РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Былинин В.Н., Былинина Н.И. И. Зарудный // Зодчие Москвы XV – XIX вв. М., 1981. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: litrus.net. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
В.Н.Былинин, Н.И.Былинина
И. ЗАРУДНЫЙ
Иван Петрович Зарудный — русский
художник широкого диапазона, один из основоположников нового направления в
русском искусстве XVIII столетия, автор проекта храма Архангела Гавриила на
Чистых прудах.
Место и год рождения Зарудного не
установлены. Известно лишь, по свидетельству русского историка С. М. Соловьева,
что И. П. Зарудный умер в
Жизнь и творческая деятельность
Зарудного проходили на фоне больших и знаменательных для всей России
исторических событий, когда Петр I начал решительное преобразование страны.
Выписывая из-за границы знаменитых
мастеров, Петр I в то же время всячески старался создать собственные кадры
зодчих, скульпторов, художников и т. п. Наиболее одаренные молодые люди
посылались в лучшие высшие учебные заведения Европы: они назывались
"петровскими пенсионерами".
И. П. Зарудный не принадлежал к числу
«пенсионеров», но, как отмечал И. Э. Грабарь, он "должен быть причислен к
самым замечательным художникам и культурным работникам 18-го века, ибо в его
лице, задолго до пенсионеров Петра Великого и учеников архитектурной школы при
Канцелярии строений, Россия имела уже серьезного, вдумчивого и высокоодаренного
мастера европейской выучки, не терявшего в то же время
связи с родной почвой…".
В основном работа Зарудного проходила
в Москве. Своеобразие определяющего архитектурного стиля Москвы этого периода
заключалось в том, что два его варианта — старомосковское и западное барокко —
существовали как бы одновременно. Блестящим памятником новомосковской
архитектуры стала Меншикова башня, создателем которой был И. П. Зарудный.
Меншиковой башней народ прозвал церковь Архангела Гавриила, "что на Чистом
пруду".
В
Башенная форма храма была подсказана
необычайным успехом Сухаревой башни, всего лишь за три года до того оконченной
к великой радости Петра I. Меншиков, уже тогда постигший искусство угадывать и
предупреждать царские желания, знал, что ничем другим он так не расположит к
себе Петра, как великолепным архитектурным сооружением, которое станет
украшением города.
Постройка началась в
Постройку этой церкви Меншиков
поручил Зарудному. Уже одно это показывает, что избранный им зодчий успел
зарекомендовать себя какой-то ответственной и значительной строительной работой.
Доныие сохранилась летопись церковных дел — так
называемый синодик — церкви Архангела Гавриила, обнаруженный русским историком
первой половины XIX века А. Ф. Малиновским. Этот документ, полностью
подтверждает авторство И. П. Зарудпого как архитектора
этого уникального здания.
В три года не могло быть закончено и
отделано столь внушительное по размерам сооружение, и потребовалось еще немало
времени. на доделки и
украшение его интерьеров. Но главная задача была выполнена: над древней
столицей поднялась башня, превысившая на полторы сажени (на 3,2 м)
колокольню Ивана Великого (высота ее с крестом
Принимавший деятельное участие в
разработке плана строительства Петербурга, он, видимо, по достоинству оценил
значение архитектурной идеи Зарудного. И возможно, именно это натолкнуло его на
мысль создать такую башню, которая, подобно вертикальной оси, поднялась бы над
новой столицей и была хорошо видна из разных уголков города. Архитектору Д. Трезини, которого Петр специально выписал из Дании для строительства
Петербурга, было поручено сооружение колокольни Петропавловского собора.
Соборный шпиль с фигурой парящего ангела имеет большое сходство со шпилем
московской башни Зарудного. О преемственной связи говорит и
своеобразное повторение крупных волют — характерной особенности церкви
Архангела Гавриила — в архитектурном оформлении Петропавловской колокольни, она
была заложена самим Петром I в день его рождения — 30 августа
До
В
Сгоревший третий восьмерик, его
длинный, уходивший в небо шпиль и стоявшая на последнем медная статуя Архангела
Гавриила с крестом в руке — все это значительно отличало прежнюю Меншикову
башню от нынешней.
Новое покрытие, довольно удачно
завершающее срезанную на целый ярус постройку, получило существующую теперь
форму в
В последующие годы Меншикова башня
несколько раз подвергалась реставрации.
Это сооружение, удивительно
гармоничное во всех своих деталях, имеет в плане крест и отчетливо выраженное
стремление вверх. Традиционным двускатным перекрытиям в форме полукружий, или «полуглав», как их называл Зарудный, зодчий дал дальнейшее
развитие, разработав богатый карниз, украшенный сухариками и овальными модульонами.
Декорация главного фасада здания
отличалась изысканностью: на фоне красных стен были расположены пилястры, тонко
профилированные наличники, затейливые пышные карнизы и барельефы. Отлично
исполненные детали орнамента пилястр, с головкой ангела вместо цветка,
гирлянды, венки, балясины — все это свидетельствует о подлинно творческом
подъеме художника, трудившегося над своим созданием с артистическим вдохновением.
Две огромные волюты, подобно мощным контрфорсам, поддерживают хрупкий портик
над входом. Построив Меншикову башню, И. П. Зарудный явил миру не просто
великолепный образец новомосковского зодчества, он
создал и поныне чарующую зрителей "стройную архитектурную поэму".
Зарудный много строил как до
сооружения Меншиковой башни, так и после нее. Документально известно, что он
внес существенный вклад в разработку нового для России архитектурного жанра —
триумфальных ворот. Возникновение этого жанра в России не было случайным, оно
обусловлено особенностями развития национальной культуры в эпоху Петра
Великого. Триумфальные шествия и фейерверочные представления
в которых участвовали самые широкие слои населения, были связаны с различными
знаменательными событиями.
В
Сохранившиеся гравюры свидетельствуют,
что это были скорее живописные, нежели архитектурные сооружения: как и в
предыдущих торжественных случаях (в честь победы над шведами в 1703,
1704 гг.), были поставлены деревянные каркасы, обитые холстом и
расписанные под мраморный декор. К этому следует добавить, что носящие
политический пропагандистский характер, скульптурно-живописные сцены и
композиции панегирических триумфальных ворот находили отражение и в других
областях русской культуры и искусства, например в фейерверках, в карнавальных шествиях,
в интермедиях и действах "самодеятельного театра массовой игры" и
особенно в школьной драме. Устроители и оформители петровских триумфов нередко
применяли уже готовые театральные декорации — "комедийные картины",
за которыми посылали в государев театр в село Преображенское;
после празднеств их снова возвращали на место и использовали по назначению. Из
дела Посольского приказа об украшении триумфальных ворот в Москве
"комедийными картинами" известно, что при праздновании Полтавской
победы эти картины служили украшением триумфальных ворот, что в
"Китай-городе на площади у церкви Казанский Богородицы".
Воздвигнутые Зарудным в
1721–1723 гг. по случаю окончания Северной войны и мира со Швецией
"Триумфальные врата от Синода" у того же Казанского собора в Москве
явились монументальным творением, простоявшим относительно долгое время. В них
сказалось заостренное внимание зодчего к разработке архитектурной формы,
обогащенной скульптурой.
К празднику годовщины Ништадтского мира в Москве было возведено четверо ворот: Тверские — купцом Строгановым на Мясницкой улице, по
Земляному валу — городскими властями, у Чистых прудов — князем А. Д.
Меншиковым, в Китай-городе у Казанского собора — Синодом. Двое последних создавались И. П. Зарудным. Изображение тех, что
"от Синода", сохранила дошедшая до наших дней гравюра неизвестного
автора, датированная
На гравюре изображена однопролетная
триумфальная арка, богато украшенная резной скульптурой и живописью. Арка
поставлена на высокий цоколь, украшенный различными эмблемами, и обрамлена
профилированным наличником — архивольтом со свешивающимися цветочными
гирляндами. По сторонам между колоннами — на пьедесталах скульптуры четырех
апостолов. Аттик декорирован статуями трубящих ангелов и библейских персонажей.
В этой постройке композиционная форма получила новое оригинальное решение.
Зарудный заменяет прежние "комедийные картины" и декоративные
пирамиды, примыкавшие но бокам к воротам,
двухколонными портиками, пристроенными к основному объему. Таким образом, И. П.
Зарудным создана новая архитектурная форма триумфальных сооружений, которая
получила свое дальнейшее развитие в творчестве ряда выдающихся русских зодчих —
М. Г. Земцова, Д. В. Ухтомского и В. И. Баженова.
В
Если попытаться найти среди крупных
московских сооружений такие, которые до некоторой степени напоминали бы
известные нам приемы Зарудного, то прежде всего стоит
остановиться на превосходном архитектурном памятнике — церкви Петра и Павла на Ново-басманной улице. Церковь, к сожалению, значительно
пострадала от многочисленных реконструкций и ремонтов, в результате чего утратила
основные черты своего первоначального облика.
В
Безымянной остается пока единственная
частная постройка Петровской эпохи в Москве, сохранившая свой барочный
наряд, — бывшая усадьба Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной. Чудесная декорация аттика этого
здания, выполненная в стиле "высокого барокко", по выражению И. Э.
Грабаря, "сделала бы честь хорошему западному мастеру". Скульптурные
детали этого аттика, столь близко напоминающие убранство Меншиковой башни, позволяют
высказать предположение о том, что их автором был также Зарудный.
Некоторые исследователи склонны
связывать с именем И. П. Зарудного постройку таких архитектурных памятников,
как церковь Ивана Воина на Якиманке, надвратная
церковь Тихвинской богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря, позднее преобразованного в
Славяно-греко-латинскую академию. Действительно, архитектоника (они принадлежат
к единому типу культовых зданий, построенных по принципу "восьмерик на
четверике") и в какой-то степени планы сооружений имеют аналогии в
Меншиковой башне. Определенным сходством обладают и отдельные
декоративные детали, использованные в их внешнем и внутреннем убранстве:
например, пилястры, модульоны, настойчиво
повторяющийся мотив сухариков, украшающих карнизы ярусов, — мотив, столь
импонирующий Зарудному; смелые вариации форм оконных проемов — в виде круга,
ромба, квадрата, шестигранника, эллипса, вертикально поставленного
параллелограмма с закругленными верхними углами; перехваченные узлами (замками,
лопаточками) круглые оконные наличники; полукружия, завершающие среднюю
часть фасадов, и т. д. Однако все это еще не является очевидным
доказательством авторства Зарудного. Точную же атрибуцию этих памятников
затрудняет отсутствие необходимых документальных сведений. -
В
И. П. Зарудный славился не только как
зодчий, но и как искусный скульптор, резчик и живописец. Ему, несомненно,
принадлежала видная роль в создании всей декоративной скульптуры, которой
обильно украшена снаружи Меншикова башня, а кроме того, прекрасных скульптур,
находящихся внутри ее Верхней церкви. Зарудный — автор декоративного и
скульптурного оформления других, уже названных зданий и триумфальных
сооружений.
22 января
Зарудный придал постаменту
четырехугольную форму. На стороне, соответствующей корме, было изображено море,
а ниже надпись: "Детская утеха…". Продолжение надписи следовало со
стороны носа судна: "…принесла мужеский триумф". Две другие стороны
тумбы отличались более сложными рисунками: с одного бока — корабль под парусами
и галера на веслах, с другого — Ноев ковчег, летящий голубь и радуга,
соединяющая два укрепленных города. Под обоими символическими изображениями —
идентичная надпись: "От Бога сил токмо
получено". Картины и сама тумба не сохранились. О них стало известно
благодаря уцелевшей гравюре Зубова.
И. П. Зарудный был искусным мастером
в резьбе по дереву. Образцами его мастерства могут служить резные иконостасы,
частично дошедшие до нашего времени.
В XVI веке в церковном обиходе вместо
низкой алтарной преграды появляются многоярусные иконостасы, достигающие высоты
храмовых сводов. К концу XVII века роль икоио!рафического материала в общей композиции иконостасов
несколько снижается за счет применения золотого и серебряного тиснения, резьбы,
обилия архитектурных деталей. Строителя церквей, забывая о литургическом,
культовом значении иконостаса, стремились превратить его в одно из самых
нарядных украшений храма. Иконостас Петропавловского собора в Петербурге,
выполненный Зарудным в превосходной технике резьбы по дереву, — один из
наиболее ярких примеров подобного превращения.
На своем веку Зарудный создал немало
великолепных иконостасов. Однако примечательно, что почти все известные ныне
иконостасы (за исключением изготовленного для Меншиковой церкви) выполнены им
для соборных и дворцовых храмов Петербурга и его окрестностей. В период
интенсивного строительства Петербурга на берегах Невы трудились практически все
выписанные из-за моря мастера, а из Москвы царь не взял никого. Так и Зарудпый не покидал до самой смерти "московских
пределов".
В
В 1711–1725 гг. по распоряжению
Меншикова возводится большой дворец с парком в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), в десяти километрах от Петергофа. По заказу
Меншикова Зарудный с 1722 по
Одновременно с ораниенбаумским
Зарудный создает иконостас для церкви Архангела Гавриила, "что на Чистом
пруду", который также не уцелел. Не найдено и его описание. Когда работы
по сооружению Петропавловского и Исаакиевского соборов в Петербурге подходили к
концу, проекты иконостасов поручили составить Заруд-ному, который и выполнил их в Москве.
Ответственный заказ требовал
скорейшего воплощения, но работать было исключительно трудно: не хватало
помощников и средств. В
Смерть не позволила мастеру закончить
исаакиевский иконостас. Он был опечатан, и только в
Иконостас Петропавловского собора существует
до сих пор; его композиционное решение почти целиком обусловлено теми приемами
барочной архитектуры, которыми в совершенстве владел московский зодчий, а его
декор свидетельствует о большом даре и неисчерпаемом художественном воображении
Зарудного.
В литературе довольно прочно
укрепилось мнение, что иконостас проектировался Зарудным без чьего-либо
участия. Документов, прямо утверждающих либо прямо отвергающих эту точку
зрения, пока обнаружить не удалось. Но несколько слов, вскользь брошенных самим
Зарудным, а также косвенные свидетельства документов позволяют предполагать,
что первоначальный рисунок был сделан главным архитектором Петропавловского
собора Доменико Трезини,
который в свою очередь учел указания Петра I.
В письме Макарову от 1 февраля
Над созданием петропавловского
иконостаса по чертежам Зарудного и под его непосредственным руководством с
Иконостасы И. П. Зарудного наравне с
его архитектурными творениями отличались новаторским духом исполнения. Они
впервые в России ввели в традиционную чисто орнаментальную резьбу "реально
трактованную круглую скульптуру". Творения Зарудного пришлись по вкусу
многим современникам. И конечно, можно предположить, что кроме этих
монументально-декоративных произведений Зарудного, известных по документам,
художник успел сделать еще немало и других, так как у него была целая
мастерская в Москве, где работали его подмастерья и ученики.
Зарудный проявил себя как
непревзойденный декоратор. После сооружения им трона и балдахина для императора
в Синодальной палате в
О деятельности Зарудного-живописца
нет никаких определенных сведений, по она, конечно, была весьма заметной, если Петр I счел
возможным поручить ему главный надзор за всеми иконописцами и живописцами
России. Это чувствуется в строках Указа, изданного 27 апреля
В своем очерке мы постарались кратко
представить все извествые, опубликованные ранее и непубликовавшиеся сведения, которые прямо или косвенно
рассказывают о И. П. Зарудном. Скудость этих сведений не позволяет проследить
все этапы его жизни, составить подробную его творческую биографию. И все же
дошедшие до нас либо известные по документам произведения Зарудного дают
возможность определить его место не только в истории русской архитектуры, но и
во всем культурном наследии XVIII века. Самобытный мастер, он внес
существенный, многогранный вклад в формирование русского искусства.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик, профессор, доктор
архитектуры
Сергей Вольфгангович Заграевский