РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
М.С. Гладкая
Проблема наличия или
отсутствия изначальной покраски фасадов Дмитриевского храма связана не только с
воссозданием художественного облика памятника. Это вопрос исторического подхода
к сохранению рельефного убранства храма и его строительного материала -
известняка. К сожалению, на данном этапе, при отсутствии химических анализов
состава покрасок, о покрытии фасадов каким-либо красящим пигментом в качестве
консервирующего материала приходится говорить лишь на теоретическом уровне. Но,
с другой стороны, при выполнении технологических исследований собранные
документальные данные могут и должны рассматриваться в качестве их
теоретической базы1.
Первоочередной задачей
нашего исследования было обращение к летописным источникам. Надо сразу
отметить, что ни один из источников, освещающих историю строительства дворцового
храма Всеволода, прямого ответа на вопрос не дал. Сообщая о возведении храма Димитрия Солунского и отмечая
наличие резного камня «извну» здания, рассказывая о
крытой медью кровле и вызолоченной главе, об украшении храма изнутри иконами и
писанием2, летописцы молчат о присутствии
цветового оформления фасадов.
Информативным для нашей
темы представляется лишь одно косвенное летописное свидетельство, относящееся к
началу строительной деятельности Всеволода и епископа Иоанна
в 1189-1194 гг. (постройка детинца, а также обновление Успенского собора во
Владимире и Рождественского, еще Мономахова, собора в
Суздале). Летописец отмечает, что Всеволод «не ища мастеров от немець, но обрете мастеров от клеврет святое Богородицы и от
своих ...иных олову льяти, иных крыти,
иных извистию белити»3.
Из текста следует, что на указанных работах были задействованы княжеские
мастера и мастера владимирского Богородицерождественского
монастыря, однако - и это весьма важно - это были лишь подсобные рабочие, на
что в свое время указал и Н.Н. Воронин4.
Между тем, в летописном
описании Успенского собора, храма-предшественника, был отмечен аркатурный пояс, который Андрей Боголюбский
«златом устрой»5, золоченый верх здания6
и такие детали, как вызолоченные двери7, позолоченные комары с
золотыми кубками и ветрилами, с «кружевом» прорезной листовой золоченой меди, с
фигурами птиц и с флюгерами8.
Помимо того, при разборке
в
Весьма важна еще одна
находка, обнаруженная при сломе контрфорсов Успенского собора, пристроенных к
нему в
Ни одного подобного
свидетельства в отношении Дмитриевского собора мы не имеем. Сведений
об этом не существует ни в подробных отчетах Архитектурной Комиссии,
относящихся к периоду «приведения собора в первобытный вид» в 1830-1840 гг.13,
ни в описании детальных натурных исследований А.В. Столетова во время
инженерного укрепления храма в 1937-195 гг., когда он внимательно фиксировал
строительный материал и характер облицовки стен, характер забутовки стен,
состав кладочного раствора, следы пожаров; исследовал найденные им
фрагменты древних водометов-желобов, особенности их крепления в ендовах закомар14.
Таким образом,
приведенный материал говорит в пользу отсутствия древней, современной
возведению собора, фасадной покраски Дмитриевского собора. Некоторым
подтверждением этого служит документальное свидетельство: на основании
архивного документа
И, наконец, обратимся к
традиции. «Белая гладь стены» и собственно рельефы первоначального Успенского
собора, возведенного Андреем Боголюбским (1158-1160
гг.), позже вынутые из его стен и вставленные в стены обстройки собора времени
Всеволода III (1185-1189 гг.), покраски не имели. Н.Н. Воронин, тщательно их
исследовавший и описавший, о покраске не упоминает18. Фасады церкви
Бориса и Глеба в Кидекше также не были покрашены
изначально. То же относится к собору Рождества Богородицы в Суздале и к
Рождественскому собору владимирского Рождественского монастыря. Об этом говорят
результаты археологических исследований белокаменных деталей, принадлежащих
перечисленным белокаменным памятникам XII и XIII в.19. Археологические данные свидетельствуют также о том, что на
указанных памятниках возможны покраски XVI в. Найденные при археологических
раскопках
Может быть, стоит
говорить об изначальной покраске одного из фасадных компартиментов
- аркатуры Дмитриевского собора - как традиции, использованной и в Успенском
соборе. В период последней реставрации собора св. Димитрия
в конце 1990-х гг. автор обратил внимание на следы покраски (точечные остатки
красной охры) рельефов древнего северо-западного участка аркатурного
фриза. Однако именно таким цветом были оттенены все рельефы в
Документально
прослеживающаяся покраска фасадов Дмитриевского собора начинается с 1804-1806
гг. (документ приведен выше). Последнее свидетельство о покраске относится к
1838-1839 гг. Расчистка
резьбы от прежней покраски, решение покрасить стены выборочно в желтый цвет и
основная покраска стен с резьбой в дикий цвет (красящий материал не указан)22.
Итак, как видим, на
Дмитриевском соборе прослеживается пять этапов покраски фасадов, включая фон и
резьбу. Документально обозначено три цвета - желтый, серый, коричневый. Остатки каких красок мы находим на фасадах ныне? Мы видим
остаточные следы желтой краски, синей и черной (перерождение серой ?), а также красной охры.
В заключение отметим, что
стилистика исполнения древнего аутентичного рельефа Дмитриевского храма,
отличающаяся тщательностью отделки и утонченностью завершающей отштриховки, говорит о том, что он не предназначался для
покраски. Тем не менее вопрос технологических
исследований покрасок белокаменных фасадов Дмитриевского собора остается весьма
актуальным.
Примечания:
1 Пробы покрывных слоев известняка (побелок, оставшихся на закальценированных участках, и остаточных следов покрасок) были отобраны технологами отдела реставрации скульптуры Гос.НИИР в 1990-х гг.
2 ПСРЛ, т. 1, стб. 436 (ссылки на данный источник приводим по изданию М.,
3 ПСРЛ, т. 1, стб. 411.
4 Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Т. 1. XII столетие. М., 1961. С. 465.
5 Грабарь Н.Э. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 гг. // Вопросы реставрации. М., 1926. Вып. 1. С. 26; прим. 29; ПСРЛ, т. 2, с. 582.
6 ПСРЛ, т.1, стб.351; ПСРЛ, т.2, с. 491. 7 Воронин, 1961, с. 170.
8 Там же. С. 184.
9 Трутовский В.К. Краткий отчет о реставрации владимирского Успенского собора. «Древности» МАО. Т. XVI, с. 32, 38 (см.: Воронин, 1961, с. 13; с. 498, прим. 23; с. 178; с. 521, прим.77-78).
10 И.О. Карабутов. Альбом чертежей архитектора-инженера И.О. Карабутова (планы, разрезы, детали) по Успенскому города Владимира собору// ВСМЗ, инв. № ИМ, 1941, 32; ВКМ № 4153, 2893.
11 Воронин, 1961, с. 185.
12 Там же. С. 373, ил. 171.
13 ГАВО, ф. 445, 556, 592.
14 Столетов И.А. Инженерное укрепление и реставрация Дмитриевского собора во Владимире // Практика реставрационных работ. М., 1958. Сб. 2. С. 35-62.
15 ГАВО, ф. 556, оп. 1.
д.
16 Там же. Л. 33-34 об.
17 Сведения автора, осуществлявшего научно-техническое руководство реставрацией собора в 1970-х гг.
18 Воронин, 1961, с. 172-184; с. 365.
19 Отчеты об археологических раскопках конца 1980-х - 2004 гг. церкви Бориса и Глеба в Кидекше, собора Рождества Богородицы в Суздале, Рождественского собора Рождественского монастыря во Владимире, Дмитриевского собора во Владимире (Архив Института археологии РАН).
20 Скворцов А. И. Сказание о белом камне // Памятники Отечества: Владимирская земля. М., 2002. № 53. С. 38-56.
21 ГАВО, ф. 556, оп. 1,
д.
22 Там же. Л. 137 (Донесение ... Синоду), л. 180; Косаткш В.В. Дмитриевский собор в губ. гор. Владимире. Владимир, 1914. С. 25 (В.В.Косаткин отмечает, что фасады покрашены «бланжевой [серой] краской»).
23 Там же. С. 29.
24 ГАВО, ф. 592, оп. 1,
д.
25 Там
же. Д.
26 Бобринский А.А. Резной камень в России. М., 1916. Вып. 1. Таблицы.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский