РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Борисов Н.С. Покровский
собор и культ преподобного Сергия Радонежского // Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной
конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14 октября
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.
Н.С. Борисов
ПОКРОВСКИЙ СОБОР И КУЛЬТ ПРЕПОДОБНОГО
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Благоговение перед
памятью преподобного Сергия Радонежского было характерной чертой духовного
мира молодого Ивана IV. В этом настроении личные мотивы накладывались на
семейную традицию. Троицкий монастырь с молитвенной целью неоднократно
посещали отец и дед первого русского царя. Они обращались к «великому старцу»
главным образом по семейным вопросам. Василий III и Елена Глинская ездили в
Троицу помолиться о чадородии и о здравии долгожданного наследника престола.
Иван IV смотрел на дело шире. В отличие от своих предков он стал основателем
традиции регулярных богомольных путешествий (как конных, так и пеших)
московских самодержцев в Троицкий монастырь 1). Он превратил почитание святого
Сергия из московского семейно-династического дела в официальный обшегосударственный культ.
Источники свидетельствуют
о том, что наивысший энтузиазм в почитании преподобного Сергия Радонежского
царь Иван проявлял именно в 50-е годы XVI в. Это было время крупных успехов во
внутренней и внешней политике России, время становления Ивана IV как
самостоятельного и неординарного правителя. Свои успехи царь приписывал
покровительству небесных сил вообще и «игумена земли Русской» в частности.
Почитание святого Сергия
первым русским царем имеет свою динамику и мотивацию. Беспокойный характер
юного царя проявлялся в постоянной тревоге по поводу как реальных, так и мнимых
опасностей. Среди прочего Ивана IV рано начала беспокоить проблема
преемственности верховной власти. Интересы государства требовали ясной
перспективы престолонаследия. Вспомнив семейное предание о том, как преподобный
Сергий Радонежский предсказал Софье Палеолог рождение сына Василия во время ее
пешего богомолья в Троицу, Иван осенью
Летом
Однако
особое почтение государя к преподобного Сергию Радонежскому остается
неизменным. Оно
ярко проявилось во время победоносного казанского похода. 23 августа
Троицкий игумен Гурий
активно участвовал в церковной поддержке победоносного похода Ивана IV на
Казань. Подражая преподобному Сергию Радонежскому, он отправил вслед
московскому воинству двух иноков, просфору и святую воду 5).
Во время решающего штурма
Казани царь молился перед образом преподобного Сергия Радонежского 6). После
победы он вновь приходит в эту церковь для благодарственной молитвы 7).
Казанская история сохранила устные рассказы (возможно, исходившие из Троицкой
обители) о чудесном явлении преподобного Сергия на улицах Казани перед штурмом
8). Он подметал улицу и говорил, что скоро ждет гостей.
После взятия Казани царь
Иван сделал широкий жест в духе аскетической традиции преподобного Сергия
Радонежского. Он приказал раздать все золото и драгоценности, взятые в
захваченном городе, своим воинам, не взяв себе ничего 9).
Возвращаясь из казанского
похода, Иван едет через Нижний Новгород и Балахну во Владимир. По дороге он
получил весть о рождении долгожданного сына. И в этом царь увидел небесную
милость святого Сергия. Переполненный радостными чувствами, Иван решает
немедленно совершить благодарственный молебен в Троицком монастыре. Из
Владимира через Суздаль и Юрьев Польской он едет к Троице.
Возвращение Ивана в
Москву по Троицкой дороге превратилось в триумфальное шествие. Согласно Летописцу начала царства, при вступлении в Москву царь
облачился в златотканые парадные одеяния, возложил на голову шапку Мономаха и в
таком виде пешком пошел от Сретенского монастыря до Кремля 10). Согласно Казанской истории, царь шел пешком только от Фроловских ворот Кремля до Успенского собора 11). Второе
кажется более вероятным. Но как бы там ни было, это
запомнившееся москвичам явление победоносного молодого государя во всем блеске
его ритуального облачения знаменовало собой не только формальное (таковым было
венчание на царство в январе
После тяжелой болезни,
перенесенной царем Иваном в марте
В
сентябре
Лето
Эта поездка в Троицу,
как, впрочем, и все остальные, сопровождалась передачей монастырским властям
значительных денежных средств для строительства и
украшения обители. На царские вклады в 1540-е годы была
выстроена каменная стена вокруг монастыря, в
15 мая
В
сентябре
Отражением ревностного
почитания царем Сергия Радонежского стало возведение троицкого
игумена в сан архимандрита и предоставление ему почетного первого места среди
других настоятелей русских монастырей. Это произошло в январе
Об особом расположении
Ивана IV к Троицкому монастырю свидетельствует не только Летописей начала
царства, но также источники, связанные с обителью святого Сергия. На основании
монастырской Вкладной книги подсчитано, что из обшей
суммы денежных вкладов в обитель «на долю царских вкладов при Василии III
приходится менее полутора процентов (90 руб.), при Иване IV 23,5% (19252 руб.)».
И это далеко не окончательный итог. «Вкладная книга явно
фиксирует далеко не все царские вклады (не отмечены даже ежегодные посещения
царской семьей Троицкого монастыря, которые предусматривали обязательные
пожертвования, в том числе и денежные)» 20).
Итак, особое почитание
Иваном IV преподобного Сергия Радонежского не подлежит сомнению. Однако
возникает вопрос: почему эта сторона личной религиозности царя Ивана не нашла
отражения в символике Покровского собора - главного памятника казанской победе?
Первым,
лежащим на поверхности объяснением служит тот факт, что благодарность царя своему небесному
заступнику и помощнику воплотилась в самостоятельном каменном храме -
Сергиевской церкви на подворье Троицкого монастыря в московском Кремле. Она была построена в
Это был незаурядный и по
размерам и по отделке храм, игравший важную роль в панораме московского Кремля.
Полагают, что шатровая Сергиевская церковь послужила одним из
образцов («переводов»), которыми руководствовались строители Покровского
собора 22).
И все же ссылка на
Сергиевскую церковь не исчерпывает вопроса. Почему среди девяти алтарей
Покровского собора не нашлось места для столь чтимого Иваном IV образа Сергия
Радонежского? В поисках ответа на этот вопрос следует обратиться к самой
концепции посвящения престолов Покровского собора.
Отмечая мемориальный характер
церквей Покровского собора, источники не сообщают, какие именно события
Казанского похода связаны с тем или иным посвящением их престолов. На это обратил внимание уже один из первых исследователей истории
собора священник Иоанн Кузнецов, высказавший и некоторые предположения на сей
счет 23). Позднее исследователи выстроили довольно убедительную схему
соответствующих толкований. Однако уже В.Л.Снегирев отметил, что посвящения
двух престолов из девяти не поддаются однозначному истолкованию. «Памятниками какого события или событий были церкви Варлаама Хутынского и Входа в
Иерусалим, пока не выяснено» 24).
Почему же в соборе
нашлось место для престола во имя новгородского чудотворца Варлаама
Хутынского - и не нашлось для любимого москвичами
Сергия Радонежского? Почему весьма традиционное, обычное посвящение церкви
Входу Господню в Иерусалим оказалось более актуальным, чем воспоминание о
святом покровителе московских государей?
Полагают,
что митрополит Макарий предполагал использовать будущий
собор с церковью Входа Господня в Иерусалим для совершения торжественного
обряда «шествия на осляти», при котором храм должен
был играть роль дольнего Иерусалима 25). Однако конкретно-историческая схема посвящения
престолов Покровского собора заставляет искать первопричину этого посвящения
не в замыслах митрополита, а в истории Казанского похода.
Эта история (как и
история любой военной кампании) имеет ключевые хронологические точки: принятие
решения о начале войны, важнейшие моменты боевых действий и торжественное
возвращение государя в свою столицу. В настоящее время нет ясного понимания
того, когда имели место и каким образом были увековечены первый и последний
моменты Казанского похода. А между тем, летописи дают своего рода «подсказку»
для решения этой задачи.
Обратимся к событиям
весны
Пытаясь реконструировать
ход событий, необходимо учитывать и специфику поведения молодого царя, решения
которого нередко носили характер эмоциональных всплесков, вызванных
религиозными переживаниями. Охваченный благочестивым воодушевлением великого
праздника, Иван в этот день принял свое личное решение о начале небывалой
«священной войны» против врагов креста. Он сам должен повести христианское
воинство и исполнить долг первого православного царя. (Возможно,
в этот день царь дал обет, исполнением которого стала собственноручная закладка
государем Благовещенского собора в Казани уже через день после взятия города 28).)
Следующий день, 26 марта,
прошел в собеседованиях царя с узким кругом доверенных лиц. Решение о начале
новой (третьей после походов 1550 и
На следующий день, в
вербное воскресенье 27 марта
Заручившись
принципиальным согласием Думы, царь в последующие дни провел еще ряд совещаний
в расширенном составе. Однако это уже были скорее ритуальные, чем реальные
дискуссии. Присутствие там глухонемого царского брата Юрия и 16-летнего кузена
Владимира Старицкого придавало этим «советам» семейный характер. Бояре
проявляли верноподданнические чувства, советуя государю поберечь себя и не
ходить на войну. Одновременно шла разработка московскими воеводами конкретного
плана кампании. Именно эти военно-практические совещания
отметил летописей под хронологической меткой «тоя же весны, апреля» 29).
День Благовещения, когда
Иван в молитвенном порыве принял судьбоносное решение о казанской войне,
остался в его памяти. Равным образом и день, когда Москва узнала о решении
Боярской думы начать большую войну с «врагами креста» (воскресенье, 27 марта)
остался в памяти юного самодержца. И праздник этого дня - Вход Господень в
Иерусалим - стал в один ряде другими памятными
посвящениями престолов Покровского собора.
Не забыт был и день
недели - воскресенье. Второй по значению после
Благовещенского собора храм в Казани, построенный вскоре после победы и
носивший мемориальный характер, был освящен в честь Воскресения Христова 30).
В этой связи вспоминается
примечательный эпизод из истории покорения Новгорода - возведение Иваном III и
его главными воеводами двух обетных приделов
Архангельского собора московского Кремля. Один из них был освящен в честь
Воскресения Христова, другой - во имя апостола Акилы.
Битва на реке Шелони произошла в
воскресенье, 14 июля
Одна из четырех малых
церквей Покровского собора была освящена во имя новгородского подвижника Варлаама Хутынского. На первый
взгляд это решение царя и митрополита выглядит странным. День
памяти этого святого - 6 ноября 32). В этот день источники не отмечают
каких-либо выдающихся событий, связанных с казанским походом. И все же память Варлаама Хутынского появилась в
идейной программе Покровского собора отнюдь не случайно.
В этой связи заслуживает
особого внимания дата торжественного возвращения Ивана IV в Москву из
Казанского похода.
Летописей начала царства
в редакции Никоновской летописи не содержит этой
даты. Сообщается лишь о том, что 8 ноября, «на Михайлов
день», царь в Грановитой палате устроил пышный и
многолюдный трехдневный прием для московской знати и участников похода 33).
Там происходила щедрая раздача наград отличившимся
под Казанью. Летописей начала царства в редакции
Искомую дату находим в
«Казанской истории». «Въехав же великий самодержец благоверный царь князь
великий Иван Васильевич во царствующий свой в преименитый град Москву месяца ноября в 1 день, на память
святых безеребреник Козмы
и Дамиана» 36). Однако известно, что «Казанская история» была создана более
десяти лет спустя после событий и точностью хронологии не отличается. С
календарной точки зрения вторник 1 ноября
Разумеется, царь не
всегда мог соблюдать «правило выходного дня». Жизнь диктовала свои сроки.
Однако только выходной день давал возможность собрать на торжества простой народ.
А между тем воспитательное значение таких торжеств для
народа очевидно. Исходя из этого, можно предположить, что царь Иван
торжественно въехал (а частично - вошел пешком) в свою столицу в воскресенье, 6
ноября. Дата «Казанской истории» (1 ноября) может быть связана со вступлением
в Москву передовых отрядов далеко растянувшегося по узким дорогам царского
войска. Известно, что царь при въезде в город обычно
находился где-то в середине процессии 40). Кроме того,
въезду государя в данном случае предшествовали толпы пленных казанцев во главе с казанским «царем» 41).
Дата 6 ноября вполне
согласуется логикой ситуации. Грандиозные торжества требовали всесторонней
подготовки. Размах замыслов сталкивался с нерасторопностью исполнителей.
Установленные сроки не выдерживались. В этой ситуации царь не спешил
возвращаться в Москву. Он не хотел оказаться в неловком положении хозяина,
ожидающего вместе с гостями, пока слуги накроют столы и подготовят пиршество.
Как руководитель, он предпочитал, чтобы все собрались и ждали только его.
Поэтому царь несколько задержался в Троице и в Тайнинском,
пропуская вперед войска и двор. Всеобщее нетерпение увидеть победоносного
государя и приступить к празднованию победы достигло апогея. В этот момент
Иван и прибыл, наконец, в Москву (6 ноября). Город вышел навстречу ему в
порыве всеобщего восторга.
Два дня, оставшиеся на
подготовку пира и списка царских подарков, были оптимальным сроком. Иван не
желал долго оставлять в Москве победоносное войско, содержание которого
создавало много проблем. Почтив и наградив участников похода, он спешил
поскорее отправить их по домам.
Но если предположить, что
царь торжественно вступил в Москву в воскресенье 6 ноября, - то святым этого
дня был именно Варлаам Хутынский.
И посвящение одного из престолов в Покровском соборе Варлааму
Хутынскому в этой связи было вполне естественным
решением.
Помимо Варлаама Хутынского, в
месяцесловах той эпохи день 6 ноября содержит память Павла Исповедника,
архиепископа Царьградского 42). Однако заказчик Покровского собора царь
Иван указал на Варлаама Хутынского
как главного святого этого дня. И на то были веские причины.
Для Новгорода Варлаам Хутынский (ум. 6 ноября
Во
время приезда в Новгород великого князя Василия II зимой 1460/61 гг. поклонение
гробнице Варлаама Хутынского
было официально названо одной из главных религиозных задач путешествия 45). Расположение новгородского святого
к московским знатным гостям было засвидетельствовано чудом с «постельником
князя великого» по имени Григорий. Отвезенный для поклонения
гробнице святого в Хутынский монастырь, тяжело
больной юноша по дороге скончался, но был чудесным образом возвращен к жизни
«угодником святым Варлаамом» 46).
Признание московскими
властями чудодейственной силы новгородского угодника сопровождалось встречным
«жестом вежливости» - постройкой в Новгороде по распоряжению архиепископа Ионы
надвратной каменной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм был освящен 25 сентября
Этот диптих запечатлен и
в послании митрополита Макария выступившему на Казань
царю Ивану. Святитель призывает на помощь государю всех почитаемых Русью
святых в определенном порядке и сочетании. Среди прочих он
призывает «преподобных и богоносных отец наших и чюдотворнов Сергия и Варлаама...»
48).
Связь церквей Варлаама Хутынского и Входа
Господня в Иерусалим с памятными датами Казанского похода позволяет
утверждать, что схема, положенная в основу идейной концепции собора, была
последовательно и всецело мемориальной. В этой схеме не было места для
престола во имя преподобного Сергия Радонежского. И потому благодарность царя
«великому старцу» воплотилась в самостоятельном храме - Сергиевской церкви на
Троицком подворье.
И все же было бы неверно
думать, что Покровский собор не имеет никаких духовных связей с культом Сергия
Радонежского. Но связь эта выглядит неявно, опосредованно, через ключевой для
Сергиевского культа образ Святой Троицы.
В этой связи знаменательно
посвящение престола в одной из больших церквей Святой Троице. Этот образ витает
над героями Казанского похода. Одержав победу благодаря
небесной помощи святого Сергия, «поиде государь нарь съ кресты по стенам градскым и освятя град во имя святыя живоначалныя Троица» 49).
Культ Троицы прямо
ассоциировался с образом Сергия Радонежского - «ученика Пресвятой Троицы»,
инициатора широкого почитания этого образа в Северо-Восточной Руси. Примером
может служить история постройки собора в городке Себеже на границе Московского
государства с Литвой. В начале
В разговорном языке того
времени слово «Троица» было кратким именованием обители преподобного Сергия
Радонежского. Так называл монастырь и сам царь в послании к
кирилловским инокам 51).
Здесь уместно вспомнить
мнение одного из первых исследователей истории Покровского
собора священника Иоанна Кузнецова. Он полагал, что
первоначальный обетный храм в честь взятия Казани
был заложен уже весной
Позднее возникла идея
возведения на смену ему Покровского собора. Общая концепция символики
престолов в каменном соборе требовала освятить главную церковь во имя Покрова
Богородицы. Но по привычке москвичи еще долго называли новый собор Троицким.
Все вышеизложенное
позволяет сделать некоторые выводы. На поставленный в заглавии работы вопрос о
связи Покровского собора с культом Сергия Радонежского можно ответить скорее
отрицательно. В четкую схему посвящения престолов собора, построенную на
главных хронологических точках Казанского похода, образ святого Сергия явно не
вписывался. Связь этого образа с символикой Покровского собора ощутима лишь на
уровне теологическом, где почитание Пресвятой Троицы ассоциируется с почитанием
«ученика пресвятой Троицы» преподобного Сергея Радонежского.
1) Борисов Н.С. Некоторые истоки религиозно-политических взглядов Ивана Грозного // Особенности российского исторического процесса: Сборник статей памяти академика Л.В.Милова. М., 2009. С. 1 61.
2) Там же. С. 158.
3) Вопрос о том, насколько полно отражают московские летописи той поры (Летописец начала царства) богомольные походы государя, не имеет однозначного ответа.
4) ПСРЛ. М., 2000. Т.13. С. 205.
5) Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. М., 1985. С. 494.
6) ПСРЛ. Т.13. С. 216.
7) Там же. С. 220-221.
8) Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. С. 500.
9) ПСРЛ. М., 2005. Т.20. С. 532.
10) ПСРЛ. М., 2009. Т.29. С. 112-115.
11) Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. С.548-550.
12) Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999. С. 212.
13) Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской церковной иерархии XVI века // Богословские труды. М., 1997. Вып. 33. С. 65.
14) ПСРЛ. Т.13. С. 245.
15) Там же. С. 270.
16) Там же. С. 273.
17) Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СТСЛ. 1910. С. 7-8.
18) Там же. С. 8.
19) Там же. С. 320.
20) Николаева С.В. Троице-Сергиев монастырь в XVI - начале XVIII вв.: Вклады, вкладчики, состав монашеской братии. Сергиев Посад, 2009. С. 71.
21) Снегирев В.Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М., 1953. С.59-61.
22) Там же. С.59.
23) Кузнецов И. Еще новые летописные данные о построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1896 год. Кн 2. Раздел «Смесь». С. 34.
24) Снегирев В.Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. С. 32.
25) Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990. С. 183.
26) ПСРЛ. Т. 13. С. 177; Т. 20. С. 493.
27) Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С. 127. Прим.1.
28) ПСРЛ. Т.13. С. 221; Т. 20. С. 532.
29) ПСРЛ. Т.13.С. 177; Т. 20. С. 493.
30) Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. С. 536.
31) ПСРЛ. Т. 12. С. 137.
32) Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1997. Т. 2. Святой Восток. С. 346.
33) ПСРЛ. Т.13. С. 227.
34) ПСРЛ. Т.20. С. 538.
35) Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. М., 2008. Т. 2. С. 371; Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 260.
36) Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. С. 560.
37) ПСРЛ. Т.29. С. 80; Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. С. 458.
38) ПСРЛ. Т.29. С. 85.
39) Там же. С. 86.
40) ПСРЛ. Т.13.С. 220; Т. 20. С. 531.
41) Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века. С. 546.
42) Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т.2. С. 345-346.
43) ПСРЛ. Т.16. М., 2000. Стб. 201.
44) ПСРЛ. Т.З. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000. С. 402.
45) ПСРЛ. Т.16. Стб. 200.
46) Там же.
47) Там же. Стб. 199.
48) ПСРЛ. Т.29. С. 87.
49) ПСРЛ. Т.13. С. 221.
50) ПСРЛ. 29. С. 132.
51) Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века. С. 164.
52) Кузнецов И. Еше новые летописные данные о построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора. С. 30.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский