РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Булкин В.А. «Приставник над делатели церковными» и организация каменного строительства в домонгольский период. В кн. «Проблемы археологии». СПб., 1995. С. 232–238. Все права сохранены.
Материал отсканирован, отформатирован и предоставлен библиотеке «РусАрх» С.В.Заграевским. Все права сохранены.
В.А. Булкин
«Приставник над делатели церковными»
и организация каменного строительства
в домонгольский период
История новгородского зодчества XII – начала XIII вв. в целом изучена довольно хорошо, хотя проблемы, связанные с отдельными памятниками, постоянно напоминают о таких сторонах историко-архитектурного процесса, которые нередко остаются в тени уже решенных вопросов. Так, полоцкая система кладки церкви Петра и Павла на Синичьей горе свидетельствует об участии в работе мастеров из Полоцка, при этом плановое и объемно-пространственное решение здания остается характерно новгородским. Причины подобного симбиоза, механизм связи между заказчиком, зодчим и организацией строительства, который приводит к столь необычному для новгородского зодчества результату, остаются непроясненными. Еще более поразительный пример – храм Пятницы на Торгу (1207), которую строил смоленский зодчий (Воронин, Раппопорт 1979:352), возведение стен начинали смоленские мастера, а продолжали и завершали строительство новгородские каменщики (Воронин, Раппопорт 1979:353). Конкретная подоплека появления в Новгороде храма, архитектурные формы которого не связаны с местной традицией и не выводимы из предшествующего архитектурного ряда, в деталях и до конца выяснена быть не может, но принципиальную возможность такого явления можно попытаться обосновать.
Еще одна группа вопросов возникает в связи со сроками строительства. Так, между закладкой церкви Благовещения (1103) и началом возведения Никольского собора (1113) проходит 10 лет. Вряд ли на постройку храма на Городище ушло 10 лет. Следовательно, необходимо предполагать какие-то работы, выполненные той же строительной артелью в другом месте, или же какое-то каменное строительство в Новгороде, не упомянутое летописью. Не следует исключать и самый простой вариант ответа: артель не вела в этот период каких-либо работ. Но в этом случае возникает другая трудность: перерыв в работе на несколько лет означает распад артели, а ее воссоздание после этого представляется проблематичным.
Диаметрально противоположная ситуация возникает после
Как пишет П.А.Раппопорт, более других разрабатывавший тему о строительных организациях в домонгольский период, артель – «термин… чисто условный, поскольку он гораздо более поздний» (Раппопорт 1994:124). Подобный терминологический экскурс совершенно необходим, поскольку в письменных источниках тема организации строительного дела не затрагивается. В летописных сообщениях на первом месте всегда фигурирует инициатор строительства, заказчик, на чьи средства осуществляется возведение здания. Крайне редко упоминается зодчий. Условность термина «артель» важно подчеркнуть еще и потому, что тень более позднего смысла, вкладывавшегося в это понятие, незримо присутствует при нашем оперировании древним материалом и способна активно деформировать представление о действительных отношениях между заказчиками и строителями, которые существовали в X–XIII вв.
Остается непроясненным вопрос о социальном статусе строителей и
артели в целом. Крайне расплывчато трактуется вопрос о сроках существования
артелей. Так, в Новгороде с начала XII в. и до
Как известно, на Руси в домонгольский период (в Новгороде до середины 30-х годов XII в.) главным заказчиком каменных зданий был князь. Может сложиться впечатление, что выполнявшая его заказ артель и мастера, входившие в ее состав, находились в зависимом от князя положении и, как следствие, появляется понятие «княжеская артель» (реже «епископская»), и с неизбежностью возникает образ ее «владельца». Однако феодально-зависимое положение мастеров-строителей не находит пока убедительного подтверждения. Князь Владимир «приведе мастеры от грек», зодчие собора Киево-Печерского монастыря сами приходят к игумену Феодосию, князю Андрею Боголюбскому «приведе... бог из всех земель мастеры», т.е. строители (по крайней мере зодчие) были людьми свободными, работавшими по найму. Весьма вероятно, что работники низовых звеньев и артель в целом находились в таком же положении. П.А.Раппопорт справедливо отмечал, что «трудно судить, в чьем непосредственном ведении находились строительные артели». Княжеский и епископский заказы выполняли, как правило, одни и те же мастера (Раппопорт 1994:133). Но далее следует вывод, который, на наш взгляд, находится в противоречии с предыдущей посылкой: «Очевидно, что большей частью они (строительные артели. – В. Б.) были княжескими, светскими, но иногда – церковными или даже монастырскими. Очень возможно, что порой такие артели существовали одновременно» (Раппопорт 1994:133). Таким образом, принадлежность строительной артели определенному «владельцу» или по крайней мере связь с определенным общественным институтом не ставится под сомнение.
Для понимания процесса подготовки строительства и его проведения важен, на наш взгляд, тот принцип связи, который объединял мастеров различных специальностей в один производственный коллектив. П.А.Раппопорт рассматривал артель как стабильное объединение ремесленников числом 20-40 человек, которое выполняло работу и по месту постоянного пребывания, и на выезде, как правило, полным составом. В виде исключения оговариваются случаи, когда артель выезжала в другой город неполным составом, набирая необходимых помощников на месте. Зодчий, обычно тесно связанный со своей артелью, мог при необходимости выезжать в другой город и возглавлять местную группу строителей (Раппопорт 1994:129–130). Если принять во внимание не исключение, а обычную практику, то в полном составе артель предстает своего рода специализированным передвижным производством, действующим на постоянной основе. Между тем каменное строительство относится к разряду сезонных работ, и жесткая производственная связь могла объединять членов артели лишь 5-6 месяцев в году. Не ясно, оставалась ли артель все остальное время на иждивении заказчика или владельца. Если это так, то стоимость строительства весьма существенно возрастала. Возможно, что на межсезонный период артель распадалась, и ее члены меняли род занятий. Проблему для понимания статуса артели создает и довольно частая смена князей, что прежде всего относится к Новгороду. Возникающие вопросы показывают, что реальный процесс организации строительства требует серьезных уточнений, а принцип, на основе которого предполагается функционирование артели, не является бесспорным. Возможно, следует допустить существование строительной организации на иных принципах, исключающих чрезмерную зависимость, как между членами коллектива, так и от предполагаемого светского или церковного иерарха – «владельца» артели. Показательно, что взаимоотношения князя и строителей рисуются как непосредственные, а положение последних вольно или невольно трактуется как феодально-зависимое: князь «передает», «забирает», «получает» мастеров (Раппопорт, Иоаннисян 1988:288-290), хотя характер его действий, на наш взгляд, вернее выражает глагол «собирает», при этом оттенок личного участия князя в таком деле следует устранить, предположив наличие должностного лица или посредника, которому по службе или по договору вменяется в обязанность заниматься организацией строительства задуманного князем (или другим заказчиком) храма. Ведь за летописными формулами, относящимися к возведению храма, – «заложи», «постави», «созда» предполагается инициатива определенного лица, финансирующего строительство, но нет указания на механизм реализации замысла. Предполагается, что заказчик был напрямую связан с артелью, ставил перед ней более или менее детализированную задачу, а за зодчим как главной артели признается исполнение, помимо сугубо профессиональных, еще и административно-распорядительных функций. Это положение нуждается, на наш взгляд, в уточнении.
Прежде всего вряд ли приходится говорить о принадлежности артели кому-либо, будь то князь, епископ или монастырь. Многочисленное по составу (20-40 человек) и, следовательно, дорогостоящее, в полном составе явно не отличающееся мобильностью, занятое на работе только в летние месяцы, такое подразделение не кажется способным к долговременному существованию даже при богатом княжеском дворе. Тем более, что можно допустить и другие, не столь громоздкие способы организовать строительство, которые не противоречили существовавшим социальным отношениям и производственной целесообразности. В пользу этого свидетельствует и более поздняя практика каменного строительства в таких не похожих по общественному устройству городах, как вечевой Псков и княжеская Москва. Имеются в виду работы по найму.
Целый ряд сообщений о таком способе организации дела имеется в
псковских летописях. «Приехал владыка Иван во Псков, и повеле Захарьи посаднику
нанять наймитов ставити костер над Псковью» (
Послемонгольская практика работ по найму не была нововведением. В
Проложном сказании об освящении церкви Георгия в Киеве, построенной при
Ярославе Мудром, рассказывается о ситуации, возникшей вскоре после ее закладки:
«.. .и яко начаша здати ю, и не бе многа делатель у нея; и ее видев князь,
призва тиуна; почто не многа у церкве стражющих. Тиун же рече: понеже дело
властельское боятся люди труд подимше найма лишени будут. И рече князь: да аще
тако есть, то аз сице створю… и возвестиша на торгу людем, да возмут каждо по
ночате на день. И бысть множьство делающих. И тако вскоре конча церковь»
(Памятники 1896, с. 58–59; Каргер 1961:234). О практике найма в этом отрывке
говорится как о само собой разумеющемся деле, подчеркивается лишь своеобразный
стимул для «делающих» – оплата работы в конце каждого дня. Правда, из контекста
следует, что речь идет не о специалистах по каменному делу, а о подсобных
рабочих (Раппопорт П. А., 1994:134). Тем более вероятно, на наш взгляд, что и
квалифицированные мастера были вольнонаемными. Ясно, что когда князь Владимир
посылает за строителями в Византию, а Андрей Боголюбский собирает их «из всех
земель», то тем самым осуществляется паем, как писали позже, «в службу великому
князю» за определенную плату. Подобная практика имела место как в отношениях с
иностранными, так и местными мастерами. Причем в некоторых случаях нанимаемые
работники предстают единой специализированной группой с руководителем во главе,
как упомянутая выше «дружина» кровельщиков псковича Федора. Такая же в принципе
ситуация зафиксирована в
Когда псковская летопись сообщает о том, что «псковичи наяша
мастеров», то это надо понимать в том смысле, что от имени города и его жителей
выступал особый представитель, которому было поручено вести дело, т.е. нанять
исполнителей, организовать их работу, производить расчеты с мастерами,
контролировать сроки исполнения и т.д. Если обратиться к московскому
строительству XV в., то такой
распорядитель работ называется в летописи предстателем, нарядчиком,
приставником. Характерной фигурой в этом роде был Василий Дмитриевич Ермолин,
(Соболев 1914:16–23), именуемый в летописи чаще всего предстателем. В связи с
закладной в
Есть основания полагать, что послемонгольская архитектурная практика лишь унаследовала традицию организации строительства, сложившуюся еще в XI – XIII вв. По крайней мере, термин «приставник» употреблен однажды в связи с храмом до-монгольского времени. В Житии Евфросиньи Полоцкой сообщается о возведении по ее заказу Спасского собора и называется «приставник над делатели церковными» по имени Иоанн (Памятники 1862, с. 175). И здесь мы имеем дело не с мастером, а с распорядителем и организатором строительства, посредником между заказчицей и непосредственными исполнителями ее замысла.
Нарядчик, судя по практике XV–XVI вв., – доверенное лицо
заказчика, его представитель, выполняющий посреднические функции, организующий
и, надо полагать, финансирующий строительство. В его обязанности, вероятно,
входило заключение договора (или договоров) с мастерами, координирование
действий между отдельными группами строителей, контроль за сроками исполнения и
качеством работ, денежные расчеты (Воронин 1934) и т. п. Предстателем мог быть
тиун (должностное, зависимое от князя лицо), монах (Иоанн из Полоцка),
возможно, даже посадник (Псков,
Предстатель должен был хорошо знать строительную ситуацию как в своем городе, так и за его пределами, в других городах и землях, иметь представление о количестве и качестве кадров, силами которых можно осуществить ту или иную постройку. К началу работ его усилиями создавалась группа строителей, объединенных одной целью и взятыми на себя обязательствами. Эту группу можно назвать артелью, но в несколько ином смысле, чем предлагал П.А.Раппопорт, поскольку объединение носило временный характер и распадалось с окончанием строительства. Организующей силой был не зодчий, а нарядчик, формировавший артель из свободных ремесленников, хотя в случае работы на князя или на монастырь в качестве подсобной рабочей силы могли привлекаться и работники, находившиеся в той или иной степени зависимости от заказчика.
В предлагаемом варианте артель перестает быть той довольно жесткой производственной структурой, о которой речь шла выше. Зодчий оказывается не главой артели, а одним из «наймитов», выполняющим свои сугубо профессиональные обязанности и не обладающим за их пределами какой-либо административно-распорядительной властью. С завершением строительства, выполнив взятые на себя обязательства, объединение мастеров прекращало свое существование, если другой или прежний нарядчик не начинал собирать строителей для выполнения нового заказа. Процедура «соединения» в артель повторялась, и уже на новой договорной основе в том же или несколько обновленном составе коллектив каменщиков снова принимался за работу. Известно, что в крупных городах каменное строительство не ограничивалось возведением одного здания и обретало нередко характер последовательного цикла. Тем самым создавались условия для постоянной занятости каменщиков. Предстатель сохранял устойчивые связи с заказчиком и исполнителями, «возрождая» на новой строительной площадке основной состав прежней группы. Благодаря этому создавались предпосылки для преемственной связи в технике и стилистике, перераставшей в устойчивую повторяемость приемов, форм, образов – так складывалась архитектурная школа. Единство и узнаваемость ее облика предопределяли художественный вкус и потребность заказчика в постройках определенного типа, преемственность в подборе кадров и организации работ нарядчиком, творческий почерк зодчего и мастерство исполнителей его задания. Каменное строительство в домонгольский период было делом дорогостоящим и потому довольно редким. По этой причине и предстательство как род деятельности не могло получить широкого распространения. Лишь в крупных городах, например в Новгороде, где социальные основы каменного строительства и материальные возможности для его осуществления были более благоприятными, такие предпосылки появляются. Уже в начале XII в. строительство в Новгороде ведется не только по княжескому заказу. Инициаторами возведения каменных зданий выступают игумены Антониева и Юрьева монастырей, церковь Федора Тирона (1115) строит некий Воигост. В зодчестве намечаются две линии, отличающиеся техническими, стилистическими и образными особенностями. На фоне близких по стилистике княжеских храмов (церковь Благовещения на Городище, Никольский собор, Георгиевский собор в Юрьеве монастыре) типологическими, техническими и декоративными особенностями выделяется Рождественский собор Антониева монастыря (Раппопорт 1982:68; Комеч 1978:61), построенный по заказу игумена Антония. Сходство с ним обнаруживает Иоанновский собор во Пскове. На строительстве этих храмов работали мастера с иным техническим и стилистическим почерком, чем у строителей княжеских соборов. Объяснить это можно тем, что игумен Антоний пользовался услугами другого нарядчика, чем князья Мстислав и Всеволод.
Широкий профессиональный кругозор предстателя – условие его
успешной деятельности. В случае нехватки местных мастеров он мог пригласить
строителей из других земель. Так в 1185–1192 гг. церковь Петра и Павла на
Синичьей горе возводят полоцкие мастера под руководством местного зодчего. А в
_______________________
Вал.А.Булкин. Архитектурно-строительная ситуация в новгородском зодчестве конца XII – начала ХIII в. // Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1987.
Вал.А.Булкин. Архитектура Пскова XII н. (вопросы датировки) // Программа «Храм»: Сборник материалов. СПб., 1993.
Вал.А.Булкин. Троицкий собор XII в. во Пскове // Проблемы изучения древнерусского зодчества. СПб., 1996.
А.И.Некрасов. Очерки по истории русского зодчества XVI–XVII вв. М., 1934.
Н.Н.Воронин, П.А.Раппопорт. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979.
Жития мучеников Бориса и Глеба // Памятники древнерусской литературы. Вып. 2. Пг., 1916.
М.К.Каргер. Древний Киев. В 2 т. Т.
А.И.Комеч. Два направления в новгородской архитектуре начала XII в. // Средневековое искусство. Русь. Грузия. М., 1978.
Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 2. Ч. 1. СПб., 1896.
Памятники старинной русской литературы. Вып. 4. СПб., 1862.
Полное собрание русских летописей (ПСРЛ).
Т.
Псковские летописи. Вып.
П.А.Раппопорт, О.М.Иоаннисян. О взаимосвязи русских архитектурных школ на рубеже XII и XIII вв. Студеница и византиjка уметност око 1200 године // Научни скупови Српске академиjе наука и уметности. Кн. 11. Београд. 1988.
П.А.Раппопорт. Строительное производство Древней Руси X–XIII вв. СПб., 1994.
П.А.Раппопорт. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1982.
Н.Н.Соболев. Русский зодчий XV в. Василий Дмитриевич Ермолин // Старая Москва Вып.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский