РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Федоров В.И. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. В кн.: Успенский собор Московского кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 52-68. Все права сохранены.
Размещение электронной версии
материала в открытом доступе произведено: www.russiancity.ru (Русский
город. Архитектурно-краеведческая библиотека). Все права сохранены.
Сканирование и форматирование материала произведено Мариной Пироговой. Все
права сохранены.
Сохранена сквозная нумерация иллюстраций печатного оригинала.
В. И. Федоров
Успенский собор: исследование и проблемы
сохранения памятника
Создание
главного сооружения Московского Кремля - Успенского собора - результат не единовременного
действия, а сложного общественно-политического и историко-художественного
процесса. Только всестороннее и последовательное изучение этого процесса с
привлечением натурных данных может дать правильное представление об Успенском
соборе
Комплексное исследование
памятника, начавшееся с
Начальный этап сложения
архитектурного облика центральной части Московского Кремля относится к XII
столетию. Именно в это время было определено место основных кремлевских
соборов. С большим мастерством используя ландшафт Боровицкого холма, зодчие
сгруппировали их на вершине. Причем главный храм занял самую высокую точку
возвышенности, а два других - место на ее бровке. Первоначальное местоположение
соборов было закреплено в конце XIII в. в камне. Кардинальная перестройка
основных кремлевских сооружений при Иване Калите не только не разрушила
сложившийся к этому времени архитектурный образ Кремля, но и подтвердила уже
существовавшие градостроительные акценты ансамбля. В результате строительных
работ, предпринятых в первой половине XIV в., и сооружения белокаменной
крепости Дмитрия Донского, оформился целостный архитектурный ансамбль,
олицетворяющий идею "собирательности", столь характерную для
политических устремлений древней Москвы. В конце XV - начале XVI в. итальянским
архитекторам пришлось столкнуться с уже готовой архитектурно-планировочной
системой кремлевского ансамбля и в рамках заданной общей программы предложить
свои частные, главным образом строительно-технические решения 1).
___________
1) Так, кирпичные
стены 1485-1495 гг., возведенные с участием иностранных мастеров, повторили в
основном трассу белокаменных стен крепости Дмитрия Донского, шесть проездных
башен также были построены на месте белокаменных. И лишь в основании холма, по
заболоченной пойме реки Неглинной, благодаря использованию итальянской
конструкции фундамента (белокаменных столбов-устоев с кирпичными арками)
итальянские мастера, "града прибавивши", возвели новую линию стен с угловой
Собакиной башней над родником. Новые храмы в XV-XVI вв., сохраняя свои
наименования, возводились на прежних местах.
-52-
Рис. 13.
Успенский собор Московского Кремля. 1475-1479 гг.
Вид после реставрации фасадов в 1976-1978 гг.
-53-
История
создания Успенского собора в Московском Кремле интересовала многих
исследователей. Остановимся на основных работах - К. К. Романова 2) и
Н. Н. Воронина 3), опубликованных соответственно в 1955 и 1962 гг.
Оба автора не располагали достаточным материалом натурных исследований и
основывались на тщательном изучении письменных и иконографических источников.
К.К.Романов полагал (ил. 14), что храмы 1326, 1472 и 1479 гг. строились
строго на одном месте, когда продольная ось (запад - восток) у них совпадала, а
планы каждого из трех зданий располагались симметрично к этой оси.
Объемно-планировочное решение соборов 1326 и 1479 гг. он сопоставлял соответственно
с Георгиевским собором Юрьева-Польского (1230-1234) и с Успенским собором во
Владимире (1185-1189). Н. Н. Воронин принял схему построения планов трех
соборов по одной оси, предложенную К. К. Романовым, но, тщательно анализируя
архитектурно-конструктивные и декоративные особенности Георгиевского собора в
Юрьеве-Польском, дал свою реконструкцию московского собора
Что же дали исследования
последних двух десятилетий по истории строительства главного здания Кремля, его
кафедрального собора? Во-первых, вопреки мнению Н. Н. Воронина установлено, что
место расположения центральной Соборной площади Кремля уже с середины XII в.
находилось в границах укреплений. Во-вторых, постройку первого каменного здания
на месте Успенского собора надо относить к концу XIII столетия, лет на 35-40
ранее постройки храма Калиты (1326). В-третьих, по раскопанным остаткам
каменной кладки с помощью точной инструментальной съемки определена ориентация
продольной оси (запад - восток) для трех ранее существовавших здесь храмов
(конца XIII в., 1326 и 1472 гг.), а также для здания современного собора
(1475-1479) 4). При этом установились очертания северных границ
Соборной площади, изменявшиеся на протяжении двух столетий.
От храма конца XIII в. (ил.
15) во время раскопок обнаружены следующие фрагменты кладки под центральной
частью существующего Успенского собора: 1) основание столба (136X136 см) из
белокаменных блоков со своеобразной клинчатой (но не ложковой) обработкой
теслом; фундамент его без свай, из мелкого булыжника на желто-сером
известково-песчаном растворе; столб являлся внутренней опорой, так как к нему
со всех сторон примыкала известковая подготовка под пол; 2) южнее столба
сохранилась часть стены, выполненная в той же технике, но имеющая остатки
четвертной выкружки в основании цоколя, обращенной на восток; ширина ее тоже
равна
___________
2) См.: Романов
К. К. О формах московского Успенского собора 1326 и 1474 гг. - В кн.:
Материалы и исследования по археологии Москвы. М., 1955, № 44, с. 7-19.
3) См.: Воронин
Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1962, т. 2, с. 149-186
и др.
4) См.: Федоров
В. И. К реконструкции планов главного собора Московского Кремля (конец XIII
века,- 1326 и 1472 гг.). - В кн.: Памятники культуры. Новые открытия:
Ежегодник, 1985. (в печати).
-54-
зом, можно предполагать, что нами
раскрыта юго-восточная часть храма с крестообразным планом.
Размеры столба и стены (в
поперечнике) московского храма конца XIII в. близки к размерам аналогичных
элементов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 1230-1234 гг. (столб здесь
имеет размеры 126X125 см); с этим памятником совпадают также формы и
функциональное назначение его частей. Все это подтверждает мнение о том, что за
образец для первого каменного храма, стоявшего на месте Успенского собора, был
взят собор Юрьева-Польского. Исходя из этого предполагаемая нами реконструкция
плана кремлевского собора конца XIII в. воспроизводит формы плана прототипа по
той же пропорциональной схеме с учетом корректировки на толщину стен и столбов.
От собора
Под одним из белокаменных
столбов собора
Несовпадение планов собора
конца XIII в. с собором
___________
5) ПСРЛ, т. VII, с.
202; т. X, с. 201; т. XVII, с. 91; т. XXI, с. 79.
6) Там же, т. VIII,
с. 147; т. XVIII, с. 212; т. XII, с. 112.
-55-
Рис. 14.
Успенский собор Московского Кремля.
Совмещенные планы храмов 1326, 1472-1474 и 1475-1479 гг.
(По К.К. Романову)
От собора 1472-1474 гг. также
обнаружено достаточное количество фрагментов (в шести местах), что дает
возможность реконструировать его план. С помощью шурфов удалось точно
зафиксировать положение северной и западной стен. Кроме того, под полом собора
-56-
Рис. 15.
Успенский собор Московского Кремля.
Совмещенные планы храмов конца XIII в., 1326-1327, 1472-1474 и 1475-1479 гг.
Схема-реконструкция В.И. Федорова
1 - План собора конца XIII в.;
2 - План собора 1326-1327 гг.;
3 - План собора 1472-1474 гг.;
4 - План собора 1475-1479 гг.;
5,6 - Гробницы митрополитов Петра и Феогноста
четвертого собора поставлена на цоколь предыдущего недостроенного храма. Но
из-за разной ориентации между стенами имеется некоторое смещение стены собора
Фиораванти к югу. Восточная стена собора 1472-1474 гг. не сохранилась, а южная
находилась, видимо, на три с половиной метра южнее современного собора (шурф
Если на обнаруженные нами
фрагменты стен собора 1472-1474 гг. наложить план Успенского собора во
Владимире (1185-1189), то они совпадут (корректировкой служит то
обстоятельство, что при этом на предлагаемом нами плане кремлевского собора
точно располагаются места захоронений митрополитов Петра и Феогноста). Тем
самым подтверждается, что план собора
По. подтекам на поверхности
кладки столбов подтвердились и "не-клеевитость" (жидкая консистенция)
известкового раствора, применявшегося Мышкиным и Кривцовым, из-за чего при
землетрясении строившееся ими здание собора частично обрушилось.
Нами произведен точный
геодезический замер ориентации продольных осей у всех четырех кремлевских
храмов по натурным данным. Оси запад -восток были ориентированы в
северо-восточном румбе, равном для храма конца XIII в. 82°03'; для храма
-57-
Рис. 16.
Успенский собор Московского Кремля. 1475-1479 гг.
План и анализ пропорционального построения.
Чертеж В.И. Федорова
установленная ориентация не
подтверждает мысль К. К. Романова о существовании единой продольной оси для
всех последовательно сменявшихся зданий Успенского собора. Поворот продольной
оси собора
Обратимся к собору Аристотеля
Фиораванти (ил. 16). Осуществление своего замысла Фиораванти начал с
разбивки плана здания, сместив, как было уже сказано, его продольную ось (запад
-восток) на 4° 17' севернее оси недостроенного собора
-58-
Рис. 17.
Успенский собор Московского Кремля. 1475-1479 гг.
Разрез и анализ пропорционального построения.
Чертеж В.И. Федорова
сторона квадрата равна "А"
+ 1/3 "А", т. е. величине "В"). Таким образом, стороны
прямоугольника соответствовали положению осей наружных стен, а пересечение
внутренних продольных и поперечных осей определяло места для внутренних опор
(столбов), разбив пространство на три равношироких нефа; 3) западную стену
зодчий поставил на фундамент западной стены собора
-59-
Рис. 18.
Успенский собор Московского Кремля. 1475-1479 гг.
Продольный разрез с указанием остатков предшествующих храмов,
обнаруженных в результате архитектурно-археологических исследований
в 1975-1976 гг. Вид на север.
1 - современный пол из чугуных плит; 2 - белокаменный пол собора 1475-1479 гг.;
3 - "черный" (кирпичный) пол собора 1475-1479 гг. Выше - белокаменный
пол XVII в.; 4 - отметка залегания белокаменного фундамента столба подклета
собора 1472-1474 гг.; 5 - кирпичный пол собора 1326-1327 гг.; 6 - уровень пола
собора конца XIII в.; 7 - сваи под фундаментом собора 1326-1327 гг.; 8 -
остатки свай под фундаментом собора 1326-1327 гг.; 9 - основание фундамента со
сваями круглого столба собора 1475-1479 гг.
равных по ширине нефа, он создал
впечатление цельного большого пространства, поражающего современников своим
"величеством, и высотою, и светлостью, и звоностью". Был построен
"храм-зал", ранее не существовавший на Руси.
Блестящему выполнению задания
способствовало использование Фиораванти особых строительно-технических приемов.
Так, при вскрытии подпольного пространства выяснилось (ил. 18), что
Фиораванти. применил антисейсмическую конструкцию фундаментов,
известную-итальянским архитекторам. Это подтверждает известие летописи, что в
Москве был "трус", т. е. произошло землетрясение в ночь с 20 на 21
мая
-60-
Рис. 19.
Успенский собор Московского Кремля. 1475-1479 гг.
Каменная алтарная преграда. Вид с запада и план.
Реконструкция В.И. Федорова
тельстве высотных сооружений в
сейсмических районах. В поперечном сечении фундаменты имеют разную форму,
которая, видимо, зависела от различных назначений той или иной части здания.
Стены собора возводились из
белокаменных, хорошо обтесанных блоков на извести с забутовкой внутри кладки.
"Черный" пол выполнен из кирпича (для экономии не всегда цельного), а
"чистый" - из белокаменных плит ромбовидной формы толщиной
Использование кирпича наряду с
белым камнем в наиболее сложных конструктивных элементах (арки, своды,
барабаны, столбы) ускоряло строительные работы и придавало конструкциям большую
надеж-
-61-
ность. Лаконично решалось и
колористическое оформление - фасады и интерьер были одноцветными, белыми.
Отсутствовало декоративное сопоставление естественного цвета кирпича и камня
красно-коричневого и белого). Таким образом, единство
конструктивно-пространственной системы подчеркивалось естественной фактурой
белокаменной кладки стен и побеленным кирпичом в арках, сводах и барабанах.
Многочисленные ремонты и
реставрации не сохранили нам подлинной трактовки архитектурно-декоративных
деталей собора (архивольтов-закомар, завершений лопаток, форм колончатого пояса
на фасадах). Однако, например, профили белокаменных блоков в основании цоколей
соборов как 1472, так и
Необходимо отметить ряд
архитектурно-декоративных элементов,, ошибочно относимых некоторыми
исследователями к "итальянизмам",, якобы использованным Фиораванти в
построенном им соборе, например двухколонный портик с подвесными гирьками перед
западным входом, автором которого считается Аристотель Фиораванти 7).
Однако портик построен почти на двести лет позднее, а существующее оформление
западного входа в собор связано с противоаварийными мерами, предпринятыми в
1624-1642 гг. Это было вызвано необходимостью предотвращения сильных деформаций
в несущих и ограждающих конструкциях, возникших в результате неравномерных
осадков фундамента из-за гниения свай и переуплотнения грунта под тяжестью
здания. Особенно пострадал юго-восточный угол, "отделившийся" от
здания собора. В срочном порядке по кружалам возвели новые подпружные арки,
переложили своды. Затем все стены как бы стянули новыми коваными связями на
трех уровнях. Для натяжки верхних связей, проходивших в интерьере собора в двух
направлениях, на уровне пят сводов потребовалось подрубить капители у круглых
внутренних столбов. В результате капители приобрели форму, типичную для русской
архитектуры XVII в. Такими они дошли до нашего времени. Осуществление цикла
укрепительных работ повредило росписи начала XVI в. на арках и сводах. Как
удалось установить, по всем стенам проходили широкие борозды на трех уровнях,
оставшиеся после закладки в них металлических тяг. Потребовалось вновь
расписать интерьер собора, что и было сделано в 1642-1643 гг. Для написания
новой композиции: "Страшного суда" на западной стене заложили
кирпичом первоначальное окно над входом (второй ярус). Эта закладка окна под
росписью XVII в. прослежена нами и художниками ВПНРК при
восстановительно-реставрационных работах по стенописям в 1976-1977 гг. 8)
Наружная закладка окна выполнена также кирпичом и очень неаккуратно,
___________
7) Иную трактовку
западного крыльца Успенского собора см. в статье С. С. Подъяпольского в
настоящем сборнике. (Примеч. ред.).
8) См. отчеты ВПНРК
по реставрации стенописей собора за эти годы (архив ВПНРК и ОРГП Музеев
Кремля).
-62-
потому что окно по фасаду находится
под кровлей пристроенного портика и не просматривается. На переделку окна
обратили внимание уже в начале 90-х годов XIX в. 9) Вероятно, в XVI
в. западная паперть уже существовала. Стены и своды над западной папертью
сложены из другого, большемерного кирпича (30,0X14,5X8,0 см, а также 22,0X21.0Х
10,5-11,0X4,5-
Для уточнения первоначального
наружного облика фиоравантиевского собора важно выяснение форм его
позакомарного покрытия. Существует мнение, в свое время высказанное А. М.
Павлиновым 11), Н. В. Никитиным 12) и недавно
поддержанное М. А. Ильиным 13), что Успенские соборы Владимира и
Москвы, как и Архангельский собор Московского Кремля, имели своего рода
фронтоны над закомарами (заостренные кокошники) - прием, заимствованный из
итальянской архитектуры. Однако тщательное обследование сводов у обоих соборов
Кремля во время реставрационных работ (1977-1978) не обнаружило каких-либо
остатков кладки от дополнительных щипцов-фронтонов. На Успенском соборе такие
детали, если они и были, не могли сохраниться, потому что своды, выполненные
Фиораванти, перекладывались во время укрепительных работ во второй четверти
XVII в., о чем речь шла выше. Возможно, здесь был прав И. Е. Забелин, который
придерживался мнения о позднем происхождении обнаруженных деталей 14).
Изображение же заостренных треугольных кокошников в книге "Об
___________
9) Большой Успенский
собор в Москве. М., 1896, рис. 9.
10) Остатки древнего
большого здания церкви Ризположения обнаружены при исследовании памятника в
1969-1970 гг. См.: Отчет об архитектурно-археологических наблюдениях за эти
годы в ОРГП Музеев Кремля.
11) Павлинов А.
М. История русской архитектуры. М., 1894, с. 65-68.
12) Древности: Труды
МАО. М., 1900, т. XVI, с. 8-9, 13.
13) См.
Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования, вып. 5 (в
печати).
14) См.: Древности:
Труды МАО, т. XVI, с. 8-9, 13.
-63-
избрании на царство"
Архитектурный талант и
подлинное профессиональное мастерство Аристотеля Фиораванти убедительно
подтверждаются сравнением композиционных приемов, использованных при
строительстве Успенского и Архангельского соборов в Московском Кремле.
Фиораванти и Алевиз Фрязин (Новый), возводя первостепенные храмы на главной
Соборной площади Кремля, по-разному подошли к выполнению задания. По
характеристике Н. И. Брунова, "вся наружная форма флорентийского дворца
XVI в. целиком определяется идеей этажа: фасад палаццо имеет в качестве
единственного членения сильно подчеркнутые горизонтальные тяги" 15).
Этим принципом руководствовался и венецианец Алевиз Фрязин, компонуя фасады
Архангельского собора. Четко выраженными горизонтальными членениями он
разбивает фасады на два этажа (хотя внутри пространство собора цельное) с
использованием ордера и декора в тех же формах и вариантах, что применялись на
родине Алевиза. Образно говоря, он взял традиционную схему построения русского
пятиглавого собора и облек ее в известную ему итальянскую
архитектурно-декоративную форму. Вместо крестовых сводов, перекрывавших три
равношироких нефа Успенского собора на одной высоте, Алевиз вернулся к старой
шестистолпной крестово-купольной системе с цилиндрическими сводами над тремя
разновеликими нефами и крещатыми в плане внутренними столбами. В результате
интерьер Архангельского собора не получил "светлости и пространства",
присущих Успенскому собору. И неудивительно, что только декоративное убранство
Архангельского собора стало предметом широкого подражания современников. Его
архитектурная композиция так и не нашла отражения в последующих русских
постройках. Так, в ренессансных формах были вновь выполнены два портала на
галереях Благовещенского собора Кремля; вплоть до конца XVII в. в памятниках
русской архитектуры неоднократно повторялись раковины в тимпанах закомар (например,
в московской церкви "Никола Большой крест" на Ильинке, в надвратном
храме Новодевичьего монастыря в Москве и др.).
Аристотель Фиораванти проявил
большую гибкость архитектурного мышления. С помощью трансформации
объемно-планового построения древнерусского соборного пятикупольного храма на
основе принятой им системы пропорционирования он по-своему ответил на решение
основной архитектурной проблемы времени - художественного освоения
пространства.
___________
15) Брунов Н. И.
Очерки по истории архитектуры. М.; Л., 1935, т. 2, с. 545.
-64-
Четко
очерченный силуэт Успенского собора не разбивается никакими дополнениями в виде
портиков, приделов и высотных объемов, обычно примыкавших к русским церквам.
Особое внимание Аристотель обратил на восприятие южной стены, целиком
ограничивающей пространство Соборной площади с севера. Отсюда, с площади,
наиболее выигрышно просматривается величественность архитектуры собора. Именно
здесь через южный портал проходили торжественные процессии в храм. Включив
приделы в основной объем сооружения, зодчий сохранил симметрию и компактность
внешней композиции. Фиораванти оказался несомненным новатором, создав
"палатным способом" единый зал для молящихся. Используя круглые
столбы минимального диаметра (
Постройкой Успенского собора в
Московском Кремле Аристотель Фиораванти сделал гораздо больше, чем, может быть,
было принято считать до сих пор. И если Италия наградила его именем
прославленного инженера, то на русской земле раскрылся его большой талант
зодчего, сделав его признанным мастером эпохи Возрождения.
* * *
Комплексное
архитектурно-археологическое изучение Успенского собора не только уточнило его
художественные и архитектурно-строительные особенности, о которых говорилось
выше, но и показало необходимость незамедлительного осуществления
реставрационно-консервационных и ремонтных работ для его сохранения. В каменных
стенах собора были обнаружены трещины, и отмечена осадка всего здания, особенно
в его юго-восточной части. Установлена повышенная влажность каменной кладки и большое
перенапряжение в некоторых древних металлических связях. Поэтому в сентябре
-65-
даций для устранения конденсата на
внутренней поверхности ограждений (стенах барабанов, сводах, оконных проемах).
Преследовалась цель улучшить теплотехнические качества ограждений и установить
нужные параметры температурно-влажностного режима в интерьере собора. В итоге
за эти годы был осуществлен ряд конструктивных мер. Для прекращения осадок
здания в
Наряду с укреплением надземной
части собора была осуществлена консервация остатков каменной кладки,
раскопанных под собором от трех ранее существовавших здесь храмов. Одновременно
выполнено химическое закрепление наиболее ценного участка стратиграфических
разрезов (около северо-западного столба существующего собора).
Отметим, что после постройки
собора в
Одной из главнейших забот о
памятнике архитектуры является сохранение подлинности не только формы, но и тех
материалов, которые
___________
16) В дальнейшем по
соответствующему проекту необходимо устроить подпольное пространство - это
обеспечит архитектурно-археологические исследования под собором и около него с
соответствующей консервацией и музеефикацией находок. От-
-66-
были использованы при создании
произведения. Полная замена разрушающегося белокаменного блока или кирпича
разрешалась только при полной потере материалом его механической прочности. Во
время реставрационных работ 1976-1978 гг. производились подмазки разрушающейся
поверхности кладки мастикой, в которой основным компонентом был толченый кирпич
или белый камень на соответствующем известково-цементном связующем с
синтетическими добавками. Промытая и просушенная поверхность стен покрывалась
защитным гидрофобным составом.
Исследованиями установлено, что
повышенная влажность на внутренней поверхности стен и столбов вызывалась в
памятнике следующими причинами. Грунтовые воды находятся на глубине
Следует заметить, что в
древнерусских памятниках архитектуры, в том числе и в Успенском соборе, толщина
кладки стен барабанов равна
___________
дельные участки культурного слоя со всеми содержащимися в нем вещевыми
материалами и фрагментами древних сооружений представляют собой единый комплекс,
достойный тщательного изучения и сохранения.
-67-
С учетом архитектурно-конструктивных особенностей памятника приняты следующие параметры:
Лето |
t° 20°±>1° |
ф 50+5% |
|
Зима |
t° 17°±>1° |
ф 45-5% |
|
Наибольшую сложность вызвала подготовка
предложений для повышения теплозащитных свойств стен барабанов и оконных
проемов. С этой целью впервые применялся способ расчетов температурных полей на
электронно-вычислительной машине. Расчеты показали, что, при сохранении
подлинных размеров и форм каменных конструкций, положительная температура на их
внутренней поверхности может быть достигнута, если использовать специальные
оконные блоки. Для этого в наружном деревянном переплете устанавливается
трехчастное остекление (стеклопакет) и во внутреннем - одинарное стекло. Таким
образом удалось ликвидировать образование конденсата, который разрушал росписи
стен барабанов и оконных откосов. Система кондиционирования воздуха дала
возможность поддерживать в интерьере установленные параметры температуры и
влажности, обеспечив тем самым благоприятные условия для сохранения внутреннего
убранства и памятника в целом 17). Уменьшение количества влаги в
материале решает одну из главных проблем сохранения памятников архитектуры - их
прочности и долговечности. Тем самым сохраняется и подлинность памятника 18).
До последнего времени
мероприятия по сохранению Успенского собора были связаны с решением подчас
принципиальных, но отдельных проблем по его реставрации и консервации.
Проведенные за 1965- 1979 гг. работы подтвердили эффективность комплексного
подхода в исследовании, в подготовке рекомендаций и их осуществлении 19).
Создание в
___________
17) Благодаря
применению в Успенском соборе-музее новых технических мер достигнуто следующее:
при постоянном температурно-влажностиом режиме экскурсанты могут посещать
памятник круглый год при разных погодных условиях; смонтированная система электроосвещения
позволяет широко использовать средства показа интерьера с помощью света и
звука.
18) К сожалению, в
наше время каменным кладкам наносится сильный ущерб из-за засоренности
атмосферного воздуха в современных городах. Если кладка, особенно белокаменная,
имеет повышенную увлажненность, то в ней развиваются микроорганизмы,
разрушающие ее. Положительное решение этой проблемы, а также уменьшение
деформаций в материалах, из которых созданы памятники архитектуры, можно
достичь только путем регламентации температурных и влажностных колебаний в этих
материалах.
19) Однако еще
недостаточно учитывается значение окружающей среды для выработки практических
рекомендаций по сохранению памятника. На наш взгляд, на стадии предпроектной
работы необходимо выявлять схему древнего рельефа и пути его трансформации,
связанные с архитектурно-строительными мероприятиями на данной территории.
-68-
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский