разрядная книга. С. 271, 284). Может быть это связано с особым почитанием св. Андрея Стратилата, храм которого был в их вотчинном монастыре.
21. И. Ф. Токмаков упоминает, что
в
22. Холмогоровы В. и Г. Указ. соч. С. 211.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский