РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

Источник: Белинцева И.В. Русский кремль и прусский замок: опыт сравнения. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" (М., 23– 26 ноября 1999 года). Все права сохранены.

Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

И.В. Белинцева
РУССКИЙ КРЕМЛЬ И ПРУССКИЙ ЗАМОК:

ОПЫТ СРАВНЕНИЯ

 

Русский кремль и прусский замок - две архитектурные версии сочетания сакрального центра и резиденции, порожденные разными типами ментальности, различными восприятиями пространства и способами его выражения в зодчестве. Роднит строительство прусских замков и русских кремлей опора на общие идеалы, связанные с христианской традицией, обращение к духовным и материальным святыням христианского мира как к культурным образцам.

Восточная и Западная Пруссия, расположенная на побережье Балтийского моря (ныне это Гданьское воеводство в Польше и Калининградская область в Российской Федерации), - территории, где с XIII в. и до 1525 г. господствовал Тевтонский Орден, организация воинов-монахов, крестоносцев. Впоследствии здесь существовали светское герцогство Пруссия, а затем германская провинция Восточная Пруссия. Главными столичными центрами Тевтонского Ордена были в разное время Марненбург (ныне Мальборк в Польше) и Кенигсберг (ныне Калининград). Для сравнения с замками Мариенбурга и Кенигсберга привлекается ансамбль столичного Московского Кремля. К числу наглядных примеров сопоставления типов русского и прусского укреплении относятся крепость Ивангород и замок Херман-сбург в Нарве.

Русь и Пруссия не имели общих границ, однако входе истории постоянно наблюдались разного рода контакты: и военные стычки, и постоянные торгово-дипломатические сношения, поддерживаемые взаимным интересом: Орден интересовали богатые деревом и пушниной северо-восточные области Руси; русских правителей - выход к Балтийскому морю, а отсюда в Европу. История архитектуры показывает также наличие художественных связей, идущих через новгородские и псковские земли, о чем свидетельствует и создание в Новгороде в XV в. специального Зала, подобного построенному в Мариенбурге, и многочисленные факты приглашения в Москву псковских и новгородских мастеров, "навыкших" строительному делу у ближайших западных соседей. Следствием общения с русскими послами в первой четверти XVI в. стало появление в Кенигсберге Прусском знаменитого "Зала Московитов. Начиная с Петра, культурные связи России и Пруссии становятся все более прочными, хотя в эту эпоху и кремли, и замки как архитектурный тип отчасти теряют характерность своего облика.

Русские кремли и прусские замки при своем возникновении имели сходные функциональные задачи: они служили административным центром управления и укрепленным местом, предназначенным для зашиты от внешнего нападения. И замки, и кремли располагались в стратегически удобных местах: на возвышенностях, вблизи речного русла или слияниях рек, обычно на пересечении торговых дорог.

В состав сложных архитектурных замков Кенигсберга и Мариенбурга и Московского Кремля входят мощные укрепления, храмы, башни-колокольни, жилые сооружения, сгруппированные в каждом ансамбле вокруг главной площади. При этом в глаза бросается следование различным композиционным принципам, а именно: изначальная строгая регулярность композиции замков и нерегулярность планировки русских кремлей. Однако можно за метить, как в ходе исторической эволюции замки Пруссии постепенно теряют композиционную строгость, а, например, план Московского Кремля XV-XVI вв. выдает отчетливо стремление к регулярности. Тогда же Кремль начинают все чаще именовать "Замком". При этом в основе планировочной композиции замков лежит квадрат - фигура, возможно, связанная с желанием крестоносцев воспроизвести образ Небесного Иерусалима. Московская Кремль, особенно после его перестройки, имеет иную, но также христианскую по сути математическую символику.

Но если в Кремле смысловой доминантой комплекса служат соборы, то в замках подчеркнуты геометрическая цельность и единство всех слагаемых, храм входит в общую систему внутренних пространств, включающих залы капитула, дормитории, разного рода служебные помещения. Геометризм Кремля отличается более сложным характером динамического равновесия. Подобная разница в расстановке архитектурных акцептов порождена различием внутренней организации военизированного Ордена и более жизнеспособной структурой русской правящей верхушки. Сближение архитектурно-художественных программ замков и Кремля происходит по мере политической и идейной трансформации государство в светские монархии.

Сравнительный анализ таких сложных по идейной программе и объемно-пространственной композиции комплексов, как русские кремли и прусские замки, позволяет не только отчетливее понять их качественное своеобразие, но и ощутить наличие культурной ценности, связывающей европейские народы, их приверженность общим духовным ценностям.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский