РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
В нынешнем году исполняется 1060 лет первому летописному упоминанию о
христианском храме на Руси — в “Повести временных лет” преподобного Нестора
Летописца. Речь идет о киевской Ильинской церкви.
Ильинский храм — один из немногих очевидцев более чем тысячелетней истории
развития славянской цивилизации. Но при этом он не “немой свидетель”: он
мужественно делил непростую судьбу со своей землей и народом. Он знает обо всех
радостях и горестях людских, ибо сюда, в Дом Божий, приходил люд на протяжении
столетий “в радости сердца хвалить Бога” и в скорби душевной просить
заступничества и покровительства у Вседержителя. Поэтому история Ильинской
церкви — это живая история всей нашей земли, от формирования высшего
государственного устройства до судеб простых поселян киевского Подола.
В древних русских летописях храм св. пророка Илии упоминается дважды. И оба
этих упоминания содержатся у преподобного Нестора в его бесценной “Повести
временных лет”.
Повествуя об этапах становления Древнерусского государства, летописец особое
внимание уделяет престольному граду Киеву, ставшему “матерью градов Русских”. С
тех пор, как на здешних холмах воссели легендарные братья Кий, Щек и Хорив с
сестрою своей Лыбедью, не прерывалась цепочка мудрых и отважных воевод земель
Киевских. Позже, именно здесь находился княжеский двор — средоточие всей жизни
Киевской Руси, ее политический, экономический и духовный центр. Сюда прибывали
послы заморских держав заключать договоры и соглашения с киевскими князьями.
Первый раз преподобный Нестор упоминает об Ильинской церкви в связи с
договором, заключенным в 945 (6453) году от Р. Х., между Великим Князем
Киевским Игорем I Рюриковичем и Византийским Императором Романом Лекапеном.
Формальным поводом для его подписания стало перемирие между византийцами и
русичами после второго Игорева похода на Константинополь в 944 году. В этом
древнем манускрипте сказано: “Мы же, елико нас крестилися есмы, кляхомся
церковью святаго Ильи в зборней церкви, предлежащим честным Крестом и харотьею
сею”.
Второе упоминание принадлежит перу самого летописца, прп. Нестора. После
изложения договора он говорит о той же церкви и даже описывает место, на
котором она стояла в Киеве: “а христьяную Русь водиша в церковь святаго Ильи,
яже есть над ручьем, конец Пасынче Беседы и Козаре: се бо бе сборная церкви,
мнози бо беша Варязи христьяни”.
Согласно летописи, это мирное соглашение Руси с Византией было заключено
послами князя Игоря и императором Романом в Константинополе по древнему обычаю:
с принесением клятвы на верность словам договора. После чего русичи вместе с
греческим посольством отправились в Киев, чтобы такое же обещание принести
перед лицом киевского князя.
Клятва, как залог верности данному слову, должна иметь своим предметом и
содержанием самое ценное, чем обладает человек. Для язычника князя Игоря и его
единоверной дружины такими ценностями были идолы божеств и оружие. Поэтому
клятву они приносили на холме у капища Перуна — главного славянского божества,
идол которого возвышался над Днепром и киевскими холмами. Но среди русской рати
были и христиане — варяги, которые не могли участвовать в религиозных языческих
церемониях и, тем более, клясться у изваяний ложных богов. Эта часть дружины
принесла клятву в церкви святого Илии пред Честным Крестом.
Таково содержание отрывка летописи преподобного Нестора, в котором он впервые
упоминает о христианской церкви на Руси, а именно — о церкви святого пророка
Илии.
Данное место “Повести временных лет” описывает события, происходившие в 945
году. Таким образом, мы имеем свидетельство о существовании в Киеве
христианской общины еще за 43 года до Крещения Руси святым князем Владимиром.
Составляли эту общину в основном варяги, которые несли службу в дружине
киевских князей, и византийские купцы, находившиеся в Киеве по торговым делам.
Вероятнее всего, эти купцы и построили Ильинскую церковь для своих духовных
нужд. К сожалению, летопись не указывает времени основания этого храма. Но
можно предположить, что появился он задолго до 945 года, так как торговые
отношения Руси с Византией завязались довольно рано — еще в VII–VIII веках; а
одно из преданий напрямую связывает основание храма пророка Илии с именем
киевского князя Аскольда.
Из летописи видно, что к середине Х века Ильинская церковь была довольно
известна. А термин “сборная” или “соборная” по отношению к ней дает право
предполагать, что она была единственным храмом в городе, который являлся местом
сбора всей городской общины христиан. Либо, если храмов в Киеве было несколько,
церковь святого Илии была “соборной” в современном понимании этого термина —
т.е. главной, кафедральной.
Однако главной загадкой в истории Ильинской церкви стало определение ее
местоположения на плане древнего Киева. Хотя преподобный Нестор и оставил в
летописи топографическую ориентировку расположения церковного здания, к
сожалению, долгое время она оставалась не до конца понятной, что рождало
разнообразнейшие версии локализации церкви. Речь идет о словах летописи “яже
есть над ручьем, конец Пасынче Беседы и Козаре”. По всей видимости, “Пасынча
Беседа” и “Козаре” — это районы древнего киевского Подола, между которыми
находилась Ильинская церковь. Но эти названия в летописи больше нигде не
упоминаются, что создает сложность для их самостоятельной локализации. Более
понятным является упоминание “ручья”, которому, очевидно, соответствует река
Почайна. Отделенная в то время от Днепра довольно длинной косой, она являлась
прекрасной естественной гаванью, где разгружались иностранные торговые корабли.
Их владельцы, по-видимому, проживали рядом со своими товарными складами
компактными поселениями. Среди этих купцов были православные греки, которые и
построили рядом со своей слободой христианский храм в честь пророка Илии.
А если учесть древнюю традицию постройки храмов на месте прежде бывших, то
становится очевидным, что древняя Ильинская церковь располагалась на месте
нынешней, либо в непосредственной близости от нее.
Во время княжения святой равноапостольной Ольги, жены Игоря, сменившей
покойного супруга на престоле, Ильинский храм мирно существовал среди
языческого окружения. Вполне возможно, что именно здесь просвещающая благодать
Божия впервые коснулась сердца нашей равноапостольной сродницы, и в последствии
она часто молилась в этом святом месте.
Существует целый спектр мнений о том, что крещение киевлян в 988 году
совершилось около церкви святого Илии, на берегу рек Днепра и Почайны. Тем
более, что, согласно церковным канонам, человека после Крещения вводят в церковь.
Итак, ко времени преподобного Нестора (начало XII века), в Ильинском храме
постоянно проводились богослужения. О том, каким был внешний вид здания древней
Ильинской церкви, никакой информации до нашего времени не сохранилось.
Археологические находки на Подоле дают некоторые основания полагать, что в
середине Х века среди деревянной застройки Киева — разнообразных теремов, изб,
срубов, полуземлянок, амбаров — уже существовали каменные здания. Вполне
возможно, византийцы возвели свой храм из кирпича. Но, как уже говорилось, это
лишь предположения.
В последующие после упомянутых в летописи несколько веков какая-либо
историческая информация об Ильинской церкви напрочь отсутствует. Нить
хронологии теряется более чем на шесть столетий. Нередко происходившие пожары,
многочисленные осады, разрушения Киева и, в конечном итоге, его запустение дают
основание думать, что и церковь пророка Илии не избежала горькой участи
множества древних киевских церквей. Итак, каким образом и когда — неизвестно,
но древний Ильинский храм прекратил свое существование. Нашествие
татаро-монголов в XIII веке на несколько столетий обратило Киев в малообитаемые
руины. И хотя жизнь здесь полностью не замирала, однако бывшая столица Киевской
Руси из центра превратилась в провинциальное местечко. Такое плачевное
положение наблюдалось до XVI века, когда постепенно Киев начал возвращать себе
первенствующие позиции на юге Руси. Прибывало население, застраивался город,
восстанавливались храмы.
Промыслом Божиим возвелся из небытия и Ильинский храм. Упоминание о нем находим
в хрониках 1632 года. В них на Подоле значится 11 православных приходских
церквей, причем некоторые с новыми названиями, которые ранее не встречались. То
есть в начале XVII века растущее население подольской части Киева уже не могло
удовлетворять свои духовные потребности в имеющихся приходских церквах, их
попросту не хватало.
Новая эра в бытии Ильинской церкви наступила в 1692 году. Именно в этот год
“иждивением киевского мещанина Петра Гудимы” сооружено каменное здание Ильинской
церкви, сохранившееся до наших дней. Трудно переоценить заслуги этого строителя
и его потомков в деле созидания храмового комплекса Ильинской церкви.
Во второй половине XVII века Петр Гудима приобрел на подольском берегу Днепра
“плац Охримовский”, где построил собственный дом и подворье. Этот “плац”
находился в административном подчинении прихода Ильинской церкви, что и
послужило причиной того, что в 1692 году была разобрана старая деревянная
церковь и на средства Петра Левковича выстроен новый храм из камня.
История донесла до нас графическое изображение храма, построенного Петром
Гудимой, на плане Киева, составленном в 1695 году. Здание Ильинского храма
предстает перед нами практически в современном виде (за исключением четырех
маковок). Нет только боковых приделов, пристроенных к храму позже, и окружающих
построек современного храмового ансамбля.
Не забывали о церкви пророка Илии и следующие поколения рода Гудимов. Сын Петра
Левковича, купец Иван Петрович Гудима, был очень благочестивым человеком. На сохранившемся
портрете он в уже довольно преклонном возрасте, но при этом не утерявший
бодрость, приподнятое настроение и ясность взгляда, говорящего о ясности мысли.
Он изображен рядом со св. Распятием, что свидетельствует о твердости его
упования и веры в Господа Бога, а надпись на портрете ставит в пример образ и
трезвость “Гудимова жития”. Полковой есаул Павел Иванович Гудима, внук
основателя фамилии, в 1755 году произвел реставрацию храма. А его брат Феодор
принял священный сан и нес пастырское служение в Ильинском храме в 1740-х
годах. Стоит упомянуть еще о двух представителях рода Петра Гудимы, несших
священническое служение в храме своих предков. Это Иаков Гудима (1780-е гг.) и
Григорий Гудима (начало 1800-х гг.).
В сохранившихся архивных материалах находится интереснейшее упоминание о
погребении создателей Ильинского храма в его притворе. К сожалению, фактически
удостовериться в этом, по объективным причинам, сегодня невозможно. Однако
такая традиция имела довольно широкое распространение в нашей Церкви, и поэтому
вполне вероятно, что прах создателей храма, о которых в ней постоянно
возносится молитва, покоится здесь же.
Здание Ильинской церкви принадлежит к виду крестовокупольных построек из
обожженного кирпича. Оно является классической трехчастной церковью, состоящей
из алтаря, центральной части и притвора. Увенчано одним куполом. Композиционное
построение восходит к типу украинских трехсрубных деревянных церквей.
Сравнительно небольшое сооружение выделяется лаконичностью и четкостью
архитектурных форм, подчеркнуто сдержанным внешним декором. Декор фасадов
выполнен в традициях русской архитектуры XVII века.
Основные конструкционные элементы здания Ильинской церкви за более чем
трехсотлетний период его существования практически не изменились. К нему периодически
делали пристройки, а также обновляли внутреннее убранство.
В 1718 году храм впервые пострадал от пожара. Полностью его восстановить Павлу
Гудиме удалось только через 7 лет (к 1755 г.). В это время с севера к зданию
был пристроен придел Иоанна Предтечи, появилась шатровая колокольня и изящные
главные врата храма в виде триумфальной арки, которые исследователи относят к
кругу произведений выдающегося украинского зодчего И. Г. Григоровича-Барского.
Второй раз храм пострадал от огня в 1811 году. Это был страшный пожар 9 – 10
июля 1811 года, когда выгорел практически весь Подол. Осталось лишь несколько
чудом уцелевших построек. Некоторые из них мы можем видеть и сегодня.
После того пожара планировка Подола была кардинально изменена. Если раньше
застройки имели хаотический характер, то теперь здания расположили в кварталы,
составляющие строго прямые улицы, перпендикулярно пересекающиеся между собой.
Старое направление подольских улочек зафиксировано лишь упомянутыми уцелевшими
гражданскими постройками и храмами. “Косое” положение зданий ансамбля Ильинской
церкви по отношению к “красной линии” Почайнинской улицы обусловлено именно
этой перепланировкой.
В XIX веке окончательно сложился не только архитектурный облик Ильинской
церкви, но и внутренний уклад жизни прихода. Во главе общины стояли
высокообразованные и авторитетные священники, совмещавшие пастырскую
деятельность с педагогической практикой в духовных учебных заведениях.
Церковным хозяйством управляли энергичные и уважаемые народом старосты. Несмотря
на малочисленность паствы прихода (в среднем 130 душ), храм был полностью
обеспечен материальными ресурсами и даже оказывал поддержку другим слабейшим
приходам.
Жизнью прихода Ильинской церкви интересовались такие выдающиеся церковные
деятели, как митрополит Евгений (Болховитинов), святитель Филарет Киевский
(Амфитеатров), святитель Иннокентий Херсонский (Борисов), бывший в то время
епископом Чигиринским, викарием Киевского митрополита.
В благолепном виде и здоровом духовном состоянии встретила Ильинская церковь
роковые события Октябрьского переворота и последовавшую за ним гражданскую
войну, обрушившиеся на Киев и ставшие трагедией для всего народа. Политическая
неразбериха, экономическая нестабильность и произвол вооруженных банд посеяли в
обществе хаос и отчаяние.
Установление большевистского режима подорвало вековые устои жизни Церкви.
Притеснения и открытые гонения со стороны власть имущих распространились как на
духовенство, так и на рядовых членов церковных общин, не желавших идти на
компромиссы со своей совестью и предавать веру своих отцов. Власти под разными
предлогами перерегистрировали или распускали церковные общины. Их имущество
“национализировалось”, пытавшихся противодействовать устраняли любыми
способами.
Всевозможные реквизиции и передачи церковного имущества не обминули стороной и
киевскую церковь пророка Илии. Урон храму нанесли и боевые действия: в
результате артобстрела в 1918 году в алтарную часть храма попал снаряд. А
наступление Красной армии в начале октября 1919 года на Киев вообще угрожало
стереть храм с лица земли.
Однако, несмотря на внешние смуты, приход продолжал осуществлять свою миссию.
Ильинская церковь в течение ряда лет оставалась действующей. Но в 30-х годах XX
в. и она не избежала горькой участи большинства храмов, находящихся на
территории Советского Союза. Церковь пророка Илии закрыли и передали в ведение
Киевского элеватора. В ее помещении был устроен зерновой склад.
Суровые испытания, выпавшие на долю нашего народа во время Великой
Отечественной войны, многих отрезвили и заставили пересмотреть жизненные
ценности. Скорби возвратили возгордившихся людей к Богу, и народ стал приносить
покаяние. В этот период отмечены особые знаки милости Божией: одним из таких
стало открытие храмов. Возобновила свою жизнь и Ильинская церковь. Здание храма
было приведено в надлежащий вид, и в нем вновь начали совершать богослужения,
не прекращающиеся поныне.
Сегодня храм пророка Илии на Подоле по праву считается образцовым.
Благолепность внешнего вида зданий храмового комплекса отражает стройность
внутренней жизни общины. Такая гармония — не случайность, а плод кропотливого
труда прихожан во главе с настоятелем — протоиереем Виталием Косовским. Именно
с его назначением в 1991 году в Ильинский храм все сферы жизни прихода получили
новый импульс.
Благоустроена территория, прилегающая к храму; проведены реставрационные работы
всех фасадов комплекса. В 1997 году позолочены купола храма и колокольни общей
площадью 150 м2. В 2004 году обветшавшие писаные иконы “Взятие пророка Илии на
небо”, а также святых равноапостольных Владимира и Ольги, расположенные на
фасаде западного притвора главного храма, заменены на мозаичные. Икона Иоанна
Предтечи на фасаде притвора малого храма изготовлена в виде витража из
разноцветного стекла и имеет подсветку изнутри.
Интерьер Ильинской церкви также несколько видоизменился. По эскизам художника и
скульптора монаха Иосифа (Немченко) сооружен новый белоснежный трехъярусный
иконостас. Его кирпичная основа украшена гипсовой лепкой в неовизантийском
стиле (по декору перекликающейся с оформлением иконостаса Владимирского собора
г. Киева). А белизна, выделяясь на сдержанном фоне интерьера церкви, напоминает
верующим о необходимой чистоте сердца и святости жизни, которые являются
залогом спасения.
Особо стоит отметить помещение крещальни, устроенное в церковном здании. Два
баптистерия — для взрослых и для младенцев — дают возможность совершать обряд
Таинства Крещения согласно древней церковной практике — в полное погружение.
Духовная жизнь общины церкви пророка Илии полнокровна и интенсивна. Падение
тоталитарной идеологии дало Церкви возможность свободно и открыто исповедовать
и проповедовать евангельскую Истину народу, который получил долгожданную
возможность беспрепятственно приходить в храм и возносить свои молитвы Богу.
Первым шагом общины церкви пророка Илии на этом пути стало открытие воскресной
школы. Сегодня ее первые слушатели, делясь своими воспоминаниями, отмечают
особый энтузиазм священнослужителей, преподававших им Закон Божий, несмотря на
довольно стесненные условия. Ведь вначале занятия проходили в притворе
Иоанно-Предтеченского придела — помещении довольно тесном и неприспособленном.
Позже, с умножением количества слушателей, занятия перенесли в сам придел. Для
приступающих к Таинствам Крещения и Брака были организованы подготовительные
курсы.
Благолепие богослужений обеспечивается тремя певческими коллективами: хором
воспитанников Киевской Духовной Академии, клиросом под управлением О. В.
Литвиненко и детским хором под руководством Е. Маевой.
Стоит отметить существующие глубокие традиции хора воспитанников КДА при
Ильинской церкви. Большинство певцов этого коллектива имеют опыт пения в хорах
Одесской и Московской Духовных Семинарий. Многолетняя совместная творческая
деятельность, объединяющая певцов, позволяет хору исполнять произведения
известнейших церковных композиторов. При этом они поддерживают и развивают
традиции народной песни. В 2002 году по инициативе настоятеля, прот. Виталия
Косовского, хор выпустил аудиоальбом “От юности моея”.
Ильинский храм часто становится местом особого паломничества киевлян во время
пребывания в нем чудотворных образов Божией Матери. За последнее время здесь
находились Почаевская икона Пресвятой Богородицы и образ Всецарицы. Храм часто
посещают с пастырскими визитами иерархи Православной Церкви во главе с
Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины.
Молитвенное предстательство пророка Илии да пребывает с нами.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский