РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Баталов А.Л. О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении "лишнего" престола. В кн.: Сакральная топография средневекового города: Известия Института христианской культуры средневековья. Т.1. М., 1998. С.51-63. Все права сохранены.
Сканирование печатного материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.
Иллюстрации оригинала в источнике электронной версии отсутствуют.
А.Л. Баталов
О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении "лишнего" престола
Ранняя история собора Покрова на Рву
уже давно не привлекала внимания исследователей. В литературе сформировался
круг источников, позволяющих восстановить последовательность событий, связанных
с основанием каменного храма. Лаконизм сообщений памятников официального
летописания был восполнен подробным описанием основания собора в открытых в
конце XIX в. источниках, в "Сказании о Николе Великорецком"
(Сказание) (1) и летописце из собрания Д. В. Пискарева (Пискаревский летописец
- ПЛ)2. Общепринятая версия строительной истории собора окончательно
сформировалась в середине XX в. в монографии В. Л. Снегирева3, остающейся до
нашего времени единственной работой, содержащей попытку систематизации сведений
письменных источников о соборе Покрова на Рву. Неслучайно к их обсуждению уже
не возвратился Н. И. Брунов, автор наиболее капитального монографического
исследования об архитектуре храма4. Можно без преувеличения утверждать, что
современное представление о формировании строительного замысла, во многом,
базируется на сообщениях Сказания, обнаруженном И. Кузнецовым5. Из этого
памятника стало известно о том, что при строительстве в
Первый издатель Сказания и отрывка о строительстве собора из ПЛ, И. Кузнецов, не сомневался в трансцендентном характере обретения престола (6), тогда как архитектуроведы трактовали сведения Сказания и ПЛ как указание на приоритет композиционного замысла зодчих над смысловой программой заказчика7. Сюжет с "нечаянным" обретением престола не обратил на себя внимания источниковедов, а исследователи архитектуры не видели необходимости в критике источников. Рассказ Сказания рассматривался как дополнение, заполняющее лакуну между известиями официальной летописи о привозе иконы Николы Великорецкого в Москву и о заложении каменного храма Покрова на Рву. Тем не менее, тексты источников, сообщающие об обретении девятого престола, не только вступают в противоречие с официальной летописью, но и различаются между собой в трактовке событий, связанных со строительством собора Покрова на Рву и приходом образа Николы. Уже это обстоятельство заставляет сопоставить версии источников и обратить внимание на происхождение Сказания о Николе Великорецком, остающемся по сей день основным документом по ранней истории собора Покрова на Рву. В тексте Сказания начало строительства собора и приход в Москву иконы Николы Великорецкого тесно связаны между собой. Поэтому сведения летописей о строительстве собора следует рассматривать в комплексе с их известиями о поновлении чудотворного образа. В сообщениях источников можно увидеть три версии истории
51
строительства Покровского собора.
Первая представлена известиями летописи, наиболее близкой по времени
составления к описываемым событиям. Это Летописец начала царства редакции
52
Николы Великорецкого: "придел к
той же церкви живоначальной Троицы надо рвом Николу чюдотворца
Вятского"18. Порядок расположения статей в ЛНЦ редакции
Этим же источником, независимо от ПЛ,
и может быть, по другому списку, пользовался составитель СВ22. Таким образом,
версию Сказания, единственный известный список которого относится к концу XVII
- началу XVIII в., следует считать самой поздней. Однако время ее появления не
определяется датировкой рукописи, обнаруженной И. Кузнецовым. Поэтому вернемся
к высказанному И. Кузнецовым предположению о том, что обнаруженный им источник
представляет не летописную выдержку, а выписку из какой-то повести о
митрополите Ионе23. Ссылка на повесть о митрополите Ионе существует в Сказании
в контексте описания чудес от иконы Владимерской Богоматери и от мощей, рак и
образов святителей Петра, Алексия и Ионы24. Упоминание о чудотворениях,
произошедших от мощей святителей Петра и Ионы, 30 июля, "...въутриа день,
в неделю" в Успенском соборе, куда был принесен образ Николы
Великорецкого, содержатся и в ЛНЦ редакции
53
определив местонахождение ее списков.
Исследовательница кратко указала и отличия третьей редакции от второй,
заключающиеся в распространении рассказа Степенной книги о принесении иконы
Николы Великорецкого и строительстве собора Покрова на Рву, заметив при этом,
что это произведение незаслуженно мало используется исследователями29.
Сравнение Сказания с выявленньм Е. В. Беляковой произведением полностью
подтвердило предположение И. Кузнецова30. Один из списков Жития Ш находится в
рукописном сборнике, составленном в
54
ледовательности строительных работ можно увидеть в некоторых летописных описаниях, например, возведения Успенского собора Москвы при митрополите Филиппе I: "Начаша же рвы копати месяца Априля. Ископаша же рвы и преже древом подошву набиша. Таже на то каменем рвы оны наполниша... и того же месяца 30 день... пресвященныи митрополит Филипп с всем освященным събором, облекшеся в священныя одежды поидоша на основание церкви... И тако съвръшивше молебная, и преже всех своима рукама мирополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углом, и по сем мастери начинают дело зданию"40. Понятно, что и действия митрополита имеют символический смысл, объясняемый, например, у Симеона Солунского, также указывающего на совершение чина после выкапывания фундаментных рвов41. Таким образом, в ПЛ искусственно соединены два разных этапа в строительстве храма. В Житии нет прямого указания на обретение во время совершения чина освящения закладки храма. Сам чин не описан. Чудо происходит при размерении основания, но из контекста явствует, что тогда же произошло и наречение престолов. Это заставляет подозревать, что и составитель Жития III указывает на совершение чуда при освящении закладки. Как и Житие III, ПЛ и СВ, ЛНЦ не сообщает даты освящения закладки собора и мы не можем твердо установить, действительно ли, как об этом говорит Житие III, освящение закладки произошло до прихода образа в Москву, или в его присутствии, согласно версии ПЛ и СВ. Этот вопрос весьма существенен для истории изменения строительного замысла. Но он может быть поставлен и иначе: когда было отдано повеление принести образ Николы Великорецкого и как это связано по времени с закладкой нового каменного собора? В ЛНЦ редакции 1556-1560 гг. не определен и месяц прихода в столицу священников и лучших людей с Вятки "о том бити челом и воспоминати, что на Вятке образ николы... велие чюдеса творит да от многа лет неподелыван... чтобы государь велел обновить"42.
В одной из своих предшествующих работ
мы попытались датировать статью Никоновской летописи "О приходе
священников с Вятки и лутчих людей", исходя из прибытия их уже с образом в
Москву 29 июня
55
В
Отличие в том, что источники
умалчивают о создании церкви на месте сретения. Ее нет ни у Симонова монастыря,
где образ, согласно официальной версии встречал государь, ни у Яузского моста,
где его встретили владыки "со кресты", ни на Кулишках, где он был
встречен митрополитом Макарием. На локализации места последней встречи нам
придется остановится более подробно. Указание на Кулишки содержится только в
Патриаршем списке Никоновского свода52. По списку Оболенского сретение иконы
митрополитом произошло в другом месте: "а митрополит встретил близ
Фроловских врат у Троицы на рве с кресты же"53. К моменту публикации
Никоновской летописи список Оболенского датировали началом XVII в.54 Однако в
настоящее время установлено, что список Оболенского является в первой своей
части (т. е. до
56
временная деревянная церковь Николы
Великорецкого и являлась храмом, поставленным на месте встречи чудотворного
образа. М. А. Маханько отметила, что празднование чудотворным образам,
привезенным в Москву, устанавливалось в день "провожениа" икон в свой
город60. Как уже известно, в этот же день происходило и освящение церквей.
Деревянная церковь во имя Николы Великорецкого освящена 29 июля
57
пока по Житию III. Несмотря на то,
что он отсутствует в Степенной книге, глава "О великорецкой иконе иже на
на вятке святаго николы чудотворца и о чюдесех святаго ионы"
представляется расширенным вариантом главы Жития П "О жене слепой,
прозревшей дуновением святаго Ионы". В Житии II глава состоит из двух
частей. Первая не имеет собственного названия и является
"предисловием" к описанию самого чуда прозрения. Здесь помещен
рассказ о принесении в Москву образа Николы Великорецкого и сообщается о бывших
тогда исцелениях от Владимирской иконы и от мощей, образов и рак святителей
московских Петра, Алексия и Ионы. Следующая часть посвящена описанию чуда
прозрения и имеет собственный подзаголовок "О жене слепой"68. В Житии
III структура формально изменена. Глава превращена в единый текст, исчезает подзаголовок
и появляется новое название, объединяющее обе части. Но содержательно
первоначальное разделение сохранилось, что и заставило составителя третьей
редакции специально оговорить переход к описанию чуда: "Начнем же паки о
чюдотворении святаго ионы"69. Рассказ о Николе Великорецком и обретении
престола занимает здесь место "предисловия" главы Жития II. Несмотря
на принципиальные отличия в описании принесения иконы, Житие III использует
некоторые словесные формулы, известные только по Житию в составе Степенной
книги и не встречающиеся в других летописных памятниках. Сходство можно
заметить с началом "предисловия", описывающем путь образа от Вятки к
Москве, и с его заключительной частью, повествующей о чудесах от московских
святынь: "И тогда быша бесчилена исцеления от того образа святаго николы.
не токмо на вятке но и по пути, и во граде Казани... И от того образа многа
тогда исцеления быша. и от иных образов також их чюдес писати невместимо.
множества ради"" (Житие III)70. "Быша же от тоя иконы многа чюдеса
и бесчислена исцеления не токмо на Вятке, но и по пути и во граде Казани... И
тогда быша многа чюдеса и исцеления от чюдотворныя иконы Богоматери.., тако же
и от святых мощей и гробов и от образов великих чюдотворцев: ...их же множества
чюдес недостижьно исписати" (Житие II)71. История строительства собора и
придела Николы Великорецкого занимает место между двумя частями
"предисловия" главы Жития II. Таким образом, интересующий нас текст
сложился на основе Жития II, т. е. не ранее 1560-1563 гг. Но откуда составитель
Жития III заимствовал уникальные сведения, которыми он расширил главу
летописной редакции? Кроме интересующего нас отрывка, в Житие III были
расширены и другие главы. Внося в текст новую главу "О киприяне
митрополите", составитель сообщает о нем сведения,отсутствующие во второй
редакции, но содержащиеся в Тринадцатой степени Степенной книги и в других
летописных источниках72. Он значительно распространил и текст, посвященный
строительству Успенского собора, усложнив при этом структуру повествования.
Например, здесь добавлена глава "О основании и совершении великия
церкви", где сообщается уже о строительстве и освящении второго Успенского
собора, о чем умалчивает Житие II73. Все это говорит о том, что Составитель
расширил вторую редакцию, использовав летописные источники. Это подтверждается
и при анализе главы о "О великорецкой иконе...". Как и в других
частях Жития здесь трудно установить конкретный летописный памятник, но можно
указать на параллели с текстом ЛНЦ редакции
58
Святых на кулишке". Также только
ЛНЦ 1556 указывает на то, что икону поновлял сам митрополит Макарий, "бе бо
иконному делу навычен"76. Об этом сообщает и Житие III: "поне ж сам
митрополит живописец бе"77. Все это говорит о том, что составитель Жития Ш
использовал летописец, представлявший в интересующей нас части переработку
сведений ЛНЦ, может быть зависевшего от Патриаршего списка Никоновской
летописи. То, что между Житием III и ЛНЦ редакции
59
рекою Улеймою, согласно которому святитель, как и в Повести о Николе Зарайском, указывает своему избраннику, иноку Варлааму, принести свой образ на Русь. Когда инок достиг реки Улеймы, то святыня не повиновалась ему и осталась недвижимой. Являясь Варлааму во сне, святитель повелевает "ему остатись со образом его в пустыни той недвижимо". Икона "сходит" с места только тогда, когда старец строит часовню, куда намеревается ее поставить87. По своему содержанию московская история с Николой Великорецким достаточна схожа: чудотворный образ приносят в город, где через свою икону Святитель указывает место своего храма. Об этом достаточно прямо и говорится в ПЛ: ("И повеле царь ту быти престолу Никодину: "И изволи де Бог, и полюби то место Никола, а у меня да не бысть в помышлении того"") и в Житии III: "ему же имя не нарековася, но его же имя Бог изволит... нарекоша его во имя святого Николы, яко самому святому Николе себе уготовашу храм свой.. ."88. Как и в выше приведенных примерах, здесь ставится акцент на том, что Божественный промысел изменяет земное помышление. При этом нельзя не обратить внимание на проявление не только в тексте Жития III, но и в ПЛ характерного для агиографии отношения к историческому времени. Не обычно для жанра документальной фиксации и введение прямой речи царя в известии ПЛ. Проявление агиографического архетипа в самом сюжете позволяет предполагать, что он сформировался в Житии III, или существовал в устной традиции и отразился, прежде всего, в Житии, а затем в летописце 1612/1613 г. Поэтому сделать окончательный вывод о том, в каком источнике сложился сюжет с обретением престола мы не можем. Вероятнее всего, он имеет чисто московское происхождение. В этом отношении характерно описание собора Покрова на Рву в Житии III. Его отличие от помещенного в летописных источников заключается в определении местоположения каждого придела по отношению к центральному храму и сторонам света89. Это более всего напоминает описания в писцовых книгах и возможно только при натурном знакомстве с храмом. Пока можно лишь отметить, что история с обретением девятого престола сложилась в Москве не ранее начала 1560-х гг. и не позже появления первых списков Жития III, т. е. конца 1580-х гг.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Заголовок памятника: "Сказание о святей чудотворней великорецкой иконе святаго чюдотворца Николы архиепископа о чюдесех от образов святаго Ионы митрополита и преподобнаго отца Александра Свирскаго чюд". Первая публикация Сказания: Кузнецов И. Еще новые данные о построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора // ЧОИДР. 1896. Кн. II. С. 23-27. Сказание повторно опубликовано: Верещагин А. С. Повести о Великорецкой иконе Николая Чудотворца: Памятники вятской письменности XVII-XVIII вв. // Труды ВУАК. Вятка, 1905. Вып. 4. С. 43-47.
2 Статья Пискаревского летописца (ПЛ) о закладке собора Покрова на Рву опубликована впервые И. Кузнецовым: Кузнецов И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора: Новые летописные данные // ЧОИДР. 1896. Кн. I. С. 19-20.
3 Снегирев В. Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М., 1953.
4 Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве: Покровский собор. М., 1988.
5 Сказание находится в составе
сборника конца XVII - начала XVIII в. - РГБ ОР. Собр. Н. П. Румянцева. Ф. 256.
Ед. хр.
6 Кузнецов И. О построении... С. 22.
8 Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 195-196. Литературу о Летописце начала царства (ЛНЦ) и обзор его редакций см. также: Класс Б. М. Летописец начала царства // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2: Вторая половина XIV-XVI в. Ч. 2. С. 20-21.
9 Это явствует из статьи ЛНЦ,
названной "О заложении церкви", где повествуется о повелении царя
построить "церковь Покров каменну о девяти верхех, которой был преже
древян" (ПСРЛ. М., 1965. Т. XIII (1). С. 255). Несомненно, что упомянутый
здесь деревянный храм был тем собором, который освящал митрополит Макарий 1
октября
60
10. ПСРЛ, Т. XIII (1). С. 251-252, 254-255.
11. Дианова Т. В. К вопросу о времени создания рукописи Пискаревского летописца // Летописи и хроники. М,, 1976. С. 147.
12 Впервые опубликован частично О. А. Яковлевой: Яковлева О. А. Пискаревскии летописец // Материалы по истории СССР. М., 1955. Вып. 2. Характеристику памятника и историографический обзор см.: СолодкинЯ. Г. Временник сокращенный // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3: XVII в. Ч. 1. С. 185-188; Солодкин Я. Г. История позднего русского летописания. М., 1997. С. 128-130.
13 Подобное указание не встречается ни в одном источнике и, вероятно, является результатом ошибочного прочтения известия ЛНЦ о поставлении иконы против митрополичьего места.
14 "И царь и митрополит, и весь синклит царьский во удивление прииде о том, что обретеся лишний престол. И поволи царь ту быта престолу Николину..." (ПСРЛ. М., 1976. Т. 34. С. 189).
15 "И семь к ней престолов и в закладыванье объявился лишней престол, а у царя в думе не было, и повеле престол зделать Николы чюдотворца. А в то время принесен образ Николы чюдотворной с Вятки..." (Яковлева О. А. Пискаревскии летописец. С. 146).
16 Кузнецов И. Еще новые данные... С. 24-27.
17 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 255.
18 Там же.
19 ЛНЦ редакции
20 Солодкин Я. Г. История...С. 67.
21 Там же. С. 61.
22 Обзор мнений о прографе ПЛ и
СВ см.: Солодкин Я. Г. Временник... С. 185-188; его же. История... С. 129.
Сравнение сообщений обе. их летописей о строительстве собора подтверждает точку
зрения о самостоятельном использовании в этих летописных памятниках одного
источника, но в разных списках (Солодкин Я. Г. История... С. 129-130). В статье
ПЛ существует одно противоречие. Статья озаглавлена "68-го. О Троице на
Рву". Однако следующий затем текст, начинающийся словами "Того же году",
описывает закладку собора, произошедшую в
23 Кузнецов И. Еще новые данные... С. 36.
24 Там же. С. 26.
25 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 254.
26 ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 522.
27 Там же.
28 Белякова Е. В. К истории
учреждения автокефалии русской церкви // Россия на путях централизации. М.,
1982; Лурье Я. С. Житие Ионы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.,
1988. Вып. 2: Вторая половина XIV-XVlB.4.
29 Белякова Е. В. Учреждение
автокефалии русской церкви в политической мысли XV-XVI веков //
Римско-Константинопольское наследие на Руси: Идея власти и политическая
практика / IX Международный Семинар исторических исследований "От Рима к
Третьему Риму". Москва. 29-31 мая
30 Уже после написания этой
статьи И. Л. Бусева-Давыдова любезно сообщила нам, что в
31 РГАДА. Ф. 196 (рук. собр. Ф. Ф. Мазурина). Оп. 1. Ед. хр. 521. По скрепам надпись: "Лета 7104 сия книга Соборник Живоначальной Троицы Ипатцкаго монастыря козенная писана в Ипатцком при архимандрите Пафнутии".
32 Там же. Л. 300 об.
33 Там же. Л. 305 об; Кузнецов И. Еще новые данные... С. 27.
34 Там же С 26
35 РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр.
36 Примечательно, что московское чудо с обретением престола осталось неизвестным для составителя и редакторов основного произведения, посвященного Николе Великорецкому, т. е. "Повести о явлении чюдотворнаго образа великорецкого..." (Повесть). См. прим. 44.
37 Белякова Е. В. Учреждение
автокефалии... С, 302. Прим. 72. Е. В. Белякова указала три списка Жития III: в
РГАДА (Ф. 196. On. 1. Ед. хр. 521), ГПБ ОР (Собрание Соловецкого монастыря №
628/510), БАН (Архангельская Духовная Семинария. Ед. хр.164). Первый список,
которым мы воспользовались, датируется 1595/1596 г. Благодаря любезной помощи
М. В. Рождественской установлено, что списки ГПБ и РГАДА в основном идентичны.
Между ними существуют лишь лексические различия. К сожалению нам не удалось
ознакомиться со списком БАН, датируемом, как указывает Е. В. Белякова,
61
38 Документальность сообщения ЛНЦ
подтверждается сопоставлением указанных чисел и дней недели: если 29 июня
приходилось в
39 ПСРЛ. Т. 34. С. 189.
40 Симеоновская летопись // Русские летописи, Рязань. 1997. Т. 1.С.323.
41 Сочинения Блаженнаго Симеона, архиепископа Фессалоникийскаго // Писания Св. Отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. СПб., 1856. С. 150-151.
42 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 254.
43 Баталов А. Л. Указ. соч. С. 21-22.
44 Наиболее ранняя из известных
редакций Повести датировалась А. С. Верещагиным 1640-ми гг. (ВерещагинА. С.
Повести... С. 33). См. также: РГАДА. Ф. 196. On. I. Ед. хр.
45 ВерещагинА. С. Повести... С. 42.
46 Махонько М. А. Привоз икон в
Москву в XVI веке и его влияние на чин городских богослужений // Доклад на
конференции "Сакральная топография средневекового города. К 850-летию
Москвы". 12 января
47 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 29-30, 35.
48 Никоновская летопись не указывает на строительство храма на месте встречи икон. Но из текста явствует, что сретение произошло "за посады",а прощались затем с иконами также "за посады". Эта церковь была построена во время пребывания икон в Москве и при проводах только освящена. Поэтому вероятнее она построена именно на месте встречи. Труднее представить, что она заранее строилась на месте предполагаемого прощания с образами. Более противоречивым представляется сообщение Владимирского летописца, согласно которому церковь поставили уже после возвращения икон во Владимир: "И от коего места иконы в Володимерь и на том месте князь великий... поставил церковь древяну..." (ПСРЛ. М., 1965. Т. 30. С. 144).
49 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 58; ПСРЛ. СПб., 1859. Т. 8. С. 277-278.
50 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 131; ПСРЛ. М., 1965. Т. XIII (2). С. 432; ПСРЛ. Т. 34. С. 173.
51 Сказание о явлении Пречистая Богородицы Оковецкия (Ржевския) // Русский архив. 1881. Кн. 2. С. 12. Это Сказание указывает и время пребывания образов в Успенском соборе: "от недели по Богоявлении до недели пред Ильиным днем". В отличие от летописей, Сказание указывает, что при принесении икон они были отнесены на освящение уже построенных заранее храмов, а затем уже в Успенский собор (Там же).
52 "...а митрополит встретил, вышедши из града Китая, против Всех Святых на Кулишках со кресты же". - ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 254.
53 ПСРЛ. Т. XIII (1). С.254.
54 Класс Б. М. Никоновский свод... С. 8.
55 Там же. С. 20, 43, 196.
56 ПСРЛ. СПб., 1902. Т. 20. Ч. 2. С. 559.
57 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 254. Прим. "р".
58 "А митрополит встретил за Новым городом, и поиде митрополит со кресты". - ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 237.
59 Класс Б. М. Никоновский свод... С. 227.
60 Маханьт М. А. Привоз икон в Москву...
61 Согласно Повести, образ был
отпущен "с Москвы на Вятку в Хлынов град в соборную церковь в лето 7064
августа в 25 день", т. е. 25 августа 1556г. (ВерещагинА. С. Повести... С.
42). М. б. это ошибка составителя или переписчика, и первоначально указывалось
на
62 Голубцов А. П. Устав церковных
обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе, около
63 Баталов А. Л. Указ. соч. С. 34. Прим. 22.
64 ПСРЛ. XIII (1). С. 254.
65 РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр.
66 "Случайность" посвящения одного из приделов собора Николе Великорецкому подвергала сомнению и И. Л. Бусева-Давыдова (Бусева-Давыдова И. Л. Об изменении облика и названия собора Покрова на Рву // Архитектурное наследие Москвы. М., 1988. С. 51. Прим. 42).
67 ВерещагинА. С. Повести... С. 41.
68 ПСРЛ. Т. 21.4. 2. С. 522.
69 РГАДА, Ф. 196. On. 1. Ед. хр.
70 Там же. Л. 301, 304 об.
71 ПСРЛ. Т. 21.4. 2. С. 522.
72 "Любяще часто пребывание
и жити на голенищеве. иже есть село митрополичьское. понеже место безмятежно...
тамож и церковь постави во имя святых трех святителей Василия великаго.
Григория богослова. Иоанна златоустаго" (РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр.
73 РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр.
74 "не токмо православный,
но неверный мнози много и различна исцеления получиша" (РГАДА. Ф. 196. On.
1. Ед. хр.
62
целениа быша с верою приходящим... верным и неверным" (ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 254).
75 РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр.
76 ПСРЛ. Т. ХШ (1). С. 254.
77 РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр.
78 Там же. Л. 301.
79 Никоновская летопись указывает
на их присутствие только при освящении приделов каменного собора на Рву в
80 Житие III называет его
"безъименитыи" (РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр.
81 Там же. Л. 302 об.
82 ПСРЛ. Т. 34. С. 189.
83 Сказание о создании великия Божия церкви св. Софии в Константинополе / Предисл. К. К. Герца и Ф. И. Буслаева // Летописи Тихонравова. М., 1859. Т. 2. Отд. 2. С. 22.
84 Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси. СПб. 1997. Т. 4. С. 302.
85 Верещагин А. С. Повести... С. 40.
86 Хильтов И. К 400-летию явления иконы святителя и чудотворца Николая, что в Николаевской Теребенской пустыни. Тверь. 1892. С.5-6.
87 Сказание о явлении за р.
Улеймою в
88 ПСРЛ. Т. 34. С. 189; РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед.хр.521.Л.ЗОЗ,304.
89 Например: "престол во имя
цветоноснаго праздника иж есть вход во иеросалим... против предних врат болшия
церкви к западу", или "престол во имя святых патриярх александра.
иванна. и павла новаго. против жертвенника болшия церкви на уте ко
востоку" (РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр.
63
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский