РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Чернышев В.Я. Шатровая церковь Козьмы и Демьяна в Муроме. Исторический очерк. Муром, 2008. Все права сохранены.
Отсканировано и отредактировано. В-й Д-й. Выпускные данные, номера страниц, порядок изображений не сохранены Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vda-1987/ Краеведческая литература на сайтах: http://rsl.ru/ http://www.rusarch.ru/index.htm http://www.lifeofpeople.info/index.php http://fotki.yandex.ru/users/vda-1987/album/102492/ Снимки, гравюры, картины и т.п.: |
В.Я. Чернышев
ШАТРОВАЯ ЦЕРКОВЬ КОЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА В МУРОМЕ
Исторический очерк
Лауреат литературно-педагогической премии «Добрая лира» («Премия
педагогического признания»)
Публикуется в редакции автора
ББК 63.3(2) Ч 49
Научно-популярное издание канд. ист. наук В.Я. Чернышева посвящено страницам истории Козьмодемьянской церкви г. Мурома - уникального памятника шатрового зодчества XVI в. Рассматриваются вопросы, связанные со строительством храма, уточнена его датировка. Названы имена людей, на чьи средства воздвигнут храм, прослежены основные вехи социально-экономической истории церкви. Дан обзор архитектурно-искусствоведческих работ современных исследователей, приводятся вновь выявленные архивные документы по истории храма. Публикуемые графические материалы и компьютерная модель внешнего вида церкви, выполненная автором, позволят расширить представления о древнем храме.
Исторический очерк снабжен научно-справочным аппаратом и разделом «Источники и литература». В приложении приводятся архивные документы, план храма.
Издание предназначено для гостей Мурома, школьников, студентов, изучающих предмет «Краеведение», а также для широкого круга читателей. Исторический очерк будет полезен тем, кто занимается преподаванием, популяризацией истории и архитектуры Муромского края.
Рецензент: д-р ист. наук В.В. Сбруев
© Текст, дизайн, оригинал-макет, иллюстрации - В.Я. Чернышев, 2008
На обложке воспроизведены компьютерные графические модели Козьмодемьянской церкви, выполненные автором на основе анализа исторических документов.
|
К невысокой террасе Оки приютилась, утопая в зелени, скромная
приземистая церковь, возведенная более четырехсот лет назад в честь
бессребреников и чудотворцев Козьмы и Демьяна. Пожалуй, ни один храм древнего Мурома
не овеян таким количеством легенд и сказаний, как этот. За четыре столетия
своего существования Козьмодемьянская церковь была
безмолвным свидетелем многих событий, протекавших в городе. Она помнит шумную
жизнь посадских людей периода экономического расцвета - 60-х годов XVI в., и
горькие тягостные дни
Всеми забытый, оставленный на произвол судьбы пустой храм ветшал и разрушался. Между тем, древняя Козьмодемьянская церковь является уникальным памятником истории и архитектуры. В древнем наследии Мурома она занимает особое место. Принимая во внимание большую культурно-историческую и духовную значимость Козьмодемьянекого храма, проследим основные вехи его истории.
Следует сразу оговориться: за последние десятилетия этой теме было посвящено множество работ. Среди их авторов встречаем и краеведов-любителей, и маститых искусствоведов, и профессиональных историков архитекторы. Но многим из этих работ присущ общий недостаток - узкий, зачастую односторонний взгляд на проблему, фрагментарность суждений и отсутствие полномасштабной источниковой базы, что, безусловно, снижает научную ценность исследований наших предшественников. Отдельные ранние работы давно уже стали библиографической редкостью, другие издавались ограниченным тиражом, поэтому известны только специалистам. За прошедшие десятилетия интерес к уникальному памятнику муромской земли нисколько не ослабел, наоборот, он усиливается год от года. Доказательство тому - идея восстановления храма в его первозданном виде. Осознавая значимость муромской Козьмодемьянской церкви, сделаем экскурс в историю, обобщим сведения о древнем храме, внеся свою посильную лепту в его изучение. Опираясь на архивные документы, проанализируем новые данные по его истории в взаимосвязи с социально-экономическим развитием Мурома.
Чернышев В.Я., канд. истор. наук,
март
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРАМА
|
Народная
память связывает строительство храма с именем Ивана Грозного. Из поколения в
поколение передавалась красивая легенда, согласно которой церковь построили на
том самом месте, где некогда стоял царский шатер, из которого Иван Грозный
наблюдал за переправой своего войска через Оку, во время похода на Казань.1 Со временем легенда обросла новыми подробностями, и
реальные события (Казанский поход
Царь Иван Грозный действительно был в Муроме во время
Казанского похода
Кто и когда выстроил красавец-храм? Не одно поколение
историков и краеведов тщетно пыталось ответить на этот сложный вопрос. Вплоть
до начала XX в. достоверные сведения о времени постройки храма отсутствовали. И
только в
Процесс обретения древних антиминсов муромской Козьмодемьянской церкви Н.Г. Добрынкин впоследствии описал следующим образом.
«На днях обычную прогулку совершал я с одним своим знакомым. Зашли посидеть на лавочку Козмодамианской церкви. Разговорились об ее возникновении, существовании, разрушении и т.п., наконец, пожелали, хотя бы в щель притворенной двери взглянуть внутрь ее. Полагая, что все три двери в нее заперты, мы слегка толкнулись в одну, боковую, и, к большому удивлению, дверь свободно отворилась, и мы очутились внутри церкви. Печальный вид ее облинявших стен, с желтой окраской и голосниками (резонаторами), отсутствие иконостаса, едва держащиеся на весу деревянные и железные связи, красноречиво удостоверяли о своем полном запустении, которое оживлялось лишь многочисленной стаей пернатых, с шумом и писком кружившихся над нашими головами. Вообще, пребывание в церкви внушало опасение быть пришибленными повисшими связями <...>
Алтарь, прегражденный особой каменной стеной для иконостаса
церкви, <...> сохранился в целости. В нем оказался нетронутым престол,
укрытый старинными церковными облачениями. Крайне желая
осмотреть его и поискать в нем подходящего указания о времени построения
церкви, я (Н.Г. Добрынкин. - В.Ч.) обратился
к местному священнику Смоленского храма, отцу протоиерею И.Д. Чижеву, в ведении которого находится Козмодамианская
церковь <...> Престол поставлен был на четырех каменных столбах с
каменной застилкой по верху, последняя прикрыта досчатым щитом <...> Внизу под престолом, - читаем
далее, - никаких признаков в виде иссеченных надписей, крестов и т.п. замечено
не было. Решено приподнять досчатый щит престола.
Протоиерей Чижев без особенных усилий приподнял его
<...> Внимание наше устремилось на каменную застилку и на ней заметили
мы нечто лежащее в виде полотняных лоскутков. Эти лоскутки, ко
всеобщему изумлению нашему, обнаружили три6 сложенные один на другой
древние антиминсы. Они состояли из квадратных кусков грубой льняной ткани,
величиной от 3 до 4 вершков (примерно 13-
Добрынкин Н.Г. не приводит дословно текст антиминсов. Но из работы
другого муромского краеведа Н.П. Травчетова
узнаем: «... на первом из них значится: «лета 7042 (1532)8 индикта 4
освятися олтарь церкви св.
пророка Илии при великом князе Василии Ивановиче всея Руси и при епископе Ионе
рязанском и муромском на день пророка Ильи святого».9 Таким образом, первоначально на месте
современной Козьмодемьянской церкви в
Найденный в
И, наконец, четвертый антиминс, обнаруженный в 1901 году,
представлял собой плохо сохранившийся холст. «Текст надписи,
- писал Н.Г. Добрынкин, - представляет слабые,
поблекшие и расплывшиеся буквы, которые ... удостоверяют, что он (антиминс.
- В.Ч) выдан на освящение Козьмодемьянской
церкви в царствование Михаила Феодоровича, при
архиепископе Феодорите в
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, можно
уверенно утверждать: Козьмодемьянскую церковь
воздвигли не в
Но если теперь мы знаем, когда соорудили кирпичную Козьмодемьянскую церковь, до сих пор нерешенным остается не
менее важный вопрос - кто же был ее заказчиком, на чьи средства строился храм?
Анализируя исторические документы, попробуем решить эту задачу. Согласно
писцовой книге Мурома
Отметим один важный факт: именно в Подокстовье,
в районе Козьмодемьянской церкви, стояли три из
восьми дворов самых богатых муромских торговцев -
гостей. О состоятельности этих людей свидетельствует то, что они платили в
казну налог каждый по два золотых - сумму весьма высокую по тем временам.
Неудивительно, что именно в этом конце Мурома, в своем родном приходе, Яков Константинов,
Четвертак Сычев и Володя Климов решили в
Обратим внимание на еще одно немаловажное свидетельство.
Строительство новой Козьмодемьянской церкви совпало
по времени с экономическим расцветом Мурома. И это не случайно, т.к. именно в
те годы - 50-60-е десятилетия XVI в. - город переживал наивысший экономический
подъем. В нем проживало восемь гостей - представителей высшего
привилегированного купеческого сословия. По данной описи
Сделаем первые выводы: возведение в Муроме посадской
кирпичной Козьмодемьянской церкви является
показателем достатка и экономической мощи отдельных муромских фамилий. Новый храм стал не только символом
победы над Казанским ханством, но и средством самовыражения избранных горожан,
изрядно преуспевших на торговом поприще. Благодаря переосмыслению исторических
документов, можно уверенно утверждать: Козьмодемьянская
церковь в Муроме была воздвигнута и освящена в
АРХИТЕКТУРА КОЗЬМОДЕМЬЯНСКОЙ ЦЕРКВИ
|
Каким был древний храм? Архивные документы и архитектурные обмеры позволяют достаточно точно ответить на этот вопрос. Призвав на помощь фантазию и воображение, можно представить, какую важную роль в повседневной жизни муромцев играла Козьмодемьянская церковь.
Существуют две версии построения форм здания. Согласно первой (ее придерживается архитектор В.М. Анисимов), в основе лежит принцип соотношения стороны квадрата к его диагонали.16 По второй гипотезе (среди ее сторонников - историк архитектуры Н.Ф. Филатов), планы четвериков таких церквей возводились посредством модуля, равного толщине западной стены.17
Храм сложен из кирпича, размером 28x13x8 см. Снаружи длина
храма (с апсидой) составляет
Внутренний основной объем Козьмодемьянской
церкви невелик: в длину (запада на восток, до алтарной преграды) она
простирается на
Высота четверика западного фасада достигает
Под алтарем имеется углубленный в землю подклет. Принимая во внимание причастность купцов к постройке здания, не исключено, что в XVI в. он мог использоваться как хранилище наиболее ценных предметов. В более позднее время подклет служил усыпальницей.19
Дореволюционные краеведы писали, что Козьмодемьянская церковь построена без фундамента - «прямо на земле».20 Трудно согласиться с этим мнением. Так как храм венчал тяжелый шатер, выложенный из большемерного кирпича, то стены церкви подвергались очень большой нагрузке. При отсутствии хорошего фундамента храм развалился бы фазу после постройки. Мастера, возводившие церковь, должный были учитывать и такой важный фактор, как глубину промерзания почвы. В средней полосе России она составляет не менее метра.
К числу древних строительных приемов, использованных при возведении основного объема церкви, следует отнести деревянные дубовые связи. По замыслам зодчих, замурованные в стены толстые брусья должны были препятствовать «расползанию» здания. К этому методу не раз прибегали мастера средневековья, желая придать постройке прочность и монументальность.
Козьмодемьянская церковь в Муроме строилась по характерным для средневековья канонам. Здесь главными требованиями являлись добротность, возвышенность, простота форм и пропорций. В мировоззрении людей XVI в. храм воспринимался как незыблимая твердыня, оплот христианской веры. В нем все служило высокой цели - молитвенному общению с Богом. Отсюда строгость архитектурных линий, отсутствие декоративных элементов, воспринимавшихся как излишнее украшательство, отвлекавших от молитвы. Правоту этих слов как нельзя лучше подтверждает сдержанный интерьер Козьмодемьянской церкви. Именно внутри храма понимаешь, что такое русское средневековье, полное загадок, легенд и аскетизма.
В древности иконостас Козьмодемьянской
церкви представлял собой простое сооружение, крепившееся на больших деревянных
брусьях (тяблах). Последние вставлялись в прямоугольные отверстия,
находившиеся на высоте
Основной объем здания отделяет от алтаря монументальная
каменная стена. Эта преграда подчеркивала простоту и сдержанность линий храма.
В алтарь вели двое врат: царские (центральные) и северные.21
Царские врата имеют высокий проем, достигающий
Несмотря на то, что церковь поставили богатые купцы, ее
внутреннее убранство было лишено роскоши. Так муромская
опись
Скудный интерьер Козьмодемьянской церкви освещали два узких щелевидных оконных проема, расположенных на западном и южном фасадах здания.23 В храм вели створчатые дверные проемы. И хотя их было трое, постоянно пользовались только западными.
Необычными для современного взгляда представлялись наружные стены храма. На них отсутствовала привычная ныне побелка и штукатурка. Хорошо обоженный красный кирпич и белый известковый раствор составляли естественную цветовую гамму, живописно выделяясь на фоне деревянной застройки древнего города.
Внутренние стены церкви никогда не имели росписей. В позднее время их покрывала штукатурка. Внутри верхней части четверика можно увидеть круглые отверстия голосников. Это горшки-резонаторы, вмурованные в стены здания для улучшения акустики. Надо полагать, в древнем храме был удивительный по чистоте звук, т.к. отражаясь от голых стен, кирпичного пола и стройных линий высокого шатра, любой, даже самый тихий шепот, разносился отчетливым эхом, достигая дальних уголков церкви.
Скромный интерьер Козьмодемьянской
церкви оживляют выложенные в толще стен неглубокие ниши. Они
двух типов: одна традиционная с полукруглым верхом (северный угол основного
объема храма, высотой в
Отдельного внимания заслуживает повествование о главном
украшении Козьмодемьянской церкви - высоком шатре.
17 марта
Здесь умышленно процитирован столь длинный фрагмент, так как
в нем представлена единственно верная информация, позволяющая понять, каким же
было завершение Козьмодемьянской церкви. Дело в том,
что кроме описания имелся рисунок, выполненный с натуры 17 марта
Козьмодемьянский храм таит в себе еще одну загадку, на которую до недавнего времени мало кто обращал внимание. Заключается она в следующем. Если снаружи подойти к полукруглой апсиде и встать строго посередине, то невольно бросится в глаза несимметричность алтарных окон. Одно из оконных проемов (южное) несколько смещено относительно центрального. Что это: небрежность древних зодчих или некий архитектурный прием, имевший глубокий смысл?
В средневековье на Руси не существовало жестких строительных правил, зодчие творчески подходили к работе. Вполне можно предположить, что в ходе ведения работ мастера допустили небрежность. Но как тогда истолковать странную закономерность: подобные «отклонения» присутствуют и на других храмах Мурома, например, на центральной апсиде Спасо-Преображенского собора28, Николо-Набережном храме и Стефановской церкви Благовещенского монастыря? Причем, все они строились в разное время и разными мастерами. Есть мнение, что смещение оконных проемов в сторону юга следует связывать с желанием зодчих сделать интерьер алтаря более освещенным. Это можно достичь, расположив окно апсиды южнее. В этом случае, внутрь алтаря попадает больше света. Если учесть, что вплоть до начала XX столетия для освещения помещений употреблялись только свечи, то становится понятен замысел мастеров - простой, практичный и весьма эффективный.
КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII-XVIII ВВ.
|
Опираясь на документы, проследим дальнейшую историю Козьмодемьянской церкви. К сожалению,
о ранних годах ее существования известно очень немного. Первоначально храм был приходским.
После эпидемии
Писцовая книга упоминает о двух церквях, каменной
и деревянной. Такое существование двух храмов было широко распространенным
явлением в русском средневековье. Каменный храм имел все преимущества кирпичных
строений: прочность, безопасность в пожарном отношении. Но он имел один серьезный
недостаток: зимой в нем было очень холодно. Поскольку каменные храмы раньше,
как правило, не отапливались, то в холодное время года богослужения
совершались в рядом стоявших деревянных, «теплых» церквях. Именно таким и был
небольшой храм, возведенный в честь великомученицы Екатерины. Неоднократно
перестраиваясь, он просуществовал до
Сравнивая данные описи Мурома 1624 и
На территории монастыря в 1620-30-е гг. кроме храмов находилось кладбище35, три кельи стариц (монахинь) и три бобыльские кельи. В последних обитали обедневшие безземельные люди. Неподалеку в отдельном дворе, при котором имелся огород, проживал поп Максим, служивший в храме.
Любопытно упоминание о «колокольнице»
с четырьмя колоколами, весом в 8 пуд (
И в
Лишенный материальной поддержки состоятельных людей, в первой половине XVII в. Козьмодемьянский женский монастырь существовал за счет сдачи в аренду сенных покосов, принадлежавших обители. Они располагались за рекой, в Сеченских лугах. В те годы но них ставилось 60 копен сена. Таким образом, площадь самих покосов составляла три десятины земли (чуть больше трех гектаров).
В целом картина, обрисованная документами 1624 и
По данным
История не сохранила сведений о том, как восприняли прихожане Козьмодемьянского храма церковный раскол, положивший начало старообрядчеству. Произошло это в середине XVII столетия. Очевидно, среди муромцев было немало таких, кто «радел родной старине». Достаточно упомянуть имя муромского соборного протопопа Лонгина, сосланного за проповеди в защиту старой веры. Не исключено, что и под сводами древнего Козьмодемьянского храма звучали пламенные речи в поддержку протопопа Аввакума и его сторонников, а также грозные обличения в адрес корыстных священников-никониан, «поставленных по мзде», - последователей церковных реформ и преобразований патриарха Никона. Но как проходили эти жаркие споры и проходили ли вообще, об этом, к сожалению, тоже ничего неизвестно. История умеет хранить свои тайны.
Описания второй половины XVII
в. не балуют нас сведениями о жизни рядовых приходских церквей Муроме Из Окладной книги
К XVIII столетию Муром превратился в обычный провинциальный
город, каких немало было раскидано по всей необъятной России. Описание города
В те годы история Козьмодемьянского
храма была неразрывна связана как с событиями
местного, так и общероссийского масштаба. Древняя муромская
церковь вызывала неизменный интерес у монарших особ, посещавших город. Еще в
КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XIX В.
|
Подходил к концу XVIII в. К тому времени храм, воздвигнутый в
Чтобы придать Козьмодемьянской церкви большую прочность, к деревянным дубовым связям добавили кованные железные. По мнению Н.П. Травчетова, во время ремонта переделали древний иконостас храма, придав ему так называемый «византийский стиль». Сейчас трудно судить, насколько верно это замечание. Учитывая новые вкусы XVIII столетия, интерьер Козьмодемьянской церкви подвергся «обмирщению». Не исключено, что именно тогда было растесано и увеличено в размерах южное окно храма.43 Это делалось с целью лучшего освещения внутреннего объема церкви. Заметим, подобные новшества затронули почти все древние храмы Мурома.
На рубеже XVIII - XIX вв. прихожанами Козьмодемьянской церкви были известные муромские купеческие династии: Страховы, Иконниковы, Патырмины, Синевы, Елины, Клепиковы, Пахолковы, многие из которых жили в приходе более сотни лет.44 Из года в год в скромном кирпичном хроме совершался традиционный круг богослужений. Менялись поколения прихожан, приходили и уходили священники, но неизменно под сводами древнего храма звучали возгласы духовенства, призывавшие христиан к миру, согласию и любви.
Так продолжалось до рокового дня - 6 апреля
Рисунки К. Зворыкина 17 марта 1863, Курбанина 1790-е
Рисунок Груздева (Мартынова)
Что послужило причиной разрушения храма? Ответ на этот
вопрос второе столетие ищут краеведы, историки, искусствоведы и архитекторы.
Наиболее правдоподобное объяснение находим у современного
архитектора-реставратора В.М. Анисимова: «Разрушению шатра способствовало
несколько причин. Документы отмечают ветхость здания к моменту разрушения,
т.е. надо полагать, выветрившиеся швы кладки шатра и наличие трещин сыграли
свою роль. Поддерживающих ремонтов давно не было, и памятник медленно
разрушался. Кроме того, заложенные при строительстве внутрь стен в несколько ярусов дубовые связи за
300-летний период сгнили, образовав пустоты. Вполне возможно, что в апреле
От себя добавим следующее немаловажное наблюдение. В XVIII-XIX
столетиях русло Оки неоднократно менялось. Река вплотную подошла к городу,
постепенно разрушая подножие холма, на котором стоял древний храм. Еще в
За давностью лет не сохранилось сведений о том, как муромцы восприняли роковое происшествие - разрушение
шатра. Безусловно, это не могло не задеть горожан, но, видимо, не более того.
Здесь уместно сделать одно замечание. В 1860-70-х гг. в Муроме проживало немало
богатых купцов первой и второй гильдий, ворочавших огромными капиталами,
некоторые из которых (например, Елины и Страховы)
проживали в приходе Козьмодемьянской церкви. Но никто
из них не проявил желания отстроить храм. Это ли не яркое свидетельство
корыстолюбия купеческого сословия в целом, заинтересованного зачастую только в
личной выгоде и благополучии?! Очень жаль, что ни у кого из них не возникла
даже мысль о возможной реставрации храма. Именно в то время, сразу после
катастрофы, можно было по горячим следам восстановить шатер, используя
недошедшие до нас графические материалы, а, возможно, и первые его фотографии.
И как нелепо прозвучало в
Городские обыватели избрали более простой и легкий путь: «Спустя некоторое время после описанной катастрофы, внутри церкви откопали в огромной куче мусора многие иконы и разные церковные вещи. Все они были выбраны и перенесены на хранение в деревянный сарай <...> находящийся вблизи <...> храма во имя Смоленской Божией Матери ...».49
Местное духовенство также не проявило желания возобновить
древнюю святыню. На вопрос из Владимирской Духовной
консистории о состоянии храма священник Козьмодемьянской
церкви Павел Спасский, дьякон Павел Соколов и церковный староста Николай Сомов
5 мая
Шли годы... В
Древнюю Козьмодемьянскую церковь
ждала печальная участь полного разрушения, поскольку с каждым весенним
половодьем берег подвергался большим оползням. Положение становилось
угрожающим. Наконец, в
В
Посещение храма П.С. Уваровой не
прошло бесследно. В
По просьбе П.С. Уваровой в
В том же
План. Рисунок Н.Г. Добрынкина 12 июля 1879
1888 (прдп) снимок Н.Г. Добрынкина; 1889 2 снимка И.Ф. Барщевского
СОБЫТИЯ XX В.
В
1948 снимок Д.А. Егорова, 1948 и Чернышёва В.Я. 2002 - 2008
Бедственное состояние хрома взволновало прогрессивную
общественность. В
Вскоре с содержанием газетной статьи ознакомился обер-прокурор Святейшего Синода. Он переправил заметку архиепископу Владимирскому и Суздальскому Николаю с просьбой разобраться и принять надлежащие меры к спасению древнего храма. Переговоры с настоятелем Козьмодемьянской церкви протоиереем Иоанном Чижевым ни к чему не привели по причине отсутствия у последнего необходимых средств на ремонт храма. После чего архиепископ счел своим долгом обратиться к владимирскому губернатору. Последний привлек к делу специалистов Губернского строительного отделения.
6 июля
В 1900-е гг. храм стоял без иконостаса. Уцелевшие иконы перенесли в ближайшую Смоленскую церковь. Священник, краевед и член Владимирской губернской ученой Архивной комиссии Н.П. Травчетов в своей работе приводит данные об одиннадцати древних образах, находившихся ранее в Козьмодемьянской церкви.62
Подводя итог событиям начала XX в., следует отметить: многие
планы и пожелания так и остались, к сожалению, лишь на бумаге, осев в архиве.63 Все восстановительные работы свелись преимущественно к
укреплению холма. По причине отсутствия средств шатер так и не был
восстановлен. Незадолго до революции
Наступили бурные события первых десятилетий советской власти. В 1930-е годы с Козьмодемьянской церковью произошла удивительная метаморфоза. В то время как в городе шла яростная борьба с религией, в ходе которой Муром постепенно год за годом лишался памятников архитектуры XVII-XIX вв., находившихся вполне в удовлетворительном состоянии, полуразрушенный храм Козьмы и Демьяна официально поставили на государственный учет. При этом акцентировалось внимание на то, что это памятник боевой славы, результат похода Ивана Грозного на Казань, в ходе которого Русь освободилась от татарского ига.
В советское время Козьмодемьянская
церковь находилась в ведении краеведческого музея. Согласно
постановлению Главнауки (организация, занимавшаяся
изучением и сохранением памятников материальной культуры. - В.Ч.), городской
музей обязывался поддерживать храм в надлежащем виде и заботиться о его
сохранности. Впрочем, все «заботы» сводились к минимуму: побелке стен и латанию
ветхой крыши. Но и для этих целей нужны были средства. Чтобы
хоть как-то снизить расходы по содержанию «памятника архитектуры XVI в.» - так
теперь стал официально называться древний храм - помещение церкви время от
времени сдавали в арендное пользование разным организациями за определенную
плату. Документально известно, что в
27 июня
Сохранился документ, свидетельствующий о ремонтных работах,
проводившихся в храме. В
Вскоре в муромском музее получили
выписку из письма музейно-краеведческого управления НКП РСФСР от 7 января
В годы войны здание церкви пустовало. В докладе «О состоянии
архитектурных памятников XVI-XVII вв.», составленном 25 марта
Весьма примечательно, что в том же
Из-за отсутствия денежных средств пришлось
отказаться от этой затеи. А расходы требовались немалые. Стоимость укрепления
берега в
Не менее утопично и весьма тенденциозно сформулирована
следующая идея директора муромского музея И.П.
Богатова. В письме к зав. Гороно
в
В последующие годы охранные функции музея сводились лишь к проведению визуального «обследования» храма. Вот пример одного из такого осмотра. «23 мая 1944 года мною (И.П. Богатовым. - В.Ч) обследовано состояние памятников архитектуры <...> Здание Козьмодемьянской церкви оказалось раскрытым, хотя все было заколочено железными скобами. Разрушений новых не произведено. Мною дано распоряжение о забивке входа болтами. Я считаю, что без помощи милиции сохранять его невозможно. Необходимо поймать хотя бы одного хулигана и как следует наказать. Горкомхоз к укреплению берега не приступал ...».73
Во второй половине XX в. церкви Козьмы и Демьяна стала грозить новая беда - повальное увлечение муромской молодежи кладоискательством. Время от времени внутрь храма проникали подростки. Орудуя ломами и лопатами, они наносили архитектурному памятнику XVI в. не меньший вред, чем трещины столетней давности. Полное отсутствие элементарной этики, безнравственность и цинизм привели к тому, что мародерами был вскрыт древний склеп. Причем, делалось это с особой жестокостью. После каждой группы кладоискателей-вандалов в подклете церкви оставались разбросанные во все стороны кости и черепа многовековой давности. Грабительские ямы ослабляли фундамент здания, что грозило серьезными осложнениями ветхому памятнику старины.
Кроме кладоискателей в храме интенсивно и с завидным
упорством трудились искатели приключений. Если еще в XIX в. прочно утвердилось
предание об участии Ивана Грозного в возведении Козьмодемьянской
церкви, то в советское время родилась не менее странная легенда о
существовавшем будто бы внутри храма подземном ходе. Согласно слухам, он вел из
старой церкви за реку, и, якобы, именно по нему войска переправлялись через Оку
во время Казанского похода. Более нелепого предположения придумать невозможно!
Только незнание русской истории и архитектурных традиций могли способствовать
таким странным фантазиям, лишенным какой-либо здравой логики. Но, тем не
менее, год за годом муромские подростки и молодежь
проявляли активный «интерес» к храму. От нашествия разрушителей не спасали ни
замки, ни заколоченные двери, ни замурованное окно подклета.
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИЗУЧЕНИЯ КОЗЬМОДЕМЬЯНСКОЙ ЦЕРКВИ
Повествуя об истории Козьмодемьянской
церкви, следует остановиться на научном анализе храма современными
исследователями. Выделим наиболее значимые работы. Одного из первых научных
исследователей шатрового зодчества, писавшем о муромском
храме, следует считать искусствоведа, историка и теоретика архитектуры А.И.
Некрасова. В
В
Заметный интерес к Козьмодемьянской
церкви проявился в 1960-е годы. В
Макет Козьмодемьянской церкви И.Ф. Барщевского 1891-1894 гг
Макет В.М. Анисимова 1980-е гг. и макет В. Усова 1650-60е гг
Проект реставарции А.Анисимова
Заслуживает внимание положение Золотарева и Левина, к
которому следует прислушаться, о том, что храм имел завершение в виде
восьмигранного барабана. Он действительно явственно читается
на рисунке К. Зворыкина
В апреле
проект реставрации Н.А. Беспалова 1983 и Чернышёва В.Я. (?)
По проекту Золотарева и Левина, барабан имел шлемовидное завершение и короткий крест. Последний в проекте авторов следует отвергнуть, поскольку кованный восьмиконечный железный крест, венчавший некогда церковь Козьмы и Демьяна, сохранился, и его форма и размеры могут быть детально воспроизведены при реставрации храма.80
Из других неточностей проекта
В
По мнению исследователя, церковь венчала шлемовидная главка,
покрытая деревянным лемехом. Такое же деревянное покрытие, с точки зрения В.М.
Анисимова, имел переход от шатра к восьмерику, а также крыша четверика и
апсида. Вопрос о первоначальной форме главы храма (луковичная или шлемовидная)
остается отрытым. Как уже отмечено выше, здесь, по всей видимости, следует
больше доверять рисунку
Весьма активно в дело изучения церкви Козьмы и Демьяна
подключились искусствоведы. В
Не менее интересно наблюдение исследователя о декоративных кокошниках церкви Козьмы и Демьяна. М. А. Ильин высказал мнение, что они вовсе не образуют целостный по своей структуре пояс над четвериком храма, как это считалось ранее. По Ильину, «плетение» обрамлений кокошников чисто иллюзорное. Зодчие (а он, как и многие другие исследователи, не без основания видит в них псковских мастеров) стремились в нижней, переходной к венчающему шатру части, создать такую игру архитектурных форм, которая бы зрительно подготовила глаз к восприятию сложного завершения храма. Анализируя положение треугольных кокошников, М.А. Ильин заключает: «... мы здесь не видим ни одной детали, ни одного приема звездчатости, которая в такой отчетливой форме выступает под шатром собора Василия Блаженного».84
Заслуживает внимание мнение МА Ильина, что для анализа муромского храма лучше всего привлечь утраченную Сергиевскую церковь Московского Кремля, которая по своим основным декоративным и конструктивным деталям могла послужить в качестве образа для постройки в Муроме. Зона кокошников Сергиевской церкви у восьмерика, городчатое завершение последнего и особенно шатер с накладками на ребрах граней вполне могли подтолкнуть творческую мысль автора муромской церкви и вызвать всю ее декорацию и ребристый шатер.85
Что касается сравнения муромской церкви с шатровым храмом Воскресения в с. Городня Московской области, ставшим уже традиционным в литературе, М.А. Ильин отдает предпочтение второй (Воскресенкой) церкви: «... в Муроме зодчие «играют» всеми доступными им декоративными средствами для создания произведения, пленяющего нас своеобразием своих форм и умением ими распоряжаться, однако обнаруживающего черты возврата к традиционным приемам композиции плана и объема».
В целом М.А. Ильин достаточно сдержанно характеризует церковь Козьмы и Демьяна в Муроме: «Прав был А.И. Некрасов, - пишет исследователь, - увидевший в муромском храме признаки угасания архитектурного течения, некогда будоражившего умы зодчих и толкавшего их к созданию все новых и новых оригинальных шатровых произведений».86
В
В проекте Н.А. Беспалова (см. цветную вкладку) шатер завершается восьмигранным фонарем, переходящим в шлемовидное завершение. Такой вариант следует считать близким к исторической истине. Однако предложенный автором переход от четверика и шатру вряд ли соответствует действительности. Он должен иметь конические формы, имеющие сужение в верхней части, что прекрасно видно на сохранившихся фрагментах стен. Между тем в проекте НА Беспалова переход отсутствует; стены с переплетающимися кокошниками имеют строго отвесные формы, вносящие в конструкцию тяжеловесность и громоздкость.
Представляются ценными наблюдения Н.А. Беспалова относительно анализа рисунка К. Зворыкина с детальным разбором всех выявленных неточностей. Всего подмечено семь несоответствий, многие из которых, по мнению НА Беспалова, впоследствии были повторены Груздевым и Барщевским. Исследователь наметил пути решения проблемы восстановления шатра. Среди них: поиск фотографии памятника до его разрушения; научное обоснование авторства Посника Яковлева в создании проекта памятника; проведение при помощи компьютера графоаналитического анализа шатровых храмов, созданных псковскими мастерами в XVI веке с последующим созданием математической модели памятника, приняв ее за основу пропорционального строя. За основу предлагалось взять церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного в Москве (1560), церковь Рождества в с Беседы (XVI), церковь Спаса Преображения в с Остров (1550), Никольскую церковь XVI в. в Казани.88
В
Ценным в работе В.М. Анисимова следует считать его
профессиональное объяснение возможных причин обрушения шатра в
Произведя натурные обмеры, исследователь пришел к выводу,
что в Козьмодемьянской церкви наблюдается сочетание
саженей в
Анисимов В.М. отметил некоторую непропорциональность
размеров храма Козьмы и Демьяна, действительно имевшую место. При обследовании
храма в марте
Подобное явление широко встречается в русском зодчестве и повсеместно наблюдается в памятниках XVI в. Давая рекомендации к восстановлению уникальной церкви Козьмы и Демьяна в Муроме, В.М. Анисимов вполне справедливо призывает будущих реставраторов: « ... важно уловить глазом, понять умом и почувствовать сердцем эту поэзию, ее тончайшие мотивы».94
В муромском музее экспонируется
модель Козьмодемьянской церкви, изготовленная В. Усовым.95 Она имеет некоторые условные черты.
Ток, например, четырехугольные ниши в основании шатра переданы в явно
увеличенном масштабе; звонница по Усову, выходила не только на западный фасад,
но и на южный (последнее, вероятно, заимствовано с
рисунка Груздева
Модель Козьмодемьянской церкви,
изготовленная в 1891-1894 гг. И.Ф. Барщевским (см.
цветную вкладку), о которой уже упоминалось выше, стоит особняком из прочих
макетов.96 Ее своеобразие и оригинальность заключается в том, что,
по мнению автора реконструкции, муромский храм имел
легкие, едва уловимые полукруглые закомары, соединявшие четверик с основанием
восьмерика, переходившим в шатер. По
И.Ф. Барщевскому, они шли по периметру верхней части четверика,
по три закомары на каждом фасаде, за исключением юго-западного угла, где стояла
звонница. Основание к такому заключению дал рисунок К. Зворыкина
В пользу отсутствия закомар косвенно свидетельствует рисунок
Н.Г. Добрынкина от 12 июля
Ранние фотографии Н.Г. Добрынкина и И.Ф. Барщевского тоже дают основание полагать, что закомар все-таки не существовало.
Для решения этого непростого вопроса необходимо провести детальное обследование верхней части храма. И если закомары существовали, они должны были оставить след на стыке четверика с восьмериком.
Подводя итог вышесказанному, следует полностью согласиться с мнением современных исследователей: для осуществления научной реставрации Козьмодемьянского храма необходимо продолжить работы по выявлению новых документов (фотографий памятника до его разрушения, обмеров здания, выполненных до падения шатра).
В ходе архивных изысканий нами найден уникальный документ,
датированный
Не меньший интерес представляют следующие слова документа: «Воля Его Императорского Величества в то же время есть, чтобы строжайше было запрещено таковые здания разрушать, что и должно оставаться на ответственности начальников городов и местных полиций».'00
Таким образом, можно констатировать: в
Впрочем, косвенные данные свидетельствуют, что Николай I так
и не проявил интереса к шатровой Козьмодемьянской
церкви в Муроме. В
Из прочих графических изображений Козьмодемьянской церкви, не указанных нашими предшественниками, следует назвать рисунок-панораму Курбанина 90-х гг. XVIII в. (см. цветную вкладку).'02 На нем запечатлен как шатровый храм, так и деревянная Екатерининская церковь. К сожалению, достоверность рисунка вызывает сомнение. Так, например, в апсиде церкви Козьмы и Демьяна на одном рисунке (И.П. Мяздрикова) указано четыре оконных проема, а на другом (копии XX в.) - пять, хотя на самом деле их имелось три (не беря во внимание проем склепа, не отображенный на рисунках).
В фондах ГНИМА хранится дореволюционная работа студента
С.-Петербургского института гражданских инженеров А.Ф. Жигулева,
на которой запечатлены южный фасад, план четверика и разрез с изображением
северной стены муромской Козьмодемьянской
церкви.103 Работа тоже имеет ряд серьезных неточностей. В частности, в плане четверика отсутствует проем царских
врат, а в апсиде нет северного окна. В северной стене церкви указано окно, хотя
по фотографии И.П. Барщевского
Таким образом, чертеж А.Ф. Жигулева представляет интерес только с точки зрения общей историографии муромского храма.
В конце 1990-х гг. встал вопрос о передаче Козьмодемьянского храма русской православной церкви. В настоящих условиях это единственно правильное решение сохранить древнюю святыню. Тем не менее, одной только простой физической передачей здания не обойтись. За храмом необходим строгий и профессиональный архитектурно-исторический надзор. В настоящее время техническое состояние памятника по-прежнему вызывает особую озабоченность. Пожалуй, было бы более правильно сначала провести надлежащие исследовательские и восстановительные работы, с использованием современных технологий и строительных материалов, укрепить храм, подготовить его к работе в новом климатическом режиме, и лишь затем перейти к постоянной практике богослужений.
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
Акт осмотра Козьмодемьянской церкви
По осмотру оказалось: древний Козьмо-Демианский
храм стоит на пологом Козьмодемьянском спуске высокого
берега реки Оки. Площадка, на котором он расположен, на
восток (со стороны алтаря) имеет всего 2 аршина (
Храм покрыт железной пирамидальной крышей по новым деревянным стропилам. Эта крыша не древнего устройства; существовавший прежде кирпичный купол, крытый деревом, от ветхости провалился внутрь церкви и при падении оборвал все перекрестные железные связи внутри храма. Потолка нет, полы кирпичные, иконостаса не имеется; пристройка алтаря отделена от церкви кирпичной стеной с тремя дверями, в алтаре каменный престол, под помещением алтаря подвал с наружными окнами.
Река Ока во время половодья из года в год подмывает более или менее весь высокий крутой берег, на котором стоит город Муром, в том числе и откос, на котором расположен описываемый храм. В 1892-93 гг. было предпринято укрепление этого откоса против самого храма под наблюдением Губернского архитектора строительного Отделения Владимирского губернского правления Афанасьева.
Самое укрепление состояло из возведения в 4 сажени (
В
Такой продолжительный опыт дает основание признать прежний прием укрепления удовлетворительным и на будущее время, при условии, если изменить несколько самый характер работ. Поэтому мы полагали бы целесообразным поступить так:
1.Восстановить стены прежней длины и высоты, сложив ее из
крупного бутового камня плитной ломки, потребной для
подпорной стенки толщины, на цементном растворе, с уклоном наружной поверхности
не менее 3-х вершков (
2.Земляной откос оправить, подсыпав отмытую часть и покрыть
перекрестными плетнями на высоту по откосу не менее 1 сажени (
3.Такое же укрепление применить и к основанию подпорной
стенки на расстоянии по крайней мере 1,5-2 сажень
(3,1-
4.Плетневые колья не должны выступать выше каменной загрузки во избежание их поломки, а самые колья должны быть обязательно ивовые и ветловые; хворост же для заплетхи ветловый, черемуховый или ольховый. Весь этот материал должен быть свежерубленный, т.е. перед самым потреблением, и самая работа должна быть, кроме кладки стены, лучше всего приурочена к осеннему времени. Эхо обеспечит наибольшую прочность плетней потому, что при сказанных условиях все колья весной дадут рост. Для наглядности описания к акту прилагается чертеж, все размеры которого взяты с натуры. Изложенное мы и постановили записать в настоящий акт.
Инженер строительного Отделения Владимирского губернского правления Невский. Помощник Муромского уездного исправника Инихов. Города Мурома благочинный протоиерей А. Бобров. Член Муромской городской управы П. Нехорошев.
(ГАВО. Ф.556. Оп.1. Д.349)
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Архивные источники
1.ГАВО. Ф.40. Оп.1. 18390.
2.ГАВО. Ф.40. Оп.1. 18956.
3.ГАВО. Ф.40. Оп.1. 20731.
4.ГАВО. Ф.562. Оп.1. Д159. Л.16.
5.ГАВО. Ф.556. Оп.1. Д349.
6.ГАВО. Ф.40. Оп.1. Д18371
7.ПСРЛ. - Т.29. - С86.
8.РГАДА Ф.350. Оп.2. Д1884.
9.РГАДА Ф.1209. Оп.1. Кн. 11834.
10.РНБ. ОР. Ф.775. Д.3645. Л.83 об.
11.РНБ. OP. QIV. N231. Л.126.
12.Жигулев А.Ф. Церковь св. Косьмы и Дамиана в гор. Муроме Владимирской Губернии. Кон. XIX в. // ГНИМА. Р5-8687.
13.Камаев Б.И. Муром. Церковь Козьмы и Дамиана. Пояснительная записка и чертежи эскизного проекта // ВСЭНРПМ. - 1962. - Инв. N 13576.
14.Золотарев, Левин.
Проект реконструкции и чертеж бывшей церкви Косьмы и
Демьяна в г. Муроме (апрель
15.Золотарев А.А., Анисимов В.М. Козьмодемьянская церковь в Муроме. Исследование и эскизный проект реставрации // ВСЭНРПМ. - 1971. - Инв. N 15053.
16.МИХМ. Научный архив N 207. Охрана памятников.
17.Оклад города Мурома с
уездом
Литература
1.Анисимов В.М. Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме // Памятники истории и культуры. - Вып. 3. Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1988.
2.Беспалов НА Муром. Памятники искусства XVI-начала XIX века. - Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1971. - С.23-26.
3.Беспалов НА Козьмодемьянская церковь XVI в. в Муроме // Памятники истории и культуры. - Вып. 2. - Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1983.
4.Брунов Н.И. Мастера древнерусского зодчества. - М., 1953.
5.Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. - М.: Искусство, 1988.
6.Воронин Н.Н. К истории русского зодчества XVI века. // Сборник бюро по делам аспирантов ГАИМК. - Вып. 1. - Л., 1929. - С 83-92.
7.Добрынкин Н.Г. Осмотр гр. А.С. Уваровым Козмодамианской церкви в г. Муроме // ВГВ. - 1877. N 34.
8.Добрынкин Н.Г. Древняя Козмодамианская церковь в городе Муроме // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. - Владимир, 1883. - T.IV. - С.45-60.
9.Добрынкин Н.Г. Державные гости в г. Муроме 1445-1837 гг. Материалы для истории города Мурома // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. - Т.5. - Владимир, 1885.
10.Добрынкин Н.Г. Обретение древних антиминсов в Козмодамианской церкви в городе Мурома // ВЕВ. - 1901. - N 15. Отд. оттиск.
11.Ильин МА Церковь Козьмы и Дамиана в Муроме // Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. - М.: Искусство, 1980. - О 06-110.
12.Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Владимир, 1897. - Вып. IV. - С.157
13.Кучкин ВА Материалы для истории русского
города XVI в. (Выпись из писцовых книг г. Мурома
14.Масленицын СИ. Муром. - М.: Искусство, 1971.
15.Монгайт АЛ. Муром. Сокровища русского зодчества / Под ред. В А Веснина. - М., 1947.
16.Некрасов АИ. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII века. - М.: изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. - С.268-269.
17.Раппопорт П.Л. Русское шатровое зодчество конца XVI в. Материалы и исследования по археологии СССР. - N 12. - М.-Л., 1949.
18.Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. - Владимир, 1903. - СЛ 27-135.
19.Титов А.А. Историческое обозрение города Мурома // Труды ВГУАК. - Кн. IV. -Владимир, 1902. - С.1-99.
20.Чернышев В.Я. Социоэкономическая история Мурома XVII в. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2006.
21.Чернышев В.Я. Топография расселения посадских семейств г. Мурома XVII - первой половины XIX вв. // Культурно-историческое наследие русского города: Материалы научной конференции. V Плесские чтения. - Плес, 2001. - С.114-121.
Список сокращений
ВГВ - Владимирские губернские ведомости ВГУАК - Владимирская губернская ученая Архивная комиссия ВЕВ. ЧН - Владимирские епархиальные ведомости. Часть неофициальная
ВСЭНРПМ - Владимиро-Суздальская экспериментальная научно-ремонтная производственная мастерская
ГАВО - Государственный архив Владимирской области ГИМ - Государственный исторический музей
ГНИМА - Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева МИХМ - Муромский историко-художественный музей ПСРЛ - Полное Собрание Русских Летописей
РГАДА - Российский государственный архив древних актов и документов РНБ. ОР - Российская национальная библиотека. Отдел рукописей.
Примечания
2 ПСРЛ. - Т.29. - С.86.
3 Там же. - С.91.
4 Кучкин В.А. Материалы для
истории русского города XVI в. (Выпись из писцовых книг г. Мурома
5 РНБ. ОР. Ф.775. Д.3645. Л.83.
6 Согласно литературе, антиминсов было четыре. Об этом см. далее. - В.Ч.
7 Добрынкин Н.Г. Обретение древних антиминсов в Козмодамианской церкви в городе Муроме // ВЕВ. - 1901. - N 15.
8 Дата
9 Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. - Владимир, 1903. - С. 132.
10
Там же. В работе В.М. Анисимова (см. далее) вслед
за Н.Г. Добрынкиным второй
антиминс
ошибочно датирован
11
Дата 5 декабря (день преподобного Саввы освященного)
относится к
так называемому «сентябрьскому летоисчислению», что соответствует не 1565, а
1564 г.
Исходя из этого, дату
присутствующую
во всех изданиях, следует считать неточной, т.к. вновь построенный храм
освятили в
декабре
12 Травчетов Н.П. Город Муром ... Указ. Соч. - С. 132.
13 Добрынкин Н.Г. Обретение древних антиминсов... Указ. Соч.
14 Кучкин А.В. Материалы для истории ... Указ. Соч. - С.298, 303.
15
Чернышев В.Я. Социоэкономическая история Мурома XVII
в. Автореф. дисс. ... канд.
ист. наук.
- М„ 2006.
16 Анисимов В.М. Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме // Памятники истории и культуры.
- Вып. 3. - Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1988.
17
Филатов Н.Ф. Памятник воинской славы // Записки краеведов. - Горький, Волго-Вятское
книжное
изд-во,
1975. - С. 148.
18
План храма представлен в Приложении. Обмеры сняты с натуры В.Я. Чернышевым и
АВ. Мака-
ренко в марте
19
В
20
Травчетов Н.П. Город Муром... Указ. Соч. - С. 129; Добрынкин Н.Г. Древняя Козмодамианская
церковь в
городе Муроме ... Указ. Соч. - С.46.
21
В акте осмотра храма от
22 РНБ. ОР. Ф.775. Д3645. Л.82.
23
Масленицын СИ., вслед за
Н.Г. Добрыниным, неверно писал об одном окне: «Помещение для молящихся
скудно освещалось единственным небольшим окошком в западной стене храма...» (Масленицын СИ. Муром. - М.:
Искусство, 1971. - С. 10). В настоящее время на
северной стене четверика
можно
видеть третье окно, проделанное после одной из поздних реставраций. Однако
изначально его не было. - В.Ч.
24 Добрынкин Н.Г. Древняя Козмодамианская церковь ... Указ. Соч.
25 Там же.
26
Рисунок К. Зворыкина до революции
71 На них детально указал НА Беспалов в работе «Козьмодемьянская церковь XVI в. в Муроме». (Памятники истории и культуры. - Вып. 2. - Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1983).
28 Ныне ее асимметричность исправлена при последней реставрации собора во время восстановительных работ 1990-х гг. - В.Ч.
29
В.М. Анисимов, также ничем не подкрепляя свои слова, относил время
возникновении монашеской обители к
30 РНБ. ОР. Ф.775. Д3645. Л.81-81 об.
31 Травчетов Н.П. Город Муром ... Указ. Соч. - С129.
32
Добрынкин Н.Г. писал следующее: «Теплой церкви нет
вовсе. О месте ее существования можно судить по уцелевшим следам кирпичного ее
фундамента квадратной формы. Она находилась возле Козмодамианского
храма, севернее его, сажени в пяти (
33 РНБ. ОР. Ф.775. Д.3645. Л.83 об.; РНБ. OP. QIV. N231. Л.126.
34
См. план Мурома, составленный Василием Пылаевым в
35
В апреле
зуб». Ныне
надгробие находится в крипте муромского Благовещенского
монастыря. На основании этой находки можно сделать вывод
что кладбище при Козьмодемьянской церкви очень
древнее. - В.Ч.
36 РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Кн.11834. Л.47.
37 Там же. Л.48 об.
38
Оклад города Мурома с уездом
39 РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1884. Л.17 об.-21.
40 Добрынкин Н.Г. Державные гости в г. Муроме 1445-1837 гг. Материалы для истории города Мурома // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. - Т.5. - Владимир, 1885.
41 Травчетов Н.П. Город Муром ... Указ. Соч. - С. 130.
42 Добрынкин Н.Г. Обретение древних антиминсов ... Указ. Соч.
43 Это видно по старым фотографиям. В настоящее время окно вновь восстановлено в своих первоначальных формах. - В.Ч.
44 Чернышев В.Я. Топография расселения посадских семейств г. Мурома XVII – первой половины XIX вв. // Культурно-историческое наследие русского города: Материалы научной конференции. V Плесские чтения. - Плес, 2001. - С.114-121.
45 Цит. по: Добрынкин Н.Г. Древняя Козмодамианская церковь ... Указ. Соч.
46 Анисимов В.М. Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме ... - С.79.
47 Полное собрание ученых путешествий, издаваемое академией наук по предложению ее президента. - Т.1. - Записки путешествия академика Лепехина И.И. - СПб., 1821. - С.5.
48 Добрынкин Н.Г. Древняя Козмодамианская церковь ... Указ. Соч.
49 Там же.
50 ГАВО. Ф.556. Оп.1. Д.349.
51 Добрынкин Н.Г. Осмотр гр. А.С. Уваровым Козмодамианской церкви в г. Муроме //ВГВ. - 1877. - N 34.
52 ГАВО. Ф.556. Оп.1. Д.349.
53 ГАВО. Ф.40. Оп.1. Д. 18390.
54 Комлев А.Р. Фотографы в Муроме. Незабытые имена. - Муром, 2002. - С. 10.
55 ГАВО. Ф.556. Оп.1. Д.349.
56 Добрынкин Н.Г. Обретение древних антиминсов ... Указ. Соч.
57 ГАВО. Ф.556. Оп.1. Д.349.
58 Там же.
59 Там же.
60 Там же.
61 Если быть более точным, в документе говорится о куполе, и можно предположить, что речь идет о внешнем деревянном покрытии алтарной апсиды. Но это не ток, поскольку слова акта «существовавший прежде кирпичный купол, крытый деревом, от ветхости провалился внутрь церкви и при падении оборвал все перекрестные железные связи внутри храма» следует отнести не к апсиде, а к самому шатру. - В.Ч.
61 Травчетов Н.П. Город Муром ... Указ. Соч. - С. 134. 63 ГАВО. Ф.40. Оп.1. Д.18371, 18390, 18956, 20731 и др. 44 Травчетов Н.П. Город Муром ... Указ. Соч. - С. 135.
65 МИХМ. Научный архив N 207. Охрана памятников, б/н.
66 Там же.
67 Там же.
68 Там же.
69 Там же.
70 Там же.
71 Там же.
72 Там же.
73 Там же.
74 Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII века. - М., 1936. - С.268-269.
75 Воронин Н.Н. К истории русского зодчества XVI века. // Сборник бюро по делам аспирантов ГАИМК. - Вып. I. - Л., 1929. - С. 83-92.
76 Монгайт АЛ. Муром. Сокровища русского зодчества / Под ред В А Веснина. - М., 1947.
77
В краеведческой литературе рисунок Груздева
(Мартынова) датируется
78 ВСЭНРПМ. - 1962. - Инв. N 13576.
79
Хранится в архиве средней школы N
80 МИХМ, б/н.
81 ВСЭНРПМ. - 1971. - Инв. N 15053.
82 Ильин М.А. Церковь Козьмы и Дамиана в Муроме // Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. - М.: Искусство, 1980. - С106-110.
83 Там же. - С107.
84 Там же. - С108.
85 Там же. - С 109.
86 Там же.
87 Беспалов НА Козьмодемьянская церковь XVI в. в Муроме // Памятники истории и культуры. - Вып. 2. - Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1983.
88 Там же. - С129.
89 Анисимов В.М Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме ... Указ. Соч.
90
См., напр., Титов АА Историческое обозрение
города Мурома // Труды ВГУАК. - Кн. IV. - Влади-
мир, 1902.
- С.1-99; Добрынкин Н.Г. Древняя Козмодамианская
церковь... - Указ. Соч.
91 Анисимов В.М. Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме ...
92 Беспалов НА Муром. Памятники искусства XVI-начала XIX века. - Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1971. - С.24.
93 На плане, помещенном в Приложении, эти несоответствия снивелированы и опущены. - В.Ч.
94 Анисимов В.М. Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме ...
95 МИХМ. ММ-25827.
96 Ныне макет находится в фондах ГНИМА. Благодарю Комлева А.Р. за возможность ознакомиться с моделью. - В.Ч.
97 Хранится в так называемом «Альбоме Добрынкина» в МИХМ. - В.Ч.
98 ГАВО. Ф.562. Оп.1. Д.159. Л.16.
99 Там же. Л.З.
100 Там же. Л.З об.
101 Цит. по: Добрынкин Н.Г. Древняя Козмодамианская церковь в городе Муроме ...
102
Известен в копии И.П. Мяздрикова,
выполненной в конце XIX в. и более поздней копии XX в.
Хранятся в
фондах МИХМ. Местонахождение оригинала неизвестно. - В.Ч.
103 Жигулев АФ. Церковь св. Косьмы и Дамиана в гор. Муроме Владимирской Губернии. Кон. XIX в.// ГНИМА Р5-8687.
104 Об этих съемках в Муроме см. Комлев АР. Фотографы в Муроме. ... Указ. Соч. - СЮ. - В.Ч.
Научно-популярное издание
Чернышев Владимир Яковлевич
Шатровая церковь Козьмы и Демьяна в Муроме
Исторический очерк
Информационная поддержка:
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский