РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Борисов Н.С., Марасинова Л.М. Памятники архитектуры в окрестностях Рыбинска. Все права сохранены.
Н.С. Борисов, Л.М. Марасинова
Архитектурное
наследие рыбинского края заметно скромнее, чем у большинства других районов
Ярославской области. Это объясняется не только тем, что значительная часть его
территории затоплена ныне Рыбинским водохранилищем. Были и объективные причины,
сдерживавшие развитие каменного строительства в этих местах. Если город
Рыбинск, благодаря торговле и судоходству, по численности населения далеко
опережал другие города губернии и уступал только самому Ярославлю, то Рыбинский
уезд, напротив, был одним из самых отсталых в экономическом отношении. Среди 10
уездов Ярославской губернии в конце XIX в. он занимал шестое место по
численности населения, восьмое по площади и предпоследнее - по количеству
селений, имеющих более 50 дворов. Мелкопоместным было и здешнее дворянство.
Большинство помещиков были недостаточно состоятельны, чтобы вести каменное
строительство.
И все же, несмотря на это, здесь, по берегам «главной дороги России» и вдоль
многочисленных рек и речушек, в XVIII-XIX вв. появилось немало заслуживающих
внимание и представляющих интерес усадебных комплексов, памятников архитектуры.
Постройки, возведенные в это время в рыбинско-мологско-пошехонском районе, были
почти полностью свободны от воздействия традиций ярославской архитектуры XVII
столетия, столь заметного в памятниках этого периода центральных и западных
уездов Ярославской губернии. Как и во многих других провинциальных городах
России, новые архитектурные веяния доходили сюда из Москвы и Петербурга.
В результате культовая архитектура здесь выглядит пестрой и разностильной. То
смелые по замыслу и мастерские по исполнению, то однотипные, выстроенные по
взятым из альбомов образцовым проектам сельские приходские храмы, то обширные,
дворцового характера усадьбы, то уютные поэтичные дворянские гнезда.
ТИХВИНО-НИКОЛЬСКОЕ
В
Изданный в
Старейшее сооружение в усадьбе одноглавая, одноапсидная церковь Тихвинской
Богоматери с трапезной и колокольней. История ее постройки не вполне ясна.
Здание принято датировать 1763-1764 гг. Автором проекта некоторые исследователи
безоговорочно признают известного петербургского гравера Михаила Ивановича
Махаева (1716-1770). Полагают также, что образцом для Тихвинской церкви
послужила Симеоновская церковь в Петербурге. Однако в переписке Тишинина и
Махаева упоминаются только «упадшая церковь» и «старая колокольня». В архивных
материалах сохранилось свидетельство зятя Тишинина, А.О. Кожина, который
утверждает, что церковь в Тихвинском была построена в
В ожидании посещения его усадьбы императрицей Екатериной II, Тишинин в середине
1760-х гг. пригласил к себе зодчих и художников и с их помощью предпринял работы
по обновлению уже существовавших зданий и строительство новых. Именно тогда
своеобразный, но все же достаточно непритязательный сельский храм был украшен
эффектными портиками, пышной гипсовой лепниной, оконными решетками с вензелем
хозяина. Третий строительный период -1780-е гг. - ознаменовался возведением у
западного входа в трапезную трехъярусной классической стиля колокольни со
шпилем.
Объемно-пространственная композиция Тихвинской церкви в целом весьма характерна
для ярославских вотчинных храмов середины XVIII в. Основной объем храма
представляет собой высокий четверик, слегка вытянутый по оси север-юг и
служащий основанием для восьмерика, увенчанного фигурной главкой на
восьмигранном световом барабане. С востока к основному объему примыкает далеко
выступающая двухсветная апсида, с запада - использовавшаяся как зимняя церковь,
также двухсветная, трапезная и трехъярусная колокольня.
Северный и южный входы в храм оформлены порталами со спаренными колоннами на
высоких постаментах. Раскреповка венчающего антаблемента носит явно барочный
характер и усиливает их торжественный, триумфальный характер. Расположенные над
порталами большие полуциркульные окна фланкированы парными пилястрами, углы
четверика акцентированы высокими, идущими до самого карниза рустованными
лопатками. Завершается четверик сложнопрофилированным карнизом и невысокими
тимпанами. Северный и южный фасады украшены лепниной в виде венков и гирлянд. В
наружном уб¬ранстве восьмерика широко использованы обыч¬ные для середины XVIII
в. мотивы барокко - крепованные карнизы и тяги, сложные по рисунку налич¬ники с
«ушами»; грани восьмерика обработаны пилястрами. Интересной, сугубо местной
особенностью декора было использование в отделке этой части здания поливных
изразцов.
Настроение праздничности, торжественности, создаваемое стройными пропорциями
храма, его богатым декором, сохранялось и в интерьере. Это достигалось во
многом благодаря обилию света, свободно льющегося сквозь большие, высокие окна.
Иконы для иконостаса Тихвинской церкви выполняли по заказу Тишинина живописцы
из Петербурга, Москвы и Ярославля. Над оформлением интерьера работал также
крепостной художник Тишинина Д. Михайлов с учениками. Есть сведения, что в
росписи храма участвовала и увлекавшаяся живописью дочь Тишинина Екатерина
Николаевна Кожина.
Неподалеку от церкви расположен усадебный дом, выстроенный в 1766-1767 гг. по
проекту великого русского зодчего В.И. Баженова. В облике дома
раннеклассические мотивы уживаются с традициями барокко. В плане близкий к
прямоугольнику, он имеет один ризалит в центре северного фасада и два - по
сторонам южного. Все углы здания скруглены. В нижнем этаже располагались
хозяйственные помещения и комнаты прислуги, на втором - апартаменты самого
хозяина и зал для приема гостей.
Декоративное убранство дома весьма сдержанно. Более парадно выглядит северный,
обращенный к Волге фасад. Он украшен пилястрами большого ордера, которые
акцентируют углы здания, а также центрального ризалита, завершенного изящным по
рисунку аттиком. На втором этаже в центре ризалита помещено тройное итальянское
окно, центральный проем которого служил дверью на широкий балкон; по сторонам -
высокие окна с полуциркульным верхом. Другие окна оформлены развитыми
сандриками в виде чередующихся треугольных фронтонов и сильно вынесенных горизонтальных
полок на консолях. Окна нижнего этажа имеют невысокие оконные проемы с
наличниками в виде простой прямоугольной рамки с замковым камнем. Венчает
здание сложный антаблемент с пояском сухариков и с модульонами, поддерживающими
сильно вынесенный карниз; в поле фриза помещены узкие горизонтальные
щели-продухи. На скругленных северо-западном и северо-восточном углах здания
устроены дверные проемы, ведущие на утраченные ныне небольшие балконы. До
настоящего времени сохранился лишь изящный железный навес над одним из них.
С южной стороны, а также на боковых фасадах дом имеет третий, антресольный
этаж. За его небольшими квадратными окнами помещались комнаты гувернеров,
учителей, музыкантов. Скругленные углы ризалитов южного фасада украшают широкие
каннелированные пилястры на всю высоту дома. Антаблемент решен так же, как и на
северном фасаде. Среди декоративных элементов здесь следует отметить рельефные
полки на консолях, помещенные под окнами антресольного этажа, прямоугольные
рамки наличников, рельефную межэтажную тягу.
Интерьеры дома имели богатое внутреннее убранство. Особенно парадно был отделан
овальный зал, выходящий своими окнами на северный фасад; его в изобилии
украшала лепнина. Мраморная лестница вела на второй этаж. Гостиные были
украшены деревянными, расписанными под мрамор колоннами, высокими изразцовыми
печами. С большим художественным вкусом были исполнены и такие детали, как
оконные рамы, бронзовые дверные и оконные ручки.
Из хозяйственных построек усадьбы сохранились лишь две: сильно разрушенный
каретный сарай и приземистый кирпичный сарай рядом с домом. Оба они относятся
ко второй половине XVIII в.
Одновременно с возведением дома проводились большие работы по устройству парка,
который состоял из нижнего, регулярного, террасами спускавшегося к Волге, и
верхнего, пейзажного. Еще и сейчас можно угадать линии аллей нижнего парка,
лучами расходившихся от дома. В парке согласно вкусам того времени были
сооружены различные «затеи»: беседки, грот, обелиск.
Заботы Тишинина об украшении усадьбы во многом были вызваны намерением
Екатерины II совершить путешествие по Волге. Владелец Тихвинского надеялся, что
Мать Отечества почтит его своим посещением. В усадьбе к ее приезду были
выстроены триумфальные ворота, подготовлены иллюминация, фейерверк, светящиеся картины;
в аллеях парка размещены скульптуры, декоративные пирамиды. Императрица
осталась довольна оказанным ей приемом и в знак благодарности подарила хозяину
усадьбы золотую табакерку. Сообщения о посещении в мае
Успешному завершению строительства усадьбы во многом содействовали широкие
деловые и культурные связи Тишинина. Среди его знакомых и корреспондентов были
известный художник и гравер М.И. Махаев, архитектор П. Плюсков, журналист Ф.А.
Эмин, профессор элоквенции и поэзии Я.Я. Штелин. Тишинин широко пользовался их
советами и помощью. Известно, например, что именно Махаев показал наброски
Тишина вернувшемуся из Италии молодому Баженову, который в итоге и стал
работать над проектом усадебного дома в Тихвинском; подписи к картинам на
триумфальной арке в парке написал Штелин, известный как сочинитель стихов для
придворных торжеств.
Усадьба Тихвино-Никольское ныне находится в сильно запущенном состоянии.
СЕЛО КРАСНОЕ
Неподалеку от Тихвинского находится село Красное на Волге. Оно упоминается в
документах в 1620-е гг. как владение князя А.Г. Долгорукова. Уже тогда здесь
находились две деревянные церкви - Георгиевская и Введенская, выстроенные
владельцем села. Ныне существующая Введенская церковь была заложена в
Композиционным ядром здания является сильно вытянутый с запада на восток
четверик, над восточной частью которого поднимается граненый барабан с куполом,
увенчанным фигурной главкой. С востока к нему примыкает полукруглая двухэтажная
апсида, а с запада - поднятая на арки открытая галерея-паперть располагавшейся
на втором этаже летней Введенской церкви. У западной стены паперти поднималась
столпообразная колокольня, не сохранившаяся до наших дней.
Объемно-пространственное решение храма необычно для местного зодчества и
напоминает о современных ему храмах Петербурга - Благовещенской церкви
Александро-Невской лавры (1717-1722) и соборе Петропавловской крепости
(1712-1733). Оригинальность архитектуры свидетельствует о том, что храм
строился как вотчинный и его композиция определялась вкусами владельца села
светлейшего князя Меншикова.
Северный и южный фасады здания решены одинаково. Три небольших заглубленных в
толщу стены оконных проема нижнего этажа, где размещалась теплая Никольская
церковь, имеют округлый верх и обведены валиком. Прямоугольные окна второго и
третьего яруса лишены какого-либо декора. Между этажами и под карнизом идет
поясок поребрика. Западный фасад венчает высокая декоративная стенка
криволинейных очертаний. Такая же стенка оформляет и верхнюю часть восточного
фасада четверика. По характеру обработки нижних оконных проемов Введенская
церковь близка к сооруженной в
Описи прошлого столетия свидетельствуют о богатом внутреннем убранстве
Введенской церкви. Ныне все оно утрачено.
СЕЛОХОПЫЛЕВО
Вниз по Волге в
десяти километрах от села Красное расположено село Хопылево, пристань
Колхозник. Здесь, на краю села, находится очень интересный памятник культового зодчества
-собор Богоявленского Островского монастыря. История этой обители известна лишь
в самых общих чертах. Возникнув в начале XVI в. на островке посреди Волги,
монастырь позднее был перенесен на левый берег. Известно, что во второй
половине XVII в. монастырские власти жаловались самому царю Алексею Михайловичу
на самоуправства соседних помещиков, на дерзость романовских питейных
целовальников, открывших кабак прямо под стенами тихой обители.
К началу XVIII в. монастырь, владевший несколькими сотнями крестьянских душ,
уже имел достаточные средства для постройки каменного собора, который и был
возведен в
В
Богоявленский храм представляет собой массивный, поднятый на высокий подклет
четверик, увенчанный крупным пятиглавием. С северной и западной сторон на
уровне второго этажа храм опоясывают широкие галереи, опорой для которых служит
мощная аркада. С востока к четверику примыкают апсиды верхней и нижней церквей,
а также апсида Казанского придела, устроенного в северной галерее. Перед
западным фасадом расположена шатровая колокольня, под которой находится лестница,
ведущая на галереи.
Композиционное решение храма весьма архаично для своего времени. Оно вызывает в
памяти такие произведения ярославского зодчества как церковь Ильи Пророка в
Ярославле (1647-1650), Крестовоздвиженский собор в Тутаеве (1658). Вместе с
тем, монастырские власти несомненно имели в виду и Толгский монастырь, где в
1681-1688 гг. был возведен архаичный по своей архитектуре Введенский собор.
Интересная конструктивная особенность Богоявленского собора - двухстолпие. В
интерьере опорой для венчающей части здания служат не четыре, как это принято в
ярославском зодчестве XVII в., а всего лишь два столпа. С помощью довольно
сложной системы цилиндрических и лотковых сводов часть нагрузки переносится на
стены. Двухстолпие позволяет увеличить площадь храма, облегчает восприятие его
внутреннего убранства. Этот своеобразный, требующий большого профессионального
мастерства зодчих прием зародился еще в середине XVI в. на русском севере и
оттуда впоследствии распространился по всей центральной части страны.
Своеобразие конструкции храма ярко отразилось и в его внешнем облике. Восточное
прясло южной стены значительно шире двух других. В связи со сложным построением
сводов лишь один из пяти барабанов (центральный) сделан световым. Стремясь
компенсировать недостаток верхнего света, мастера отказались от галереи на
южной стороне. Это позволило ввести здесь дополнительный ярус окон.
Фасадный декор Богоявленского собора, также как и его объемное решение,
ориентирован на архитектурные вкусы допетровской эпохи. Все четыре фасада
решены по-разному. Южная стена, которая играет роль главного, обращенного к
Волге фасада здания, отличается богатством декора. Расположенные здесь оконные
проемы оформлены наличниками трех типов: с одним килевидным кокошником, со
сдвоенными кокошниками и со сдвоенными треугольными фронтончиками. Широкие
лопатки, делящие фасад на три прясла, пересекают межэтажный поясок поребрика. В
поле центральной декоративной закомары устроена заглубленная в стену нишка-киот
с килевидным обрамлением. К этому следует добавить и утраченное ныне
колористическое решение южного фасада: сочетание белого фона стены и фресок,
помещавшихся в полукружьях двух других закомар. В середине XIX в. собор был
выкрашен в модные тогда желто-белые цвета.
Северный фасад собора выглядит совершенно по-иному. Здесь превалируют крупные
архитектурные формы. Низкие, словно вдавленные в землю столбы,
торжественно-монотонный ритм несущих арок первого этажа и арочных оконных
проемов галереи создают настроение отрешенности. Пластическое богатство
северного фасада усиливается использованием в убранстве галереи таких
декоративных форм, как многообломный карниз, квадратные ниши-ширинки, широкие
лопатки между окнами, а также межэтажный пояс поребрика. Над галереей, в
верхней части западного и восточного прясел стены, прорезаны окна, обрамленные
наличниками с парными треугольными фронтончиками; центральное прясло не имеет
окон.
В оформлении алтарной части храма использованы наличники тех же типов, что и на
южной стороне, а также идущий по всему периметру здания межэтажный поясок
поребрика.
Перед западным фасадом собора поставлена шатровая колокольня. Ее восьмигранный
столп, покоящийся на прорезанном арками кубическом основании, завершается
ярусом звона, пролеты которого сильно вытянуты по вертикали. Грани восьмерика
оформлены широкими лопатками. Ребра шатра подчеркнуты тонкими валиками-гуртами.
В соответствии с общим плоскостным характером декора храма архивольты яруса
звона, так же как и треугольные наличники слухов, выполнены в низком рельефе.
Под колокольней находится лестница, ведущая на галерею. Дверной проем летнего
храма оформлен богато украшенным перспективным порталом с дыньками. Интерьер
сильно пострадал от времени. Полностью утрачен четырехъярусный иконостас,
завершавшийся распятием. Однако на стенах частично сохранилась живопись
середины XIX в. Некоторые композиции евангельского цикла помещены в пышные
рисованные рамы. На южной стене помещена патрональная храму композиция
Богоявление, на западной стене интересна композиция Богоматерь Одигитрия с
предстоящими.
К северу от Богоявленского собора находится сильно поврежденное приземистое
здание из красного кирпича. Это выстроенная в 1910-1914 гг. церковь Александра
Невского. Ее суховатые эклектичные формы резко контрастируют с архитектурой
собора.
С берегового откоса и от пристани видно, как волнами колышется под ветром
темная зелень старых деревьев, а над ней, словно корабль, плывущий по океану
времени, высится древний Богоявленский собор.
СЕЛО АЛЕКСЕЕВСКОЕ
Приблизительно в трех километрах от пристани Колхозник расположено село
Алексеевское, где сохранился интересный усадебный дом конца XVIII в. В XVIII в.
село принадлежало дворянскому роду Шубиных. Судьба одного из них, Алексея
Яковлевича Шубина, оказалась связанной с борьбой за престол во второй четверти
XVIII в. и потому стала достоянием истории. Гвардейский прапорщик Шубин
пользовался особым расположением дочери Петра I Елизаветы. Не любившая
Елизавету и вместе с тем опасавшаяся ее как возможную претендентку на престол,
императрица Анна Иоанновна распорядилась арестовать Шубина и сослать его в
Восточную Сибирь. Для того, чтобы Елизавета не смогла каким-нибудь образом
помочь Шубину и вернуть его из Сибири, все материалы о его аресте и ссылке были
уничтожены; молодой офицер исчез бесследно. Даже после того, как Елизавета,
став в
В 1785-1799 гг. владелец Алексеевского П.И. Шубин выстроил в селе каменную
церковь Тихвинской Богоматери, не сохранившуюся до наших дней. Тогда же, в
1790-е гг. был возведен и существующий ныне усадебный дом.
План этого двухэтажного с антресольным этажом здания близок к прямоугольнику.
Центральная часть северного фасада отмечена небольшим ризалитом. Южный фасад
дома -парадный. Небольшие окна его первого этажа украшены простой рамкой и
замковым камнем; над высокими окнами второго, господского этажа размещены
сандрики в виде полки и круглые ниши. Монументальный характер здания
подчеркивают отчетливо видимые на фоне кирпичной стены белокаменные
горизонтальные членения: цоколь, исполненный в высоком рельефе, многоэтажный
поясок и тонкая тяга, отделяющая поле фриза. На углах дома помещены кирпичные
лопатки-пилястры; венчает его простой антаблемент с сильно вынесенным
белокаменным карнизом с модульонами.
Углы южного фасада скруглены. На первом этаже в закруглениях были устроены
дверные проемы (ныне переделаны в окна), по сторонам которых располагались
небольшие полукруглые ниши; на втором этаже помещалось тройное итальянское окно
(его боковые проемы ныне заложены). Дом сильно пострадал от времени. Многие
окна растесаны и лишены первоначального оформления.
В целом же усадебный дом в Алексеевской сильно напоминает дом в Тихвино-Никольском.
По-видимому, произведение Баженова послужило образцом для строителей шубинской
усадьбы. Однако неизвестные провинциальные мастера не сумели достичь той
благородной стройности пропорций, того изящества, которым отмечен дом в
Тихвино-Никольском. Эта постройка по своему облику оказалась гораздо ближе к
добротным, хотя и несколько наивным купеческим особнякам соседнего Романова.
В интерьере дома сохранились филенчатые потолки, лестница на антресоли. Можно
проследить и первоначальную анфиладную планировку комнат.
Дом был центром обширной усадьбы. К югу от него находился цветник и регулярный
парк, частично дошедший до наших дней. С севера располагается плодовый сад, с
запада и востока -пруды. Неподалеку от Алексеевского находится деревня
Бурнаково, в которой в
ПОГОСТ НИКОЛА НА
ПЛЕСНЕ
На противоположном от пристани Колхозник берегу Волги вдалеке виден силуэт
небольшого стройного храма с колокольней. Это погост Никола на Плесне. Но сюда
удобнее добраться по шоссе Ярославль - Рыбинск, доехав автобусом до стан¬ции
Киндяки. На окраине современного поселка, в котором живут рабочие большого
животноводчес¬кого комплекса, за оврагом, виднеются два здания. Одно из них -
деревянная Никольская церковь, возведенная, как полагают, еще в XVI столетии,
но сильно перестроенная в 1850-е годы.
Церковь Николы на Плесне - это один из немногих сохранившихся памятников
деревянного зодчества, некогда многочисленных на ярославской земле.
Первоначально это была небольшая церковь клетского типа, состоявшая из двух
объемов: собственно храма и алтарного прируба. Колокольня стояла отдельно.
В середине XIX в. после ремонта облик церкви существенно изменился. Ее подняли
на каменный фундамент и обшили тесом. Был пристроен западный притвор,
исказивший первоначальные пропорции здания. Вместо двускатной крыши основной
четверик был пере¬крыт массивным восьмериком с граненым барабаном и шаровидной
главкой. Узкие волоковые окна были заложены, а вместо них прорублены новые,
широкие. Северный и южный фасады были оформлены в духе позднего классицизма:
над окнами появились треугольные фронтоны и полуциркульные арки с замковым
камнем. В целом же Никольскую церковь явно стремились уподобить стоящей вблизи
Благовещенской церкви, построенной по типу восьмерик на четверике в конце XVIII
в. на средства прихожан.
Сейчас, когда тесовая обшивка во многих местах снята, вновь обнажились мощные
бревна древнего сруба, открылись очертания заложенных окон, контуры небольшого
киота на восточной грани алтарного прируба. Открылись и стали ясны скрытые
прежде конструктивные приемы строителей XVI столетия. Венцы основного четверика
соединялись в «обло» - с выступающими круглыми концами. При устройстве апсиды
использовался другой тип соедине¬ния бревен, без остатка или, как тогда
говорили, «в лапу».
К северу от Никольской церкви расположена выстроенная из кирпича благовещенская
церковь. Ее объемное решение вполне традиционно для провинциальной архитектуры
второй половины XVIII в. Восьмерик, поставленный на кубический объем нижнего
яруса, перекрыт сомкнутым сводом; венчает церковь еще один небольшой восьмерик,
служащий основанием для фигурной главки в виде чаши с крестом. К основному
объему с востока примыкает пятигранная апсида, с запада - приземистая трапезная
и трехъярусная колокольня.
Фасадный декор здания выполнен в раннеклассических формах с некоторыми
элементами барокко. Об архитектуре предшествующей эпохи напоминают широкие
лопатки на углах четверика, многообломные карнизы с раскреповками, наличники
окон плоского рельефа с характерными барочными «ушами». В отделке восьмерика и
колокольни использованы одинаковые декоративные мотивы: широкие филенки и
зубчатый карниз.
Строители учитывали местоположение храма на самой кромке верхней береговой
террасы реки, и потому стремились сделать наиболее выразительным его общий
силуэт. Отсюда ярусная композиция, вытянутые вверх пропорции объемов. В ложном
окне на наружной восточной грани восьмерика помещалась живописная композиция
Благовещенье, следы которой видны и поныне. Росписи имелись также и на западной
грани восьмерика, в киоте средней грани апсиды. Наличники окон по цвету
отличались от стен.
В интерьере Благовещенской церкви сохранилась масляная живопись конца XIX в., а
также резной иконостас, относящийся к началу прошлого столетия.
СЕЛО АРЕФИНО
Немало интересных памятников сохранилось и к северу от Рыбинска. Следуя по
шоссе Рыбинск -Пошехонье, можно сделать поворот на седьмом километре с тем,
чтобы посетить большое село Арефино, расположенное на правом берегу реки Ухры.
По дороге в Арефино находится деревня Васильевское, где сохранилось немало
домов конца XIX - начала XX вв., украшенных великолепной пропильной резьбой.
Большие, северного типа избы на высоком подклете буквально увешаны ажурным
резным декором, размещенным в несколько ярусов. Растительные мотивы незаметно
переходят в зооморфные и антропоморфные образы. Навершия наличников, как
правило, округлые, что характерно именно для Ярославской области. Их очертания
напоминают о развитых барочных наличниках каменных зданий. Торцы бревен покрыты
широкими досками, имитирующими пилястры; их верхняя часть оформлена подобием
резных капителей. Некоторые дома имеют высокие мезонины с треугольными фронтонами,
полуциркульными окнами и вырезами.
Село Арефино расположено на холмистых берегах реки Ухры. В конце XVIII - первой
половине XIX в. оно входило в состав ярославских вотчин графов
Дмитриевых-Мамоновых. Здесь, на живописном, заросшем липами взгорье, сохранились
летняя церковь Рождества Христова, выстроенная в
Необычное для классицизма размещение пятиглавия на купольной ротонде,
по-видимому, было вызвано не вполне удачным подражанием оригинальной композиции
Спасской церкви Толгского монастыря (конец XVII - начало XVIII в.) Церковь
Дмитрия Солунского представляет собой образец провинциального ампира. Ее
трехчастное объемно-пространственное решение вполне традиционно. К основному
кубу примыкают два других, прямоугольных в плане объема: с востока - алтарная
часть, а с запада - трапезная. Вход в храм устроен на западном фасаде трапезной
и оформлен четырехколонным тосканским портиком с треугольным фронтоном.
Основной двухцветный четверик имеет характерное для позднего классицизма
решение северного и южного фасадов. В простенках между тремя равновеликими
прямоугольными окнами нижнего света помещены пилястры дорического ордера.
Центральное окно венчает сандрик в виде полки; над боковыми - продолговатые
филенки. Над антаблементом пилястр расположено большое полукруглое окно
верхнего света, обработанное рустованной аркой, по сторонам которой находятся
большие круглые ниши. Стены алтарной части и трапезной прорезаны высокими
полуциркульными окнами и рустованы.
Оба здания составляли характерную для каменного культового строительства
XVIII-XIX вв. композицию: приземистая зимняя церковь и устремленная ввысь
летняя.
Комплекс культовых построек в Арефино дошел до нас в сильно искаженном виде.
Утрачены колокольня над западным притвором Рождественской церкви, верхняя часть
церкви Дмитрия Солунского, каменная церковная ограда. Однако и в таком виде он
остается историческим центром села, его архитектурным ядром.
СЕЛО СПАС
Примерно в четырех километрах от Арефино, на высоком берегу Ухры находится
старинное село Спас. Некогда оно было большим и многолюдным благодаря своему
расположению близ перекрестка сухопутной дороги из Романова в Пошехонье и
водного пути по Ухре, верховья которой находятся недалеко от города Данилова.
Село было вотчиной ярославского Толгского монастыря. Уже в XVI в. здесь
существовала деревянная Спасская церковь. В
В
В начале XIX в. формирование этого комплекса завершилось возведением высокой
четырехъярусной колокольни.
Никольская церковь - весьма архаичное для своего времени сооружение. Ее
основной объем в плане представляет прямоугольник, сильно вытянутый по оси
север-юг. С востока к четверику примыкала далеко выступавшая трехапсидная
алтарная часть с традиционными для XVII в. полуколонками; с запада -
двухстолпная трапезная. Обе эти части здания ныне утрачены. Сохранилась лишь
расположенная на продольной оси колокольня.
Основной четверик храма перекрыт лотковым сводом, на который поставлены пять
небольших декоративных глав на высоких тонких барабанах. Наружное убранство
Никольской церкви, как и ее композиция, отличаются заметным архаизмом.
Поверхность стен четверика оживляют поясок поребрика, украшавший цоколь,
широкие угловые лопатки, а также многообломный карниз, служащий основанием для
венчающего стены пояса из мелких кокошников, разделенных короткими плоскими
лопатками. Окна нижнего и верхнего света, имеющиеся лишь на южном и северном
фасадах, отмечены наличниками в виде простой прямоугольной рамки с округлым
завершением и едва заметными треугольными выступами по бокам, отдаленно
напоминающими уши барочных наличников.
В интерьере храма сохранились фрагменты росписи гризайлью, выполненной в первой
половине XIX в. Композиции, на библейские сюжеты помещены в оригинальных
восьмигранных медальонах в нижней части свода. Пространство над ними заполнено
живописной имитацией нишкессонов и помещенных в них лепных розеток и головок
херувимов.
Колокольня Никольской церкви - характерное произведение классического стиля, не
лишенное и отдельных черт барокко. Ее прорезанный арками массивный нижний ярус
оформлен спаренными пилястрами тосканского ордера, второй ярус декорирован
колоннами на углах четверика, а также по сторонам арочных пролетов звона.
Антаблемент второго яруса увенчан треугольными фронтонами с дентикулами. Третий
ярус колокольни обработан спаренными колоннами коринфского ордера на срезанных
углах четверика и ионическими полуколоннами по сторонам проемов; четвертый
представляет собой глухой кубический объем, грани которого украшены крупными
парными волютами, а фасады имеют круглые ниши, в которых прежде помещались
циферблаты часов.
Колокольня завершалась утраченным ныне высоким граненым куполом криволинейных
очертаний и шпилем с.яблоком и крестом. В целом в ее архитектуре явно
повторяются некоторые особенности рыбинской колокольни.
СЕЛО ТРОИЦА
На шоссе, ведущем в Пошехонье, на двадцать шестом километре, находится село
Троица, где сохранилась выстроенная в
В XIX в. это поселение стало именоваться - село Троица. Ныне существующая
Троицкая церковь
По своей архитектуре Троицкая церковь в Подъяблонном погосте несколько
напоминает вы¬строенную в 1750-е гг. Тихвинскую церковь в усадьбе Н.И.
Тишинина. Дополнительный ярус небольших окон, заметная вытянутость четверика по
оси север-юг, применение рустованных лопаток на углах здания, сходство в
рисунке наличников - все это сближает оба памятника. И хотя верхняя часть
Тихвинской церкви решена иначе - это не мешает говорить о близости строительных
приемов. По-видимому, церковь в Подъяблонном Погосте была выстроена той же
местной строительной артелью, что и Тихвинская церковь.
Памятник дошел до наших дней с большими утратами: разобрана апсида, растесаны и
лишены наличников многие окна, снесен верхний ярус колокольни. Исчезла также
каменная галерея на столбах, соединявшая храм с располагавшейся неподалеку
богадельней. Выстроенная, видимо, еще в первой половине XIX в., она придавала
Троицкой церкви большое своеобразие.
В интерьере храма сохранились росписи первой половины XIX в. в технике
гризайль. Композиции на евангельские сюжеты помещены на фоне пышной
архитектурной декорации, также выполненной средствами живописи. Некогда здесь
находился двухъярусный иконостас, увенчанный распятием. Фрагментарно
сохранились и росписи в трапезной, выполненные маслом в
ПОГОСТ
НИКОЛА-НА-ЛАПУШКЕ
Ухра, сильно разлившаяся в нижнем течении из-за близости водохранилища, служит
границей Рыбинского района. Здесь, рядом с устьем притока Ухры - реки Лапушки,
в
Весь раннеклассический декор Никольской церкви решен в низком рельефе, что
соответствует общему облику храма, отмеченному печатью лаконизма и суровости.
Несомненно, на современном виде сказался и ремонт здания, выполненный в
Важнейшей артерией рыбинского края была река Черемуха. В XVII-XVIII вв. земли к
юго-востоку от Рыбной слободы именовались Черемошской волостью или Черемхой.
Здесь, по берегам реки и ее притоков располагались села и погосты, где до сих
пор встречаются памятники каменного и деревянного зодчества.
Выше Рыбинска берега Черемухи становятся исключительно живописными: холмы,
поросшие соснами, открытые до самого горизонта дали, прихотливые излучины реки.
АЛЕКСАНДРОВА ПУСТЫНЬ
В десяти километрах от Рыбинска, на холме, у впадения в Черемуху речушки Йоды,
расположено село Михайловское. Отсюда, направившись по старому, ныне
полузаброшенному тракту на Большое село, можно, преодолев еще около десяти
километров проселочной дороги, добраться до села Александрова пустынь. Здесь
сохранился самый древний памятник Рыбинского района -каменная церковь Троицы, возведенная
около
Троицкая церковь дошла до наших дней с большими потерями. Сохранился лишь ее
основной объем - сильно вытянутый по оси север-юг высокий четверик, перекрытый
лотковым сводом, на котором установлены три небольших шатра. Изначально храм
имел большую трехапсидную алтарную часть и двустолпную трапезную. К
северо-западному углу трапезной примыкала шатровая колокольня. В конце XVIII в.
у северной стены трапезной был построен придел в честь Михаила Архангела,
частью которого стал нижний ярус колокольни. В первой половине XIX в. к
западному фасаду трапезной была пристроена паперть; пол храма был выложен
чугунными плитами, закрывшими древний кирпичный настил.
По своему объемно-композиционному решению Троицкая церковь принадлежит к
распространившемуся уже в первой половине XVI в. типу монастырских трапезных
церквей. Помещение трапезной использовалось по прямому назначению - как место
братской трапезы, на которой присутствовали все иноки. Позднее, когда монастырь
был закрыт, она стала служить теплой зимней церковью. Особенно удобными
трапезные церкви были в зимнее время, когда тепло, поступавшее из трапезной,
обогревало и самый храм. Такие трапезные в XVI-XVII вв. обычно строились
двухэтажными, что давало возможность для размещения внизу хозяйственных
помещений и кухни. Однако бедный лесной монастырь, видимо, не имел достаточно
средств для возведения двухэтажного каменного здания.
Внешнее убранство Троицкой церкви отличается необычном для второй половины XVII
столетия суровым лаконизмом. Плоскости фасадов оживляют лишь широкие угловые
лопатки, узкие, как бойницы, окна и небольшие квадратные ниши киотов. Три
невысоких, тесно сдвинутых шатра выглядят несоразмерно малыми по сравнению с
громадой основного объема. Однако прежде - до утраты трапезной, колокольни,
алтарных апсид - соотношение различных частей здания было иным. Прежний облик
Троицкой церкви запечатлел в своих рисунках известный ярославский краевед И.А.
Тихомиров, побывавший в Александровой пустыни в конце XIX в. Правильное
представление об изначальном виде Троицкой церкви может дать и типологические
очень близкая к ней трехшатровая церковь Владимирской Богоматери в Ярославле
(1670-1678).
СЕЛО ЕЛОХОВО
Интересные памятники можно увидеть в селе Елохове. Под названием Ильинское оно
известно с начала XVII в. Как и многие другие села в Черемошской волости,
Ильинское принадлежало в XVI - начале XVII вв. известному боярскому роду
Мстиславских. Последний в роде князь Ф.И. Мстиславский в
До наших дней хорошо сохранился состоящий из двух храмов и колокольни
живописный ансамбль, расположенный на окраине села, на высоком берегу реки
Черемухи. Пятиглавая трапезного типа церковь Успения Богоматери возведена в
Ныне облик Успенской церкви отличается крайней сдержанностью декора. Такой она
стала после перестройки в
К югу от Успенской церкви находится церковь Владимирской Богоматери. Она была
выстроена в
Владимирская церковь привлекает не только изяществом силуэта, но также богатым,
хотя и несколько архаичным для своего времени декором. Простые по рисунку
детали (поясок поребрика, треугольные наличники окон) и более сложные
(наличники с килевидным завершением, тройной поребрик) - сливаются в едином
мажорном звучании. Особой изысканностью отличается рисунок наличника на
северном фасаде четверика.
Однако можно заметить, что новая эпоха все же наложила свой отпечаток на облик
храма. Так, например, наличники уже не столько выступают над поверхностью
стены, сколько заглублены в ее толщу - прием, характерный для первой половины
XVIII в.
Как и многие другие ярославские храмы XVIII в. Владимирская церковь имела
росписи не только внутри, но и снаружи. На восточной грани восьмерика
сохранилось ложное окно, служившее своего рода киотом для фрески.
Успенская и Владимирская церкви составляют прекрасный ансамбль. Тяжеловатая
приземистость первой оттеняет, подчеркивает стремительный взлет объемов второго
храма. Несомненно, строители Владимирской церкви учитывали архитектуру
соседнего здания. Весь комплекс прекрасно вписывается в излучину реки Черемухи.
СЕЛО БАЛОБАНОВО
Из памятников, расположенных по берегам Волги выше Рыбинска, наибольший интерес
представляет Успенская церковь села Балобаново, возведенная на холме, у
подножия которого шел бичевник - бурлацкая тропа по самой береговой кромке.
Ныне церковь оказалась у городской черты Рыбинска. По своему
объемно-пространственному решению она принадлежит к широко распространившемуся
во второй половине XVIII в. в западных уездах Ярославской губернии типу
двухэтажных пятиглавых приходских храмов с продольно-осевой композицией
объемов. К основному трехсветному четверику с востока примыкает далеко
вынесенная алтарная часть, а с запада - трапезная, над сводами которой
поднимается трехъярусная колокольня. Вход в нижнюю Никольскую церковь устроен
на западном фасаде трапезной; на второй этаж ведет лестница, помещенная в
юго-западном углу здания. Наружное убранство храма выполнено в формах барокко.
Полуциркульные окна основного объема и трапезной декорированы характерными для
этого стиля наличниками сложных очертаний, сандрики которых в двух нижних
ярусах окон решены в виде плавной кривой с короткими полочками на концах, а в
верхнем в виде лучкового фронтона.
На всю высоту по краям северного и южного фасадов четверика помещены тосканские
пилястры; венчает фасады сложный антаблемент с фигурными филенками в поле
фриза, с пояском из зубчиков и с сильно вынесенным карнизом с модульонами.
В оформлении трапезной и алтарной части храма применены поэтажно расположенные
парные пилястры тосканского ордера и венчающий антаблемент.
Стройная колокольня декорирована с использованием тех же приемов. По сторонам
арочных пролетов нижнего яруса звона помещены спаренные пилястры на высоких
постаментах; антаблемент имеет развитый карниз с раскреповками. Арочные пролеты
второго яруса звона украшены такими же пилястрами, но уже одинарными; над
антаблементом размещен треугольный фронтон. Верхний ярус представляет собой
перекрытый граненым куполом высокий четверик, стороны которого слегка выгнуты
наружу, а углы обработаны крупными парными волютами, несущими многообломный
карниз с раскреповками. На всех сторонах четверика устроены круглые окна, в
которых прежде помещались циферблаты часов. Все сооружение венчалось утраченным
ныне высоким шпилем.
В интерьерах верхней летней Успенской церкви сохранился резной иконостас
классического стиля, увенчанный треугольным фронтоном. Стенописи, среди которых
выделяются помещенные в восьмигранные медальоны композиции на евангельские
темы, были выполнены в академической манере в
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский