РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Фехнер М.В. Москва и ее ближайшие окрестности в XV
и начале XVI века. В кн.: Материалы и исследования по археологии СССР;
Материалы и исследования по археологии Москвы, т. II, №
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.archeologia.ru. Все права сохранены.
Иллюстрации приведены в конце текста.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
М.В. Фехнер
Москва и ее ближайшие окрестности в XV и начале XVI века
стр.106
ВВЕДЕНИЕ
Литература по древней истории Москвы весьма обширна; она содержит много существенных данных по отдельным архитектурным памятникам города, по древним московским урочищам, слободам и селам. Однако этот исторический материал, относящийся к ранним этапам развития нашей столицы, в недостаточной степени нашел картографическое отображение. Старинные планы Москвы (Годуновский план, Петров-чертеж и др.) дают лишь представление о планировке города XVII в. Современные историки составили для Москвы XVII в. два плана: «План города Москвы XVII в.», с обозначением церквей, монастырей и некоторых гражданских построек, изданный Главмузеем, и «План московских слобод» в статье С. К. Богоявленского: «Московские слободы и сотни XVII в.».1 Планов же Москвы более раннего периода до сих пор не было составлено.
Настоящая работа является первой
попыткой объединить и картографировать данные по топографии Москвы и ее
ближайших окрестностей в XV—начале XVI в. (по
Постройки кремля на план не нанесены, так как по истории его имеются исчерпывающие работы: «История Москвы» И. Е. Забелина, «Археология и топография Москвы» В. А. Скворцова, «Московский кремль» С. П. Бартенева; к последней работе приложен и план кремля XV—XVI вв.
Застройка Москвы, как и ряда других городов, в значительной степени зависела от характера местности. Большое влияние на планировку города в ранний период его развития оказали гидрографическая сеть н пересеченность рельефа.
Зародившись на крутом и высоком холме при слиянии рек Москвы и Неглинной, городское поселение постепенно росло в глубь левобережья Москвы, между ее притоками Неглинной и Яузой. Естественными границами города были: на юге — долина р. Москвы, на западе — долина Неглинной и на востоке — Яузы. Все положительные элементы рельефа представляли собой водоразделы между притоками Москвы-реки и Яузы, число которых доходило в пределах современной столицы до 30, а с мелкими притоками до 50. Кроме того, на территории Москвы имелось множество безыменных ручьев, протекавших в оврагах. В настоящее время лишь небольшое число этих рек и ручьев сохранило свое открытое русло, большинство же их заключено в трубы или совершенно исчезло.
Мы не ставим своей целью дать подробную гидрографию Москвы (эта работа уже выполнена Б. М. Даньшиным) и ограничиваемся лишь перечислением наиболее значительных притоков Москвы-реки, которые пересекали территорию города в XV—XVI вв. или протекали в его ближайших окрестностях. К ним относятся:
Река Пресня, берущая начало в болотистой местности в районе Петровского парка и впадающая в Москву-реку против Дорогомилова.
Река Черторый, не отмеченная ни на одном из дошедших до нас планов города. На плане Москвы Семенова и Рашкова 1878—1879 гг. направление реки прослеживается по характеру рельефа, выраженному горизонталями. Черторый имел свои истоки в Козьем болоте, расположенном в районе М. Бронной. Протекая, повидимому, между современным Никитским бульваром и Мерзляковским пер., по внешнему проезду Гоголевского бульвара, Черторый через Кропоткинские ворота направлялся по Соймоновскому пер. и, пересекая 2-й Обыденский, Савельевский и Зачатьевский переулки, впадал в Москву-реку близ Коробейникова пер. Этот поток, вначале бурный, по мере приближения к своему устью терял скорость течения и протекал в заболоченных берегах. В приустьевой части берега Черторыя были на-
стр.107
столько топкими, что весной и осенью ручей в этом месте был почти не проходим. Недаром ц. Покрова богородицы, находящаяся близ Кропоткинских ворот, получила название «что на Грязи». По реке местность, ограниченная рекой Москвой и Черторыем, уже в XIV в. называлась Чертольем.
Недалеко от Кропоткинских ворот Черторый принимал справа речку Сивку, которая протекала по небольшому овражку. Отсюда проходящая здесь улица известна под названием «Сивцев-Вражек».
Река Неглинная, обозначенная на всех планах Москвы, изданных до 1820-х годов, образовалась из слияния двух рек — Самотеки, берущей начало в районе Марьиной рощи, и Напрудной, истоки которой находились близ Рижского вокзала. Слияние этих рек происходило на б. территории Самотечного бульвара. Неглинная впадала в Москву-реку близ Каменного моста. Ее берега, сильно заболоченные, почти на всем протяжении были изрезаны оврагами и ручьями. Наиболее крупный приток Неглинной — Успенский Вражек.
Река Рачка, течение которой хорошо известно
благодаря тому, что она нанесена на план Москвы
Река Яуза —самый крупный приток Москвы, истоки которого находятся за пределами города (близ Лосиноостровской). Некоторые из правых притоков Яузы, например Чечера с Олъховцом и Черногрязка, частично протекали по территории города конца XV в.
Большинство этих рек получало свое
питание не только за счет вод основного водоносного горизонта, но также за счет
поверхностных вод, которые скапливались в многочисленных болотах и озерках.
Большое Козье болото, занимавшее обширный участок в районе М. Бронной и
Козихинских переулков, питало, помимо Черторыя, еще притоки Пресни — Бубну и
Кабаниху. Другое Козье болото находилось в районе ул. Кропоткина, на месте
современных Власьевских переулков, где под
Большое болото было расположено также в верховьях рек Рачки и Ольховца; болота находились и в бассейнах Самотеки, Напрудной и Неглинной.
Уже в XIV—XV вв. наметилось
радиально-кольцевое начертание плана города. Как выше отмечалось, город
первоначально развивался вдоль берега Москвы-реки, к востоку от Кремля, занимая
территорию между Москвой-рекой и Неглинной. Здесь проходили древнейшие дороги —
улицы Москвы: Великая улица (вела от Кремля к устью Яузы, к пристанищу),
Варьская (древняя дорога на Владимир) и Устретенская (дорога на Переяславль и
Ростов; в районе Сретенки от нее на восток ответвлялся путь на Владимир и
Суздаль), вдоль которых шло заселение местности. Эту территорию, получившую
впоследствии название Китай-Города, летописец в XIV в. называл посадом, а в XV
— начале XVI в. — Большим, или Великим, посадом. В
В XV —начале XVI вв., распространившись далее на восток, Великий посад занял уже территорию Китай-Города. Границу Великого посада к этому времени, по всей видимости, составляли «сады»; они простирались от Златоустовского монастыря, который именовался «что па посаде в садех», до Кулижек и
стр.108
Воронцова поля. Так, великокняжеский дворец у ц. Владимира в садах считался «загородным», а село Воронцово, где находился великокняжеский двор, служило местом летнего пребывания великих князей.
С XIV в. начинает заселяться и правый берег р. Неглинной, так называемое Занеглименье. Застройка этого района также развивалась вдоль дорог, радиально расходившихся от кремля. По Занеглименью проходили: Дмитровская дорога (на гор. Дмитров), называвшаяся в пределах города Юрьевской, Тверская (на гор. Тверь), Волоцкая дорога (на Волоколамск и Новгород), Арбат, продолжением которого являлась за пределами города Можайская дорога (на Можайск и Смоленск). По этим проезжим древним дорогам на взгорьях стояли монастыри — Воскресенский, Георгиевский и Саввинский.
Занеглименье, как и Великий посад,
было укреплено валом и рвом. Названия монастыря «Рождества на рве»,
упоминаемого в летописи под
Заречье, т. е. правый берег Москвы-реки, начало интенсивно заселяться лишь к концу XV в., когда опасность татарских набегов стала менее угрожающей. Эта часть Москвы была связана с остальным городом несколькими мостами, из которых один, упомянутый в духовной князя Ив. Юр. Патрикеева 1498г., находился против Пятницкой ул.
Из летописных данных видно, что
Большой посад являлся наиболее населенной частью города. Так, во время пожара
Число церквей, так же как и число дворов, указывает на относительную плотность населения этого района, так как обычно церковь являлась центром прихода, а не стояла одиноко.
Для Великого посада удалось установить лишь 18 церквей и 3 монастыря, из которых многие являлись каменными и кирпичными строениями. Местоположение деревянных церквей, число которых во много раз превышало число каменных, не всегда поддается определению, так как постройка их обычно не записывалась в летописи; сооружение же каменных и кирпичных зданий как выдающееся событие почти всегда отмечалось летописцем.
В экономическом отношении Великий
посад являлся также самым оживленным районом Москвы. Здесь в основном была
сосредоточена московская торговля. В начале XIV в. торговые ряды едва ли
простирались дальше улицы Варварки, располагаясь все еще на первоначальном
торговом пристанище ближе к Москве-реке. Характерно, что ц. Николы Мокрого
(покровителя купцов и плавающих по воде) находилась, как и в других городах,
близ речного пристанища, в непосредственной близости к Торгу. В XV и начале XVI
в. торговые ряды находились уже между Варваркой и Ильинкой и простирались за
Никольскую ул. 10 Так, в
Вблизи торговых рядов на Варварке находился Панский двор для иноземных купцов.12 Существование гостиных дворов в Москве XV в., где должны были останавливаться приезжие купцы, подтверждается духовной Ивана III: «а ставятся гости с товаром иноземци и из Московские земли и из их уделов на гостиных дворех». 13 По всей видимости, гостиные дворы находились на Великом посаде. 14 На этом же древнем посаде Москвы расположены были дворы крупных купцов и бояр (дом гостей-сурожан Весяковых, купца Тарокана, дом боярина Бобра, князя Патрикеева).
Боярские дворы находились и вне Великого посада. Известны дворы Ивана Юрьевича Пат-
стр.109
рикеева в Занеглименье, в Заречье я за Яузой, которые дают представление о размерах земельных владений отдельных бояр на территории Москвы. В Занеглименье находились также дворы князей Волоцких (Юрьевская ул., современная ул. Пушкина), владения серпуховского князя Владимира Андреевича — Терехов сад и Чичигов, местоположение которых определить не удалось. Жилая застройка за пределами Великого посада была значительно менее плотной. Отдельные села и слободы, вошедшие в черту города, были отделены друг от друга садами, огородами и пустырями. Кроме слобод, находившихся близ монастырей (Петровская, Голутвина и др.), в Москве существовали ремесленные слободы, расположенные на окраинах города; например, слобода солодяников (район между Цветным бульваром и Каретным рядом), Гончарная слобода в Заяузье, упоминаемая в летописи с XVI в.
В конце XV и начале XVI в. Москва занимала уже значительную площадь. На левом берегу Москвы-реки городская территория доходила до границы современного бульварного кольца, а местами даже выходила за черту его. Так, например, в Заяузье «сполье» начиналось близ Таганской площади, в районе Покровских ворот — за Ромодановской слободой, близ Земляного вала. Где проходила граница города в Заречье, сказать трудно. Возможно, что к концу XV в. села Колычево, Кадашего и Хвостово уже входили в черту города. Границы этих сел, так же как и сел в Занеглименье и в ближайших окрестностях Москвы, восстановить невозможно из-за отсутствия картографических и письменных данных.
Если строительство второй половины XV в. в основном ограничивалось пределами кремля, то в первой четверти XVI в. оно преимущественно велось на посаде. Из 15 каменных и кирпичных церквей, воздвигнутых при Василии III, 9 церквей были построены на территории позднейшего Белого города, 2 — на Большом посаде, 1 — в Заречье, 1 — на территории будущего Земляного города (за Кропоткинскими воротами) и лишь 2 церкви — в Кремле. Как с именем Ивана III связаны важнейшие постройки кремля и его первая планировка, так с именем Василия III — создание первых гидротехнических сооружений в Москве. Каменные плотины на Неглинной, образовавшие обширные пруды и заполнившие водой ров, соединявший Неглинку с Москвой-рекой, завершили укрепление Кремля.
На прилагаемом плане Москвы XV и начала XVI в. нумерация памятников, начинаясь с района Китай-Города, переходит на Белый город и заканчивается территорией за пределами последнего. В этой же последовательности составлен указатель к плану с изложением исторических и топографических данных о каждом объекте; исключение составляет перечень урочищ, сел и слобод, который дается в алфавитном порядке.
Транскрипция наименований населенных пунктов, улиц, гражданских и церковных памятников дана согласно письменным источникам XV и начала XVI в. Названия рек, кроме упоминаемых в летописи (Москвы-реки, Неглинной, Яузы, Черторыя), даны по позднейшим их наименованиям.
Улицы проведены сообразно Годуновскому плану Москвы и Петрову-чертежу, так как несомненно, что направление улиц, данное на этих планах, возникло ранее конца XVI и начала XVII в.
Считаю приятным долгом выразить благодарность за помощь в работе члену-корр. АН СССР М. Н. Тихомирову и ст. научному сотруднику Исторического музея Е. В. Веймарну, давшему мне ценные указания при составлении гидрографической сети Москвы.
I. УЛИЦЫ, ДОРОГИ, УРОЧИЩА, СЕЛА И СЛОБОДЫ
Арбат (Орбат) — улица (ул. Калинина, б. Воздвиженка). Упоминается в летописи под 1493 и 1527 гг. (ПСРЛ, VIII, 226, 272).
Богоявленская улица (Куйбышевский пер., б. Богоявленский
пер.; на плане «г»). Упоминается под
Болвановье. В Москве существовало два урочища под названием «Болвановье». Одно находилось за Москвой-рекой (Спасо-Болвановские переулки); другое — за Яузой (Радищевская ул., б. Верхняя Болвановка и Николо-Болвановский пер.) Урочища упоминаются в летописи под 1380, 1490 и 1497 гг. (ПСРЛ, VI, 42, 239; VIII, 234; XI, 54).
Болвановская дорога. Эта дорога вела в гор. Коломну. По ней шли князья белозерские из Москвы на Куликово поле (ПСРЛ, XI, 54). По мнению М. Н. Тихомирова, дорога начиналась у ц. Николы на Болвановке в районе Таганской пл. Возможно, что она проходила вблизи современной Воронцовской ул. (Древняя Москва, стр. 105).
Болото. Большое болото занимало местность на
левом берегу р. Москвы, близ Москворецкого моста, которое пересекается теперь
Москворецкой ул. и Мокринским пер. В летописи оно упоминается под
стр.110
главы за Москвой рекой за Болотом во граде Москве» (ИЗ, XV, 294).
Большая (Великая) улица (Мокринский пер.; на
плане — «а»). Древнейшая улица Москвы, которая хорошо прослеживается на планах
Москвы XVII в., шла вдоль Москвы-реки к устью Яузы. Упоминается в летописи под
1468 и 1547 гг. (ПСРЛ, VIII, 154; XII, 120; XIII, 153) и в губной московской
записи
Большой посад. Большим, или Великим, посадом называлась в XV — нач. XVI в. местность будущего Китай-Города. Великий посад упоминается в духовной вел. кн. Софьи Витовтовны (1453) (ССГ и Д, I, 193) и в летописи под 1500, 1508 и 1514 гг. (ПСРЛ, VI, 53, 254; VIII, 240, 249; XII, 253; XIII, 9).
Ваганьково село (ул. Маркса и Энгельса, 6. Старо-Ваганьковский
пер.). Известно с
Варьская (Варварьская) улица (ул. Разина; на плане —«б»).
Упоминается во Владимирском летописце под
Васильевский луг (близ устья Яузы, на территории Дворца труда, б. Воспитательного дома). В летописи упоминается под 1468, 1472, 1488 и 1493 гг. (ПСРЛ, VI, 238; VIII, 154, 227; XII, 120, 148, 237).
Великий луг (Замоскворечье). «Великий луг у города у Москвы за рекой» упоминается в ряде княжеских духовных конца XV — нач. XVI в. (СГГ и Д, I, 58, 80).
Владимирская дорога. «Великая Владимирская дорога» (ПСРЛ, XVIII, 280), ведущая в гор. Владимир, проходила там, где находится Сретенская ул.
Волоцкая дорога (ул. Герцена, б. Никитская).
Упоминается под
Воробьево село (Ленинские горы, б. Воробьевы
горы). Известно с
Воронцово село (ул. Обуха, б. Воронцово поле). Упоминается в летописи под 1502, 1514 и 1519 гг. (ПСРЛ, VIII, 242, 267; XIII, 32). И. Е. Забелин предполагает, что село принадлежало знаменитому роду Воронцовых-Вельяминовых — московских тысяцких. После казни сына последнего тысяцкого село перешло к вел. кн. Дмитрию Донскому (ИМ, II, 15). При Иване III в с. Воронцове находился великокняжеский двор, который затем перешел к вел. кн. Василию III: «да ему ж даю селцо Воронцовское на Яузе, где мой двор и з дворы с городцкими со всеми по обе стороны Яузы и с мельницами, как было при мне» (СГГ и Д, I, 389).
Вострый конец (Острый конец) — так назывался на
Большом посаде участок посадских дворов близ Васильевского луга. Упоминается в
летописи под 1468, 1472 и 1493 гг. (ПСРЛ, IV, 163; VIII, 154, 227; XII, 148) и
в губной записи
Глинищи (Б. Спасоглинищевский пер. на Маросейке). Это урочище известно по духовной Адриана Ярлыка — старца Симонова монастыря (1460; ААЭ, I, 533).
Голутвина слобода (Голутвинские пер. па Якиманке).
Упоминается в духовной вел. кн. Ивана Васильевича
Городище (Берниковская набережная).
Упоминается в губной московской записи
Гончарная слобода (ул. Володарского, б. Вшивая горка,
Котельническая и Гончарная набережные и Гончарные переулки). На основании
археологического материала было установлено, что этот район был заселен
гончарами ранее
стр.111
стороне находились их дома и
мастерские (В. А. Мальм и М. В. Фехнер. Отчет о раскопках
Гончарной слободы
Дмитриевская улица (ул. Куйбышева, б. Ильинка; на плане
— «б»). Упоминается в летописи под
Дмитровская дорога (ул. А. П. Чехова, б. Малая
Дмитровка). Упоминается в грамоте вел. кн. Ивана III на сельцо Сущевское
Дорогомилово. Название «Дорогомилово» относилось к
местности на левом берегу реки, там где стояла ц. Благовещения богородицы, и
далее вниз по течению реки до Новодевичьего монастыря: «поставлен монастырь
девич у града Москвы за посадом за Дорогомиловым» (ПСРЛ, XXII, 520). Имеется
также указание, что Дорогомилово находится «два поприща за град» (ПСРЛ, VIII,
145). Известно по летописи с
Занеглименье. Занеглименьем называлась местность,
расположенная на правом берегу Неглинной. Упоминается в губной московской
записи
Заречье. Заречьем называлась местность
современного Замоскворечья. Упоминается под 1365, 1475, 1480 и 1493 гг. (ПСРЛ,
VIII, 13, 181, 205, 226; X, 203; XII, 157, 199, 237). Заяузская слобода (ул.
Володарского, б. Вшивая горка). В грамоте кн. Ив. Юр. Патрикеева
Ильинская слобода (Барашевский и Подсосенский
переулки). Упоминается в духовной Ивана III
Кадашево село (Кадашевские переулки). Упоминается в
духовной вел. кн. Ивана III
Калитниково село (Калитниковские улицы). Село
Калитниково, расположенное за Андроньевым монастырем, упоминается в летописи
под
Козья Борода (район Власьевских переулков). В
летописи упоминается под
Колычево село (Бабьегородский пер.). Известно по
духовной
Конюшенная слобода (Подкопаевский пер., близ Солянки).
Упоминается под
Красное село (Красносельские улицы). «Село Красное
над великим прудом у города» упоминается в духовных грамотах вел. кн. Василия
Дмитриевича
Кудрино (Большое Кудрино) (площадь Восстания,
б. Кудринская). Село принадлежало кн. Владимиру Андреевичу Серпуховскому.
Земельные владения Большого Кудрина были очень обширны, они простирались до р.
Ходынки, впадающей в Москву-реку северо-западнее города (р. Ходынка в рамки
плана не попадает), доходили до Тверской дороги, граничили затем с владениями
с. Сущева и Хлынова и подходили к Дорогомиловскому перевозу на Москве-реке. На
этой территории находилось 14 деревень (1410—1431 гг.; АЮБ, II, 563). После
смерти Владимира Андреевича вдова его Елена Ольгердовна передала все эти земли
«в дом пречистой Богородицы Фотею, митрополиту всеа Русии», который в свою
очередь передал село с угодиями в Новинский монастырь. В летописях Кудрино
упоминается под
стр.112
дена грамота
Кулишки (район пл. Ногина, б. Варварской пл. и Солянки). Урочище упоминается в связи с пожарами под 1472, 1488 и 1493 гг. (ПСРЛ, VI, 217, 227, 238; XII, 148, 219, 237).
Кучково поле (район ул. Дзержинского, б. Лубянки и
Сретенских ворот). Упоминается впервые под
Лужниково (Лужнецкая наб.). Поселок упоминается
под
Могилицы (ул. Горького, б. Тверская). Урочище
упоминается под
Можайская дорога (ул. Арбат). Название дороги известно из обводной XV в. (1410— 1431 гг.; АЮБ, II, 563). Дорога связывала Москву с гор. Можайском.
Напрудское село. Великокняжеское село «Напрудское у
города» впервые упоминается в духовной Ивана Калиты
Новая слобода (район Якиманки). Упоминается в
летописи под
Олешинская дорога (проходила примерно там, где находится ул. Каретный ряд). Название дороги известно только по грамоте вел. кн. Ивана III на сельцо Сущевское: «да дорогою Олешинскою к городу на ту улицу, что идет к городу мимо Петр святый чудотворец верх Неглимны до Рожественского переулка» (СГГ и Д, I, 349). В грамоте не указан конечный пункт этой дороги; повидимому, она была местного значения.
Перевесье (район Железнодорожного проезда и
Даниловской наб.). Одно из древних урочищ за Москвой-рекой. Упоминается в
летописи под
Петровская слобода (район Крапивенского пер.).
Упоминается в связи с пожаром
Подкопаево (Подкопаевский пер. на Солянке) . Урочище упоминается в связи с пожаром 1493г.; здесь временно поселился Иван III после того, как сгорел дворец в Кремле (ПСРЛ, VIII, 227; XII, 237).
Подсосенки (Сосенки). Подсосенский пер. на Покровке.
Упоминается под
Рождественский пер. (Столешников пер.). Известен с
Ромодановская слобода (Казенные переулки, близ Земляного
вала). Упоминается впервые в духовной Ивана III
Сады («в садех»). Сады простирались от Златоустовского монастыря до Кулишек и до Воронцова поля. Так, находящиеся здесь церкви обозначались «в садех» (например, ц. Покрова «в садех», ц. Владимир «в садех»; Златоустов монастырь «на посаде в садех»). Урочище упоминается под 1488 и 1514 гг. (ПСРЛ, VIII, 217; XII, 219; XIII, 18; ИЗ, XV, 294, 295).
Самсонов луг (район Девичьего поля). Из-
стр.113
вестей по духовной Ивана III
Семьчинское (Семьцинское) село (в районе
Метростроевской ул., б. Остоженка). Семьчинское — одно из древнейших московских
сел. Известно с
Симонова слобода (Ленинская слобода). Находилась около
монастыря Рождества богородицы на Старом Симонове. Упоминается под 1392 и
Солодяники (район между Цветным бульваром и
Каретным рядом). Слобода, где жили солодяники. Упоминается в грамоте Ивана III
на сельцо Сущевское
Сполье (Всполье, поле). «Спольем» называлась
незастроенная местность, начало поля за чертой города. В сев.-вост. части
города сполье начиналось около Сретенских ворот: «...и Сретенская улица вся
выгоре до Сполья и церковь каменаа Сретение обгоре» (1493г.; ПСРЛ, VIII, 227).
В юго-вост. части оно начиналось близ Таганки: «...прииде вел. кн. Анна
Рязаньская на Москву сестра вел. кн. Ивана Васильевича; князь же великий срете
ея велми честно на Спольи за Болвановьем» (
Стрековня (ул. Маркса, б. Старая Басманная).
Урочище упоминается во Владимирском летописце под
Сущевское село (Сущевская и Новосущевская улицы).
Сущево, смежное со своими землями с Кудринскими владениями, принадлежит к числу
древних московских сел. Впервые упоминается в «отводных на землю Новинскому
монастырю» 1410—1431 гг. (АЮБ, II, 563—564). В
Тверская дорога (ул. Горького, б. Тверская).
Упоминается в актах XV в. (АЮБ, II, 563) и в грамоте Ивана III на сельцо
Сущевское
Три горы (Трехгорные переулки на Пресне). Село принадлежало кн. Владимиру Андреевичу Серпуховскому. «Большой двор князя Володимиру Андреевичу на Трех Горах с церковью» упоминается в начале XV в. (1410— 1431 гг.; АЮБ, II, 564). Стоявшая вспоследствии на этом месте церковь называлась «что на Трех Горах».
Успенский Вражек, (район Брюсовского пер., ул. Огарева
и Белинского). Название урочища известно по упоминанию в летописи под
Устретеньская (Сретенская) улица (ул. 25 Октября, б. Никольская и ул.
Дзержинского, б. Лубянка; на плане — «д»). Упоминается в летописи под 1493,
1510, 1514гг. (ПСРЛ, VIII, 227, 254; XI, 254; ИЗ, XV, 293, 297) и в губной
московской записи
Хвостовское село (Хвостовские переулки, между Полянкой
и Б. Якиманкой). Упоминается в духовных вел. кн. Дмитрия Ивановича (1389),
Василия Дмитриевича (1423) и Василия Васильевича (1462) (СГГ и Д, I, 58, 80,
207). И. Е. Забелин предполагает, что село первоначально принадлежало
последнему московскому тысяцкому Алексею Петровичу Хвосту; он указывает, что
«оно находилось за Москвой-рекой, где Бабий городок, при начале теперешнего
отводного канала. В нем издревле стояла ц. Петра и Павла... Это село было потом
известно под именем Голутвинской слободы от монастыря Рождества Богородицы на
Голутвине» (ИМ, II, 15). Однако строельная книга
стр.114
(М. д. И. М., II, 255; ДАИ, IX, 333) упоминает ц. Петра и Павла «в Холстове» или «что в Стрелецкой слободе». (ДАИ, IX, 333; М. д. И. М., II, 268; Ук. МЗ, № 13). С. К. Богоявленский указывает, что Голутвина слобода находилась в районе Голутвинских переулков и Якиманки, а Срелецкая слобода в приходе ц. Петра и Павла — на Якиманке, в районе Хвостовских переулков (СБ, 122, 124, 126). Таким образом, село Хвостовское и Голутвина слобода являются двумя различными поселениями, находящимися по соседству.
Хлыново село (близ Никитских ворот). Село известно
по обводной XV в. (АЮБ, II, 564). В летописях село Хлыново не встречается;
исключение составляет Владимирский летописец, в котором под
Черторье (Чертолье). Местность, ограниченная
реками Москвой и Черторыем. Упоминается в летописи с
Юрьевская улица (Пушкинская ул., б. Б. Дмитровка).
Название улицы встречается в грамоте Ивана III на село Сущевское
II. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И ПОСТРОЙКИ
1. Торг (район Красной пл.). Место, где в
основном сосредоточена была московская торговля. Производилась она как в
торговых рядах и гостиных дворах, так и с рук и со скамей. Упоминается в
летописи под
2. Двор Весяковых (Куйбышевский пер., б.
Богоявленский). Упоминается под
3. Моравьевский двор с садом (Старопанский пер.), «...на великом
посаде Моравьевский двор и с садом» известен по духовной грамоте вел. кн. Софии
4. Дом купца Тарокана (ул. Куйбышева, б. Ильинка). Каменные
палаты гостя Тарокана у Спасских ворот были, повидимому, снесены при постройке
кремлевских стен при Иване III, после чего, по мнению М. И. Александровского,
Тарокан построил себе новый дом на Ильинке (Ук. МЗ). Действительно, в ружной
книге
5. Панский двор (ул. Разина, б. Варварка). Впервые
упоминается в летописи под
6. Двор Василия Бобра (ул. Разина, б. Варварка). Под
7. Кокчин двор (ул. Разина). Упоминается в духовной
гр. Адриана Ярлыка
8. Дворовое место боярина Ивана Юрьевича Патрикеева (Мокринский пер.) «Место на востром конце за Николою за Мокрым» взято было у Патрикеева вел. кн. Иваном III в обмен на другое земельное владение (СГГ и Д, I, 337).
9. Дворовое место Ив. Юр. Патрикеева (ул. Фрунзе, б. Знаменка). «А што осподарь мой князь Велики взял у меня мои места загородцкие за Неглимною... мои купли, конец Боровитцкого мосту по обе стороны болшые улицы» (СГГ и Д, I, 337).
стр.115
10. Сокольня (Моховая ул., территория библиотеки
им. Ленина). Упоминается в духовной Патрикеева
11. Кобеловское место (район ул. Калинина, б. Воздвиженка). «Кобеловское место за Семеном Святым» было куплено Ив. Юр. Патрикеевым, а затем оно было отобрано кн. Иваном III в обмен на другой участок (СГГ и Д. I, 337).
12. Дворовое место Ив. Юр. Патрикеева (ул. Фрунзе, б. Знаменка). Упоминается в духовной Патрикеева: «а на той улице на большой место на Вымле15 у Рожества Пречистые» (СГГ и Д, I, 337).
13. Губинское место (Арбатские ворота). В духовной Патрикеева сказано, что Губинское место находилось у ц. Бориса и Глеба (СГГ и Д, I, 337). Этот двор был взят у Патрикеева вел. кн. Иваном III, так же как место на Большой улице за Ваганьковым, «идучи к сполью на право».
14. Алевизовский двор (ул. Огарева, б. Газетный пер.). В
15. Хлебные лавки (ул. Горького, б. Тверская). Известны
по грамоте Ивана III на селъцо Сущевское
16. Дворы князей Волоцких (Пушкинская ул., б. Б. Дмитровка).
Около каменной ц. Георгия находились дворы, которые, согласно завещанию вел.
кн. Василия II
17. Пушечный двор (Пушечная изба). Территория между Театральным проездом, Неглинной, Пушечной и Рождественкой. Упоминается в летописи под 1488 и 1500 гг. (ПСРЛ, VI, 46, 53; VIII, 240, 249). Планы-чертежи Москвы XVII в. позволяют вполне точно определить местоположение пушечного двора (Сытин, ПД).
18. Дворы псковичей (ул. Дзержинского, б. Лубянка). У
Владимирского летописца под
19. Дворовое место Адриана Ярлыка (Лубянский проезд). Известно по
духовной Адриана Ярлыка — старца Симонова монастыря
20. Дворовое место Адриана Ярлыка (Спасоглинищевский пер.). В своей духовной Адриан Ярлык писал: «А загородскый свой двор у святого Спаса на Глинищах, свою куплю, и с огородом, а то дал есми Фролу Яковлю и его жене и его детям» (АЮБ, I, 553).
21. Великокняжеский загородный двор (Хохловский пер.). Известен по
духовной грамоте кн. Василия Дмитровича
22. Дом ростовских архиепископов (Ростовские переулки и набережная).
Упоминаются под
23. Перевоз (Саввинская наб.). Упоминается в
обводной XV в. (1410—1431 гг.; АЮБ, II, 563) и в летописи под
24. Государев сад (Садовническая наб.). «Того же лета (1495) князь велики повеле сносити церкви и дворы за рекою Москвой против города, и повеле на тех местех чинити сад» (ПСРЛ, VI, 39; VIII, 230). Государев сад обозначен на планах Москвы XVII в.
25. Дворовое место Ив. Юр. Патрикеева
(Ордынка).
Упоминается в духовной Патрикеева
26. Новый мост (через Москву-реку, против Пятницкой
ул.). Упоминается в духовной Ив. Юр. Патрикеева
27. Плотина (каменная) на устье
Неглинки была
сооружена в
28. Плотина у Боровицкого моста. Боровицкий мост упоминается в
духовной Ив. Юр. Патрикеева (СГГ и Д, I, 337). В
29. Мост и плотина у Ризположенской
стрельницы. Под
30. Мельница ни р. Неглинке (пл. Революции). В летописи
указывается, что в
стр.116
«князь великий Василий Иванович пруды копал и мельницу каменну доспел на Неглинке» (ПСРЛ, III, 198).
31. Петровский мост (через р. Неглинку, против Пушечного
двора). Упоминается в летописи под
32. Ров. В
33. Земляной вал со рвом. Название ц. «Бориса и Глеба на Москве
на рве», монастырь «Рожества на рве» (1389), монастырь «Вознесения Христова,
што был надо рвом» говорят о том, что, вероятно, уже во второй половине XIV в.
московский посад был защищен с сев.-зап. стороны земляным валом со рвом. Эта
линия укреплений находилась между речками Черторыем и Рачкой, служившими
естественными оборонительными рубежами. Летописное описание пожара
34. Пристанище (устье Яузы). Из духовной грамоты
вдовы кн. Владимира Андреевича Серпуховского (1452) известно, что пристань
находилась в устье Яузы: «да дала есми тому же монастырю... мельницу на усть
Яузы, да туто же на пристанищы место Доронькино холопье...» (СГГ и Д, I, 190).
Остатки причала были обнаружены в
35. Мельница на устье Яузы. Известна по духовной кн. Владимира
Серпуховского
36. Одрины (амбары, устье Яузы). Одрины,
принадлежавшие вдове кн. Владимира Андреевича Серпуховского, находились близ
пристанища. Они упоминаются в духовной вдовы кн.
37. Доронькино место холопье (устье Яузы). Находилось близ
пристанища, вероятно, на правом берегу Яузы, так как левый берег реки был занят
поселением гончаров, которое граничило со владениями кн. Патрикеева.
Упоминается в духовной вдовы кн. Серпуховского
38. Мельница на Яузе (близ с. Воронцова). Упоминается в духовной кн. Ивана III 1504г.: «да ему ж даю селцо Воронцовское на Яузе, где мой двор... и с мельницами, как было при мне» (СГГ и Д, I, 390). Мельницы, повидимому, были мукомольные.
III. МОНАСТЫРИ
I. Богоявленский (Куйбышевский пер., б.
Богоявленский). Богоявленский монастырь относится к древнейшим в Москве.
Впервые упоминается в летописи под
II. «Никола Старый» (ул. 25-го Октября, б.
Никольская). О времени возникновения монастыря точных данных нет. Первое
упоминание относится к
III. Ильи за Торгом (ул. Куйбышева, б. Ильинка).
Время основания монастыря неизвестно. Впервые упоминается во Владимирском
летописце под
IV. Воскресенский (ул. Горького, б. Тверская). Известен
с
V. Петровский (Петровские ворота). Очевидно, возник
в княжение Дмитрия Донского, так как под
стр.117
Петровского игумена, что за
Неглинною» (АЮБ, II, 338); также и в грамоте Ивана III на сельцо Сущевское
VI. Рождественский (ул. Жданова, б. Рождественка).
Основан матерью кн. Владимира Андреевича Серпуховского — героя Куликовской
битвы. В летописи упоминается впервые под
VII. Вознесенский (между ул. Дзержинского и Жданова). Упоминается в первый раз в духовной грамоте Дмитрия Ивановича -племянника вел. кн. Василия III (около 1509г.): «а што на Москве монастыри девичи, Вознесение Христово да Рождество пречистые што были надо рвом» (СГГ и Д, I, 405). Этот монастырь был в XVII в. еще известен под названием «Варсанофьевского» (Кондратьев, 355). Основание монастыря приписывают Варсонофии, которая, по преданию, была матерью московского митрополита Филиппа.
VIII. Сретения пречистые богородицы (Сретенские ворота). Упоминается в
летописи под
IX. Златоустов (Б. Комсомольский пер., б.
Златоустовский). Впервые упоминается под
X. Новинский (ул. Чайковского, б. Новинский бульвар и Новинские переулки). Монастырь «Введение Святей Богородицы на Присну» был основан митрополитом Фотием в первой четверти XV в. (1410—1431 гг.) (АЮБ, II, 563). Монастырь упоминается в купчих XV в. (АЮБ, I, 494, II, 337) и в духовной Адриана Ярлыка (АЮБ, I, 554)
XI. Алексеевский (Зачатьевские пер. на ул. Метростроя,
б. Остоженка). По преданию, монастырь был основав митрополитом Алексеем (вторая
половина XIV в.). Первое летописное известие относится лишь к
XII. Рождество пречистые на Голутвине (Голутвинские пер. на Якиманке). Упоминается в духовной Ивана III (1504): «А сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободку Колычевскую, да монастырь Рождество пречистые на Голутвине» (СГГ и Д, I, 394).
XIII. Иоанн Предтечи «Иже под бором» (Пятницкая уж, Черниговский пер.).
Упоминается под
XIV. Козьмы и Дамьяна (ул. Володарского, б. Гончарная).
Упоминается в грамоте Ив. Юр. Патрикеева конца XV в. (около
XV. Спас-Чигасов (Спасочигасовский пер.). Упоминается
под
XVI. Покрова в садех (Лыщиков пер., близ Берниковской
наб.). Упоминается в летописи под
стр.118
Ивана III (СГГ и Д, I, 390). В начале XVII в. монастырь был уже упразднен; оставалась лишь приходская ц. Покрова богородицы, «что словет на Лыщикове»; последняя расположена была несколько в стороне от бывшего монастыря.
XVII. Андронъев (Андроников) (Андроньевские ул. и наб.). Монастырь
был основан во второй половине XIV в. Андроником, учеником Сергия Радонежского,
«также благословением святого и испрошением его Алексея митрополита». Последний
построил монастырь в память своего благополучного прибытия из Константинополя
(ПСРЛ, XI, 31—32; VI, 122). С начала XV в. монастырь неоднократно встречается
на страницах летописи, а также упоминается в грамоте Адриана Ярлыка
XVIII. «Спас новый» (Новоспасские проезды и тупик). В
XIX. Успения богородицы на Крутицах (ул. Арбатец и Арбатецкие переулки
близ Крестьянской заставы). Впервые упоминается в духовной вел. кв. Ивана
Ивановича 1356г.: «а ис тамги ис Коломеньское четвертую часть дал есмь к святей
Богородици на Крутицю собе в память» (СГГ и Д, I, 43). Под
XX. Рождественский на старом Симонове
(Ленинская слобода).
Летопись упоминает, что племянник Сергия Радонежского и духовник вел. кн.
Дмитрия Ивановича, Федор, «обретоша место Симоново и благословением
митрополичим созда церковь во имя Рожества святыя Богородицы» (ПСРЛ, VI, 122).
При церкви был основан монастырь. Около
XXI. Симонов (Симоновская набережная и вал). В
XXII. Новодевичий (Новодевичья наб., Новодевичьи
переулки). Основан в
XXIII. Саввин (Саввинская наб. и Саввинские
переулки). Время основания монастыря неизвестно. Он упоминается в
IV. ЦЕРКВИ
1. Вознесение на рву (Красная пл.). Упоминается под 1472 и 1477 гг. (ПСРЛ, XII, 148, 169). В конце XV в. церковь перестала существовать. Считают, что она могла быть снесена в связи с постройкой кремлевских стен 1485—1495 гг. (Ук. МЗ, № 69).
2. Воскресение христово на рву (Красная пл.) Упоминается под
3. Троицы (старая, близ ул. 25-го Октября, б.
Никольской). Время основания неизвестно. Впервые упоминается в
4. Иоанна Богослова (Китайский проезд). Время основания
неизвестно, но из описания пожара
5. Николы «иже у великого креста» (ул. Куйбышева, б. Ильинка). Церковь упоминается в Степенной книге: «в том же преименитом великом граде Москве... бе некий пресвитер, именем Костянтин, служаще
стр.119
у святого Николы вне града, нарицаемый иже у великого креста» (ПСРЛ, XXI, 372). Из этого можно заключить, что церковь существовала еще до постройки стен Китай-Города 1534—1538 гг.
6. Воскресение христово на Дмитриевской
ул. (ул. Куйбышева,
б. Ильинка). В летописи упоминается под
7. Дмитрия Солунского (ул. Куйбышева, б. Ильинка). Несмотря
на отсутствие летописных данных, можно предположить, что в
8. Введения богородицы (Рыбный пер.). Впервые упоминается в
летописи под
9. Евпатий святой (Ипатьевский пер.). Упоминается под
10. Варвары (ул. Разина, б. Варварка). В
11. Бориса и Глеба (ул. Разина, б. Варварка). Впервые
упоминается под
12. Иоанн на пяти улицах (ул. Разина, б. Варварка).
Упоминается под
13. Спаса (Москворецкая ул.). Во Владимирском
летописце под
14. Благовещения на болоте (Москворецкая ул.). Упоминается в
15. Николая Мокрого (Мокринский пер.). Упоминается в
летописи под
стр.120
16. Богородицы зачатия на Востром
конце (Кривой пер.).
О времени первоначального построения церкви летописи ничего не говорят. Впервые
упоминается под
17. Козьмы и Дамьяна (Кривой пер.). Находилась на Востром
конце «в углу», вблизи ц. Зачатия. Упоминается в летописи под
18. Воздвижения на Востром конци (Москворецкая наб.). Впервые
упоминается в летописи под
19. Св. духа (Кропоткинские ворота, б.
Пречистенские). Упоминается в летописи под
20. Св. Параскевы и мученицы
Параскевы Пятницы (Б.
Знаменский пер.). Построена при вел. кн. Василии III в
21. Всех святых в Чертолье (Кропоткинская наб.). В летописи
церковь упоминается в
22. Николы за Неглинной (близ Каменного моста). Упоминается
под
23. Благовещания богородицы на Старом
Ваганькове (ул.
Маркса и Энгельса, б. Староваганьковский пер.). В
24. Усекновения главы Иоанна предтечи
на Старом Ваганькове (ул.
Маркса и Энгельса, б. Староваганьковский пер.). Поставлена вел. кн. Василием по
обету в
25. Семеновская (Манежная пл.). Упоминается в
духовной Ив. Юр. Патрикеева 1498г. (СГГ и Д, I, 337). Под
26. Рождества пречистые (ул. Фрунзе, б. Знаменка). Упоминается в духовной кн. Ив. Юр. Патрикеева (СГГ и Д, I, 337). Вероятно, находилась там, где в XVII в. стояла ц. «Пречистые богородицы, что на Знаменке».
27. Бориса и Глеба (Арбатские ворота). Под
28. «Благовещения святей богородицы
на Старом Хлынове» (близ
Никитских ворот). Упоминается лишь во Владимирском летописце под
29. Леонтия чудотворца Ростовского («За Неглимною», ул. Белинского, б.
Долгоруковский пер.). По данным Воскресенской и II Софийской летописей, церковь
заложена в
стр.121
следует признать более достоверной. Церковь была сооружена Алевизом.
30. Успения пречистой богородицы (ул. Огарева, б. Газетный пер.). Под
31. Феодосия (ул. Горького, б. Тверская).
Упоминается только в грамоте Ивана III на сельцо Сущевское (
32. Василия (ул. Горького, б. Тверская).
Упоминается в грамоте вел. кн. Ивана III на сельцо Сущевское (
33. Георгия (Пушкинская ул., б. Б. Дмитровка).
Впервые упоминается в
34. Параскевы Пятницы (Охотный ряд). В патриарших окладных книгах церковь обозначена «у старых Поль» (М. д. И. М., I, 460); основываясь на этом, считают, что она была построена тогда, когда здесь начинались места незастроенные, т. е. не позднее XV в. (Ук. МЗ, № 54).
35. Анастасии узорешительницы (Охотный ряд). Возникновение церкви
относят также к XV в. в связи с тем, что в ружной книге
36. Рождества богородицы (Петровка, угол Столешникова пер.).
Летописных данных об этой церкви нет. В грамоте вел. кн. Ивана III на сельцо Сущевское
(
37. Богородицы Введения во храм (ул. Дзержинского, б. Лубянка).
Упоминается среди других каменных церквей, заложенных при Василии III в
38. Гребневская (ул. Кирова, б. Мясницкая). В летописях не упоминается. В «ИИвЦ» (45) о ней сказано: «Вместе с приделами построена в 6980 (1472) году великим князем Иоанном Васильевичем, при шествии его в Новгород». Церковь первоначально была деревянная и называлась «Успение на бору». Гребневской она стала называться по иконе Гребневской божией матери, поставленной по возвращении вел. кн. из Новгорода.
39. Георгия (Лубянский проезд). Упоминается в
духовной старца Симонова монастыря Адриана Ярлыка
40. Симеона Дивногорца (Маросейка). Построена в
41. Покрова в садех (Маросейка). Упоминается в летописи
под
42. Спаса Преображения, что на
Глинищах (Б.
Спасо-Глинищевский пер.). Упоминается под
стр.122
«Преображения Господня на Глинищах» (ДАИ, IX, 323).
43. Всех Святых на Кулишках (Солянка). Точных данных о времени первоначального построения церкви нет. Предполагают, что она была заложена в честь Куликовской битвы при вел. кн. Дмитрии Ивановиче (ИИвЦ, 38; МИП, III, 236). В летописи церковь упоминается под 1488 и 1493 гг. в связи с пожарами (ПСРЛ, VI, 238; VIII, 217, 277).
44. Пятницы (Солянка). Упоминается в духовной
Адриана Ярлыка
45. Андрея Критского (близ Солянки, на территории Дворца
труда, б. Воспитательного дома). Впервые упоминается в
46. Николы в Подкопаеве (Подкопаевский пер.). Под
47. Владимира в садах (Хохловский пер.) Впервые упоминается
в духовной вел. кн. Василия I в
48. Благовещения на Козьей Бороде (Сивцев-Вражек). Урочище «Козья
Борода» находилось в районе Сивцева-Вражка, и церковь, очевидно, стояла на том
месте, где впоследствии была ц. Благовещения на Сивцевом-Вражке. Упоминается в
летописи под
49. Благовещения на Дорогомилове (в Ростовских переулках). Церковь
каменная была построена в
50. Николы «зовомая Борисова», или ц. «Никола на песку»
(Берсеневская наб.). Под
51. Иоакима и Анны (Б. Якиманка) Упоминается в летописи
под
52. Петра и Павла (Б. Якиманка). Летописных сведений о церкви нет. По предположению И. Е. Забелина, церковь была построена в начале XIV в. отцом московского тысяцкого Алексея Петровича Хвоста, который назвал ее «по своему тезоименитству» (ИМ, II, 15). В ружных книгах в Замоскворечье значится ц. «Петра Святого в Холстове» (ДАИ, IX, 333: М. д. И. М., II, 405). По писцовым книгам 1631—1632 гг.— Петра и Павла в «старом Хвостове». Село Хвостовское упоминается в княжеских духовных XIV — XV вв. (СГГ и Д, I, 80, 207).
53. Воскресения Христова (Кадашевский пер.). Упоминается в
духовной грамоте кн. Ив. Юр. Патрикеева: «...да мои же места за рекой за лугом
у Въскресения об улицу» (СГГ и Д, I, 337). В строельной книге 1657г. и в ружной
54. Софии (Софийская наб.). В летописи
упоминается, что церковь сгорела во время пожара
55. Никиты (ул. Володарского, б. Вшивая горка) . Время основания неизвестно. В лето-
стр.123
писи Никита святой «иже за Яузой» впервые
упоминается под
56. Богородицы Благовещения в
Воронцове (ул.
Обуха, б. Воронцово тюле). Каменная церковь в Воронцове — великокняжеском
подмосковном селе — была заложена в
57. «Илья под сосенками» (Подсосенский пер.). Упоминается под
58. Сретения пречистые богородицы (ул. Маркса, б. Старая Басманная).
Деревянная церковь была заложена в
ЛИТЕРАТУРА
Акты Археографической экспедиции, т. I. СПб., 1838 (ААЭ).
Акты, до юридического быта относящиеся, т. I—III. СПб., 1857—1884 (АЮБ).
Акты исторические, т. I. СПб., 1837 (АИ).
Александровский М. И. Указатель древних церквей и местности Ивановского сорока. М., 1917 (УДЦ). Александровский М. И. Указатель московских зданий. Рукопись, Отд. архитектурной графики ГИМ. (Ук. МЗ).
Архитектурные памятники Москвы XV—XVII вв. М., 1947.
Астраков В. И. Гидрографический очерк реки Москвы. М., 1879.
Атлас к описанию устройства канализации города Москвы. Изд. Моск. гор. управления, 1909.
Бартенев С. П. Московский кремль в старину и теперь. М., 1913.
Библиотека иностранных писателей о России, т. I. СПб., 1836.
Богоявленский С. К. Московские слободы и сотни XVII в. Сб. «Московский край в его прошлом», ч. 2, 1930 (СБ).
Гастев М. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. М., 1841.
Герберштейн С. Записки о Московитских делах. СПб., 1908 (Герберштейн). Годуновский чертеж Москвы начала XVII в.
Гольденберг П. Как росла Москва. Строительство Москвы, 1936. № 18.
Гольденберг П. Планы старой Москвы. Архитектура СССР, 1940, № 4.
Гольденберг П. и Гольденберг Б. Планировка жилого квартала Москвы XVII, XVIII и XIX вв. М.—Л., 1935.
Гольденберг П. Старая Москва. М., 1947.
Горихвостов. Генеральный план императорского столичного города Москвы. 1767.
Даньшин Б. М. и Головина Е. В. Москва. Геологическое строение. М., 1934.
Дик Н. Е. и Соловьев А. И. Рельеф и геологическое строение. Сб. «Природа города Москвы и Подмосковья», М., 1947.
Дополнения к актам историческим, т. IX (ДАИ).
Забелин И. Е. История гор. Москвы, ч. I. 1905.
Забелин И. Е. История гор. Москвы,, ч. 2. «Посад».
Архив ГИМ (ИМ).
Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории, ч. 1 - 2, 1873 (ЗО).
Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы, ч. I—II, 1891 (М. д. И. М.).
Здановский И. А. Каталог рек и озер Московской губ. М., 1926
Зерцалов А. Н. План XVII в.
части Москвы.-Чтения в Об-ве истории и древностей российских, кн.
Исторические записки. Изд. АН СССР (ИЗ).
Историческое известие о всех церквах столичного города Москвы. М., 1796 (ИИвЦ).
Ключевский. Сказания иностранцев о Московском государстве. Пг., 1918 (Ключевский).
Колосовский А. План Москвы XVII и XVIII ст., М., 1885.
Коробков Н. М. Метро и прошлое Москвы. М., 1938.
Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893 (Кондратьев).
Лущихин Н. Н. Гидрографическая сеть. Сб. «Природа города Москвы и Подмосковья». М., 1947.
Лущихин Н. Н Древняя гидрография Москвы и ее культурный слой. Сб. «Геология в реконструкции Москвы», М.—Л., 1938.
Материалы и исследования по
археологии Москвы, т. I. Под ред. Арциховского. МИА СССР, вып.
Мартынов А. А. Названия Московских улиц. М. 1888.
Мартынов А. А. и Снегирев И. Москва. Подробное историческое и археологическое описание Москвы, т. I—II, 1865 (ММ).
Миллер П. Н. и Сытин П. В. Происхождение названий улиц, переулков и площадей гор. Москвы. М.. 1938.
Москва, или исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского, тт. I—IV. М., 1827—1831 (МИП).
Москва. Путеводитель под ред. Звягинцева, Ковалевского, Сергеева, Сивкова. М., 1915.
Нивелирный план Москвы, составленный Семеновым и Рашковым, 1878—1879 гг.
Нивелирный план гор. Москвы. Изд. Моск. гор. Думы, 1912.
Нестерук Ф. Я. Гидротехническое прошлое великого города. М., 1947.
Очерки гидрогеологии и инженерной геологии Москвы и ее окрестностей. М., 1947.
Пассек В. Историческое описание московского Симонова монастыря. М., 1843 (Пассек).
Петров чертеж Москвы начала XVII в.
стр.124
Петунников А. И. Пути сообщения в гор. Москве. М., 1915.
План Москвы XVII в. Изд. Главмузея, 1920.
План Москвы, 1805.
План столичного гор. Москвы, составленный Иваном Мичуриным, 1739.
Полежаев Б. Историческое и топографическое описание первопрестольного града Москвы с приобщением генерального и частного ее планов. М., 1796.
Полное собрание русских летописей. Изд. Археограф. комиссии (ПСРЛ).
По Москве. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям. Под ред. Н. А. Гейнике. М., 1917.
По трассе I очереди Московского метрополитена им. Л. М. Кагановича. М., 1936.
Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. М., 1792.
Путеводитель по Москве. Под ред. Машкова. М., 1913.
Русская историческая библиотека, т. III (РИБ).
Рудольф. Москва с топографическим указанием всей ее местности. М., 1848 (Рудольф).
Скворцов В. А. Археология и топография Москвы. М., 1913 (Скворцов).
Снегирев В. Л. Аристотель Фиораванти и перестройка Московского кремля. М., 1935.
Снегирев В. Л. Москва на страже родины. М., 1947.
Собрание государственных грамот и договоров, т. I. 1813 (СГГ и Д).
Сытин П. В. Прошлое Москвы в названиях улиц. М., 1946 (Сытин. Прошлое Москвы).
Сытин П. В. Пути и средства сообщения гор. Москвы. М., 1928.
Сытин П. В. Пушечный двор в Москве в XV— XIX вв. Московский краевед, 1929, вып. 2 (Сытин. ПД).
Тихомиров М. Н. Древняя Москва. М., 1947.
Тихомиров М. Н. Из Владимирского летописца. Исторические записки, т. XV (ИЗ).
Тихомиров М. Н. Начало Москвы. Преподавание истории в школе, 1946, № 2.
Тихомиров М. Н. Летописные памятники бывшего Синодального Патриаршего собрания. Исторические записки, т. XIII (ИЗ).
Токмаков. Сборник исторических материалов о Китайской стене в Москве. М., 1894 (Токмаков).
Указатель церквей и часовен Китай-Города. М., 1916.
Хавский П. Древность Москвы, или указатель источников ее топографии и истории. М., 1854.
Хотев А. Атлас столичного города Москвы. 1852— 1853.
Сноски
-------------------------
стр.106
1 Московский край в его прошлом, ч.
-------------------------
стр.107
2 ПСРЛ, т. VIII. стр. 217.
3 ИМ, ч. 2, стр. 10.
4 Там же, стр. 3.
5 ПСРЛ, т. VIII, стр. 154.
-------------------------
стр.108
6 ПСРЛ, т. VIII, стр. 60, 144; СГГиД, т. I, стр. 405. 7 ПСРЛ, т. VIII,
стр. 226. 8 ПСРЛ, т. XII, стр. 148.
9 ПСРЛ, т. VI, стр. 238.
10Названия улиц Ильинка и Никольская относятся к середине XVI в. В
XV в. они именовались Дмитриевской и Устретенской.
11 ИМ, ч. 2, стр. 1—2.
12 Название «паны» применялось в Москве по отношению к полякам, а
также к выходцам из Литовского великого княжества. М. Н. Тихомиров.
Древняя Москва. 1947, стр. 173.
13 СГГиД, т. I, стр. 397.
14 Герберштейн. Записки о московитских делах, стр. 94.
-------------------------
стр.115
15 Вымля — выдающаяся часть уличных построек (3, 207).
Иллюстрации
Схематический план Москвы и ее ближайших окрестностей в XV и начале XVI вв.
Арабские и римские цифры при значках - номера по списку, помещенному в тексте;
под буквами - названия улиц в Китай-городе
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский