РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Беляев Л.А. Древнерусские монастыри как городские кремли. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" (М., 23– 26 ноября 1999 года). Все права сохранены.
Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.
Л.А. Беляев
ДРЕВНЕРУССКИЕ МОНАСТЫРИ КАК ГОРОДСКИЕ КРЕМЛИ
1. На внешнее сходство крупных монастырей с городами обратили внимание уже путешественники по Руси XVI-XVII вв.: их также окружали каменные или деревянные стены, из-за которых виднелись колокольни, купола храмов, галереи палат. Ученые XIX и особенно XX в. видели в этом внешнем подобии сходство функций; утвердилось даже мнение, что это связано с важными военными задачами обителей. Эта идея опиралась, во-первых, на впечатление от оград поздних монастырей (наивному взгляду они могут показаться весьма внушительными). Во-вторых, на хорошо известные в истории случаи их обороны. В силу этого считалось возможным рассматривать укрепленные каменными оградами монастыри как аналог городским цитаделям Руси - кремлям.
2. Однако уже сама "фортификационная составляющая" монастырской архитектуры показывает ее важнейшие отличия от архитектуры кремлей. В подавляющем большинстве (случаев монастыри не сопоставимы по укрепленности с городскими кремлями. Ограда, конечно, была важнейшим планировочным элементом, но совсем не обязательно крепостного характера: до сих пор не обнаружено ни одного монастыря XI-XV вв., который имел бы крепостные валы и рвы (наиболее характерный тип фортификации на Руси в этот период). Письменные источники рассказывают в основном о деревянных оградах, в одном-двух случаях - о каменных стенах (но подчеркнуто не крепостных). До начала XVI в. нет сведений об использовании монастырей как фортов - напротив, при приближении врагов их уничтожают cами защитники города, а крупные монастыри часто получают в подарок от ктиторов специальные осадные дворы внутри городов.
Каменные ограды окружают многие монастыри только с середины XVI и особенно со второй половины XVII в. - теперь они внешне действительно напоминают крепости. Но функция их стен состоит в основном в защите небесной, символической, а не реальной. Стены с башнями явно претендуют на то, чтобы служить выражением отгороженности от внешнего мира и подобием Небесного Иерусалима, - это архитектурный образ, их военные возможности ограничены. Главные ворота каменной ограды ("Святые врата") всегда несут большую надвратную церковь и непригодны для эффективной обороны (что надежно доказано В.П. Выголовым). В немногих случаях, когда монастырь намеревались использовать как военную крепость, его укрепляли дополнительно ( в том числе, снаружи от "Святых врат" ставили еще одни, уже боевые, без церкви; устраивали на стенах и башнях площади для пушек), а внутри размещали гарнизон из профессиональных воинов. Конечно, некоторые монастыри аккумулировали массу товаров и ценностей, которые уже не умещались церковных тайниках и подклетах, и были заинтересованы в этих укреплениях, но большая часть этих обителей продолжала обходиться символической (хотя подчас внушительного вида) оградой.
3. Можно наметить конкретную хронологию возникновения укрепленных монастырей, призванных до известной степени играть роль "кремлей". В XVI в. параллельно строительству каменных хранилищ в городах (Архангельск, Верхотурье, Вологда, Холмогоры), что связано с быстрым экономическим развитием страны до середины столетия, расширяют:
укрепляют некоторые монастыри. Под их охрану подозрительный Иван IV свозит во врем опричнины огромные ценности из разграбленных торговых центров, а подчас и царскую казну (именно поэтому Г. Штаден отмечает каменные ограды у большинства богатейших монастырей; крепостная обстройка Никитского монастыря в Переславле-Залесском таю обязана именно опричнине размахом и темпами работ). Он опирается на них и в "гражданской войне", которую навязал собственному народу, строя такие своеобразные крепостные насты, как Александрова слобода и московский опричный дворец.
Иными словами, "кремли" известных своими крепостями монастырей (Псково-Печерский скит, Соловецкий, Троице-Сергиев) возникают тогда, когда их начинают рассматривать как царские города, как государственные крепости, которые предполагается включить в систему обороны (не обязательно от внешнего врага - недаром монастыри такого типа не ставят на южных рубежах, там преобладают крепости бастионного, европейского плана) и укреплять на государственные средства. В этом смысле спланированная и построенная в начале ХVII в. крепость Кирилло-Белозерского монастыря, располагающая специальным незастроенным пространством для размещения крупных военных сил, мало чем отличается от баз крепости XVI в. - Свияжска.
4. Как правило, монастыри, укреплявшиеся со специальной стратегической целью обретали той роли центров промышленно-торговой округи, какую выполняли городе кремли. Не менее важно и другое их отличие: на Руси монастыри так и не стали градообразующими элементами. Возле них, конечно, группировались зависимые от них слободы, у самых крупных могли формироваться посады, но неизвестны случаи превращения таких посадов в самостоятельные, сколько-нибудь значительные города, окруженные хотя бы еще одним оборонительным поясом. В качестве исключения можно привести такие митрополичьи резиденции, как в Ростове Великом, но и они скорее выражают претензию их строителя доминировать над городом, чем говорят о возможности реальной защиты горожан. Это составляет разительный контраст с ситуацией в Западной Европе, где именно монастыри часто служили зерном и, отчасти, цитаделью будущего города (достаточно вспомнить английский Бэттл на месте Гастингской битвы).
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский