РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Бондарчук В.Г. Анализ литературы о музеефикации российских культовых зданий. В кн.: Музей в храме-памятнике. Материалы научно-практической конференции. СПб, 2005. С. 31-43. Все права сохранены.
В.Г. Бондарчук
Анализ литературы о музеефикации российских культовых зданий
История музеефикации отечественных культовых зданий – многогранная, сложная, деликатная и еще недостаточно изученная тема. Публикации по этой проблеме условно можно разделить на несколько периодов.
В конце XIX – начале XX
в. достаточно широко обсуждались вопросы музеефикации предметов церковного
искусства. Обзор этих материалов заслуживает отдельной статьи; основные
тенденции были освещены в материалах Комиссии Церковно-Археологических музеев на
Предварительном съезде деятелей музеев в
1917 год. В период между
двумя революциями уже имели место не только случаи изгнания священников с
приходов и хулиганства во время богослужений, но и первый случай изъятия храма:
во Владимирской области – Слуцкий Свято-Троицкий монастырь по решению уездного
крестьянского съезда был занят под гимназию. Настоятель монастыря в рапорте
Синоду писал: «Слуцкий монастырь пережил татар, войну со шведами и поляками,
Отечественную войну
После октября
1917 – конец 1920-х гг. Это было время «передела собственности», «интенсивной музеефикации» сотен зданий и сотен тысяч предметов, период инициатив «снизу» и энтузиазма. При создании музеев в монастырях и храмах основными целями было сохранение ценностей культового искусства и архитектуры, ознакомление с ними всех желающих. Практическую работу в этих музеях осуществляли, как правило, или работники с опытом работы в музейной сфере, приобретенным еще при прежней власти, или интеллигенты-энтузиасты, пришедшие в музейное дело после революции, но уже сформировавшиеся в личностном и профессиональном плане.
В эти годы публикуются статьи и заметки о создании музеев в монастырях, в которых рассматривались конкретные проблемы – сохранения зданий и предметов культового искусства, отношений с местными властями, создания экспозиции, подготовки кадров и другие. Антирелигиозные высказывания присутствовали на уровне традиционной для тех лет революционной и атеистической риторики.
Чтобы оценить значение создания музеев в культовых зданиях, нужно представить общую обстановку того времени и условия, в которых они создавались. Появляются многочисленные декреты и постановления Совета Народных Комиссаров, посвященные отделению церкви от государства и школы от церкви, различным формам передачи прав собственности на недвижимость, национализации культурных ценностей. Эти материалы публикуются в Собрании Узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства.
Значительно количество отрывочных, но интересных сведений можно встретить в ведомственных периодических изданиях «Еженедельник» (позднее «Бюллетень») Наркомпроса и «Бюллетень» Главнауки, в ведении которых находилось управление музеями. Достаточно многочисленные, хотя и разрозненные сведения о музеях в храмах и монастырях публиковались в те годы в специализированных журналах, как, например, «Казанский музейный вестник» (1920 – 1924 гг.), «Краеведение» (1923– 1929 гг.). Материалы по музейному делу представлены также и в других периодических изданиях [3].
Наглядно
представить атмосферу того времени позволяют статьи в атеистической периодике:
в журнале «Революция и церковь», издававшемся Народным Комиссариатом Юстиции в
1919 – 1924 гг.
Особое значение для судеб многих культовых зданий имела «Инструкция Коллегии по
делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата по
Просвещению» от 3 января
Так, по данным Народного
Комиссариата Юстиции, из 890 монастырей, существовавших до революции, к
В
В
Особый интерес к конфискации культового имущества не только действующих, но и музеефицированных храмов проявлялся в связи с изъятием ценностей во время голода в Поволжье [4].
Чтобы разрушить
представление о неприкосновенности храмовых святынь, была проведена кампания по
вскрытию мощей (около
В
Во второй половине 1920-х гг. стремительно возрастает количество посвященных антирелигиозной пропаганде книг и журналов. В них в той или иной степени затрагиваются проблемы организации и деятельности музеев в культовых зданиях.
Распространенным
вариантом музеефикации монастырей в этот период было создание в их зданиях
исторических (краеведческих) музеев. Характерен пример Истринского
(впоследствии Московского областного) краеведческого музея, разместившегося в
зданиях бывшего Воскресенского монастыря в г. Воскресенске (с
О переходе к следующему
этапу литературы по музейному делу и по проблемам музеев-храмов свидетельствует
выход в свет единственной за предвоенные годы серьезной монографии по музейному
делу [9]. Ее автор Ф.И. Шмит с
Конец 1920-х гг. – до
Великой Отечественной войны. В апреле
К тому времени «первичная» музеефикация многих ценных зданий, в том числе и культовых, в основном завершена, большая часть ценностей, которые можно было спасти от уничтожения, уже музеефицирована. Сформирована и развивается единая государственная система охраны культурных ценностей и управления музеями. Для всех музеев основной целью деятельности стала пропаганда советской идеологии и в гораздо меньшей степени – просветительская работа; для музеев в культовых зданиях единственной задачей стала антирелигиозная пропаганда.
Конец 1920-х –
начало 1930-х гг. – период интенсивной атеистической пропаганды, активной
деятельности Союза воинствующих безбожников. По инициативе ленинградского отделения
этой организации был, в частности, организован антирелигиозный музей в
Исаакиевском соборе. При активном участии Союза в эти же годы создаются
антирелигиозные музеи в крупных храмах и монастырях: в
Огромными тиражами
издаются бесчисленные антирелигиозные «агитки», плакаты, статьи, выходят
журналы «Антирелигиозник», «Безбожник», «Безбожник у станка», «Библиотека
безбожника». Вопросам антирелигиозной пропаганды, в том числе и в музеях,
уделяется большое внимание на совещаниях самого высокого уровня [11]. Издаются
учебники для антирелигиозных кружков, бесчисленные сборники антирелигиозных
рассказов, сказок, пьес, стихов, высказываний известных лиц. В
Среди публикаций этого периода интересны вышедшие тиражом всего в 1000 экз. два тома материалов первого при советской власти съезда музейных работников [13]. На протяжении 1931 года в журнале «Советский музей», издававшемся большим тиражом, публиковались материалы, разъясняющие и развивающие «генеральную линию», намеченную на съезде. Спустя два десятка лет роль этого съезда в развитии музейного дела уже оценивалась негативно [14]. На съезде предлагалось использовать фонды всех музеев для создания единого музея диалектического материализма, превратить музеи в культпросветкомбинаты и вообще заменить понятие «музей» другими терминами (Труды…, т. l. С. 155, 168, 196). Во многих выступлениях говорилось об атеистической работе в музеях («каждый краеведческий музей должен быть антирелигиозным музеем» - там же, с.95) и создании антирелигиозных музеев (к тому времени в стране их было более 35; там же).
На этом фоне вполне естественно выглядели многие оценки и предложения, которые сегодня воспринимаются с трудом: «В том же антирелигиозном музее можно выставить взятые церкви и показать, что из них сделали теперь. Показать церковь, которая переделана в мельницу. … показать, как в церкви устроена столовая, в которую приходят рабочие с производства, или детский сад. …Убеждают факты» (Доклад Н.К. Крупской, там же, с. 134); «Товарищи, рабочий класс одержал еще одну победу на культурном фронте. Бывшая царская самодержавная церковь – Исаакиевский собор – ныне превращена в государственный антирелигиозный музей (аплодисменты). …Мы начали одновременно организовывать и антирелигиозный музей и политпросветработу в нем, так что, несмотря на то, что официально наш музей еще не открыт, политпросветработа идет уже вовсю» (прения по докладу Н.К. Крупской, там же, с. 154); «Музеи революции, антирелигиозные и военные – тоже, кроме центров, должны быть организованы во всех областях и республиках» (доклад по разделу «Целевые установки и сеть музеев различного типа», там же, с. 186); «К группе актуально-политических из числа специализированных музеев, относятся музеи антирелигиозные, военные, антиалкогольные, охраны труда, здравоохранения, педагогические и т.п.…Антирелигиозные музеи должны быть в буквальном смысле слова орудием антирелигиозной политики партии» (резолюция «Целевые установки музеев различного типа», там же, с. 216); «Особенно важно антирелигиозное раскрытие в работе по памятникам религиозных культов, созданным лучшими художественными силами своего времени, но глубоко враждебным по идеологии. Еще далеко не изжитое идеалистически-эстетическое отношение к памятникам культа должно быть сменено действительно научным освещением материала и связано с задачами культурной революции» (тезисы докладов, принятые секцией по охране памятников революционного движения, искусства и старины; Труды…, т. II, с.161).
Через год выходит
«Постановление Коллегии Наркомпроса об антирелигиозном музейном строительстве
от 13 ноября
В эти годы публикуются многочисленные статьи и заметки о необходимости улучшать антирелигиозную пропаганду в музеях, о том, как подчинить этому экспозиции и экскурсионную деятельность. Авторы статей – работники нового поколения, пришедшие в музей «от станка», из партийных рядов, из педагогической сферы; в большинстве своем – люди, формировавшиеся уже при новой власти. Статьи и заметки полны пафоса и пропагандистской риторики.
В 1929 – 1931 годы антирелигиозной пропаганде в музеях уделялось наибольшее внимание. Позже кампания пошла на спад.
Современник этих событий
отмечает: «Ряд последних лет, начиная примерно с 1932, характеризовался сильным
ослаблением антирелигиозной пропаганды (…) После высокого подъема
антирелигиозной работы, приходившегося на годы сплошной коллективизации и
ликвидации кулачества как класса, борьба против религии в последнее время
ослабела. (…) За период с
В начале 1930-х гг. судьба культовых зданий, в том числе музеефицированных, в печати и литературе по музейному делу обсуждалась мало; в основном это заметки о закрытии и о сносе зданий. В предвоенное десятилетие эта проблема почти не освещалась, встречаются лишь разрозненные цифры и факты. Например, за пять месяцев 1932 года в Исаакиевском соборе (в Антирелигиозном музее), побывало 246 000 человек, тогда как в таких музеях, как Эрмитаж, музей Революции и Русский музей, посетителей было в два-три раза меньше – соответственно 137 000, 125 000 и 83 000 [17]. Вероятно, в открытой печати единственным источником статистических сведений о количестве, типах музеев и их посещаемости в тот период является статистический сборник, изданный Госпланом [18]: некоторые сведения встречаются в выпусках журнала «Советское краеведение» (М., 1930-1936).
Начало и середина 1940-х
гг. На фоне разрушенных в годы войны исторических зданий и грандиозных задач по
их воссозданию судьба памятников культовой архитектуры была не на первом плане.
Их не торопились восстанавливать, но уже и не уничтожали – у государства стало
меняться отношение к церкви. В законодательстве это отразилось в постановлении
СНК СССР от 28 ноября
Конец 1940-х – середина 1980-х гг. Из общего круга задач советских музеев проблемы относительно немногочисленных музеев-храмов не выходят на первый план. Музеи в храмах и монастырях являются или историко-художественными, или краеведческими, или входят в состав крупных музейных комплексов.
Обобщающих работ по музеям в культовых зданиях нет, но публикуются отдельные статьи по проблемам экспозиции в том или ином музее-храме, по отдельным вопросам культового искусства и его реставрации. Их авторы – профессионалы со стажем практической музейной работы. Задачи атеистической пропаганды ставятся перед музеями-храмами так же, как и перед остальными советскими музеями. В обстоятельных работах по истории советского музейного дела музеи в храмах и монастырях описываются кратко. Активно «насаждавшиеся» в предшествующий период антирелигиозные музеи уже не существуют, и о них практически не упоминается.
Ряд сведений о музеях в культовых зданиях приводится в работе О.В. Ионовой [19].
Несколько лет спустя выходит монография В.Ф. Зыбковца, в которой приводятся не только интересные сведения о национализации монастырских зданий, но и дается обзор публикаций (в том числе зарубежных) и архивных материалов по этой теме. Особенно интересно сравнить работу этого автора с его же книгой, изданной ранее [20].
Отрывочные сведения по конкретным музеям и храмам, а также интересные материалы, помогающие понять обстановку тех лет, приведены в хрестоматийных работах по истории отечественного музейного дела В.К. Гарданова, А.Б. Закс, Д.А. Равикович [21].
Полноценные исследования по проблемам музеев в храмах в этот период не появляются. Причины этому не сводятся к деликатности темы или идеологическому давлению, их больше, и они относятся не только к музеям-храмам, но ко всей музейной проблематике. Позже анализ этих причин можно увидеть в работе М.Б. Гнедовского и В.Ю. Дукельского [22].
Конец 1980-х гг. – до настоящего времени. Начинается передача большинства культовых зданий верующим, стремительно сокращается количество музеефицированных объектов культовой архитектуры. В музеях-храмах меняются отношения к Церкви и верующим, характер экспозиции и тематических экскурсий, направления научно-фондовой и научно-исследовательской работы. В большинстве сохранившихся музеев-храмов проводятся богослужения.
Появляются серьезные работы, в числе других проблем освещающие вопросы музеефикации объектов культовой архитектуры. Их авторы – историки и музейные работники, специалисты по культовому искусству и по истории религии [23].
В 1990-х гг. появляются обстоятельные работы по истории Церкви, в которых содержатся материалы, помогающие понять обстоятельства музеефикации (или другой, более тяжелой участи) культовых зданий в России [24].
Разрозненные сведения о музеях-храмах приводятся в изданиях, посвященных культовой архитектуре Москвы и Петербурга, истории отдельных монастырей и храмов, в краеведческой литературе.
Наконец, в 2005 году вышел в свет обстоятельный каталог-справочник М.Е. Каулен [25]. Издание этой работы можно рассматривать как начало нового этапа в изучении истории музеефикации культовых зданий и современных задач музеев-храмов. К достоинствам этого издания можно отнести классифицированные по областям Российской Федерации перечни публикаций, содержащих сведения о музеях-храмах. По некоторым монастырям хотелось бы расширить эти списки, включив издания, содержащие интересные сведения о конкретных музеях, существовавших в Оптиной пустыни, в некоторых монастырях и храмах Москвы, Кировской, Вологодской и ряда северных областей [26].
Следует отметить, что во всех проанализированных изданиях в основном приводятся сведения по истории создания и современному состоянию конкретных культовых сооружений. Сведения о существовавших в них музеях кратки и отрывочны.
С конца 1980-х гг. музеями остаются лишь немногие, наиболее ценные в историческом и художественном плане культовые здания. В них, как и во всех развитых странах, мирно сосуществуют музей и храм.
До настоящего времени не исследованы многие проблемы музеефицированных храмов-памятников. Неизвестно точное количество музеев, существовавших в культовых зданиях, нередко – годы их существования, их тип, характер экспозиций и т.д. До конца не выявлена их роль в развитии музейного дела, значение для сохранения культурного наследия. Немногочисленные печатные работы (большая часть упомянута в этом обзоре) не могут восполнить эти пробелы. Возможно, материалы по этой тематике удастся обнаружить в архивах, особенно ведомственных (Народного Комиссариата Юстиции, Народного Комиссариата Просвещения, Главнауки) и местных; в учетно-хранительской документации музеев (акты, инвентарные книги); в периодической печати (особенно местной), в мемуарной литературе, в воспоминаниях современников.
Литература
1.
Предварительный съезд по устройству Первого Всероссийского съезда деятелей
музеев. – М., 1913. – С.21-23, 30-31, 44-49.
2. Дмитриев В.(священник). Симбирская Голгофа. – М.,1997. – С.202.
3. Малицкий Г.Л. Обзор деятельности комиссии по музееведению //Гос. академия
истории материальной культуры. Московск. секция. – Вып. 1. – М., 1928. – с.23-28.
4. Горев М. Материалы для агитаторов по вопросу изъятия церковных ценностей для
голодных. – М.: Главполитпросвет, 1922 ].
5. Горев, М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. Опыт историко-критического
исследования. – М.: изд-е Нар. Ком. Юстиции, 1920. – с.37-51; Мощи. Сборник
материалов, документов и разоблачений/под ред. В.Рожицкого. – Харьков: Госиздат
Украины, 1922.
6. Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства. Систематизированный сборник
действующего в СССР законодательства/Под ред. П.А.Красикова. – М.: Юрид. изд-во
Н.К.Ю. РСФСР, 1926. – 712 с.; Дьяков Л.П. Советские законы о церкви. – Л.:
Ленгиз, 1926.
7. Шнеерсон Н.А. Из опыта построения художественно-исторического краевого
музея. – //Московский краевед. – 1928. – вып. 7-8. – с.115-122; Радченко Е.С.
Краеведение и политпросветработа. – М.: изд-во ЦБК, 1929.
8. Радченко Е.С. Истринский краеведческий музей (1920-1936). – в кн.: Очерки
истории музейного дела в СССР. – Вып. VI. – М., 1968. – с.244-311.
9. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции/Гос. ин-т истории искусств. –
Л.:Academia, 1929. – 245 с.
10. Музеи Москвы и Московской области/Сост. В.Н.Мордвинова. – М.: Московский
рабочий, 1930. – с. 38, 41.
11. Задачи агитации, пропаганды и культурного строительства. Материалы
агитпропсовещания при ЦК ВКП(б). Май-июнь
12. Шебуев Н. Москва безбожная. Спутник безбожника. – М.: Акциздат. об-во
«Безбожник, 1930. – с.152.
13. Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т.l. Протоколы пленарных заседания
1-5 декабря
14. Очередные задачи перестройки краеведческих музеев. – М., 1950.
15. Сборник постановлений по музейному строительству РСФСР. 1931 –
16. Олещук Ф.Н. О задачах антирелигиозной пропаганды. – М.: ОГИЗ-ГАИЗ, 1937. –
с.21, 24.
17. Сборник постановлений по музейному строительству РСФСР 1931-
18. Культурное строительство в СССР. Статистический сборник. – М.-Л.:
Госпланиздат, 1940. – с.177-181.
19. Ионова О.В. Из истории строительства краеведческих музеев РСФСР. – //Труды
НИИ музееведения. – Выпуск V. – М.: Сов. Россия, 1961. – с.80-175.
20. Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ Советской России
(1917-1925 гг.)/АН СССР. Институт истории СССР. – М.: Наука, 1975; Зыбковец
В.Ф. Безбожники и социалистическая перестройка деревни. – М.: 1930.
21. Гарданов В.К. Музейное строительство и охрана памятников в первые годы
Советской власти (1917-1920) – //История музейного дела в СССР. – Вып.1. – М.:
1957. – с.9-2; Закс А.Б. Источники по истории музейного дела в СССР (1917
–1941) – //Очерки истории музейного дела в СССР.– Вып.VI.– М., 1968. – с.5-53;
Равикович Д.А. Организация музейного дела в годы восстановления народного
хозяйства (1921 – 1925) – //Очерки истории музейного дела в СССР. – Вып.VI. –
М., 1968. – с.97-145.
22. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет
музееведческого исследования. – в кн.: Музейное дело. Музей – культура –
общество. Сб. науч. тр. (М-во культуры и туризма Рос. Фед. Музей революции). –
Вып. 21. – М.: 1992. – с.7-19.
23. Годунова Л.Н. Органы управления музейным делом в СССР. 1917 – 1941 гг.
Музейное строительство в СССР. (Центральный музей революции) – //Музейное дело
в СССР.– Сб. науч. тр.. – вып.19. – М.: б/и., 1989. – с.13-42; Жуков Ю.Н.
Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и
культуры. 1917-1920. – М., 1989; Равикович Д.А. Формирование государственной
музейной сети (1917 – l-я пол. 60-х гг.). Научно-методические рекомендации.
([НИИ культуры). – М.; б/и, 1989; Музей и власть. Часть I. (НИИ культуры)Сб.
науч. тр. – М., 1991; Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое
десятилетие Советской власти. – М., 2001.
24. Архивы Кремля. В 2-х кн. /Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922 – 1925 гг./Подг.
Н.Н.Покровскимй, С.Г.Петровым. – М.-Новосибирск: Российская политическая
энциклопедия, Сибирский хронограф, 1997; Васильева О.Ю. Русская православная
церковь и советская власть в 1917 – 1927 годах – //Вопросы истории. – 1993. – №
8. – с.40-54; История русской православной церкви в документах федеральных
архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный
справочник-указатель. – М., 1995; Козлов В.Ф Музеи-монастыри в Советской России
(1917 – начало 1930-х гг.) – //Мир источниковедения. – Пенза, 1994. – с.340;
Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. /Рос. Акад. управления.
Политологический центр. – М.: Луч, 1994; Религия и церковь в
культурно-историческом развитии русского севера (К 450-летию преп. Трифона,
Вятского чудотворца). Материалы Международной научной конф./Под ред.
В.В.Низова. Т.1. Киров, 1996; Русская Православная Церковь в советское время
(1917 – 1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и
Церковью/Составитель Герд Штриккер. – М.: Пропилеи, 1995; Цыпин В. Русская
Церковь (1917 – 1925). – М.:Издание Сретенского монастыря, 1996.
25. Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России. – М.: РИПОЛ классик,
2005.
26. Желнин В.А. Национализация церковного имущества в Вятской губернии в
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский