РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Чернов С.З. Древний Радонеж. В журн. Наука и жизнь (информация о номере журнала в источнике электронной версии отсутствует)
. Все права сохранены.Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://nauka.relis.ru. Все права сохранены.
В Радонеже прошли годы
юности Сергия Радонежского. Около
Этот исторический опыт
может стать критерием для развития культуры будущего лишь в том случае, если
памятники и историческая среда Радонежа будут сохранены. Достоянием памяти
должны стать не только формы архитектуры, градостроительства, расселения,
земледелия," но и те устроительные начала, которые пронизывали все стороны
жизни древнерусской эпохи и обеспечивали гармоническое взаимодействие природы и
общества.
Экология культуры охватывает два круга проблем. Первый - изучение памятников в
контексте породившей их эпохи. Второй - жизнь памятника в современном мире.
Место Радонежа в культуре ранней Москвы, кратко охарактеризованное выше, уже
рассматривалось автором. Второй же круг проблем является темой настоящей
статьи.
Оба эти круга проблем взаимосвязаны: роль Радонежа в синтезе московской
культуры предопределяет и его место в современной культуре. В этом отношении
симптоматично, что представления, которые мы теперь, определяем термином
«экология культуры» зародились в стенах Троицкой лавры. В работе
«Троице-Сергиева лавра и Россия», написанной в
Период, прошедший со времени написания работы П. А. Флоренского, ясно
свидетельствовал о том, как далеко реальность может отклониться от оптимальной
траектории культурной преемственности. В то же время этот период показал, что
реальность рано или поздно возвращается к этой траектории. В настоящее время в
общественной ситуации отчетливо проявляется интерес к задачам комплексного
сохранения культурного наследия и исторической среды. Причины этого явления
хорошо известны. Резкое расширение технических возможностей и последовавшие за
ним деформации в социальной сфере обнажили невидимые обычно нити культуры,
которые обеспечивают доброкачественное развитие общества. Ясно обозначившаяся
перспектива бездуховности заставила обратиться к традиционному опыту прошлого.
Художественному зрению людей открылся мертвенный колорит, отмечающий те широты
этического пространства, за которыми размывается понятие личности. Это научило
ценить тепло старых полотен, историческую насыщенность пейзажа, человеческую
реальность, свойственную бессмертным прозрениям иконописи.
Однако насколько велик общественный интерес к целостному воссозданию
исторической среды, настолько мало сделано в этом направлении в практической
области. Достаточно самого беглого знакомства с существующими
музеями-заповедниками и охраняемыми территориями, чтобы прийти к выводу: до
сего времени русские средневековые ландшафты специально не охраняются.
Исторические ландшафты входят в зоны охраняемого ландшафта древнерусских
городов, музеев-усадеб, памятников архитектуры, заказников, национальных
парков. Однако охраняются они главным образом как фон архитектурных сооружений
или часть природных комплексов. За рамками охраны, таким образом, оказывается
громадный пласт древностей. В качестве исключения можно назвать находящиеся в
стадии проектирования заповедники на Соловецком архипелаге, в Старой Ладоге и
Старой Рязани. Если положение в этой области не изменится, то местности, драгоценные
для отечественной истории и культуры, будут разрушены в результате
неконтролируемой хозяйственной деятельности, а эколого-культурный подход к
древнерусскому наследию останется лишь декларацией.
Вот почему так важно в наши дни создать эталонную территорию, на которой была
бы обеспечена жизнеспособность исторического ландшафта, отработана методика
выявления памятников и налажена их охрана, органически сочетающаяся с
хозяйственным и социальным развитием. Именно такая цель и была поставлена в
проекте зон охраны Радонежа .
Округа Радонежа дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Произошло
это во многом благодаря тому, что Северная железная дорога, проложенная в 1862
году, оставила село Городок в стороне. Трудно поверить, но и сегодня можно
пройти лесами, вдоль полу-зэросшей колеи, по которой в XIV в. к Радонежу вела
главная дорога Московского княжества. К концу третьего километра пути лес
расступается и посреди обширной равнины загорается золотом купол колокольни.
Вслед за тем открывается вид на Преображенскую церковь, валы городища и село
Городок, сохранившееся на месте Радонежа.
Приметы древнего города, разоренного в Смутное время, не совсем изгладились.
Особенно явственно они проступают при взгляде на окрестности села с колокольни
Преображенской церкви. Река Пажа, протекающая у подножия церковного холма,
огибает городище. Перед ним - луг Подзацерковь с изумрудной зеленью по дну
пересохших стариц. По лугу проходит древняя дорога из Москвы. В глубине, там,
где она выходит к Паже, виднеется Заречный луг, обрамленный рощей. Левее
окаймляющая всю линию горизонта стена леса приближается к Паже. Золотые кроны
берез и осин и темно-зеленые ели ярусами поднимаются к вершине Марьиной горы. В
южном направлении взгляд проникает сквозь синюю дымку вплоть до сосновой гряды,
возвышающейся у слияния Пажи и Вори. На переднем плане - Афанасово поле. За ним
белоснежная ротонда церкви села Воздвиженского. А на северо-востоке, за
околицей села, перспективу замыкает летописная гора «над Радонежемъ».
Открывающийся пейзаж так органично и тонко проработан резцом истории, что при
виде его невольно
охватывает ощущение
реальности древнего Радонежа, оставившего на этой земле свой неизгладимый след.
Окрестностям села Городок свойственна одна особенность, которая выделяет их
среди других подмосковных ландшафтов. Эту особенность почувствовал К. С.
Аксаков, писавший о Радонеже в
Гармонический облик Радонежа обусловлен его природными особенностями и
историческим развитием. Характер ландшафтов здесь издавна определялся тремя
природными зонами, отличавшимися по своему рельефу и геологическому
происхождению. Моренная возвышенность, охватывающая пространство вплоть до
Троицкого монастыря, моренное плато, простирающееся в южном направлении, и
долины рек - Пажи и Вори - смыкаются у Радонежа как бы для того, чтобы сообщить
местности редкое разнообразие. Исследования, проведенные Ботаническим садом
МГУ, позволили выделить участки лесов, отражающие коренную растительность,
которая была свойственна этой территории в древности". На возвышенности
преобладали дубравы и липово-еловые леса, на плато - ельники, на песчаных почвах
по берегам Вори и Пажи - сосново-еловые леса, а в поймах - ольшаники.
Реликтовые участки дубрав сохранились к северо-востоку от с. Городок до сих
пор. По преданию, здесь некогда существовало святилище Белые Боги, расположение
которого было обусловлено тем, что дубравы издавна почитались славянами.
Несмотря на многочисленные рубки, радонежские леса примерно на треть сохранили
свой древний породный состав, что свидетельствует об удивительной устойчивости
ландшафтов. Восстановить естественное равновесие, свойственное природным
комплексам,- одна из целей проекта зон охраны.
Заселение окрестностей Радонежа началось в XIII в., а столетие спустя на холме,
глубоко вдающемся в долину реки Пажи, возникла крепость Радонежа. К востоку от
укрепления, на равнине, располагался посад, выросший из села Радонежского,
впервые упоминаемого в духовной грамоте Ивана Калиты
По преданию, до разорения города в Радонеже было 7 церквей и 2 монастыря. В
крепости располагалась церковь Рождества Христова. «Житие Сергия Радонежского»,
написанное Епифанием Премудрым около
Экспедицией исторического
факультета МГУ в 1976 - 1984 гг. в Радонеже было выявлено более 200 памятников
XIII - XVII вв., в том числе 84 селища, а также могильники, дороги, пруды и
другие сооружения.
Наиболее ранние письменные источники, относящиеся к радонежским землям, были
составлены в Троицком монастыре при преемнике Сергия игумене Никоне Радонежском
в начале XV в. Большой интерес представляет межевая книга 1542/1543 г.,
созданная в эпоху расцвета города", а также описания, возникшие после
передачи в
Связующим звеном между письменными и археологическими свидетельствами стала
устная традиция25. Результаты опросов старожилов превзошли все ожидания, открыв
богатейшую топонимическую систему, которая сохранила до наших дней названия 450
угодий и урочищ. С помощью устной традиции, данных Генерального межевания (
Дороги Радонежа - своего рода путеводные нити, помогающие увидеть местность
приблизительно такой, какой ее воспринимали в прошлом. Межевая книга 1542/1543
г. сохранила древние названия «больших дорог», расходившихся от центра
удельного княжества. На север от Радонежа, по правому берегу Пажи, вела дорога
на Хотьков монастырь. По левому берегу шла «Инобожская дорога», соединявшая
город с Инобожской волостью соседнего Дмитровского княжества. По имени
радонежской волости Тешилово получила название «Тешиловская» дорога. В
юго-восточном направлении пролегали дороги на Стромынский монастырь и «городок»
Шерну. Главным же трактом, проходившим через Радонеж, был «великий и широкий
путь все-людский» (так назвал его Епифаний Премудрый) из Москвы в Переславль и
Ростов. Переяславский путь, сохранившийся до наших дней, и долина реки Пажи -
две главные исторические оси, определившие конфигурацию охранной зоны.
С XV - XVI вв. почти не изменили своих границ поля, окружающие с. Городок, и
большая часть лугов. Скрытые среди приречных лесов и лежащие в стороне от
больших дорог, луга Радонежа - один из наиболее архаичных элементов его
ландшафта. Пожалуй, ни о чем не вспоминают старожилы столь охотно, как о своих
покосах: «лугах», «калигах», «халугах». В 1920-е гг., когда размеры
крестьянских наделов расширились, практически все исторические луга были
расчищены под покосы. Сегодня же около половины из них заброшено или застроено,
хотя хозяйства остро нуждаются в угодьях. Впрочем, вблизи села Городок и теперь
устраиваются большие покосы. В эти дни, которые приходятся на конец июня и
совпадают с праздником Троицы, Радонеж оживает, приобретая свой традиционный
колорит.
Установление с помощью археологии мест, на которых располагались древние храмы
и селения, показало, каким тонким знанием ландшафта обладали их основатели.
Трудно представить все богатство визуальной композиции Радонежа в тот период,
когда существовали церкви Рождества Христова, Афанасия Великого и другие, еще
неизвестные нам архитектурные доминанты. Сегодня лишь отдельные мелодии
напоминают о некогда существовавшей симфонии зрительных впечатлений31.
Градостроительная композиция Радонежа формировалась под влиянием представлений
об организации пространства, которые сложились в XIV в. в Троицком монастыре.
В их основе лежало понимание религиозно-нравственной ценности «Бого-зданного»
мира, проявляющейся в красоте девственной природы и произведений человеческих
рук. Основание храма или селения, любая форма устроения земли мыслилась как
узнавание «Божественного смысла» природы, тех вечных начал, которые роднят
человека и окружающий его мир. В этом заключались истоки гармоничности
ландшафтов Радонежа.
Состояние памятников
Радонежа к началу 1960-х гг. было удручающим. В письме, опубликованном в газете
«Советская культура» в феврале
Инициаторы организации музея «Древний Радонеж» сознавали, насколько важно
сохранить его уникальные окрестности, и по их инициативе в
Целью проекта явилось создание условий для обеспечения надежной охраны
памятников и исторической среды, установление режимов ограниченной
хозяйственной деятельности и поиск оптимального сочетания охраны и
хозяйственного развития.
В проекте были определены территория памятника, охранная зона, зона охраняемого
ландшафта и регулирования застройки. Их общая площадь составила около 8 тысяч
гектаров. В охранную зону вошел сложный культурно-экологический комплекс,
сформировавшийся на протяжении 9 столетий. Это поля и луга, примыкающие к памятникам
Радонежа и Воздвиженского, определяющие бассейны их видимости, а также ценные
лесные массивы. В охранную зону, кроме того, были включены земли в районе
деревень Корось-ково, Новосёлки, Лешково и Голыгино, берущих начало от
поселений XIII - XVI вв. и являющихся важными элементами структуры расселения.
Общий анализ территории в связи с отраслевыми схемами развития хозяйства и
районными планировками Загорского и Пушкинского районов показал, что
экономическая необходимость размещения в зонах охраны Радонежа новых
промышленных объектов отсутствует. Ведение сельского хозяйства в целом
способствует сохранению исторического ландшафта, тем более, что центральные
усадьбы совхозов, обрабатывающих радонежские земли («Хотьковский» и им.
Жданова), находятся за пределами зон. Для развития сельских производственных
центров были определены зоны регулирования застройки. Они были закреплены
генпланом пос. Репихово и проектом застройки д. Морозово, что позволило
тактично вписать новые одноэтажные дома усадебного типа в исторический
ландшафт. В целях музеефикации и регламентации развития исторических сел
Городок и Воздвиженское было предложено разработать
специальные генпланы. В
области лесного хозяйства проектом были запрещены сплошные и проходные рубки и
намечен перевод лесохозяйственных кварталов в категорию лесов научного и
исторического значения. Запрещено также строительство новых коллективных
садоводств, которые должны размещаться в соответствии со специальными схемами
на бросовых землях. Относительно садоводств «Подмосковье», «Орбита». «Дубки» и
«ВНИИЛМ» единственным научно обоснованным решением является их вывод с
территории зон охраны. Проблему размещения пионерских лагерей способна ршить
разрабатываемая в настоящее время схема зоны детского отдыха.
Таким образом, проектное решение доказало реальность выполнения режимов
хозяйства, необходимых для охраны памятников. Обобщая на заседании Градостроительного
совета ГлавАПУ Московской области значение утверждаемого проекта Зон охраны
Радонежа, председатель Градостроительной комиссии ЦС ВООПИиК А. В. Ганешин
подчеркнул: «Радонеж - первый случай, когда территория такого ранга ценности
является живым организмом. Здесь можно достичь высокого культурного уровня
хозяйственной деятельности на землях, имеющих большую историческую значимость».
Для проведения проекта в жизнь в
Однако, несмотря на принятые меры, нарушения законодательства об охране
памятников продолжались. В Воздвиженском, в зоне памятника, было намечено
возвести 25 коттеджей, что привело бы к полному искажению облика центральной
части охранной зоны. Производственный комплекс был посажен на территории
памятников «Стрелецкие могилы» и селище Воздвиженское-3. Подобное «комплексное
переустройство» села пренебрегало не только охраной памятников, но и элементарным
здравым смыслом, поскольку коттеджи были спроектированы на трассе подземных
коммуникаций. Когда последнее выяснилось, под строительство решили отвести
находившиеся рядом приусадебные участки жителей села. В этих условиях сход
жителей с. Воздвиженского высказался против строительства. Осенью
Не менее остро угроза существованию зон охраны Радонежа возникла в результате
новых незаконных отводов земли под коллективные садоводства, и в частности
отвода участка для Московского института автоматической аппаратуры между
Воздвиженским и Городком..
12 июня
Подобную задачу способен решить лишь государственный историко-культурный
заповедник «Древний Радонеж» с дирекцией и штатом сотрудников. С образованием
подобного заповедника в непосредственной близости от Москвы возникнет не
имеющий аналогов живой музей ландшафтов раннемосковской Руси, который станет
одной из жемчужин «Золотого кольца России».
Заповедник будет сочетать охранные, научные, реставрационные и музейные
функции. Для этого уже имеется прочная основа. С
Значение Радонежа как эталонной территории для изучения культуры
Северо-Восточной Руси делает перспективным создание здесь
научно-исследовательского стационара.
В Радонеже проведены широкие фольклорные и этнографические исследования,
которые уже дали интересные результаты. Жители села Городок и окрестных
деревень хранят и передают из поколения в поколение предания о Радонеже,
названия пустошей, холмов, ручьев, часть которых уже нельзя найти ни в одном
письменном источнике. Корни многих местных семей уходят в далекое прошлое. Все
это питает привязанность к памятникам старины. В этой не угасшей искренней
заботе - источник жизненной силы Радонежа - «стойкость вещественных образований
проработанных духом» и вовлеченных «в круговорот культуры» . Бережное отношение
к местным традициям40 - залог того, что Радонеж не утратит присущий ему дух
подлинности.
В рамках заповедника стало бы возможным осуществить программу реставрации
исторического ландшафта, восстановить утраченные архитектурные памятники,
создать образцы музеефикации археологических объектов. После осуществления
такой программы историко-культурный заповедник стал бы центром по
совершенствованию проектирования исторических территорий России.
Трудно переоценить значение заповедника в деле экологического и нравственного
воспитания.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский