РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Фалин Н.В. Топографическое описание города Вологды в XVII веке. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: http://www.booksite.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2020 г.
Н.В. Фалин
ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА ВОЛОГДЫ В XVII ВЕКЕ
В городе Вологде XVII
века можно было различить следующие отдельные крупные составные части, идя
сверху по течению реки Вологды по правому берегу: 1) верхний посад, 2) крепость
или «город» в старинном значении этого слова, 3) нижний посад за
рекою Вологдой на левом берегу и 4) заречный посад (слободки) или вообще
Заречье.
I. Верхний посад
Этот посад простирался по
правому берегу реки Вологды вверх по течению от современного Овсяниковского
моста и до Горбачевского кладбища. Центральную часть этого посада занимало
старое городище с Воскресенской церковью, которая когда-то была соборной, и с
Ленивой Площадкой близ этой церкви — «малым торжком», о котором уже достаточно
говорилось. Никаких сведений не имеется о том, какова была судьба старой
крепости, которая была упразднена с постройкой Грозным новой по Золотухе и
линии современных бульваров. Центральной артерией этого посада была тянувшаяся
параллельно реке Васильевская улица, по которой шла Кирилловская (Белозерская)
дорога, т. е. дорога в Кириллов Белозерский монастырь. От этой дороги
ответвлялись, как это видно на плане XVIII века, близ Девичьего монастыря 3
боковых, из которых одна шла по берегу Вологды, а две других вели в ближайшие
окрестности города. К Кирилловской дороге подходили, начиная от Ильинского
монастыря, две других дороги под прямым почти углом. Вдоль этих дорог-улиц
стояли жилые дома, на архитектуру которых нет указаний в сотной грамоте 1627
года. Очевидно, почти все они представляли из себя избы, топившиеся по черному,
как это, несомненно, было и по всему городу. По черному же, вероятно, топились
и теплые деревянные церкви, которые были расположены по этим улицам города.
Некоторое указание на то, как выглядели вологодские дома во второй половине XVI
века, а следовательно и в XVII веке, т. к. быт тогда изменялся крайне медленно,
мы находим в описании путешествия англичанина Антона Дженкинсона, посетившего
Вологду в 1557 году. Он говорит о вологодских домах и церквах следующее:
«Дома выстроены из еловых деревьев, соединенных друг с другом и кругом без
всякого посредства железа или камня. Дома четыре-угольные, покрытые березовой
корой с положенными сверху на нее бревнами. Церкви их все из дерева, по 2 в
каждом приходе: одна из них, могущая отапливаться, зимняя, а другая летняя. На
крыши своих домов они кладут много земли, из опасения, что крыши могут
загореться, так как жители жестоко страдают от пожаров».
В верхнем посаде были следующие улицы:
1) Коровина улица, с построенными «клетски» церквами Феодосия Печерского и
Пречистой Владимирской, которая называлась в старинных документах «что в старых
Кузнецах», но в 1627 году никаких дворов, принадлежащих кузнецам, в этой улице
не указано, а показаны только владения церковников и некоторых посадских людей.
Позади Владимирской церкви было 450 кв. саж. архиепископской земли, на которой
в маленьких избушках — кельях жили инвалиды, питавшиеся подаянием. Это обычное
для того времени явление, проживание у церквей «в кельях» нищих-инвалидов можно
отметить для многих вологодских церквей старого времени.
2) Следующая параллельная Коровиной улица была Кобылина, лежавшая выше по
течению реки. В начале этой улицы, если идти от берега Вологды, находился
Ильинский монастырь с церковью Илии Пророка и Варлама Новгородского чудотворца,
затем шли две ветхие церкви Преображенская (теперь Спаса на болоте) другая
рядом Входа в Иерусалим, стоявшие «без пенья». В этой улице далее находилась
еще пара церквей во имя Дмитрия Прилуцкого (теперь церковь Константина и Елены)
и Кирилла Белозерского, выстроенные не ранее 1503 года. В этой же улице
находился двор Глушицкого монастыря. Если следить по плану Вологды XVIII века
за описанием церквей по сотной грамоте, то совершенно становится очевидным, что
Кобылкина улица XVII века есть та же самая, что и аналогичная улица на плане
XVIII века.
3) Широкая улица. Церквей в этой улице не было.
За этими улицами в описании сотной грамоты 1627 года, которая является нашим
главным печатным источником по топографии Вологды в XVII веке, следует —
4) Ленивая Площадка. На этой площадке стояла церковь «ружная» Воскресение
Христово, около которой было место сгоревшей во время «вологодского раззоренья»
церкви Василия Блаженного. Под церковью и церковным местом было около 1 000 кв.
саж. земли, если считать по современным саженям. Около церкви Воскресения
находился архиепископский огород, где ранее до переселения архиереев в крепость
стоял архиепископский двор. За этим двором находились 2 церковных места, где до
вологодского разоренья были церкви Космы и Дамиана и великомученицы Варвары, в
«раззоренье» сгоревшие. На Ленивой Площадке находилось также несколько лавок.
5) Богословская улица. Здесь была ружная церковь Похвалы Богородицы да
церковное место, где «в вологодское раззоренье» сгорела церковь Ивана
Богослова.
6) Костромская или Иконная улица с церквами собора и чуда архистратига Михаила.
Неподалеку от Воскресенской церкви находились церкви Никольская и Ивана
Златоустого, бывшие на том месте, где теперь стоит церковь, называемая в народе
«Никола Золотые Кресты» и Успенский женский монастырь с церквами Троицкою и
Успенскою.
7) Введенская улица, где находились: а) церковь Введения и б) место церковное
сгоревшей «в вологодское раззоренье» церкви Стефана Сурожского, церкви: в)
Дмитрия Солунского «что у убогих дому» с церковью Федора Тихрона. Тут же
находился и дом убогих, под который было отведено около 1.000 кв. саж. и место
сгоревшей «в вологодское раззоренье» церкви Александра Свирского.
8) Васильевская улица. Здесь было несколько церквей: а) Троицы и место
сгоревшей «в вологодское раззоренье» б) церкви Ивана Милостивого, в)
архистратига Гавриила, г) Петра митрополита, Воздвиженский монастырь с церквами
д) Воздвижения и е) Онуфрия великого да Ионы митрополита, ж) трех святителей,
з) место сгоревшей «в вологодское раззоренье» церкви Василия Кесарийского. В
этой улице находился двор Лопотова монастыря.
Внизу под горой, на «подоле», начиная от Хрулева ручья («Хрулева врагу») вверх
по реке Вологде находились церкви: а) Никольская с другой церковью князя б)
Владимира Киевского в) Рождества богородицы с церковью г) Акима и Анны д)
Сретенья, близ которой находился двор Каменного монастыря. Кроме указанных выше
улиц в Верхнем посаде были еще улицы: 8) тесная, 9) Никольская, 10)
Богородская, 11) Козловский переулок.
Всего в верхнем посаде было 10 улиц, 1 переулок и 1 площадка. Из отдельных
частей этого посада следует упомянуть еще Троицкую слободку, расположенную
по-видимому около Троицкой церкви. Церквей в верхнем посаде всего было до
«вологодского раззоренья» 38, если считать монастырские. 6) Кроме того,
по-видимому, внизу, «на подоле» когда-то была еще церковь под названием «Собор
пресвятой богородицы», но она неизвестно когда была уничтожена и в
приходо-расходной книге архиерейского дома за 16?? год отмечено: «нихто его не
знает старосты поповские». Или эта церковь была записана писцами по ошибке в
предыдущих писцовых книгах или же она, действительно существовала и находилась
где-либо около церквей, которые представляются одинокими (напр., близ
Сретенской «на подоле» церкви). Улицы, на которых были церкви, были улицами, по
которым совершалось наиболее оживленное движение и наоборот улицы без церквей
были второстепенного значения. Вот почему число церквей и их распределение
имеет для нас большое значение при выяснении топографии древнего города.
Небольшое количество населения, которое проживало в верхнем посаде, конечно, не
могло бы содержать такую массу церквей и их причт, если бы церкви не имели
других источников, например, государственного жалованья (ружные церкви), дохода
от проезжающих, от торговли, от сборов кружками, от пашен и пожен и т. д. и т.
д. Всего больше церквей должно было стоять на главной улице — дороге в этом
посаде, т. е. на Кириллобелозерской дороге, и действительно их было всего
больше на Васильевской улице (теперь Троицкой), совпадавшей с направлением этой
дороги.
II. Крепость
Ниже верхнего посада по
течению реки Вологды находилась крепость, заложенная Грозным в 1567–1571 годах.
Об этой крепости много говорилось и писалось в местной краеведческой и общей
литературе. В частности автором этих строк была предпринята обширная работа и
специальные изыскания в архивах, чтобы точно установить местоположение крепости
и отдельных ее частей. Результаты этой работы и изысканий представлены в особой
статье, помещенной в № 5 журнала «Север» за 1923 год. Из документов, которые
позволили в конце концов определить схематически направление крепостной ограды
и ее частей, бесспорно самым важным являлась карта предполагаемой при
генеральном межевании планировки города, которую удалось увидеть в архиве
губернской чертежной. Ни до этого, ни после автору настоящих строк не удалось
нигде увидеть планов города в XVIII веке, где были бы нанесены самые
укрепления, а удалось только найти план, на котором был показан крепостной ров.
Теперь оказывается, что в книге чертежей и планов, приложенных к полному
собранию законов (1839 года), наряду с абрисами города XVIII века, на что я уже
выше указывал, на плане г. Вологды, утвержденном Екатериной II, нанесены
остатки этих укреплений, именно части каменной стены, построенной Грозным.
Таким образом, размещение укреплений может быть совершенно точно установлено и
совершенно точно же может быть установлено, чему равнялась сажень, которою
измерялись стены крепости в XVII веке, а также выяснены некоторые детали в
устройстве самих укреплений.
Крепостная ограда, замыкавшая пространство неправильной четырехугольной формы,
начиналась на левом берегу Золотухи и ее устья угловой круглой Вознесенской
башней и оттуда тянулась вверх по Золотухе до круглой угловой Обуховской башни,
стоявшей приблизительно по линии современной Малой Октябрьской улицы. От
Обуховской башни крепостная ограда повертывала под прямым углом к прежнему
направлению и шла почти по линии современной Малой Октябрьской улицы опять таки
до угловой круглой каменной Пречистинской или Свибловой или же, как она
впоследствии называлась, до Пороховой башни, уничтоженной только в 20-х годах
XIX века. Отсюда она поворачивала опять таки под прямым углом к реке Вологде и
доходила до стоявшей на берегу Вологды деревянной угловой башни — Ильинской и
по берегу реки Вологды подходила к Вознесенской башне. Вознесенская и
Обуховская башни, равно как и другие, расположенные между этими двумя башнями проезжие
и глухие башни и стены были каменные, но Грозные их постройкою не окончил.
Чтобы сделать стены и башни выше, на них были впоследствии нарублены деревянные
«торасы» высотою в несколько венцов, т. е. высотою приблизительно от 1 ½
до 4 саж. Весь этот участок крепостной ограды, который я называю для краткости
«стеною Грозного», имел общее протяжение в 290 сажен, если считать наугольные
башни с их диаметрами. Башен на «стене Грозного» было всего 9, из них две
круглых угловых. Из этих 9 башен в Спасской, Пятницкой и Благовещенской были
проезжие ворота. После 1784 года, но когда именно, мне точно не известно,
каменная стена Грозного с башнями была снесена, но в земле остался фундамент
этой стены, дикие камни и дубовые сваи, забитые глубоко в землю.
[Подробности
об устройстве крепости см. в моей статье «Вологодская крепость в XVII
столетии». Север. № 1 (5). 1924, г. Вологда.]
Последнее обстоятельство надо иметь в виду всем, кому приходится иметь дело с
городским строительством. При устройстве канализации или каких-либо других
земляных работах надо всегда помнить, что по левому берегу Золотухи от ее устья
по линии Малой Октябрьской улицы в земле лежит фундамент крепостной стены, толщиной
от 1,74 до 3,92 сажен, достигающий еще большей толщины в тех местах, где
находились каменные башни. Этот фундамент находится ближе к тому краю улицы,
который ближе к Золотухе. Часть этого фундамента, вероятно, расположена под
тротуарами и зданиями. Этот фундамент крепостной стены и дубовые сваи, на
которых он расположен, вероятно, придают устойчивость этому берегу Золотухи и
предохраняют его от оползней. Так что если бы кому-либо пришла идея
утилизировать этот дикий камень на мостовые и для других работ, то над этим
надо задуматься, чтобы не быть поставленным в необходимость впоследствии
капитально укреплять весь берег Золотухи, т. к. никогда нельзя исключить мысли,
что этот мало укрепленный берег может при известных неблагоприятных
метеорологических условиях обрушиться на большом протяжении, как это имело уже
место около 300 лет тому назад.
От Обуховской каменной башни крепостная стена поворачивала под прямым углом и
шла по линии современной Малой Октябрьской улицы до круглой угловой
Пречистинской (впоследствии Пороховой) башни, которая находилась приблизительно
около последнего дома по Малой Октябрьской улице, если идти по ней от
Винтеровского моста. Весь этот участок крепостной ограды между Обуховской и
Пречистинской башнями, как стена, так и башни, был выстроен из дерева. На этом
участке крепостной ограды, кроме угловых башен, были еще 3 башни. Из них
средняя Борисоглебская была проезжая. Пречистинская башня была каменная и от
нее дальше, в направлении перпендикулярном к реке Вологде тянулась опять на
небольшом протяжении каменная стена с одной каменной башней, а затем
продолжалась деревянная крепостная стена, которая приближалась к реке,
поднималась на земляной вал и шла по нему до угловой деревянной башни у реки
Вологды и далее от этой башни по берегу реки Вологды почти до Вознесенской
башни, отделяясь от нее небольшим участком каменной стены. На участке между
Обуховской и Пречистинской башнями были одни проезжие ворота в Борисоглебской
башне, между Пречистинской и угловой башней у берега р. Вологды были Ильинские
проезжие ворота. В крепостной ограде по берегу р. Вологды были 2 проезжих
ворот: Софейские против собора и Вознесенские близ Вознесенской церкви.
Впоследствии около этой церкви был «плоучий» (пловучий) мост через реку
Вологду. Крепость со всех сторон была защищена рвом, наполненным водой, а с
четвертой стороны рекой Вологдой. Под стеною Грозного текла во рву речка
Золотуха, от которой по линии Малой Октябрьской улицы отделялся рукав (в плане
1784 года этот рукав назван «речка Перекоп»), который окружал две других
стороны крепости по линии современных Малой Октябрьской и Ленинградской улиц и
соединялся с рекой Вологдой.
На стенах крепости, занимавшей протяжение 1215 сажен, было всего 32 башни, из
них 11 каменных.
Теперь этот крепостной ров между бульваром по Б. Октябрьской улице и Малой
октябрьской улицей совершенно засыпан и никаких следов его не видно. По
Ленинградской улице ров тоже засыпан и только Пятницкий пруд и пруды в бывшем
архиерейском саду (теперь сад Т. М. В.) напоминают о нем.
От всей крепости остался только небольшой участок земляного вала («Земляного
города») так называемая «архиерейская горка» в саду Т. М. В., на котором теперь
стоит беседка и где иногда играет оркестр.
Улиц в городе по сотной грамоте 1627 года считалось 6: 1) Большая проезжая, 2)
Вознесенская, 3) Покровская, 4) Соловецкая, 5) Пятницкая и 6) Рождественская.
Переулков было 7. Церквей в городе было всего 15 ружных, т. е. получавших
содержание от казны и один собор. В крепости было всего 565 дворов, из них 423 жилых
и 142 пустых. В числе этих дворов считались и осадные дворы, которые должны
были служить надежным прибежищем владельцам их во время нашествия неприятелей.
Против собора стоял архиерейский двор. Позади собора находилась недостроенная
каменная Богоявленская церковь, рядом с ней палата — склад артиллерийских
припасов. Между Пятницкими воротами и собором находился базар, который со
второй половины XVI века до 1612 года помещался за р. Золотухой на площади, где
теперь находится Гор. Отд. Коммун. Хоз. и Дом Искусств. В крепости же
помещались воеводский и дьячий дворы, но место их нахождения точно неизвестно.
А. Е. Мерцалов думает, что дворы этих главных административных лиц помещались
недалеко от того места, если не на том самом месте, где стоял когда-то дворец
Ивана Грозного, т. е. там, где теперь 3-й Дом Советов (б. присутственные места)
на берегу руки Вологды. Вблизи воеводского двора находились: 1) изба съезжая
дьячья (воеводская канцелярия), 2) опальные тюрьмы, за тюрьмами стояло 3) 8
государевых житниц, куда собирался хлеб, взимавшийся как подать с уездного
населения, 4) губная изба, где сидели губные старосты, ведавшие уголовные дела:
тут же помещались на тюремном дворе 5) три тюремные избы для уголовных
преступников, 6) изба казенная (фин. отдел того времени), 7) таможенная изба,
где сидели таможенные головы с целовальниками, собиравшие государеву пошлину.
Крепостная артиллерия хранилась в Борисово-глебской башне. Порох и ядра
хранились в палате позади Соборной церкви на берегу р. Вологды.
В районе современной Благовещенской улицы находилась Стрелецкая слобода,
расположенная на территории в длину 135 и поперек 12 сажен. В ней было в 1627
году 13 дворов и жило 28 стрельцов. Тут же была стрелецкая тюрьма. Остальные
стрельцы жили в крепости в разных местах в своих дворах, которых насчитывалось
всего 69 и в которых проживало 74 стрельцов. В крепости находилось всего 85
дворов со 102 стрельцами, остальные стрельцы жили на посаде в 20 дворах, но
сколько их всего проживало, неизвестно. Надо полагать, что их было около 130
человек. Там, где теперь находится б. Ярмарочный дом, был гостиный двор на
участке длиной 46 и поперек 43 саж. В гостином дворе помещались 4 лавки, 41
государевых амбаров, 2 гостиные избы и церковь Петра и Павла. Вблизи гостиного
двора находились ряды, где производилась торговля разными товарами. Всего рядов
было 11 и посещалось в них 292 лавки, 55 амбаров и 27 лавочных мест. Кроме
того, 3 лавки были в Пятницкой башне. В Ветошном ряду находилось кроме лавок 8
ларей и 1 прилавок. В крепости же наконец находилась 1 харчевня и 2 царевых
кабака.
Обухово
Более отдалено к периферии, на ю.-з. от участка крепостной ограды между
Обуховской и Пречистинской башнями, за современной Б. Октябрьской улицей,
лежала слобода под названием «Обузово», где стояли Власьевская и Алексеевская
церкви. Здесь же, очевидно, было 2 церковных места, где «до литовского
раззоренья» стояли две церкви: Троицкая и Семиона Столпника. Церкви эти сгорели
во время «разгрома». Власьевская церковь стояла на пересечении двух улиц — Гасиловской
и Власьевской, которые представляли собой ряды изб, расположившихся по идущим
на старую торговую площадь дорогам. Эти пересекающиеся у Власьевской церкви
дороги-улицы, немного отступя от церкви к периферии города, пересекались 3-ей
улицей проулком, с которым по-видимому соединялись «Ехаловы Кузнецы» улица близ
Владимирской церкви. В Обухове среди посадских людей жили каменщики и разные
«архиепископли люди», что и дает нам повод думать, что Обухово было заселено в
более позднее время, именно после перевода епископии и с постройкой Грозным
крепости.
Старая Розсылщичья Слобода
около церкви Николы на Глинках находился район старой розсылщичьей слободы.
Розсылщиками в старину назывались люди, посылавшиеся начальством с теми или
другими известиями и указами в уезд и в центр. В этой слободе находились 2
церкви: Никольская и Флоро-Лаврская. Здесь же жили, очевидно, в XVI веке,
каменщики. Розсылщичья Слобода в 1627 году представлялась совершенно
опустевшей. Розсылщичьими и каменщичьими дворами в ней было ранее занято около
4 десятин. Опустела слобода частью до 1612 года, а частью в результате
литовского разоренья в 1612 году и розсылщики жили главным образом в крепости и
затем на посаде. Почему запустела слобода частично до литовского разоренья,
неизвестно. Быть может здесь сыграло свою роль проведение дороги на Москву по
линии современной Московской дороги, а путь (прежний?) по современному
Пошехонскому тракту, по направлению которого лежала слобода, был заброшен.
После литовского разоренья розсыльщики, очевидно, были переведены начальством в
крепость, чтобы иметь их ближе под рукой. В 1627 году в слободе стояли только
два двора духовенства. К этой церкви тянули, по-видимому, ближайшие к ней
деревни, т. к. по приходо-расходным книгам архиерейского дома даже начала XVII
века в ней ежегодно венчались браки.
По левому берегу р. Золотухи возможно (что выше современного Винтеровского
моста, как это было в XVIII веке) протягивалась небольшая группа жилых изб, к
которой кажется в писцовой книге 1627 года применяется обозначение «За
Золотухой».
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств