РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Бусева-Давыдова И.Л. Кремль и монастырь: к типологии архитектурных ансамблей. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" (М., 23– 26 ноября 1999 года). Все права сохранены.
Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.
И.Л. Бусева-Давыдова
КРЕМЛЬ И МОНАСТЫРЬ:
К ТИПОЛОГИИ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ
Древнерусские кремли и монастыри в градостроительном отношении обладают логическим сходством. Они представляют собой архитектурные ансамбли, иногда довольно крупные, где набор построек и способы их размещения во многом совпадают. Это объясняется функциональной близостью кремлей и монастырей: и те, и другие были предназначены для проживания людей и их защиты. Поэтому в них обязательно наличествовали жилые постройки, хозяйственные сооружения, стены (укрепления). И в кремле, и в монастыре обязательно находился собор. Близость внешнего вида и ряда функций этих ансамблей отмечалась иностранцами, писавшими, что русские монастыри подобны городам, а также отразилась в деловых письменных источниках, где укрепленные кремли и монастыри одинаково назывались "городами".
Однако степень сакральности кремля как светского градостроительного образования естественно, не могла быть равнозначной святости монастырской территории. Наиболее наглядно это проявляется в размещении соборов. В монастырях собор, воплощающий главную идею монашеской жизни, ставился вблизи геометрического центра ансамбля, на вход в него обычно ориентировались "Святые врата" обители. В кремлях встречалось много вариантов размещения соборов, но они обычно довольно сильно смещены по отношению к центру, и городские ворота не обязательно ориентируются на вход в собор. Особенно показателен, например, кремль Зарайска). В кремлях в постмонгольское время практически прекратилось строительство надвратных храмов, поскольку они ухудшали фортификационные качества ворот. В монастырях же надвратные церкви сохранились вплоть до XX в., так как функция обороны для монастырей была хотя и важной, но все же дополнительной. Есть некоторые основания предполагать, что в монастырских ансамблях раньше появились ограды правильных геометрических очертаний, что могло объясняться стремлением подражать как монастырям Афона, так и "граду праведных" - Горнему Иерусалиму. В то же время после уничтожения ряда городских укреплении в Новое время облик многих русских городов стали определять ансамбли монастырей и архиерейских домов. "Градоподобность" монастырей позволила им в некоторых случаях взять на себя роль общегородского композиционного центра.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский