РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Брунов Н.И. О хорах в древне-русском зодчестве. В кн.: Тр. Секции теории и методологии (социологической). РАНИОН. М., 1928. Вып. 2. С. 93-97. Все права сохранены.
Материал отсканирован, отформатирован и предоставлен библиотеке «РусАрх» С.В. Заграевским. Все права сохранены.
Н.И. Брунов
О ХОРАХ В ДРЕВНЕ-РУССКОМ ЗОДЧЕСТВЕ
Архитектура оформляет жизнь, создавая оболочку над движениями человека, которые являются ядром зодчества, обрастающим архитектурными формами. Памятники зодчества давно минувших эпох, это – скорлупа, лишенная своего содержания. Понять древние здания можно лишь в том случае, если удастся воссоздать наполнявшую их жизнь и проследить нити, связывающие эту жизнь с архитектурными формами. Здание, это – отпечаток, след человеческой жизни. Строение общества непосредственно отражается в архитектуре1.
Настоящая заметка касается исключительно древне-русского зодчества. Одной из ее задач является – показать на конкретном примере то совершенно особое значение, которое имеет для социологического анализа древне-русская церковная архитектура. В противоположность к гражданскому зодчеству, памятники которого служили вместителями жизни отдельных лиц или отдельных классов, только церкви были рассчитаны на все слои общества, представители которых одновременно присутствовали на богослужении и поэтому становились в то или иное соотношение друг к другу.
До сих пор остается не отмеченным, как он того заслуживает, очень крупный и важный факт в истории древне-русского церковного зодчества. Чрезвычайно любопытный признак, относящийся отнюдь не к деталям того или иного здания, а затрагивающий самую основу архитектурного организма, заставляет разбить памятники XI–XVII вв. на две больших группы, при чем эта классификация является не только систематической, но и исторической.
Мы говорим о хорах, которые господствуют в древне-русском зодчестве до XV в., в то время как для архитектуры, начиная с третьей четверти XV в., характерно отсутствие хор.
Можно указать несколько церквей до XV в., не имеющих хоры.
Сюда относятся: ц. Ильи в Чернигове2
Смысл хор в древне-русском зодчестве состоит в выделении внутри церковного здания замкнутого помещения, открывающегося в главную часть. Пространство храма распадается на две друг с другом не сообщающиеся половины, связанные лишь алтарем и происходящим в нем богослужением. Как нижнее помещение, так и верхнее, рассчитаны на то, чтобы вмещать людей, присутствующих при богослужении, но необходимо выйти из храма, чтобы попасть из одной из этих частей в другую. Нижняя половина сообщается с пространством вне храма, с улицами и площадями города через три двери на уровне земной поверхности. В эти двери стремится народная толпа, входит всякий, кто хочет. Хоры – привилегированная часть храма, это – зала для знатных, с хор почти вовсе и не видно кишащей глубоко внизу толпы, а сквозь пролеты арок, отделяющих хоры от остального пространства храма, вырисовываются спокойные, мощные арки и погруженные в полумрак величественные ниши абсид. Хоры – помещение для княжеской семьи, изображенной на соответствующих стенах киевской Софии, для двора и феодальной аристократии. На хоры ведут переходы непосредственно из дворца, в других случаях имеются башни, примыкающие снаружи к церковному зданию (Спасский собор в Чернигове, собор Михайловского монастыря в Киеве, пристроенные позднее башни Киевской Софии и т. д.). В хорах Киево-Черниговских и Владимиро-Суздальских церквей феодальный строй нашел себе чрезвычайно яркое выражение. Отпадение хор обусловлено исчезновением феодальной аристократии. Композиция, типичная для соборов XVI и XVII вв., является выражением совершенно другого строения общества. Внутреннее пространство стадо единым: царь и патриарх имеют свои особо выделенные места перед иконостасом, передняя часть церкви занята знатью, сзади толпится народ. В этой группировке людей, собравшихся на богослужение, отразилось совершенно новое соотношение знати и низших слоев населения, которое давно отмечено в истории русской культуры11.
XV в. – эпоха падения в древней Руси феодального
строя12. Самый древний известный храм в московской области –
Успенский собор в Звенигороде
Обратимся теперь к памятникам XV–XVII вв. с хорами. Об Архангельском соборе 1505–1509 гг. не стоит упоминать в этой связи, так как его западное деление занято не хорами, а замкнутым помещением, открывающимся в главную часть только небольшим окном. Очень интересно сохранение целиком системы владимиро-суздальских хор в московском Благовещенском соборе. В противоположность Успенскому собору, этой официальной парадной зале, Благовещенский собор является интимной молельной царского семейства, хоры которой были связаны переходами с дворцом. Хоры и позднее встречаются в дворцовых церквах, особенно интересны здания в подмосковных Тайнинском и Алексеевской XVII в., а также постройки конца этого столетия, особенно церковь в Филях. Сюда же относятся некоторые постройки частных лиц, например, Строгановская церковь в Нижнем Новгороде, храм в Дубровицах Голицына и др. Появление композиции хор вновь в перечисленных памятниках второй половины XVII в. связано с характерной для этого столетия реставрацией феодального строя и подготовкой нового феодализма XVIII в.16, тем более что на протяжении XVI в. хоры не встречаются, а Московский Благовещенский собор, строенный псковичами по центрально-русским образцам, является отголоском старого. Однако нужно иметь в виду глубокое различие хор до XV в. и в конце XVII в. Монументальное зодчество московской Руси не знает хор, официальные соборы остаются, подобно московскому Успенскому собору, простыми залами. Хоры появляются в индивидуальных постройках царя и знати, из обширных помещений, из церкви в церкви они превратились в небольшие ложи17.
Не следует забывать, что хоры являются понятием
«иконографическим». С феодальным строем связан только известный тип хор, вернее
– известная композиция внутреннего пространства, включающая хоры. Ошибкой было
бы думать, что каждая форма хор объясняется непременно элементами феодального
строя. Достаточно указать в этом смысле на хоры в византийской и западно-европейской
архитектуре, где они подчас должны быть истолкованы совершенно по иному. Мы в
настоящей заметке сознательно ограничились древне-русским зодчеством, но и в
его пределах необходимо указать на трактовку хор, совершенно отличающуюся от
рассмотренной. Отчасти уже в Чернигове, но главным образом в Полоцке и в
новгородско-псковской области, хоры феодального зодчества претерпевают глубокую
переработку. В Чернигове и Полоцке намечающийся процесс объясняется
примитивизацией архитектуры, огрубением и провинциализацией некоторых зданий, в
которых ясно выразился их народный характер. Я имею в виду Елецкую церковь в
Чернигове нач. XII в. и собор Спасского монастыря около
Полоцка первая половина XII в., в которых угловые
деления отделяют глухими стенами от главной части и устраивают в них молельни
или приделы, так что в одноэтажную часть здания открывается только средняя
часть хор (ср. отчасти еще Кирилловскую церковь в Киеве
Примечания
1. Ср. В. Фриче. Социология искусства. М.-Л. 1926. Стр. 20.
2. П. Лашкарев. Церкви Чернигова и Новгорода-Северска. Труды XI археологического съезда в Киеве. II. М. 1902. Стр. 146 слл.
4. П. Лашкарев. Остатки древней церкви в городе Переяславе. Церковно-археологические очерки. Киев. 1898. Стр. 221 слл.
5. Н. Полонская. Археологические раскопки В. В. Хвойка 1909–1910 гг. в местечке Белгородке. Труды московского предварительного комитета по устройству XIV арх. съезда. М. 1911. Стр. 59. слл.
6. И. Фундуклей. Обозрение Киева. Киев. 1847. Табл. 29.
7. А. Некрасов. Византийское и русское искусство. М. 1924, рис. 114, 115.
8. N. Вrounoff. Un nouveau type
d’église dans
9. В. Суслов. Памятники древне-русского зодчества..
10. Всеволодова пристройка вся была разделена деревянным настилом на два этажа; как в здании Боголюбского, так и при Всеволоде, хоры соединялись переходами, соответствовавшими середине западного фасада, с соседними постройками.
11. В. Ключевский. Курс русской истории. II. Петроград. 19183. Стр. 193 слл. Он же. История сословий в России. Петроград. 1918. Стр. 112 слл.
12. Н. Рожков. Русская история. III. М. 1922. VII.–М. Покровский. Русская история с
древнейших времен.
13. Н. Брунов. Собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода. Труды этнографо-археологического музея I М. Г. У. М. 1926. Стр. 18 слл.
14. N. Вrounoff. Due cattedrale
15. Интересно вспомнить в связи с этим указание на роль церкви в образовании российской монархии. См. М. Покровский. Русская история с древнейших времен I. М.7, стр. 185 слл.
17. Ф. Горностаев. Барокко Москвы (у И. Грабарь. Ист. Русск. иск., II), рис. на стр. 428, 438, 441, 444.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский