РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Федотова Т.П. Я. Бухвостов // Зодчие Москвы XV – XIX вв. М., 1981. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: litrus.net. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
Т.П. Федотова
Я. БУХВОСТОВ
Московское зодчество
последней четверти XVII — начала XVIII века, известное как московское, или нарышкинское, барокко, представляет собой интереснейшую
страницу в истории русской культуры. Среди крупнейших мастеров этого времени,
для творчества которых характерна оригинальность архитектурных композиций и
неподдельная красота обильного, пышного убранства, имя крепостного мастера
Якова Григорьевича Бухвостова занимает особое место. Его вдохновенный талант, богатая архитектурная фантазия, связанные
с народными представлениями о прекрасном в "искусстве строить", во
многом предопределили развитие архитектурной мысли раннепетровской
эпохи.
Яков Григорьевич Бухвостов был крепостным окольничьего
М. Ю. Татищева и происходил из простой крестьянской семьи подмосковной деревни Никольское-Сверчково Дмитровского уезда. Впервые его имя
встречается в документах под
О творческой деятельности
Я. Г. Бухвостова в 1680-е годы, к сожалению, ничего
не известно. Но несомненно, что мастер вел какие-то крупные строительные
работы, так как к 90-м годам XVII столетия он уже был признанным зодчим,
которому поручается строительство весьма значительных архитектурных произведений.
1 января
Казалось бы,
строительство в Моисеевом монастыре должно было целиком занять зодчего, но 16
мая того же года он заключает новый договор — на постройку стен и башен
Ново-Иерусалимского монастыря. Это огромный по размаху архитектурный замысел.
Сооружение стен и башен было закончено к
Перед Бухвостовым
стояла трудная задача — возвести стены с башнями вокруг сложного по объему и
необычайного по декоративности собора. Зодчий, сохранив определенную свободу
планировки монастырских стен, имеющих крепостной характер, объединил их едиными
архитектурно-декоративными деталями. В плане стены монастыря представляют собой
неровный семигранник с восемью башнями. Декоративному убранству стен отвечают и
формы башен монастыря. Все они восьмигранные, за исключением одной —
шестигранной. Декоративное решение стен и башен, осуществленное Бухвостовым, во многом предвосхитило приемы архитектурного
убранства более позднего времени.
При возведении «святых»
ворот с одноэтажными караульными и наместничьими палатами по сторонам и
надвратной ярусной Входонерусалимской церковью Я. Г. Бухвостов оставил за собой лишь общее руководство. Ведение
строительных работ было передано артели — Филиппу Иванову Папуге
и его товарищам, братьям Емельяну и Леонтию Михайловым, крепостным из
костромской деревни Тугариновой. Сам же Бухвостов с
В
Спасская церковь села Уборы была построена в
В своей архитектурной
композиции в Уборах Бухвостов вначале ориентировался
на построенный в 1684–1688 гг. храм села Петровского-Дурнева
(Дальнего) недалеко от Уборов. В этом необычном для своего времени сооружении
традиционный четверик был скрыт выступающими вперед округленными притворами и
алтарем. Однако в
Спасская церковь села Уборы стоит в центре одной из излучин Москвы-реки, на
вершине пологого холма, и ее стройный силуэт парит над всей окрестностью.
Объемно-пространственная композиция храма представляет собой куб основной
части, увенчанный тремя уменьшающимися кверху восьмериками и окруженный с
четырех сторон разновеликими одноэтажными притворами и алтарем. Округлая форма трехлепестковых в плане приделов, завершавшихся ранее
главами, придает архитектурному объему большую пластичность. Здание храма
поставлено на невысокий парапет-гульбище.
Обильное белокаменное
убранство придает храму большую живописность. Все резные детали, среди которых
особенно выделяются сложные по форме наличники окон восьмериков, выступают на
фоне оранжево-красных стен. Ленты цветочных гирлянд, обвивающих стволы колонн,
тонкая пластика растительных мотивов белокаменных вставок парапета-гульбища
неразрывно связывают постройку с окружающей природой.
Внутри храм производит
столь же целостное впечатление, что и снаружи. Бухвостову
удалось преодолеть массивность стен здания, расширив арки и придав им
стрельчатые очертания. Это объединило притворы с центральной частью храма,
зрительно расширив все внутреннее пространство.
В 1695–1698 гг. Бухвостов много строит в Рязани, однако он, несомненно,
продолжает свою деятельность в столице и в подмосковных усадьбах.
К концу XVII века в
вотчине Нарышкиных Троицком-Лыкове
была построена удивительно изящная церковь. В синодике упомянуты имена строителей
этого замечательного памятника: "Михаила да Митрофана,
да Якова их господина". Следовательно, храм в Троицком-Лыкове строила та же артель, что и Спасскую
церковь в Уборах, — Михаил Тимофеев, Митрофан
Семенов во главе с Яковом Бухвостовым. Окончено
строительство было в
Храм стоит на крутом
лесистом берегу Москвы-реки. Подобно церкви в Уборах, он имеет невысокий подклет в виде террасы-гульбища. К трем дверям ведут
широкие лестницы. Однако вместо центрической композиции зодчий избирает здесь композицию
ярусной церкви с алтарем и западным притвором. Центральный кубический объем
увенчан массивным восьмериком, на который поставлены еще два восьмерика,
образующие башню с куполом. Алтарь и западный притвор также увенчаны
главами, поставленными на двухъярусный восьмерик. Этот прием увеличил
стройность архитектурных форм храма, подчеркнул башнеобразный характер его
главного объема.
В декоративном убранстве
храма Бухвостов перерабатывает полюбившиеся ему
орнаментальные мотивы и увязывает их с композицией своего нового творения.
Изысканное сочетание кирпича и белокаменной резьбы во всех элементах ордера
придает храму в Троицком-Лыкове
изящество, а обработка всех частей здания филенками и витыми колонками —
удивительную пластичность. Белокаменная резьба покрывает наличники окон,
колонки порталов, обрамляет восьмигранные окна-люнеты на южном и северном
фасадах. С богатством белокаменной резьбы перекликается прорезной и кованый
металл ажурных подзоров и крестов.
Связь внешнего облика и
внутреннего пространства в храме Троицкого-Лыкова
достигла у Бухвостова наибольшего совершенства. Стены
внутри храма, прорезанные переходами и лестницей в виде золоченого балкона,
ведущей на хоры, — были окрашены в алый цвет. Это выгодно оттеняло
золоченый резной девятиярусный иконостас.
Все эти достоинства
ставят церковь в Троицком-Лыкове
в число лучших произведений московского барокко, дают возможность убедиться в
незаурядном даровании автора, сумевшего в разработке единого типа небольшого
вотчинного храма "под колоколы" создать
различные по художественной выразительности памятники.
Храм в Троицком-Лыкове развивает на
новой, более высокой художественной основе тип культового здания, известный нам
по церкви Бориса и Глеба в селе Зюзине. Последняя
была построена в
Заслуживает внимания то
обстоятельство, что владелец Зюзина Б. Прозоровский
был братом владельца и строителя храма в Петровском-Дальнем,
на который вначале ориентировался Бухвостов при
создании церкви села Уборы. Все это наводит на мысль, что автором храмов в Петровском-Дальнем и Зюзине, возможно, также является Яков Григорьевич Бухвостов, о деятельности которого в 1680-е годы нет
документальных подтверждений. Для этого замечательного мастера характерна
дальнейшая творческая разработка уже применявшихся ранее архитектурных приемов
и декоративных форм.
С именем Я. Г. Бухвостова связывают церковь Ризположения
на Донской улице, построенную в 1701–1708 гг. рядом с крупнейшим ансамблем
Донского монастыря. Здесь зодчий вместо характерного для московского барокко
ярусного культового здания избирает стройный объем простого четверика, имеющего
прообразом деревянные клетские храмы. Увенчан
четверик тесно поставленным пятиглави-ем,
в котором вытянутые барабаны, прорезанные высокими окнами, вытянутые, граненой
формы луковицы глав подчеркивают устремленность ввысь. Белокаменный портал и
сложного рисунка наличники окон характерны для лучших произведений московского
барокко. Внутреннее пространство здания залито светом их окон четверика и
световых барабанов глав.
Появление подобного
культового сооружения в творчестве Я. Г. Бухвостова
вполне оправдано. Другой выдающийся мастер рубежа XVII–XVIII веков — О. Д.
Старцев, чей творческий путь постоянно пересекался со строительной
деятельностью Бухвостова как в Москве, так и в
Рязани, в эти же годы строит церковь Николы на Болвановке
у Таганских ворот. В ней Старцев также берет за основу тип клетского
храма. Это дает возможность говорить о едином процессе развития московской
культовой архитектуры на рубеже средневековья и нового времени.
Яков Григорьевич Бухвостов, как и большинство мастеров
конца XVII — начала XVIII столетия — эпохи, открывшей широкие
возможности для развития народных талантов, вышел из крестьянской среды. Яркий
индивидуальный архитектурный почерк, вдохновенный талант и большое
художественное чутье выдвинули Бухвостова в число
ведущих зодчих московского барокко. Его произведения стали неотъемлемой частью
архитектурной летописи столицы.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик, профессор, доктор архитектуры
Сергей Вольфгангович Заграевский