РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Булкин В.А. О посвящении ранних черниговских храмов. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://my.chernigov.net. Все права сохранены.
В.А. Булкин
О посвящении ранних черниговских храмов
В качестве исторического
источника архитектура выступает не только как технико-технологическое,
функциональное и художественное единство. Печать времени несут и названия
культовых сооружений, отражая предпочтения и установки общественного сознания
определенных исторических периодов. Черниговские храмы XI - начала XII вв. -
соборы Спасо-Преображенский, Успенский Елецкого монастыря и Борисоглебский -
позволяют конкретизировать это положение.
Каменные храмы занимали ключевые позиции в
ансамбле города. Их постройка была заметным событием церковной и государственной
жизни. Не случайно летописи с завидным постоянством отмечают постройку почти
каждого каменного здания. На ранних этапах истории древнерусского зодчества
значимость каменных сооружений была особенно заметной и потому, что они были
большой редкостью, резко выделяясь на фоне сплошной деревянной застройки, и
потому, что они занимали важнейшие позиции в социальной топографии города. В
камне возводились, прежде всего городской собор, храм на княжеском дворе,
монастырские соборы. Посвящение столь важных для города храмов невозможно
отнести к разряду случайностей.
Фактором чрезвычайной значимости в деле храмового
строительства был социальный статус заказчика. Большая часть возведенных в этот
период зданий принадлежит строительной инициативе князя. Его верховенство в
государственных делах, активное участие в церковно-политической жизни,
культурный кругозор и нравственный облик оказывали непосредственное воздействие
на развитие зодчества, определяли многие существенные особенности отдельных
зданий. Это относится и к названиям храмов.
Древнерусские князья прекрасно сознавали
внушительную "илу архитектуры, ее способность в концентрированном виде
воплощать и утверждать идеи большой социально-культурной и религиозной
значимости. Одновременно зодчество позволяло князю укрепить свой личный
престиж, обрести прижизненнуюславу и посмертный почет. Недаром летописцы в
похвальном слове князьям среди их главных деяний называют строительство
каменных храмов. "Любовь ненасытна о зданьих" - черта, отмеченная летописцем
у князя Рюрика Ростиславича - была присуща большинству крупных государственных
деятелей домонгольской Руси.
Древнейшая каменная постройка Чернигова -
Спасо-Преоб-раженский собор - принадлежит начальному этапу отечественной
архитектуры, времени распространения и закрепления в общественном сознании
главных христианских ценностей, которые персонифицируются, прежде всего, в
образах Христа и Богоматери. В этот период остро переживаются те стороны
христианского учения, которые связаны с чаянием вечной жизни, преображением
человеческого естества и воскресением. Новый, просветленный христианской
истиной, человек обретает подлинную духовную полноту и вместе с ней сознание
своего особого положения в сотворенном Богом мире. Благодатное, софийное начало,
одухотворяющее и благоустраивающее все стороны жизни, переживается с невиданным
эмоциональным подъемом, глубоко и благодарно. Лучше всего об этом
свидетельствует пафос "Слова о законе и благодати" митрополита
Илариона, Преображающая жизнь София-Премудрость становится объектом культа и
как умозрительная субстанция, и в ее образных конкретизациях Христа и
Богоматери. С полной определенностью об этом свидетельствуют посвящения
большинства храмов конца X - середины XI вв. (Богородица Десятинная в Киеве,
Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы Киева, Новгорода и
Полоцка). Даже храмы, построенные по обету, подтверждают эту тенденцию (ц.
Спаса-Преображения в Василеве и ц. Богородицы в Тмутаракани).
В дальнейшем, во второй половине XI-XII вв.,
наметившаяся тенденция закрепляется, прежде всего, в строительстве Богородичных
храмов. Немалую роль в утверждении Богородичной темы сыграл авторитет
Киево-Печерского монастыря и выдающиеся архитектурные качества Успенского
собора, построенного в 1073-1077 гг. В этом контексте следует рассматривать
посвящение Успению Богоматери и собора Елецкого монастыря. Тема Успения
становится своего рода программой для городских соборов конца XI - начала XII
вв. (Ростов, Суздаль, Смоленск) и для последующего строительства храмов такого
назначения (Галич, Владимир Волынский, Рязань, Владимир на Клязьме, Ярославль).
Градозащитную функцию посвящения Успенских храмов справедливо отмечал Д. С.
Лихачев.
Вторая половина XI - начало XII вв. - это время
углубляющейся христианизации Руси. В общественной жизни заметно возрастает роль
монашества, интенсивно развивается монастырское строительство. В роли
инициаторов каменного строительства в монастырях выступают прежде всего князья.
Монастырские потребности, частные по отношению к государственным, ставят перед
архитектурой особые задачи, что находит отражение как в
объемно-пространственном решении зданий, так и в их посвящении.
В гораздо большей степени, чем на предыдущем
этапе, христианская идея персонифицируется. Посвящение храма обнаруживает
непосредственную зависимость от личности того или иного князя, который
апеллирует не к общей идее, а к ее конкретному носителю, святому-покровителю
личности или сословия, которому личность принадлежит. Доминирует посвящение св.
воинам, небесным патронам заказчиков. Своими названиями храмы этого времени
акцентируют идею воинской доблести, подчеркивают активное победоносное начало в
христианстве. Показательно посвящение многих храмов Михаилу Архангелу.
В XII веке образ св. воина осмысливается глубже и
своеобразнее. В его лике словно проступают черты страдальца за правду, кроткого
и смиренного. Тема мученика в посвящении, храмов получает своего рода санкцию
после канонизации Бориса и Глеба и постройки посвященного им храма-мавзолея в
Вышгороде (
Вслед за вышгородским храмом в
Итак, рассмотрев посвящения наиболее древних
храмов, мы приходим к выводу, что освоение христианства Русью носило
последовательный характер и было тесно связано с конкретно-историческими
потребностями древнерусского общества, которые своеобразно преломлялись в
княжеском заказе и посвящении каменных храмов. Посвящения древнейших соборов
Чернигова наглядно отражают этот процесс.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский