РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ Г.С.ЕВДОКИМОВА

НА СТРАНИЦУ Е.И.РУЗАЕВОЙ

НА СТРАНИЦУ Д.Е.ЯКОВЛЕВА

 

 

Источник: Г.С. Евдокимов, Е.И. Рузаева, Д.Е. Яковлев. Архитектурная керамика в декоре московского великокняжеского дворца в XVI в. Тезисы доклада на конференции "Русское искусство позднего средневековья - XVI  век" (М., 12 - 14 января 2000). Все права сохранены.

Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 


Г.С. Евдокимов, Е.И. Рузаева, Д.Е. Яковлев

Архитектурная керамика в декоре

московского великокняжеского дворца в XVI в.

 

В 1995-98 гг. авторской группой Центральных научно-реставрационных проектных мастерских под руководством Б. Л. Альтшуллера и С.С.Подъяпольского были проведены исследования фрагментов комплекса великокняжеского дворца конца XV - начала XVI в., включенных ныне в состав Большого Кремлевского дворца. В ходе работ по реконструкции и реставрации дворца была заложена серия геологических шурфов для обследования состояния оснований и фундаментов, попутно вскрывших нижние части стен. В одном из этих шурфов, расположенном в северо-западной части подклета сеней Грановитой палаты, авторами доклада были обнаружены многочисленные обломки светлоглиняных изразцов. Они найдены в слое рыхлого строительного мусора конца XVIII - первой половины XIX в. вместе с фрагментами белокаменной резьбы XV - XVII в. и печных изразцов XVII - XVIII в. Часть интересующих нас обломков изразцов имеет явные следы пожара, причем не только на лицевых пластинах, но и на поверхности румп и на их сколах. В ряде случаев обгорелые и необгорелые фрагменты относятся к одному и тому же изразцу. Следовательно, изразцы пострадали от пожара уже после того, как были извлечены из кладки.

В результате обработки найденных обломков, проведенной в ЦНРПМ, удалось восстановить форму и габаритные размеры ряда изразцов. Все они выполнены из светлой глины, впрочем, несколько различающейся по характеру теста (белое с крупным песком, розовое с крупным песком, желтоватое без песка). Большинство изразцов имеет коробчатые румпы значительного размера (22-24 см), с толщиной стенок от 1,8 до 3,8 см. В верхних и боковых стенках румп сделаны круглые или квадратные отверстия для крепления. Лицевые пластины изразцов представляют собой части профилированного пояса с растительным орнаментом. Они покрыты прозрачными глазурями жёлтого или зелёного цвета, частично затекающими и на румпы.

По характеру орнамента изразцы делятся на две группы, в каждой из которых представлены как прямоугольные, так и криволинейные (в виде арочного сегмента). Встречаются также прямоугольные фрагменты с углом, срезанным по диагонали под 450. Изразцы первой группы имеют профиль гуська с орнаментальной порезкой в виде листьев аканта. Высота лицевой пластины составляет 10,5 - 11 см, длина прямоугольных изразцов 28 см. Полива на изразцах с акантом только жёлтого цвета. Второй тип орнамента - сложнопрофилированный фриз, включающий ионики, плоскость с лентой растительного орнамента и киматий. Высота лицевой пластины здесь 20-20,5 см, длина прямоугольных изразцов 28 см, цвет поливы - только зелёный. Орнамент ренессансного характера выполнен уверенно и свободно, с высоким рельефом. Вынос обоих профилей - около 5 см.

Судя по форме и размерам, данные изразцы, несомненно, являются элементами архитектурного декора. Скорее всего, они составляли керамические рамочные оконные наличники. О большом количестве однотипных архитектурных элементов, изготовлявшихся одновременно, свидетельствует наличие на верхних поверхностях румп различных меток, нанесенных острым инструментом по сырой глине. Это линии, кресты, окружности разного диаметра, засечки на углах. Помимо высокого качества формовки, характерной особенностью найденных изразцов является отсутствие каких-либо следов подтёски после обжига. Все элементы наличника мастера подгоняли друг к другу в необожженном виде, в случае необходимости дополняя "нестандартными" изразцами по месту. Фрагментов таких изразцов с индивидуальными размерами и незамкнутой П-образной румпой отмечено довольно много, например, изразец с акантом, имеющий длину лицевой пластины не 28, а 6 см.

Кроме того, найден единственный изразец другого типа. Это прямоугольный брусок длиной 21 см с витой полуколонкой, покрытой зеленой глазурью. С противоположной от полуколонки стороны сохранилось основание крепежного шипа.

К сожалению, обстоятельства находки (среди строительного мусора в позднейшей засыпке для повышения уровня пола сеней Грановитой палаты) не помогают решить ни вопрос о первоначальном местоположении этой керамики, ни проблему ее датировки. Принадлежность ее дворцовому комплексу, с нашей точки зрения, не вызывает сомнений. Конкретное место на основании имеющихся данных точно установить невозможно. В качестве наиболее вероятного местонахождения укажем на южную часть дворцового комплекса. Известно, что верхний этаж Средней Золотой, Столовой и Набережных палат был разобран в середине XVIII в. "со всякою бережью" для строительства нового дворца по проекту Растрелли. До 1800-х годов, когда были сломаны Сретенский собор и Годуновский дворец, продолжалось постепенное разрушение многочисленных построек, расположенных вдоль бровки Кремлевского холма. Керамические обрамления окон одного из этих зданий могли быть тогда сняты со стен, какое-то время они хранились в хозяйственных помещениях дворца, затем обгорели в пожаре и были использованы, видимо, К.А. Тоном для выравнивающей подсыпки в подклете Грановитой палаты.

Казалось бы, что ренессансная стилистика орнаментов рассматриваемых изразцов, правильность прорисовки и высокое качество исполнения позволяют предположить их принадлежность к первоначальному убранству дворца, созданному на рубеже XV - XVI веков итальянскими мастерами. Но все известные нам in situ элементы орнаментального архитектурного декора, бесспорно относящиеся к началу XVI века как в Москве, так и за ее пределами, выполнены либо из белого камня, либо из терракоты в совершенно другой технике.

До находки поливной архитектурной керамики в Кремле был известен только один памятник XVI в, имевший богатейшее керамическое убранство на фасадах - Борисоглебский собор в Старице (1558-61 гг). Сравнение московских изразцов с фрагментами из старицких раскопок В.В. Кавельмахера и М.Б. Чернышева 1977 г. позволило сделать вывод о буквальном тождестве одного из типов изразцов (а именно фриза с зелёной поливой) в Кремле и Старице. При вполне естественной некоторой разнице в тесте (глина в обоих случаях была местной) и соответствии техники исполнения (коробовые румпы, светлая глина, прозрачная глазурь) орнамент совпадает до мельчайших деталей и по рисунку, и по размеру, и по характеру исполнения. Таким образом, можно сделать вывод о создании как московской, так и старицкой архитектурной керамики одними мастерами в середине XVI века.

Исследователи "старицко-дмитровской" архитектурной керамики, отмечая ее высокое художественное достоинство и предполагая участие в ее создании иностранных мастеров, вынуждены были признавать ее немосковское происхождение. Светлоглиняные поливные изразцы, использованные в декоре шатра Покровского собора на Рву (1554-61), не связывали со Старицей из-за отсутствия орнамента на лицевых пластинах. Возникновение вдали от столицы уникальной керамической мастерской требовало объяснения. Его искали в политическом соперничестве Ивана IV и Владимира Андреевича Старицкого. Однако возможность приглашения иностранных мастеров в удел, пусть даже и ближайшего царского родственника, вызывала некоторые сомнения. Находка в Кремле архитектурной керамики, подобной старицкой, позволяет устранить это противоречие. Новая уникальная для Руси технология изготовления крупных светлоглиняных поливных изразцов, вероятно, впервые применяется все-таки в Москве во время крупных строительных работ во дворце в середине XVI века.

В это время дворец восстанавливают после большого пожара 1547 г., но работы не ограничиваются ремонтом зданий, построенных в начале XVI в. О масштабе и значении работ во дворце свидетельствует изготовление в 1560-61 г. медной позолоченной надписи по карнизу Средней Золотой палаты, расписанной в 1552 г. Кроме того, в 1560-е гг. дворец был расширен за счет строительства к западу от Набережной палаты новых хором для царевичей и Сретенского собора. В 1563-1566 гг. был перестроен верх дворцового Благовещенского собора с устройством четырех приделов над галереями.

Если предположить, что керамические наличники были сделаны в 1550-х годах для палат дворца, то ренессансный характер их орнамента соответствует как западноевропейским вкусам того времени, так и более ранней терракоте и белокаменной резьбе, выполненным итальянскими мастерами в начале XVI в. Не сохранившаяся церковь Сергия на Троицком подворье в Кремле (1557 г.), судя по изображению XVII в, была также украшена архитектурной керамикой (возможно, не только шатёр). С некоторой осторожностью можно попытаться связать ее керамику, как и изразцовые вставки на шатре Покровского собора, с деятельностью этой же мастерской.

Найденные фрагменты изразцов, таким образом, можно отнести к архитектурному декору Кремлевского дворца и датировать серединой XVI века. Они свидетельствуют о наличии в это время в Москве (вероятно, в Кремле) уникального керамического производства, созданного по царскому заказу с участием иностранных мастеров. Произведения этой мастерской использовались в важнейших строительных работах 1550-х - 1560-х годов, но из-за особой сложности и дороговизны исполнения подобная керамика, конечно, не могла получить массового распространения. Круг её заказчиков был весьма узок. Вершиной творчества этих керамистов стало изразцовое убранство Борисоглебского собора в Старице. Обнаруженные фрагменты изразцов позволяют надеяться, что дальнейшие археологические исследования территории Московского Кремля, возможно, приведут к новым открытиям и расширят наши представления об архитектурной керамике середины XVI века.

 

 

НА СТРАНИЦУ Г.С.ЕВДОКИМОВА

НА СТРАНИЦУ Е.И.РУЗАЕВОЙ

НА СТРАНИЦУ Д.Е.ЯКОВЛЕВА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский