РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Ильенко И.В., Демидов С.В. Смоленская церковь села Сафарино (исследования и реставрация). В кн.: Реставрация и исследования памятников культуры. Выпуск IV. М., 2001. С. 92-97. Все права сохранены.
И.В. Ильенко, С.В. Демидов
Смоленская церковь села Сафарино
(исследования и реставрация)
Памятники подмосковного села Сафарино (ныне с. Софрино Пушкинского р-на) привлекали внимание исследователей уже в первой половине XIX в.1 В то время в селе было два храма – деревянный приходский и каменный домовый при палатах владельцев, – пруды, парк, хозяйственные постройки.
До наших
дней сохранились лишь каменная Смоленская церковь (1691 –1694) с поздними
пристройками, липовый парк, пруды. Впервые обследование этого храма с целью
реставрации было предпринято в
Серьезные
исследования церкви начались в
Одновременно
с натурными исследованиями проводились историко-архивные изыскания, позволившие
установить строительную историю памятника. В конце XVII в. село Сафарино с деревнями Кленики
и Бурдаково было пожаловано боярину Федору Петровичу Салтыкову, дочь которого
Прасковья в
Ил. 1. Смоленская церковь. Состояние до реставрации. Вид с юга.
О
времени сооружения каменной Смоленской церкви мы знаем из храмозданной грамоты
патриарха Адриана, данной Федору Салтыкову 11 августа
Наиболее
раннее описание церкви и палат относится к
Следующая
опись была составлена спустя 17 лет, в
На
межевом плане
Последней владелицей села была графиня В.Н. Ягужинская – урожденная Салтыкова, племянница строителя храма11, – которая увековечила свое имя тем, что за 18 лет до отмены крепостного права освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им все угодья.
В
Побывавший в 60-е годы в Сафарине И.М. Снегирев внимательно осмотрел церковь и описал ее. В опубликованной им статье мы находим любопытные для нас сведения: «Внутреннее расположение церкви состоит из трех частей, т.е. трапезы, храма и алтаря; из угла первой ломаная лестница в каменном столпе ведет на хоры и в колокольню, помещенную в фонаре главы. Помост из дубовых лещадей, поднятый на две ступени для солеи алтарной. Иконостас современен и соответствует храму, резной в стиле рококо и местами позолоченный <...> Алтарь освещен тремя окнами. В южном его предалтарии сделана западня в полу, или сход, который ведет в усыпальницу...»14.
В
В
Ил. 2. Смоленская церковь после реставрации. Вид с юго-востока.
В
Смоленская церковь, как и аналогичные ей «нарышкинские» храмы (Знамения на Шереметьевом дворе, Троицы в Троицком-Лыкове, Покрова в Филях), небольшая по площади, на подклете. В отличие от однотипных церквей она имеет не три, а четыре восьмерика, два из которых световые и выходят в интерьер храма, а третий и четвертый являются звонницей и барабаном под главу. Окружавшая первоначально храм галерея и примыкавшие к церкви с запада владельческие палаты не сохранились.
Представление
о палатах дают две литографии А. Мартынова, выполненные, видимо, в середине XIX в. и затем опубликованные19.
На той из них, где представлен общий вид комплекса (ил. 3), мы не видим
галереи; очевидно, она к этому времени была уже разобрана, а вместо нее перед
северным и, возможно, южным порталами устроены балконы, опирающиеся на четыре
колонны. В описях 1742 и 1759 гг. галерея не упоминается, однако из этого не
следует, что в это время ее уже не было. Косвенным подтверждением тому может
служить не раз поновленное изображение над северным порталом святителя Димитрия
Ростовского, канонизация которого состоялась в
Ил. 3. Смоленская церковь и владельческие палаты. Вид с северо-востока. Литография А.А. Мартынова середины XIX в.
Ил. 4. План подклета церкви с нанесением оснований столбов галереи.
Попытка реконструировать
вид Смоленской церкви с галереей впервые была предпринята Н.А. Потаповым в
Приступив
к нашим исследованиям, мы сделали ряд наблюдений: в некоторых местах под
белокаменным карнизом между подклетом и церковью просматривалась заложенная
пята свода галереи и четыре срубленных кирпича кладки свода; в уровне карниза
виднелись и хвосты металлических связей, шедшие некогда, по-видимому, к столбам
галереи. Напротив этих связей были заложены шурфы. И хотя толщина культурного
слоя вокруг древнего ядра Смоленской церкви достигала
Наиболее интересные результаты были получены при раскопках у северного фасада. Здесь помимо столбов галереи храма были открыты и столбы галереи перед северным фасадом столовой палаты. С раскопками этих столбов стало ясно, что изображенный на литографии А. Мартынова дверной проем в восточной стене средней выступающей части палат вел на галерею. Напротив северного фасада трапезной XIX в., на месте которой находился переход между церковью и палатами, раскопками было вскрыто основание широкой лестницы с пандусом (ил. 5). Таким образом, в ходе раскопок удалось обнаружить основания столбов галереи вокруг храма и у северного фасада палат, северную лестницу, остатки укреплявших столбы контрфорсов. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что галерея была разобрана, вероятнее всего, в начале XIX столетия. В процессе реставрации были найдены белокаменные детали, некоторые из которых могли относиться к декоративному оформлению галереи: два фрагмента белокаменных балясин и обломы карнизов. В совокупности все полученные данные позволяют выполнить графическую реконструкцию окружавшей храм галереи и всего комплекса палат.
Ил. 5. Основание северной лестницы, выявленное в ходе раскопок у северного фасада трапезной.
Ил. 6. Белокаменная балясина, найденная в процессе реставрации и предположительно относящаяся к парапету галереи.
Любопытные материалы были получены и при исследовании самого храма. Так, над западным проходом из притвора в центральную часть церкви были открыты заложенные кирпичом хоры. В описях храма упоминается лестница в углу трапезной внутри каменного столба, которая вела на хоры и в звонницу. К сожалению, никаких следов от нее обнаружить не удалось. В алтаре, у южной стены, была найдена западня в полу, ведущая на внутристенную лестницу в подклет, где погребена В.Н. Ягужинская. При переустройстве в церкви отопительной системы во второй половине XIX в. лестница была сломана и на ее месте устроен канал калориферного отопления. По сохранившимся следам она была восстановлена.
При пристройке в 60-е годы XIX в. трапезной кладка в западной стене храма была выломана и вместо западного портала и двух окон по сторонам от него здесь выложена широкая арка. После удаления штукатурки на сохранившихся фрагментах стены были обнаружены остатки оконных проемов и наличников: тесанный из кирпича фрагмент обрамления рассвета окна в виде гуська, срубленные белокаменные карнизы в нижней части окна, хвосты металлических анкеров, крепивших стволы колонн наличников к кладке стен и подставов. По этим остаткам западная стена и была восстановлена.
Западная
стена трапезной
Ил. 7. Белокаменный камин столовой палаты. Литография А.А. Мартынова середины XIX в.
Ил. 8, 9. Детали белокаменного камина, обнаруженные в ходе ведения работ.
При ремонте белокаменного крыльца перед входом в храм были обнаружены фрагменты одного из белокаменных каминов палат (ил. 8, 9). Уложенные вниз резьбой, блоки использовались в качестве ступеней. Несколько деталей камина было перетесано на карнизы при сооружении колокольни в 60-х годах XIX века. Кроме того, на территории церкви был найден белокаменный фрагмент карниза с акантовыми листьями23. На основании этих находок появилась реальная возможность не только на бумаге, но и в натуре провести реконструкцию белокаменного камина – редкого памятника декоративно-прикладного искусства XVIII столетия.
В ходе ведения работ около церкви было обнаружено немало фрагментов печных изразцов конца XVII–начала XVIII в., которые позволяют проследить всю историю смены печей в палатах. Наиболее ранние из них – зеленые и полихромные рельефные. В XVIII в. печи выложили из рельефных изразцов с синим орнаментом на белом фоне, которые, в свою очередь, были заменены печами из расписных изразцов.
Одна из интересных находок – остатки первоначальной росписи интерьера церкви. Под штукатуркой второй половины XIX в. вокруг оконных проемов фрагментарно сохранились орнаментальные росписи, выполненные охрой и суриком непосредственно по известковой обмазке стен. Росписи эти имитировали, видимо, золоченую резьбу по дереву, обрамляющую проемы в других нарышкинских храмах – Покрова в Филях и Троицы в Троицком-Лыкове, – где заказчиками выступали более состоятельные бояре, нежели Ф.П. Салтыков.
В приведенных выше описях упоминается покрытие храма лещадью и жестью. На центральном своде и алтаре вдоль парапетов сохранились плиты белокаменной лещади с протесанными желобами для стока воды, а в кладке сводов – кованые гвозди с кусочками железа от металлического покрытия, что полностью подтверждает текст описей.
Белокаменная лестница на своде храма, ведущая в восьмерик звона, не сохранилась. Однако на известковой обмазке свода читался ее четкий след, благодаря которому лестница и была восстановлена.
Декоративное белокаменное убранство церкви дошло до нас в разной степени сохранности; в целом его восстановление не представляло большой сложности. Однако не сохранилось завершений парапетов восьмериков. На приведенной литографии А.А. Мартынова видно, что парапеты треугольной формы третьего восьмерика-звонницы завершались шарами. В ходе реставрации нами были обнаружены шары и подставки от них, обломки пинаклей. Проведенный анализ показал, что парапеты первого восьмерика также завершались шарами, а второго – пинаклями, которые и были воссозданы на основании найденных подлинных деталей.
Ил. 10. Смоленская церковь 1691–1694 гг. Реконструкция. Вид с северо-востока.
Из цитированных выше документов было известно, что глава и крест храма неоднократно переделывались. Во время реставрационных работ мы обнаружили в земле железное со следами позолоты репье с креста, по своим стилистическим особенностям характерное для конца XVII в. Проектом реставрации было предложено (и утверждено Реставрационным советом) восстановить главу и крест в формах конца XVII в. по аналогиям, так как на литографии середины XIX в. и на фотографиях конца XIX – начала XX в. завершение храма запечатлено уже в более поздних формах. Так, форма купола и рисунок покрытия – чешуей – были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, как наиболее близкой по архитектурным особенностям к Смоленской церкви, а крест повторен по образцу креста церкви Николы в Пупышах, украшенного такими же репьями, что и обнаруженное в Сафарине24.
Проведенные исследования и реставрация церкви позволили не только спасти от разрушения уникальный памятник русской архитектуры, но и выполнить научно обоснованную реконструкцию его первоначального вида (ил.10).
_____________________________________________
1. Макаров М.Н. Журнал пешеходцев от Москвы до Ростова и обратно в Москву. М., 1830. С. 46; Снегирев И.М., Мартынов А.А. Государево дворцовое село Сафарино // Русские достопамятности. М., 1883. Т. 4. С. 167-192; Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI–XVIII ст. Вып. 5. Радонежская десятина (Московского уезда). М., 1887. С. 91-93.
2. Архив ЦНРПМ, инв. № 38/1.
3. Исследовательские и реставрационные работы возглавила Ирина Валентиновна Ильенко (1921–1996) – признанный знаток памятников «нарышкинского барокко» конца XVII – начала XVIII в.; участие в работах принял С.В. Демидов. – Прим. ред.
4. Семевский М.И. Царица Прасковья, СПб., 1883. С. 9.
5. РГАДА, ф. 27, оп. 484, ч. 3, д. 99; ч. 4, д. 26.
6. Снегирев
И.М., Мартынов А.А. Указ. соч. С. 178-179. Храмозданная грамота хранилась в
краеведческом музее при школе в д. Талицы. В феврале
7. Снегирев
И.М., Мартынов А.А. Указ. соч. С. 180-181. Как следует из надписи, колокол был
отлит в
8. РГАДА, ф.
1239, оп. 1/51, д. 838,
9. Снегирев И.М., Мартынов А.А. Указ. соч. С. 182-192.
10. РГАДА, ф. 1354, оп. 246/1, д. С-46 кр.
11. Российская родословная книга. Изд. кн. П. Долгоруковым. М., 1855. Ч. П. С. 74.
12. Токмаков И. Историко-статистическое и археологическое описание г. Дмитрова с уездом и святынями. М., 1893. С. 104.
13. Древности: Труды МАО. М., 1904. Т. XX. Вып. II. С. 141.
14. Снегирев И.М., Мартынов А.А. Указ. соч. С. 179-180.
15. ЦИАМ, ф. 203, оп. 247, д. 484, 1868–1872 гг. («О дозволении причту и церковному старосте церкви Смоленской Богоматери Софарина сделать оную теплой, а также переделать церковную главу»).
16. Кончаловский П. От Москвы до Архангельска по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. М., 1897. С. 75.
17. Древности: Труды Комиссии по сохранению древних памятников МАО. М., 1909. Т. 3. С. 250.
18. Древности: Труды МАО. М., 1904. Т. XX. Вып. II. С. 137, 141-142, 152.
19. Снегирев И.М., Мартынов А.А. Указ. соч. Вклейки после с. 176, 180. Подлинники хранятся в отделе ИЗО ГИМа.
20. Потапов Н.А. Очерки древнерусской гражданской архитектуры. М., 1907. С. 161.
21. Подключников В.Н. Три памятника XVII столетия. М., 1945. С. а.
22. Раскопки проводили И.В. Ильенко и С.В. Демидов, а с южной стороны – археолог Е.Л. Хворостова. Отчет о раскопках хранится в архиве ЦНРПМ (инв. № 38/136).
23. Детали белокаменного камина, балясина галереи, изразцы, найденные в ходе реставрационных работ, хранятся в Смоленской церкви, возвращенной ныне верующим.
24. Крест хранится в фондах музея-усадьбы «Коломенское».
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский