РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Гращенков А.В. Портал собора Вознесенского монастыря. В кн.: Уваровские чтения - III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность. Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря. Муром, 17-19 апреля 1996 года. Муром, 2001. С. 123-126. Все права сохранены.
Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: http://www.museum.murom.ru. Все права сохранены.
По техническим причинам не удалось воспроизвести иллюстрации оригинала.
А.В. Гращенков
ПОРТАЛ СОБОРА ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Стр. 123
Собору Вознесенского монастыря в Московском Кремле уже было посвящено исчерпывающее исследование.1 Однако неизвестные специалистам детали, хранящиеся в лапидарии Московского Кремля, позволяют более подробно рассмотреть декоративное убранство одного из порталов собора. Эта тема представляет исключительный интерес, так как в настоящее время от разрушенного кремлевского собора сохранились только детали портала.
Главный собор
Вознесенского монастыря был построен Алевизом Новым в
Стр. 124
экспонаты фонда. В ходе
разборки фонда были обнаружены детали портала неизвестного памятника.
Проведенное исследование показало, что многочисленные храмы Кремля, снесенные в
1920-1930-ее гг. - Благовещения на Житном дворе (
Собор Чудова монастыря
имел два белокаменных портала с одинаковыми деталями. Перед сносом собора
Чудова монастыря в
К моменту разборки собор Вознесенского монастыря представлял собой четырехстолпный трехапсидный пятиглавый храм. В обработке его фасадов зодчие подражали наружному убранству Архангельского собора.14 Судя по обмерам, портал собора Вознесенского монастыря был перспективный и, вероятно, имел одинаковую декорировку. Он состоял из чередующихся полуколонок и прямоугольных косяков. На середине высоты полуколонок были декоративные перехваты – «дыньки». Полуколонки увенчивались полукруглыми сноповидными капителями, а косяки – прямоугольными.
В настоящее время в фонде Архитектурного декора ГММК хранится двенадцать деталей портала: четыре дыньки и восемь сноповидных капителей. Дыньки портала имеют форму усеченной сферы с выпуклыми дольками, выкрашенными в зеленый цвет, и гранеными ребрами бордового цвета между ними. Сверху и снизу деталей расположены витые жгуты желтого цвета, состоящие из чередующихся валиков и ложков. Дыньки одного типа имеют сфероидную форму, выпуклые валики и глубокие ложки жгутов, а дыньки другого типа меньше по высоте, сплюснутой формы с уплощенными жгутами. Несмотря на столь заметные различия, дыньки двух типов принадлежали одному порталу: на фотографии сфероидальная дынька относилась к наружной полуколонке, а сплюснутая - к внутренней. Сноповидные капители состоят из двух одинаковых половинок - прямой и перевернутой. Капители украшены длинными расширяющимися кверху листьями с полукруглыми завершениями. Посередине капители имеют перехват в виде двух полочек с откосами, между которыми помещен жгут, аналогичный дынькам. Подобно дынькам, листья капителей имеют зеленую покраску, а жгуты и откосы - желтую.
Помимо сохранившихся деталей, на фотографии зафиксированы также базы портала, имевшие оригинальную форму и декор. Базы портала были ионического ордера, причем нижний профиль и плинт украшались невысокого рельефа иониками и ромбами, чередующимися с валами. В отличие от средних баз, угловые базы имели трехгранную форму и выделялись декором: на профилях помещались рельефные розетки, а венчали детали витые жгуты, аналогичные дынькам и капителям. Фотография также позволяет высказать некоторые суждения о росписи портала. Видимо, полуколонки и косяки портала имели полихромную покраску: на темном фоне (может быть зеленом, в тон декоративным деталям?) выделяется растительный орнамент и белые грозди винограда. В настоящее время трудно определить время возникновения росписи. Во всяком случае, следует отметить, что покраски сохранившихся деталей имеют только один слой росписи. Возможно это указывает на позднюю дату росписи. На фотографии также видно, что портал переделывался в более позднее время, при этом полуколонка и косяк левой части портала были заменены пилоном грубой формы. Вероятней всего и правая часть портала имела такие же переделки. В этом случае при разборке Вознесенского собора были извлечены все декоративные детали портала, кроме баз (возможно из-за плохой их сохранности). Поскольку все сохранившиеся декоративные детали портала белокаменные, то несомненно
Стр. 125
белокаменными были также его полуколонки, косяки и архивольты. Этот прием был характерен для московских памятников XVI в., когда храм, построенный из кирпича, имел белокаменные порталы, наличники, цоколи и карнизы.
Развитие форм и декора
порталов соответствует эволюции памятников русского зодчества. На Руси
перспективные порталы появились у памятников владимирского зодчества XII в.
Вместе с другими формами перспективные порталы были позаимствованы в романском
зодчестве.15 Соборы, построенные при Андрее Боголюбском и Всеволоде
Большое Гнездо, имели перспективные порталы с аттическими базами,
коринфизирующей формы капителями и небольшими импостами.16
Аналогичные формы имели и последующие владимирские памятники XII-XIII вв.,
однако детали порталов покрывались богатейшей резьбой. У Рождественского собора
в Суздале (
Стр. 126
кремлевского Чудова монастыря. Деталировка традиционных деталей портала изменилась: у дынек были несколько упрощены формы (вместо двойных жгутов стали одинарные), формы капителей наоборот усложнились (зубцы превратились в длинные тонкие листья с килевидными завершениями). Наряду с традиционными московскими, в декоре порталов Чуда Архангела Михаила были применены также ренессансные мотивы.21 Среди них особенно оригинальна форма и декор баз, которым подражают базы Вознесенского собора. Но в отличие от собора Вознесенского монастыря верхний профиль баз чудовского собора украшен не фестонами, а иониками, а угловые базы витого жгута не имеют. В дальнейшем сноповидная капитель получает широкое распространение у памятников Москвы и Подмосковья первой четверти XVI в., однако быстро исчезает к сороковым годам XVI в. Другие традиционные детали - дыньки и аттические базы - оказываются более устойчивыми и сохраняются без особых типологических изменений до конца XVI в. При этом опять получают широкое распространение дыньки с двойным жгутом.
Таким образом, портал
сбора Вознесенского монастыря представляет собой оригинальное произведение
русской архитектуры, детали которого выполнены в традициях начала XVI в., чем
коренным образом отличается от типичных памятников конца XVI в. Уникальность
порталу придают также итальянские базы с орнаментом, которые встречаются только
у порталов собора Чуда Архангела Михаила. Близкое подражание декоративным
формам собора Чудова монастыря позволяет сделать предположение, что мастер
Вознесенского портала взял за образец белокаменные порталы собора Чудова
монастыря. Это неудивительно, если учесть близкое соседство двух памятников и
то, что они являлись главными храмами важнейших кремлевских монастырей. Как уже
указывалось выше, дыньки портала Вознесенского собора представляют собой две
разновидности. Это противоречит сложившейся традиции, когда порталы русских
храмов XVI в. обычно имели одинаковые детали. Вероятней всего считать, что
новые формы возникли во время какого-либо ремонта портала, о чем, в частности,
свидетельствуют грубый пилон, который заменил полуколонку и косяк портала.
Любопытно отметить, что дыньки портала первого типа близки по форме дынькам
собора Чуда Архангела Михаила. Учитывая это обстоятельство и то, что
итальянские базы с ренессансным декором были чужды мастерам годуновской артели
и никогда больше ими не употреблялись, можно высказать предположение, что при
постройке Вознесенского собора
Вознесенский собор
1 Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в
Московском Кремле // Памятники культуры. Новые открытия за
2 Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 148.
3 Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в
Московском Кремле // Памятники культуры. Новые открытия за
4 Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в
Московском Кремле // Памятники культуры. Новые открытия за
5 Последнее упоминание о соборе относится к 23.09.1929
г., когда сообщается о «перевозке крестов из бывшего Вознесенского монастыря в
церковь Иоанна Лествичника» // Дневник работ 1928-1929 гг. ОРГП. 1928. Ф.
20. Д.
6 Сообщено Ивановым В. Н.
7 В музейной практике это явление встречается часто.
8 Рихтер Ф. Памятники древнего русского зодчества,
снятые на месте и изданные при московском дворцовом архитектурном училище.
Тетр.
9 ОРГП ГММК. Фототека папка 130. Фото 197.
10 Гращенков А. В. Архитектурный декор собора Чудова монастыря // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991. С. 201.
11 Гращенков А. В. Архитектурный декор собора Чудова монастыря... С. 199.
12 Грабарь И. Э. История русского искусства. Т.
13 Технический архив 9-го Управления КГБ.
14 Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в
Московском Кремле // Памятники культуры. Новые открытия за
15 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1961. Т. 1. С. 109.
16 Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. М., 1969. С. 180, 310.
17 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1962. Т. 2. С. 123.
18 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1962. Т. 2. С. 238.
19 Гращенков А. В. Фасадное убранство Благовещенской церкви XIV века Московского Кремля // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1995. С. 91.
20 ПСРЛ. СПб., 1911. Т. XVIII. С. 249.
21 Гращенков А. В. Архитектурный декор сбора Чудова монастыря // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991. С. 199-210.
22 Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в
Московском Кремле // Памятники культуры. Новые открытия за
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский