РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Голикова О. (составитель). Город Себеж. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://seb-park.org.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2010 г.

 

 

 

О. Голикова

Город Себеж 

 

"Если человек не любит старые улицы,
старые дома, пусть даже плохонькие -
значит, у него нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам
истории своей страны - он, как правило,
равнодушен к своей истории.

Академик Д. С. ЛИХАЧЕВ
"Заметки о русском" 

 

Случилось это давным-давно, много столетий тому назад.

На берег большого и красивого озера пришел крестьянин со своими сыновьями. Понравились им эти места и решили они освоить новый край. Отвел крестьянин участок земли одному сыну, другому.

«А где же ты будешь жить?» – спросили они отца.

«Себе ж возьму вон ту землю» – и крестьянин указал на полуостров, возвышавшийся на озере.

Так появился на русской земле город, получивший название Себеж.

 

Себеж такой маленький и красивый городок, а какая у него богатая история.

Александр I называл наш город невестой без приданого. Слишком хорош был город, слишком многим он пришелся по нраву.

Точная дата рождения города пока не известна. Многочисленные памятники археологии, которыми богат этот край, свидетельствуют о далеком историческом прошлом.  

На территории Себежского района завершила работу археологическая экспедиция санкт-петербургского Эрмитажа и Псковского музея-заповедника. Целью археологических раскопок было изучение поселения раннего железного века в районе деревни Осыно, датируемое V-VIII веком до нашей эры. Заказчиком раскопок выступило руководство национального природного парка "Себежский", которое намеревается реконструировать это поселение.

Это уникальные по своей сути работы. Во-первых, в России фактически нет реконструированных поселений, а во-вторых, ранее ни одно городище данного периода не изучалось в таком объеме (1000 квадратных метров) В ходе раскопок была обнаружена развитая каменная и костяная индустрия: топоры, зернотерки, булавки, наконечники стрел, а также серповидные ножи, изготовленные из железа. По периметру поселения обнаружены не замеченные в период археологической разведки вал и ров. Это говорит о том, что в V-VIII веком до нашей эры люди уже селились на Себежской земле.

 

 

§ 1. История города.

Себеж XV в. - типичная псковская дерево-Земляная крепость, расположенная на высокой мысовой площадке так называемого Замка, была выстроена на Замковой горе скорее всего в начале XV в. (около 1406 г.) как военный форпост Пскова. Крепость была сторожевой, пограничным форпостом, все население которого, скорее всего, составлял гарнизон пришлых псковичей. И если верить сообщению Литовской "Жмойтской хроники" 1427 г., городское поселение выходило за пределы Детинца на верхней площадке полуострова.               С этого времени начинает формироваться улично-дорожное направление в сторону Пскова, пригородные сельские поселения (на берегу оз. Ороно, в районе ул. Красноармейской). Местоположение некрополя не выявлено, но очевидно и то, что его следует искать вне пределов полуострова. Археологические находки, выявленные в ходе разведок, не позволяют говорить о резкой смене населения после литовского завоевания. После завоевания Литвой и после мирного договора гарнизон должен был покинуть крепость или же сменить занятия на мирные. Городок превратился в окраинное местечко Литовского государства. Тогда же образовалось второе улично-дорожное направление - на юг, в сторону Полоцка по перешейку между озерами Себежское и Ороно. Крепость была восстановлена после пожара 1414 г.

И именно эта дата, теперь считается датой основания города Себежа. 

Граница с Литвой окончательно определилась к 1440 г., о чем свидетельствует грамота Великого князя литовского Казимира. В 1494 г. граница была подтверждена как "старый рубеж". Таким образом, русский Себеж оказался за рубежом.

О положении городка в составе объединенного Польско-Литовского королевства в начале XVI в. свидетельствует документ, приведенный в книге М.О. Без-Корниловича "Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии": "Впоследствии Себеж принадлежал Литве, что можно заключить из жалобы его жителей, поданной Польскому королю Сигизмунду I в 1525 г. марта 20-го, в которой сказано, что, будучи обобраны и ограблены Москвитянами, многие из них, оставя дома, ушли; другие разбрелись; те же, которые остались, по своей нищете не в силах платить повинностей, почему и просят их уволить от всех повинностей на 4 года. На что последовало Королевское соизволение".

В результате десятилетней войны с Литвой, в ходе которой войска великого князя Московского доходили до Вильны, соотношение сил изменилось в пользу объединенной России, но Польско-Литовское государство еще долго оставалось грозным соседом-соперником.

В правление Елены Глинской и ее фаворита князя Овчина-Телепнева-Оболенского война с Польшей вспыхнула с новой силой. От имени малолетнего Иоанна IV было повелено воеводам князю Борису Ивановичу Горбатому, князю Михаилу Кубенскому и Михаилу Воронцову во главе псковского и новгородского войск двинуться к Себежу и, соединясь там с князем Шуйским, заложить крепость. Они же, направили от себя к Себежу воеводу Ивана Бутурлина с боярскими детьми, который и произвел строительные работы, законченные за необычайно короткий срок. Малый Фрязин 16 мая того же 1535 г. руководил начавшимися работами в Москве по строительству Китай-города, а вскоре он уже начал строить город на  Литовской земле на Себеже. «…И Князь Великий приказал архиепископу Макарию священников соборных туда послати, а самому имя граду нарещи. И Макарий имя нарек Иван-Город на Себежъ".

 

Недовольный, что в его владениях россияне построили замок, - Польский король Сигизмунд 1 в 1536 году повелел киевскому воеводе Немире с войском двинуться к Иван-городу и разорить его. Приступы Литовцев к укрепленному замку были неудачны: скопившиеся на перешейке, разимые пушечными выстрелами литовцы разбежались по озеру в обе стороны, где от заломившегося под ними льда многие потонули. Чтоб довершить поражение, воеводы: князь Засекин и Тушин, учиня вылазку, погнались за бегущими, захватили пленных, отбили знамена, пушки. Крепость выдержала испытание и отразила нападение 20-тысячного войска, однако требовала к себе серьезного внимания.  

В обмен на Гомель послы Сигизмунда уступили в 1537 г. Себеж и Заволочье россиянам и обещались 5 лет "города Себежа и волости Себежские не воевати, не зацепити ни чем". Себеж вернулся в лоно России вполне законно. В том же 1537 г. повелением Елены Глинской в честь победы над литовцами была заложена каменная Троицкая церковь. Колокольня и разрушенный каменный собор на рыночной площади - та самая Троицкая церковь. Но собор Рождества был выстроен заново в середине XIX в..    

   Отношения с Литвой, однако, оставались сложными. Возникали пограничные споры, случались набеги и со стороны немецких рыцарей. В связи с набегом последних в 1559 г. упоминается монастырь Святого Николы под Себежем, который был сожжен немцами "и с церковью"  А на следующий год, весной, в великий пост выгорел и сам Себеж "и с стеною".

Ослаблением города, похоже, поспешили воспользоваться воинственные соседи. В мае 1562 г. польский король, принявший Лифляндию под свое покровительство, начал открытую войну против России. Он приходил под Опочку, которую взять не смог, но разорил семь окрестных волостей и монастыри под Себежем. Поляки ворвались в город, вновь сожгли его, но за собой не оставили. Договором 1570 г. Себеж вновь был утвержден за Россией, но его ожидала новая, более грозная опасность.  В 1579 г. 50-тысячная многоязыкая армия во главе с национальным героем Польши королем Стефаном Баторием взяла Себеж и двинулась на Псков.                                                   

 В Себеже существовал также пригородный Никольский монастырь, который был разорен еще во время набега литовцев в 1559 г.. С Себежем связан еще один монастырь - Рождества Пречистыя Клинский. В городе у него был монастырский двор (подъездной?), а за надолбами и на Полоцкой улице огороды, которые распахивали старцы той же обители. Его двором в городе владел ивановский дьякон.

Все дворы себежской верхушки после 1582 г. переместились к северу, на Красную улицу. Она становится главной, с нее и начинается описание. Здесь располагались новый воеводский двор, двор осадного головы, дворы причта Троицкой церкви

После Смутного времени, по Деулинскому перемирию 1618 г., Себеж пришлось вновь уступить Польше, на этот раз - надолго. К сожалению, о "польском" периоде XVII-XVIII вв. известий довольно мало. Можно лишь предполагать, что гарнизон, служилое население должно было уйти в Россию. Кроме него, в городе жило немного духовенства, несколько семей ремесленников и помещиков.

 

В Смутное время по иронии судьбы Себеж был занят приверженцами самозванца, которым пришлось оборонять его от польских войск. После захвата поляками (1616 г.) и заключения перемирия (1618 г.) начинается новая смена населения. Город постепенно утверждается как польское местечко. Первыми пришли униаты. Указом Сигизмунда III (1616 г.) все православные церкви и монастыри в присоединенных землях были подчинены киевским митрополитам. Они не только приняли униатство, но и стали активными его проводниками. Косвенное упоминание о монастыре базилианок в Себеже может относиться и к женскому Ильинскому монастырю в городе. По указу Сигизмунда III 20 марта 1625 г. в Себеже был выстроен первый деревянный костел, приписываемый женскому базилианскому монастырю.

 

Простоял этот деревянный костел недолго.

В 1633 г. Себеж был ненадолго освобожден русскими войсками. Взяли город опочане, ходил под Себеж и псковский воевода князь Дмитрий Ефимович Воейков, бравший подводы с монастырских и церковных вотчин; упоминаются и "себежские ратники". По Вязьминскому мирному договору 14 июля 1635 г. Себеж, вновь отошел к Польше. Россия отказалась от своих притязаний на Прибалтику, а Владислав, со своей стороны, - от притязаний на русский престол. Костел сгорел до 1649 г.

Себежские земли решено было передать в качестве наградного дара за заслуги перед королем, на правах ленного держания, Радзивиллам. Вступив во владение ленными владениями, он встретился с претензиями причта себежского костела на угодья, пожертвованные ему королем в 1625 г., в год основания. Началась тяжба, тянувшаяся до 1748 г. и закончившаяся в пользу церкви. Радзивилл на месте сгоревшего униатского костела выстроил в 1649 г. новый католический, каменный. На этом его внимание к Себежу иссякло. Через пять лет, в 1654 г., владычество Радзивиллов было прервано русскими войсками. Началась война с Польшей за воссоединение с Украиной. В самом ее начале россияне овладели Себежем. Победа была закреплена Андрусовским перемирием 1667 г., по которому базилианские монастыри и храмы отпадали от униатства и возвращались православию. Это касалось и себежского костела.

В 1660 г. Себеж был истреблен пожаром, сгорели даже грамоты. По Московскому же перемирию 1678 г. Россия вынуждена была вернуть Себеж литовцам в Полоцкое воеводство с выплатой 200 тыс. рублей. Положение жителей было столь плачевным, что король на четыре года освободил их от повинностей.

В этот период силуэт города изменялся. Некоторые изменения в силуэте появились в период русско-шведской войны, когда Петр I занял город частью войск (1705 г.). В 1706 г. по приказу Петра I Фон-Верден прислал в Себеж 500 воинов с полковником Девожиром под команду Кириллы Алексеевича Нарышкина. В 1707 г. возникла опасность продвижения неприятеля из Риги, и Петр повелел генералу Шведину с пехотными полками стоять в Себеже и его окрестностях. На подступах к городу были проведены фортификационные работы. Устойчивое предание связывает с именем Петра I "шанцы" - укрепления на горе, носящей его имя (Базарная, или Петровская, гора, Петровский холм). Гора была превращена в бастион, вооруженный медными и чугунными пушками, трехпудовыми мортирами. Она блокировала подходы к городу с северо-восточной стороны. Подобное укрепление встречного боя (на холме, на месте нынешней восьмилетней школы) было организовано с северо-запада. На Замковой горе для Петра I

был выстроен коттедж, сохранявшийся до начала XX в. (на месте дома по ул. Замковой, 6) как историческая реликвия. В начале века себежане увековечили память великого государя и полководца другим способом: назвали именем Петра Великого главную улицу (ныне ул. Пролетарская).

В польский период появилось новое явление в виде так называемых "панцирных бояр" - мелких наследственных земельных собственников, выполнявших роль пограничного ополчения (те же казаки). Их внешним отличием были доспехи ("панцырь"), отсюда и название. Но они были столь бедны, что во времена Екатерины II представлялись чем-то курьезным. Существует предание о том, что они были призваны ко двору императрицы и явились в ветхих, допотопных доспехах. Они были приравнены к государственным крестьянам с некоторыми привилегиями. Число их в двух уездах доходило до 10 тысяч. Указом 1864 г. это "боярство" окончательно приравняли к крестьянам с правом наследственной собственности.

В результате первого раздела Польши, давний соперник России, был повержен. А исконно русские земли были возвращены России. 22 июля 1773 г. местечко Себеж стало уездным городом Полоцкой провинции Псковской губернии, а 22 марта 1777 г. "для уравнения уездов Белорусских губерний... сделано новое распределение", и Себежский уезд вошел в число 11 уездов Полоцкой губернии. На 10 января 1778 г. Себеж показан по штату в числе уездных городов Полоцкого наместничества. 21 февраля того же года был утвержден генеральный план Себежа, а 21 сентября 1781 г. - его герб.

Одним из методов подъема хозяйственной деятельности и благосостояния во вновь присоединенных провинциях во времена Екатерины II была раздача земель дворянству. Екатерина жаловала  имения Ломы с 500 душами отцу декабриста П.И. Пестеля, Ивану Борисовичу Пестелю; имения Прихабы - поэту Г.Р. Державину; имения Рыкове и Тележники - Д.И. Фонвизину. Одно из богатейших имений - Аннинское - было пожаловано дворянам Бакуниным и стало украшением уезда. По архивным данным, все эти имения в первой половине XIX в. имели уже других владельцев.

В 1799 г. в городе не было ни одного каменного дома, а деревянных - 4 казенных, 3 городских, 197 частных и один магазин. В 1801 г. появилось первое каменное здание Присутственных мест (на площади) и каменный магазин (склад).

Себеж оставался уездным городом Витебской губернии до 1924 г. В начале XIX в. в Себеже вновь появляется каменное здание восстановленного католического костела, стоявшее в переулке при Рыночной площади. Сформировался, таким образом, городской центр

По переписи населения 1808 г. в Себеже числилось 2099 человек, в уезде - 64842, из которых 5626 - "панцирные бояре" и 2666 -дворяне. Почти половину населения города составляли евреи, численность которых быстро росла.

С началом Отечественной войны 1812г. Себеж стал штаб-квартирой корпуса графа Витгенштейна и ожидал возможного нападения со стороны занятого французами Полоцка. Опасность была реальной, и Витгенштейн, как в свое время Петр I, ставит перед корпусом задачу защитить город со стороны всех главных дорог.                               

  Неподалеку от Себежа, под Якубовом и Клястицами, корпус Витгенштейна дал бой 24-тысячному корпусу маршала Удино. Победа имела решающее значение и заставила французов отказаться от похода в северные области России. Гроза миновала.                                                                                          После 1812г. последовали неурожайные годы, обесценившие себежские поместья. В то время, вероятно, происходит смена владельцев, и фамилии Пестелей, Державиных, Фонвизиных больше не встречаются. Бакунинское Аннинское перешло к Корсакам.

24 декабря 1841 г. "для возвышения благосостояния городов Витебской губернии дарованы льготы купцам, мещанам и вообще людям свободного состояния, переселяющимся в эти города из местностей, не принадлежащих к западным губерниям". В городе появились два моста, вместо деревянной часовни каменная, каменный тюремный замок (ныне здание музея), деревянные аптека, приходское училище, пороховой погреб. "Собор во имя Рождества Христова, построен в 1854 году, штатный, каменный, прочный, холодный. Придел во имя Успения Божьей Матери".

Пожарная часть "отличным образом" обязана местному купцу Н.И. Селюгину . Хорошо содержится больница. Тюремный замок рядом с полицией довольно удобное здание с караульней.

29 мая 1885 г. пожар истребил дотла главную часть города, в том числе небольшой деревянный домик "на Замке", где останавливался Александр I (и Петр I?). После пожара последовало восстановление: заново выстроена деревянная синагога, находившаяся к тому времени, видимо, в центральной части. Начало восстановления города с возведения синагоги было не случайным: количество еврейского населения росло и к концу века превышало число христиан.

  В начале XX в. город делился на три главных района: собственно Себеж, "Батарею" и пригород Песчанку. "Замок" служил местом народных гуляний, там играл военный оркестр. После же ухода войск на жительство в Вильномир жизнь на "Замке" замирает, а манеж растаскивается на дрова. Основное население составляли мещане, панцирные бояре, немного дворян, церковнослужителей и священников, а главным источником дохода была торговля. Вывоз товаров теперь вместо водного пути осуществлялся по железной дороге. Последнее обстоятельство способствовало росту новых предпринимателей-застройщиков, но число их было невелико.

В уезде к концу XIX в. были богатейшие землевладельцы - графы Молль, Забелло, князья Огинские, но лишь Медунецкому принадлежала инициатива постройки в городе крупных доходных домов, в которых размещались дворянское собрание, клуб и даже публичный дом. Остальные крупные дома принадлежали в основном купечеству, благосостояние которого зависело от железной дороги. За ними шли немногочисленные священнослужители, а затем уже мещане, среди которых были солидные домовладельцы. Наконец, иногда достаточно состоятельные застройщики выходили из крестьян.                                                                                              Благосостояние, благоустройство и внешний вид города в начале XX в. неуклонно изменялись и постепенно приобрели те черты, которые позволяют говорить об интересном градостроительном ансамбле. Изменилось и качество застройки, о чем свидетельствует серия открыток 1911 г. Центр города в районе Рынковой площади был постепенно застроен каменными и полукаменными дворянскими и купеческими домами с многочисленными магазинами, лавками, кабаками и чайными. Рынок был центром оживленной, хотя и небольшой торговли.

В замковой части свободно расположились преимущественно небольшие деревянные строения. В конце XIX в. костел был уже обсажен липами и окружен каменной оградой, а Рождественский собор обсажен каштанами. На Переволоке против полиции был высажен парк (или сквер), в начале XX в. он разросся и служил украшением главной улицы и панорамы города со стороны озера.

Не очень притязательные одноэтажные дома главной улицы

 

 

ближе к перешейку сменяются двухэтажными каменными и даже довольно роскошными строениями Кушлиса, Медунецкого и др. В начале XX в. в городе был кинотеатр Жаржавского (с 1911 г.), типография, магазины, гостиница Кушлиса, чайные, трактиры, богадельни, аптеки, больничные покои, а также мастерские и небольшие предприятия. В 1908 г. появилось электрическое освещение улиц, несколько раньше - телеграф.

В первые послереволюционные годы (до 1924 г., пока Себеж входил в состав Витебской губернии) принципиальных изменений во внешнем облике города не произошло. Правда, богатые домовладения были экспроприированы в пользу государственных учреждений. Кинотеатр продолжал действовать, а вместо дворянского собрания появился любительский театр. Мастерские и предприятия постепенно переходили в государственный и кооперативный сектор.                                                                                                   В 1924 г. Себеж стал уездным центром Псковской губернии, в 1927 г. - районным центром Великолукского округа Ленинградской, а в 1929 г. - Западной области, с 1935 г. – Калининской области.  В годы предвоенных пятилеток главным направлением развития Себежа было строительство промышленных предприятий, преимущественно на вновь освоенных площадях. Весной 1931 г. появилась новая ТЭЦ мощностью 700 квт., давшая энергию новой фабрике по первичной обработке льна, известковому и канифольному заводам, промкомбинату.  23 января 1923 г. в Себеж был переведен 1-й Богучарский отдельный пограничный батальон, переименованный впоследствии в Себежский погранотряд. Он разместился в окрестностях города, но затем именно он задавал тон жизни и изменению облика пограничного города. В 30-е гг. в Себеже было выстроено несколько зданий, изменивших вид городского центра. Одним из них был Дом пограничника  - значительный памятник эпохи функционализма.  В 1941 -1944 гг. ураганом по себежской земле прошли немецко-фашистская оккупация, активное партизанское движение, бои за освобождение. Результатом стали десятки сожженных деревень, выжженная прифронтовая земля, полное разорение края. Город не был сметен с лица земли только в силу своего природного местоположения, но промышленные пригороды, вокзал, районы жилой застройки на Батарее, деревянная застройка в центре были в основном уничтожены. Июньским утром 1941 года мирная жизнь советских людей была прервана вероломным нападением на Советский Союз фашистской Германии. Фронт приближался к городу. Гитлеровцы рассчитывали без единого выстрела захватить Себеж. Однако подразделениями Себежского укрепрайона Западного фронта, частями 46-й танковой дивизии 21-го механизированного корпуса и переброшенной на помощь в Себежский район 170-й стрелковой дивизии удалось на некоторое время приостановить наступление врага. Особо ожесточённые бои развернулись в районе деревень Кузьмине, Крёково ,и железнодорожной станции Себеж. После кровопролитных боев советские войска отошли на новые рубежи обороны. 7 июля 1941 года город был оккупирован. Оккупанты стали внедрять «новый порядок». На территории города и посёлка Идрица располагались концентрационные лагеря. Народный гнев обрушился на гитлеровских оккупантов. На Себежской земле ,как и на всей временно оккупированной территории Псковщины, стали возникать подпольные группы и создаваться партизанские отряды. Десять Калининских партизанских бригад сражались на территории нашего района. На обширных пространствах района к зиме
1942 года раскинулся Братский партизанский край. В конце 1942 года весь Себежский район, за исключением Себежа и Идрицы, где дислоцировались крупные вражеские гарнизоны, находился под контролем партизан. Мужественно стояли на защите партизанского края народные мстители. С юга партизанские соединения белорусских партизан под командованием Герасимова Г., Захарова И., на севере действовали бригады В. Марго, Ф. Бойдина, С. Буторина, западные границы района находились под защитой латвийских партизан, которыми командовал В. Самсон. Легендарный Братский партизанский край не покорился врагу В конце 1943 года начались упорные бои с карателями. На Себежской земле возникали всё новые подпольные группы, их было много - не ведавших страха, невставших перед врагом на колени, их имена внесены в историю партизанского края: братья Боровковы. Мария Натунич, Мария Пынто, Александр Бредис...Их подвигами гордится Себежская земля.17 июля 1944 года город был освобожден от захватчиков, в сводке Совинформбюро было передано: «...Советские войска, продолжая наступления, овладели районным центром Калининской области г. Себеж».В районе воздвигнуто более 40 обелисков павшим воинам и партизанам. Недалеко от Себежа, там где сходятся границы России. Белоруссии и Латвии, расположен Курган дружбы. Это памятник мужеству и героизму партизан - русских, белорусов и латышей, совместно сражавшихся против гитлеровцев. Сюда ежегодно в первое воскресенье июля приезжают на встречу бывшие партизаны, подпольщики, дети и внуки тех, кто отстаивал независимость Родины.
Себежский район вошел после войны в состав вновь образованной Великолукской области, а в 1957 г. стал районным центром Псковской области.

 С 1960 г. специалисты АН СССР, Псковского педагогического института, Себежского музея боролись за создание в зоне Себежа Национального природно-исторического парка, что в конечном итоге было сделано. В 1987 г. себежане с помощью псковских специалистов-реставраторов восстановили костел и колокольню. Можно сказать, что  на этом и закончилась трагическая история Себежа. Сейчас город живет своей жизнью и не многие люди, старожилы города, смогут вспомнить и поведать своим внукам и правнукам о прошлом Себежа. Прошло уже столько лет…

 

§ 2 «Себежанка»

Есть у Себежа и своя песня , название которой созвучно с названием города.  

   М.Матвеев, композитор этой песни  вспоминает о Себеже: «В этом старинном русском городе я побывал всего лишь однажды. И провел только один день. Но у каждого из нас наберется в жизни несколько таких незабываемых дней. Я увидел, что городок расположен между двух озер, далеко внизу в воде плавали кудрявые облака, со всех сторон тянулись вдоль могучие лесные пространства. Мы будто плыли на большом корабле...»
Когда родилась в душе композитора песня? Видимо, просторность себежских пейзажей, медленная спокойная волна летнего озера оставила память в сердце, которая потом вылилась в ноты будущей песни "Себежанка". Писалась она в 1960 году. Первым ее исполнителем был Э. Хиль.

 

СЕБЕЖАНКА
Муз. М. Матвеева
Слова А. Чуркина

Даль лесная золотая,
Голубой озерный край.
Здесь с тобой я повстречался,
Здесь влюбился и признался.
Себежанка, себежаночка,
Это все тебя касается:
Если веришь, город Себеж
Мне все больше нравится.
На гулянье, на свиданье
Сам не свой к тебе иду
Я не знаю, как ты встретишь,
Что мне скажешь, что ответишь.
Себежанка, себежаночка,
Ты моя березка белая.
Не могу себе представить,
Что я с сердцем сделаю?
Полюбились мне озера
Голубых спокойных глаз,
Жду улыбки, жду я взгляда,
Словно счастья и награды.
Себежанка, себежаночка,
Разреши назвать "любимая"
Ты навеки дорогая
И незаменимая.

 

 

 

 

§ 3 Памятники архитектуры.

 

Есть такое село в нашем Себежском районе Зародище (Мостищенская волость). С началом польской колонизации XV-XVII вв. на территории современного Себежского района возникло много поселений, Зародище одно из них. Именно в этом селе и находилась когда то усадьба знаменитых Огинских. И здесь же находится церковь Николая Чудотворца, ранее бывший польский костёл 1598г- конец XIX века.

 В 1998 году Зародищскому костёлу, а ныне церкви Николая Чудотворца исполнилось 400 лет, это самое старое каменное здание на территории района. По средневековой традиции костёлы строили либо на местах бывших языческих капищ, либо рядом с ними, так произошло в случае с костёлом в Зародище. Католический костёл просуществовал до конца XIXв., после чего был переосвящён в православную церковь. Это произошло из-за существенного увеличения русского населения в Зародище и его окрестностях. При перестройке костёла в церковь существенных изменений нарушающих архитектурную основу здания удалось избежать. На крыше был возведён деревянный “бутафорский” купол, а также надстроена кирпичная колокольня в эклектическом стиле. Под бывшим костёлом сохранились обширные подвалы - склепы с захоронениями, часть которых в 20-х годах были разорены.
За всё время существования церковь не разу не закрывалась, но подвергалась поруганиям. Во время фашистской окупации местным священником велись службы, во время которых произносились молитвы за победу Российского Воинства в присутствии немецких офицеров, часто посещавших службы. В этой церкви есть старинные иконы 18-19 веков, плащаница Иисуса Христа и Божий Девы Марии.

На небольшом кладбище напротив церкви сохранилось надгробие - каменная плита с надписями на польском языке, в 80-х годах здесь находились ещё три плиты ныне исчезнувшие.

Часовня-усыпальница на кладбище близ Зародищской церкви. Построена в начале XX, вероятно единственная постройка стиля “модерн” в Себежском районе.

 

 

К сожалению, к этим памятникам архитектуры не проявляется достойного внимания со стороны государства. И не каждый житель Себежского района знает об этих памятных местах.

 

ТОМСИНО (Томсинская волость)

Село известно с конца XVII века. Как и село Зародище возникло в период польской колонизации. С этого времени в селе находятся остатки костёла в виде подвала со склепами. По аналогии с Никольской церковью Зародищ, в конце XIXв, начале ХХв., Томсинский костёл был освящён как православная церковь Покрова Богородицы. Подвал со склепами, представляет собой прямоугольное помещение, со сводами и шестью боковыми нишами. Во время Великой Отечественной Войны церковь была взорвана. В послевоенное время в подвале был устроен колхозный склад. В настоящее время памятник находится в заброшенном состоянии. На месте обветшавшей двухэтажной школы в селе так же существовала Екатерининская церковь середины XIX века.
В Томсино сохранился Живописный парк заложенный на берегу реки Веть в 1889 году генералом В.А.Чуйковичем. Сохранились фрагменты планировки, частично аллеи из дуба черенчатого и клёна платановидного, единичные экземпляры вяза шершавого и ясеня обыкновенного. На берегу реки - старинная валунная хозяйственная постройка в разрушенном виде. По статистическим данным на 1905г в имении проживало 5 человек, а в самом селе, принадлежавшем причту Томсинской церкви, было 10 дворов и 38 жителей. Томсино было центром Томсинской волости.

 

 Глубочица, или Глыбочица вероятно возникла в начале 18в. На карте конца 1786г. она уже присутствует. На той же карте показано наличие церкви. По данным статистики за 1905г. в деревня принадлежала А. Вольбеку, дворянину, католику. Имелся один двор, 39 жителей обоего пола. Относилась к Себежскому римско-католическому приходу.

В деревне Глубочица  остались фрагменты старинной мельницы, при желании их можно увидеть и сейчас.

 

 

 

Глембочино упоминается как село уже в 18 веке. В нынешней деревне сохранился (вероятно единственный в районе) усадебный дом и флигель конца 18, начала 19 вв. (?) Принадлежавший помещику Куковичу дворянину ,католику. В последствии владельцами усадьбы были Медунецкие. При усадьбе имелась так же часовня. В деревне (на 1905г.) проживало 19 жителей в одном дворе.

 

 

Усадебный дом. Фасад. Фото конца 60-х годов.

 

 

 

 

Осыно

В 1834 г. отставной гвардии капитан граф Густав Михайлович Вильегорский приобрел имение в 28 верстах от Себежа на озере  Оссвее и речке Оссвеннице. По межевому плану 1785 г. в усадьбе было 8136 дес. Земли. По инвентарной описи 1846 г. граф владел 561 крепостной душой, на каждого из которых приходилось по 3,1 дес. Земли. При имение находилась Спасо- Покровская церковь.

 

Рыково

 

Здесь находилось бывшее поместье Д.И.Фонвизина (1745-1792гг.) Имение Руково и 319 душ ,а также расположенную поблизости деревню Тележники, подарил в вечное пользование в 1774 году своему секретарю Д.Фонвизину тогдашний министр иностранных дел Н.Панин. Фонвизин неоднократно бывал в Рукове и Тележниках в 1774-1792гг. За это время им написаны комедии: "Недоросль", "Выбор гувернёра", ряд сатирических произведений в прозе, подготовлены материалы для журнала "Друг честных людей, или Стародум"...

Но за неимением денег Фонвизин сдал имение в аренду Медему  в 1784 г. на 12 лет «состоящие в Себежском уезде Рыково, в Дразинском уезде. Лисно недвижимые имения с деревнями и крестьянами к ним принадлежавшими…».Новый арендатор вел себя жестоко по отношению к крепостным и  Фонвизин возбудил дело против Медема в Себежском уездном суде, обвинивший арендатора в нарушении контракта и требовавший «изгнания сего последнего из имения».1 декабря 1792 года умирает в Петербурге доведенный до полной нищеты Фонвизин. 18 сентября 1794 г. сенат издает указ «кончить сие дело без малейшего замедления на законном основании…». Судебное дело длилось 14 лет.

В деревне Руково частично сохранился парк усадьбы с прудами, фрагменты аллей. Известно, что в 1905г. имение принадлежало некому Карицкому, дворянину, католику.

 

 

 

 

§ 4 Часовня на святом источнике

При въезде в Себеж со стороны Беларуси Есть небольшая часовня. Все жители Себежа называют ее Часовней на святом источнике. И не просто так, ради красного словца, эта часовня строилась и ремонтировалась, но люди по-прежнему не забыли целебных свойств ее водицы. Часовня была построена  в 1912-1915 году Селивановской Натальей Константиновной, столбовой дворянкой. Ее муж, доктор Селивановский, участвуя в I мировой войне попал в плен, в это же время у них умерла дочь Вера. В связи с этим трагическим событием и была построена часовня

Часовня была маленькая, сложена из кирпича, белая, крытая железом, с одним куполом. Под крышей были сделаны четырехугольные отверстия (продушины), высокое крыльцо со ступенями. Из-под часовни вода стекала по деревянному желобу в дубовую бочку. А из нее вытекала вниз,  ручейком. В православный праздник Казанской Божьей Матери из православного собора с крестным ходом,  приносили в часовню икону Казанской Божьей Матери,  и около часовни проходило богослужение. Разрушили Часовню в 1929-31 гг. В это время начались гонения на церковь. Были разрушены в это время не только эта маленькая часовня, но и храм на православном кладбище, и православный собор, построенный в 1536 году (уцелела лишь колокольня).

 Именно об этой часовне Бунин написал свое стихотворение  «Светляк».

 

В настоящее время часовня выглядит совсем по-другому, но все равно здесь, как и прежде можно набрать святой водички, которая как говорят, содержит ионы серебра и обладает целебными свойствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§5.Замечательные люди Себежа.

В историю себежского края вошли имена многих замечательных людей, чья деятельность имела большое значение в развитии науки и культуры Российского государства. Русский поэт Г. Р. Державин имел во владении себежскую деревню Прихабы, писатель Д. И. Фонвизин - имение в Тележниках. В деревне Ломы бывал у своего отца будущий декабрист П. И. Пестель. Неоднократно в Себеже бывал художник Марк Шагал и многие его картины вдохновлены себежскими пейзажами. И.А.Бунин гостил в Себеже и даже написал стихи, посвященные себежской часовне.                                                                                     

Кинорежиссер Эйзенштейн мечтал построить здесь "русский Голливуд", однако Сталин отказал этому предложению. В Себеже родился и вырос известный киноартист Зиновий Гердт. Зиновий Гердт родился в бедной еврейской семье. Фамилия его в детстве была Храпович. Гердт часто вспоминал красоты вокруг Себежа - дивные озера, горы, леса. Вместе с Булатом Окуджавой они не раз ездили в Себеж. "Жизнь прожил, а красоты такой больше нигде не встречал..." - с грустью в голосе произносил Зиновий Ефимович.

 

В себежском районе в 1862 г родился А. А. Коминский, ученый - климатолог, инициатор экспедиции на землю Санникова.

   Борис Пильняк- русский советский писатель (1894-1937).
     «…Я  писал  "Третью  Столицу" сейчас же по возвращении из-за границы, -- по сырому материалу,  писал,  
главным  образом для Европы, 
 -- поэтому моя печка где-то у Себежа, где я смотрел на Запад, не боясь Востока 
 (на  востоке,  как  известно,  восходит солнце)...»

 

 

Бор. Пильняк.
Москва. 3 окт. 1922 г.

 

Несколько строк из его произведения «Третья столица»:
«…В восемнадцати верстах была граница Р.С. Ф. С. Р., город Себеж, кругом были холмы и болота, и  болота Полесья,  в  лесах. 
 Иммигранты  возвращались  на  родину – из Америки. Еще  -  последний  раз  -  пограничники  осматривали паспорта. 
 К сумеркам пошел снег. 
 К сумеркам пришел из России, с Себежа,  паровоз  -  баба  (в  России  мешочники  подразделяли паровозы на мужиков и баб, 
 по  звуку  гудка,  
 бабы  обыкновенно были товарными). Баба потащила вагоны. Баба первая рассказала о русской   разрухе,  ибо  у  той  дощечки,  
 где  сердце  каждого сжималось от надписи -граница, -- текла внизу речушка в синих льдах и были скаты холма, а вдалеке внизу
 лежал поселок с белой церковью, -- баба остановилась, и пассажирам  предложили  пойти грузить дрова.

     И   Себеж   встретил  метелью,  сумерками,  грязью,  шумом мешочников, воплями и матерщиною на станции…» 

 

Жил ли Борис Пильняк в Себеже или просто гостил неизвестно, но город Себеж навсегда останется на страницах « Третий столицы»

 

 

 

ДЕРЖАВИН Гаврила Романович - действительный тайный советник (с 1800). Из старинного, но мелкопоместного дворянского рода. Усадьбу "ПРИХАБЫ" Гаврила Романович Державин получил во владение в 1777 году, здесь им создан ряд стихов: "Другу" (1796г.), "Соловей во сне" (1797г.), "Деревенская жизнь" (1802г.) Усадебный дом сгорел в конце сороковых годов. До пожара в главном доме размещалось правление местного колхоза. Последним владельцем усадьбы был некто В.Бошняк, дворянин, православный. Сохранились фундаменты усадьбы, около которых ещё встречаются фрагменты печных изразцов и фрагменты фарфоровой посуды западноевропейского производства. При усадьбе была Никольская церковь, сгоревшая в конце 40-х годов. На карте Себежского уезда 1916 года помечена так же часовня

 

Деревенская жизнь.

 

 Что нужды мне до града?
В деревне я живу;
Мне лент и звезд не надо,
Вельможей не слыву;
О том лишь я стараюсь,
Чтоб счастливо прожить;
Со всеми обнимаюсь,
И всех хочу любить.
Кто ведает, что будет?
Севодни мой лишь день,
А завтра всяк забудет,
И всё пройдет как тень.
Зачем же мне способну
Минуту потерять,
Печаль и скуку злобну
Пирушкой не прогнать;
Сокровищ мне не надо:
Богат, с женой коль лад;
Богат, коль Лель и Лада
Мне дружны, и Услад.
Богат, коль здрав, обилен,
Могу поесть, попить;
Подчас и не бессилен
С Миленой пошалить.

1802        

                                                                                                               

 

Священномученик Афанасий Прихабский


Святой священномученик Афанасий Кислов родился в марте 1880г. в д.Тараскино Себежского уезда в крестьянской семье. В раннем детстве остался круглым сиротой и был взят на воспитание местным священником, который воспитал его в глубокой вере и любви к Церкви. Окончил школу псаломщиков. Рукоположен в диакона в 1910 году и четырнадцать лет служил в этом сане в разных церквах Витебской епархии. В 1924 году рукоположен в сан священника,  и назначен настоятелем церкви села Рудня, Межнинского уезда. После октябрьского переворота был лишен гражданских прав, облагался непомерными налогами, подвергался нападкам обновленцев. За выход с прихожанами "на Иордань" (великое водоосвященение на Крещение Господне),  был арестован. Вернувшись, снова стал служить. В 1930 году из-за гонений и прямой опасности для свободы и жизни вынужден был переменить место жительства. Вернулся со своей большой семьей, в которой подрастало 9 детей, на родину в Псковскую епархию. Служил настоятелем Никольской церкви села Прихабы Себежского уезда. И здесь несколько раз его арестовывали, но возвращаясь, он снова продолжал служить. Тайно совершал на дому церковные Таинства. Перед последним арестом ему предлагали скрыться. Он отвечал: "Христос страдал, и я пойду страдать за Него". Служил Святой Церкви в священном сане 27 лет; из них при советской власти - 20 лет. Церковь, где он служил, не закрывалась вплоть до его ареста. Расстрелян в возрасте 57 лет в застенках внутренней тюрьмы НКВД г. Твери. Похоронен в безвестной могиле. Все его дети, кроме двух сыновей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, живы и поныне.

 

 

Читая дневник Павла Пущина, можно увидеть, что в апреле 1812 года и этот знаменитый человек, бывал у нас.

4 апреля. Четверг.

Себеж. Со вчерашнего дня мы в Белоруссии. Мы проспали. Командир полка заметил, что ротный фургон слишком поздно проехал, а сопровождавший его солдат был одет не по форме; ожидая в самом непродолжительном времени проезд государя, беспорядок этот показался ему непростительным, поэтому командир посадил меня под арест и освободил лишь по прибытии полка на стоянку. Утешили меня от этого неприятного происшествия, полученные мною письма. Г-жа Б. сообщала мне, что она уже оправилась от болезни и выезжала. Мой двоюродный брат Николай сообщил также подробности о ней.

5 апреля. Пятница.

Дневка в Себеже. Полковник Посников и другие наши офицеры выразили мне сочувствие по поводу вчерашнего приключения со мной, это меня очень тронуло.

 Есть в Себежском районе деревня Клеевка, здесь находилось имение М.П.Миловидовой, где бывал И.А.Бунин ( 1870-1953). Бунин приехал в имение в июле 1912 года по приглашению ее приемного сына Черемнова(1881-1919), здесь он жил и работал. Здесь написаны стихотворения, два прозаических произведения. Одно из его произведений:

 

Светляк (1912)

 

         Леса, пески, сухой и теплый воздух,
Напев сверчков, таинственно простой.
Над головою - небо в бледных звездах,
Под хвоей - сумрак, мягкий и густой.
 
Вот и она, забытая, глухая,
Часовенка в бору: издалека
Мерцает в ней, всю ночь не потухая,
Зеленая лампадка светляка.
 
Когда-то озаряла нам дорогу
Другая в этой сумрачной глуши...
Но чья святей? Равно угоден богу
         Свет и во тьме немеркнущей души.

Под Себежем.

 

 

 

 

§ 6 Предания и легенды.

Есть в Себежском районе и свои предания, легенды. Все эти предания и легенды передавались из поколения в поколение, многое забывалось или менялось, но, тем не менее, дошло до наших дней. Это всего лишь небольшая попытка сохранить то немногое, что осталось.

 Вот некоторые из них: 

Чертов мост


В давние времена на берегу большой и красивой реки Великой жил мельник. Был он известным мастером своего дела, так что на мельнице ему приходилось бывать с раннего утра до позднего вечера: так уж слишком много заказов давали крестьяне.
Но не только его мастерство, а в немалой мере красота и приветливость единственной дочери влекли сюда людей со всей округи. А была она красавицей из красавиц, что даже заморские купцы, случайно попадавшие в эти места, и те восхищались ею. Многие женихи добивались руки и сердца дочери мельника, но ни один из них так и не услышал долгожданного согласия.
Когда ночь рассыпала над лесом пригоршни золотистых звезд, спускала Настенька на воду челн и тихо плыла вдоль берега, распевая песни. Как-то увлеклась она и не
заметила, что очутилась у противоположного берега, на котором раскинулся дремучий лес. А в том лесу жил черт. И надо же такому случиться, что, когда Настенька
проплывала вдоль леса, увидел ее черт. Завороженный красотой девушки, ее голосом, он долгое время не находил себе места, пока не решил:- Пойду к мельнику свататься.
Выбрал черт удобный момент, когда мельник был один, и постучался в окно. Увидев его, обомлел мельник от удивления.
- Что испугался? - говорит черт. - Открывай двери. Разговор есть. Делать нечего, открыл двери, а черт прямо в горницу проходит. Увидел на стенах ковры самотканые, расшитые золотой ниткой полотенца и спрашивает:- Это же откуда у тебя такая красота?- Дочка моя, - отвечает довольный мельник, - Настенька, рукодельничает.- Вот бы мне такую жену, -говорит черт, а потом добавляет: - А что, мельник, выдавай за меня дочь! Что хочешь, спрашивай, хоть воз золота, хоть воз серебра. Все отдам, не пожалею.- Нет, - говорит мельник, - не нужно мне твоего золота и серебра. Дочь-то у меня одна, а ты увезешь ее за тридевять земель.- Что ты! - смеется черт. - Совсем недалеко я от тебя живу, вот в этом лесу. И показал копытом на противоположный берег. Задумался мельник. Не хочется выдавать замуж за черта Настеньку. Вот и решил он
перехитрить его.- Ладно, согласен, - говорит он черту. - Только с одним условием: если построишь за одну ночь каменный мост с моего берега на твой, да такой, чтобы я мог по нему
на тройке проехать. Глянул черт в окно, прикинул и кивает головой:
- Пусть будет по-твоему. Ударили по рукам, и сразу же бросился черт собирать камни и строить мост. Смотрит мельник и диву дается - огромные валуны черт играючи таскает и бросает в реку. Растет мост быстро и вот-вот соединит два берега. А мельник места себе не находит, глядит, как спорится у черта работа. А он уже тащит еще один валун,
которого как раз и не хватает для того, чтобы закончить мост. Совсем немного остается до берега, а в это время свою утреннюю песню завел петух .Закричал черт диким голосом, выронил камень, и не успел мельник глазом моргнуть, как его и след простыл. Качнулся мост, треснул в нескольких местах и рухнул в воду .Было ли это на самом деле? Утверждать не смею, только каменная гряда проходит
почти через всю реку, а на одном из его берегов, у ее начала, лежит огромный камень.                     

 

Легенда любви


Было это еще в те времена, когда вольно расхаживали по нашей земле польские шляхтичи, похваляясь своей силой да удалью.
Однажды, на берегу небольшого озера, которое называли местные жители Малым за Большим, потому что находилось оно за огромной чашей озера Свибло, раскинул свои цветастые шатры, цыганский табор. А когда над землей сгустились сумерки, вспыхнули десятки костров, зазвенели бубны, гитары, зазвучали веселые песни. Но стоило возле костров появиться красавцу Сене со скрипкой в руках, все смолкало вокруг, потому что лучше его никто петь и играть не мог.
Будто зачарованные, слушали его цыгане. А Сеня пел и черноокой цыганке, о любви молодого красавца-цыгана к ней. И все знали, что поет он о своей любви к Раде,девушке из их табора. Знала об этом и Рада, ведь ее сердце давно принадлежало только ему, Сене. Но о том счастливом дне, который должен наконец-то соединить их две жизни в одну, им приходилось только мечтать: слишком бедными были Рада и Сеня, с утра до позднего вечера они ухаживали за племенными жеребцами богатея Гили. И только поздней ночью могли остаться вдвоем. Но как коротки часы свидания, когда двое любят друг друга! Песни Сени доносились и до шатра Гили, который никогда да не выходил вечером из него. Не мог он видеть счастливых лиц Сени и Рады, потому что давно задумал сделать Раду своей женой.
Много раз заводил он разговор с матерью девушки, но та была несговорчива.
- Ты слишком богат, чтобы быть моим зятем, - отвечала женщина, - а дочь моя слишком бедна, чтобы быть твоей женой.
В тот вечер, когда на берегу озера слушали цыгане песни Сени, в шатер Гили пожаловали нежданные гости - местные ксендз и помещики. Они предложили ему принять католичество, а если Гиля сумеет убедить сделать то же самое своих соплеменников, обещали щедро заплатить. Недолго колебался Гиля. Согласился. И сделал это не только потому, что ему хотелось разбогатеть, золота и серебра у него было предостаточно. Даже в те минуты он не забыл красавицы Рады. Ранним утром он прискакал к табуну, который пасли Рада со своей матерью, и рассказал о том, как заживет она с дочерью, если принять католичество...Не так-то просто провести женщину, да еще цыганку! Она сразу же догадалась, что Гиля задумал. А вечером, когда Рада встретилась с Сеней, она рассказала ему о предложении Гили.
- Он и другим говорил об этом! - взволнованно говорила Рада. - Говорил, что жить будем куда лучше!- Но этого он не говорил ни мне, ни матери, - заметил хмурый Сеня. И тогда поняли влюбленные замысел Гили: став католичкой, не сможет Рада быть женой Сени.
Тогда и порешили тайно обвенчаться, но как это сделать, если за тайный обряд потребовали пятьсот рублей. А таких денег не было ни у Сени, ни у Рады.- Я пойду к Гиле, - сказал Сеня. Он не должен отказать мне. А зачем деньги, ему не скажу. Терпеливо выслушал богач исповедь молодого цыгана, хотя уже догадался, для чего нужны деньги.- Ладно, - согласился он, - я дам тебе денег, но с одним условием. Ты у нас хорошо поешь, играешь, но говорят, что можешь легко переплыть любое озеро. Сделай для меня милость, потешь старика, переплыви эту лужу. Тебе же не составит  труда. Обрадовался Сеня, бросился благодарить Гилю. Не знал он, что в том озере много виров, в которых утонуло немало смельчаков. Принес Гиля деньги Сене на берег озера, а сам сел в челн, чтобы убедиться, как плавает молодой цыган. Бросился в воду Сеня, поплыл. Но добрался только до середины озера, где были подводные холодные ключи, где пенилась вода в глубоких вирах...

Весть о гибели Сени разнеслась по табору, долго пытались найти тело молодого цыгана, но так и не нашли. А к вечеру снялся табор с этого места и отправился кочевать дальше.

Много или мало прошло времени, но как-то Гиля вновь заглянул в шатер, где жили Рада с матерью.- Я хочу, чтобы ты стала моей женой! - обратился он к Раде.- Хорошо, - подумав, ответила молодая цыганка, - но с одним условием. Ты дашь, матери Сени пятьсот рублей, а меня отвезешь проститься с Сеней на то место, где он умер.- Воля твоя будет исполнена, - ответил обрадованный Гиля. Он исполнил желание своей будущей невесты. Мать Сени получила пятьсот рублей, а Рада вновь попала на берег Малого за Большим. Гиля сам сел за весла и выгреб на самую середину озера.Рада поднялась со скамьи, поправила платок на плечах, взглянула на голубое небо и тихо сказала:
- Здравствуй, любимый, я пришла к тебе! - И бросилась в воду...
По преданию, узнав о гибели дочери, мать прибежала на берег озера и, крикнув: «Будь ты проклято!», бросила в него сковородку. С тех пор озеро стало зарастать, и теперь на его месте - болото.

 

Под каретой


На территории Осынского сельсовета есть небольшое Зуевское озеро. Примечательно оно тем, что далеко в него вдается коса, которая перепахана в нескольких местах.

Есть на этой косе место, которое до сегодняшнего дня называют «под каретой».... Было это в 1812 году. Французские войска рвались по дороге Полоцк - Опочка к Петербургу. Под местечком Клястицы развернулось тяжелое сражение. В исходе битвы сомневались многие помещики, потому кое-кто из них старался быстрее покинуть свое имение. Налегке всегда лучше бежать. Только этим можно объяснить решение одного из помещиков спрятать имеющееся серебро, где-нибудь поблизости, в укромном месте. Вот тут-то и вспомнили о косе на Зуевском озере. Нагрузив карету серебром, ее столкнули с косы в озеро, а чтобы французы не попали по случайности на косу, ее перекопали в нескольких местах. С тех пор и называется это место «под каретой». Достал ли помещик свое серебро или нет, определить теперь трудно. Но старожилы утверждают, что лет двадцать тому назад искатели кладов достали шестами верх кареты, которая погребена в толще озерного ила.

 


Приведем еще один интересный источник - русские былины, в которых описываемые события обычно восходят к древним временам. В этих былинах, записанных в XVII в.,
любимый народный герой Илья Муромец ведет борьбу с неверными, которые "хотят Себеж град за щитом взять". То, о чем умолчали летописцы, поведала былина.

После вступительной части о выезде Ильи из Мурома следует в «себежских» текстах эпизод освобождения города Себежа от осадивших его с несметной силой-армией трех заморских царевичей. Илья Муромец побивает вражеское войско, берет в плен царевичей и дарит их Себежскому царю. Последний, уговаривает Илью, остаться у него на службе, суля ему полцарства своего. Илья не соглашается и спрашивает прямую дорогу на Киев. Себежский царь говорит, что дорогу эту сделал непроезжей Соловей-разбойник. Илья едет этой дорогой. Даже эта знаменитая былина не обошла наш город Себеж стороной.

 

 

 

 

 

 

 

§ 7 Исторические места города Себеж и Себежского района

 

Пролетарская

Колокольня Рождества Христова 1841-1864

Пролетарская, 33

Офицерский дом 1930 г.

Пролетарская,35

Жилой дом  хiх-хх вв.

Пролетарская, 21

Тюремный замок хiх

Пролетарская,19

Полиция хiх в.

Пролетарская,18

Дом помещика Медунецкого хiх в.

Пролетарская,16

Казарма воинская хiх в.

Пролетарская,6

Доходный дом хiх в.

Пролетарская,3

Жилой дом 1910 г.

Пролетарская,37

Дом судебного пристава хх в.

Пролетарская,40

Дом купца Рыбкина хiх в.

Пролетарская,52

Дом купца Кушлиса хiх-хх вв.

Пролетарская, 54

Дом пограничника

Пролетарская,56

Дом помещика Медунецкого хiх в.

Пролетарская,25

Доходный дом помещика Рутковского хiх в.

Пролетарская,29

Доходный дом купца Боровика хх в.

Пролетарская,31

дом  купца Брускина хх в.

Советская,15

Дом Гурвича 1914

Советская,23

Дом купца Кодиса 1904

Советская,25

Кон.19-20 в.

Советская,26,35,37,39,41

Жил.дома 19-20 в.

Советская,2

Жил. Дом 19в.

Советская,2 а

Льняной склад

Советская,5

Мещанский домик 19-20 вв.

Советская,9

Дом причта Рождественского собора 1911 г.

Советская,11

Дом купца Селюгина 1890 г.

Советская,13

Дом нач.20 в.

Нижняя,13

Дом священника 1913 г.

Нижняя,7-7а

Усадьба Глухарева 1909-1913 гг.

Набережная,9

Жилой 1918 г.

Ленинская,18

Жилой 19 в.

Красноармейская,33

Усадьба Шпиневского 20 в.

Замковая,

Костел Святой Троицы 1649 г.

Замковая,12

Ксендзовский дом  1890 г.

Замковая,6

Дом Петра 1 во времена войны со шведами, также в этом доме ночевал Александр 1, который безумно любил Себежских ершей. Дом сгорел в 1885 г. , остался лишь фундамент.

Войкова,15

Лавки купца Брускина 19-20 вв.

Челюскенцев,6

Жилой(?) 1910 г.

7-го Ноября,31

Еврейская школа 19-20 вв.

7-го Ноября,11

Жилой начало 20 в.

Свердлова,8

Жилой начало 20 в.

Томсино

Парк усадьбы принадлежащей генералу Чуйковичу 1889 г., руины Покровской церкви

 

Ломы

Парк Пестеля 19 в..В 1775 году Пестелю были пожалованы в Себежском уезде в нескольких  деревеньках 454 души. В 1815 году по поручению отца Павел Пестель приезжал в имение по делу о взыскании с крестьян недоимок. Увидев нищету крестьян Павел Пестель, сжог домовые книги, сообщив отцу «…и брать-то с них нечего».

курилово

Церковь Иоанна Богослова 19 в.

 

Аннинское

Парк в бывшем имении Бакуниных 18-19 вв.

В 1918 г. в Аннинском была организована первая с/х коммуна.

Батраки имения подписали договор об организации коммуны «воля». В результате проведенных в 1960 г. исследований было установлено, что это место наиболее благоприятное для организации курортной зоны. В 1963 году был составлен план развития Себежа , как города курорта.

Поддубье

Парк усадьбы начальника земской управы Ефросимова 19 в. Дом был взорван.

 

Яковлево

Церковь старообрядческая 1909 г. закрыта с 1930 г. сейчас магазин. Поповский дом 1910 г.

 

Емельянцево

Помещичий дом М.К. Фавелина, остатки усадебного парка

 

Клеевка

Имение М.П.Миловидовой, где бывал И.А.Бунин ( 1870-1953)

В июле 1912 года жил и работал Бунин приехал в имение по приглашению ее приемного сына Черемнова(1881-1919). Здесь написаны стихотворения, два прозаических произведения. С Черемновым Бунин переписывался до 1917 г.

 

Пристань

Дом Тяботов кон 19-20 вв.

 

Прихабы

Парк в усадьбе Державина (1743-1816)

 

Зародище

Парк 19 в. Церковь Николы Чудотворца 17-19 вв. композитор Огинский имел поместье

 

Заситино

Троицкая церковь

 

Нища

Парк .деревня была продана Паниным  Фонвизину за 10000 рублей в вечное и потомственное владение

 

Руково

Поместье Фонвизина (1745-1792) .Поместье и 319 душ ему подарил Панин министр иностранных дел. Фонвизин сдал имение в аренду Медему  в 1784 г. на 12 лет «состоящие в Себежском уезде Рыково, в Дразинском уезде. Лисно недвижимые имения с деревнями и крестьянами к ним принадлежавшими…». Против Медема Фонвизин возбудил дело в Себежском уездном суде, обвинивший арендатора в нарушении контракта и требовавший «изгнания сего последнего из имения».

1 декабря 1792 года умирает в Петербурге доведенный до полной нищеты Фонвизин. 18 сентября 1794 г. сенат издает указ «кончить сие дело без малейшего замедления на законном основании…». Судебное дело длилось 14 лет.

Белькино

Парк в усадьбе Медунецкого 19 в.

клесино

Остатки усадебного парка

 

Старый пруд

Фрагмент усадебного парка

Свибло

Парк с вековыми деревьями. В деревне родился В.А. Обух, революционер, лечащий врач Ленина. Жил революционер Щеглов, член союза за освобождение рабочего класса.

 

Уникальна природа Себежского района. Постановлением правительства РФ от 8.01.96 г. на территории Себежского района создан национальный парк "Себежский" Федеральной службы лесного хозяйства России. Общая площадь парка составляет 50 тыс. га, из них 31 тыс. га - покрытые лесом земли, 7 тыс. га водная площадь. На территории парка 86 больших и малых озёр. Озёра располагаются настолько близко друг от друга, что соединяясь реками-протоками, образуют систему, напоминающую гроздь винограда. Самые большие из озёр - оз. Нечерица, оз. Себежское. Все озёра лежат в окружении песчаных холмов, поросших сосновыми лесами. Обычно глубина озёр колеблется от 4 до 25 м. По системе рек и озёр, имеющих выход к Балтийскому морю, проходила западная ветвь древнего торгового пути "Из Варяг в Греки". Этим путём возможно пройти и сейчас.

 

2005 год

 

  

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский