РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Бондаренко И.А. Кремль как ядро древнерусского города. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" (М., 23– 26 ноября 1999 года). Все права сохранены.
Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.
И.А. Бондаренко
Кремль как ядро древнерусского города
Кремли, или детинцы, всегда считались важнейшими структурообразующими элементами древнерусских городов. Однако в таком историко-градостроительном аспекте они изучены еще явно недостаточно.
Существуют две крайности в суждениях о предназначении кремлей и их месте в древнерусском городе: 1) кремль - это совершенно особое, сакрализованное пространство, изолированное стенами и не предназначенное для постоянного проживания горожан. Наиболее яркий пример тому дает Псковский Кром, вмещающий в себя только главный собор и клети-склады ("закрома" города); 2) кремль - это целый город, сосредоточивавший в себе и храмы, и хозяйственные сооружения, и жилые дворы, и административные учреждения. Таков Московский Кремль, недаром называвшийся в свое время "Большим городом".
И та, и другая точки зрения имеют под собой основания, и поэтому вопрос в целом остается непроясненным. К тому же, принято говорить о разных видах кремлей и разных источниках формирования русского города: или из патриархально-общинных поселений, или из укрепленных резиденций феодалов. Такое противопоставление родо-племенных и феодальных отношений используется для объяснения причин расположения княжеских резиденций за пределами кремлей, как это мы видим в ряде случаев.
Конечно, каждый город имел свои конкретно-исторические особенности формирования и развития. Однако нам важно уметь отделять подобные частные особенности от общих принципиальных основ построения города. Мне представляется, что указанные выше различия кремлей не имели все же глубокого принципиального значения. Нельзя считать, что У кремлей были только некоторые специфические функции. Наоборот, в них потенциально заключалась идея города во всей полноте. Другое дело, что эта идея воплощалась в реальности и в разных формах.
Историки исходят из постулата о том, что возникновение городов связано с разложением родового строя и образованием государства. Не отрицая важности этого исторического рубежа для появления развитых форм городской жизни, я хотел бы попытаться взглянуть на проблему с другой точки зрения.
Понятие города как защищенного, "огороженного" места - оплота жизнедеятельности человека -- очень давнее, оно зародилось, очевидно, вместе с самим словом "город". И если делать акцент не на зависимости города от смены социально-экономических формаций, а на самом его понятии и образе, то можно говорить о чрезвычайно устойчивой много вековом линии его преемственного развития.
Города средневековой Руси были генетически связаны с родо-племенными укрепленными поселениями. И сами соседские общины, свойственные более позднему времени, строились па базе и по образцу общин родовых, большесемейных. У южных славян до последнего времени сохранилось наименование сельских дворов "градами" (см. русское понятие "огород"). Средоточием усадьбы была изба, в которой, в свою очередь, тоже заключались, в предельно концентрированном виде, все основные функции жизнеобеспечения. Здесь сосредоточивались и властные функции - как сакральные, так и мирские.
В кремлях можно найти аналогии красного (чистого, святого) угла и угла печного, связанного с деловой активностью и обеспечением утилитарных потребностей человека. Характерно, что в относительно поздний период, когда русские города широко раскинулись своими посадами, их кремли зачастую оставались плотно застроенными небольшими двора ми "для осадного сидения". В случае приближения неприятеля город мог "стягиваться в точку", как в сказке, "сворачиваться в клубочек", сохраняя своих людей, свои основные богатства, свой зародыш и начальную точку роста. А в благоприятных условиях он снова разворачивался из кремля, разрастался, занимая все большую и большую территорию.
В этом отношении очень характерен пример Москвы, которая удивительно последовательно развивалась, возрастала "на своем корню", по выражению И.Е. Забелина, из единого главного центра - Кремля, который недаром и до сих пор сохраняет свое доминирую шее положение в городе. Московский Кремль - это не только крепость, не только оплот государственной власти, не только главный религиозный центр - это и то, и другое, и третье одновременно. Это действительно средоточие всех основных жизненных функции" ядро города, заключающее в себе его идею, идеальный образ, генетический код. Вот почему он стал символом Москвы и всего Российского государства.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский