РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Чернышев В.Я. Муром. Путеводитель: работа над ошибками. Все права сохранены.
В.Я.
Чернышев
МУРОМ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
В июле
Повествуя о строительстве в Муроме в XVI в. после взятия Казани каменных
храмов и детально перечисляя их (стр.9), автор обошла вниманием и не упомянула
о Казанской церкви, известной в более позднее время как Николо-Можайская. Между
тем, этот храм как никакой другой, судя по названию, напрямую связан с завоеванием
Казанского ханства. Также мы не согласны с мнением А.А.
Горской, что возведение соборной Богородицкой церкви следует связывать с именем
Ивана Грозного, поскольку её строителем (как известно из документов – Иоанн
Васильевич) – мог быть великий князь Иван III, тем более, последний имел непосредственное отношение к
истории церкви в связи с заступничеством архиепископа Рязанского и Муромского
Ионы, хорошо известное историкам-специалистам.
Непоследовательно и странно звучит утверждение автора о
строительстве церкви Козьмы и Демьяна. В одном месте указано, что храм построен
на средства Ивана Грозного (стр.9), в другом
– церковь «построена силами мирян» (стр.32).
Повествуя о развитии торговли в городе
в XVII в., А.А. Горская
называет только имя одного Тарасия Цветнова, между
тем, в Муроме в указанный период времени существовала большая и влиятельная
торговая корпорация гостей и купцов гостиной сотни: династии Веневитиновых,
Черкасских, купцы Балымотовы, Болхотиновы,
и многие другие, достойные хотя бы простого упоминания на страницах
путеводителя. Сужая повествования до одной личности, автор невольно и
существенно обедняет социально-экономическую историю средневекового Мурома.
Наконец-то порадовал факт признания
И всё же автор не договаривает, повествуя об активном
храмовом строительстве в Муроме XVIII в. Перечислив Сретенскую, Успенскую и Вознесенскую
церковь, почему-то она ни слова не сказала о Крестовоздвиженском
храме, фотография которой по иронии судьбы размещена на этой же странице
(стр.9). Можно было бы упомянуть и о Христорождественской
церкви, возведенной в том же XVIII
в. Причем, последняя сыграла весьма важную роль в новой планировке Мурома.
Серьезной ошибкой следует
признать утверждение А.А. Горской, что здание муромского
железнодорожного вокзала было построено по проекту архитектора А.В. Щусева
(стр.11). Причем, этот миф вот уже многие десятилетия живет в краеведческой
литературе, кочуя из одного издания в другое. Однако, если в
предыдущих путеводителях по городу (см., напр., Н.А. Беспалов. Муром.
К числу ошибок следует отнести и
аннотацию к фотографии на стр. 13 – «Особняк XIX в.». Между тем, перед нами уникальное строение Мурома, одна
из немногих городских построек, возведенная в стиле рационального модерна – дом
купца Вячеслава Петровича Зворыкина, построенный в самом начале XX в. (впервые в
регистрационных записях он упоминается под
Достаточно странно звучит утверждение А.А. Горской, что
«В Муроме не сохранилось старинных гражданских зданий… » (стр.14). Подобное
заявление можно объяснить только некомпетентностью автора (как уже упоминалось
выше – зам. директора Муромского музея по научной работе). К числу таковых
следует отнести и дом купцов Емельяновых (ул. Тимирязева, № 6 – строение конца XVIII в.), и дом купцов Зворыкиных (ул.
Московская, № 16, упоминающийся в документах как уже существующий под
Также нельзя согласиться с мнением А.А. Горской, что
«Муром не может похвастаться оригинальной гражданской архитектурой…» (стр. 15).
А как же быть с уникальным домом Каратыгина (ул. Тимирязева,
№ 3), бывшим домом купцов Киселевых, где размещалась прогимназия С.Г. Лесюка (ул. Первомайская, № 23), доведенных до полного
разрушения молчаливым бездействием различных государственных культурных структур
и организаций города, в чьи прямые обязанности входит забота о сохранении этих
зданий; тот же дом купца В.П. Зворыкина в стиле модерн, упоминавшийся
выше, или, например, оригинальный по отделке фасадных линий дом И.Н. Сыромятникова (ул. Красногвардейская, № 6а)? Что нам может
рассказать о них автор нового путеводителя? К сожалению – ничего.
На стр. 16 вот уже во второй раз в
музейных изданиях повторяется одна и та же ошибка – неверная атрибуция здания –
«Дом купцов Вощининых» (аналогичная неправильная аннотация
находится и в первом издании А.А. Горской
Несколько предвзято излагается история Мурома периода А.В.
Ермакова. Да, в то время было немало сделано для
благоустройства города, но надо быть объективным в изложении материала, и
указать, что если центр Мурома был более-менее приведен в порядок, то многие
другие кварталы города тонули в непроходимой грязи, и это тоже была реальная
картинка жизни, чему есть не менее красочные документальные подтверждения.
Всё это нужно для того, чтобы у читателя не сложилось искаженного представления
о Муроме XIX в. как о «неземном городе» где всё было великолепно и замечательно.
Обращая внимание на другие ошибки, допущенные при
составлении путеводителя, отметим на неверное наименование придела
Благовещенского монастыря. У автора – это придел Иоанна Богослова (стр. 19),
между тем, он уже не первый год освящен в честь «Всех Муромских святых». По
работе А.А. Горская не первый год водит экскурсии по городу, поэтому ей надо получше знать локальную специфику своего маршрута и не
допускать ошибки в изложении исторического материала.
Согласно краеведческой историографии, иконостас Благовещенского
монастыря имеет и вторую датировку –
Продолжая выявление ошибок и неточностей, укажем,
Благовещенский монастырь в Муроме был закрыт в
Вызывает недоумение фраза о существовании в Стефановской церкви архива в XVII в. (стр.
20), хотя, судя по характеру изложения, речь идет явно
о советском периоде, поскольку в начале предложения автор пишет о квартирах
горожан, разместившихся на территории бывшего монастыря. Дело в том, что в те
годы в Стефановской церкви действительно был архив,
но архив НКВД, не имеющего никакого отношения к XVII в.
Повествуя об архимандрите Благовещенского монастыря А.
Полисадове, А.А. Горская неверно указывает год его кончины. Согласно архивным
документам, он скончался в
Отметим ещё одну серьезная неточность, допущенную в
отношении А. Полисадова. У А.А. Горской – он «прапрадед» Андрея Вознесенского
(стр.22), между тем, сам поэт в статье «Моя родословная» в свое время отмечал:
«Прапрапрадед твой – Андрей Полисадов, – писала мне
мама, – был настоятелем одного из муромских
монастырей…»
В разделе, посвященном Троицкому женскому монастырю,
присутствует искаженная информация, что деревянный храм Сергия Радонежского
«был перевезен сюда в 1980-е годы…» (стр. 24). Церковь была перевезена в
разобранном виде
На стр. 29 автор путеводителя сообщает
читателям, что Воскресенский монастырь упоминается в источниках в XVI в. Но если мы откроем
карту-схему, расположенную в конце книге, то там сообщается, что Воскресенский
монастырь основан в XVII
в. Разумеется, у внимательного и вдумчивого читателя возникнет вопрос: какая же
дата правильная, чему верить?
Также к числу краеведческих мифов следует отнести и
точные даты сооружения Воскресенского собора (1658) и Введенской церкви (1669),
приведенные на стр. 30. К сожалению, достоверные даты
не известны, поэтому не следует повторять из издания в издание непроверенные
архивными документами известия краеведов-любителей. Можно лишь говорить только
о промежутке между 1646 и 1678 гг.
Несколько «устарела» информации о «деревянной лестнице» у
Николо-Набережной церкви, по которой можно спуститься к роднику (стр. 31). Уже
несколько лет здесь стоит удобная металлическая конструкция.
Повествуя о редкой по архитектуре церкви Козьмы и Демьяна
(стр.32), автору нужно было обязательно указать точную дату постройки этого
уникального для Мурома мемориального храма-памятника –
Не
вполне верно изложена информация о Смоленской церкви (стр. 34). Купец М.И. Елин не был единственным строителем этого храма. В
возведении церкви существенную роль сыграл и купец К.Т. Киселев, живший в ее
приходе. Такая однобокая информация тоже искажает историю города.
Нельзя согласиться с утверждением А.А. Горской, что в
Спасском монастыре принял постриг Федор Борецкий, сын
Марфы-посадницы (стр. 34). Здесь явно наблюдается вольная трактовка автором
источников. В летописях нигде не говорится, что он постриг именно в Спасском
монастыре. В оригинале цитата имеет такое прочтение: «... Тоя
же весны преставися въ
городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9» (ПСРЛ. – Т.4. –
Псковская первая летопись. – С.252). Таким образом, в
летописях только извещается, что Федор умер в Муроме, а где он принял постриг –
это никому не известно. Этим местом вполне мог стать и Борисоглебский монастырь
на р. Ушне, также известный
своей древностью.
Достаточно спорная информация и о канонизации Илии
Муромца, приведенная на стр. 39. Автор
называет
На стр. 41 А.А. Горская неверно указывает дату
сооружения церкви Сергия Радонежского в Спасском монастыре –
В разделе «Карачарово»,
повествуя о владельцах древнего былинного села, автор, к сожалению, не называет
имени самого первого обладателя Карачарова. А им был князь Василий Сулешев, и этот факт тоже заслуживает внимания любителей
истории.
В разделе «Муромский историко-художественный музей» на
стр. 45 присутствует ещё одна досадная ошибка из разряда «легендарных».
Речь идет о дате рождения нашего земляка, изобретателя телевидения В.К.
Зворыкина. Во всех местных краеведческих изданиях,
многочисленных музейных работах, и даже на мемориальной доске, установленной на
фасаде музея, присутствует неверная дата –
Завершая разбор рецензируемой книги А.А. Горской «Муром.
Путеводитель», отметим следующее. В небольшом издании, насчитывающем 46
страниц, большинство из которых заняты иллюстрациями, нами сделано 29 замечаний
и поправок, некоторые из которых носят существенных, принципиальный характер.
В
настоящее время наблюдается повышенный интерес к истории родного края, к своей
«малой Родине». Можно только приветствовать появление новых книг, брошюр и
разнообразных изданий, направленных на освещение истории Мурома, её
популяризации. К сожалению, ныне многие из них страдают существенным изъяном –
некачественным изложением материала. Зачастую авторы новых сборников и книг
игнорируют серьезную подготовительную работу, необходимую при написании того
или иного краеведческого издания. Принимая во внимание, насколько важна и
значима роль «печатного слова», нужно быть особенно ответственным в изложении
исторических сведений, чтобы не допускать искажения истории, будь то неверно
указанная дата, неточно проаннотированная фотография или просто вольная
авторская трактовка того или иного исторического события. Нужно всегда помнить,
что книги живут дольше людей, поэтому необходимо более серьезно и взвешенно
относиться к важному эпохальному событию – написанию книги.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский