РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Гаврилов С.А. Иконостас церкви Вознесения в Коломенском (на основе исторической справки 1996 г. в редакции 2010 г.). Все права сохранены.
С.А. Гаврилов
ИКОНОСТАС ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ
(на основе исторической справки 1996 г.1 в редакции 2010 г.)
Церковь Вознесения в Коломенском - исключительное явление в русской истории искусства. Здесь впервые появились многие архитектурные новшества, давшие русской архитектуре несколько направлений. По поводу церкви летописец сказал очень точно: "..«такой не бывало прежде сего на Руси..."2 Вероятно, сказанное имеет прямое отношение не только к архитектурному сооружению, но и к облику первоначального иконостаса.
После завершения строительства церкви в конце 7040 года /август 1532г,/ храм освящен митрополитом Даниилом 3 сентября 7041 /т.е. того же 1532/ года. Построенную в своем селе и на свои деньги церковь "князь же великий Василей Иоаннович, Государь Всеа Русии взлюби ю и украси всякою добротою, якоже достоит святей Божии церкви, честными и святыми сосуды и святыми владычными образами Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пресвятой царицы Девы Богородица Мариа, Матере того самого Христа, Царя и Бога нашего и святых, ему угождавших, обложенными златом и серебром и камением драгим3.
По этому единственному источнику составить представление о первоначальном иконостасе невозможно, ведь даже престольная икона Вознесения Господня в источнике не упоминается. На Миниатюре из Лицевого свода Никоновской летописи изображение икон церкви Вознесения очень схематично. На нем мы видим Иисуса Христа /по надписи, а по одеянию это скорее Николай Чудотворец/ с предстоящими Марией и Иоанном Предтечей, напоминающим более молодого Георгия, чем Иоанна. Сами летописные записи были сделаны во второй половине XVIв, а лицевой свод составлялся в 70-е гг. XVIв, поэтому не являются первоисточниками по истории церкви. 4
Целенаправленного исследования иконостаса в натуре не проводилось. По наличию некоторых признаков, следы, обнаруженные при исследовании пола5, можно отнести к иконостасу XVIв. Сами фрагменты пола, сохранившиеся при ремонтах благодаря тому, что находились под алтарной преградой, отнесены мной ко второму - послепожарному периоду существования храма, поэтому по первоначальному иконостасу не могут дать никакой информации.
В это время довольно широко были распространены низкие иконостасы в один – два яруса, не считая местного чина, еще не сложившегося в регулярный ярус.
Причина использования низких иконостасов в это время, мне думается, была уже более экономическая, чем религиозно-эстетическая. Службу начинали не имея еще в наличии полного состава икон. По мере постепенного накопления /или поступления вкладов/ средств устанавливали дополнительные тябла с новыми регистрами икон6. Однако, церковь Вознесения, как уже отмечалось, находилась в исключительном положении. Только одно могло помешать установить в церкви высокий иконостас7 - отсутствие необходимого времени, а это означало лишь некоторую относительно небольшую возможную задержку установки верхних ярусов.
Как должен был выглядеть иконостас XVI века церкви Вознесения? Он должен был быть симметричным относительно выраженной оси. Средняя часть иконостаса должна была выделяться из общего поля и, объединяя отдельные ярусы воедино, возвышаться над боковыми частями. Иконостас был тябловый. При этом конструкция его могла быть автономной, с креплением на приставных деревянных стойках, что позволило бы обойтись без врубки в стены8. Количество икон в разных ярусах должно было выравниваться, а изображения разных ярусов должны были образовывать вертикальные оси, т.к. иконостас и кристаллическая структура интерьера храма должны были составить единое целое.
Всем этим требованиям удовлетворяет иконостас церкви Вознесения, описанный в 1740, 1742 годах.9
Местные иконы в XVI веке еще только формируются в единый ряд, но иконы верхних радов иконостаса ц. Вознесения все имеют одну ширину - 1 аршин, за исключением средников, которые в три раза шире и икон праздничного чина, которые в полтора раза шире. Таким образом, все ярусы иконостаса занимают место от двери до двери. Деисусный (апостольский), пророческий и праотеческий ярусы - по девять икон с каждой стороны от средника10. Праздничный ярус, расположенный между деисусным и пророческим, в основном поле вмещал четырнадцать икон. Всего же было 22 иконы с "Праздниками" и 8 икон располагались над северной и южной дверями. Но там они могли располагаться только в два ряда по 2 иконы, Выше основного дополнительный ряд не мог идти, т.к. сразу от этого места начинается подоконник. Ниже основного ряда расположены слуховые окна, выходящие на фасадах в тимпанах порталов. Дверные перемычки уже первоначально были понижены на 50-55см., т.к., вероятно, опущенный ниже перемычек дополнительный ряд праздничных икон перерезал первоначально повышенные арки входов.11
Иконостас был установлен так, что к боковым частям иконостаса, находившимся в северном и южном притворах, нельзя было подойти из алтаря, т.к. они стояли вплотную к восточным стенам притворов и, следовательно, можно было вынуть и поставить, либо спереди, либо двигая по пазам тябел к середине /от середины/.12 Такая установка несовместима с разделительными столбиками. Можно предположить тонкие нащельники на стыках икон, но и они не должны касаться лицевой поверхности иконных досок, чтобы не оцарапать ликов при передвижке икон. С установкой икон спереди нащельники также не совмещаются.
В описи 1742г.13 перечислены без указания мест иконы местного яруса: 1. Вознесения Христова14; 2. Подле того образа, образ Всем Скорбящим Радость; 3. Царские двери с сенью15 на царских дверях шесть мест... четыре Евангелиста, образ Пресвятые Богородицы, образ Архангела Гавриила16; 4. Образ Воскресения Христова с праздниками створчатый; 5. Образ новый неокладной Живоначальныя Троицы, при оном образе предстоящие: Николай Чудотворец, Илья Пророк, Священномученик Власий; 6.Образ Священномученика Модеста; 7. Образ Пресвятые Богородицы Одигитрии /Смоленской/; 8 «Возле того образа Николая Чудотворца в житии. При оных образах 4 лампады большие, 4-ж маленькие... Образ запрестольный Пресвятыя Богородицы... на том же образе позади, образ Николая Чудотворца; 9. Северные и южные двери написаны вновь архидиаконов Стефана и Лаврентия мерою по три аршина, шириною I аршин с четвертью.
Между царскими и боковыми дверями
устанавливаются по две такие иконы, как образ Богородицы Одигитрии /2x1,5
аршина/. Можно предположить, что расположенные по другую сторону царских врат
иконы Вознесения и неизвестный образ, вместо которого стояла поздняя икона
"Всем Скорбящим Радость", имели такие же размеры 2x1,5 аршина. Были
ли первоначально заполнены местными иконами восточные стены притворов
неизвестно» но в пользу икон говорит, во-первых, конструкция иконостаса17,
а во-вторых, не до конца стесанные узкие пилястры на восточных стенах
притворов, которые готовились при стеске закрыть.
Каменной алтарной преграды в церкви Вознесения не было, но, вероятно, пояс
полотенец мог быть также написанным на досках.
О каких-то четырех очень узких досках для написания икон говорит опись ветхостей 1749г.18 По размерам досок /длиною по два аршина по 3 четверти и шириной 9 вершков/ они не могли использоваться в верхних ярусах - это какие-то докомпоновочные, боковые /верхние, нижние/ доски, самое большее, могли быть использованы только в местном ряду.
Когда на боковых дверях появились образа архидиаконов неизвестно19, но даже случайное совпадение образа архидиакона Стефана /патрона семьи Глинских/ с постройкой в доме великого князя, супругой которого была Елена Глинская, предостерегает от резких отрицательных заключений. Мог ли местный ярус церкви Вознесения уже в XVIв. быть одномасштабным с верхними ярусами? Вполне, т.к. ширина всех местных икон может быть выдержанной в 1,5 аршина, т.е. равной ширине икон праздничного яруса. Между дверями по две иконы и между боковыми дверями и краями иконостаса по три таких же иконы. В архитектуре церкви Вознесения заложена очень четкая и строгая система пропорций, и эта система диктовала условия создателям иконостаса; даже, если в его создании архитектор участия не принимал.
Высота второго - деисусного ряда - 3 аршина, высота праздничного - 1,5 аршина; высота следующего - пророческого -3,5 аршина; и высота завершающего - праотеческого - три четверти аршина* Пропорции икон пророческого ряда таковы, что этот ряд не мог быть завершающим. Праотеческий ряд задуман вместе с пророческим - является его завершением и завершением всего иконостаса.
Осевая часть иконостаса выделена. Над резными золочеными царскими вратами с сенью "Спас" в деисусном чине, образ "Печерской Богородицы" в пророческом ряду и в завершении / в праотеческом ряду/ "Спас Нерукотворный", высотой равный ширине /3 аршина/. Между деисусным и пророческим рядами, точно соответствуя по ширине среднику, расположены две средние иконы праздничного ряда. Ни одна икона, кроме средних, в верхних ярусах не названа, но, безусловно, по аналогии с другими храмами, в деисусном слева располагались: иконы "Марии", "Архангела Михаила", "Апостола Петра", "Иоанна Богослова", "Василия Великого", "Григория Богослова", "Георгия" и, вполне вероятно, "Симеона - Столпника" и "Леонтия Ростовского".
Справа располагались иконы: "Иоанна Предтечи", "Архангела Гавриила", "Апостола Павла", "Андрея Первозванного", "Иоанна Златоуста", "Николая Чудотворца", "Дмитрия Солунского", и, возможно, "Даниила - Столпника" и "Никиты - Столпника".
В пророческом ряду слева от иконы "Богородицы" иконы "Давида", "Даниила", "Иеремии", "Исайи", "Сафонии", "Аввакума", "Ионы", "Осии", "Варуха".
Справа - иконы: "Соломона", "Аарона", Гедеона", Иезекииля", "Иакова", "Захарии", "Малахии", "Иоиля", "Иессея".
По аналогии, в праотеческом ряду были
иконы Адама, Ноя, Сима, и другие. Также в праздничном ряду были основные иконы,
встречающиеся на других памятниках: "Благовещения", "Рождество
Христово", "Сретение", "Крещение",
"Преображение", "Воскресение Лазаря",..
"Распятие", "Сошествие во ад", "Вознесение",
"Сошествие Святого Духа", "Успение Богородицы" и др.
Возможно, были иконы "Покрова", "Рождества Богородицы" и
"Рождества Иоанна Предтечи".
До второй половины XVIIв. нет никакой информации о церкви.
В мае 1669г. готовятся к приезду в.кн. Алексея Алексеевича20. 25 июля 1675т, Алексей Михайлович слушал литургию в церкви Вознесения21, в 1677 делают ризы, т.е. скорее всего, ремонта в это время не было22.
В 1684г. 9 июня по указу великих государей послан иконописец Федор Евтифеев "с товарищи" для осмотра и починки стенного живописного письма23 31 июня того же года велено иконописцу Ивану Масюкову стенное письмо и иконы починить заново. Однако, судя по объему пигментов из сметной росписи иконописца Егора Зиновьева24, объем стенного писания был очень незначителен, но по количеству кистей /500 штук/ артель могла быть большой - для сокращения срока ремонта. С I по 13 июля чинили образа и в двух поясах пророков и праотцев 30 икон выолифили. 6 октября того же года велено жалованному иконописцу Ивану Масюкову ...починить местные образа. Для ремонта потребовались 30 яиц, олифы четверть ведра и вохры 2 фунта25
По выписке26 приступившего к исполнению обязанностей управителя поручика Андрея Хитрово 1740г. известно; "да в тех же церквах образы местные, царские и северные двери /южные не •упоминаются, вероятно, акцент сделан на иконостас Георгиевской церкви и над царскими дверьми двенадесятые праздники, апостолы, праотцы поставлены по иконостасному, все полиняли и лики на них познать не можно27.
В декабре 1741г. архитектор Иван Мичурин описывает иконостас: "...в соборной церкви Вознесения... у иконостаса вышиною 4 саж., шириною 7 саж., оный ветх... в трех ярусах 55 образов разных мер... весьма облиняли28."
По доношению священников церкви Петра
и Павла Ильиных состояние иконостаса весьма ветхое: "Иконостас древнего
строения в тяблах весьма уж ветх и опасно, что от падения из оного святых
образов не учинилось нам и приходящему народу убивства..."29 В
указе говорится: "иконостас с царскими дверьми и с иконами и нотные четыре
книжицы стихеры Усекн. главы Иоанна Предтечи /трезвон Рождеству И.Предтечи - из
пожитков Платона Мусина-Пушкина/ в помянутых Вознесенскую церковь отпустить и
отдать священникам по описи с роспискою".
Однако из материалов передачи икон видно, что, во-первых, многие из
передаваемых икон находятся в неудовлетворительном состоянии. Во-вторых, были
переданы, в основном, иконы значительно более мелкие, чем нужны были в иконостасе
коломенской церкви. Привезенные иконы были размещены на стенах в алтаре, на
аналое… Привезены были только три иконы из деисусного чина, но в целом иконостас
остался в прежнем виде. Вывод В. Суздалева о возможном монтаже привезенного
иконостаса совершенно не обоснован. В рапорте о выдаче икон и материалов с
сытного дворца, где хранился иконостас Мусина-Пушкина, в Вознесенскую
коломенскую церковь от октября 1745г. иконостас вообще не упоминается30.
По реестру также были выданы только иконы: 36 шестилистовых в окладах, в том
числе: Знамение Богородицы в венце, длиною в аршин и восемь образов малых
весьма ветхие. Позицию В. Е. Суздалева о переносе иконостаса в 1745 году
разделяет Т. В. Левина: «В измененном переделками виде, иконостас
Мусина-Пушкина просуществовал в церкви Вознесения до 1811г., когда был заменен
на другой, тоже старый иконостас, перенесенный из церкви Воскресения Словущего
в Кремлевском дворце» Т. Левина приводит прошение священника Вознесенской
церкви П.И.Кроткова 1856г., в котором тот говорит: «В нашей дворцовой
Вознесенской церкви св. иконостас, перенесенный в оную, уже старым из Дворцовой
кремлевской церкви Воскресения Словуцкого еще до 1812г., пришел в настоящее
время в совершенную негодность и даже угрожает падением»31... Но
документ не является первоисточником. Важным свидетельством, что никаких
серьезных работ по иконостасу в 1745 году не было, служит распорядительный документ
от действительного статского советника главной дворцовой канцелярии Маслова от
10 мая 1749г32. В нем говорится, что предполагаемый ремонт следует
выполнять под присмотром управителя и священника самым добрым и прочным
мастерством, не как в прошлом 742м году поновляемы были непрочно и
предосудительно.
По описи ветхостей мая 1749г. ...требуется материалов: …кистей хорковых разных 100, кистей малых 10033, на писание икон в ц. Вознесения досок липовых четыре длиною по 2 аршина по 3 четверти, шириною по 9 вершков34. Очень узкие иконы, как правило, вставлялись по бокам для заполнения иконостаса до стены…
По завершению работ по возобновлению икон 26 марта 1750г. были перечислены с указанием размеров иконы всех ярусов иконостаса. В местном ряду возобновлена икона Вознесения Господня, образа на северных и южных дверях /Стефана и Лаврентия/ и шесть образов на царских дверях. Починен запрестольный образ. Сами царские двери остались старые. В апостольском ряду 6 икон сделали новые и 12 починены на старых досках. Иконы в праздничном ряду были «перекрываны», т.е. была записана иконопись, но сами доски остались. В пророческом ряду сделали новые 14 икон, но 4 оставили старые починенные. Праотеческий ряд упомянут, но что с ним делали, не известно.35
В 1774г. снова требуется возобновление местных икон: Вознесения Господня, Смоленской Богородицы, Николая Чудотворца с житием, шести мест царских дверей, около царских дверей на столбиках 23 образа36 мелких. До апреля 1775 года ремонт иконостаса и возобновление икон должны быть закончены.
По описи 1776г, все образы местного ряда были новые (поновленные-С.Г.), в апостольском, праздничном и пророческом рядах было обновлено по 10 икон в каждом ряду37.
…Но уже в 1786г.: "иконостас и в нем образа весьма пришли в ветхость и иконное письмо так повредилось, что даже во многих местах и ликов не видно и краски отпали да и цки, на коих писаны лики, от долговременности совсем ветхи ж и вновь на них писать не прочно, а посему и должно непременно сделать оной иконостас вновь38. Предлагается поставить иконостас из церкви Воскресения при Покровском дворце.
Однако от этого отказались, т.к. по причине сырости в ц.Вознесения холст, на котором написаны иконы из Покровского, подвергнется гнилости, поэтому решено вместо поврежденных образов написать вновь и иконостас следует подправить39. Возможно, отголосок этой несостоявшейся передачи иконостаса Воскресенской церкви в Покровском, отложился в памяти священника П.Кроткова как иконостас Воскресенской Словуцкой церкви в Московском Кремле…
По "условиям" отставного комиссара московской типографии Семена Потупецкого на исправление иконостаса следовало40: I/ починить основание иконостаса с прибавкой лесных материалов;
2/ вместо написанных образов на 38 цках сделать по мере прежних цки новые, также северные и южные двери по худобе переменить... и все сие исправить на масле иконописною работою, сходственной с образами …церкви Казанской Богородицы апостольские образа.
3/ сделать в двух ярусах карнизы, и между образами прибить ...наличники и все выкрасить по пристойности.
4/ тумбы тож перекрасить и написать в них притчи.
6 марта 1787г. цеховым иконописцем Каландасовым Петром Осиповым все работы выполнены41. "Оставшие ж от прежних образов цки, коих щетом 15 все сгнили и к употреблению не способны. До 23 июня сделаны столярные поправки и иконостас покрыт лаком. Прибит третий карниз и на вид мрамора выкрашен дикою краскою…
Как видим, и в этот ремонт заменили 38 икон из 93, т.е. основа осталась не тронутой.
В 1817г. по смете архитектора Бакарева надо было исправить в алтаре образы Спасителя и 4 угодников на горнем месте 12 мес. вышиною каждый 14 вершков, шир. 10 вершков /6Зх 45 см/, и образа Спасителя и 4-х угодников на горнем месте по площади приблизительно в 2 раза больших42
С 1854т, начинается подготовка к реконструкции иконостаса, из-за его ветхости. Вместо оного на длине 21 арш., вышиной 15 арш. Нового запрестольного киота... длиною 9 арш, балдахина длиною и шириною 2 1/4 аршин и двух клиросов за 2500 руб. расписать стены на клею колерами с розделкою филенками и арабесками расписать своды над церковью и алтарем живописью на клею43.
В 1856г. на прошение священника П.И.Кроткова следует донесение архитектора
Дрегалова, что иконостас "еще может существовать без исправления"44.
По смете 1866г. должны были сделать иконостас, два клироса и два киота за
2000руб. Но иконостас со слов священника П.Кроткова сооружен в 1878г.45
Н.Ахапкиньм. В иконостасе древнего письма три иконы: Смоленской Божьей Матери,
по преданию, рублевского письма, и 2 иконы дар госпожи Григорьевой в 1870г. во
вновь устроенный иконостас.
Образ Смоленской Божьей Матери запрестольный обновлен в том же виде. Св. Николая лик с чудесами переведен с ветхой трухлявой доски на новую в 1867г46. Иконостас: длина его 4 саж., высота 5 саж./оценен в 1000р./, церковь холодная47. После закрытия церкви48 и разборки иконостаса 1878 года49
сооружается без серьезного обоснования иконостас "под древний вид" - на том месте, где он впервые появился в XIXв.50, шириной чуть более 8 м. /т.е. меньше первоначального на 7м.!/. Для реконструкции использовано одно тябло ХVIIв, и три новодела. Набор икон был также случаен, В 1960-х годах были сняты иконы, а в 1986г, сняты тябла51 В 1994г. устроен временный иконостас - также на месте позднего,
История иконостаса такова, что вплоть до XIX зека стоял древний тябловый иконостас ХVI века. Починки ХVIII - первой половины ХIХв, не меняли конструктивной системы иконостаса /и тем более починки XVI-XVIIвв./, многие иконы были переписаны на тех же досках, и размеры, в случае написания новых икон, повторяли первоначальные.
Работы по воссозданию «древнего иконостаса церкви Вознесения», выполненные в 2002-2007 годах под руководством архитектора Е. В. Скрынниковой (ЦНРПМ), привели к созданию ненаучной копии иконостаса П.Д.Барановского XXвека, никогда не существовавшего в действовавшем храме.
1. Архив Института «Спецпроектреставрация» СПР Арх. №10975, 29.04.1996г.
2. Полное собрание русских летописей /ПСРЛ/ т.XIII, СПб 1904г., с.62
3. Там же
4. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М. Наука. 1980. с. 190-252.
5. Исследования пола в 1980-1986 годах проводили архитекторы Н.Н.Свешников и С.А.Гаврилов. см Гаврилов С.А. Церковь Вознесения в Коломенском. В сб. «Реставрация и архитектурная археология». М. 1991г. с.168-169.
6. При исследовании иконостаса Успенского собора в Дмитрове автором была выявлена этапность появления дополнительных ярусов уже в XVIв.
7. Высокие иконостасы, включающие пророческий и праздничный ряды в это время уже были во многих храмах, и сведения о праотеческом ряду относятся ко времени Ивана Грозного /церковь Троицы Клопского монастыря строилась в 1560-е годы на вклад Ивана IV. Может быть чуть ранее иконостас с праотеческим рядом уже был в Благовещенском соборе Московского Кремля. См. Сорокатый В.М. Новгородские иконостасы в XVIв. Их состав и иконографические особенности. С. 80 …небольшие полуфигурные фронтальные изображения патриархов, являвшиеся частями расчлененных икон горизонтального формата, с навершием щипцовой формы над каждым изображением.
8. Первоначальные подтески пилястр в местах соприкосновения с иконостасом говорят о том, что при возведении стен устройство иконостаса в расчет не принималось /с уровня пола/.
9. РГАДА ф.1239, оп.3, д. 31849. 1740. л. 1-2; д. 31818. 1741г. л. 96; д. 486. 1742г. лл 1-2; д.31987. 1750г. л. 1-1об.
10. Расстояние от северной двери до южной двери колеблется в пределах от 15,13м до 15,19м. Значит на разделительные стойки между икон нет места и, следовательно, иконы располагались сплошными горизонтальными рядами.
11. Гаврилов С.А. Церковь Вознесения в Коломенском. с. 168-169.
12. Подобный прием передвижки икон по пазам применялся в иконостасе Успенского собора начала XVIв. в Дмитрове. Для этого в одном месте бортик с задней стороны был понижен и здесь иконы заводились в тябла, а далее их передвигали по пазам до своего места.
13. РГАДА ф.1239, д. 486. 1742. л. 1-1об..
14. Образ Вознесения Господня мерою дву аршин, шириною полутора аршин.
15. Царские двери XVIв. сохранились в фонде музея. См. Левина Т.В. Коломенское. /Материалы и исследования/ вып. 1, с. 71, 74-76. Вып. 4. с. 183.
16. РГАДА ф.1239, д. 31986, л. 1-1об..
17. В основании иконостаса лежали напольные брусья. Тябла либо заделаны в стены, либо крепились на угловых стойках. При пролете в 15 метров требовались дополнительные промежуточные опоры для тябел. Эти стойки также, как и угловые, были поставлены на напольный брус. Кроме того в работу конструкций были включены обвязки дверных проемов и, таким образом, весь нижний ярус представлял из себя деревянный каркас, который не соответствовал верхнему полю, разделенному на полосы узкими /20-25 сантиметров/ тяблами. Тябла от плоскости икон выступали приблизительно на 3 см.
18. РГАДА ф.1239, д. 31968, 1749г. л. 13
19. Изображения архидиаконов на двери попадают довольно поздно, однако нельзя забывать об исключительности храма Вознесения
20. РГАДА, ф. 396, д. 12286, 1669г. л. 1
21. Строев П. Царские выходы. РГАДА. ф. 396, д. 15575, л. 1
22. РГАДА, ф. 396, д. 12286, 1669г. л. 1
23. Там же, д. 22393. л. 1.
24. Там же, д. 22409. л. 1. Всего требовалось 8,8 кг. пигмента.
25. Там же. д. 22740. л. 1. д. 22783. л.1.
26. Там же. ф. 1239. д. 31849. 1740г. л. 1.
27. Суздалев В. Е. К истории создания иконостасов и росписи церкви Вознесения. Вып. 1. с. 73. В. Суздалев интерпретирует опись А. Хитрово, таким образом, что в опись (ветхостей С.Г.) включены только иконы местного ряда из-за того, что они представляли очень большую ценность: были украшены серебряными окладами, гривнами, жемчугом и драгоценными камнями. На самом деле, очень скудная на информацию опись местный ряд ничем не выделяет…
28. Там же. д. 31818. л. 96.
29. Там же. оп. 3. д. 30973. 1745г. л.112.
30. Там же, лл. 188-189об.
31. РГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 31, д. 18812. 1856г.
32. Там же, д. 31968. 1749, л. 1об.
33. Там же, д. 31968. л. 9.
34. Там же, л.13.
35. Там же, д.31987. л. 1.
36. Там же, д. 69315. л.79об.
37. Там же, д. 483. 1776г. л.92.
38 Там же, д. 32348. 1786г. л. 5.
39. Там же, л. 7, 8, 10.
40. Там же, л. 15,
41. Там же, л. 35, 41,
42. ЦГИАЛ,
43. РГАДА, ф. 1239, д. 19163. 1854г. лл. 10об., 16.
44. Там же, д. 18812. 1856г. л. 1 3.
45. ЛОИА, ф. ИАК. Ф.1, д. 93. 1912г. л.24, п. 37.
46. Там же п. 55.
47. ЦГИАЛ. Ф. 799, д. 961, 1899г. л. 21.
48. Около 1923года.
49. Суздалев В.Е. К истории создания иконостасов и росписи церкви Вознесения. Вып. 1. с. 67. Иконостас разобран в 1926г.
50. П.Д.Барановский, руководивший работами, поставил тябла между пилястрами четверика, без продолжения в притворы.
51. Гаврилов С.А. Церковь Вознесения. С. 173.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский