РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Баталов А.Л. Особенности "итальянизмов" в московском каменном зодчестве рубежа XVI-XVII вв. В кн.: Архитектурное наследство. Вып. 34. Преемственность и влияния в архитектуре народов СССР. М.: Стройиздат, 1986. С. 238-245. Все права сохранены.
Сканирование печатного материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.
Иллюстрации оригинала в источнике электронной версии отсутствуют.
А.Л. Баталов
Особенности "итальянизмов" в московском каменном зодчестве
рубежа XVI–XVII вв.
Изучение "итальянизмов" для истории зодчества рубежа XVI-XVII вв. выходит за рамки частного вопроса, так как архитектурный язык этого времени в большой степени основан, как не раз отмечалось в литературе, на деталях, почерпнутых из итальянских построек начала XVI в. При этом их источник для этого времени указывался только один. Так, уже стало традицией отмечать как одну из характерных черт архитектуры рубежа XVI-XVII вв. влияние форм Архангельского собора. При этом указанная характеристика автоматически распространяется на большинство храмов этой эпохи, независимо от действительного происхождения их форм. В свое время В. А. Булкин, сделавший "итальянизмы" темой специального исследования, предложил дифференциацию их источников. Он указал в основном на два из них: Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Поскольку в конце XVI в. мы почти не встречаем построек, созданных по прототипу Успенского, то "итальянизмы" этого времени были связаны с Архангельским1. Указания на единственный источник подобных архитектурных форм рубежа XVI-XVIII вв. существуют не только в обобщающих трудах, но и в конкретных историографических сюжетах2. Однако черты, появление которых в памятнике начала XVI в. можно связать с влиянием форм Архангельского собора, в постройках конца XVI в. теряют с ним связь. Между этими сооружениями лежат десятилетия истории русской архитектуры, в течение которых формы алевизовского собора были переработаны и прошли почти 70-летний путь развития в русле местной традиции.
В связи с этим необходимо разделить в московском каменном зодчестве рубежа XVI- XVII вв. памятники, в архитектуре которых использовались детали, опосредованно связанные с постройками итальянских мастеров начала XVI в., получившие уже к третьей четверти XVI в. самостоятельный характер, ставшие частью художественного языка русской архитектуры, и памятники, испытавшие непосредственное влияние Архангельского собора3. К первой группе относятся: соборы Пафнутьево-Боровского и Владычно-Серпуховского монастырей, церкви: придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву, Покрова в селе Покровское, приделы церкви Троицы в селе Троице-Лобанове, Спаса в селе Спас-Михнево, Богоявления в селе Красное, Введения в Болдине монастыре, Николы Явленного в Москве и Бориса и Глеба в Борисовом городке. Ко второй - соборы Вознесенского, Болдино-Дорогобужского монастырей, церкви Смоленской иконы Богоматери в селе Кушалино, Троицы в селе Хорошово, Троицы (ныне Спаса Преображения) в Больших Вяземах. Естественно, может возникнуть вопрос, почему в качестве архитектурного источника построек второй группы мы называем Архангельский собор? Известно, что тот же Алевиз построил ряд церквей, которые составляли в архитектуре Москвы значительный пласт "итальянизмов". Дошедшие до конца XVI в., эти храмы могли служить образцом для построек этого времени. Из 12 таких церквей, построенных Алевизом на посадах Москвы и в Кремле4, по чертежам и рисункам был известен облик только двух - Благовещения в Ва-
1 Булкин В. А. Итальянизмы в древнерусском зодчестве XVI в. Дис. на соиск. учен. степени канд. искусствоведения.-Л.: 1975.
2 Представления об Архангельском соборе как об основном источнике "итальянизмов" архитектуры рубежа XVI-XVII вв. наиболее характерно проявились в атрибуционных работах. В них постепенно сложился круг памятников (собор Боровского монастыря, церкви Троицы в Хорошеве, Троицы в Вяземах, Бориса и Глеба в Борисове), приписываемых одному мастеру, находившемуся под влиянием алевизовской архитектуры. - см.: Машков И. Доклад об обследовании собора Боровского монастыря.-В кн.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников, т. IV.-М.: 1912; Ильин М. А. "Усадьбы Годуновых". - В сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5-6,-М.; 1928; Раппопорт П. А. Зодчий Бориса Годунова.-В кн.: Культура Древней Руси.-Л.: 1966.
3 Тема значения Архангельского собора как образца в русской архитектуре XVI в. уже затрагивалась в специальной литературе. См.: Вятчаиина Т. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI в. - См. с. 215-223. 4 С деятельностью Алевиза Нового, вероятно, могут быть связаны на основании источников: церкви Введения "за Торгом", Владимира "в Садех", Благовещения в Воронцове, Рождества Богородицы "на Сенях", Леонтия Ростовского, Благовещения в Ваганькове, собор Алексеевского монастыря, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи "под Бором", собор Высокопетровского монастыря, церкви Варвары "против "Панского двора", Введения на "Устретенской улице". Несомненно им построена церковь Рождества Иоанна Предтечи под Бором в Кремле (ПСРЛ, т. XIII, с. 10, 18; XVIII, с. 141-144).
238
ганькове5 и Рождества Иоанна Предтечи
под бором6. В последнее время поставлен вопрос о том, что храм Петра Митрополита
Высоко-Петровского монастыря, датируемый ранее
В свое время В. А. Булкин отметил присутствие некоторых деталей Архангельского собора в их декоре10. Затем был поставлен вопрос о связи этих приделов с Архангельским собором как с образцом11. Заметим, что вопрос об источниках архитектуры приделов сложен, так как неизвестен облик кремлевского дворца, построенного Алоизио да Карезано (1499- 1508гг)12. Этот дворец, в архитектуре которого широко использовались мотивы итальянской архитектуры, о чем свидетельствуют дошедшие до нас изображения его некоторых зданий13, соединялся переходами с Благовещенским собором. С его строительством связывали в литературе появление ренессанского декора в галерее и переделку порталов Благовещенского собора на рубеже XV-XVI вв.14. Он мог оказать влияние и на архитектуру приделов. Но для нас важен сам факт ориентации на "итальянизмы". В настоящее время можно судить только об общности черт архитектуры приделов с алевизовским собором. В декорации их стен в обобщенном виде передан мотив второго яруса Архангельского собора. Через пять лет после строительства последнего придела Благовещенского собора в новой резиденции Грозного Александровой слободе строятся церкви Троицы и Успения Богородицы15 (рис. 1), архитектура которых тесно связана с пластом итальянских форм в русском зодчестве XVI в. Но если композиция фасада церкви Троицы дошла до нашего времени в почти неизменившемся состоянии, то вопрос о первоначальном облике наиболее важной для нашей темы церкви Успения во многом неясен.
5 Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. Сост. Мартынов А., текст Снегирева И. М. Год IV.-М.: 1853, вкладыш между с. 96 и 97. Далее см. Русская старина...
6 Там же, год I.-М.: 1848, вкладыш между с. 42 и 43.
7 Неопубликованное исследование Б. Дедушенко.
8 Горностаев Ф. "Соборные храмы"-В кн.: Грабарь И. Э. История русского искусства.-М.: б. г., т. II, с. 107-108; Раппопорт П. А. Русское шатровое зодчество конца XVI в.-В кн.: МИА, № 12.-М.-Л.: 1949, с. 292-293; Его же. Указ соч., 1966, с. 218; Ильин М. А. Зодчество конца XVI в.-В кн.: История русского искусства, т. III.-М.: 1955, с. 472, Булкин В. А. Указ. соч., с. 128.
9 Маркина Н. Д. Из истории возникновения приделов Благовещенского собора в 60-х годах XVI века. - Материалы и исследования ГММК, 1.-М.: 1973, с. 73- 85.
10 Булкин В. А. Указ. соч., с. 166.
11 Баталов А. Л., Вятчанина Т. Н. К
вопросу об архитектуре приделов Благовещенского собора Московского Кремля.
Доклад на теоретической конференция ЦНИИТИА,
12 ПСРЛ, с. 249, XIII, с. 8-9.
13 О том, что в архитектуре дворцового ансамбля 1499-1508 гг. широко использовались итальянские детали и мотивы, говорят обмеры Д. В. Ухтомского Столовой и Ответной палат (Архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский. 1719-1774. Каталог ГНИМА им. А. В. Щусева.-М.: 1973, с. 63, ил. 9), а также многочисленные изображения на чертежах и рисунках двухъярусного подклета Теремного дворца (см. реконструкцию - Русское зодчество, вып. 2. Памятники архитектуры XV-XVI веков.-М.: 1953, табл. 12).
14 Федоров В. И. Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960-1972 гг. СА, 1974, № 2, с. 118; Соколова Г. С. К вопросу о первоначальной росписи галереи Благовещенского собора Московского Кремля.-В -кн.: Материалы и исследования ГММК, III.-М.: 1980, с. 132.
15 Наиболее убедительные датировки этих храмов предложены Бочаровым Г. и Выголовым В.-Троицкой 1570-1571 гг.. Успенской 1570-1575 гг. (см. Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Александрова слобода.-М.: 1970, с. 25-26).
239
В науке существует словесная реконструкция этого памятника, сделанная А. И. Некрасовым16 и введенная в широкий научный оборот Выголовым В. П. и Бочаровым Г. Н.17 Стены храма, по А. И. Некрасову, получили фасадную декорацию, аналогичную стенам Архангельского собора, но без профилировки. Получилась схема, усвоившая, по его мнению, двухэтажность ордера. Однако, как показал дополнительный осмотр церкви, подобный вывод вряд ли возможен. При уточнении реконструкции Успенской церкви особо важное значение приобретает восстановление облика галереи, которую А. И. Некрасов считал одноярусной, оставляющей открытым фасад храма. По наблюдениям В. В. Кавельмахера, храм окружала двухъярусная галерея, фрагмент декора которой сохранился на восточном торце второго яруса южной галереи18. Под чердаком трапезной действительно сохранились значительные фрагменты фасада, отчасти подтверждающие, но также вносящие значительные поправки в заключение А. И. Некрасова. Пилястры с белокаменными, частично стесанными капителями опираются на широкие постаменты, соединенные между собой выступающим от плоскости стены поясом. Но этот фрагмент не может быть остатком декорации, интерпретирующей межъярусный антаблемент Архангельского собора. Эти постаменты почти целиком были закрыты кровлей второго яруса галереи. О ее существовании говорит сохранившееся гнездо от древнего стропила, находящееся выше постаментов. Осмотр первого яруса фасада, под сводами современной трапезной показал, что
16 Некрасов А. И. Памятники Александровской слободы. Их состояние и значение.-М.: 1948, с. 232-235. Рукопись. Библиотека музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
17 Там же, с. 35-36.
18 Автор пользуется случаем принести сердечную благодарность В. В. Кавельмахеру, любезно указавшему на ошибочность реконструкции А. И. Некрасова и оказавшему содействие автору в осмотре чердака Успенской церкви.
240
и там нет двухъярусности ордера, так
как капители, напоминающие по словам Некрасова "капители устоев
порталов"19, отсутствуют20. Поэтому в реконструкцию Некрасова можно внести
некоторые коррективы: в церкви, окруженной двухъярусной галереей, интерпретации
двухэтажности ордера не было. В том, что не Архангельский собор был источником
архитектурной разработки церкви Успения и тем более церкви Троицы, убеждает
сопоставление их с постройкой самой Александровой слободы времени Василия III -
собором Покрова Богородицы
19 Некрасов А. И. Указ. соч., с. 233-234.
20 В. В. Кавельмахер, внимательно исследовавший также и чердак придела, сообщил, что и там нет пилястр с капителями в первом ярусе.
241
нована на художественном языке
приделов Благовещенского собора и храмов Александровской слободы. Кратко тип
декорации фасада можно охарактеризовать следующим образом: это ставшее
каноничным в конце XVI в. трехчастное деление плоскости стены пилястрами с
раскрепованным на них антаблементом, отсекающим полукруглые закомары.
Образовавшиеся же прямоугольные прясла стен превращены в три огромные филенки.
Профилированные рамки филенок охватывают целиком всю плоскость стены. Этот
иконографический тип очень устойчив, он остается по сути неизменным и в конце
1580-х-начале 1590-х годов (придел Василия Блаженного
242
ровского монастыря конца
1580-х-начала 1590-х годов) и в конце 1590-х-начале 1600-х годов (собор
Введения Владычного монастыря,
21 Облик храма Николы Явленного известен
по четырем изображениям. Среди них наиболее известны рисунок А. Мартынова
(Русская старина..., год II-М.: 1851, рис. к с. 10) и чертеж Ф. Рихтера. Не
были опубликованы чертежи, относящиеся к перестройке трапезной (черт.
22 Рихтер Ф. Памятники древнего русского зодчества.-М.: 1854, театр. IV, черт. XLV.
23 Реконструкция церкви в селе Спас-Михнево см.: Альтшуллер Б. Л. Малоизвестный памятник конца XVI в.-В кн.: Реставрация и исследование памятников культуры.-М.: 1975, с. 55. Менее выражен этот тип в церквах Богоявления в селе Красном и Введения Болдина монастыря.
24 Композиция фасада придела Василия
Кессарийского, единственного придела, антаблемент которого раскрепован на
пилястрах, а узкий цоколь лишен декора,- результат реставрации. На фотографиях,
изображающих этот придел на рубеже XIX-XX вв. (Павлуцкий Г. Начало Москвы.-В
кн.: И. Грабарь. Указ. соч., т. 1 - М.: б. г., с. 327), композиция и пропорции
фасада придела иные: нет пилястр, пересекающих антаблемент, цоколь проходит на
одной высоте с другими приделами и аналогично украшен квадратными филенками
(Ср. изображение придела на картине Ф. Я. Алексеева "Соборная площадь в
Кремле", около
25 Пшеничников А. Краткое описание Вознесенского монастыря в Москве.-М.: 1894, с. 17.
26 В Вознесенском соборе над архивольтами аркад проходит пояс (См. кроки П. Н. Максимова, ГНИМА, арх. 3085 и фотографии-ГИМ, ИЗО 42949/Ф-6588. На рубеже двух веков XIX-XX.-М.: 1910, с. 9. В нем нельзя не увидеть своеобразную интерпретацию архитрава межъярусного антаблемента Архангельского собора. Таким образом, из сложного межъярусного деления Архангельского собора па Вознесенский перенесены цоколь пилястр второго яруса и архитрав. Это может объясняться тем, как изменили к концу XVI в. облик Архангельского собора пристроенные к нему паперти. Была доказана достоверность изображенных на чертежах XVIII в. крытых папертей с юга и запада собора (Воробьева А., Смыслова В. О галерее Архангельского собора.-АН, 15, 1963, с. 15). Ставился вопрос о существовании паперти и на севере (Власюк А. Исследование архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле.-АН, № 2, 1952, с. 111-113). При пристройке этих галерей был срублен на южном и западном фасадах карниз межъярусного антаблемента (Там же, с. 112-120). Поэтому у Архангельского собора цоколь пилястр второго яруса опирался на перекрытия галереи (так, как это показано на чертежах XVIII в. и на миниатюре из "Книги избрания на царство"), а под ними оставались открытыми архитрав антаблемента и капители пилястр. (О связи Вознесенского собора с Архангельским как с образцом см.: Баталов А. Л. Вознесенский собор Московского Кремля.-В кн.: Памятники культуры. Новые открытия, X, 1983 (в печати).
243
постройкой следует назвать собор
Болдино-Дорогобужского монастыря, оконченный к
27 О датировке собора и связи его архитектуры с Архангельским собором как с образцом см.: Баталов А. Л. О времени построения собора Болдино-Дорогобужского монастыря.-В кн.: Памятники культуры. Новые открытия, т. XII (в печати).
28 фототека ГНИМА, кол. Б, нег. 129.
29 О связи архитектуры церквей Троицы в Вяземах и Троицы в Хорошеве с Архангельским собором как с образцом см.: Баталов А. Л. Вознесенский собор... и Вятчанина Т. Н. Архангельский собор... Добавим, что оба храма независимо друг от друга восходят к архитектуре Архангельского собора. Так, несмотря на кажущуюся идентичность интерпретации мотива в церкви села Хорошево присутствует алевизовская деталь, отсутствующая в Вяземах (Филенка верхней части пилястры замкнута над импостом).
30 Чижов С. Памятник шатровой архитектуры. - В кн.: Ежегодник Музея архитектуры, 1936.-М.: 1937, с. 162. 31 Обращает на себя внимание то, как передается образ двухъярусного фасада Архангельского собора в Кушалинской церкви. Здесь нет попытки передать межъярусный антаблемент. Акцент переносится на двухъярусность пилястр, разделенных поясом-тягой. Верхняя часть пилястры отличается от нижней профилировкой филенки (вверху-валик, внизу-валик и две полочки).
244
Выше в качестве главной особенности
памятников круга Вознесенского собора мы выделили их непосредственное обращение
к архитектуре Архангельского собора. Однако было бы ошибкой не видеть их связи
с зодчеством 1560-х-1570-х годов. Само обращение к Архангельскому собору в этих
постройках, созданных в монастырях, находившихся под особым царским
покровительством, или в дворцовых селах, во многом порождено художественными
представлениями этого периода. В 1560-1570-е годы в двух резиденциях Иоанна IV
строятся придворные храмы, ориентированные на разные прототипы. Их объединяет
то, что они ориентированы на памятники, в которых содержится глубокий и широкий
итальянизирующий "слой", - обстоятельство, которое нельзя объяснить
только идейным или символическим содержанием выбранных образцов. Это говорит об
определенных представлениях того времени, о том, каким должен быть художественный
язык дворцовой архитектуры32. О сложении подобного языка в 1570-е годы в
постройках, созданных по царскому заказу, свидетельствует распространение форм
"московско-александровского" круга далеко за пределами этого региона.
В
В храмах круга Вознесенского собора эти традиции трансформировались в иное качество, в отличие от предшествующего периода они непосредственно ориентированы на Архангельский собор, и впервые приблизились к копированию его деталей. В этом и заключается основное качественное отличие построек круга Вознесенского собора от архитектуры 1560-х- 1570-х годов. Через постройки 1560-х-1570-х годов в архитектуру был вовлечен новый пласт итальянских деталей, не переработанных еще в местной традиции, но ставших обиходным языком памятников в конце XVI в. особенно в постройках, сооруженных по государственным заказам, о чем говорит архитектура собора Спасского монастыря в Казани (рис. 6)34. Этот архитектурный язык и стал основой для формирования фасадных декораций храмов, не связанных непосредственно с Архангельским собором, составляющих большинство среди построек рубежа XVI-XVII вв. Таким образом, в архитектуре московских памятников, связанных с использованием "итальянизмов", в конце XVI в. нужно различать два источника: царские постройки Александровой слободы и Московского Кремля 1560-1570-х годов и Архангельский собор. Важно отметить, что постройки второй группы, за исключением церкви, сооруженной Симеоном Бекбулатовичем в селе Кушалино, так или иначе связаны с годуновским заказом. Это храмы, воздвигнутые или в монастырях, пользующихся особым покровительством Ирины Годуновой и семьи Годуновых (Вознесенский собор и Троицкий Болдина монастыря), или в усадебных подмосковных постройках Бориса Годунова (Вяземы и Хорошево). Обращение к Архангельскому собору как к образцу было связано с тем символическим содержанием, которым наделялись формы Архангельского собора как царской усыпальницы в представлениях конца XVI в., служившие в этих постройках выражением программы заказчика. К первой группе принадлежат памятники, построенные по государственному заказу и заказам богатых вотчинников. Но если тип декорации памятников круга Вознесенского собора нельзя назвать распространенным и он характерен только для эпохи Феодора Иоанновича, то тип построек круга собора Пафнутьево-Боровского монастыря становится обиходным и его упрощенные вариации начинают широко распространяться.
32 В этом отношении характерно то,
что при перестройке в
33 Подъяпольскии С. С. Каменное зодчество Белозерья в конце XV-XVI вв. - Дис. на соиск. учен. степени канд. архитектуры.-М.: 1969, с. 210-211.
34 фототека ГНИМА, кол. VIII, нег. 20875.
245
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский