РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Булкин В.А., Прудников О.А. Храм Рождества Иоанна Предтечи в бывшем селе Каменные Поляны. В журн. София, № 1, 1998. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://sophia.orthodoxy.ru. Все права сохранены.
В.А. Булкин, О.А. Прудников
ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В БЫВШЕМ СЕЛЕ КАМЕННЫЕ ПОЛЯНЫ
На современной границе Лужского района Ленинградской области и Батецкого района Новгородской области до войны существовала деревня Каменные Поляны. Во время войны деревня была разорена и ныне по дороге из Машковых Полян в Вольные Кусони об исчезнувшей деревне напоминают лишь строения скотного двора, да окруженная зарослями кустарника и деревьев полуразрушенная церковь с кладбищем вокруг нее. Каменный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи снаружи и особенно внутри имеет следы варварского разрушения, впрочем не мешающие уяснить типологические и стилистические особенности постройки. Несколько лет назад храм привлек внимание сотрудников областной инспекции охраны памятников и ленинградских реставраторов, получив должную историко-архитектурную оценку и датировку 16 веком. Выполнен обмер здания, подготовлена документация для его реставрации (И.П.Любарова, О.В.Боровицкая), проведено архитектурно-археологическое исследование.
Крестово-купольный по типу, четырехстолпный трехапсидный храм поставлен на высокий сводчатый подклет. Широко расставленные опоры несут центральную главу, над юго-восточным компартиментом поставлена еще одна глава, подчеркивающая местонахождение придела. Несмотря на то, что полянская волость принадлежала новгородскому владыке, в архитектуре храма преобладают черты не новгородского, а общерусского зодчества. К ним относится двуглавие, широко распространенное в постройках конца 15-16 веков Белозерья и Москвы, а также повышенные подпружные арки в основании центрального барабана. Необычно выглядят стены храма: кирпичная кладка как бы инкрустирована плитами свободной конфигурации, создающими своеобразный живописно-архаический эффект. Скупые данные письменных источников позволяют проследить основные вехи истории храма, характер его перестроек и, кроме того, дают исходный материал для датировки первоначального здания.
Первое упоминание села и находящейся в нем церкви относиться к 1566 году. В писцовой книге Вотской пятины письма князя Петра Оболенского и Ивана Зюзина с товарищи село названо Высокими Полянами. В этой книге также впервые отмечается владелец полянской волости — новгородский владыка.1 Более ранняя история села по письменным источникам не прослеживается. Б.Д.Греков считал, что оно являлось собственностью новгородского Софийского дома уже во времена новгородской независимости, но документально подтверждения своего мнения не представил.2 Как бы то ни было, после присоединения Новгорода к Москве полянская волость принадлежала великому князю. В 1552 году Иван Грозный отдавал ее новгородскому архиепископу3, чьим владением она оставалась, вероятно, вплоть до учреждения Екатериной Второй штатов в 1764 году.4 В XVI веке Высокие Поляны находились в весьма выгодном географическом положении. Они располагались на Ивангородской дороге.5 Эта дорога существовала и в “домовской” период новгородской истории, соединяя Новгород с Пооредежьем и Средним и Нижним Полужьем, но наибольшее развитие она получила после строительства крепостей в Ивангороде, Яме, устье Нарвы и особенно во время “нарвского мореплавания”. После Смуты и Столбовского мира, закрепившего отторжение приморских земель Вотской пятины, Ивангородская дорога заглохла и Полянская волость оказалась на глухой окраине Новгородского уезда.
Сведения о времени строительства полянского храма содержатся в “Сказках священнослужителей Вотской пятины о времени постройки церквей и соблюдении богослужений в праздничные, воскресные и викториальные дни”. По показаниям причта полянской церкви она “построена при блаженныя памяти великом государе царе и великом князе Иоанне Васильевиче самодержице (так!) всероссийском при Макарии митрополите новгородском. А та церковь построена повелением его царьским; а в котором году того он священник с причетники ничего не знают”.6 Поскольку terminus post quem (1552 год) уже определен временем перехода Полянской волости во владение новгородского архиепископа, то сведения полянского причта могут быть использованы для вычисления terminus ante quem. Верхний хронологический предел строительства храма ограничен кончиной митрополита Макария, последовавшей 30 декабря 1563 года. Таким образом, создание в Полянах каменной церкви датируется временным промежутком между 1552 и 1563 годами.
Уже в 1582 году церковь “стоит бес пения”7, что связано с катастрофическим запустением новгородских земель в ходе затяжной Ливонской войны. В царствование Феодора Иоанновича служба в храме была восстановлена8, но при этом каких-либо существенных ремонтных работ, скорее всего , не производилось. Есть основания предполагать разорение церкви в Смутное время. В упоминавшихся “Сказках” имеется дата, не связанная с контекстом — описание полянского храма заверено следующим образом: “коя (церковь) и доныне стоит благополучно, 7121-го году”.9 Возможно, в 7121 (1613) году имело место освящения храма, но и на этот раз сколь-нибудь значительных объемов строительных работ не обнаруживается. По всей видимости, освящение вызвано произошедшим во время разграбления церкви осквернением престола.
Крупные строительные работы проводились на рубеже XVII и XVIII веков. В это время были переосвящены престолы главного храма и придела, причем у последнего было изменено посвящение: первоначально придел посвящался новгородскому святителю Илье-Иоанну, после же переосвящения он стал Свято-Духовым. В “Книге переписной церковнослужителей, помещечьих, архиерейских, дворцовых крестьян, монастырских слуг и работников, ямщиков и другого населения Корельской и Полуцкой половины Вотской пятины Новгородского уезда” 1718 года упомянута деревянная паперть, в которой предполагалось размещение Климентовского придела, так, впрочем, и не освященного.10 Появление еще одного придела можно объяснить потребностью в теплой(зимней) церкви: в пользу этого предположения свидетельствует строительный материал постройки (в деревянном храме совершать богослужение зимой можно даже без отопительных устройств). Весь XVIII и первую четверть XIX века в Полянах не было теплого храма, хотя деревянная паперть с предусмотренным для него помещением существовала еще в середине XVIII века (она упомянута в описи 1750-х годов11). Во второй половине XVIII — первой четверти XIX века была сооружена деревянная колокольня (в 50-х годах XVIII века еще существовала первоначальная каменная звонница на западной стене основного объема церкви12).В 1827 году эта колокольня сгорела, выгорел и каменный храм13.
После пожара церковь подверглась самой крупной перестройке. Вместо первоначального двухглавия она получила пятиглавие; кровля основного объема была устроена на четыре ската, для чего разобрали закомары и вывели карниз; были пробиты новые оконные проемы и заложены старые; с запада к основному объему пристроили каменную паперть и колокольню. В подцерковье, первоначально использовавшемся как житница14, разместили теплый храм, посвященный епископу Митрофану Воронежскому. Все работы были завершены к 1834 году.15
Последующие перестройки имели локальный характер. В 1841 году был обновлен цоколь здания: стены внутри и снаружи “от низа вверх вышиною на 1 аршин обставлены тесаною плитою”, которая крепилась к стенам “Железными крюками”.16 В настоящее время отдельные участки этой лицовки сохранились только в интерьере основного объема. В 1849 году в теплом храме настелили каменный пол17 и установили три печи: две — в церкви и одну — в алтаре.18 При установке печей первоначальные конструкции здания подверглись новым разрушениям. Для дымоходов церковных печей были вырублены вертикальные штробы в западной стене и пробиты своды западных угловых компартиментов. Размещение алтарной печи в северной апсиде потребовало смещения первоначального проема, соединявшего эту апсиду с двухстолпным пространством, с оси северного нефа к югу.
Значительный строительный этап пока не имеет документального подтверждения. К этому этапу относятся работы по укреплению сводчатых и несущих конструкций, сильно деформированных после ремонта 1827-1834 годов. Укрепление здания было проведено двумя способами: увеличением или заменой каменной (кирпичной) кладки и дублированием или замещением связей верхней сводчатой системы. Для укрепления стен центральной апсиды также был применен бондаж. Вероятно, одновременно с этим укреплением был обновлен наружный цоколь: тесаные плиты заменены порядовой кладкой из камня и кирпича, покрытой цементной штукатуркой.
Самые поздние сведения о полянской церкви содержаться в ее клировых ведомостях за 1916 год. Новым фактом в них является локализация сторожки. В описи 1850 года есть ее описание: “сторожка сия каменная, оштукатурена и обелена, покрыта тесом и выкрашена масличною краскою. Она занимает пространства земли в одну сторону 2 1/2 сажени, а в другую только 2. Построена в 1839 году.19 Местоположение этой сторожки не известно. Очевидно, к 1916 году обособленная постройка сторожки была заманена пристройкой к паперти, поскольку в источнике 1916 года она описана следующим образом: “сторожка устроена в связи с притвором нижней церкви и под одною общею с ней кровлею”.20 Церковь была окружена каменной с деревянными решетками оградой, “заключающей в объеме до 57 погонных сажен”21, с каменными же “святыми воротами”22, о времени сооружения которых сведений нет.
Данные
архитектурно-археологического исследования дополнили строительную историю
храма. Сложенные из валунов на глине фундаменты здания заложены на глубину 1,2
—
С трех сторон храма
расчищена кладка из одного ряда валунов, сложенных без раствора (с запада
кладка перекрыта остатками притвора и колокольни). С южной и северной стороны
она отстоит от стены храма на
Кладка из крупных валунов к юго-западу от церкви имеет характер сплошной платформы фундаментного типа. О ее назначении можно будет судить после полного раскрытия. Примыкающие к платформе с севера и востока кладки из валунов в один ряд относятся, если не к первоначальному, то к достаточно раннему периоду существования храма и являются остатками пристроек к основному объему с юга и запада.
Итак, собранные материалы дают возможность довольно полно охарактеризовать историко-архитектурные особенности храма и ввести его в научный оборот как ранее неизвестную постройку середины 16 века.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский