РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ Е.Е.ГУЩИНОЙ

НА СТРАНИЦУ В.В.КАВЕЛЬМАХЕРА

 

 

Источник: Гущина Е.Е., Кавельмахер В.В. О первоначальном облике трапезной палаты Троице-Сергиева монастыря.  В кн.: Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1979. С. 26-28. Все права сохранены.

Материал отсканирован, отформатирован и предоставлен библиотеке «РусАрх» С.В.Заграевским. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

Е.Е. Гущина, В.В. Кавельмахер

О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ОБЛИКЕ ТРАПЕЗНОЙ ПАЛАТЫ

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

 

Построенная в 1686–1692 гг. трапезная палата Троице-Сергиева монастыря считается дошедшей до нашего времени в относительной сохранности. Это – огромных размеров (около 85 м в длину) трапезный комплекс, состоящий из собственно трапезной палаты, церк­ви Сергия, парадных сеней и малых трапезных палат, примыкающих к основному объему с юга. Все сооружение стоит на подклетах и окружено с четырех сторон открытыми гульбищами. Основной объем трапезной палаты с церковью Сергия и сенями заключен в колоссальных размеров барочную пристенную декорацию в виде «приставного на тумбах» ордера (или полуордера). Образованный этим ордером гигантский параллелепипед трапезных палат разомкнут с востока, где к нему примыкают традиционные трехчастные апсиды. Трапезный комплекс имеет два симметричных парадных входа, обращенных на главную монастырскую площадь. К каждому из входов в древности вели многомаршевые лестницы, одна из которых сохранилась. Над церковью Сергия возвышается несколько сокращенного периметра четверик библиотечного яруса, увенчанный непропорционально маленьким барабаном. Библиотечный ярус украшен декоративным ордером меньшего, чем основной ордер, масштаба.

Большой ордер трапезных палат представляет собой выдающееся явление в архитектуре русского барокко конца XVII в. Помимо развитого трехчастного антаблемента, он имеет особый аттиковый ярус из огромных белокаменных раковин, разделенных тумбами и перекрытых еще одним крепованным карнизом. При этом ордерная схема оставлена по какой-то причине незавершенной: выше карниза аттикового яруса отсутствует полагающийся здесь завершающий ярус декоративных фронтонов с пинаклями.

Все основные объемы трапезной палаты покрыты высокими вальмовыми кровлями (кровлей поздней барочной формы покрыт четверик библиотечного яруса над церковью Сергия). Эти вальмовые кровли устроены по железным стропилам и относятся к середине XVIII в., однако, судя по иконографии памятника первой четверти XVIII в., им предшествовали приблизительно такие же по форме кровли из теса.

Присутствие вальмовых кровель на памятнике барочной архитектуры производит неорганичное впечатление: огромные двускатные кровли трапезной палаты «режут» рассчитанную на полное обозрение архитектуру библиотечного яруса.

В ходе ремонтно-восстановительных работ на памятнике в начале 1970-х гг. группа архитекторов треста обследовала чердаки трапезной палаты Троице-Сергиева монастыря. В процессе обследования было установлено, что первоначально церковь Сергия была пятиглавой и ее четыре недостающих барабана стояли по странам света. Пальмовые кровли на памятнике отсутствовали. Трапезная палата и сопутствующие ей помещения были покрыты скатными тесовыми кровлями почти посводно. Эти кровли были скрыты за высокими парапетами, роль которых играл многоярусный карниз большого ордера и упомянутый аттиковый ярус. Кровли имели скрытый выпуск ливневых вод: выпуски дубовых водометов располагались ниже карниза большого ордера, рядом о. капителями. Библиотечный ярус над церковью Сергия был открыт полностью, в него по гребню тесовых трапезных кровель вело деревянное гульбище. По верху парапетной стены по всему ее периметру стояли «разорванные» барочные фронтоны в виде гребней с тумбами и пинаклями, служившие стене кровлями. Такие же гребни шли по стене церковного четверика вокруг барабанов пятиглавия. На перекрестье больших и малых трапезных палат, внутри парапетной стены, стояла башня, по всей видимости, – часозвоня.

Таким образом, трапезная палата Троице-Сергиева монастыря в самый ранний период ее существования была трехъярусным (подклетный ярус, основной ярус и библиотечный ярус с башней), плосковерхим (все кровли здания были скрытыми), с двумя композиционными вертикалями (церковью на восточном крыле здания, а башней на западной) и двумя отвечающими им парадными входами – сооружением. Все ярусы трапезной палаты (за исключением, быть может, алтарных полукружий) были украшены по верху стен гребнями.

Возникает вопрос: когда и при каких обстоятельствах произошла реконструкция трапезного комплекса? Уже в Описи Троице-Сергиева монастыря 1701 г. трапезная палата описана в том приблизительно виде, в каком мы ее видим сегодня. Следовательно, реконструкция здания произошла практически сразу же после окончания его постройки. При обследовании чердаков было обнаружено, что имеющиеся здесь остатки белокаменного декора (в прошлом наружного) обезображены пожаром. Однако считать причиной внезапной реконструкции трапезной какой-то неизвестный нам пожар, разрушивший или приведший в негодность все белокаменные верхи здания, было бы преждевременно. О таком пожаре в Троицком монастыре в период с 1692 г. по 1700 г. нам ничего не известно. Здесь возможна другая гипотеза: здание трапезной могло быть реконструировано самим монастырскими властями сразу же после его сооружения по причине неудобства в эксплуатации первоначально запроектированных кровель, а остатки белокаменного декора могли обгореть в большой пожар 1746 г.

 

 

НА СТРАНИЦУ Е.Е.ГУЩИНОЙ

НА СТРАНИЦУ В.В.КАВЕЛЬМАХЕРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский