РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Егоров Ю.А. Градостроительство Белоруссии. М., 1954. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: http://www.harodnia.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2012 г. 

 

   

 

Ю.А. Егоров

 Градостроительство Белоруссии

 

Города в IX-XIII вв.
c. 13-14

К середине XIII в. города западных русских княжеств, и среди них в первую очередь Полоцк, Витебск, Минск, Гродно и Пинск, имели уже достаточно сложную архитектурно-планировочную организацию. Однако небольшое количество сохранившихся сооружений и недостаточный материал по истории городов того времени не дают возможности воспроизвести индивидуальный архитектурно-художественный облик того или иного городского организма XII–XIII вв.

Некоторое представление о городе этого времени на территории Белоруссии могут дать материалы археологических раскопок на Замковой горе в Гродно.

Раскопками на территории Старого замка в Гродно, начатыми в 1932 г., обнаружены сооружения, подтверждающие тот известный из русских летописей факт, что город Гродно еще в XII в. был центром западнорусского удельного княжества1. Раскопки подтвердили, что Гродно в XI–XIII вв. по своей планировочной структуре и характеру важнейших сооружений был типичным городом эпохи Киевской Руси и периода феодальной раздробленности. Раскопки, начатые польскими учеными, были прерваны нападением на Польшу фашистской Германии.

План раскопок на территории Старого замка в Гродно:
1 – «терем»; 2 – «верхняя» церковь; 3 – «нижняя» церковь

Они были окончены в послевоенные годы Институтом истории материальной культуры Академии наук СССР под руководством Н. Н. Воронина2.

Археологическими раскопками на Замковой горе в Гродно были открыты остатки так называемой «нижней» церкви XI–XII вв., неизвестного здания («терема») того же времени и «верхней» церкви XIII–XIV вв., остатки деревянных срубов и деревянной мостовой XII–XIII вв. Выше сохранились фрагменты стен, сводов и фундаментов замка XIV столетия, а еще выше фрагменты стен замка времен Стефана Батория.

Построенная над «нижней» «верхняя» церковь имела по наружному обмеру 12,5 X 10,2 метра. Толщина ее стен равнялась 1,6 метра. Она представляла собой тип четырехстолпного одноапсидного храма.

«Нижняя» церковь XI–XII вв. больше «верхней». Ее размеры без апсиды составляют 16,7 на 12,0 метров. Стены церкви сохранились на высоту от 1,5 до 2,5 метра. Она так же, как и «верхняя» церковь, имела с восточной стороны одну алтарную апсиду. В церкви было три входа – главный с западной стороны и два боковых с юга и севера. Внутреннее пространство церкви членилось шестью столбами. Ее фасады были обработаны пилястрами. Стены сложены из плинфы размером 25 X 16 X 4 и 24 X 15 X 4 сантиметра. Горизонтальные швы – 2,5–4 сантиметра. Некоторые кирпичи имеют выпуклые клейма. В кладку стен вставлялись огромные гранитные камни неправильной формы, красного, серого и черного цветов. Размеры их разные — 84 X 65 сантиметров, 70 X 60 сантиметров и т. д. Поверхность гранита, выступающая из стен, полирована, некоторые камни имеют фаски. Помимо шлифованных гранитных камней, стены церкви были украшены керамическими, покрытыми глазурью плитами красного и зеленого цвета. При раскопках в стенах здания обнаружены голосники.

Раскопки в Гродно велись лишь на незначительной территории Замковой горы, и их результаты не дают достаточных материалов для окончательного суждения о планировочной структуре города XI–XII вв. Но все же данные раскопок вскрывают некоторые характерные черты древнего города. Для древнего Гродно характерны крайняя скученность деревянных жилых построек и узость небольших улочек и переулков. Жилые здания примыкали одно к другому. Ширина переулков и улиц колебалась от 2 до 6 метров. Верхнее плато Замковой горы не велико. Созданная самой природой и усиленная рукой человека оборонительная мощь участка была для того времени исключительной. Небольшая территория участка была застроена здесь с максимальной плотностью.

1 Материалы раскопок хранятся в Гродненском историко-археологическом музее.
2 Н. Н. Воронин. Раскопки в Гродно.— «Краткие сообщения ИИМК», вып. XXVII, 1949.
Вярнуцца да тэксту

Наверх


Храмы XI–ХIII вв. в городах западнорусских княжеств
c. 15-20

Среди немногих сохранившихся в Белоруссии храмов периода феодальной раздробленности наибольший интерес представляют Евфросиньевская церковь в Полоцке и Борисоглебская, впоследствии названная Коложской, церковь в Гродно. Оба храма были раньше соборами загородных монастырей.

Евфросиньевская церковь построена в середине XII в., между 1128 и 1156 гг.3. История сохранила имя зодчего, построившего храм, – мастера Ивана или Иоанна. Что касается храма в Гродно, то его постройка относится ко времени княжения гродненских князей Бориса и Глеба, вступивших на престол после смерти их отца Всеволода в 1142 г.4

Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. Фото автора 1949 г.

Оба сооружения представляют собой шестистолпные однокупольные храмы, гродненский — трехапсидный, полоцкий — одноапсидный. Планы храмов имеют много общего, незначительно различаются они и по размерам. Шестистолпными и однокупольными были также Благовещенская церковь в Витебске и «нижняя» церковь на Замковой горе в Гродно. Очевидно, эти особенности являлись типичными для рядовых приходских и монастырских храмов XII в. в западных русских княжествах.

План Борисоглебской (Коложской)
церкови в Гродно

Однако сходство планов церквей Евфросиньевской и Борисоглебской – Коложской – чисто внешнее. Художественный облик и того и другого храма отличается ярко индивидуальным характером.

Оба сооружения дошли до наших дней в искаженном виде. Так, вся южная стена и часть западной и восточной стен гродненской церкви в 1853 г. обрушились при оползне горы, на которой она расположена. Для сохранения остатков памятника были предприняты некоторые меры: укреплена гора, обрушившиеся стены заменены деревянными, устроена новая кровля, заложены алтарные окна. Таким образом, от древних частей Борисоглебской церкви остались лишь немногие фрагменты. Тем не менее, сохранившиеся части дают возможность судить о ее плане, конструкциях и декоративном убранстве.

Евфросиньевская церковь в Полоцке также неоднократно разрушалась и перестраивалась. При перестройках появились трехскатная кровля вместо прежнего сводчатого покрытия и пристройка у главного входа. Кроме того, западная часть храма была надстроена и благодаря этому совершенно изменился общий вид сооружения. «Древним закомарам, – писал проф. Н. И. Брунов после тщательного обследования сооружения, – соответствуют только три восточных полукружия северной и южной стен. Что же касается западных полукружий и трех полукружий западной стены, то все они новые и помещены значительно выше старых, для чего эти последние были надложены»5. Тщательное изучение памятника советскими исследователями позволило выполнить чертежи, показывающие его первоначальное состояние.

В первоначальном своем виде основной объем собора Спас-Евфросиньевского монастыря был кубическим, завершался сводами, оригинальным трехлопастным постаментом под барабаном и высоким барабаном со шлемовидным куполом. С запада к основному кубовидному объему примыкала пониженная часть с хорами. Основным пространством внутри храма является подкупольный квадрат.

Благодаря трехлопастному постаменту под барабаном полоцкий памятник имел как бы ярусное построение. После введения дополнительного элемента – постамента под барабаном – здание стало принципиально отличаться от других древнерусских шестистолпных церквей. Сравнение полоцкого храма с Коложской церковью в Гродно и с Благовещенской церковью я Витебске показывает, насколько различно их пространственное построение при сходном шестистолпном вытянутом плане. В витебском и гродненском храмах преобладают архитектурные элементы, которые заставляют взгляд устремляться вглубь здания, в то время как для Евфросиньевской церкви при аналогичном плане характерно пирамидальное построение внутреннего пространства и наружного объема. Вместе с тем введение постамента под барабаном явилось для подкупольных арок и столбов дополнительной нагрузкой, что привело к увеличению сечения столбов и толщины стен. В результате храм в Полоцке оказался внутри затесненным.

Евфросиньевская церковь имеет большое значение для истории древнерусской архитектуры, как один из интереснейших примеров глубокой переработки византийского типа культового здания, пришедшего в Киевскую Русь вместе с новой верой.

Не менее интересные и своеобразные черты древнерусского зодчества в западных русских княжествах обнаруживает и Коложская церковь в Гродно.

Сравнение плана гродненской церкви с планами церквей Евфросиньевской в Полоцке и Благовещенской в Витебске показывает, что стены и столбы в первом сооружении значительно тоньше, чем в последних. Особенно контрастно соотношение массы стен и столбов с внутренним пространством в гродненском и полоцком храмах. В Коложской церкви в конструкцию сводов и верхних частей стен введены керамические горшки-голосники. Усиливая и смягчая звук внутри храма, они вместе с тем значительно уменьшили вертикальную нагрузку на столбы и стены, а также распор от сводов. Это и дало возможность уменьшить сечение несущих конструкций. Уменьшение сечения несущих столбов и стен Коложской церкви придало внутреннему пространству сооружения характер свободного зала.

Как один из пограничных городов древнерусского государства, город Гродно в XII в. был форпостом западных русских княжеств на границе с Польшей. Борисоглебский монастырь, построенный к западу от Гродно, прикрывал подход к городу со стороны Городничанки. Задачи обороны города и монастыря определили крепостной характер рассматриваемого сооружения.

Современное состояние памятника не позволяет судить о всей системе оборонительных приспособлений сооружения. Однако сохранившиеся бойницы над хорами в северной стене, а также лестницы, устроенные в толще стен малых апсид, аналогичны оборонным устройствам более поздних церквей-крепостей Белоруссии. Возможно, что собор Борисоглебского монастыря имел в юго-западном углу и специальную оборонительную башню, напоминающую башни оборонных церквей XVI в. На гравюре Гродно 1568 г. эта башня изображена наряду с отдельно стоящей колокольней.

Крепостные черты Коложской церкви крайне важны для последующей истории белорусского зодчества в XIV–XVI вв. Они показывают, что такие своеобразные и высокохудожественные произведения белорусской архитектуры, как церкви-крепости в Маломожейкове и Синьковичах, построенные в XVI в., возникли на базе местных традиций.

Судя по сохранившимся частям стен, фасады Коложской церкви были чрезвычайно живописными. Стены храма расчленены профилированными пилястрами, что, однако, не играло существенной роли для сложения архитектурного образа здания. Живописные качества фасадов — результат своеобразной кладки стен. В кирпичную кладку храма вставлены большие полированные камни. Кроме того, рисунок кирпичной кладки перебивается майоликовыми цветными плитами. Разнообразные по форме и размерам, то черные, то серые, то нежно-розовые полированные поверхности камня, майоликовые плиты, составляющие разнообразные по рисунку и цвету фигуры крестов, создают живописную и полихромную поверхность стен сооружения. Все это придает Коложской церкви незабываемое своеобразие.

Интересно, что при расстановке естественных камней и майоликовых плит зодчий храма тонко понимал и соблюдал законы архитектурной композиции. Наиболее крупные и темные камни он располагал внизу, кверху камни постепенно уменьшались. Продолговатые камни размещены вертикально, а наиболее мелкие вставлены в кладку пилястр. И при всем этом мастеру удалось избежать сухости и педантизма. Даже в расположении геометрических фигур крестов подкупают непосредственность и простота в создании неожиданных и новых комбинаций. Геометрический рисунок крестов напоминает элементы народных белорусских орнаментов более позднего времени. Едва ли можно сомневаться в народном характере этой своеобразной декорации, по-новому раскрывающейся в «нижней» церкви Старого замка в Гродно.

Коложская церковь, несмотря на свои незначительные размеры и окраинное расположение, играет большую роль в ансамбле города. Расположенная на высоком холме при впадении Городничанки в Неман, она удачно противостоит древнему Старому замку.

Собор Борисоглебского монастыря в Гродно, так же как и собор Спас-Евфросиньевского монастыря в Полоцке, принадлежит к интереснейшим произведениям древнерусского зодчества в западных русских княжествах. Характерные особенности этих построек – крепостные черты, декоративная нарядность, ярусность – получили широкое развитие в белорусской архитектуре XIV–XVI вв. Постепенно накапливаясь, развиваясь и обогащаясь, эти черты создали национальный колорит белорусского зодчества последующих столетий.

3 Датируется по книге «История русской архитектуры. Краткий курс». М., 1951, стр. 24.
4 «Памятная книжка Гродненской губернии на 1868 г.». Гродно, 1868, стр. 43.
5 Н. И. Брунов. Извлечение из предварительного отчета о командировке в Полоцк, Витебск и Смоленск в сентябре 1923 г. М., 1926, стр. 3.
Вярнуцца да тэксту

Наверх


Архитектура Гродно по гравюре 1568 г.
c. 44-46

Ясное представление об архитектурно-художественном облике Гродно, одного из крупнейших городов Белоруссии в XVI столетии, дает гравюра 1568 г., издавна привлекавшая внимание исследователей. Известный русский критик XIX в. В. Стасов на основании этой гравюры и некоторых других материалов написал свою статью «Православные церкви в Западной России в XVI веке»6.

Город Гродно в XVI в.

В правом верхнем углу гравюры дан объяснительный текст: «Истинное изображение города Гродно в Литве. Там его польское королевское величество держало сейм и туда же приехали нижепоименованные посольства, во-первых, Великого князя Московского, в числе 1200 человек, очень великолепно одетых, потом посольство Турецкое, Татарское и Валахское, и были приняты в поле особыми на то назначенными от вышеупомянутого королевского величества лицами, каждое посольство в особом месте... А что тут нарисовано, то произошло в июле 1567 г. Нарисовано сначала Гансом Адельгаузером, а потом награвировано в настоящем своем виде Матвеем Цюндталь гражданином Нюренбергским в 1568 г.».

Предполагают, что сцена на первом плане гравюры изображает первую встречу поляков с русским посольством во главе с Ф. И. Колычевым, прибывшим в 1567 г. в Гродно для переговоров о перемирии, выдаче князя Курбского и пропуске русских купцов через Польшу в Царьград.

Город Гродно, один из древнейших белорусских городов, возник на высоком холме, в том месте, где Городничанка впадает в Неман. В 1183 г. город сгорел, причем известно, что к этому времени в нем уже были каменные храмы. Очевидно, это были Коложская и «нижняя» церковь Старого замка, обнаруженная во время раскопок 1932—1939 гг. Деревянный Старый замок и город были вновь сожжены и превращены в развалины монголами в 1241 г. Вскоре после этого литовским князем Миндовгом был построен каменный Старый замок. Гродно и его укрепления неоднократно разрушались и тевтонскими рыцарями. Нападения на город прекратились только после Грюнвальдской битвы. В середине XVI в. Старый замок был уже лишь небольшой частью города.

Город Гродно изображен на гравюре с заречной стороны и развернут перед зрителем своим главным фасадом. На рисунке хорошо видны основные части города — Старый и Новый замки, расположенные на высоких холмах над Неманом, а также окруженное церквами место центрального рынка, от которого идет улица к мосту. Справа и ближе к зрителю тянутся вдоль берега нижний посад и Занеманский пригород, или форштадт, где и разыгрывается изображенная на гравюре сцена посольской встречи.

Старый замок — первооснова Гродно — показан на гравюре еще во всей мощи своих крепостных сооружений, с высокими каменными стенами и башнями, с мостом, соединяющим его с территорией Нового замка. Старый замок в Гродно во второй половине XVI в. был еще главным, ведущим архитектурным комплексом города.

Территория Нового замка, на которой впоследствии, в середине XVIII в., был выстроен огромный дворец для сейма, показана на гравюре огороженной крепостными стенами, в большинстве своем каменными, а частично и деревянными. Часть стен Нового замка была уже разрушена, а башни не показаны вовсе. Одна из построек Нового замка с высокой кровлей и многочисленными пристройками выделяется своей величиной и высотой.

В самом городе, в верхней его части, господствуют над остальными постройками комплекс церквей и здание ратуши, расположенные вокруг торговой площади. Недалеко от рынка находился монастырь с шатровым храмом, выездной башней и отдельно стоящей звонницей. В целом эти здания определяли архитектурный характер посадской части города. Улица, ведущая от рынка к мосту, была самой оживленной. На гравюре на ней показан непрерывный поток пешеходов, всадников и повозок. Въезд на мост охранялся большой каменной башней.

Композиционным центром нижней части города был круглый храм Креста, судя по рисунку, одно из интереснейших сооружений города. К сожалению, от храма – оригинального произведения белорусского зодчества – не осталось и следа. На гравюре 1568 г. показаны и разнообразные типы жилых зданий феодального белорусского города.

Характерной чертой всей жилой застройки Гродно XVI в. было строительство на высоких погребах или подклетах. Благодаря этому жилые помещения размещались на высоте второго этажа. Этот принцип, судя по гравюре, был всеобщим и не зависел от величины дома или достатка его владельца. Высокие погреба служили, вероятно, складскими помещениями или использовались для домашнего скота. Не случайно хозяйственных построек на рисунке нигде не видно.

Наиболее простой и распространенный тип жилого дома представлял собой в плане простой прямоугольник с входом с короткой стороны, с двумя-четырьмя окнами над входной дверью.

На большинстве таких домов показаны дымовые трубы. Следовательно, тот период, когда жилой дом отапливался «по-черному», для Гродно остался уже позади. Эти здания в большинстве не имеют около себя свободных участков и построены довольно скученно, примыкая иногда одно к другому. В подобного рода домах жили городские ремесленники и другие беднейшие слои городского населения.

Дома зажиточных горожан изображены на гравюре в левом нижнем углу. Их объемно-пространственная композиция более сложна, разнообразна. Огороженные участки домов расположены отдельными небольшими группами. К зданиям нередко примыкают постройки и навесы. Помимо высокого подклета, дома имеют два жилых этажа и нередко мансарду. Жилые дома богатых слоев городского населения достигают иногда высоты трех этажей. Некоторые из них – каркасные. Так, несомненно, каркасная, типа фахверка, конструкция одного из трех жилых домов, расположенных на первом плане гравюры.

Общий архитектурно-художественный облик Гродно XVI в. сложен и контрастен. Ведущими в архитектурном образе города были комплексы Старого и Нового замков, где сосредоточивались крепостные сооружения, дворцы и наиболее богатые жилые дома. Эти комплексы отделялись от остального города крепостными сооружениями и глубокими оврагами. Для силуэта города и его общего облика имели большое значение культовые здания, особенно расположенные у рынка и городской ратуши. Как показывает гравюра, жилые дома верхнего и нижнего посадов составляли общий фон городского пейзажа.

6 Опубликована в «Сборнике Археологического института», кн. III, 1880.
Вярнуцца да тэксту

Наверх


Панско-католическая агрессия в области градостроительства в Гродно
c. 63-74

Как отмечалось выше, культовые здания наряду с оборонительными сооружениями являлись важнейшими слагаемыми архитектурного образа белорусского феодального города. Поэтому борьба господствующих классов Речи Посполитой за перестройку и слом существующих церквей, попытки воспрепятствовать строительству новых православных храмов, стремление застроить белорусские города костелами и католическими монастырями была по существу определенной градостроительной политикой, рассчитанной на изменение архитектурного облика древних городов Белоруссии.

Естественно, что политика такого рода, проводимая на протяжении более чем двух столетий, не могла не сказаться в той или иной мере на архитектурном облике городов. Наиболее ярко она проявилась в западной Белоруссии. В Витебске и Могилеве белорусский народ вел активную и в целом удачную борьбу с панско-католической агрессией в области градостроительства. То, что происходило в Гродно, показывает, к чему приводила эта политика в тех случаях, когда ей не оказывалось достаточного сопротивления.

Деятели католической церкви отлично понимали огромное значение белорусской художественной культуры, которая была одним из звеньев крепкой связи белорусского и русского народов. К строительству костелов и коллегиумов нередко привлекались первоклассные мастера. Есть данные, говорящие о том, что в Белоруссии работали опытные итальянские зодчие. Очевидно, при строительстве костелов использовались и чертежи-гравюры, привозимые из Рима. Некоторые католические монастыри и костелы в городах Белоруссии и Литвы отмечены чертами зрелого архитектурного мастерства. Однако независимо от их архитектурно-художественных качеств костелы, католические монастыри и иезуитские коллегиумы были ненавистны трудящимся массам белорусского народа, как образцы чужой, насильственно насаждаемой культуры, как форпосты католицизма в борьбе за подавление национальной культуры белорусского народа.

Католический монастырь внутри белорусского города был своеобразной крепостью, отгороженной от всего окружающего высокими, глухими стенами. Величина огороженного участка колебалась от одного до четырех-пяти гектаров. На участке, помимо основных зданий костела и монастырского общежития, именуемого кляштором, находились хозяйственные постройки, фруктовый сад и огород.

Сначала, вероятно, строилось здание монастырского общежития, а затем к нему пристраивалось ближе к улице здание костела, для которого выделялся самостоятельно огороженный двор, выходящий на улицу. Костел и общежитие, представляя самостоятельные архитектурные произведения, нередко отличались стилистически. Они механически примыкали друг к другу, образуя внутренний парадный двор.

Монашеское общежитие, обычно двухэтажное, с улицы было почти не видно за высокими стенами монастыря. Архитектурная обработка фасадов общежития была весьма простая: гладкие белые стены, оконные проемы со скромными наличниками и высокая красно-бурая черепичная кровля. Обычно односторонне застроенный корпус имел вид «покоя» с коридором, выходящим во внутренний двор, с большим числом одинаковых помещений небольших размеров и довольно обширной трапезной. Богаче архитектурная обработка костела, чаще всего трехнефной базилики, в большинстве случаев – двухколокольной.

Примерами, характерными для подобного рода сооружений в белорусских городах, могут служить два комплекса зданий в городе Гродно – мужской монастырь Бернардинов и женский монастырь Бригиток.

Бернардинский костел в Гродно. Фото автора 1951 г.

Бернардинский монастырь расположен на одном из холмов города, возвышающихся над Неманом; монастырь Бригиток – на главной улице феодального Гродно. В их генеральных планах налицо все элементы католического монастыря: внутренний дворик, образуемый зданиями костела и кляштора, фруктовый сад с огородом, двор с хозяйственными постройками и самостоятельным въездом, а также парадный двор перед входом в храм.

Постройка Бернардинского комплекса была начата в 1595 г.; комплекс Бригиток датируется 1643 г.7. Оба монастыря строились в течение длительного времени, что и отразилось на их отдельных частях. Так, главный фасад Бернардинского костела испытал влияние раннего итальянского барокко, в то время как на боковом фасаде и алтарной части можно найти романо-готические элементы. Звонница костела Бригиток, построенная по другую сторону современной улицы К. Маркса, не имеет ничего общего с архитектурой основного комплекса здания и является, несомненно, продуктом классицизма конца XVIII – начала XIX вв.

Монастырь Бригиток в Гродно. Фото автора 1951 г.

Стены монастыря Бернардинов почти не сохранились. В комплексе Бригиток ограждающие сооружения сохранились хорошо. Монастырь отгорожен от улиц глухими стенами высотой около пяти метров, с квадратными в плане башнями по углам. В глухой стене, идущей вдоль Молодежной улицы, на которую выходят главные фасады костела и кляштора, находятся двое ворот – брам. Через небольшие дворики они подводят ко входам в здания. Брамы монастыря – наиболее эффектные части комплекса.

Деталь монастыря Бригиток Гродно. Фото автора 1951 г.

 

Брама монастыря Бригиток в Гродно. Фото автора 1951 г.

Скромные фасады обоих кляшторов примыкают к костелам механически. Костел Бригиток – двухколокольный. Обычно колокольни выше фронтона главного фасада и имеют несколько ярусов. В этом отношении более типичен Иезуитский костел в Гродно, расположенный на центральной площади города.

Фарный, 6. Иезуитский костел в Гродно.
Фото автора 1951 г.

Бернардинский костел – трехнефная базилика с барочным главным фасадом. Его колокольня – самостоятельное архитектурное произведение. Несмотря на переделки, достройки и различный стилистический характер отдельных элементов сооружения, Бернардинский костел в Гродно является одним из лучших в художественном отношении католических культовых зданий в городах Белоруссии.

О планировке, величине и взаимном расположении важнейших городских зданий Гродно в XVIII в. позволяют судить исторические планы города, занимавшего в это время территорию в форме треугольника около полутора-двух квадратных километров. С двух сторон городскую территорию защищали реки, с третьей – земляные укрепления. За Городничанкой и Неманом шли предместья. Главными элементами города были торговая площадь в центре застроенной территории и холмы над Неманом, занятые Старым замком, Новым замком и комплексами католических монастырей. Основу уличной сети составляли две важнейшие городские магистрали, пронизывавшие весь город и продолжавшиеся за его пределами в виде загородных дорог. Одна из магистралей имела общее направление с севера на юг и шла на Каунас по современной Советской улице. Другая магистраль шла на Вильнюс по современным улицам К. Маркса и Замковой. Остальная уличная сеть подчинялась этим основным направлениям и природным особенностям – рельефу и рекам.

Основная часть застройки города располагалась на спокойном по рельефу плато, круто обрывающемся к поймам рек. Бровка рельефа возвышается над уровнем пойм на 35—40 м. Фронт зданий, обращенных к Неману, был главным фасадом города. Бровка холма ограничивает нижнюю часть города, своеобразный гродненский «подол». Глубокие овраги разбивают плато на ряд самостоятельных холмов.

Строительство культовых католических зданий началось в Гродно со второй половины XVI в. Первые два костела, ныне называемые Гарнизонным (1551) и Фарным (около 1585 г.), расположились друг против друга по коротким сторонам торговой площади, определив ее архитектурное лицо. Два других католических монастыря с костелами (мужской и женский Бернардинские) были построены позже на бровке крутого спада к реке, что и определило их роль в панораме города со стороны Немана.

Строительство монастырей католических монашеских орденов продолжалось в Гродно и в XVII в. Выбор места для их строительства не был случайным. Если первые два – Гарнизонный и Фарный – позволяли держать под наблюдением центральную городскую площадь, а мужской и женский Бернардинские заняли командные высоты над поймой Немана, то более поздние три – Доминиканский (1632–1648 гг.), Бригиток (1643 г.) и Францисканский (1635 г.) – расположились на подходах к центру города со стороны трех важнейших загородных направлений. Доминиканский монастырь был построен в том месте, где в XVII в. дорога из Каунаса переходила в городскую улицу. Комплекс Бригиток как бы встречал въезжающих в город с Виленской дороги. Наконец, Францисканский монастырь прикрывал переход через Неман.

Нетрудно понять, что большое количество католических монастырей, а также их взаимное расположение отражали определенный замысел. Территория города была настолько насыщена ими, что жилые кварталы и городские улицы как бы «пробирались» между монастырями. Монастыри вместе со Старым и Новым замками были системой крепостей внутри города, позволявшей в случае восстания горожан держать под контролем важнейшие узлы города – реку Неман, мосты и подходы к ним, перекресток главных улиц, главные магистрали, жилые кварталы и в конечном счете население всего города. Несомненно, что такое распределение костелов и замков в системе городского плана было выгодно и в другом отношении. Заняв командные высоты – холмы над рекой, короткие стороны центральной площади, лучшие места на главных улицах, поднявшись над жилой застройкой города каменными громадами трехнефных базилик и многочисленных колоколен, именно эти сооружения создали главный фасад города с Немана, предопределили архитектурный образ центральной площади и силуэт города. В конечном счете они изменили старый облик древнего белорусского города.

План Гродно 1758 г.
А — Новый замок; В — Старый замок; С — Фарный костел; E — Иезуитский костел и коллегиум;
F — Бернардинский костел и монастырь; Н — костел и монастырь Бригиток; К — женский Бернардинский монастырь и костел; N—Коложская церковь; Р — торговая площадь;
S—Францисканский костел и монастырь

 

План Гродно 1795 г.

 

Центральный ансамбль Гродно с заречной стороны. Фото автора 1951 г.

 

Центральная часть Гродно из-за реки Городничанки. Фото автора 1951 г.

7 Датируется по работе Е. Орловского «Очерк истории города Гродно». Гродно, 1889.
Вярнуцца да тэксту

Наверх


Развитие капитализма и планировка белорусских городов
c. 152-154

Одним из первых факторов, серьезно менявших планировочную структуру белорусских городов во второй половине XIX в., был железнодорожный транспорт с сопутствующими ему пассажирскими, товарными и сортировочными станциями, ремонтными мастерскими, паровозными депо. Складскими территориями и отходящими от основных путей к промышленным предприятиям железнодорожными ветками. …Железнодорожные пути прокладывались по окраинам городской территории. Поэтому первое время железные дороги еще мало меняли структуру городского плана. Но вскоре появился новый планировочный элемент, состоящий из пассажирской станции, привокзальной площади и улицы, идущей от вокзала к центру города. Место пассажирской станции выбиралось обычно с таким расчетом, чтобы удобная связь с центром города осуществлялась по одной из существующих улиц или же, если это оказывалось невозможным, – по вновь проложенной улице. Железная дорога обычно была достаточно удалена от центра города, но крепкая транспортная связь с центром устанавливалась в первые же годы после ее открытия. Вокзал, привокзальная площадь и улица, идущая от вокзала к центру города, становились все более ответственными и важными элементами городского плана и городской жизни. Это подтверждается планами многих белорусских городов, в том числе Гродно и Витебска.

План Гродно во второй половине XIX в.

В Гродно железная дорога была проложена по юго-восточной границе города8. Место вокзала и вокзальной площади выбрано здесь с учетом сложившейся планировки города в конце современной улицы Ожешко, которая переходит в главную улицу города, современную Советскую. Эта трасса вскоре стала главной магистралью города Гродно; на ней или около нее строились наиболее богатые магазины, гостиницы и т. д. Новое строительство привело к тому, что она была благоустроена в первую очередь. Значение городской магистрали, идущей параллельно Неману, – современной улицы К. Маркса, бывшей в эпоху феодализма главной, заметно снизилось.

8 План Гродно второй половины XIX в. взят из «Памятной книжки Виленского генерал-губернатора», СПБ, 1886.
Вярнуцца да тэксту

Наверх


Типичные черты проектов планировки городов БССР послевоенных лет
c. 174-175

…Нет надобности останавливаться подробно на решении тех же вопросов в генеральном плане Гродно. Природные условия города сходны с условиями Полоцка и Витебска. Вместо Западной Двины здесь столь же полноводный Неман, в который впадает живописная Городничанка. В Гродно много зелени на придомовых участках; хороши здесь и линейные посадки по улицам. Однако крупных массивов зелени в городе нет и создание их входит в задачи реконструкции.

Использование природных условий городской территории и изменение их решается в Гродно в несколько иных топографических условиях, чем в Полоцке и Витебске, но по существу аналогично. Река и набережные и здесь станут основой планировочной композиции города. Одна из главных городских магистралей – улица К. Маркса с ее существующими и проектируемыми продолжениями прорезает город параллельно реке. Однако здесь она проходит сравнительно далеко от реки, а поэтому ее композиционные связи с набережными посредством площадей сложнее. Новый центральный парк, как и в рассмотренных городах, проектируется на берегу реки.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский