РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Грабарь И.Э. Позднейшие новгородские церкви. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.portal-slovo.ru («Православный образовательный портал»). Все права сохранены.
Ссылка на печатный оригинал в электронной версии отсутствует.
И.Э. Грабарь
Позднейшие новгородские церкви
Когда смотришь на внушительные стены Петра и Павла на Славне, то прямо не верится, что церковь построена уже после Феодора Стратилата, в 1367 году. Впечатление массивности придают ей не только два живописных контрфорса позднейшего происхождения, но и первоначальные стены храма, на которых совсем "по старине" подслеповато глядят узкие, словно щурящиеся окна. Когда-то церковь имела своды, впоследствии рухнувшие и замененные бревенчатым потолком1. Очень возможно, что архаизм ее шел дальше примитивного впечатления, производимого стенами, и зодчий вернулся в ней от восьмискатной системы к древним кружалам. В ней нет и столбов, которые могли оказаться ненужными после того, как обрушился верх.
Такое же архаическое впечатление производит и церковь Рождества Христова2 "в Конце" или "на Поле" [" на Кладбище"], слывшая также под названием "Рождества у Скудельниц" и построенная в 1381 году. Она покрыта на восемь скатов и имеет обычное трехдольное деление. Ее лопатки незначительно выступают из стены и заканчиваются в средней и западной части трехлопастными дугами, а в очень узкой восточной – двухлопастной полудугой. Никаких других украшений ее стены не имеют, и только верх барабана опоясан арками, под которыми помещены еще глубоко вдавленные нишки3. Этот арочный пояс – один из наиболее простых, но и самых эффектных во всем Новгороде.
Необыкновенно красива была, вероятно, церковь Покрова Богородицы в Зверине монастыре на Софийской стороне, пока целы еще были восемь скатов ее покрытия. Теперь ее кровля четырехскатная, но все же она сохраняет в своих стенах, простых и гладких, и особенно в куполе, все глубокое очарование архаических форм. Ее глава – одна из наиболее прекрасных по изумительному росту своих контуров. Церковь построена первоначально в 1335 году, но, как видно вновь перестроена в 1399 году.
В том же монастыре, несколько дальше за ней, стоит другая небольшая церковь во имя Симеона Богоприимца. Построенная уже значительно позже первой, в 1468 году4, она крыта на восемь скатов и, в общем, выдержана в формах Феодора Стратилата, но трактована гораздо проще и как бы провинциальнее5. Ее глава получила уже тот сплющенный вид, ту "пучину", которая была выработана в деревянных церквах и от них перешла в Москве на каменные. Еще больше испорчена глава на одной из самых очаровательных церквей того же характера, церкви Двунадесяти Апостол "в Пропастех" или "у Скудельни". В 1904 году она сгорела, и ее прежняя, тоже, впрочем, поздняя, глава теперь заменена совершенно безобразной, странно дисгармонирующей со стройным силуэтом церковки. Она построена в 1455 году6 и представляет тот упрощенный тип, который в это время был в Новгороде в большом ходу7. Вполне сохранившейся церковью такого типа является церковь Иоанна Богослова на Витке " в Радоговицах", построенная в 1383 году и имеющая барабан, окаймленный арочным пояском и увенчанный прелестного рисунка главкой8. Этот же упрощенный тип представляет и крошечная часовня, стоящая на правом берегу Волхова, верстах в трех к юго-востоку от города, и приписанная к Сковородскому монастырю. В этом же роде и церковь Николая Чудотворца, стоящая к югу от Зверина монастыря и приписанная к нему. Построение ее относится к 1386 году9, а придел Петра и Павла, прилепившийся к ней с севера и имеющий забавную вытянутую главку на тоненькой шейке, появился только в 1672 году. Как церковь, так и придел имеют по одному алтарному полукружию и вместе дают очень живописное впечатление, вызывающее воспоминание, скорее, о какой-то милой игрушке, нежели церкви10.
Но самое архаическое впечатление производит церковь Ильи Пророка на Славне. Хотя она и построена уже в 1455 году, но своим суровым видом кажется родной сестрой Петра и Павла на Синичьей горе или Николо-Дворищенского собора. Объяснение этому можно видеть, быть может, и в том, что она поставлена, по словам летописца, на старой основе. Эта церковь отличается необыкновенно широким и пропорционально очень массивным барабаном, покрытым круглой тяжелой главой. Но особенное своеобразие придают ей два крайних восточных выступа, хотя и позднейших, но составляющих вместе с тремя алтарными полукружиями какой-то непрерывный ряд стен, гнущихся живописными изломами. Стены эти не имеют ни одного орнамента, и эта суровая простота подчеркивает красоту такого же простого, четырехконечного железного креста ее главы, с наружными крестиками на концах.
Совершенно другим характером отличаются церкви, появляющиеся в Новгороде в XVI столетии. Таковы церкви Жен Мироносиц и Великомученика Прокопия, стоящие на Ярославском дворище, одна подле другой. Первая построена в 1445 году, но, как говорит летописец, "на старой основе". Однако в 1510 года она пришла уже в ветхость и была возобновлена11. Мы знаем, что такие возобновления, особенно совершаемые богатыми гостями, означали, в сущности, почти новую постройку, и можем с уверенностью предположить, что основные ее формы относятся именно к этому времени. Стоящая к востоку от нее церковь Прокопия Мученика построена в 1529 году и имеет некоторые особенности, до того не встречавшиеся в Новгороде12. Обе они имеют уже не по одному, а по три алтарных полукружия, достигающих у церкви Жен Мироносиц почти до самой кровли. Крыты они на четыре ската, но такое покрытие появилось у них, несомненно, позже, что особенно очевидно у Прокопия Мученика, сохранившего со всех четырех сторон ту трехдольную обработку стен, которая вызывалась формой фронтонной кровли13. Самое тройное деление здесь уже иного характера, нежели в прежних церквах, и средняя ниша лишена трехлопастной дуги, вместо которой получила только одно заострение. Боковые полудуги также без лопастей, причем вся западная нишка доходит не до самого низа церкви, а прерывается на одной трети от земли, благодаря чему вся обработка получает более декоративный характер. Такой же чистой декорацией является и особая ниша западной части стены, заканчивающаяся наверху тремя остроконечными арочками, - мотив, занесенный из Москвы. Этими арочками заменены у нее на барабане и арки его пояса, бывшие до того в Новгороде всегда дугообразными. Глава ее сохранила, по-видимому, изящную форму, полученную при сооружении церкви. На барабане церкви Жен Мироносиц арочный поясок спущен очень низко, и впадинка под ним неглубока. Лопаток на ее фасаде также нет, если не считать одного выступа с запада и двух с востока на южной стене, обрывающихся внезапно на одной трети ее вышины от земли. Четыре внутренних столба у нее закруглены в своей нижней части, а у Прокопия Мученика они совсем круглые сверху до низу, как у Симеона Богоприимца в Зверине монастыре. Все эти три церкви имеют подвал, или подцерковье, так же как соседняя с двумя первыми церковь Параскевы Пятницы, Рождества на Поле или обе Петропавловских – на Неревском конце [в Кожевниках] и на Славне.14
Мотив остроконечных арочек, встречающийся впервые у Прокопия Мученика, получил свою законченную обработку в трапезной церкви Сретения Господня в Антониевом монастыре. Как и две предыдущие, она перестроена приблизительно в одно время с ними, в 1533 году, но, как и там, эта перестройка была, вероятно, новой постройкой15. Ее барабанный поясок имеет такой же зубчатый характер, как и у Прокопия Мученика, а все стены украшены двууступчатыми полукруглыми нишками с заострениями наверху. Кровля была здесь, несомненно, восьмискатной, о чем свидетельствует среднее из трех делений каждой стороны. Оно значительно выше обоих боковых, и первоначально, надо думать, дуга его завершалась таким же острием, как и все нишки и впадинки церкви. Новая четырехскатная крыша срезала все заострения и образовала полукружия, в которых тогда же были написаны существующие до сих пор и позже поновленные фрески. Чтобы красиво заполнить всю стену под фронтоном, над боковыми нишами трехдольного деления и ближе к средней помещены две короткие нишки, выражающие вместе с продолговатыми боковыми стремление кверху.
Несколько иначе, хотя, в общем, в том же характере, обработаны стены Благовещения на Витковской улице [ныне – на Михайловской улице], в Славенском конце16. Обработка эта относится, по всей вероятности, в 1541 году17, когда церковь сгорела и была перестроена. Ее алтарный выступ охвачен вверху зубчатым поясом, а по стенам, тоже в верхней части церкви, разбросаны пятиугольные двууступчатые впадинки, повторенные и на галерее, соединяющей Благовещение со стоящей рядом церковью Михаила Архангела, разобранной до основания и вновь сложенной в начале XIX века. Церковные своды рухнули и заменены деревянным потолком, а каменный купол – также деревянным барабаном. Около того же времени была построена и колокольня церкви Никиты Мученика у Федорова ручья [на Московской улице] (1557 года)18, имеющая также характерную для этой эпохи обработку стен арками, заостренными наверху, и такими же нишками. Совсем особое место среди новгородских церквей занимает церковь Бориса и Глеба на Торговой стороне в Плотницком конце [в Плотниках]. Ее первоначальное построение, как и многих позднейших новгородских церквей, относится к сравнительно ранней эпохе, именно к 1377 году, но уже в 1521 году ее за ветхостью пришлось разобрать до основания, и в 1536 году строится новая19. Такая необычайная быстрота обветшания была, судя по летописям, довольно нередким явлением и объясняется тем, что множество церквей строилось спешно по обету или "от мора" иногда в один месяц и даже в неделю, а деревянные рубились в один день, причем получали название "обыденных". Но даже и в этих случаях слишком исключительная быстрота обветшания не всегда кажется правдоподобной и наводит на мысль о том, что в летописи просто пропущены года первоначального сооружения той или другой церкви, стены которых на самом деле могли быть и значительно древнее.
Вместо обычного в Новгороде трехчастного деления Борисоглебская церковь как бы возвращается в своих формах назад, к прежней арочной системе. Каждая стена ее также разбита пятью лопатками на три части, но они завершаются уже не трехлопастными дугами или полудугами, а мотивом древних арок, только последние выведены вверху не "по кружалам", а в виде фронтонов над каждым из трех делений фасада. Таким образом, кровля церкви производит впечатление нескольких кровель типа Феодора Стратилата, соединенных в одну общую композицию. Н.В.Покровский склонен видеть в Борисоглебской церкви очень типичный и чуть ли не излюбленный образчик покрытия в Новгороде. Он считает форму фронтонной кровли, выросшей из щипца избы и деревянного храма, не только очень практичной в стране, изобилующей дождями и снегами, но и настолько традиционной и старозаветной, что "новгородские плотники должны были чувствовать к ней инстинктивное влечение и внушить расположение к ней каменщикам"20. Все это не подлежит никакому сомнению и вполне объясняет живучесть и распространенность фронтонных церквей в Новгороде, таких, как церкви Феодора Стратилата и Спаса Преображения на Торговой стороне, но представляется весьма мало убедительным, если от живучести однофронтонного типа делать вывод о распространенности в Новгороде трехфронтонных фасадов. Несомненно, что, начиная с XV века, в Новгороде заметно стремление покрывать деревом на скаты каждую дугу церковных фасадов, но этот прием не привел к созданию законченного типа, и, как мы увидим дальше, целые ряды фронтончиков гораздо обычнее в Пскове, нежели в Новгороде, где церковь Бориса и Глеба приходится рассматривать, скорее, как исключение, нежели известный тип. Такими же неубедительными являются и все ссылки на обычаи строить церкви "по старине", и вывод отсюда, что первоначальная Борисоглебская церковь имела "такую же разделку стен со щипцами", тем более, что "она построена, по замечанию летописца, на старом основании и, вероятно, по старому образцу". Мы уже видели, насколько на этот раз новгородцы, заменившие прежнюю главу московским пятиглавием, были безупречны в очень добродетельном, но не всегда плодотворном тяготении строить "по старине".
В Новгороде есть еще несколько позднейших церквей, сохранивших некоторые следы эпохи. К ним относится церковь Филиппа Апостола на Славне, "на Нутной улице", как ее называет летопись, имеющая одно полукружие и четыре столба и в общем приближающаяся к типу Жен Мироносиц. Она первоначально была построена в 1383 году, но в 1541 году сгорела и тогда, вероятно, приняла приблизительно теперешний вид21. К тому же году, надо полагать, относится и постройка церкви Успения на Торговой стороне, которая, по словам летописца, "засыпалась" в этом году во время пожара22. Она имеет не четыре, а шесть столбов, из которых четыре восточных, несущих купол - круглые, а два западных – четырехгранные. Наконец, надо еще упомянуть о церкви Климента папы Римского, у Федорова ручья [на Иворовой улице], построенной в 1517 году23 и обновленной после пожара в 1596 году. От четырех ее столбов остались только два восточных. Церкви Ивана Милостивого на Мячине (1421 год)24, Николая Чудотворца в Вяжицком монастыре (1437 год)25, Иоанна Богослова там же (1439год)26 , Николая Чудотворца в Отенском монастыре (1463 год) и Троицы в Свято-Духовом монастыре (1557 год) представляют мало интереса. Только две церкви Вящицкого монастыря любопытны изразцовыми украшениями наружных стен, в Новгороде единственными. Они имеют по три абсиды и Никольская – пятиглавая. Как видно, изразцовое искусство, которым славились Москва и Ярославль, здесь было не в почете. Две церковки, приютившиеся в кремле, - Покрова Богородицы у Покровской башни и Андрея Стратилата – ничем особенно не отличаются, кроме того, что первая из них вся сложена из одного кирпича и поэтому должна быть отнесена уже к XVI веку, когда в Новгороде постепенно стали переходить от камня к кирпичу27, а вторая лишена восточного полукружия, хотя, по-видимому, построена в начале XV века28. Самая поздняя из новгородских церквей – Знаменский собор, построенный в 1682 году и возобновленный после пожара в 1699 году29. Но весь облик этого храма уже не имеет ничего общего с искусством Новгорода и всецело может быть отнесен к типу московско-ярославских церквей.
Примечания:
1. Эти своды и купол были
восстановлены по остаткам и следам древних конструкций при реставрационных
работах, производившихся в церкви Петра и Павла на Славнее в 1950-х годах.
Тогда же было восстановлено и первоначальное трехлопастное покрытие здания.
2. Церковь Рождества на Кладбище датирована по году закладки. Завершена она
была в 1382 году. Церковь славится своими фресками, найденными под побелкой в
1912 году. В 1936 – 1937 годах расчистка фресок была закончена (М.К.Каргер.
Новгород Великий, стр. 214 – 222).
3. Во время ремонта церкви Рождества на Кладбище, производившегося в 1950-х
годах под руководством архитектора Л.М.Шуляк, были обнаружены на западном
фасаде круглые ниши с фресковой росписью.
4. Столбы в церкви уже не четырехгранные, а круглые.
5. В настоящее время церковь Симеона в Зверине монастыре датируется 1467 годом.
Вместе с тем в летописи говорится, что в 1467 году была построена
"деревянная церковь", а "на другое лето", т.е. в 1468 году,
- каменная.
6. Летописных указаний о времени ее сооружения не сохранилось, но, как видно из
надписи на одном из антиминсов, освящена она святым Евфимием, тогдашним
новгородским архиепископом, в 1455 году, и архимандрит Макарий делает на
основании некоторых сопоставлений очень правдоподобное предположение, что
постройка ее должна была быть произведена в том же году.
7. М.К.Каргер в последнее время датирует церковь Двенадцати апостолов 1454
годом (см. Новгород Великий, стр. 160 – 161). В более ранней своей работе
Каргер пользовался датой, указанной И.Э.Грабарем, - 1455 год ( см. Новгородское
зодчество). В отличие от Каргера архитектор Красноречьев, руководитель
ремонтно-реставрационных работ, производившихся в церкви в 1957 – 1958 годах,
говорит, что существующая ныне церковь построена по повелению архиепископа
Евфимия в 1455 году на месте деревянной церкви, поставленной в 1432 году по
повелению того же архиепископа Евфимия и, в свою очередь, уже не первой на том
же месте (Л.Е.Красноречьев. Церковь Двенадцати апостолов. Новгород, 1959, стр.
3 – 4). Несколько позже Красноречьев датирует каменную церковь 1454 – 1455
годами, а стоявшую до нее более древнюю – приблизительно 1358 годом.
8. Датирована по году закладки. В настоящее время церковь Иоанна Богослова на
р. Витке датируется 1383 – 1384 годами. Во время ремонтно-реставрационных
работ, проводившихся в 1952 году по проекту архитектора Л.М.Шуляк, было
установлено, что первоначальное покрытие храма было трехлопастное, замененное в
XVI веке щипцовым восьмискатным. Тогда же были раскрыты и реставрированы
древний перспективный портал, заложенный в XIX веке, окна и ниши южного и
западного фасада, пояс-"бегунец" на западном фасаде (Л.М.Шуляк.
Церковь Иоанна Богослова на р. Витке. Новгород, 1959).
9. По сведениям архимандрита Макария, собранным из летописных и других
документальных источников, Никольская церковь, некогда принадлежавшая к
Бело-Николаевскому монастырю, была первоначально построена в 1135 -1136 годах,
возобновлена или вновь построена на том же месте в 1312 – 1313 годах, сгорела в
1386 году. В XVI веке Никольская церковь упоминается как существующая.
И.Э.Грабарь говорит об облике этой церкви, сложившемся после возобновления ее
вскоре после пожара 1386 года.
10. В 1386 году церковь эта сгорела, и поэтому нынешний вид ее главной части в
общих чертах получился, вероятно, около этого времени. Сюда же относятся и
церкви: Флора и Лавра на Софийской стороне, построенная в 1379 году и имеющая
четыре внизу округленных столба (до нашего времени не сохранилась, была
разобрана фашистскими оккупантами до основания на щебенку для мощения дорог),
Священномученика Власия (1407 года), о фронтонной форме которой говорят ее
трехчастные деления, и Климента папы Римского у Федорова ручья [на Иворове улице]
(1507 года), сохранившая еще восемь скатов и две узорных дорожки на барабане (в
настоящее время церковь Климента датируется 1519 – 1520 годами. По сведениям
архимандрита Макария, в 1517 году существовавшая до этого церковь Климента
обрушилась во время пожара, после чего была вновь построена московским гостем
В.Н.Таракановым и освящена 21 ноября 1520 года.
11. В 1541 году церковь горела и, возможно, что тогда она приняла свой
настоящий вид, за исключением, конечно, формы главы и надставленной над ней
главки, относящихся, несомненно, к XVIII веку.
12. Первоначально церковь была построена в 1359 году.
13. Во время реставрационных работ, производившихся в церкви Жен Мироносиц в
1950-х годах, было восстановлено первоначальное щипцовое покрытие. Проведенные
при этом исследования памятника (архитектор – Т.В.Гладенко) показали, что
пристройки к основной части здания возведены в более позднее и притом разное
время (М.К.Каргер. Новгород Великий. Стр. 177 – 179). Покрытие церкви Прокопия
первоначально тоже было щипцовое восьмискатное.
14. По "Летописцу Новгородскому церквам божиим", церковь Сретения в
Антониевом монастыре была освящена в 1537 году ("Новгородские
летописи". СПб., 1879, стр. 324), по так называемым "Рукописи
Московской синодальной библиотеки" и "Рукописи Археографической
комиссии" Новгородской летописи – в 1535 году. В настоящее время церковь
Сретения датируется 1535 – 1537 годами и 1533 – 1536 годами по разным
источникам.
15. Первоначально церковь была построена в 1364 году.
16. Улицы этой, или, вернее, переулка, сейчас не существует, и вход в нее
устроен со двора, выходящего на Михайловскую улицу.
17. Мнения позднейших исследователей о времени построения церкви Благовещения и
Витковой улице несколько разошлись – как с И.Грабарем, так и между собой.
Л.Е.Красноречьев считает на основании летописного известия о поновлении церкви
в 1542 году (после пожара 1541 года) и анализа архитектурных форм, что она была
возведена в 30-х годах XVI века. М.К.Каргер первоначальную постройку церкви
относит к 1362 году; в 1466 году, по его словам, церковь была заново
перестроена и, "судя по декору южного фасада, еще раз в XVI веке".
Новгородская археологическая экспедиция АН СССР 1961 года методом
дендрохронологии определила время постройки церкви Благовещения – 1553 год.
18. Судя по надписи на каменном поклонном кресте, вложенном внизу стены на
юго-восточной ее стороне.
19. В кн. "Новгородские летописи" архимандрит Макарий приводит
любопытное летописное сведение, из которого видно, что первоначально она была
одноглавой и пять глав она получила только при новой постройке.
20. Н.В.Покровский. Памятники христианской архитектуры. СПб., [1904], стр. 47 –
48.
21. По мнению М.К.Каргера, церковь Филиппа Апостола на Нутной улице была заново
построена в 1526 году (М.К.Каргер. Новгород Великий, стр. 193). Это не
расходится с упомянутой в летописи датой освящения церкви – 9 сентября 7035
года. Однако архимандрит Макарий утверждал, что она простояла без изменений с
1383 до 1536 года, когда жители Нутной улицы надстроили над Никольским приделом
деревянную придельную церковь Троицы.
22. По сообщению М.К.Каргера, церковь Успения на Торгу первоначально была
построена в 1135 году князем Всеволодом Мстиславовичем, но неоднократно
подвергалась перестройкам. Особенно серьезная перестройка церкви произошла, по
его мнению, в 1458 году, когда ее соорудили вновь "на старой основе",
т.е. на фундаментах более древней церкви. Но и после этого церковь несколько
раз переделывалась.
23. Церковь Климента датирована по году начала ее постройки на месте бывшей до
того церкви, сгоревшей в 1517 году. В настоящее время она датируется 1519
годом. Памятник сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны и в 1950-х
годах под руководством Т.В.Гладенко был отремонтирован, с восстановлением
первоначального трехлопастного покрытия.
24. В настоящее время датируется 1422 годом.
25. Указанный И.Грабарем год постройки относится к первоначальной каменной
церкви Николая Чудотворца, существовавшей в Вяжицком монастыре до последней
четверти XVII. Сохранившаяся до настоящего времени церковь была построена в
1681 – 1685 годах.
26. Указанный И.Грабарем год постройки относится к первоначальному зданию ее,
находившемся на том же месте почти до конца XVII века. Существующая церковь
возведена в 1698 году.
27. По последним данным, современный вид церкви Покрова в Новгородском кремле –
результат ее перестройки в XVII веке; сохранились сведения о сооружении церкви
в 1305 году боярином Семеном Климовичем и ее перестройе посадником Григорием
Якуновичем в 1389 году (А.И.Семенов. Исторические памятники Новгородского
кремля. Новгород, 1959, стр. 23).
28. В настоящее время церковь Андрея Стратилата в Новгородском кремле
исследователи относят к XVII, концу XVII и даже к началу XVIII века. В
результате раскопок, производившихся рядом в 1940 – 1941 годах, были найдены
руины церкви Бориса и Глеба, построенный в 1167 году и разрушенной во второй
половине XVII века. Оказалось, что северная стена церкви Андрея Стратилата
сооружена на остатках стены церкви Бориса и Глеба. Есть предположение, что в
древности церковь Андрея Стратилата была южным приделом Борисоглебской церкви,
но после разборки последней была возведена вновь как самостоятельный храм.
29. В настоящее время Знаменский собор датируется 1682 – 1688 годами на
основании летописных сведений о его освящении в 1688 году. Что касается
возобновления собора в 1699 году, то, по-видимому, нынешний облик храма –
результат его перестройки именно в это время, если судить по летописным данным.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский