РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Гущина В.А. К вопросу об истоках формирования Кижского архитектурного ансамбля. В кн.: Кижский вестник. Сб. статей. № 9. Петрозаводск, 2004. Все права сохранены.

Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/kizhi_vestnik/kizhi_vestnik9/04_01.htm

(Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» – http://kizhi.karelia.ru). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.

 

 

В.А. Гущина

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ ФОРМИРОВАНИЯ

КИЖСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ

 

Изучение культового деревянного зодчества в России началось сравнительно недавно. В 1889 г. академик В.В.Суслов отмечал: «До настоящего времени все труды наших ученых и художников по исследованию древнего русского зодчества были направлены только на изучение каменных образцов его, исследование же деревянной архитектуры если и не совсем, то заметно игнорировали. Академик Л.В.Даль, во всяком случае, был выдающимся исключением, положив почин серьезному, специальному исследованию деревянных памятников родного зодчества, но по смерти его никто не продолжил начатого им труда…

Ввиду того что деревянные памятники нашего зодчества с каждым годом бесследно исчезают, я получил предложение от Императорской Академии художеств осмотреть и сделать с некоторых из них тщательные обмеры и рисунки. Труд мой заключается специально в исследовании развития нашего зодчества в северных краях»001.

«Откладывать исследование памятников нашего далекого Севера даже преступно: время, неумолимый сокрушитель, висит Дамокловым мечом над немыми свидетелями глубокой старины, и уже близка пора, когда они бесследно исчезнут с лица Русской земли и навсегда сокроются от летописей и преданий народной жизни»002.

Академик В. В. Суслов призывал глубже вдумываться в естественный ход развития народного творчества с тем, чтобы понять его духовный язык003.

Первый опыт написания истории русской архитектуры осуществил академик А.М.Павлинов в 1894 г.004 Глава «Деревянное зодчество» была выделена им особо. Касаясь Преображенской церкви, А.М.Павлинов писал: «Нельзя не упомянуть также про церковь Преображения в Кижском погосте Петрозаводского уезда. Она многоглавая, выступы креста крыты по трем уступам каждый, на каждом уступе по главке»005. Затем отмечает: «Все вышеупомянутые деревянные церкви и многие, разбросанные по провинциальным городам и селам, конечно, не представляют памятников высшего деревянного зодчества. Последние, несомненно, были и в свое время процветали в лучших городах, в царских, великокняжеских и боярских деревянных храмах и хоромах»006.

Почти 100 лет тому назад академик А.М.Павлинов не относил Преображенскую церковь в Кижах к памятникам «высшего деревянного зодчества», но время внесло коррективы. На заседании, состоявшемся в декабре 1990 г. в Банфе (Канада), Межправительственный комитет ЮНЕСКО утвердил включение Преображенской церкви в Список всемирного наследия в составе Кижского архитектурного ансамбля. Памятник высочайшего ранга требует досконального изучения и ответа на вопрос об истоках его формирования.

Продолжается постепенное накопление материала и более глубокое его осмысление; расширяется регион исследований, выявляются местные особенности в культовом зодчестве на примере малоизвестных церквей и архитектурных комплексов, способствовавших созданию Кижского архитектурного ансамбля; делается попытка классификации основных типов культовых строений и их разновидностей.

На обширной территории совместного проживания финно-язычного и славянского населения (Карелия, Ленинградская и Вологодская области) исследователи отмечали наличие особенностей, характерных для деревянных церквей данного региона. Эти особенности ярко проявились в церквах шатрового типа007, а также в ряде церквей клетского типа008. Многоглавые церкви в данном ракурсе не рассматривались, за исключением предположения А.Рыбакова о «сугубо местном варианте фигурного завершения четверика, в котором своеобразно синтезированы формы бочки и двускатного покрытия с полицами», на примере многоглавых церквей: Успенской, 1770 г. в Девятинах; Никольской, 1791 г. Оштинского погоста009. Все три основных типа церквей имеют свои разновидности.

Известно, что на территории Кижского погоста были представлены церкви всех трех типов: клетского, шатрового и многоглавого. Какими могли быть церкви – предшественницы современных многоглавых кижских церквей? Попытаемся на примере имеющихся данных о деревянных церквах рассматриваемого региона проследить возможные варианты их разновидностей начиная с наиболее древних церквей клетского типа.

 

Клетские церкви

А. Одноглавые клетские церкви с двускатными крышами

К наиболее древним деревянным церквам, сохранившимся на территории Карелии, относится церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря Пудожского района, датируемая второй половиной XIV в. (вопрос о датировке подвергается сомнению)010. Церковь входит в состав экспозиции музея «Кижи» (рис.1). Все три клети имеют двускатные крыши. Главка над центральной клетью поставлена прямо на шелом. Алтарь – трехстенный.

Иллюстрация

Согласно архитектурному анализу Е.В.Вахрамеева, наиболее близка к данному варианту в своем первоначальном виде Варваринская церковь 1650 г. в Яндомозере (Карелия, Заонежье)011.

Значительно большие размеры при наличии тех же самых конструктивных решений имеют Никольская церковь 1797 г. в Рыбреке (Карелия, Прионежье) и Никольская церковь XVIII в. в Вегоруксе (Карелия, Заонежье).

Наряду с церквами, имеющими довольно низкие, но широкие клети и двускатное покрытие, в начале XVI в. были распространены церкви с подчеркнуто высокими срубами под прямоскатными крышами с короткими свесами. К ним относятся: Георгиевская церковь 1522 г. в Шаменичах; Георгиевская церковь первой половины XVI в. в Юксовичах (рис.2); Покровская церковь в 1667 г. Шаменичах (рис.3); Покровская церковь 1783 г. в Волнаволоке; церковь XVII в.(?) в Курвушах Ленинградской области.

Иллюстрация

Иллюстрация

Аналогичные клетские церкви расположены и на новгородской территории, примыкающей к Ленинградской области: Успенская церковь 1599 г. из Никулино Любытинского района; церковь Троицы 1676 г. из Реконьской пустыни Любытинского района; Никольская церковь XVII в. из деревни Мякишево Хвойнинского района и Никольская церковь 1687–1688 г. из деревни Тухоля Крестецкого района. Эти церкви находятся в экспозиции новгородского музея народного зодчества «Витославлицы»012.

Близки к ним также клетские церкви, расположенные на вологодских землях: Ильинская церковь 1665 г. в Верхнепятницком погосте и в Карелии: Богоявленская церковь XVII в. в Олонецком районе; церковь Благовещения 1675 г. в Яшезерском монастыре в Прионежском районе.

Некоторые клетские церкви имели приделы: церковь Благовещения 1675 г. в Яшезерском монастыре; Покровская 1694 г. в Кижах и Никольская 1797 г. в Рыбреке.

Характерной особенностью для церквей данного вида является их объединение в единый комплекс с колокольней, особенно распространенное на территории Ленинградской области. К их числу относятся Георгиевская 1522 г. в Шаменичах013; Георгиевская первой половины XVI в. в Юксовичах (наличие звонницы на столбах предполагается над крыльцом)014; Покровская 1755 г. в Пидьмозере015.

На территории Карелии соединение клетской церкви с колокольней известно на примере Никольской церкви в Вегоруксе016. В данном случае соединение с колокольней осуществлялось сложной системой двумаршевого крытого крыльца с тремя рундуками и двумя боковыми лестничными крытыми маршами, блокирующими колокольню с южной и северной сторон (первый и второй строительные периоды).

Необходимо также отметить планировочную особенность помещения трапезной, имеющей трапециевидную форму сруба в древней клетской Георгиевской церкви в Юксовичах. Аналогичный прием встречается в шатровых церквах, например, Никольская церковь 1630 г. (Карелия, Прионежье) «внутри интересна по плану, суживающемуся в обе стороны от центра трапезной»017, а также в Воскресенской церкви 1696 г. в Важинах Ленинградской области018.

В церковных трапезных клетских и шатровых церквей устанавливались высокие резные столбы. В отличие от массивных приземистых столбов в трапезных северных церквей столбы в клетских храмах с подчеркнуто высокими срубами отличались особой стройностью и наличием фигурных кронштейнов в виде воздетых в молитве рук, а также декоративно обработанными рифлением потолочными подбалками.

В трапезных клетских церквей рассматриваемого вида наличие столбов зафиксировано во Флоровской церкви 1613 г. в Карелии (Олонецкий район)019, в Никольской церкви 1797 г. в Рыбреке (Карелия, Прионежье). Есть они и в шатровой Варлаамовской церкви 1697 г. того же погоста («матицы также поддерживаются столбами»)020. На территории Ленинградской области резные столбы в трапезных известны в клетских церквах: Покровской 1667 г. в Шаменичах: «два любопытных деревянных столба в интерьере церкви»021; в Георгиевской церкви первой половины XVI в. в Юксовичах («внутри церкви стоят два мощных столба с выразительной резьбой в виде дынек, перетянутых жгутами»)022.

Аналогичные столбы характерны также для трапезных шатровых храмов (Успенская церковь 1774 г. в Кондопоге, Карелия023; церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1765 г. в Кузаранде, Карелия024; церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1659 г. в Гимреке, Ленинградская область). Резные столбы с росписью зафиксированы в Успенской церкви 1689 г. в селе Озера Ленинградской области. Предполагается, что в трапезной Покровской церкви в Кижах также было два столба. В числе работ по реставрации Покровской церкви значилось «восстановление интерьера трапезной с устройством первоначального перекрытия на двух столбах»025.

В собственно церковном помещении клетских церквей под двускатными крышами устанавливались 3- и 4-ярусные иконостасы с иконами старинного письма: в Георгиевской церкви в Юксовичах был 3-ярусный тябловый026; в Георгиевской церкви 1522 г. в Шаменичах – 4-ярусный резной027; в Никольской церкви 1797 г. в Рыбреке – 3-ярусный резной иконостасы028.

Как известно, клетские церкви, перекрытые простой двускатной крышей, представляют один из наиболее древних типов церквей, праобразом для которых явилась обычная бревенчатая клеть. Так же как и для жилого дома, церквам были присущи идентичные элементы экстерьера и интерьера: волоковые и красные (косящатые) окна с наличниками и двустворчатыми ставнями; причелины, полотенца, подзоры, резные столбики; трапециевидные потолки «в елочку» («в косяк») и отопление по-черному, придававшие культовым постройкам уют и тепло жилого дома.

К чисто церковным элементам относится: усложнение силуэтного восприятия храма, связанное с подчеркнутой высотностью основного объема; пластичные повалы; наличие двумаршевых крытых крылец с тремя рундуками, высоко поднятыми над землей на далеко выступающих из сруба кронштейнах (консолях); обходные галереи; резные гребни на шеломах; парадное оформление дверного проема; резные столбы с кронштейнами и рифлеными подбалками в помещении трапезной; смелый прием в планировочном решении в виде устройства трапециевидного сруба трапезной; а также блокировка церкви с колокольней в разнообразных вариантах.

Наличие одного-двух приделов, установка 3- и 4-ярусных (тябловых или резных) иконостасов, освещаемых окнами в два яруса, завершают представление о клетских церквах как о храмах, достигших своего полного развития в рамках присущих для них скромных возможностей.

Особо декоративной насыщенностью отличались клетские церкви с двускатными покрытиями, созданные на территории Ленинградской области.

Нередко клетские церкви перестраивались в шатровые. Известно, что «первоначально Варваринская церковь в Яндомозере строилась как церковь клетского типа»029. Удалось установить, что Богоявленская церковь в Челмужах 1605 г. также была клетской030.

Замену клетских церквей шатровыми зафиксировали и другие исследователи на примере церквей Вологодской области (Белозерье), отметив, что в период с 1612 по 1773 г. «в шести случаях клетские церкви были заменены шатровыми, а в двух случаях наоборот»031 .

Известно, что первоначально после пожара в 1694 г. Покровская церковь в Кижах строилась клетской с приделом во имя Николая Чудотворца: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере на Кижском острову, а на погосте строят церковь новую, теплую, клетцки, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николы Чюдотворца»032. Какой она могла быть?

Вероятно, клетский вариант Покровской церкви не особенно отличался чрезмерной высотностью основного объема и был близок клетским церквам под двускатным покрытием, характерным для Заонежья и соседнего Прионежья.

Была ли Покровская церковь построена клетской? Когда было решено перестроить ее в шатровую: в момент строительства или позднее, после полной ее раскатки? Была ли она шатровой? Когда именно появилось ее девятиглавое завершение? Эти вопросы требуют тщательного исследования объекта и дополнительных архивных изысканий.

 

Б. Клетские церкви с ярусным верхом

Не легко было зодчим добиться предельной полноты выявления архитектурно-художественных возможностей в связи с чрезвычайной простотой двускатного покрытия клетских церквей. Но на примере Предтеченской церкви 1697 г. на Ширковском погосте Осташковского района Калининской области убеждаемся в том, что усложнение силуэтного восприятия храма движением от обычной двускатной кровли к двум (церковь в Юксовичах) и более ярусным покрытиям пирамидального вида привело данную разновидность церкви к логическому финалу без возможности дальнейшего усовершенствования ее двускатного покрытия (рис.4).

Иллюстрация

Круг замкнулся. Начались поиски новых вариантов кровельного завершения, и они были найдены. Возможности клетских церквей расширились.

 

Клетские церкви с шатровым покрытием («клецки, верх шатром»)

Дробность ярусных двускатных крыш, доведенных на примере Предтеченской церкви Ширковского погоста до пирамидального силуэта, обрела монолитное шатровое завершение с четырьмя равноширокими гранями. Такие церкви с шатровым венчанием («клецки, верх шатром») в XVI в. были на территории Карелии в Машозере (Ильинская церковь), в Ведлозере (Никольская церковь с приделом Георгия Страстотерпца), в Важеостровском монастыре (церковь Преображения), в Нигижме (церковь Великомученика Георгия), на Купецком озере и в Муромском монастыре (церковь Успения Богородицы)033.

Известна Никольская церковь 1717 г. в селе Новинка Вологодской области034 (рис.5). Над трапезной этой церкви возвышалась небольшая колокольня с шатровым верхом. Четверик имеет небольшой повал с полицей. Необычно выглядит высокое четырехскатное покрытие в форме шатра. Никольская церковь дает яркое представление об архитектуре древних клетских церквей с шатровым завершением, являющимся в настоящее время редким явлением.

Иллюстрация

Позднее, видимо, шатер над клетью постепенно стал низводиться до обычной 4-скатной крыши, что видно на примере Ильинской церкви 1694 г. в Согинцах Ленинградской области. В данном случае наблюдаем переходный вариант к простейшему виду церкви «на камяное дело», подготовленный для принятия пятиглавия, но увенчанный пока только одной главой.

 

Клецкие одно- и пятиглавые церкви («на камяное дело»)

На территории Карелии и Ленинградской области такие церкви были широко распространены. Центральный объем – четверик – перекрывался 4-фронтонной (или восьмискатной) крышей. Примером данной разновидности являются: церковь Флора и Лавра 1613 г. в Мегреге Олонецкого района Карелии, Никольская пятиглавая церковь в Палеостровском монастыре (Карелия, Заонежье). Церковь известна по документам до 1563 г.035.

Преображенская церковь 1776 г. в Шелтозере-Бережном (Карелия, Прионежский район) на вершинах щипцовой кровли на восемь скатов имела четыре главы. Пятая была установлена в центре четверика на низком, но широком восьмерике. Шестая глава располагалась над алтарным пятигранным прирубом. Над притвором возвышалась колокольня из двух восьмериков с неравными гранями, увенчанная шпилем036.

Пятиглавая Троицкая церковь 1694 г. в Помялове Ленинградской области имела соединение с шестигранной колокольней через двумаршевое крыльцо037.

В Прионежском районе Карелии в селе Каскесручей была построена пятиглавая Успенская церковь 1861 г. Большая глава располагалась по центру высокого четверика, а четыре меньшего размера – по углам038.

Позднее пересекающиеся фронтонообразные крыши клетских церквей стали заменяться крестчатыми бочками с пятиглавием. Примером могут служить церкви Ленинградской области: семиглавая Ильинская 1781 г. (две главы расположены над двумя алтарными прирубами) и Дмитриевская церковь 1783 г. в Щелейках (рис.6). Обе церкви имеют соединение с колокольней («в единую связь»).

Иллюстрация

Клетские церкви «на камяное дело» прошли довольно значительный путь развития от простого щипцового завершения с одной главой по центру до крестчатых бочек, увенчанных пятиглавием и объединенных в согласованный комплекс с колокольней; путь от преобладания заостренных щипцов к мягким и плавным линиям бочечных кровель фигурного очертания.

Зодчим предстояло освоить новые варианты в церковном строительстве, усложняя вертикальную направленность основного объема. Путь к этому был найден через установку на нижний четверик восьмигранного сруба. Первоначально эти восьмерики в виде низеньких срубов вырастали над двускатной крышей, в центре щипцовых кровель и бочечно-крестчатых крыш, а затем получили яркое выражение в новом типе шатровых церквей «восьмерик на четверике».

 

Шатровые церкви

Шатровые церкви рассматриваемого региона также отличаются большим разнообразием.

 

Шатровые церкви («клецки, верх шатром»)

Известны шатровые церкви, имеющие в основании клеть («клецки, верх шатром»). Вопрос о данной разновидности рассмотрен нами ранее. Усложненный вариант планировочного решения – четверик, окруженный четырьмя прирубами. В плане церковь представляет равноконечный крест («шестнадцатистенник»).

 

Церкви «крестчатые» шатровые («о пяти и девяти верхах шатровых»)

Рассмотрим эту разновидность на примере Никольской церкви 1673 г. в селе Дмитриево и Успенской церкви 1694 г. в селе Нелазское, расположенных в окрестностях Череповца и сохранившихся до наших дней. Главным объемом этих церквей является четверик, окруженный четырьмя прирубами, в плане образующий равноконечный крест. Прежде Никольская церковь была девятиглавой. В настоящее время центральный объем Никольской церкви увенчан куполом с главкой на тонкой шейке, а в Успенской – крещатой бочкой с плотно сидящим пятиглавием. Первоначально, видимо, церкви имели шатровые верха и отличались особой внушительностью. Успенская церковь с трех сторон обнесена крытой галереей, устроенной на далеко вынесенных консолях. Из галереи в помещение церкви «ведет красивый портал с килевидным подвышением. Боковые грани входа трижды перехвачены спаренными резными »веревочками». Этим же мотивом резного декора с накладными розетками портал украшен вверху и по внутренней кромке у древних косяков»039. Украшен резьбой также западный портал Никольской церкви, что свидетельствует о высокой культуре плотницкого искусства. Красиво оформлена была входная дверь в Варваринской церкви 1693 г. в Рыбреке (Карелия, Прионежье).

При наличии двух уступов на каждом прирубе данная крестчатая планировка вполне может иметь девять верхов шатровых или девять глав, как и было отмечено.

В XVII в. церкви «о девяти и пяти верхах шатровых» имели распространение на территории Карелии в Заонежье. Старейшей из них являлась церковь Георгия Страстотерпца («о пяти верхах шатровых») в Толвуйском погосте. Другой пятиверхий храм – Николы Чудотворца – был построен в Клименецком монастыре. А самая большая – «о девяти верхах шатровых» – церковь Николы Чудотворца была поставлена на Шуньгском погосте. «По описанию 1628-1631 гг. Егорьевский в Толвуе и Никольский в Шуньге храмы были холодными, без трапезных, с приделами на хорах и отличались богатством убранства»040.

На территории Вологодской области известна крестообразная церковь Рождества Богородицы041.

Предельная полнота использования возможностей клетского плана вывела зодчих к восьмигранному объему.

 

Церкви типа «восьмерик от пошвы»

Церкви этого типа могут иметь равно- и разноширокие грани. Разные по ширине грани восьмерика характерны для Преображенской церкви 1696 г. в селе Пидьма Ленинградской области. Преобладающее число церквей имело равноширокие грани (например, церковь Святого Апостола Фомы XVIIв.(?) в Вехручье на территории Прионежского района в Карелии). Значительное количество церквей с восьмериковыми срубами от земли зафиксировано в Белозерье Вологодской области042.

 

Церкви шатровые «восьмерик с четырьмя прирубами»
(«кругла по старине о 20-ти стенах»)

Усложнение восьмериковой основы нарастало постепенно. Именно восьмигранный сруб утвердился в церковном зодчестве с понятием «великой» постройки. В связи с этим интерес представляет «Устюжская легенда», связанная с историей Успенской церкви в Устюге, впервые упомянутой в 1290 г. Это был грандиозный пятишатровый храм, украшавший Устюг с XIII в. по 1619 г. Церковь состояла из центрального восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанными шатрами («кругла по старине о 20-ти стенах», «двадцатистенок»). Сгорев в 1398 г., Успенский собор в следующем году был заново отстроен. Мастера, присланные из Новгорода «…поставиша церковь на Устюге древяну велику единого лета»043.

Через 90 лет сгорел и этот храм. Новую церковь в период с 1491 по 1493 г. заложил Алексей Вологжанин вопреки воле заказчиков – устюжан «не по старине», а крестчатую в плане. Новшество устюжанам не понравилось, и в 1492 г. артель из шестидесяти ростовских плотников во главе с тем же мастером Алексеем Вологжаниным заложила церковь «круглу по старине о 20-ти стенах», т. е. храм, состоящий из восьмерика с четырьмя прирубами, с шатровыми завершениями044.

Предположительно источником архитектурной композиции древнейшего устюжского храма послужил Ростовский Успенский собор, построенный в конце X в. (сгорел в 1160 г.)045.

Еще одним примером подобного храма могут служить, вероятно, церковь Рождества Богородицы 1528-1531 гг. из села Передки Боровичского района Новгородской области (церковь находится в экспозиции музея «Витославлицы»), а также церковь Спаса Преображения Большого Тихвинского посада 1665 г. Если принять во внимание многочисленные «поновления» этих церквей в более поздние времена, при наличии двух уступов на каждом прирубе можно было получить церковь «о девяти верхах шатровых», как и в предыдущем варианте.

Древнейшей архитектурной композиции «круглой, о 20-ти стенном окладе» предстояло пройти длинный путь развития и усовершенствования через ярусное и многоглавое построение, заменившее строгие силуэты шатровых покрытий.

 

«Десятерик от пошвы» («круглая»)

Церкви этого типа, когда центральным объемом служил «десятерик от пошвы», довольно редко, но все же встречались. В настоящее время известна Воскресенская церковь 1630 г. в селе Важины Ленинградской области. Церковь претерпела значительные изменения (шатер был заменен полукуполом). Обширный десятерик начинается «от пошвы». К западным граням десятерика примыкает трапециевидная в плане клеть второй, зимней, церкви. Зимняя церковь связана с колокольней клетью паперти с лестницей внутри ее046. Рядом стояла семиглавая церковь (не сохранилась).

Наряду с чистыми четвериками, восьмериками и десятериками «от пошвы» стали появляться комбинированные связи срубов. К таким относится наиболее распространенный тип церквей «восьмерик на четверике».

 

Церкви типа «восьмерик на четверике».

Шатровые, шатрово-многоглавые и многоглавые

Особенно много церквей шатрового типа «восьмерик на четверике» было построено и сохранилось до нашего времени на территории Карелии: Пятницкая церковь 1599 г. в Суме Пудожского района047, Богоявленская церковь 1605 г. в Челмужах, Никольская церковь в Брусно 1630 г.048, Никольская церковь в Лижме 1644 г.049, Георгиевская церковь 1650 г. в Песчаном050, Троицкая трехшатровая церковь XVII в. Олонецкой крепости051, Варваринская церковь 1650 г. в Яндомозере052, Никольская церковь 1683 г. в Деревянном053, Ильинская церковь 1685 г. в Горнем Шелтозере054, Варваринская церковь 1693 г. в Рыбреке055, Покровская церковь 1695 г. в Шокше, церкви Успения 1720 г., Александра Свирского 1768 г. в Космозере056, церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1760 г. в Кузаранде057, Вознесенская церковь 1781 г. в Типиницах, церковь Рождества Богородицы 1789 г. в Колодозере058, а также предполагаемый вариант Покровской церкви в Кижах (до 1764 г.(?)059.

Церкви данного типа были и в Вологодской области (Белозерский край), но в незначительном количестве060. Из сохранившихся церквей на этой территории особое значение имеет древняя церковь Ильи Пророка 1692-1702 гг. в деревне Самино.

На территории Ленинградской области церкви типа «восьмерик на четверике» также не имели широкого распространения (или не сохранились?).

 

Церкви со смешанным шатрово-многоглавым покрытием

Такие церкви стали появляться наряду с чисто выраженным типом церквей «восьмерик на четверике». К ним можно отнести Успенскую церковь 1779 г. в селе Ладва Прионежского района Карелии (рис.7). Главки этой церкви еще только подступают к подножию шатра, полностью сохранив его главенствующее положение.

Иллюстрация

 

Церкви типа «восьмерик на четверике» с многоглавием

На примере Покровской церкви к 1764 г. в Кижах наблюдаются полное исчезновение шатра, низведенное до едва заметной восьмискатной кровли, и торжество многоглавия, уничтожившего традиционный шатровый верх, присущий данному типу церквей, сохранив при этом характерные особенности в виде повала и фронтонного пояса. Многоглавое завершение позволило наиболее эффектно ввести Покровскую церковь в единый, гармоничный комплекс с 22-главой Преображенской церковью.

Сложная задача согласованности двух церквей была блестящим образом разрешена зодчими и этим способствовала созданию шедевра – всемирно известного Кижского архитектурного ансамбля. Смелое новаторство было достигнуто за счет полного низведения самостоятельного образа Покровской церкви как представительницы местного, прионежского, типа, пожертвованной в угоду красоте феерического многоглавия Преображенской церкви.

Таким образом, Кижский архитектурный комплекс был создан по принципу «многоглавие рядом с многоглавием». Вариант с шатровой Покровской церковью был бы менее гармоничен.

 

Ярусные шатровые церкви типа «восьмерик на восьмерике»

К церквам данной разновидности относится Никольская церковь 1696 г. в селе Согиницы и Знаменская церковь на большом Тихвинском посаде XVII в. городе Тихвине Ленинградской области. Обе церкви обладают яркими признаками прионежского типа: наличие повалов (плавного расширения сруба к верху) и фронтонных поясов в виде ломкой зигзаговидной линии, расположенной на стыке двух восьмигранных объемов, отдаленно напоминающей щипцовые силуэты клетских церквей.

Шатровые церкви ярусного типа «два восьмерика на четверике»

Со временем планировка церквей типа «восьмерик на четверике» начинает усложняться по вертикали. Известны церкви с установкой на четверике двух восьмигранных объемов. К таким церквам на территории Карелии относятся: Петропавловская церковь 1620 г. в деревне Лычный Остров (рис.8), Никольская церковь 1634 г. в селе Линдозеро (рис.9), церковь Успения Богородицы 1774 г. в Кондопоге (рис.10). Все эти церкви обладают ярко выраженными признаками местной, прионежской, школы в виде повышенной высотности, наличия повалов и фронтонных поясов.

Иллюстрация

 

Иллюстрация

 

Иллюстрация

Ярусные церкви типа «три восьмерика на четверике».

К данной разновидности церквей относится Никольская церковь 1779 г. из деревни Высокий Остров Новгородской области (перевезена в музей «Витославлицы»). Вопреки традиции эта церковь увенчана не шатром, а одной главкой061. Ярусное архитектурно-композиционное построение Никольской церкви с тремя убывающими по высоте срубами восьмериков вписывается в пирамидальный силуэт, приближаясь к полному выявлению возможностей данной восьмериковой схемы при ее одноглавом завершении. Одновременно оно предваряет новые варианты многоглавия – установку глав на пустующих гранях многочисленных срубов.

 

Многоглавые церкви

Многоглавие развивалось на древней архитектурно-конструктивной основе клетских и шатровых церквей с усложнением их горизонтального и вертикального членения, а также и с одновременным увеличением количества глав, организованных чаще в виде пятиглавия, реже девятиглавия «по кругу» или в виде пирамидального силуэта.

Попытаемся проследить разновидности многоверхих церквей на примере уже известных построек.

Многоглавыми, как выше сказано, могут быть:

·                    клетские церкви («на камяное дело») с установкой пяти глав на 4-скатной крыше, на щипцовой крыше или на крещатой бочке;

·                    церкви типа «четверик с четырьмя прирубами» («кресчатые»), шатрово-многоглавые;

·                    церкви типа «четверик на четверике» (Богоявленская церковь 1733 г. в Палтоге Вологодской области);

·                    церкви типа «восьмерик на четверике»;

·                    церкви типа «восьмерик на четверике с четырьмя прирубами» (девятиглавая церковь Живоначальной Троицы 1712 г. в Клименецком монастыре, расположенном в Заонежье по соседству с островом Кижи (рис.11);

·                    церкви ярусного вида «два восьмерика на четверике» (девятиглавая Предтеченская церковь XVIII в. в селе Шуя Кондопожского района в Карелии (рис.12); Успенская церковь 1770 г. в селе Девятины; двенадцатиглавая Никольская церковь 1791 г. в Оште Вологодской области (рис.13);

·                    церкви ярусного вида «восьмерик с крещатой бочкой на восьмерике с четырьмя прирубами» («круглая по старине, о 20-ти стенах») (18-главая Покровская церковь 1708 г. в селе Анхимово Вологодской области (рис.14);

·                    церкви ярусного вида «два восьмерика на восьмерике» («круглая по старине, о 20-ти стенах») (Преображенская церковь 1714 г. на о. Кижи (рис.15).

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Преобладающее число многоглавых церквей было построено на вологодской земле. Наиболее жизнестойкой и многогранной оказалась древняя архитектурно-конструктивная схема «восьмерик с четырьмя прирубами» («круглая по старине, о 20-ти стенах»). Возникнув в глубокой древности, данная планировка в комбинации с ярусным построением, состоящим из 2-3 восьмериков, достигла предела своих возможностей при создании 22-главой Преображенской церкви 1714 г. в Кижах.

Многоглавие Преображенской церкви, собранное в четко выраженный пирамидальный силуэт, словно возродило шатровое завершение, утвердив его в новой многоглавой форме, в то время как шатер кижской Покровской церкви растворился в собственном многоглавии (рис.16).

На примере церквей Кижского погоста завершился цикл развития культового деревянного зодчества, замкнув собою цепочку: традиционное шатровое покрытие Покровской церкви было уничтожено главками, но возрождено в пирамидальном силуэте многоглавия в образе Преображенской церкви, проделав путь «от шатра к шатру».

Отметим, что все три основных типа церквей: клетские (с каскадом двускатных крыш), шатровые типа «восьмерик на четверике» (с ярусным построением) и многоглавые ярусные церкви, в своем окончательном эволюционном развитии приближаются к пирамидальному (шатровому) силуэту, достигая этого с помощью различных форм (двускатные кровли, ярусные построения восьмериков и ярусное многоглавие).

Культовое деревянное зодчество прошло длительный путь развития от клетских одноглавых, через 5- и 9-главые к 22-главию.

Все разновидности основных типов церковного зодчества были распространены на обширной территории совместного проживания финно-язычного и славянского населения.

Прослеживается территориальное преобладание шатровых церквей типа «восьмерик на четверике» с редко встречающимся многоглавием на территории Карелии (Прионежье и Заонежье).

На землях Ленинградской области преобладают клетские церкви с повышенной высотностью, а шатровые церкви имеют более усложненную схему построения («два восьмерика на четверике» или «восьмерик на восьмерике») с редко встречаемым многоглавием.

Значительным количеством многоглавых церквей отличается Вологодская область, обладающая также удивительным разнообразием типологических решений планов и объемов062.

Каждому типу церквей присущи местные особенности, к сожалению, еще недостаточно изученные и требующие дальнейшего уточнения.

Попытаемся проследить трансформацию щипцовой крыши клетской церкви через «колючие» ломкие очертания бочек с короткими двускатными покрытиями и удлиненными крыльями полиц, резко противостоящих мягким контурам глав, к плавно круглящимся линиям. Именно такие легкие и певучие контуры бочек и глав характерны для 18-главой Покровской церкви 1708 г. в селе Анхимово и 22-главой Преображенской церкви 1714 г. в Кижах. Сочетание резких, ломких линий бочек с изящными силуэтами глав, видимо, одна из особенностей прионежских многоглавых церквей.

На примере восьмискатной щипцовой кровли прослеживается взаимосвязь устройства элементов верхов клетских (щипцы), шатровых (фронтонный пояс) и многоглавых церквей (бочки), продиктованная новыми возможностями архитектурно-конструктивного решения, модой, а также требованиями своего времени, уставшего от острых, зубчатых, строгих линий и устремившегося к праздничным, легко переходящим друг в друга формам многоглавых церквей.

Олицетворением вечного праздника явился Кижский архитектурный комплекс с его знаменитым 33-главием (22-главая Преображенская церковь, 10-главая Покровская и одноглавая колокольня).

 

Колокольни. Способы соединения с церковью

Колокольни предназначены звоном колоколов созывать людей на церковную службу.

Наиболее часто встречаются восьмигранные «круглые» колокольни на низком цоколе четверика («основа стародавняя»). Реже можно встретить шестигранные колокольни (Троицкая церковь 1694 г. в Помялове, Никольская церковь 1696 г. в Согиницах).

Колокольни преимущественно строились отдельно от церквей. Иногда они включались в состав ограды, используясь в качестве «святых ворот»063 (село Рыбрека, погост) или второго, парадного, входа на территорию погоста (село Гимрека). Также колокольни могли иметь вид своеобразного вестибюля перед входом в церковь (село Щелейки, погост). Нередко нижние боковые помещения колокольни использовались как торговые лавки (село Щелейки, погост; Шаменичи, погост). В таких случаях четверик основания продольно делился на три части: средняя служила проходной, а в боковых устраивались лавки для торговли церковными принадлежностями. Близкой к данному решению является кижская колокольня с предусмотренным сквозным проходом по центру чрезмерно увеличенного четверика.

Колокольня могла служить маяком (Успенская церковь 1774 г. в городе Кондопоге)064 или быть «вышкой-смотрильней», расположенной под главой (колокольня в городе Олонце)065.

На рассматриваемой территории распространены колокольни, построенные «в единую связь» с церковью. Блокировка церкви с колокольней прослеживается как на клетских, так на шатровых и многоглавых храмах.

Соединение церкви с колокольней осуществлялось различными способами:

·                    с помощью «крытого перехода на столбах» (церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1760 г. в Кузаранде066, Преображенская церковь 1714 г. в Кижах067 );

·                    через внутренний ход (пятиглавая, крестообразная, шатровая Георгиевская церковь 1751 г. в Толвуе)068.

·                    «устроена над крыльцом» (Георгиевская церковь, первая половина XVI в. В Юксовичах: «колокольня над одновсходным крыльцом со звонницей, устроенной на столбах»069 ; Покровская церковь 1667 г. в Шаменичах070; в Белозерье на Белом озере Покровская церковь XVII–XVIII вв. (в соединении с колокольней шестерик на четверике, поставленная над крыльцом по оси церкви)071);

·                    «устроена над притвором» (церковь Преображения 1776 г. в Шелтозере-Бережном: «над притвором 2-ярусная колокольня из двух восьмериков с неравными гранями»072).

·                    «соединена с трапезной крытой галереей» (Петропавловская церковь 1620 г. в Лычном Острове)073;

·                    «устроена над трапезной» (Ильинская церковь 1781 г. в Шустручье: «…основание колокольни было устроено над западной частью клети трапезной. За колокольней возвышалась клеть самой церкви, увенчанная пятью главами, устроенными на крещатой бочке»074; Успенская церковь 1774 г. в Кондопоге: «…открытая шатровая звонница на небольшом восьмеричке, укрепленная в западной части двускатной кровли трапезной»075; Никольская церковь 1717 г. в деревне Новинки Вологодской области: «в соединение с маленькой колокольней с шатровым верхом над трапезной»076).

·                    соединение «через крыльцо-галерею и притвор» (Варваринская церковь 1650 г. в Яндомозере).

·                    «через двумаршевое крыльцо и трапезную на консолях» (Вознесенская церковь 1761 г. в Типиницах);

·                    через «соединительный переход» (Успенская церковь 1720 г. в Космозере)077;

·                    через усложненную систему двумаршевого крыльца-галереи и боковых лестничных маршей (Никольская церковь 1787 г. в Вегоруксе)078;

·                    с помощью моста и трехрундучного двумаршевого крыльца (Дмитриевская церковь 1783 г. в Шелейках).

Возможны и другие варианты. Разнообразие способов и приемов соединительной связи церкви с колокольней, широкий аспект использования колокольни подтверждают высокую степень профессионализма мастеров культового зодчества данного региона.

 

Ограды церковных погостов

Законченный вид погосту, состоящему из двух церквей (летней и зимней) и колокольни, придавали ограды.

Известны древние деревянные ограды, состоящие из невысоких бревенчатых стен, скрепленных на известном расстоянии квадратными или треугольными срубиками – контрфорсами. Квадратные срубы иногда использовались для торговых целей, так как служили лавочками во время базаров079.

Ограды покрывались двускатными крышами. Иногда при входе в ограду устраивались «святые ворота» для молебствования и окропления скота во время выгона на пастбище в Егорьев день.

Сохранилось описание прежней ограды Кижского погоста: «ограда около сих церквей – каменная, складена из дикого камня искусным образом; высотою 2 1/2 аршина…для входа в оную с четырех сторон находятся четверо ворот»080.

Ограда из валунов окружала Яндомозерский погост.

Бревенчатая ограда «с навесом в три доски на двух резных столбах и главным входом, украшенным резным гребнем» была поставлена вокруг шатровых церквей и колокольни в Космозере.

В Прионежье известны бревенчатые ограды Рыборецкого погоста (колокольня в качестве «святых ворот с калиткой» была включена в состав ограды), в Шелтозере-Бережном и Горнем Шелтозере, а также в Шокше.

В Олонецком районе Флоровская церковь 1613 г. в Мегреге была «обнесена рубленой оградой кладбищенской, ограда интересна воротами: фронтоны двускатной кровли ворот опираются на украшенные резьбой столбы»081. Бревенчатая ограда окружала погост в Кондушах.

Старинная Богоявленская церковь 1605 г. в Челмужах с колокольней была обнесена также бревенчатой оградой.

В единой связи с оградой, рубленной из бревен, стояла колокольня на Гиморецком погосте. Ее контрфорсы в плане имели треугольные срубы. Вход на погост украшали крытые ворота. Своеобразный парадный вход был сделан через колокольню. В Важинах рубленая ограда имела трое крытых ворот. Они были обращены ко двору священника, к деревням и к реке. «Церковные ворота обыкновенно ставились в нескольких саженях от церкви, и каждый проходящий в церковь считал долгом помолиться иконам, в воротах находящихся и, тем самым, приготовиться с благословением войти в самый храм…в пролете ворот под крышей делалась полка для образов»082.

Долго сохранялась рубленая ограда на погосте в Пидьме, а также на Волнаволоцком погосте Ленинградской области.

Церковные ограды охраняли тишину погостов от мирской суеты, а в базарные дни могли использоваться как торговые лавки. Внимание к оформлению погостских оград также свидетельствует об искусном мастерстве зодчих данного региона.

 

Церкви прионежского типа.
Их влияние на создание Кижского архитектурного ансамбля

Особый интерес представляет то, что церкви Кижского архитектурного ансамбля впитали в себя лучшие достоинства многоглавия, получившего наивысшее развитие на территории рассматриваемого региона; преодолели сопротивление шатровых церквей прионежского типа, полностью растворив строгие контуры шатра в легком хороводе девятиглавия; утвердились рядом с колокольней позднего, нетрадиционного устройства (высокий четверик колокольни предназначен для низкого восьмерика).     Прежняя колокольня была совсем иной: ее «стародавняя основа» представляла низкий цоколь (четверик) с высоким восьмериком. Колокольня соединялась с Преображенской церковью «крытым мостом на столбах» (церковный мост).

Это еще одно неоспоримое свидетельство теснейших контактов зодчих, создававших кижские церкви в Заонежье, с культурой церковного зодчества близких и отдаленных территорий Прионежья.

Соседство непревзойденной 22-главой Преображенской церкви с далекой от совершенства Покровской церковью и совсем чужеродной колокольней, как это ни странно, воспринимается содружеством гармонии и красоты.

В чем же заключена сила столь явного архитектурного разнобоя? Вне сомнения цементирующей их нерасторжимое единство является Преображенская церковь, без которой становится бессмысленной усеченная девятиглавой короной Покровская церковь, предназначенная для шатрового завершения, видится полностью беззащитной беспомощная, надуманная в тиши кабинетов уездным архитектором кижская колокольня.

Свой настоящий вид Кижский архитектурный ансамбль обрел не сразу. Первоначально, как известно, после пожара в 1693/94 г. Покровская церковь строилась клетской. Затем, видимо, ее предполагалось перестроить в шатровую с ярко выраженными элементами прионежского типа (ее архитектурно-конструктивная схема предназначена для несения шатра, наличие повалов и фронтонного пояса). Только потом, позднее, она стала девятиглавой.

Следы ее шатрового варианта обнаружены при тщательном обследовании сруба архитектором Л.М.Лисенко.

Возможно, что зарождающийся архитектурный комплекс, состоящий из 22-главой Преображенской церкви, объединенной крытым ходом на столбах со старой колокольней (сохранившейся во время пожара(?) и с Покровской церковью (клетского или шатрового(?) типа, характерными для Заонежья), не вдохновляли зодчих. Они решили найти другой вариант для завершения Покровской церкви – девятиглавие, органично введя его в согласие с многоглавой Преображенской церковью. Две многоглавые церкви и древняя колокольня, доставшаяся, по всей видимости, в наследство от прежней сгоревшей шатровой Преображенской церкви083 также не обрели гармоничного единства. К тому же ветхая колокольня предназначалась к сносу и замене новой, что и произошло в 1862 г., но неудачное архитектурно-конструктивное решение вновь построенной колокольни привело ее к перестройке в 1874 г.084 Вводя обновленную колокольню в ансамбль, уездный архитектор учел высотное соответствие нижних объемов всех трех сооружений (четверик колокольни соответствует высоте прирубов Преображенской церкви и четверику основания Покровской церкви), что позволило уравновесить массы и обеспечить их единство. «План перестройки был составлен и утвержден в строительном отделении Олонецкого губернского правления в 1872 году. Чертеж и смету выполнил городовой И.И.Копошев085».

В связи с этим поздняя колокольня прочно определилась в составе архитектурного комплекса, несмотря на свой нетрадиционный вид и элементы городского излишества (тесовая обшивка, пилястры на углах, полуциркульная форма оконных проемов, филенчатые двустворчатые двери, две из которых ложные). По мнению В.А.Крохина, пропорциональные соотношения восьмерика и четверика колокольни созданы под влиянием церквей прионежского типа, но с изменением пропорций верха086.

На примере Кижского архитектурного ансамбля, создававшегося на протяжении 180 лет (с 1694 по 1874 г.), убеждаешься в мастерстве зодчих доводить до совершенства свои творения (Преображенская церковь), находить выход из сложных положений, смело нарушая устоявшиеся каноны (Покровская церковь), оставаясь верными новым модным веяниям в строительном искусстве (колокольня).

Создание Кижского ансамбля стало возможным благодаря многовековой истории развития народного деревянного зодчества, прошедшего через простейшие клетские церкви, доведенные до полного самовыражения во всех своих разновидностях; через виртуозное воплощение шатровых церквей (Успенская церковь 1774 г. в Кондопоге) и совершенство многоглавия (Преображенская церковь 1714 г. в Кижах).

Благодатная земля, рождающая шедевры деревянного зодчества мирового значения, издавна славилась искусными мастерами-плотниками. Ее территория изобилует древней топонимикой финно-язычного происхождения, тесно переплетаясь со славянской терминологией.

Многовековое совместное проживание финноязычного и славянского населения благотворно сказалось, в частности, на культовом деревянном зодчестве, разнообразном и щедром на красоту, но, к сожалению, еще недостаточно исследованном и поэтому мало известном.

Необходимо продолжить изучение церковного зодчества данного региона, что позволит найти истоки формирования Кижского архитектурного ансамбля и на основе имеющегося материала упорядочить классификационную систему деревянного зодчества России.


001 Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. СПб, 1889. С.85.
002 Там же. С.106.
003 Суслов В.В. Путевые заметки о севере России и Норвегии. СПб, 1889. С.68.
004 Павлинов А.М. История русской архитектуры. М., 1894.
005 Павлинов А.М. История русской архитектуры. С.215-216.
006 Там же. С.217.
007 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942.
008 Там же.
009 Рыбаков А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. С.197.
010 Библиотека музея "Кижи". НРФ. №1544 (Гущина В.А. Церковь Воскрешения Лазаря. Из истории одного памятника народного деревянного зодчества музея "Кижи". 1978).
011 Вахрамеев Е.В. Новые исследования Варваринской церкви в д.Яндомозеро Карельской АССР // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. С.89. Рис.2.
012 Витославлицы. Новгородский музей народного деревянного зодчества. Л., 1985.
013 Известия Императорской археологической комиссии. Вып.52 (Вопросы реставрации. Вып.13). СПб, 1914. Л. 10, 12, 13. Рис.16-18.
014 Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьев Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978. С.98.
015 Известия Императорской археологической комиссии. Вып.57 (Вопросы реставрации. Вып.15.) Петроград, 1915. Л.141. Рис.79.
016 Кутькова Г.А. Новые материалы по исследованию и реконструкции Никольской церкви в селе Вегоруксе // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1991. С.132-138.
017 Карельский государственный краеведческий музей. Рукописный фонд. №39. Л. 1, 6. (Нечаев А. Список памятников церковной архитектуры. 1928.)
018 Там же. С.9.
019 Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 57. Л.143.
020 Карельский государственный краеведческий музей. Рукописный фонд. №39. Л. 1, 6.
021 Известия Императорской археологической комиссии. Вып.57. Л.135.
022 Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьев Е.В. По Ленинградской области. С.97.
023 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. Л.115-119.
024 Известия Императорской археологической комиссии. Вып.57. Л. 155, 157.
025 Национальный архив Республики Карелия (далее - НА РК). Ф.2916. Д.7/60. Оп.1. С.43. (Выписка из протокола №1 заседания Управления по охране памятников архитектуры от 11 января 1950 г.).
026 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. С.76.
027 Известия Императорской археологической комиссии. Вып.52. Л.10.
028 НА РК. Ф.25. Оп.12. Д.34/152. Л.1 (Рыбрека. Древние церкви. 1870).
029 Вахрамеев Е.В. Новые исследования Варваринской церкви в д.Яндомозеро. С.89.
030 Вахрамеева Т.И. Богоявленская церковь села Челмужи. Буклет. Петрозаводск, 1985.
031 Дмитриева З.В., Мильчик М.И. Графические и текстовые источники по истории деревянного церковного зодчества Белозерья (XVI-XVIII вв.) // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1987. Т.XIX. С.168.
032 Гущин Б.А., Гущина В.А. Когда построены Кижи? // Север. 1976. №10. С.106.
033 Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые и переписные книги XVI-XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. С.68-69.
034 Рыбаков А. Устюжна. Череповец. Вытегра. С.76-79.
035 Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые и переписные книги XVI-XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии. С.68-69.
036 Российский государственный исторический архив. Ф.1113. Д. №55 (Страховая оценка Преображенской церкви Шелтозерско-Бережного прихода); Карельский государственный краеведческий музей. Рукописный фонд. №39. Л. 1, 7 (Нечаев А. Список памятников церковной архитектуры. 1928).
037 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. С.85.
038 Российский государственный исторический архив. Ф.1113. Д. №18. (Страховая оценка Успенской церкви в селе Каскесручей).
039 Рыбаков А. Устюжна. Череповец. Вытегра. С.138.
040 Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые и переписные книги XVI-XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии. С.69.
041 Дмитриева З.В., Мильчик М.И. Графические и текстовые источники по истории деревянного церковного зодчества Белозерья (XVI-XVIII вв.). С.167.
042 Дмитриева З.В., Мильчик М.И. Графические и текстовые источники по истории деревянного церковного зодчества Белозерья (XVI-XVIII вв.). С.159. Рис.4. № 3-10, 12, 13.
043 Булкин В., Чугунов Г. Великий Устюг. Л., 1979. С.9-10.
044 Там же. С.9.
045 Там же.
046 Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьев Е.В. По Ленинградской области. С.70-71.
047 Известия Императорской археологической комиссии. Вып.57. С.176.
048 Брусненский приход // Олонецкие епархиальные ведомости. 1906. №6. С.255; №7. С.299; Карельский государственный краеведческий музей. Рукописный фонд. №1635. Л.22.
049 Государственный исторический музей. Отдел письменных источников. Фонд Е.В.Барсова. №450. Ед.хр.696. Л.54 (Ржановский Стефан (священник). Исторические сведения о приходе Кижском Петрозаводского уезда).
("Церковь деревянная, построена в 7152 (1644 г.). При ней колокольня деревянная строена в 1826 г. мастером Повенецкого уезда Пудожского прихода крестьянином Василием Акиловым на собираемую сумму по сборной книге, данной Его Преосвященством Михаилом Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским сего погоста умершему Диакону Иоанну Захарьеву. Здание стоит 1300 рублей.
Вторая церковь во имя преподобного Нила Столбенского построена в 1793 г. Олонецкой губернии Вице-губернатором Николаем Алексеевичем Вердеревским на собственное его иждивение... каким мастером работано неизвестно"). Есть сведения за 1651 г. о том, что в церкви Николы в Лижемской волости "около храму повыше осмерни под розвалом (разрисован) подзор травами". Это очень редко встречающаяся деталь с наружной росписью (Чернякова И. А., Черняков О. В. Писцовые и переписные книги XVI-XVII вв. С.66). Аналогичный расписной подзор имеется на Рождественской церкви 1693 г.(?) в Гимреке Ленинградской области и церкви Рождества Богородицы 1599 г. в деревне Лиственка Бокситогорского района Ленинградской области.
050 Известия Императорской археологической комиссии. Вып.52. Л.175.
051 Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981. С.116. Рис.72.
052 Даль Л.В. Древнерусские церкви в Олонецкой губернии // Зодчий. 1878. №12. Л.24.
053 Там же. Планшет №24.
054 Там же.
055 Там же. Планшет №25.
056 Фонды Государственного музея-заповедника "Кижи". Инв. №13421/38 (Фото Романова К.К. 1926.).
057 Государственный исторический музей. Отдел письменных источников. Фонд Е.В.Барсова. №450. Ед.хр.696. Л.138-139.
058 Суслов В.В. Путевые заметки. Л.60. Рис.XI.
059 Лисенко Л.М. О реконструкции Покровской церкви в Кижах // Архитектурное наследство. 1972. № 20. С.94.
060 Дмитриева З.В., Мильчик И.М. Графические и текстовые источники по истории деревянного церковного зодчества Белозерья (XVI-XVIII). С.168.
061 Витославлицы. С.46.
062 Дмитриева З.В., Мильчик М.И. Графические и текстовые источники по истории деревянного церковного зодчества Белозерья (XVI-XVIII). С.169.
063 Обычно "святые ворота" устанавливали в ограде при входе. В некоторых местах "святые ворота" в виде небольшого бревенчатого входа под двускатной крышей (навесом) увенчанной главкой с крестом, окружались галерейкой, предназначавшейся "для молебствия и окропления святой водой скота" в день святого Георгия.
064 Ополовников А.В. Памятники деревянного зодчества К-ФССР. М., 1955. Л.107.
065 Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. С.116. Рис.73.
066 Васильев М. Поездка в Палеостров и Повенец // ОГВ. 1898. №63. С.3.
067 Государственный исторический музей. Отдел письменных источников. Фонд Е.В.Барсова. №450. Ед.хр.696. Л.86 об.
068 Там же. Л.121.
069 Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьев Е.В. По Ленинградской области. С.98.
070 Суслов В.В. Путевые заметки. Л.65. Рис.XIV.
071 Дмитриева З.В., Мильчик М.И. Графические и текстовые источники по истории деревянного церковного зодчества Белозерья (XVI-XVIII вв.) С.160. Рис. 4, 3.
072 Карельский государственный краеведческий музей. Рукописный фонд. №39. Л.7.
073 Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. Л.58.
074 Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьев Е.В. По Ленинградской области. С.104-105.
075 Ополовников А.В. Памятники деревянного зодчества К-ФССР. С.107.
076 Рыбаков А. Устюжна. Череповец. Вытегра. С.78.
077 Научная библиотека музея-заповедника "Кижи". Инв. №1229. Л.8-9. (Архив профессора Ларса Петтерссона. 1945-1950).
078 Кутькова Г.А. Новые материалы по исследованию и реконструкции Никольской церкви в селе Вегоруксе. Л.136-137.
079 Суслов В.В. Путевые заметки. С.66.
080 Государственный исторический музей. Отдел письменных источников. Фонд Е.В.Барсова. №450. Ед.хр.696. Л.87.
081 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. С.69.
082 Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. С.100.
083 Гущина В.А., Гущин Б.А. Когда построены Кижи? С.106. По данным писцовой книги 1628 г., на Кижском погосте было три постройки шатрового типа (Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые и переписные книги XVI-XVII вв. С.71-72).
084 Гущина В.А., Гущин Б.А. Когда построены Кижи? С.106-107; Архив Карельских специализированных реставрационных научно-производственных мастерских. Б/н. Л.8 (Крохин В.А. К вопросу о постройке колокольни 1874 г. и Покровской церкви 1764 г. Кижского ансамбля. Рукопись. Петрозаводск, 1978).
085 Кижи. Путеводитель. Петрозаводск, 2003. С.51. Автор текста В.А.Гущина.
086 Крохин В.А. К вопросу о постройке колокольни.

  

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский