РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник:
Брусницына А.Г. Городище Усть-Войкарское. Начало изучения. В кн.: Угры.
Материалы VI-го Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов
Западной Сибири" (9-11 декабря
В полевом сезоне 2003 года Ямальская археологическая экспедиция ИИиА УрО РАН приступила к стационарным раскопкам на городище Усть-Войкарском в Шурышкарском районе ЯНАО. По письменным источникам XVII-XIX вв. памятник известен как Войкарский городок. Изучение его только начато и цель данной статьи – представить круг источников, имеющихся в нашем распоряжении на начальном этапе исследования и обозначить круг проблем, встающих вокруг этого археологического и исторического памятника.
Название «Войкар» происходит из языка коми-зырян и означает «ночной городок». У остяцкого населения этого района поселение называлось «Ай вож пай» - «маленький городок». Любопытно, что в данном случае не гидроним дал название населенному пункту, как это обычно бывает, а наоборот: р. Войкар, в устье которой находится городок, приняла его название. У остяцкого населения река называлась Ай вож еган, то есть «Маленького городка река». Этот факт требует объяснения. Он свидетельствует, с одной стороны, о большой важности городка для населения бассейна реки, с другой стороны, возможно, о довольно значительном возрасте поселения. Вопрос о времени и условиях появления поселения на месте Войкарского городка – один из наиболее важных в исследовании памятника.
Первое письменное
упоминание о Войкарском городке относится к концу XVI – началу XVII вв. и
содержится в материалах Г.Ф. Миллера. Это грамота
Е.В.Переваловой
проанализированы материалы ревизий конца XVIII – середины XIX вв. В
Е.В.Перевалова отмечает также, что в конце XVII века именно в Войкарском городке в числе 53 плательщиков вносили ясак самодийские группы, проживавшие по рр. Сыня и Войкар (Перевалова, 2002, с. 40). Таким образом, исторические сведения позволяют считать Войкарский городок одним из наиболее крупных остяцких городков Обдорской волости в XVII – первой половине XIX в., который в то же время отличала тесная связь с самодийским населением волости.
Е.В.Перевалова выделяет 4 этапа в формировании этнодемографической картины на территории Обдорского и Куноватского княжеств. Эта работа выполнена исследователем на основании анализа большого объема собранных ею этнографических и фольклорных данных о фамильно-родовом составе нижнеобских хантов. Однако, в каждом районе, ограниченном бассейном какого-либо крупного притока Оби, эта картина имеет свои особенности.
К коренному исконному населению бассейна р. Войкар Е.В.Перевалова относит самодийский компонент, который фиксируется в качестве субстрата, растворившегося в пришлой угорской среде к концу XVIII века (с. 42). Наиболее значительными миграционными потоками угорского и коми-зырянского населения, отразившимися на формировании фамильно-родового состава войкарских хантов были западные (уральские) волны переселений. В то же время, южные потоки миграций (шедшие по Оби), сыгравшие значительную роль в формировании нижнеобских хантов, мало отразились на войкарской группе. Первая западная волна, которую Е.В. Перевалова связывает с формированием группы мось ёх, отмечена на Войкаре появлением фамилий, относящихся к роду Нёрапса ёх. По легенде их предок зырянин Нёрапса ху («человек, ничего не имеющий») переселился из-за Урала (с. 44). Вторая уральская волна – миграция этнической группы лев охаль – связана с пришельцами с верховьев рек Северная Сосьва и Ляпин. Е.В. Перевалова приводит легенды о войне войкарских хантов с пришлыми людьми лев ёх (сосьвинский народ). В связи с этими переселенцами в легендах упоминается и городок Ай вож пай. Так, по одной из легенд, Ай вож пай был основан богиней Хорам ур не – «Лесной Красавицей», имевшей облик лосихи и относившейся к пантеону божеств, почитаемых одной из групп лев охаль. Потом, по легенде, богиня ушла в Паль вож (Пельвожский городок), а хозяином Ай вож пай оставила своего сына (с. 51). В другой легенде городок упоминается, как уже существующий. В ней идет речь о том, как на жителей реки Войкар пришли с войной ай лев ёх (малой Сосьвы народ), спасся один только человек-Гагара. Далее герой переходил из одного поселка в другой и везде заставал одну и ту же картину: «…весь народ перебит – весь мир спит». Последним среди перечисленных населенных пунктов упоминался Ай вож пай, где тоже все жители оказались перебиты. Здесь человек-Гагара «собрал большое войско с Оби, лесных деревень людей и оленных людей» и отомстил вождю ай лев ёх. В заключение легенды сообщается, что «от человека-Гагары все войкарские ханты произошли» (с. 47-48). При этом Е.В.Перевалова на основании некоторых аналогий предполагает, что «в образе Старика-гагары выражены культовые характеристики древнего таежно-самодийского населения», т.е. упоминавшийся выше самодийский субстрат (с. 48-49).
Таким образом, фольклорные сведения позволяют предполагать, что, во-первых, коренное население бассейна р. Войкар было смешанным угорско-самодийским, и самодийский субстратный пласт здесь был ярко выражен. Кроме того, можно предполагать участие коми-компонента в формировании войкарской группы хантов. Во-вторых, городок мог быть основан пришлым угорским населением и переживал за свою историю, вероятно, неоднократные периоды упадка и запустения, после чего восстанавливался.
В качестве археологического памятника
Войкарский городок упоминается впервые в конце XIX века в работах К.Д. Носилова
и И.Я. Словцова. К.Д. Носилов пишет о двух «курганах», расположенных на левом
берегу р. Обь близ юрт Войкарских «вышиною до
В 1993 году памятник был впервые подробно обследован разведкой Н.В. Федоровой и Е.И. Кочегова. Из разрушений культурного слоя на площадке и склонах городища был собран подъемный материал: фрагменты костяных и деревянных изделий, шерстяной ткани, а также фрагменты керамики конца I – начала II тыс. н.э. (Косинская, Федорова, 1994, с. 58-59). В 2003 году на памятнике начаты стационарные исследования.
Памятник находится в
Основные задачи, которые мы ставили перед собой в первый год раскопок – получить представление о стратиграфии, характере культурного слоя памятника и выяснить, является ли ложбина у подножия холма остатками оборонительного рва или имеет естественное происхождение. Раскоп общей площадью 84 кв.м был заложен на западном склоне холма у его северной оконечности в виде траншеи, ориентированной с запада на восток. Верхний сектор раскопа расположился на склоне холма, нижний – пересек ложбину у подножия холма.
В нижнем секторе
культурные напластования были изучены полностью. Общая мощность их составила от
70-
Нижним сектором раскопа
установлено, что ложбина у подножия холма имеет естественное происхождение. В
участках на западном склоне ложбины вскрыты остатки четырех конструкций типа
мостков или настилов. Все они были устроены одинаково: вдоль по направлению
склона ложбины (ЮВ-СЗ) выложены бревна, доски и части различных деревянных
конструкций. Настил 1 залегал в толще слоя щепы конца XIX в., на глубине 20-
На дне ложбины в ее
средней части на глубине ок.
Культурный слой городища
в верхнем секторе раскопа оказался сплошь сложен неперегнившей щепой, опилками,
прутьями, соломой, остатками растений и т.п. и соответствовал выделенному в нижнем
секторе второму культурному горизонту. Он также содержал горелые прослойки и
линзы. Местами между этим слоем и дерном фиксировалась тонкая прослойка серого
почвенного горизонта, соответствовавшего оторфованному слою нижнего сектора. На
глубине 15-
Стена фиксировалась в виде
цепочки столбов (точнее, их оснований высотой 20-
В
|
|
|
|
В верхнем секторе раскопа
удалось изучить культурные остатки на глубину 70-
Средний культурный горизонт, по-видимому, связан с поздним периодом существования городка и может быть предварительно датирован по находкам двух деревянных игрушек – бердыша и сабли – по определению А.П. Зыкова, точных копий предметов вооружения русских казаков в конце XVI – начале XVII вв. Предположительно, слой мог накапливаться до середины XIX в. Нижняя дата горизонта не ясна, поскольку на склоне он не был изучен полностью. Датировка нижнего горизонта затруднена из-за его минимальной изученности. Однако можно отметить, что в его пределах были найдены несколько предметов, составляющих в коллекции ранний комплекс, в т.ч. фрагменты бронзовой отливки XII-XIV вв., фрагмент иранской чаши с циркульным орнаментом X-XI вв., серебряный булгарский перстень, датированный Н.В. Федоровой XIV веком, а также три фрагмента керамических сосудов сайгатинского типа (XII-XIV вв.). Следовательно, нижний культурный горизонт может быть предварительно отнесен к XI-XIV вв. В раскопе были взяты пробы древесины для проведения дендрохронологического анализа, и мы рассчитываем, что в скором времени будут получены конкретные датировки изученных конструкций и культурных горизонтов.
Таким образом, археологические данные, полученные в первый год раскопок на городище Усть-Войкарском, в целом подтверждают сведения исторических и фольклорных источников. Нам представляется весьма перспективным дальнейшее изучение памятника археологическими раскопками. Очевидна также необходимость проведения специальных дополнительных исследований по этнографии и фольклору региона с целью выявления сведений о памятнике, а также целенаправленного поиска исторических источников, которые позволили бы более уверенно реконструировать архитектурные детали и постройки городища. Мы надеемся, что дальнейшее разностороннее изучение этого археологического и исторического памятника позволит выработать новые принципы сопоставления данных археологии, этнографии, фольклорных и письменных источников. После того, как на городище будет получена уверенная сквозная стратиграфия и датировки, возможно, это даст основания для датирования выделенных Е.В. Переваловой этапов в этнической истории нижнеобских хантов, что в свою очередь позволит по-новому взглянуть на историю Нижнего Приобья в позднем железном веке.
[1] Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 01-01-00412а
[2] Современный п. Горнокнязевск
[3]Высота ок.
[4] Ок.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский