РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Брюсова В.Г. О времени построения Успенского собора на Городке Звенигорода. Все права сохранены.
В. Г. Брюсова
О времени построения Успенского собора на Городке Звенигорода
В городе Звенигороде сохранились памятники зодчества и живописи раннемосковского времени выдающегося историко-художественного значения. Это - Успенский собор на Городке, собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря и относящиеся к древнейшему периоду фрагменты росписи двух храмов, а также иконы так называемого Звенигородского чина, ныне находящиеся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Большинство из них связывается с именем звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Дмитрия Донского.
Самый
ранний из архитектурных памятников - собор на Городке, по мнению большинства
исследователей построен около
Исключением
стала попытка передатировать время построения храма М. А. Ильиным, высказавшим
предположение, что активная строительная деятельность Юрия должна быть отнесена
не к концу XIV-началу XV столетия, но к концу второго десятилетия XV в.
Разворот строительных работ в Звенигороде автор прямо и непосредственно связал
с политической ситуацией, сложившейся после
Изучение
исторических обстоятельств эпохи создания Успенского собора, как и сравнительный
анализ архитектуры храма с другими памятниками этого круга, заставляют
критически отнестись как к первой, предложенной исследователями дате около
Прежде всего, можно ли рассматривать крупные работы в Звенигороде конца XIV-начала XV в. как мероприятие местного значения? Известно, какое внимание Дмитрий Донской уделял созданию кольца укреплений вокруг Москвы - в городах Коломне, Серпухове, Можайске, Рузе, Звенигороде. Дмитрий построил здесь укрепленное городище, передал в удел второму сыну Юрию.
Летописи
упоминают с
Убедительным доводом в пользу более ранней даты построения собора на Городке может служить сама архитектура храма. Успенский собор Звенигорода принадлежит к числу немногих, сохранившихся до наших дней памятников раннемосковского зодчества, еще тесно связанного с традициями архитектуры Владимире-Суздальской Руси. Связь раннемосковской архитектуры с зодчеством Владимира находится в общем русле культурно-исторической преемственности. В основу принимается четырехстолпный крестово-купольный тип храма из белокаменной кладки с забутовкой, но при этом создается новое конструктивное и образное решение здания. Постройка приподнимается на высоком цоколе, что делает ее более импозантной; главный куб увенчивается кокошниками килеобразной формы в два яруса, соответствуя ступенчатому покрытию сводов, с постепенным переходом от основного объема здания к барабану купола. Верх храма становится более живописным, нарядным, масса постройки приобретает динамичность. Тело здания посередине опоясано декоративным пояском плоской резьбы. В целом появляется заметно выраженная тенденция к усилению пластичности, и это новое качество становится ведущей линией развития русского зодчества в последующие два-три столетия. Здесь эти особенности выражены, однако, в меньшей степени, чем в последующих памятниках.
Собор на Городке является как бы переходным от владимирских храмов к московским: в нем есть еще хоры, как это было принято в княжеских храмах, а декоративный поясок вверху барабана близко напоминает оформление Дмитровского собора во Владимире.
Наибольшее
сходство собор на Городке обнаруживает с церковью Рождества Богоматери
Московского Кремля с приделом Лазаря
Следует отметить особенность плана собора на Городке - расширение расстояния между столпами в центре, чем создается широкий средний и узкие боковые нефы, способствуя единству внутреннего пространства. Восточная пара столпов значительно сдвинута в сторону алтарных апсид, не соответствуя лопаткам боковых фасадов. Этот прием образует как бы вогнутую линию размещения иконостаса, смягчая перспективную деформацию изображений к краям иконостасной стены и создавая условия для лучшей его обозримости. Возможно, дело не обошлось без пожеланий иконописцев при разработке конструкции храма. Стройные пропорции собора на Городке, сближающие его с храмами Владимира, воспринимаются особенно изысканными благодаря его расположению на возвышенности у обрывистого берега7.
Нам не
представляется убедительным мнение о том, что фрески в соборе появились сразу после
построения храма. Успенский собор был расписан, по-видимому, после
Примечания
1. Даль Л. В. Звенигородский Успенский собор//Вестник Общества древнерусского искусства. 1874. Кн. 1-3. С. 14-16.
2.
Леонид, архим. Звенигород и его соборный храм с фресками//Сборник Общества
древнерусского искусства на
3. Максимов П. Н. К характеристике памятников московского зодчества XIII-XV вв.//МИА. М.; Л., 1949. Т. 2. N 12. С. 210-214; Огнев Б. А. 1) Успенский собор в Звенигороде на Городке//МИА. М., 1955. N 44. С. 20-58; 2) Некоторые проблемы
раннемосковского зодчества//Архитектурное наследство. М., 1960. N 12. С. 50-52; и др.
4. Ильин М. А. 1) Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976. С. 87; 2) К датировке "Звенигородского чина"//Древнерусское искусство XV-начала XVI вв. М., 1963. С. 83-93.
6. Максимов П. Н. К характеристике памятников московского зодчества... С. 210-214; Огнев Б. А. Успенский собор в Звенигороде... С. 20-58; Воронин Н. Н. Два памятника архитектуры XIV века в Московском Кремле//Из истории русского и
западноевропейского искусства. Материалы и исследования. М., 1960. С. 23-51.
8. Брюсова В. Г. Андрей Рублев. С. 22-26, 82-98.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский